Ст 11.14 3 коап рф судебная практика.

Статья 228 часть 3 УК РФ предусматривает такой вид посягательства, как незаконный оборот наркотиков, а также прекурсоры для их изготовления. Подобные действия имеют большое количество вариантов проявления во внешней среде, за счёт чего создаётся возможность привлечения лиц к ответственности за подобное правонарушение. Уголовный кодекс Российской Федерации в указанной норме, а также комментариях к ней подробно разъясняет, как проявляются преступные действия и что позволяет обозначить их, как опасное деяние, а не административный проступок.

Для применения мер наказания к лицам, совершившим преступное посягательство на общественные отношения, необходимо определить состав таких действий, установить все его обязательные элементы. Это условие необходимо для следственной работы, поскольку именно такие действия позволят отграничить административное правонарушение от уголовного деяния.

Однако следует определиться с тем, что собой представляет конкретный вид запрещённых материалов. Они выступают теми веществами, которые в результате переработки могут дать наркотики.

Определяется несколько видов:

  • выступающие частями уже переработанных наркотиков и психотропных веществ;
  • входящие в состав растений, из которых формируются опасные вещества.


Такие материалы отслеживаются, являются запрещёнными, их оборот находится на контроле Правительства РФ, которое сформировало перечень веществ, относящихся к указанной группе. Оборот конкретных материалов и предусмотрен статьёй 228.3 УК РФ с последними изменениями.

Состав любого преступного действия должен включать в себя четыре обязательных элемента. Отсутствие одного из них приводит к невозможности привлечения лица к ответственности.

Рассматривая любой их элементов, можно сформировать состав сразу по двум статьям, а именно 228 и 228.3, поскольку действия виновного человека схожи, а отличие проявляется только в предмете. Именно объект будет выступать первым обязательным критериям определения состава и применения мер ответственности.

Для данного вида посягательства характерен такой объект, как здоровье населения и нравственная составляющая общества. То есть наркотики и их составляющие могут нанести как физический вред человеку, так и моральный, склонить его к негативным поступкам и даже спровоцировать новые деяния. Только этот критерий определяет оборот опасных веществ, как мероприятие с повышенной опасностью.

Также при рассмотрении объекта следует сказать о его предмете, то есть о том, за счёт чего совершается посягательство.

Независимо от того, какие действия осуществляются лицом, для привлечения его к ответственности по указанной норме, необходимо использование прекурсоров. По характеру данный критерий также схож со ст. 228, однако, там для возбуждения производства по делу должны быть реализованы непосредственно наркотики.


Также следует сказать о таком критерии рассматриваемого деяния, как дополнительный объект. Нередко распространение и оборот составляющих опасных веществ так же, как и наркотиков, влечёт за собой не только потенциальную угрозу обществу, но и совершение сопутствующих преступлений. Это, в свою очередь, оказывает влияние на квалификацию поступков виновного человека и меры ответственности, применяемые к нему.

Самой распространённой проблемой в вопросах квалификации выступает установление обстоятельств по делу. В случае с вредными веществами в целом это проблема связана с вариантом реализации и использования указанных веществ.

Судебная практика нередко сталкивалась с трудностью установления факта именно хранения или перевозки материалов, что могло повлиять на приговор суда. Позволяет решить данный вопрос правильное определение событий произошедшего.

Объективная сторона любого посягательства представляет собой действие или бездействие, которые демонстрируют проявление деяния по внешней среде.

В случае с рассматриваемой статьёй проступок выражается только активными действиями, прямо обозначенными законодателем.

Независимо от предмета деяния, объективная сторона будет иметь одинаковое проявление, если речь идёт о рассматриваемых веществах:

  • Приобретение. Здесь подразумеваются любые мероприятия, которые позволяют получить прекурсор. Приобретением считается покупка, обмен на иные вещи и предметы, получение в дар, присвоение вещества, находка, сбор, когда растения не выращивались и так далее. Относительно варианта со сбором веществ, следует помнить, что если подобные растения не выращивались сознательно, но находятся на сельскохозяйственных землях или в частных владениях граждан, то это незаконное приобретение и статья 228.3, если же посев был спланирован собственниками участков, то действия будут расценены, как хищение.
  • Хранение. Здесь подразумевается незаконно владением такими веществами. Выражается либо в форме сокрытия материалов, либо в форме личного потребления таких препараторов. С прекурсорами действует тот же принцип. Лицо обеспечивает временное сокрытие веществ либо использует их лично для получения наркотических средств. Срок хранения роли не играет. Посягательство признаётся длящимся и будет совершаться столько, сколько необходимо до момента пресечения рассматриваемых действий или явки виновного с признанием.
  • Перевозка. В данном случае предполагается умышленное перемещение лицом рассматриваемых веществ. Оно осуществляется в пределах только одного населённого пункта, в противном случае действия будут определяться, как пересылка. Использоваться могут любые средства, помогающие человеку перевезти опасный продукт. При этом подобные мероприятия должны нарушать правила транспортировки таких материалов.


Главное условие необходимое для установления любого из указанных вариантов, это отсутствие цели сбыта. Вызвано это тем, что за сбыт наркотиков и прекурсоров предусмотрена отдельная норма уголовного закона.

Важным критерием для объективной стороны выступает момент окончания деяния. По этому признаку составы классифицируются на материальные и формальные.

По ст. 228, а также 228-1 и 228.3 предполагается второй вариант состава, поскольку момент окончания преступного посягательства определяется временем начала совершения посягательства, наступление негативных последствий не считается обязательным условием.

Представленная выше группа элементов касается проявления преступления, характера его реализации, способов и средств, которые используются. Субъективные элементы также обязательны для определения состава, но касаются непосредственно человека, совершившего преступления, его психологических особенностей и намерений.

Данная категория включает в себя два обязательных элемента: субъективную сторону и субъект. В первом случае рассматривается отношение человека к тому, что он делает, а во втором характеристика его личности. При этом уголовный закон даёт точный перечень условий признания лица виновным и разъясняет необходимые для этого понятия.

Вина является выражением субъективной стороны, отсутствие указанного признака приводит к невозможности предъявления обвинения.

Если психологическое и психическое отношение человека к тому, что он делает, а именно преступлению предполагает осознание опасности совершаемых действий, руководство ими, а также желание или игнорирование негативных последствий, то его можно считать виновным.

Кроме того вина нередко предполагает сопутствие иных признаков:

  • мотив, то есть внутреннее побуждение лица к совершению преступления;
  • психическое расстройство, не исключающее вменяемость полностью, например, аффект.

Установление указанных признаков необязательно. Они выступают факультативными элементами.

Говоря о вине, её проявление также возможно в разных формах. Они выделяются с учётом намерений преступника:

  • Умысел. Такая форма вины предполагает более жёсткое наказание, поскольку при таком варианте преступник полностью осознаёт свои действия и их общественную опасность, руководит ими, контролирует себя. Кроме того, он знает, какие наступят последствия в результате совершения деяния, и желает этого. Умысел может быть прямым и косвенным. Второй вариант не смягчает ситуацию, но предполагает, что виновный хоть и не желает наступления последствий преступление, сознательно допускает их.
  • Неосторожность. Она также имеет два варианта проявления. Первый – легкомыслие. Оно предусматривает, что человек предвидел негативный характер последствий своих действий, но без достаточных на то оснований решил, что они не наступят. Второй – небрежность. Здесь лицо не предвидит отрицательного исхода преступления. Однако согласно сложившимся обстоятельствам должно было и могло это сделать.


Несмотря на то что оба варианта подразумевают вину, а значит, причину возбуждение дела, неосторожность служит смягчающим фактором, по некоторым составам можно ждать условный срок, если не частить с совершением преступлений.

Оборот наркотических и психотропных веществ, а также прекурсоров к ним всегда предполагает наличие прямого умысла. По неосторожности совершение такого преступления невозможно.

Что касается субъекта преступления, то он общий. Подразумевается соответствие следующим условиям. Во-первых, виновным может быть только гражданин, организация не является субъектом уголовного дела. Во-вторых, человек должен быть признан полностью вменяемым, поскольку состояние аффекта здесь недопустимо. И, в-третьих, необходимо достижение возраста шестнадцати лет.

Несоответствие хотя бы одному из признаков исключает возможность привлечения конкретного человека в качестве подозреваемого.

Наличие дополнительных признаков преступления в норме уголовного закона влияет на отягчение наказания. Чем больше сопутствующих критериев определяется при расследовании, тем суровее будет избрана мера воздействий. Устанавливаются такие признаки непосредственно в статьях, путём разделения их на ч. 1, ч. 2, ч. 3 и так далее. В некоторых случаях определяются и дополнительные пункты.

Говоря об обороте наркотиков и прекурсоров к ним, существует лишь несколько вариантов квалифицирующих признаков, которые касаются ущерба, причиняемого данным видом преступления:

  • значительный ущерб, предполагающий ответственность по первой части нормы об обороте наркотиков, и не установленный в статье 228.3;
  • крупный размер ущерба, закреплённый в обеих указанных статьях;
  • особо крупный ущерб также предусмотрен частью третьей для наркотиков и второй для прекурсоров.

Любое преступление, совершаемое по указанным статьям, считается квалифицированным, а это влечёт за собой повышение его тяжесть.

Определение конкретного размера каждого варианта ущерба осуществляет Правительство РФ, о чём говорится в примечаниях рассматриваемых норм.

Когда оборот наркотических средств и прекурсоров к ним совершается попутно с иными преступными мероприятиями, и они не зафиксированы в норме закона, как часть объективной стороны конкретного деяния, возникает необходимость дополнительной квалификации. То есть привлечение лица к ответственности уже будет происходить по двум и более статьям, что также увеличивает наказание.

Оценку обстоятельств при установлении характера общественной опасности осуществляют следственные органы.

Однако судебная практика знает случаи, когда осуществляется поправка дела, в том числе судом, если в ходе разбирательства были выявлены новые обстоятельства, исключающие или же смягчающие вину обвиняемого.

Уголовный закон при определении мер ответственности, применяемых к виновным в посягательстве, опирается на степень и характер тяжести его поступков. Отсюда вытекает классификация преступлений по категориям, они выводятся на основе санкций, устанавливаемых особенной частью кодекса. УК РФ предусматривает четыре варианта: деяния небольшой тяжести, средней, тяжкие и особо тяжкие.

Оборот прекурсоров считается деянием небольшой тяжести, однако, когда предметом выступают наркотики, то посягательство попадает под особо тяжкую категорию.

Рассматриваемые нормы предусматривают несколько вариантов наказаний, которые могут применяться к виновному лицу:

  • Штраф. Его размер варьирует от двухсот до трёхсот тысяч при обороте прекурсоров, до сорока тысяч при использовании наркотиков по первой части статьи. Также используется как дополнительное наказание по ст. 228 в размере пятисот тысяч рублей.
  • Обязательные работы. По 228 санкция доходит четырёхсот восьмидесяти часов, по 228.3 до ста восьмидесяти.
  • Исправительные работы. Проступки, связанные с наркотиками, предполагают период работ до двух лет, при применении только прекурсоров до одного года.
  • Ограничение свободы. Санкция также применяется, как основной и дополнительный вид наказания. За наркотики предусмотрен срок до трёх лет, за прекурсоры до двух лет.
  • Тюремное заключение. Лишение свободы устанавливается в обоих случаях. Однако по 228.3 статье предусмотрено не больше двух лет, что и относит преступление к категории небольшой тяжести. В случае оборота наркотиков минимальный срок заключения три года, а максимальный — пятнадцать лет.

Если гражданин добровольно выдаст наркотические средства или прекурсоры к ним, то его могут освободить от уголовной ответственности. Кроме того на практике существуют примеры амнистии, УДО и иных смягчающих мер.

Таким образом, рассматриваемая норма уголовного закона устанавливает ответственность за деяние с повышенной опасностью, затрагивает интересы граждан, здоровье населения и нравственную составляющую общества.

Многообразие форм проявления, закреплённых законом, позволяет привлечь к ответственности большое количество лиц, имеющих отношение к наркотикам и их распространению.

Статья 11.14.3. Невыполнение обязанностей, предусмотренных законодательством о транспортно-экспедиционной деятельности

1. Нарушение экспедитором обязанностей проверять достоверность представленных клиентом необходимых документов и сведений (данных), информации о свойствах груза, об условиях его перевозки и иной информации, необходимой для исполнения обязанностей, предусмотренных договором транспортной экспедиции, -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на индивидуальных предпринимателей - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

2. Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на индивидуальных предпринимателей - от пятидесяти тысяч до семидесяти тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Примечание. За административные правонарушения, предусмотренные настоящей статьей, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как юридические лица.

КоАП РФ статья 11.14 3

Невыполнение обязанностей, предусмотренных законодательством о транспортно-экспедиционной деятельности

1. Нарушение экспедитором обязанностей проверять достоверность представленных клиентом необходимых документов и сведений (данных), информации о свойствах груза, об условиях его перевозки и иной информации, необходимой для исполнения обязанностей, предусмотренных договором транспортной экспедиции, –

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц – от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на индивидуальных предпринимателей – от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц – от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

2. Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, –

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере пяти тысяч рублей; на должностных лиц – от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на индивидуальных предпринимателей – от пятидесяти тысяч до семидесяти тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц – от ста тысяч до двухсот тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Примечание. За административные правонарушения, предусмотренные настоящей статьей, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как юридические лица.

ОБЯЗАННОСТИ:

Федеральный закон от 6 июля 2016 г. N 374-ФЗ “О внесении изменений в Федеральный закон “О противодействии терроризму” и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления дополнительных мер противодействия терроризму и обеспечения общественной безопасности”

Статья 12

Внести в Федеральный закон от 30 июня 2003 года N 87-ФЗ “О транспортно-экспедиционной деятельности” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 27, ст. 2701) следующие изменения:

1) пункт 5 статьи 3 признать утратившим силу;

2) в статье 4:

а) пункт 1 изложить в следующей редакции:

“1. Экспедитор обязан оказывать услуги в соответствии с договором транспортной экспедиции. При заключении договора транспортной экспедиции экспедитор обязан проверить достоверность предоставляемой клиентом необходимой информации (данных о физическом лице или сведений о юридическом лице, выступающих стороной договора транспортной экспедиции), после чего отразить ее в договоре. Внесение в договор транспортной экспедиции такой информации без проверки ее достоверности не допускается.”;

б) пункт 4 изложить в следующей редакции:

“4. При приеме груза экспедитор обязан проверить достоверность представленных клиентом необходимых документов , а также информации о свойствах груза , об условиях его перевозки и иной информации, необходимой для исполнения экспедитором обязанностей, предусмотренных договором транспортной экспедиции, после чего выдать клиенту экспедиторский документ и представить клиенту оригиналы договоров, заключенных экспедитором в соответствии с договором транспортной экспедиции от имени клиента на основании выданной им доверенности.”;

3) в пункте 1 статьи 6 слова “Российской Федерации и настоящим Федеральным законом” заменить словами “Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами”.

Ну, данные о контрагенте например можно проверить в базе ФНС “Сведения о государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, крестьянских (фермерских) хозяйств ”

А вот как проверить: ” достоверность представленных клиентом необходимых документов , а также информации о свойствах груза , об условиях его перевозки и иной информации, необходимой для исполнения экспедитором обязанностей, предусмотренных договором транспортной экспедиции” пока ЗАГАДКА

1. Нарушение правил перевозки опасных веществ, крупногабаритных или тяжеловесных грузов на воздушном транспорте -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от одной тысячи до двух тысяч рублей; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей (абзац дополнен с 15 мая 2006 года Федеральным законом от 29 апреля 2006 года N 57-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 8 июля 2007 года Федеральным законом от 22 июня 2007 года N 116-ФЗ.

2. Нарушение правил перевозки опасных веществ, крупногабаритных или тяжеловесных грузов на морском и внутреннем водном транспорте -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трехсот до пятисот рублей; на должностных лиц - от пятисот до одной тысячи рублей; на юридических лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей (абзац дополнен с 15 мая 2006 года Федеральным законом от 29 апреля 2006 года N 57-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 8 июля 2007 года Федеральным законом от 22 июня 2007 года N 116-ФЗ.

3. Нарушение правил перевозки опасных веществ, крупногабаритных или тяжеловесных грузов на железнодорожном транспорте -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от ста до трехсот рублей; на должностных лиц - от трехсот до пятисот рублей; на юридических лиц - от трех тысяч до пяти тысяч рублей (абзац дополнен с 15 мая 2006 года Федеральным законом от 29 апреля 2006 года N 57-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 8 июля 2007 года Федеральным законом от 22 июня 2007 года N 116-ФЗ.

Комментарий к статье 11.14 КоАП РФ

1. Объектом правонарушения являются общественные отношения в сфере обеспечения безопасности движения на транспорте.

Правила перевозки опасных веществ, крупногабаритных или тяжеловесных грузов устанавливаются Министерством транспорта РФ (в отношении воздушного, морского и внутреннего водного транспорта, в отношении железнодорожного транспорта), а также Минобороны России (в отношении государственной авиации). Так, согласно Положению о Министерстве транспорта РФ, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 30 июля 2004 г. N 395, данное Министерство устанавливает правила перевозки багажа, грузов, грузобагажа на основании и во исполнение транспортных уставов и кодексов; определяет порядок выдачи специальных разрешений на осуществление международных автомобильных перевозок крупногабаритных и тяжелых грузов, а также опасных грузов.

2. Объективная сторона рассматриваемого правонарушения состоит в совершении противоправных действий, нарушающих правила перевозки опасных веществ, крупногабаритных или тяжеловесных грузов на воздушном, морском, внутреннем водном и железнодорожном транспорте.

3. На воздушном транспорте порядок провоза крупногабаритных и тяжеловесных грузов устанавливается федеральными авиационными правилами, а также другими нормативными актами Минтранса России, а в отношении государственной авиации - Минобороны России, МЧС России и актами иных специально уполномоченных Правительством РФ органов, имеющих подразделения государственной авиации.

4. На морском транспорте согласно ст. 151 КТМ РФ груз может быть выгружен, уничтожен или обезврежен перевозчиком без возмещения отправителю убытков в случае, если груз, легко воспламеняющийся, взрывчатый или опасный по своей природе, сдан под неправильным наименованием и при приеме груза перевозчик не мог посредством наружного осмотра удостовериться в его свойствах. Отправитель несет ответственность перед перевозчиком за убытки, причиненные ему в результате погрузки такого груза. Фрахт за перевозку такого груза не возвращается. В случае если при отправлении груза фрахт не был уплачен, перевозчик вправе взыскать его полностью. В случае если такой груз, погруженный с ведома и согласия перевозчика, станет опасным для судна, другого груза или находящихся на судне людей, перевозчик вправе в зависимости от обстоятельств выгрузить, уничтожить или обезвредить такой груз без возмещения отправителю убытков, за исключением общей аварии. Перевозчик имеет право на фрахт в размере, пропорциональном расстоянию, фактически пройденному судном с таким грузом.

5. На внутреннем водном транспорте в соответствии со ст. 86 КВВТ РФ опасными грузами являются грузы, которые в силу присущих им свойств и особенностей при их перевозках, перегрузках и хранении могут создавать угрозу для жизни и здоровья людей, нанести вред окружающей среде, привести к повреждению или уничтожению материальных ценностей. Опасные грузы перевозятся в соответствии с правилами перевозок опасных грузов на внутреннем водном транспорте, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области транспорта.

В случае неправильного указания в транспортной накладной наименования опасного груза, его свойств, особых отметок или необходимых при перевозке опасного груза мер предосторожности, отправления запрещенного для перевозки внутренним водным транспортом груза перевозчик вправе требовать от грузоотправителя или грузополучателя выгрузки за их счет опасного груза в любое время и в любом месте. В случае если грузоотправитель или грузополучатель отказывается от выгрузки такого груза либо обстоятельства требуют немедленной его выгрузки, перевозчик вправе уничтожить или обезвредить такой груз без возмещения понесенных грузоотправителем или грузополучателем в связи с этим убытков. Плата за перевозку опасного груза в указанных случаях грузоотправителю не возвращается. В случае если плата за перевозку такого груза не была уплачена при его отправлении, перевозчик вправе взыскать ее с грузоотправителя полностью. Грузоотправитель несет ответственность перед перевозчиком за убытки, нанесенные ему таким грузом.

В случае если груз, погруженный с ведома и согласия перевозчика, станет опасным для судна, другого груза или находящихся на судне людей, перевозчик вправе потребовать от грузоотправителя или грузополучателя немедленной выгрузки такого груза либо в зависимости от обстоятельств обезвредить или уничтожить такой груз без возмещения грузоотправителю или грузополучателю понесенных в связи с этим убытков. Перевозчик имеет право на долю провозной платы, пропорциональную фактически пройденному судном расстоянию с таким грузом.

6. На железнодорожном транспорте правила перевозки грузов, перечисленных в комментируемой статье, определяются в соответствии с Уставом железнодорожного транспорта Российской Федерации и Правилами перевозок опасных грузов по железным дорогам, утв. МПС РФ 27 декабря 1994 г.

Перевозки опасных грузов в прямом смешанном железнодорожно-водном сообщении производятся в соответствии с Правилами перевозок грузов в прямом смешанном железнодорожно-водном сообщении.

Перевозки опасных грузов между странами, железные дороги которых являются членами Соглашения о международном грузовом сообщении (СМГС), регламентируются Специальными условиями перевозки опасных грузов в международном железнодорожном сообщении, а между Российской Федерацией и странами, железные дороги которых не являются членами СМГС, осуществляются на основе особых соглашений.

Перевозки опасных грузов наливом производятся в соответствии с Правилами перевозок железнодорожным транспортом грузов наливом в вагонах-цистернах и вагонах бункерного типа для перевозки нефтебитума, утвержденными Приказом МПС РФ от 18 июня 2003 г. N 25.

7. Субъекты данного правонарушения - граждане и должностные лица.

8. Субъективная сторона правонарушения характеризуется виной в форме умысла или неосторожности.

Другой комментарий к статье 11.14 Кодекса об Административных Правонарушениях РФ

1. К опасным веществам относятся материалы, изделия, отходы производственной и иной деятельности, которые в силу присущих им свойств могут в процессе перевозки, погрузочно-разгрузочных работ и хранения послужить причиной взрыва, пожара или повреждения технических средств, устройств и других объектов транспорта, а также источником причинения вреда здоровью человека, животным, нанести вред окружающей природной среде. К указанным веществам относятся взрыво-, пожароопасные вещества, например взрывчатые вещества, а также источники ионизирующего излучения, бактериологические и иные вещества.

2. Правонарушением является сам факт неисполнения указанных правил независимо от причинения противоправными действиями имущественного ущерба, вреда здоровью человека, животным, окружающей природной среде. Причинение вреда здоровью человека является критерием, отграничивающим проступок от преступления, предусмотренного ст. 263 УК.

3. Перевозка опасных веществ на воздушном транспорте должна отвечать санитарно-эпидемиологическим требованиям. В частности, потенциально опасные для человека химические, биологические вещества и отдельные виды продукции допускаются к транспортировке, в том числе и средствами воздушного транспорта, только после их государственной регистрации (см. ст. 14, 43 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения").

4. Гражданин, осуществляющий перевозку опасных веществ, предметов на воздушном транспорте, должен иметь необходимые перевозочные документы, удостоверяющие договоры воздушной перевозки пассажира и груза, - билет, багажную квитанцию и грузовую накладную.

5. Статус опасных грузов, перевозимых на железнодорожном, морском и внутреннем водном транспорте, определяется применительно к конкретному виду перевозок. Так, при перевозках на железнодорожном транспорте согласно ст. 2 Федерального закона от 10 января 2003 г. N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" под опасным грузом понимается груз, который в силу присущих ему свойств при определенных условиях при перевозке, выполнении маневровых, погрузочно-разгрузочных работ и хранении может стать причиной взрыва, пожара, химического или иного вида заражения либо повреждения технических средств, устройств, оборудования и других объектов железнодорожного транспорта и третьих лиц, а также причинения вреда жизни или здоровью граждан, вреда окружающей среде (о дефиниции груза см. п. 2 комментария к ст. 11.1).

В соответствии с п. 2 ст. 21 Федерального закона от 10 января 2003 г. N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" объекты, на территориях которых осуществляются производство, хранение, погрузка, транспортировка и выгрузка опасных грузов, должны быть удалены от железнодорожных путей общего пользования и расположенных на них зданий, строений, сооружений на расстояние, обеспечивающее безопасное функционирование железнодорожного транспорта. Минимальные расстояния от указанных объектов до железнодорожных путей общего пользования и расположенных на них зданий, строений, сооружений, пересечений железнодорожных путей общего пользования линиями связи, электропередачи, нефте-, газо-, продуктопроводами и другими наземными и подземными сооружениями, а также нормы сооружения и содержания указанных объектов при их пересечении железнодорожными путями общего пользования и сближении с этими железнодорожными путями устанавливаются нормативными правовыми актами соответствующих федеральных органов исполнительной власти, принимаемыми по согласованию с МПС России.

Владельцы линий связи, электропередачи, нефте-, газо-, продуктопроводов и других пересекающих железнодорожные пути общего пользования или находящихся в непосредственной близости от них сооружений несут ответственность за обеспечение безопасности их функционирования и соблюдение установленных норм строительства и эксплуатации указанных сооружений. Владелец указанных сооружений обязан своевременно информировать соответствующих владельцев инфраструктур о возникновении аварийных ситуаций, которые могут повлиять на работу организаций железнодорожного транспорта, и о принимаемых мерах.

Грузоотправители и грузополучатели при перевозках, погрузке и выгрузке опасных и специальных грузов должны обеспечивать безопасность таких перевозок, погрузки и выгрузки, а также иметь соответствующие средства и мобильные подразделения, необходимые для ликвидации аварийных ситуаций и их последствий (о статусе грузоотправителя и грузополучателя см. п. 2 комментария к ст. 11.1).

Согласно ст. 18 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации при перевозке опасных грузов грузоотправитель обязан наносить на тару, вагоны, контейнеры знаки, коды опасности, предусмотренные правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом. Порядок нанесения указанных знаков, кодов устанавливается МПС России и публикуется в сборнике правил перевозок железнодорожным транспортом.

6. Согласно ст. 327 КТМ опасными и вредными веществами являются перевозимые на борту судна в качестве груза следующие вещества, материалы и изделия:

Перевозимая наливом нефть, виды которой перечислены в дополнении I к приложению I к Международной конвенции по предотвращению загрязнения с судов 1973 г., измененной Протоколом 1978 г. к ней, с поправками;

Перевозимые наливом вредные жидкие вещества, перечисленные в дополнении II к приложению II к Международной конвенции по предотвращению загрязнения с судов 1973 г., измененной Протоколом 1978 г. к ней, с поправками, а также вещества и смеси, условно отнесенные к категории загрязнителей A, B, C и D в соответствии с правилом 3 (4) указанного приложения II;

Перевозимые наливом опасные жидкие вещества, перечисленные в гл. 17 Международного кодекса постройки и оборудования судов, перевозящих опасные химические грузы наливом, 1983 г., с поправками, а также опасные вещества, в отношении которых предварительные условия перевозки установлены в соответствии с п. 1.1.3 указанного Кодекса;

Опасные и вредные вещества, материалы и изделия в упакованном виде, перечисленные в Международном кодексе морской перевозки опасных грузов 1985 г., с поправками;

Сжиженные газы, которые перечислены в гл. 19 Международного кодекса постройки и оборудования судов, перевозящих сжиженные газы наливом, 1983 г., с поправками, в отношении которых предварительные условия перевозки установлены в соответствии с п. 1.1.6 указанного Кодекса;

Жидкие вещества, перевозимые наливом, с температурой вспышки, не превышающей 80 град. С (измерена при испытании в закрытом тигле);

Обладающие опасными химическими свойствами твердые материалы, содержащиеся в дополнении В к Кодексу безопасной практики перевозки навалочных грузов 1965 г., с поправками, в той мере, в какой такие материалы подпадают также под действие Международного кодекса морской перевозки опасных грузов 1985 г., с поправками, если они перевозятся в упакованном виде.

Очевидно, что большинство указанных опасных и вредных веществ не могут перевозиться ручной кладью, для этого не существует надлежащих технологических предпосылок, обеспечивающих безопасность перевозки данным способом.

7. Применительно к отношениям, регулируемым КВВТ, статус опасных грузов определен ст. 86 КВВТ. Согласно п. 1 указанной статьи КВВТ к опасным грузам относятся грузы, которые в силу присущих им свойств и особенностей при их перевозках, перегрузках и хранении могут создавать угрозу для жизни и здоровья людей, нанести вред окружающей среде, привести к повреждению или уничтожению материальных ценностей.

Опасные грузы перевозятся в соответствии с правилами перевозок опасных грузов на внутреннем водном транспорте, утвержденными Минтрансом России.

В случае неправильного указания в транспортной накладной наименования опасного груза, его свойств, особых отметок или необходимых при перевозке опасного груза мер предосторожности, отправления запрещенного для перевозки внутренним водным транспортом груза перевозчик вправе требовать от грузоотправителя или грузополучателя выгрузки за их счет опасного груза в любое время и в любом месте. В случае, если грузоотправитель или грузополучатель отказывается от выгрузки такого груза либо обстоятельства требуют немедленной его выгрузки, перевозчик вправе уничтожить или обезвредить такой груз без возмещения понесенных грузоотправителем или грузополучателем в связи с этим убытков. Плата за перевозку опасного груза в случаях, указанных в п. 3 ст. 86 КВВТ, грузоотправителю не возвращается. В случае, если плата за перевозку такого груза не была уплачена при его отправлении, перевозчик вправе взыскать ее с грузоотправителя полностью. Грузоотправитель несет ответственность перед перевозчиком за убытки, нанесенные ему таким грузом.

В случае, если груз, погруженный с ведома и согласия перевозчика, станет опасным для судна, другого груза или находящихся на судне людей, перевозчик вправе потребовать от грузоотправителя или грузополучателя немедленной выгрузки такого груза либо в зависимости от обстоятельств обезвредить или уничтожить такой груз без возмещения грузоотправителю или грузополучателю понесенных в связи с этим убытков. Перевозчик имеет право на долю провозной платы, пропорциональную фактически пройденному судном расстоянию с таким грузом.

8. Согласно п. 1 ст. 39 КВВТ обеспечение экологической безопасности при эксплуатации судов, предотвращение загрязнения с судов хозяйственно-бытовыми, сточными и нефтесодержащими водами, нефтью и другими вредными для здоровья людей и водных биологических ресурсов веществами являются обязанностью судовладельцев.

В целях КВВТ под нефтью понимается любая стойкая углеводородная минеральная жидкость, в том числе сырая нефть, мазут, тяжелое дизельное топливо и смазочные масла, независимо от того, перевозится она на судне в качестве груза или топлива такого судна.

9. Согласно п. 50 Устава службы на судах рыбопромыслового флота Российской Федерации, утвержденного Приказом Роскомрыболовства от 30 августа 1995 г. N 140, к обязанностям второго помощника капитана отнесено обеспечение выполнения правил перевозки ядовитых и других опасных веществ на указанных судах.

10. В соответствии с Правилами оказания услуг по перевозке пассажиров, а также грузов, багажа и грузобагажа для личных (бытовых) нужд на федеральном железнодорожном транспорте, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 11 марта 1999 г. N 277, не допускаются к перевозке ручной кладью вещи, которые могут повредить или загрязнить вагон и вещи других пассажиров, а также зловонные, огнеопасные, отравляющие, легковоспламеняющиеся, взрывчатые и другие опасные вещества.

Согласно п. 43 Правил запрещается также перевозить опасные вещества в составе багажа или грузобагажа.

Применительно к перевозкам опасных грузов железнодорожным транспортом общие требования по изготовлению, ремонту и эксплуатации подвижного состава для перевозок опасных грузов железнодорожным транспортом; подготовке опасных грузов к указанным перевозкам; пригодности тары и упаковки, используемой для перевозки опасных грузов; организации перевозочного процесса на магистральном и промышленном железнодорожном транспорте; организации контроля за перевозкой опасных грузов установлены Правилами безопасности при перевозке опасных грузов железнодорожным транспортом, утвержденными Постановлением Госгортехнадзора России от 16 августа 1994 г. N 50.

11. Правила перевозки опасных грузов на воздушном, железнодорожном, морском и внутреннем водном транспорте предусматривают осуществление отдельных видов перевозочной деятельности лицами, наделенными правомочиями лицензиата (см. п. 3 комментария к ст. 11.2, п. 5 комментария к ст. 11.4, п. 5 комментария к ст. 11.6).

Соблюдение лицензиатами правил перевозки опасных веществ, крупногабаритных или тяжеловесных грузов относится к лицензионным требованиям и условиям, установленным подп. "а" п. 4 Положения о лицензировании перевозок внутренним водным транспортом грузов, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 27 мая 2002 г. N 345; подп. "а", "в", "д" п. 4 Положения о лицензировании перевозок морским транспортом грузов, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 19 июня 2002 г. N 447; подп. "а" п. 4 Положения о лицензировании перевозок железнодорожным транспортом грузов, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 5 июня 2002 г. N 383.

12. По смыслу ч. 2, 3 данной статьи административное правонарушение квалифицируется в момент неисполнения указанных правил гражданами и должностными лицами либо уклонения от их исполнения (при противоправном бездействии).

Осуществление перевозочной деятельности, подлежащей лицензированию, без лицензии также рассматривается в качестве правонарушения, предусмотренного комментируемой статьей.

13. Нарушение правил перевозки взрывчатых, легковоспламеняющихся веществ и пиротехнических изделий, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью или смерть человека, рассматривается в качестве преступления (ст. 218 УК).

14. См. примечание к п. 5 комментария к ст. 5.1.

Дела об административных правонарушениях, предусмотренных комментируемой статьей, рассматриваются:

а) начальниками территориальных управлений (отделов) внутренних дел и приравненных к ним ОВД, их заместителями, начальниками территориальных отделов (отделений) милиции, их заместителями - в соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 23.3 КоАП;

б) начальниками линейных управлений (отделов, отделений) внутренних дел на транспорте, их заместителями - согласно п. 2 ч. 2 ст. 23.3 КоАП;

в) начальниками дежурных смен дежурных частей линейных управлений (отделов, отделений) внутренних дел на транспорте, начальниками линейных пунктов милиции - в соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 23.3 КоАП, с учетом процессуальных особенностей, установленных ч. 3 ст. 23.3 КоАП;

г) начальниками дежурных смен дежурных частей линейных управлений (отделов, отделений) внутренних дел на транспорте, начальниками линейных пунктов милиции и другими сотрудниками милиции, на которых возложен надзор за соблюдением правил перевозок опасных веществ, крупногабаритных или тяжеловесных грузов;

д) в части административных правонарушений, предусмотренных ч. 3 комментируемой статьи, - должностными лицами отделений Ространсинспекции, указанными в ч. 2 ст. 23.36 КоАП (применительно к нарушениям правил перевозки опасных веществ, крупногабаритных или тяжеловесных грузов на промышленном транспорте, не входящем в систему федерального железнодорожного транспорта). К ведению данных должностных лиц отнесено также рассмотрение дел об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1, 2 комментируемой статьи;

е) в части нарушений правил перевозки опасных веществ, крупногабаритных или тяжеловесных грузов на морском транспорте, предусмотренных ч. 2 комментируемой статьи, - должностными лицами государственной службы морского флота Минтранса России, указанными в ч. 2 ст. 23.38 КоАП, с учетом процессуальных особенностей, установленных ч. 3 ст. 23.38 КоАП;

ж) применительно к нарушениям правил перевозки опасных веществ, крупногабаритных или тяжеловесных грузов на внутреннем водном транспорте - должностными лицами государственной службы речного флота Минтранса России, указанными в ч. 2 ст. 23.39 КоАП;

з) в части нарушений правил перевозки опасных веществ крупногабаритных или тяжеловесных грузов на железнодорожном транспорте (см. ч. 3 комментируемой статьи) - должностными лицами системы МПС России, указанными в ч. 2 ст. 23.41 КоАП, с учетом процессуальных особенностей, установленных ч. 3 ст. 23.41 КоАП;

и) применительно к административным правонарушениям, предусмотренным ч. 1 комментируемой статьи, совершенным в области гражданской авиации, - должностными лицами государственной службы гражданской авиации Минтранса России, указанными в п. 1 ч. 2 ст. 23.42 КоАП;

к) в части административных правонарушений, предусмотренных ч. 1 комментируемой статьи, совершенных в области военной авиации, - должностными лицами Минобороны России, указанными в п. 2 ч. 2 ст. 23.42 КоАП;

л) применительно к административным правонарушениям, предусмотренным ч. 1 комментируемой статьи, совершенным в области экспериментальной авиации, - должностными лицами, указанными в п. 3 ч. 2 ст. 23.42 КоАП (о федеральных органах исполнительной власти, осуществляющих государственное регулирование в области оборонной промышленности, см. п. 3, 4 комментария к ст. 23.32).