Правила перевозки грузов автомобильным транспортомг. Транспортировка негабаритных грузов

С одной стороны, перевозка сыпучих грузов выполняется с соблюдением стандартных требований, как с ПДД, так и нормативных, регулирующих документов.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

С другой – в данном отношении применяются иные правила, характерные для каждого вида, объясняющиеся характерными физико-химическим и биологическими свойствами.

Осуществление таких рейсов происходит , тонаров и специальных контейнеров, удобных тем, что процесс разгрузки здесь весьма упрощён наличием гидроподъёмника.

Однако, несоблюдение установленных норм может привести к получению штрафа от инспектора ГИБДД, порче имущества третьих лиц или к повреждению и частичной утрате груза.

Для железнодорожного транспорта

Условия транспортировки сыпучих грузов железнодорожным транспортом регулируются Помимо основных требований, в п. 1 приведена ссылка на , определяющую условия перевозки таких грузов.

Согласно п.2 Приказ Минтранса № 281, к сыпучим относятся грузы из перечня, находящегося в

В соответствии с требованиями приведённых документов, транспортировка «насыпью и навалом» в данном случае может осуществляться только в отношении данных наименований, перечисленных в виде 584 позиций.

Помимо перечня действует ряд других условий, играющих немаловажную роль:

  1. В процессе транспортировки должны соблюдаться физические свойства, геометрические размеры и упаковка груза (п.3).
  2. Если груз не требует защиты от атмосферных осадков, допускается транспортировка в открытых подвижных составах, или в специализированном открытом вагоне (п. 7).
  3. Поданный под загрузку вагон должен иметь исправное погрузочное устройство, крышку люков с уплотнителями не допускающими просыпание мелкофракционного груза, рабочие блокирующие элементы, предназначенные для предотвращения открытия люка или двери без нарушения целостности пломб. Чтобы не допустить нарушения правил безопасности при транспортировке мелких грузов, перевозчик или заказчик должен принять меры, сохранения груза от просыпания во время следования по маршруту (п. 9).
  4. Требования к перевозке некоторых видов зерновых грузов и культур выполняются по рекомендациям ст.3 ФЗ № 18, который приравнивает их к багажу и ручной клади, то есть предусматривает транспортировку только в крытом вагоне или контейнере (п. 10).

Из этого можно сделать заключение, что сыпучие материалы могут перевозиться в открытых платформах, без тента лишь в том случае, если нет вероятности их повреждения или выдувания во время движения.

Например:

  • гипс и керамзит должны быть закрыты от промокания;
  • песок должен быть защищен от выдувания, так как относится к пылящим грузам;
  • гравий, щебень или уголь могут транспортироваться в открытом виде.

Несоблюдение перечисленных условий может привести к серьёзным убыткам. Начиная от оплаты штрафа по и заканчивая возмещением возможно повреждённого или утраченного груза.

Перевозка сыпучих грузов автомобильным транспортом

Правила перевозки сыпучих грузов автомобильным транспортом преимущественно регулируются 2 документами:

  1. , раздел 26 «Правила перевозок грузов навалом», с корректировками 21.05.2007г.

Если Постановление лишь косвенно затрагивает тему сыпучих грузов, освещая общие условия грузоперевозок, то документ, доставшийся с советских времён, хранит в себе достаточно любопытной информации.

Правила из «Общих правил перевозок грузов автомобильным транспортом» утверждённого Минавтотрансом РСФСР:

  1. Условия относятся к транспортировке руд, строительных материалов, отходов металлургического производства. К сельскохозяйственным грузам не применяются (параграф 1).
  2. Погрузка сыпучих материалов должна осуществляться механизированным способом с условием, что масса груза в одном ковше не более одной трети допустимой грузоподъёмности платформы. Минимальное расстояние от днища кузова до погрузочного механизма равняется 1 м (параграф 2).
  3. В момент погрузки водитель должен находиться за пределами кабины грузовика. Экскаваторщику запрещено перемещать ковш над кабиной самосвала (параграф 3).
  4. Грузополучатель обязан очистить кузов от остатков груза, после полной разгрузки (параграф 4).
  5. Порядок подачи под загрузку оговаривается сторонами в годовом договоре, определяется способ обозначения места установки и использующиеся для этого звуковые сигналы (параграф 5).
  6. Грузоотправитель обязан соблюдать технику безопасности выполнением следующих условий (параграф 6):
    • ограждением проезжей части, расположенной внутри карьера
    • предоставлением откатников под колёса грузовиков, если погрузочная площадка выполнена под наклоном
    • своевременно подготавливать дорожное покрытие для беспроблемного передвижения автомобилей
    • смачивать дорогу на карьере для снижения запылённости
    • контролировать содержание концентрированных газов в пределах нормы.
  7. Приём и сдача насыпных материалов осуществляется с помощью взвешивания. Если получатель не имеет возможности определить вес, приём может происходить визуально, исходя из общего объёма. В некоторых ситуациях, грузоперевозчик может быть освобождён от сдачи груза получателю, например при вывозе снега (параграф 8).
  8. Грузоперевозка однородных сыпучих материалов оформляется одной накладной, в которой указывается категория «Перевозка груза навалом» (параграф 9).

Технология

Принцип перевозок насыпных материалов можно разделить на несколько этапов:

  1. Подготовительные работы , к которым можно отнести ряд действий:
    • определение оптимального для данной ситуации вида транспорта (железнодорожный, морской, речной, воздушный, автомобильный, комбинированный);
    • выбор компании перевозчика;
    • подготовка сопроводительной документации.
  2. Погрузка груза .
  3. Транспортировка . Данный этап может происходить с использованием одного или нескольких видов транспортного сообщения. В данном случае в пути может понадобиться перемещение груза с одной платформы на другую. Избежать этого можно используя контейнеры, позволяющие выполнить смены транспорта без .
  4. Передача получателю , разгрузка и подписание передаточной документации.

Организация безопасности движения

Основной особенностью сыпучих грузов является то, что перевозятся они без тары или упаковки, ввиду невозможности её использования. Они состоят из многочисленных подвижных частиц определённого размера, которые могут быть однородными или неоднородными по своему составу.

При перевозке навалочных грузов следует быть предельно внимательным, так как существует опасность возникновения следующих ситуаций:

  1. Повреждение дорожного покрытия или транспортных средств других участников дорожного движения в результате падения.
  2. Проблемы при маневрировании.
  3. Возможные сложности при погрузке-выгрузке.
  4. Некоторые сыпучие грузы подвергаются опасности самовозгорания (уголь, дрова, удобрения на основе торфа).

Чтобы избежать возникновения нестандартных ситуаций в процессе доставки, погрузки и выгрузки необходимо придерживаться определённых требований.

Соблюдение этих требований позволяет быть максимально уверенным в целостности груза:

  1. Верхняя точка насыпного груза не должна превышать уровень бортов кузова, платформы. Несоблюдение данного требования приведёт к высыпанию на дорогу.
  2. Выполнение работ, предотвращающих потерю части груза, является обязанностью перевозчика. Для этого он использует брезентовый полог, которым накрывает поверхность, не допуская тем самым высыпание и выдувание.
  3. Перевозка сыпучих грузов в контейнерах без упаковки в специальную тару не допускается.
  4. Масса загруженного насыпного материала не должна превышать грузоподъёмность используемого транспорта.
  5. Во время следования по маршруту, водитель автомобиля должен придерживаться ПДД РФ.
  6. Транспортировка сыпучих грузов без документов не допускается. Содержимое кузова должно подтверждаться наличием необходимых бумаг:
    • договора или заявки на перевозку груза, между исполнителем и заказчиком;

    • товаро-транспортной накладной установленного образца (в зависимости от ситуации);

    • расписок, подтверждающих получение и передачу груза.
    • Основной особенностью данного направления грузоперевозок заключается запрет на объявление ценности груза. П. 76 Постановления Правительства № 272 от 15.04.2011г. озвучивает это условие следующим образом: при наличии пломбы, установленной отправителем и выполняющей роль так называемого ключа, данное действие не выполняется.

      Расчёт в потребности машин

      Определение нужного вида транспорта происходит на первом, подготовительном этапе, об этом уже упоминалось чуть ранее. В данном случае речь пойдёт о расчёте в потребности автомобилей.

      Иногда для осуществления быстрой и качественной перевозки может понадобиться услуга нескольких транспортных средств, способных с периодическим интервалом подвозить нужное количества груза на строительный объект.

      Другая ситуация предполагает противоположные требования, например быструю перевозку зерновых культур со склада на другой объект. Поэтому к каждой ситуации необходимо отнестись с полным анализом происходящего, учитывая не только финансовые критерии, но и свойства материала.

      Потери при транспортировке

      Объяснить потери сыпучего груза в процессе транспортировки можно следующими причинами:

    1. Хищение (потеря, утрата, изъятие). В данном случае наблюдается характерное визуальное отсутствие груза в кузове, контейнере.
    2. Недостача подразумевает частичное отсутствие части.
    3. Повреждение или порча сопровождается наличием явных или скрытых дефектов качества.

    Во всех случаях, ответственность за целостность груза ложится на перевозчика. Для определения степени его вины может назначаться комиссия, определяющая коэффициент потерь в соответствии с «Ответственность перевозчика…».

    Определяемые причины могут быть различной специфики, начиная мошеннических действий третьих лиц и заканчивая халатностью грузоперевозчика.

    Преимущественно сказываются в результате следующих обстоятельств:

    1. Просыпание через щели и трещины кузова.
    2. Ветровая эрозия.
    3. Не соответствие тары или упаковки специфике перевозимого груза.
    4. В железнодорожном транспорте причиной может стать удар осей вагонов при трогании, в результате манёвров толкания на сортировочной линии.
    5. Морской и речной — при попадании в шторм.

    Естественные потери при перевозке сыпучих грузов определяются в виде снижения массы под воздействием биологических, физико-химических свойств. Это возможно даже в том случае, если при их транспортировке соблюдаются все необходимые требования.

    В качестве примера можно привести ситуацию, когда происходит транспортировка речного песка:

    • он добывается непосредственно перед загрузкой;
    • в момент погрузки он достаточно влажный, что значительно увеличивает массу;
    • в процессе перевозки, частично выветривается и высыхает это может существенно снизить вес груза.

    Основные понятия

    Правила применяются при перевозке различных штучных грузов, металлогрузов всех разновидностей, подвижной техники, железобетонных изделий и конструкций, контейнеров, тарно-штучных грузов, грузов в транспортных пакетах, крупногабаритных и тяжеловесных грузов, лесных грузов.

    Для грузов, рассматриваемых в правилах и одновременно внесенных в перечень должны также соблюдаться требования к морской перевозке опасных грузов. Правила устанавливают общие требования к погрузке-разгрузке судов, обеспечивающие безопасность при перевозке . В том числе опасных веществ в упакованном виде, крупногабаритных и тяжеловесных грузов. Которые в силу присущих им свойств и особенностей могут при перевозке морем создать угрозу для жизни и здоровья людей, привести к повреждению судов и перевозимых грузов.

    Требования, применяемые к отправителям контейнеров:

    • Грузы, нуждающиеся в таре и упаковке должны предъявляться для перевозок в исправной таре и упаковке;
    • Тара и упаковка, на которые установлены государственные стандарты или для которых установлены технические условия, должны соответствовать им.

    Информационные особенности передачи груза

    Грузоотправитель должен своевременно передать перевозчику все документы, касающиеся груза, требуемые правилами. Грузоотправитель несет ответственность перед перевозчиком за убытки, причиненные вследствие несвоевременной передачи, недостоверности таких документов.

    Отправитель обязан надлежащим образом маркировать груз и предоставить перевозчику необходимые сведения о нем. С этой целью грузоотправителем заблаговременно до погрузки предоставляется информация о грузе в письменном виде. (Рис.1)

    Рис. 1 Маркировка при упаковке груза
    1 — Знак опасности;
    2 — Манипуляционные знаки;
    3 — Серийный номер ООН;
    4 — Классификационный шифр;
    5 — Транспортное наименование.

    С целью обеспечения достоверности и полноты информации о грузах, представляющих наибольшую опасность при морской транспортировке, грузоотправитель поручает разработку информации о грузе признанной организации.

    Информация о грузе может использоваться в течение срока действия, устанавливаемого разработчиком в зависимости от характера и динамики изменения транспортных характеристик и свойств груза.

    Груз, грузовые места и грузовые транспортные единицы, включая контейнеры, должны быть погружены, уложены и закреплены на судне в течение всего рейса в соответствии с наставлением по креплению грузов.

    Погрузочно-разгрузочные работы на судне выполняются в соответствии с наставлением по креплению грузов по рабочей технологической документации, разрабатываемой и утверждаемой в установленном порядке. (Рис.2)


    Погрузо — разгрузочные работы на судне

    Отправитель грузов, представляющих наибольшую опасность при морской транспортировке, организует контроль выполнения требований информации о грузе. Так же выдачу капитану судна документа о безопасной укладке и креплении груза. В случае перевозки груза на палубе и выполнения работ по его креплению, получение документа, подтверждающего проявление должной заботы для обеспечения безопасной перевозки груза, возлагается на перевозчика.

    Для получения разрешения на выход судна с грузами, представляющими опасность при морской транспортировке, капитан судна представляет капитану порта информацию о грузе. Так же, документ о его безопасной укладке и креплении, выданные признанной организацией.

    Требования к грузу, таре, упаковке и маркировке

    Предъявляемый к перевозке морем, должен быть подготовлен с учетом требований стандартов на груз, а также соответствовать требованиям условий морской транспортировки и стандартов в части:

    • Исправности тары и упаковки;
    • Наличия и исправности пломб, замков, контрольных лент;
    • Отсутствия течи жидких грузов в таре;
    • Соответствия тары нормативным документам;
    • Наличия на таре ясно видимой маркировки, в том числе предупредительных надписей;
    • Отсутствия подмочки грузов, боящихся таковой;
    • Отсутствия запахов или других признаков, свидетельствующих о порче груза.

    Упакованный опасный груз

    При подготовке генерального груза к перевозке необходимо учитывать:

    1. Возможность его смещения под воздействием качки;
    2. Опасность, связанную с возможностью его возгорания, взрыва и неблагоприятного воздействия на человека и окружающую среду (токсичность, радиационное излучение);
    3. Возможность потери качества или порчи от воздействия влаги, пыли, загрязнений, тепла, коррозии, испарений и различных видов бактерий;
    4. Выделение влаги, пыли, тепла и различных запахов;
    5. Необходимость обеспечения определенных температурных, влажностных и вентиляционных режимов перевозки.

    По признакам совместимости генеральные грузы делятся на три категории:

    1. Обладающие агрессивными свойствами;
    2. Подверженные воздействию агрессивных факторов;
    3. Нейтральные.

    Судно, перевозящее генеральный груз

    Тара грузовых мест массой в одну тонну и более должна иметь приспособления (обуха, рымы, гаки, и т. п.), для выполнения погрузочно-разгрузочных работ и крепления грузов на судне. Прочность указанных приспособлений должна соответствовать массе грузового места и нагрузкам, возникающим при морской транспортировке. Подъемные приспособления не должны выступать за наружные поверхности тары. При обнаружении недостатков, связанных с опасностью утраты, порчи или повреждения груза или нанесения ущерба судну, грузоотправитель должен привести тару в соответствие с требованиями действующих нормативных документов.

    Подготовка грузовых помещений и судовых устройств к приему груза

    Суда, подаваемые перевозчиком под погрузку, должны быть в мореходном состоянии, а грузовые помещения подготовлены к приему груза.

    Подготовка судна к приему груза должна включать:

    1. Приведение грузовых помещений в соответствующее для данного груза состояние и проверку систем, проходящих через грузовые помещения;
    2. Проверку исправности действия грузовых устройств;
    3. Проверку надежности закрытия отверстий, доступ к которым после загрузки судна будет невозможен, и отверстий, которые в соответствии со своим назначением должны быть закрыты;
    4. Проверку исправности устройств, служащих для наблюдения за уровнем воды в льялах, а также осушительных систем;
    5. Проверку исправности противопожарных систем и оборудования;
    6. Проверку герметичности люковых крышек и системы гидравлики привода люковых закрытий.

    Грузовые помещения должны быть очищены от остатков ранее перевозимых грузов, при этом характер уборки помещений зависит от вида груза, подлежащего к перевозке:

    • Перед перевозкой строительных материалов, металлопродукции, подвижной техники, грузов без упаковки и других грузов, не подверженных воздействию пыли, запахов и т. д., производится сухая уборка трюмов;
    • Перед перевозкой пищевых и растительных грузов, хлопка, тканей и других промышленных товаров в мелкой расфасовке или пакетах грузовые помещения должны быть вымыты, просушены и проветрены;
    • При наличии запахов грузовые помещения должны быть дезодорированы;
    • После перевозки соленой рыбы, мокро-соленых шкур, жидких жиров, соли, скота и других подобных грузов трюмы должны быть обязательно вымыты, а после перевозки мокро — соленых шкур и продезинфицированы;
    • После перевозки пылящих, загрязняющих грузов, например, угля насыпью, трюмы должны быть промыты водой из шлангов.

    Уборка судна после перевозки груза

    Для предохранения от ударов грузом судовые системы (трубы) в грузовых помещениях судна должны быть ограждены металлическими или деревянными кожухами. Трюмные льяла должны быть вскрыты и вычищены. При наличии запаха в льялах они должны быть после мойки просушены и опрысканы известковым молоком, марганцовокислым калием, 1 % аммиачным раствором или другими дезодорирующими средствами. Горловины всех цистерн должны быть проверены на герметичность. Приемные отростки осушительной системы и мерительные трубки должны быть осмотрены и очищены. Судовые стрелы и краны должны быть подняты и закреплены таким образом, чтобы не мешать работе береговых кранов.

    При использовании судовых грузоподъемных средств они должны быть заблаговременно проверены и приведены в готовность в соответствии с требованиями правил технической эксплуатации и судовой технической документации.


    Судно, со встроенным грузоподъемным краном

    Перед укладкой палубного груза необходимо выполнить следующее:

    1. Предусмотреть и установить достаточное число прочных рымов и обухов для крепления найтовов;
    2. Защитить от возможного повреждения грузом трубопроводы, идущие по палубе;
    3. Проверить надежность люковых закрытий;
    4. Очистить шпигаты и штормовые портики от грязи и проверить их исправность;
    5. Подобрать необходимые устройства для крепления и разместить их в местах погрузки;
    6. Подготовить необходимые материалы с повышенным коэффициентом трения и разместить их в местах погрузки;
    7. Обозначить на палубе места, которые должны быть оставлены свободными от груза для обеспечения доступа к пожарным постам, люкам, дверям и т. д.

    Готовность грузовых помещений для перевозки конкретного вида груза проверяется администрацией судна, о чем делается запись в судовом журнале.

    Перевозка грузов – распространенная сфера услуг. Для того, чтобы процесс погрузки и перевозки прошел успешно, надо соблюдать нормативы. Как правильно организовать грузоперевозку? Какие документы необходимы? Как доставить груз в сохранности? Читайте об этом в статье.

    Законодательная база

    Самый востребованный вид перевозки грузов – автомобильный. Правила, регламентирующие такой вид транспортировки, отражены в различных законах, приказах Минтранса и правилах дорожного движения (ПДД). Эти документы дополняют друг друга и описывают нюансы, связанные с грузоперевозками. К главным нормативно-правовым актам, устанавливающим правила к перевозке грузов автомобильным транспортом, относятся:

    Общие положения

    В ПДД и постановлении правительства №272 указаны ключевые характеристики габаритного груза, его объем и важные параметры транспортного средства. Груз разрешается перевозить, если он:

    • устойчиво закреплен на ТС;
    • не мешает водителю управлять автомобилем во время движения;
    • не ограничивает водителю обзор;
    • не закрывает опознавательные знаки машины и световые приборы;
    • не производит громкий шум;
    • не создает пылевое облако вокруг автомобиля;
    • не повреждает дорожное полотно.

    Отдельные требования установлены к перевозке негабаритных грузов. Груз считается крупногабаритным, если выступает за пределы автомобиля сзади и спереди больше, чем на один метр, с боков – больше, чем на 40 сантиметров. В таких случаях на ТС устанавливается специальный знак со световозвращающим покрытием. По ГОСТ знак выглядит так:

    *Размеры указаны в миллиметрах.

    Параметры транспортного средства для перевозки груза

    Параметры машины, которую используют для транспортировки грузов, не должны отличаться от предельно допустимых. Максимальная длина одиночного ТС или прицепа составляет 12 метров, автопоезда – 20 метров. Ширина всех ТС – 2,55 метра, изометрических кузовов – 2,6 метров. Высота всех ТС – 4 метра. Эти показатели включают размер контейнеров и съемных кузовов.

    Особые требования предъявляются к массе автомобиля, в зависимости от его типа, расположения осей и их количества.

    Одиночные автомобили:

    Седельные и прицепные автопоезда:

    В процессе организации грузоперевозки учитывается допустимая осевая нагрузка на дорожное полотно. Она варьируется от 6 до 12 тонн.

    Документация для перевозки грузов

    С целью гарантии сохранности и доставки груза до конечного пункта назначения между перевозчиком и грузоотправителем выстраиваются договорные отношения. Они сопровождаются документами, образцы которых можно найти в постановлении правительства РФ от 15.04.2011г. №272.

    Договор на перевозку

    Процесс заключения договора происходит поэтапно:

    • подача перевозчику заявки в свободной форме (письменной);
    • рассмотрение заявки в течение 3 календарных дней;
    • решение о принятии или отказе заявки.

    В случае одобрения заявки обсуждаются детали и условия договора. При этом грузоотправитель имеет право в любой момент потребовать у перевозчика полный прейскурант.

    Транспортная накладная

    Параллельно с основным договором делают транспортную накладную (ТН). Она включает 17 пунктов, содержащих подробную информацию о грузоотправителе, грузополучателе, характеристике груза, сопроводительных документах и др.

    Ознакомиться с накладной и скачать ее можно .

    Транспортная накладная должна быть в трех экземплярах. Первый- остается у грузоотправителя, второй передают грузополучателю и третий – перевозчику. Одна накладная оформляется на одно ТС.

    Договор фрахтования

    Документальная база правил перевозки грузов дополнилась в 2017 году договором фрахтования (договор заказ-наряд). Этот вид соглашения заключается, если в качестве грузоотправителя и грузополучателя выступает одно лицо или при аренде машины для перевозки. Договор фрахтования оформляют также в ситуации, когда не требуется ведение учета передвижения товарно-материальных ценностей.

    Образец договора фрахтования можно скачать .

    Требования к подаче ТС, приемке и погрузке

    ТС для грузоперевозок должно соответствовать техническим условиям, указанным в договоре. Подача непригодного ТС приравнивается к отсутствию возможности перевозчика предоставить машину. Задержка водителя сроком больше 2 часов равносильна опозданию. Это может стать основанием для отказа заказчика от услуг перевозчика.

    На месте погрузки в транспортной накладной фиксируется время и дата прибытия ТС, состояние тары, количество контейнеров, фургонов для погрузки. В накладной фиксируют соответствие груза нормативам (маркировка, тип, весовые параметры).

    В случае необходимого демонтажа контейнеров ТС оформляют сопроводительную ведомость. В ней прописывают температурный режим, данные о соблюдении санитарно-эпидемиологических и таможенных требованиях для некоторых видов грузов.

    Погрузка – зона ответственности грузоотправителя, получение и разгрузка контейнера входит в компетенцию грузополучателя.

    Обеспечение сохранности груза

    Перед отправкой груз расфасовывают по разным тарам. Каждый контейнер пломбируется грузоотправителем. Процесс пломбировки регулируется правилами:

    • пломба должна иметь отличительные признаки (название, логотип фирмы, дату);
    • факт пломбировки записывают в ТН;
    • пломбы должны быть без видимых повреждений;
    • пломба устанавливается по 1 штуке на дверях фургонов, контейнеров, у цистерн – на крышке люка;
    • пломба помещается на проволоку и сжимается тисками;
    • ломать или сдавливать пломбу во время транспортировки запрещено.

    Перевозка разных видов грузов

    Правила перевозки опасных грузов

    К опасным грузам (ОГ) относятся любые газы, радиоактивные, ядовитые, взрывоопасные вещества, легко воспламеняемые жидкости, пероксиды. Их перевозка осуществляется в оборудованных под этот тип грузов ТС. Транспортировка ОГ - мероприятие с учетом множества нюансов:

    • ГОСТами регламентируется требования к емкостям и машинам для перевозки опасных грузов. Эти сведения указываются в технической документации при отправке груза.
    • При регулярной транспортировке опасных грузов машина дополнительно оборудуется выпускной трубой. Не разрешается соприкосновение бака с топливом с тепловыми или электрическими источниками.
    • Автомобиль окрашивают в разные цвета. Это зависит от типа ОГ. Легковоспламеняющиеся соединения - оранжевый, газы – синий, самовозгорающиеся – белый и красный.
    • ТС должно иметь заземление, прочный корпус, изолированную вентиляцию, специальные знаки.
    • Использование для перевозки более 1 прицепа запрещено.

    Правила перевозок скоропортящихся грузов

    Основной сегмент скоропортящихся грузов – промпродукты и растительность. Такой специфичный вид грузов перевозится в соответствие с установленными в законе нормами. Ключевыми являются:

    • Создание в контейнерах оптимального температурного режима;
    • Соблюдение сроков хранения, фасовки и санитарных требований;
    • Наличие полиса ветеринарно-санитарного органа (для мясных продуктов);
    • Очистка контейнеров после доставки груза;
    • Указание в ТТН температуры груза на момент погрузки.

    Штрафы за нарушение правил перевозки грузов

    Неправильная организация транспортировки грузов влечет за собой наложение на грузоперевозчика штрафных санкций. Их перечень подробно прописан в ст. 12.21 Кодекса об административных правонарушениях РФ.

    Штрафы имеют разный размер, условно их можно разделить на 4 категории:

    Перевозка грузов – длительный процесс, правильную организацию которого гарантирует грузоотправитель и грузополучатель. Главное – не нарушать требования закона и соблюдать предписания надзорных органов.

    Для новостей малого бизнеса мы запустили специальный канал в Telegram и группы во

    Организации перевозки грузов автотранспортом свойственны определенные особенности, которые, собственно, отличают ее от деятельности по обеспечению поставок товара авиасообщением и железнодорожным транспортом. Действующие Правила автомобильных грузоперевозок, установленные законодательством, строго регламентируют выполнение работ по погрузке, транзиту и разгрузке всех видов товара. Основные положения правил, а также существенные изменения, коснувшиеся правил в 2016 году, рассмотрим подробно в данной статье.

    Законодательная база: основные положения правил

    На сегодняшний день правила грузоперевозок автотранспортом регулируются правительственным постановлением №272, которое устанавливает порядок организации перевозок различных грузов (международное, пригородное, городское сообщение), а также опасных и скоропортящихся грузов. Утверждение действующих правил приходится на 2011 год.

    Кроме того, в Правилах оговаривается порядок обеспечения сохранности грузов, контейнеров, транспортных средств, а также условия грузоперевозок и предоставления ТС для такой деятельности. Ознакомиться с полным текстом постановления можно .

    Договор перевозки грузов

    В Правилах оговаривается порядок оформления договоров относительно перевозки грузов, которые заключаются посредством принятия к выполнению перевозчиками заказов и заявок грузоотправителей. Подтверждение заключения договора выражается в форме транспортной накладной на одну либо несколько грузовых партий, оформленной грузоотправителем согласно Приложению №4. Документ составляется в трех экземплярах: для грузоотправителя, перевозчика и грузополучателя.

    В случае задействования при транспортировке груза нескольких ТС накладная составляется в количестве, равном таковому транспортных средств.

    Рассмотрение заявки перевозчиком, в том числе информирование о принятии или отказе с письменным обоснованием, не может занимать более 3 дней со дня принятия заказа. Далее происходит согласование условий перевозки с обязательным обозначением их в транспортной накладной. Если речь идет об опасных, тяжеловесных, крупногабаритных грузах, указываются также сведения о сроке, дате и номере специального разрешения, а также сведения о предполагаемом маршруте подобного груза.

    Заключению договора, согласно Правилам, предшествует ознакомление с прейскурантом о стоимости услуг и порядке расчета, который предъявляется перевозчиком по первой просьбе грузоотправителя.

    Договор фрахтования для перевозки грузов

    Договор фрахтования заключается при грузоперевозках, предполагающих сопровождение собственника транспортируемого груза, либо отсутствие учета движения материальных ценностей товара. Для договора фрахтования в данном случае предусмотрена форма заказа-наряда о предоставлении ТС. Подробности можно узнать в Приложении №5.

    На рассмотрение заказа-наряда юридическим лицом или ИП отводится три дня, по истечении которых возникает обязанность письменного информирования заказчика о принятом решении.

    После обсуждения условий предоставления ТС для фрахтования с последующим внесением в договор одна копия документа передается заказчику, две остальных – водителю. Далее один экземпляр водитель приложит к счету и направит заказчику.
    При отсутствии заполненных пунктов, предполагающих условия фрахтования, сотрудничество происходит на условиях, установленных Правилами либо федеральным законом.

    Если транспортное средство используется в личных целях и не связано с предпринимательской деятельностью, сотрудничество осуществляется по согласованию сторон.

    Порядок предоставления ТС и контейнеров для погрузки

    Подача ТС под погрузку и, соответственно, передача груза осуществляется согласно установленным договором фрахтования срокам.

    Процесс подразумевает внесение записей в транспортную накладную:

    • о дате, времени подачи ТС по факту;
    • о состоянии передаваемого груза, упаковки, тары;
    • о маркировке и опломбировании;
    • об общей массе груза и количестве грузовых мест.

    При осуществлении задачи по обеспечению безопасности перевозки груза и его сохранности может быть задействовано исключительно пригодное для грузоперевозок транспортное средство. Таковым признается ТС, которые оснащены соответствующим оборудованием, отвечают своему назначению и показателям грузоподъемности.

    В противном случае подача ТС и контейнеров считается неосуществленной. Опозданием считается задержка подачи ТС более чем на два часа от оговоренного в заказе-наряде времени.

    По окончании погрузки водителем ставится подпись в накладной, при необходимости указываются замечания, возникшие во время погрузки.

    Отказ грузоотправителя от выполнения договора фрахтования допускается:

    • если для погрузки было представлено непригодное транспортное средство;
    • если подача ТС и контейнеров была произведена с опозданием;
    • если перед осуществлением погрузки водителем не был предъявлен документ, удостоверяющий личность, и путевой лист.

    Требования к состоянию груза:

    • соответствие массы груза показателю, указанному в транспортной накладной;
    • маркировка согласно установленным требованиям (количество, номера, масса грузовых мест, наименования сторон, указание адресов пунктов погрузки и выгрузки);
    • подготовка груза, его упаковка и затаренность отвечают стандартам и условиям нормативных документов, предполагающих соответствующие положения.

    Подробно с порядком и перечнем выполнения работ по погрузке и выгрузке грузов, а также их сроками можно ознакомиться в Приложении №6-8. Допустимые параметры транспортных средств, задействованных в грузоперевозках, в том числе их габариты, предельная масса, осевые нагрузки, обозначены в Приложении №1-3.

    Расчет массы груза, опломбирование ТС и контейнеров

    Определение массы штучных грузов, а также таковых в таре либо упаковке происходит путем взвешивания или посредством расчета, в основу которого вкладываются сведения геометрического обмера в соответствии с объемом груза либо имеющейся технической документации на него.

    По завершении процесса погрузки производится опломбирование кузова транспортных средств, а также контейнеров.

    В некоторых случаях опломбирование подразумевает процедуру обандероливания с применением бумажной ленты, тесьмы и других материалов.

    Доставка и выгрузка грузов, предполагаемые сроки

    Обычно доставка и выгрузка товара осуществляется согласно оговоренным договором перевозки груза срокам.

    В противном случае доставка должна быть реализована:

    • в течение суток – для пригородного и городского сообщения;
    • в течение времени, величина которого определяется из расчета одни сутки на 300 км маршрута перевозки.

    Груз признается утраченным, если по требованию грузополучателя он не был выдан:

    • в течение 10 дней с момента его приема для транспортировки – для пригородного и городского сообщения;
    • в течение месяца с момента его фактической выдачи, которая не была реализована, – для междугороднего сообщения.

    В таком случае грузополучатель имеет право на получение компенсации. Кроме того, возмещение ущерба допускается при повреждении либо порче груза, произошедшей по вине перевозчика.

    При необходимости может быть произведена переадресовка грузов. В таком случае все расходы берет на себя грузоотправитель.
    Дезинфекция, промывка и чистка транспортных средств по окончании поездки входит в обязанности грузополучателя.

    С порядком составления актов и претензий в случае обнаружения соответствующих обстоятельств Вы можете ознакомиться в седьмой главе Постановления.

    Изменения в Правила, которые внес 2016 год

    В 2016 году в Правила рядом законодательных актов, правительственных постановлений были внесены определенные изменения.

    Рассмотрим основные из них:

    • Исключение требования о заверке транспортных документов, используемых грузоотправителями, фрахтовщиками и грузополучателями, печатями юрлиц (правительственное Постановление №1233 от 24.11.2016).
    • Скорректированы требования, установленные Правилами относительно допустимых осевых нагрузок, согласно которым размещение делимого груза теперь должно осуществляться в соответствии с величиной массы транспортного средства. Кроме того, был обозначен диапазон показателей расстояния между сближенными осями (правительственное Постановление №1442 от 22.12.2016).
    • Введение административной ответственности за нарушения при обеспечении безопасности перевозимых автотранспортом грузов (Федеральный закон №133-ФЗ от 01.05.2016). В соответствии с изменениями на водителя налагается штраф в размере 2500 рублей, на должностных лиц – 20 тысяч рублей, на юрлиц – 100 тысяч рублей. За допуск водителей к работе без проведения соответствующего инструктажа для должностных лиц штраф составит 10 тысяч рублей, для юрлиц – 30 тысяч рублей. При осуществлении перевозок с нарушением действующих Правил в отношении водителя применяется штраф в размере 1500 рублей, должностного лица – 10 тысяч рублей, юрлица – 25 тысяч рублей. За нарушения условий, которые предусмотрены лицензией, ИП и должностных лиц ожидает штраф в размере 20 тысяч рублей, юрлиц – 100 тысяч рублей. При грубых нарушениях, связанных с лицензией, для ИП и должностных лиц установлен штраф в размере 75 тысяч рублей, для юрлиц – 200 тысяч рублей плюс приостановление деятельности до 90 суток.