Особенности коммуникативной стороны общения. Психология общения

1.Введение…………………………………………………………………………………..3

2.Коммуникативная сторона общения………………………………………4

3.Заключение………………………………………………………………………….

4.Список используемой литературы……………………………………..

1.Введение

В своей контрольной работе я поставила задачу рассмотреть следующие вопросы:

1.В чем заключается психологическая сущность коммуникативных барьеров?

2.Что означает понятие коммуникация в узком и широком смысле слова?

3.В чем заключается психологический смысл обратной связи?

4.Почему семантический барьер является одним из наиболее

распространенным препятствием в понимании субъектами друг друга?

5.Как барьеры социально- культурных различий связаны с ценностями субъектов общения?

6.В чем заключается значение визуального контакта в коммуникационном процессе?

7.Каковы условия и средства различия коммуникационной компетенции?

Коммуникация в переводе с латыни обозначает «общее, разделяемое со всеми».

Процесс двустороннего обмена информацией, ведущий ко взаимному пониманию.

Коммуникативная сторона общения, состоит во взаимном обмене информацией между партнерами по общению, передаче и приеме знаний, идей, мнений, чувств.

В реальном общении люди могут познавать друг друга с целью дальнейшего совместного действия, а может быть напротив, люди, включенные в совместную деятельность, познают друг друга.

Этому должна сопутствовать высокая степень общности понимания ситуации всеми участниками коммуникационного процесса.

Коммуникационный процесс- обмен информацией между людьми, целью которого является обеспечение понимания передаваемой и получаемой информацией.

Основные функции коммуникации:

1.информативная- передача сведений

2.интерактивная- организация взаимодействия между людьми

3.перцептивная- восприятие друг друга партнерами по общению

4.экспресивная-возбуждение или изменение характера эмоциональных переживаний.

Для осуществления процесса коммуникации необходимы четыре основных элемента:

1.отправитель информации

2.сообщение- собственно информация

3.канал-средство передачи информации

4.получатель информации.

Коммуникационный процесс разбивают на пять этапов:

IЭТАП - начало обмена информацией, когда отравитель должен ясно представить, что он хочет передать и какую ответную реакцию получить.

II этап- воплощение идеи в слова, символы, в сообщение.

Выбираются и используются различные каналы передачи информации, речь, жесты, мимика, письменные материалы, электронные средства связи.

IIIэтап- передача информации через использование выбранных

каналов связи.

IVэтап- получатель информации переводит символы в свои мысли.

Vэтап- обратная связь- отклик получателя на полученную информацию,

на всех этапах коммуникационного процесса могут существовать помехи, искажающие смысл передаваемой информации.

Информация в общении не просто передается от одного партнера

к другому (при этом лицо, передающее информацию, принято называть коммуникатором, а получающего эту информацию- реципиентом).

Коммуникация


Коммуникатор Реципиент


Обратная связь

Обратная связь- это информация, содержащая реакцию реципиента на поведение коммуникатора.

Цель обратной связи- помощь партнеру по общению в понимании того, как воспринимаются его поступки, какие чувства они вызывают у других людей.

Чтобы убедиться в успехе коммуникации, необходимо иметь обратную связь- информацию о том, как люди вас поняли.

Умение использовать обратную связь в общении является одним из важнейших моментов, входящих в процесс коммуникации.

Под обратной связью понимается техника и приемы получения информации о партнере по общению, используемые собеседником для коррекции собственного поведения в процессе общения.

Обратная связь включает сознательный контроль коммуникативных действий, наблюдение за партнером и оценку его реакций, последующее изменение в соответствие с этим собственного поведения.

Обратная связь предполагает умение видеть себя со стороны и правильно судить о том, как партнер воспринимает себя в общении.

Механизм обратной связи предполагает умение партнера соотносить свои реакции с оценками собственных действий и делать вывод.

В процессе общения обмен информацией между его участниками осуществляется как на вербальном, так и на невербальном уровне.

Вербальная коммуникация, использует в качестве знаковой системы человеческую речь, естественный звуковой язык.

Речь является самым универсальным средством коммуникации, поскольку при передаче информации при помощи речи менее всего теряется смысл сообщения, а также осуществляется воздействие друг на друга участников совместной деятельности.

К невербальной коммуникации относятся воспринимаемый внешний вид и выразительные движения человека – жесты, мимика, позы, походка.

Они во многом являются зеркалом, проецирующим эмоциональные реакции человека, которые мы как бы «считываем» в процессе общения, пытаясь понять, как другой воспринимает происходящее.

Сюда же можно отнести такую форму человеческого невербального общения, как контакт глаз, имеющая место в визуальном общении.

Значительная часть человеческого общения разворачивается в подводной части «коммуникативного айсберга» - в области невербального общения.

Через систему невербальных средств транслируется и информация о чувствах, испытываемых людьми в процессе общения.

К анализу «невербалики» мы прибегаем в тех случаях, когда не доверяем словам партнеров. Тогда жесты, мимика и контакт глазами помогает определить искренность другого.

Как и все невербальные средства, контакт глазами имеет значение дополнения к вербальной коммуникации, то есть сообщает о готовности поддерживать коммуникацию или прекратить ее, поощряет партнера к продолжению диалога, наконец, способствует тому, чтобы обнаружить полнее свое «Я», или, напротив, скрыть его.

В социально-психологических исследованиях изучается частота обмена взглядами, «длительность» их, смена статики и динамика взгляда, избегание его и т.д.

Невербальные средства являются важным дополнением речевой коммуникации. Их роль определяется не только тем, что они в состоянии усилить или ослабить речевое влияние коммуникатора, но и в том, что они помогают участникам общения выявить намерения друг друга, делая, тем самым, процесс коммуникации более открытым.

В процессе коммуникации человек может играть каждую из трех ролей: быть передатчиком, принимающим и передающим средством связи.

В то же время он является самым подверженным помехам каналом коммуникации, и тем не менее, информация очень часто передается именно через людей, что обусловливает определенные искажения в процессе.

Человек как элемент коммуникации – сложный и чувствительный «получатель» информации со своими чувствами и желаниями, жизненным опытом. Полученная им информация может вызвать внутреннюю реакцию любого рода, которая, возможно, усилит, исказит или полностью блокирует посланную ему информацию.

Адекватность восприятия информации во многом зависит от наличия или отсутствия в процессе общения коммуникативных барьеров.

В случае возникновения барьера информация искажается или теряет изначальный смысл, а в ряде случаев вообще не поступает реципиенту.

Коммуникативными помехами может быть механический обрыв информации и отсюда ее искажение; неясность передаваемой информации, в силу чего искажается изложенная и переданная мысль.

Случается, что принимающие ясно слышат передаваемые слова, но придают им иное значение. При этом передатчик может даже не обнаружить, что его сигнал вызвал неверную реакцию. Это говорит о замещающе - искажающем барьере.

Значительно большая возможность искажения связана с эмоциями – эмоциональные барьеры. Это происходит, когда люди, получив какую либо информацию, более заняты своими чувствами, предположениями, чем реальными фактами.

Возникновение барьера непонимания может быть связано с рядом причин как психологического, так и иного порядка. Он может возникать из-за погрешностей в самом канале передачи информации – это так называемое фонетическое непонимание.

Прежде всего, оно возникает, когда участники общения говорят на различных языках и диалектах, имеют существенные дефекты речи и дикции, искаженный грамматический строй речи.

Существует также семантический барьер непонимания, связанный прежде всего, с различиями в системах значений участников общения. Это проблема жаргонов и слэнгов.

Даже в рамках одной и той же культуры есть множество микрокультур, каждая из которых создает свое «поле значений», характеризуется своим пониманием различных понятий, явлений, или выражений. В различных микрокультурах не одинаково понимается смысл некоторых ценностей. Кроме того, каждая среда создает свой мини- язык общения, свой слэнг, в каждой свои любимые цитаты и шутки, выражения и обороты речи.

Все это вместе может значительно затруднить процесс общения, создавая семантический барьер непонимания.

Причиной психологического барьера могут служить социально- культурные различия между партнерами по общению. Это могут быть социальные, политические, религиозные и профессиональные различия, которые приводят к различной интерпритации тех или иных понятий, употребляемых в процессе коммуникации.

В качестве барьера может выступать и само восприятие партнера по общению, как лица определенной профессии, определенной национальности, пола и возраста.

Огромное значение для возникновения барьера играет авторитетность коммуникатора в глазах реципиента. Чем выше авторитет, тем меньше преграда на пути усвоения предлагаемой информации.

Само нежелание прислушиваться к мнению того или иного человека часто объясняется его низкой авторитетностью. От психологических пристрастий реципиента зависит, воспринимает ли он предлагаемую ему систему доказательств или сочтет ее не убедительной. Для коммуникатора же выбор адекватной данному моменту системы доказательств всегда является открытой проблемой.

Для эффективной коммуникации характерно: достижение взаимопонимания партнеров, лучшее понимание ситуации и предмета общения (достижение большей определенности в понимании ситуации, способствует разрешению проблем, обеспечивает достижение целей с оптимальным расходованием ресурсов).

Способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми, есть коммуникативная компетентность.

Коммуникативная компетентность рассматривается, как система внутренних ресурсов, необходимых для построения эффективной коммуникации в определенном круге ситуаций межличностного взаимодействия.

Заключение.

Выполнив контрольную работу я решила поставленные задачи, рассмотрев коммуникативную сторону общения.

Список используемой литературы.

1.Социальная психология; Морозов А.В.; М.; Академический проспект;2005.

2. Психология и этика деловых отношений; Столяренко Л.Д,; Ростов н/Д: «Феникс»; 2003.

Социальная психология.

Социальная установка, её структура и изменение.

Одной из основных социально-психологических характеристик личности является ее социальная установка , которая определяетя как устойчивое отношение человека к людям, социальными группами, организациями, процессам и событиям, происходящим в обществе.

Социальная установка - предрасположенность (склонность) субъекта к совершению определенного социального поведения; при этом предполагается, что установка имеет сложную структуру и включает в себя ряд компонентов: предрасположенность воспринимать, оценивать, осознавать и, как итог, действовать относительно данного социального объекта (явления) определенным образом.

В 1942 г. М. Смит разработал 3-компонентную структуру социальных установок , выделив: а) когнитивный компонент (осознание объекта социальной установки,на что направлена установка); б) аффективный (оценка объекта установки на уровне симпатии и антипатии); в) поведенческий (последовательность поведения по отношению к объекту установки). Если эти компоненты согласованы между собой, то установка будет выполнять регулирующую функцию. А в случае рассогласования установочной системы, человек ведет себя по-разному, установка не будет выполнять регулирующую функцию.

Объектами соц. установки могут быть : сам человек, окружающие его люди, группы людей, соц. процессы и события, предметы материальная и духовной культуры и т.п. Как состояние соц. установка выражает собой готовность человека к определенным дей-ям, а как свойство - внутренне характеризует человека как личность.

3 основные функции соц. установки:

1) Познавательная (установки поволяют чел-ку оперативно получать знания о соц. объяектах до того, как эти объекты буду познаны; эта функция реализуется через конгитивную состаляющую)

2) Выразительная (соц. установки представляют человека как личность в его отношениях к людям и к обществу в целом; через эмоциональный компонент)

3) Приспособительная (соц. установки позволяют индивиду адаптироваться в соответсвующем обществе; через поведенческий компонент)

Через усвоение установок происходит социализация .

Также выделяют:

1) Базовые – система убеждений (ядро Личности). Формируется в детстве, систематизируется в подростковом возрасте, а оканчивается в 20 – 30 лет, а затем не меняется и выполняет регулирующую функцию.

2)Периферийные – ситуативные, могут меняться от социальной обстановки.

Социальная психология общения. Структура и функции общения.

Общение - специфическая форма взаимодействия человека с другими людьми как членами общества, в общении реализуются социальные отношения людей.

В общении выделяют три взаимосвязанные стороны :

коммуникативная , состоит в обмене информацией между людьми;

интерактивная : заключается в организации взаимодействия между людьми, например нужно согласовать действия, распределить функции или повлиять на настроение, поведение, убеждения собеседника;

перцептивная : включает процесс восприятия друг друга партнерами по общению и установление на этой основе взаимопонимания.

Передача информации

Восприятие друг друга

Взаимооценка партнерами друг друга

Взаимовлияние партнеров

Взаимодействие партнеров

Управление деятельностью и т.д.

К средствам общения относятся:

1) Язык : система слов, выражений и правил их соединения в осмысленные высказывания, используемые для общения. Слова и правила их употребление едины для всех говорящих на данном языке, это и делает возможным общение; если я говорю «стол», я уверен, что любой мой собеседник соединяет с этим словом те же понятия, что и я, - это объективное социальное значение слова можно назвать знаком языка. Но объективное значение слова преломляется для человека через призму его собственной деятельности и образует уже свой личностный, «субъективный» смысл, поэтому мы не всегда правильно понимаем друг друга.

2) Интонация , эмоциональная выразительность, которая способна придавать разный смысл одной и той же фразе.

3) Мимика, поза, взгляд собеседника могут усиливать, дополнять или опровергать смысл фразы.

4) Жесты как средства общения могут быть как общепринятыми, т. е. иметь закрепленные за ними значения, или экспрессивными, т. е. служить для большей выразительности речи.

Расстояние, на котором общаются собеседники, зависит от культурных, национальных традиций, от степени доверия к собеседнику.

В процедуре общения выделяют следующие этапы:

1) Потребность в общении (необходимо сообщить или узнать информацию, повлиять на собеседника и т. п.) побуждает человека вступить в контакт с другими людьми.

2) Ориентирование в целях и ситуации общения .

3) Ориентирование в личности собеседника.

4) Планирование содержания своего общения : человек представляет себе (обычно бессознательно), что именно скажет.

5) Бессознательно (иногда сознательно) человек выбирает конкретные средства , речевые фразы, которыми будет пользоваться, решает, как говорить, как себя вести.

6) Восприятие и оценка ответной реакции собеседника, контроль эффективности общения на основе установления обратной связи.

7) Корректировка направления, стиля, методов общения .

Если какое-либо из звеньев акта общения нарушено, то говорящему не удается добиться ожидаемых результатов: общение окажется неэффективным. Эти умения называют социальным интеллектом, практически-психологическим умом, коммуникативной компетентностью, коммуникабельностью.

Имеется несколько классификацией функций общения . В. Н. Панферов выделяет их шесть:

-коммуникативная (осуществление взаимосвязи людей на уровне индивидуального, --группового и общественного взаимодействия)

-информационная (обмен информацией между людьми)

-когнитивная (осмысление значений на основе представлений воображения и фантазии)

-эмотивная (проявление эмоциональной связи индивида с действительностью)

-конативная (управление и коррекция взаимных позиций)

-креативная (развитие людей и формирование новых отношений между ними)

Коммуникативная сторона общения, ее характеристика.

Коммуникативная сторона общения состоит в обмене информацией между людьми. Понимание человека человеком связано с установлением и сохранением коммуникации.

Источники информации в общении:

Сигналы непосредственно от другого человека;

Сигналы от собственных сексорно-перцептивных систем;

Информация об итогах деятельности;

Информация от внутреннего опыта;

Информация о вероятном будущем.

Человек должен уметь каким-то образом отличать “хорошую” информацию от “плохой". Б. Ф. Поршнев пришел к выводу, что речь является способом внушения, или суггестии , но имеется “налицо и встречная психологическая активность, называемая контрсуггестией, противовнушением, которая содержит в себе способы защиты от действия речи”.

Б. Ф. Поршнев выделил 3 вида контрсуггестии: избегание, авторитет и непонимание. Избегание подразумевает уклонение от контактов с партнером (человек невнимателен, не слушает, не смотрит на собеседника, находит повод отвлечься). Избегание проявляется не только уходе от общения с другим человеком, но и уклонение от определенных ситуаций. Например, люди, которые не хотят, чтобы на их мнение или решение оказывали влияние просто не приходят на заседания или на назначенную встречу. Действие авторитета заключается в том, что, разделив всех людей на авторитетных, человек доверяет только первым и отказывает в доверии вторым. Можно найти много оснований для присвоения конкретному человеку авторитета (статус, превосходство в параметрах, привлекательность в конкретных ситуациях и т.п.) Определяются основания собственной историей и основными ценностями. Эффективность общения будет зависеть от характера формирования представлений об авторитете у собеседника. Иногда опасная информация может исходить и от людей, которым мы в целом доверяем. В тихом случае защититься мы можем с помощью своеобразного непонимания самого сообщения.

Практически для всех людей важно, чтобы их слушали и слышали. Для всех, кто заинтересован в эффективной коммуникации важно уметь преследовать психологические барьеры, т.е. уметь управлять вниманием.

Существует целая группа приемов привлечения внимания :

-прием “нейтральной фразы”. -В начале общения произносится фраза, не связанная с основной темой, но имеющая смысл и ценность для всех присутствующих.

-прием “завлечения” - говорящий вначале произносит очень тихо, очень непонятно, неразборчиво, что заставляет других вслушиваться.

-прием установления зрительного контакта - пристально глядя на человека, мы привлекаем его внимание; уходя от взгляда, мы показываем, что не желаем общаться. Но в общении важно не только привлечь внимание, но и его поддержать.

Первая группа приемов поддержания внимания - приемы “изоляции” (изолировать общение от внешних факторов - шума, освещения, разговора или уметь изолироваться от внутренних факторов - вместо того, чтобы слушать, обдумывает свои реплики или просто ожидает конца речи, чтобы вступить в разговор самому).

Вторая группа приемов связана с “навязыванием ритма”. Внимание человека постоянно колеблется, поэтому изменяя характеристики голоса и речи, мы не даем возможности собеседнику расслабляться и пропустить нужную информацию.

Третья группа приемов поддержания - приемы акцентировки. Обратить внимание на нужную информацию можно с помощью определенных слов (“прошу обратить внимание на...”), “важно отметить, что...” и т. п.) или за счет контрасты с окружающим фоном.

2.1. Сущность коммуникативной стороны общения

2.2. Речь как основное средство общения

2.3. Монологическая и диалогическая речь

2.4. речевой этикет

2.5. Существенные особенности процесса слушания как вида речевой деятельности

2.6. Основные барьеры слушания

2.7. Невербальные средства общения

2.8. Обратная связь в общении

резюме

Термины и понятия

Вопросы для проверки знаний

Задача для индивидуальной работы

Литература для углубленного изучения

Изучив материал этого раздела, вы будете знать:

Особенности и составляющие коммуникативной стороны общения;

Существенные особенности вербальных и невербальных средств общения,

Функции и коммуникативные качества речи;

Характерные особенности монологической речи;

Правила использования речевого этикета;

Существенные особенности процесса слушания,

Специфику каждого стиля слушания;

Барьеры, возникающие в процессе слушания;

Основные составляющие невербальных средств общения и особенности их интерпретации,

а также уметь :

Строить выступление перед аудиторией с учетом коммуникативных качеств речи;

Анализировать, какие вербальные и невербальные средства общения целесообразно использовать в конкретной ситуации;

Выделять возможные барьеры слушания в процессе общения;

Владеть речевым этикетом;

Характеризовать различные типы слушателей;

Анализировать невербальные сигналы собеседника.

Сущность коммуникативной стороны общения

Коммуникативная сторона заключается в обмене информацией между собеседниками.

Коммуникация в узком смысле - обмен различными предложениями, идеями, интересами, настроениями. В широком же смысле она рассматривается как информация, связанная с конкретным поведением собеседников.

Когда говорят о коммуникации в узком смысле слова, то прежде всего имеют в виду тот факт, что во время совместной деятельности люди обмениваются между собой различными предложениями, идеями, интересами, настроениями, чувствами, установками и др. Все это можно рассматривать как информацию, и тогда сам процесс коммуникации может быть понят как процесс обмена информацией. В условиях человеческого общения информация не только передается, но и формируется, уточняется, развивается.

Во-первых, общение нельзя рассматривать лишь как отправление информации какой-то передающей системой или как восприятие его другой системой, так как, в отличие от простого "движения информации» между двумя устройствами, здесь мы имеем дело с отношениями двух индивидов, каждый из которых активным субъектом: взаимное информирование их допускает налаживание совместной деятельности. Это значит, что каждый участник коммуникативного процесса предполагает активность также и своего партнера, он не может рассматривать его как некий объект. Другой участник появляется тоже как субъект, и отсюда следует, что, направляя ему информацию, на него необходимо ориентироваться, то есть анализировать его мотивы, цели, установки (кроме, разумеется, анализа своих собственных целей, мотивов, установок), " обращаться "к нему.

Поэтому в коммуникативном процессе и происходит не простое движение информации, а как минимум активный обмен ею. Суть коммуникативного процесса - не просто взаимное информирование, но и общее понимание предмета. Поэтому в каждом коммуникативном процессе реально даны в единстве деятельность, общение и познание.

Во-вторых, характер обмена информацией между людьми определяется тем, что посредством системы знаков партнеры могут повлиять друг на друга. Иными словами, обмен такой информацией обязательно предполагает воздействие на поведение партнера, т.е. знак изменяет состояние участников коммуникативного процесса. Коммуникативное воздействие, что здесь возникает, есть не что иное, как психологическое воздействие одного коммуникатора на другой с целью изменения его поведения. Эффективность коммуникации измеряется именно тем, насколько удался это влияние. Это означает, что при обмене информацией происходит изменение самого типа отношений, сложившихся между участниками коммуникации.

В-третьих, коммуникативное воздействие как результат обмена информацией возможно лишь тогда, когда человек, направляющий информацию (коммуникатор), и человек, принимающий ее (реципиент), обладают единой или подобную систему кодификации и декодификации. Обыденным языком это правило выражается в словах: "Все должны говорить на одном языке".

Это особенно важно потому, что коммуникатор и реципиент в коммуникативном процессе постоянно меняются местами. Всякий обмен информацией между ними возможен лишь при условии, что знаки и, главное, закрепленные за ними значения известны всем участникам коммуникативного процесса. Только принятие единой системы значений обеспечивает возможность партнеров понимать друг друга.

Наконец, в-четвертых, в условиях человеческой коммуникации могут возникать совершенно специфические коммуникативные барьеры. Они не связаны с уязвимыми местами в каком-нибудь канале коммуникации или с погрешностями кодирования и декодирования, а носят социальный или психологический характер. С одной стороны, такие барьеры могут возникать из-за того, что отсутствует понимание ситуации общения, вызванное не просто различным языком, на котором говорят участники коммуникативного процесса, но различиями более глубокого плана, существующими между партнерами. Это могут быть социальные, политические, религиозные, профессиональные различия, которые не только порождают разную интерпретацию тех же понятий, употребляемых в процессе коммуникации, но и вообще различное мироощущение, мировоззрение, миропонимание. Такого рода барьеры порождены объективными социальными причинами, принадлежностью партнеров по коммуникации к различным социальным группам, и во время их проявления особенно четко выступает принадлежность коммуникации к более широкой системы общественных отношений. Коммуникация в этом случае демонстрирует ту свою характеристику, что она является лишь стороной общения. Естественно, что процесс коммуникации осуществляется и при наличии этих барьеров: даже военные противники ведут переговоры. Но вся ситуация коммуникативного акта значительно усложняется из-за их наличие.

С другой стороны, барьеры в коммуникации могут носить и более выраженный психологический характер. Они могут возникнуть или вследствие индивидуальных психологических особенностей общающихся (например, чрезмерная застенчивость одного из них, скрытность другого, присутствие у кого черты, получила название "необщительность"), или в силу сложившихся между собеседниками особых психологических отношений: неприязни к друг другу, недоверия и т.

В построении типологии коммуникативных процессов целесообразно воспользоваться понятием "направленность сигналов". В теории коммуникации этот срок позволяет выделить: а) аксиальный коммуникативный процесс (от лат. Axis - "ось"), когда сигналы направлены единичным приемникам информации, то есть отдельным людям; б) ретиаль- ный коммуникативный процесс (от лат. rete - "сеть"), когда сигналы направлены множеству вероятных адресатов. В эпоху научно-технического прогресса в связи с бурным развитием средств массовой информации особое значение приобретает исследование ретиальна коммуникативных процессов, поскольку в этом случае отправки сигналов группе заставляет членов группы осознать свою принадлежность к этой группе, постольку в случае ретиальна коммуникации происходит тоже не просто передача информации, но и социальная ориентация участников коммуникативного процесса.

Сама по себе информация, исходящая от коммуникатора, может быть двух типов: побудительная и Констатувальна. Побудительная информация выражается в приказе, совете, просьбе. Она рассчитана на то, чтобы стимулировать какое-то действие. Стимуляция, в свою очередь, может быть различной: 1) активизация, то есть побуждение к действию в заданном направлении; 2) интердикция, то есть побуждения, наоборот не допускает определенных действий, запрет нежелательных видов деятельности; 3) дестабилизация - рассогласование или нарушение некоторых автономных форм поведения или деятельности.

Информация Констатувальна выступает в форме сообщения, она имеет место в различных образовательных системах и не предполагает непосредственного изменения поведения, хотя косвенно способствует этому. Сам характер сообщения может быть различным: мера объективности может варьироваться от умышленно "безразличного" тона изложения до включения в текст сообщения достаточно явных элементов убеждения. Вариант сообщения задается коммуникатором, то есть тем лицом, от которого поступает информация.

В ходе общения одним из важнейших аспектов взаимодействия выступает обмен информацией : различными представлениями, идеями, интересами, настроениями, чувствами, установками и пр. Все это можно рассматривать как информацию, и тогда процесс коммуникации может быть понят как процесс обмена информацией. Коммуникативная сторона общения состоит в обмене информацией между общающимися индивидами .

Коммуникация (от англ. communicate- сообщать передавать) – одна из сторон человеческого общения – информационная, предполагающая обмен между людьми представлениями, идеями, ценностными ориентациями, эмоциями, чувствами, настроениями и т. п.). Коммуникация осуществляется при взаимодействии людей. Однако когда человек совершает какую-либо деятельность индивидуально, то и здесь осуществляется коммуникация, так как человек, выполняющий определенную работу, ориентируется на оценку и мнение других о его работе.

Процесс обмена информацией характеризуется следующими признаками:

1. В процессе обмена информацией мы имеем дело в двумя индивидами, каждый из которых является активным субъектом. Любое общение предполагает взаимное информирование, налаживание совместной деятельности. Особую роль играет значимость информации: информация должна быть не просто принята, но и понята, осмыслена. Поэтому в каждом коммуникативном процессе реально даны в единстве: деятельность, общение и познание.

2. При обмене информацией возникает психологическое воздействие одного коммуникатора на другого с целью изменения его поведения. Эффективность коммуникации измеряется именно тем, насколько удалось это воздействие.

3. Коммуникативное влияние как результат обмена информацией возможно лишь тогда, когда человек, направляющий информацию (коммуникатор), и человек, принимающий ее (реципиент), обладают единой или сходной системой кодификации и декодификации , т.е. все должны говорить на одном языке. Только принятие единой системы значений обеспечивает возможность партнеров понимать друг друга.

4. Информация всегда меняется в процессе коммуникации.

5. Могут возникать специфические коммуникативные барьеры , которые носят социальный или психологический характер . Ситуация может усложниться из-за того, что партнеры относятся к различным социальным, политическим, религиозным группам или вследствие индивидуальных психологических особенностей общающихся, при неприязни по отношению друг к другу, недоверии и т. п.

Передача любой информации возможна лишь посредством знаковых систем . Если в качестве знаковой системы используется человеческая речь , то идет речь о вербальной коммуникации . Речь является самым универсальным средством коммуникации , т.к. в этом случае менее всего теряется смысл сообщения, но при этом должна сопутствовать высокая степень общности понимания ситуации. Посредством речи не просто «движется информация», но участники коммуникации особым способом воздействуют друг на друга, ориентируются друг на друга, убеждают друг друга, т.е. стремятся достичь определенного изменения поведения.

Сама по себе информация, исходящая от коммуникатора, может быть двух типов: побудительная и констатирующая .

Побудительная информация выражается в приказе, совете, просьбе и стимулирует какое-то действие. Стимуляция может быть различной: активация – побуждение к действию в заданном направлении; интердикция – побуждение, не допускающее, наоборот, определенных действий, запрет нежелательных видов деятельности; дестабилизация – рассогласование или нарушение некоторых автономных форм поведения или деятельности.

Констатирующая информация выступает в форме сообщения, она имеет место в различных образовательных системах и не предполагает непосредственного изменения поведения.

Для того, чтобы информация точно дошла до адресата американский исследователь Гарольд Лассуэлл предложил для изучения убеждающего воздействия СМИ модель коммуникативного процесса , которая включала 5 элементов:

1. Кто? (передает сообщение) - Коммуникатор

2. Что? (передается) - Сообщение (текст)

3. Как? (осуществляется передача) - Канал

4. Кому? (направлено сообщение) - Аудитория

5. С каким эффектом? - Эффективность

Рассмотрение коммуникативной стороны общения предполагает обращение к такому понятию, как субъективная информативность личности .

Субъективная информативность личности – характеристика субъекта, указывающая на степень его осведомленности о предмете, средствах общения, собеседнике и других компонентах процесса общения. На субъективную информативность личности влияют многие факторы. Среди них можно выделить:

Индивидуально-психологические свойства субъекта;

Предыдущий опыт межличностного взаимодействия;

Возрастные особенности;

Когнитивные характеристики;

Социокультурный уровень;

Уровень общей психологической культуры;

Во многом результат любого взаимодействия зависит от уровня субъективной информативности участников. При недостаточном уровне может возникать непонимание, общение будет затруднено вследствие возникновения различного рода барьеров, каузальных атрибуций и т.д. Рассмотрим более подробно понятие барьер общения.

Коммуникативный барьер – это психологическое препятствие на пути адекватной передачи информации между партнерами по общению .

Выделяют: барьеры понимания , барьеры социально-культурного различия , барьеры отношения .

2. Социально-культурные барьеры – это социальные , политические, половозрастные и профессиональные различия между партнерами по общению, которые приводят к разной интерпретации тех или иных понятий, употребляемых в процессе коммуникации.

3. Барьеры отношения – это психологический феномен, возникающий в процессе общения коммуникатора и реципиента. Речь идет о возникновении чувства неприязни, недоверия к коммуникатору, которое распространяется и на передаваемую им информацию.

Рассматривая в предыдущем вопросе виды общения, мы указали, что процесс обмена информацией идет двумя каналами: вербальным (при помощи речи) и невербальным . Невербальное общение имеет принципиальное значение в процессе передачи информации от коммуникатора реципиенту.

Напомним, что Невербальное общение – это коммуникация между индивидами без использования слов, т.е. без речевых и языковых средств , представленных в прямой или какой-либо знаковой форме. Психолог Аллан Пиз считает, что при помощи невербальных средств общения передается до 80% информации.

Выделяют следующие виды невербальных средств общения .

1. Кинесика изучает внешние проявления человека, включающие в себя: мимику (движение мышц лица), пантомимику (движение тела – осанку, походка, позы), жесты и взгляд .

2. Экстралингвистика исследует речевые паузы, кашель, плач, смех, а паралингвистика – громкость, тембр, ритм, высоту звука.

3. Такесика изучает прикосновения в процессе общения (рукопожатие, поцелуй, дотрагивание).

4. Проксемика исследует расположение людей в пространстве при общении (расстояние до собеседника, персональное пространство).

Количество и качество невербальных сигналов зависит от возраста человека, пола, типа темперамента, социального статуса, национальности.

Мимика тесно связана с эмоциями и позволяет человеку догадаться о переживаемых собеседником чувствах радости, печали, напряжении или покоя. Мимика помогает человеку передавать настроение, отношение к тому, о чем он говорит, радость, гнев, печаль, то есть самые распространенные эмоциональные состояния лица. Выражение лица играет важную роль в общении, обеспечивая эмоциональный контакт между собеседниками.

Улыбка является универсальным средством невербального общения. Она обозначает потребность в одобрении, доброжелательность. Некоторые психологи придерживаются мнения о том, что человек улыбается не только тому, что рад чему-либо, но и потому, что улыбка помогает чувствовать уверенность и быть счастливее. Улыбка украшает человека, дарит радость встречи, говорит о расположении и дружелюбии партнера по общению. Улыбка может быть дружелюбная, ироничная, заискивающая, презрительная, несмешливая и т.д. Следует помнить, что улыбка должна соответствовать ситуации и не должна вызывать раздражение собеседника.

Взгляд – это первый шаг на пути к собеседнику. Взгляд очень красноречив и выражает самые различные чувства и состояния. Он может быть жестким, колючим, добрым, радостным, открытым, враждебным, ласковым, вопрошающим, блуждающим, застывшим и т.д. Зрительный контакт помогает регулировать разговор. Когда человек говорит, он обычно реже смотрит на собеседника, чем когда он его слушает. Если мысль говорящего закончена, то он, как правило, смотрит в глаза собеседника, как бы сообщая: «Я все сказал, слово за вами». Взгляд в сторону или искоса воспринимается как выражение подозрения или сомнения.

Жесты . В беседе мы часто сопровождаем слова действиями, в которых главную роль играют руки. Даже простое рукопожатие несет информацию о собеседнике. Рука для рукопожатия, поданная ладонью вниз, как правило, означает превосходство партнера, рука, поданная ладонью вверх, – согласие на подчинение, а рука поданная вертикально, – партнерское рукопожатие. Каждый жест человека подобен слову в языке, он неразрывно связан с ходом мысли и движением чувств человека.

В общении чаще всего встречаются следующие виды жестов :

Жесты оценки, при которых человек оценивает информацию (почесывание подбородка, вытягивание указательного пальца вдоль щеки, вставание и прохаживание);

Жесты самоконтроля (руки сведены за спину, при этом одна сжимает другую или когда человек, сидящий на стуле, вцепился в подлокотники);

Жесты доминирования (жесты, связанные с выставлением больших пальцев напоказ, а также резкие взмахи сверху вниз);

Жесты расположения (прикладывание руки к груди, означающее честность, прикосновение к собеседнику).

Поза – это положение человеческого тела. От умения правильно держаться и двигаться в значительной степени зависит ваш внешний вид. Наша манера стоять, ходить и сидеть является дополнительным источником информации. Наиболее информативны плечевой пояс и верхняя часть тела человека. Человеческое тело способно принимать около тысячи различных положений, из которых в силу культурной традиции каждого народа одни являются запретными, а другие – нормативными.

В ходе общения можно наблюдать наиболее «читаемые» позы:

Открытую, характеризующую искренность и правдивость (открытые ладони рук, развернутые навстречу собеседнику, руки и ноги не скрещены, расстегнутый пиджак;

Закрытую, или защитную, означающую реакцию на возможные угрозы или конфликтные ситуации (скрещенные руки, посадка на стуле верхом, при этом спинка стула является щитом, защитой; а также когда человек сидит на стуле, закинув ногу на ногу или скрестив их;

Поза готовности, характеризующая желание активных действий, энтузиазм в достижение цели (руки лежат на бедрах, туловище наклонено вперед, руки опираются на колени, а ноги опираются о пол так, что одна нога выступает чуть-чуть вперед, оставляя другую позади.

Важное место для общения имеет голос , который является выразителем наших чувств. Тихим голосом разговаривают люди робкие и неуверенные в себе; очень громкая, «взвинченная» речь может восприниматься как резкость и агрессия. В обычной обстановке нужно говорить с нормальной громкостью, чтобы вас все хорошо слышали. Каждому человеку необходимо работать над постановкой голоса, особенно учителю. Существенной значение имеет гибкость, пластичность голоса, умение легко изменять его в зависимости от содержания речи. Кроме того, очень важен тон речи, то есть окраска, голоса человека, с помощью которой он передает свои чувства и мысли. Хорошо поставленному голосу свойственно богатство тембральной окраски. Тембр – это окраска звука, яркость, теплота, мягкость и индивидуальность. Неслучайно есть голоса, которые нас привлекают и надолго завораживают.

Одним из важнейших средств может стать умелое использование пауз, которые помогают доносить и воспринимать смысл высказывания.

Проксемика занимается нормами пространственной и временной организации общения.Выделяю 4 пространственные зоны, или дистанции в общении:

1. интимная (от 0 до 45 см). Является самой важной дистанцией и охраняемой человеком. Проникнуть в эту зону позволяется самым близким людям;

2. личная (от 45 см до 120 см). Это расстояние используется в повседневном общении среди знакомых людей;

3. социальная (от 120 см до 400 см). Это дистанция официальных встреч с посторонними людьми, которых мы не очень хорошо знаем (новичок в группе, новый сотрудник в коллективе);

4. общественная или публичная (от 400 см до 750 см). При общении с большим количеством людей.

Определяющим фактором расстояния между общающимися являются социально-возрастные различия.

Итак, невербальное поведение человека, несмотря на свою подчиненность языку, обладает относительной самостоятельностью, формируется в конкретной культуре и несет ее отпечатки и не всегда осознается человеком. Это может приводить к возникновению коммуникативного диссонанса, когда наблюдается расхождение между вербальным и невербальным уровнями сообщения информации.

1.Введение…………………………………………………………………………………..3

2.Коммуникативная сторона общения………………………………………4

3.Заключение………………………………………………………………………….

4.Список используемой литературы……………………………………..

1.Введение

В своей контрольной работе я поставила задачу рассмотреть следующие вопросы:

1.В чем заключается психологическая сущность коммуникативных барьеров?

2.Что означает понятие коммуникация в узком и широком смысле слова?

3.В чем заключается психологический смысл обратной связи?

4.Почему семантический барьер является одним из наиболее

распространенным препятствием в понимании субъектами друг друга?

5.Как барьеры социально- культурных различий связаны с ценностями субъектов общения?

6.В чем заключается значение визуального контакта в коммуникационном процессе?

7.Каковы условия и средства различия коммуникационной компетенции?

Коммуникация в переводе с латыни обозначает «общее, разделяемое со всеми».

Процесс двустороннего обмена информацией, ведущий ко взаимному пониманию.

Коммуникативная сторона общения, состоит во взаимном обмене информацией между партнерами по общению, передаче и приеме знаний, идей, мнений, чувств.

В реальном общении люди могут познавать друг друга с целью дальнейшего совместного действия, а может быть напротив, люди, включенные в совместную деятельность, познают друг друга.

Этому должна сопутствовать высокая степень общности понимания ситуации всеми участниками коммуникационного процесса.

Коммуникационный процесс- обмен информацией между людьми, целью которого является обеспечение понимания передаваемой и получаемой информацией.

Основные функции коммуникации:

1.информативная- передача сведений

2.интерактивная- организация взаимодействия между людьми

3.перцептивная- восприятие друг друга партнерами по общению

4.экспресивная-возбуждение или изменение характера эмоциональных переживаний.

Для осуществления процесса коммуникации необходимы четыре основных элемента:

1.отправитель информации

2.сообщение- собственно информация

3.канал-средство передачи информации

4.получатель информации.

Коммуникационный процесс разбивают на пять этапов:

IЭТАП - начало обмена информацией, когда отравитель должен ясно представить, что он хочет передать и какую ответную реакцию получить.

II этап- воплощение идеи в слова, символы, в сообщение.

Выбираются и используются различные каналы передачи информации, речь, жесты, мимика, письменные материалы, электронные средства связи.

IIIэтап- передача информации через использование выбранных

каналов связи.

IVэтап- получатель информации переводит символы в свои мысли.

Vэтап- обратная связь- отклик получателя на полученную информацию,

на всех этапах коммуникационного процесса могут существовать помехи, искажающие смысл передаваемой информации.

Информация в общении не просто передается от одного партнера

к другому (при этом лицо, передающее информацию, принято называть коммуникатором, а получающего эту информацию- реципиентом).

Коммуникация


Коммуникатор Реципиент


Обратная связь

Обратная связь- это информация, содержащая реакцию реципиента на поведение коммуникатора.

Цель обратной связи- помощь партнеру по общению в понимании того, как воспринимаются его поступки, какие чувства они вызывают у других людей.

Чтобы убедиться в успехе коммуникации, необходимо иметь обратную связь- информацию о том, как люди вас поняли.

Умение использовать обратную связь в общении является одним из важнейших моментов, входящих в процесс коммуникации.

Под обратной связью понимается техника и приемы получения информации о партнере по общению, используемые собеседником для коррекции собственного поведения в процессе общения.

Обратная связь включает сознательный контроль коммуникативных действий, наблюдение за партнером и оценку его реакций, последующее изменение в соответствие с этим собственного поведения.

Обратная связь предполагает умение видеть себя со стороны и правильно судить о том, как партнер воспринимает себя в общении.

Механизм обратной связи предполагает умение партнера соотносить свои реакции с оценками собственных действий и делать вывод.

В процессе общения обмен информацией между его участниками осуществляется как на вербальном, так и на невербальном уровне.

Вербальная коммуникация, использует в качестве знаковой системы человеческую речь, естественный звуковой язык.

Речь является самым универсальным средством коммуникации, поскольку при передаче информации при помощи речи менее всего теряется смысл сообщения, а также осуществляется воздействие друг на друга участников совместной деятельности.

К невербальной коммуникации относятся воспринимаемый внешний вид и выразительные движения человека – жесты, мимика, позы, походка.

Они во многом являются зеркалом, проецирующим эмоциональные реакции человека, которые мы как бы «считываем» в процессе общения, пытаясь понять, как другой воспринимает происходящее.

Сюда же можно отнести такую форму человеческого невербального общения, как контакт глаз, имеющая место в визуальном общении.

Значительная часть человеческого общения разворачивается в подводной части «коммуникативного айсберга» - в области невербального общения.

Через систему невербальных средств транслируется и информация о чувствах, испытываемых людьми в процессе общения.

К анализу «невербалики» мы прибегаем в тех случаях, когда не доверяем словам партнеров. Тогда жесты, мимика и контакт глазами помогает определить искренность другого.

Как и все невербальные средства, контакт глазами имеет значение дополнения к вербальной коммуникации, то есть сообщает о готовности поддерживать коммуникацию или прекратить ее, поощряет партнера к продолжению диалога, наконец, способствует тому, чтобы обнаружить полнее свое «Я», или, напротив, скрыть его.

В социально-психологических исследованиях изучается частота обмена взглядами, «длительность» их, смена статики и динамика взгляда, избегание его и т.д.

Невербальные средства являются важным дополнением речевой коммуникации. Их роль определяется не только тем, что они в состоянии усилить или ослабить речевое влияние коммуникатора, но и в том, что они помогают участникам общения выявить намерения друг друга, делая, тем самым, процесс коммуникации более открытым.

В процессе коммуникации человек может играть каждую из трех ролей: быть передатчиком, принимающим и передающим средством связи.

В то же время он является самым подверженным помехам каналом коммуникации, и тем не менее, информация очень часто передается именно через людей, что обусловливает определенные искажения в процессе.

Человек как элемент коммуникации – сложный и чувствительный «получатель» информации со своими чувствами и желаниями, жизненным опытом. Полученная им информация может вызвать внутреннюю реакцию любого рода, которая, возможно, усилит, исказит или полностью блокирует посланную ему информацию.

Адекватность восприятия информации во многом зависит от наличия или отсутствия в процессе общения коммуникативных барьеров.

В случае возникновения барьера информация искажается или теряет изначальный смысл, а в ряде случаев вообще не поступает реципиенту.

Коммуникативными помехами может быть механический обрыв информации и отсюда ее искажение; неясность передаваемой информации, в силу чего искажается изложенная и переданная мысль.

Случается, что принимающие ясно слышат передаваемые слова, но придают им иное значение. При этом передатчик может даже не обнаружить, что его сигнал вызвал неверную реакцию. Это говорит о замещающе - искажающем барьере.

Значительно большая возможность искажения связана с эмоциями – эмоциональные барьеры. Это происходит, когда люди, получив какую либо информацию, более заняты своими чувствами, предположениями, чем реальными фактами.

Возникновение барьера непонимания может быть связано с рядом причин как психологического, так и иного порядка. Он может возникать из-за погрешностей в самом канале передачи информации – это так называемое фонетическое непонимание.

Прежде всего, оно возникает, когда участники общения говорят на различных языках и диалектах, имеют существенные дефекты речи и дикции, искаженный грамматический строй речи.

Существует также семантический барьер непонимания, связанный прежде всего, с различиями в системах значений участников общения. Это проблема жаргонов и слэнгов.

Даже в рамках одной и той же культуры есть множество микрокультур, каждая из которых создает свое «поле значений» , характеризуется своим пониманием различных понятий, явлений, или выражений. В различных микрокультурах не одинаково понимается смысл некоторых ценностей. Кроме того, каждая среда создает свой мини- язык общения, свой слэнг, в каждой свои любимые цитаты и шутки, выражения и обороты речи.