Игры формирования морфологической стороны речи. Формирование у дошкольников грамматического (морфологического и синтаксического) строя речи с помощью дидактических игр

Младший дошкольный возраст. Игры и упражнения с грамматическим содержанием

Чудесный мешочек

Цель. Ориентироваться на род слова при определении предмета по его признакам.
Материал. Заяц, морковь, огурец, яблоко, помидор. Мешочек.
Организация. Воспитатель обращается к детям:
- К нам в детский сад пришел Заяц. Зайка-побегайка, что у тебя в мешке? Можно
посмотреть? Что это? (Морковка.) Какая морковка? (Она длинная, красная.)
Морковь кладут на стол.
- А это что? (Огурец.) Какой огурец? (Он длинный, зеленый.) А это. .. (помидор) . Какой помидор? (Он круглый, красный, большой.) А это... (яблоко) . Оно какое? (Красное, круглое, большое.)
- Заяц хочет поиграть. Он спрятал все овощи и фрукты в мешок. Зайка опустит лапу, возьмет предмет и расскажет вам про него, а вы должны догадаться, что у него в лапе. Внимательно слушайте:

Она длинная, красная. Что это? (Морковь.) Заяц «достает» морковь.
- Он зеленый, длинный. Что это? (Огурец.)
- Оно круглое, красное. (Яблоко.)
- Он круглый, красный. (Помидор.)
Если дети неправильно отвечают на последние два вопроса, воспитатель выделяет голосом местоимение.
- Послушай хорошо. Оно круглое, красное. Он круглый, красный.
- Найдите и положите в мешок овощи. Что осталось? {Яблоко.) Яблоко - это фрукт.
- Спасибо, заяц, что пришел к нам. До свидания.

Разноцветный сундучок

Цель. Ориентироваться на окончание при согласовании слов в роде.
Материал. Шкатулка. Предметные картинки: яйцо, печенье, варенье, яблоко, матрешка и другие предметы, обозначаемые словами среднего и женского рода, - по числу детей.
Организация. На столе у воспитателя шкатулка. В ней картинки. Воспитатель читает стихотворение:
Я картинки положила
В разноцветный сундучок.
Ну-ка, Оля (Маша и т. д.), загляни,
Вынь картинку, назови.
По ходу рассматривания картинок воспитатель задает вопросы: «Какое яичко? Какая матрешка?». Вопросительное слово согласуется с существительным и помогает ребенку правильно сориентироваться в его родовой принадлежности.
В том случае, если на картинках будут изображены 2-3 предмета, игра приобретает новый смысл: это упражнение в образовании форм именительного падежа множественного числа существительных.

Теремок

Цель. Ориентироваться на окончание при согласовании в роде существительного и глагола прошедшего времени.
Материал. Деревянный теремок. Игрушечные звери: мышка, лягушка, зайчик, лисичка, волк, медведь.
Организация. Воспитатель ставит (строит) на ковре теремок. Возле теремка рассаживает зверей. Дети стайкой размещаются рядом. Воспитатель рассказывает сказку, побуждая детей принять участие.
- Стоит в поле теремок. Прибежала к теремку... кто? Правильно, мышка.
Дети подсказывают, ориентируясь на значение глагола и его окончание.

Кто в теремочке живет? Никого нет. Стала мышка в теремочке жить. Прискакала к
теремочку... лягушка.
И так далее. В рассказывании используются слова: прибежала, прибежал, прискакала, прискакал, притопал. После чтения сказки воспитатель обращает внимание детей на глаголы:
- Кто прискакал к теремку? Кто прибежал? Кто притопал? Послушайте, как
мы говорим: лягушка прискакала, а зайка прискакал; лисичка прибежала, а
волк прибежал.
Чего не стало?


Материал. Пары предметов: матрешки, пирамидки (большая и маленькая), разноцветные ленточки (длинные и короткие), лошадки, утята. Мешок. Буратино.
Организация. Воспитатель вносит в группу Буратино. У Буратино мешок.
- Что у тебя в мешке, Буратино?
Буратино «говорит», что принес ребятам игрушки.
- Вам интересно, какие игрушки у Буратино в мешке?
Дети рассматривают игрушки. Называют их. Выставляют на столе.
- Что это? Матрешка? Давайте посмотрим, что у матрешки внутри. Еще матрешка.
Поставим их рядом. Вова, теперь ты достань игрушку. Что это? (Пирамидка.) Еще
пирамидка есть?
Так достают и рассматривают все предметы.
- Запомните, какие предметы на столе. Здесь пирамидрси, матрешки, утята.
Буратино с вами поиграет. Он будет прятать игрушки, а вы должны сказать, каких
игрушек не стало.
На столе у воспитателя остаются три пары предметов: две матрешки, две пирамидки и две лошадки. Дети закрывают глаза. Воспитатель прячет матрешек, а на их место кладет ленточки.
Чего не стало? Затем прячет ленточки, на их место ставит пирамидки. Чего не стало? и т. д.
В конце воспитатель, убрав все игрушки, спрашивает: «Каких игрушек не стало?»

Где наши ручки?

Цель. Упражнять в образовании форм родительного падежа множественного числа существительных.
Организация. Дети сидят на стульчиках. Воспитатель обращается к ним, приглашая интонацией к игре, шутке:
- Где наши ручки? Нет наших ручек? (Прячет руки за спину. Дети делают то же самое.) Вот наши ручки! (Показывают руки, играют пальцами.)
- Где же наши ножки? Нет наших ножек? (Дети прячут ноги под стул.) Вот наши ножки. (Топают ножками.)
- Где наши ручки? Чего нет? (Ручек.) Вот наши ручки.
- Где же наши ножки? Чего нет? (Ножек.) Вот наши ножки.
Повторить два-три раза.

Цель. Упражнять в образовании форм множественного числа существительных (в именительном и родительном падеже).
Материал. Картинки с изображением предметов в единственном и множественном числе (матрешка-матрешки, ведро-ведра, колесо-колеса, кольцо-кольца и т. д.).
Организация. Воспитатель раздает детям картинки, оставляя у себя пары к ним. Обращается к детям.
- Игра на внимание. Я буду показывать картинки, а тот, у кого такие же игрушки,
должен быстро сказать об этом. Например, у меня колесо. А у Веры колеса. Вера
должна быстро сказать: «У меня колеса» или «У меня много колес». Обязательно
надо назвать игрушку.

Тот, кто замешкался, отдает свою картинку воспитателю. Если ребенок быстро и правильно назвал игрушки, воспитатель отдает свою картинку ему.
В конце игры проигравшим (у кого на руках нет или меньше всех картинок) дают шуточные задания: попрыгать на одной ноге, высоко подпрыгнуть, присесть три раза и т. д. Задания придумывают вместе с детьми.

Мишка, поезжай

Цель. Упражнять в образовании форм глаголов скакать, ехать (поскачи, поезжай).
Материал. Грузовик, мышка, мишка.
Организация. Воспитатель вносит в групповую грузовик, на котором сидят мишка и мышка. Дети с интересом обступают их.
- Хотите, чтобы звери покатались на грузовичке? Если хотите, надо их попросить,
сказать: «Мишка, поезжай». А еще можно зверей попросить поскакать: «Мишка,
поскачи». (Слова сопровождаются действиями с игрушками.) Олег, кого ты хочешь
попросить, - мышку или мишку? Какое задание им дашь?
Игра проводится до тех пор, пока не иссякнет интерес детей.

Мишка, ляг!

Цель. Упражнять в образовании форм глаголов лечь, петь (ляг, спой).
Материал. Плюшевый мишка (озвученная игрушка).
Организация. В гости к детям приходит медвежонок. Дети окружают его. Воспитатель:
- Медвежонок умеет выполнять поручения. Его можно попросить: «Мишка, ляг на
бочок», «ляг на спинку», «ляг на животик». А еще он умеет петь. Попросите:
«Мишка, спой». Вот как поет медведь. Понравилось? (Слова сопровождаются
действиями с игрушкой.)
По желанию детей мишка выполняет разные задания. Если ребенок молчит, воспитатель задает наводящие вопросы: «Ты хочешь, чтобы мишка лег? На животик или на спинку? Давай попросим вместе: «Мишка, ляг на животик».
Можно мишке давать и другие задания: поезжай, поскачи, попляши и т. д.

Цель. Учить понимать и правильно использовать в речи предлоги с пространственным значением (в, на, около, перед, под).
Материал. Грузовик, мишка, мышка.
Организация. В гостях у детей снова Мишка и Мышка. Зверята стали играть в прятки. Мишка водит, а мышка прячется. Дети закрывают глаза. Мышонок спрятался. Дети открывают глаза. Мишка ищет: «Где же мышонок? Он, наверное, под машиной. Нет. Где же он, ребята? (В кабине.) Вот он куда забрался! Закройте глаза, мышонок снова будет прятаться. (Мышонок залезает на кабину.) Где же мышонок?» и т. д.

Потерялись

Цель. Соотносить название животного и его детеныша (у т к а - у т е н о к, курица-цыпленок, коза-козленок, корова-теленок, лошадь-жеребенок).
Материал. Игрушечный домик, игрушечные животные: утка-утенок, курица-цыпленок, коза-козленок, корова-теленок, лошадь-жеребенок.
Организация. Воспитатель расставляет в разных местах животных. На ковре игрушечный домик, в нем детеныши. Воспитатель:
- Давайте посмотрим, кто в теремочке живет? «Кря-кря-кря» - кто это? Утка?
Правильно. (Достает утку из теремка). Большая или маленькая? Маленькая? Это,
ребята, утенок. Маленький утенок. А утка - его мама. Помогите утенку найти его
маму-утку. Вася, возьми утенка. Поищи утку.
Ребенок ходит по группе, ищет.
- А это чей голос? «Пи-пи-пи» - кто это? (Достает цыпленка) . Кто мама у
цыпленка? Как кудахчет курица? Как отзывается цыпленок? Поищи, Оля, курицу - маму
цыпленка.

Аналогичным образом обыгрываются остальные персонажи. Когда все малыши найдут своих мам, их сажают вместе. Дети рассматривают их, называют: утка-утенок, курица-цыпленок и т. д. Зверей сажают в машину и увозят в гости к другим детям.

Цель. Различать животных и детенышей по звукоподражанию. Соотносить названия животных и их детенышей (мышка-мышонок, утка-утенок, лягушка-лягушо¬нок, коро в а -телено к) .
Материал. Игрушки: мышка-мышонок, утка-утенок, лягушка-лягушонок, корова-теленок.
Организация. В гости к детям приходят (приезжают) звери. Звери хотят поиграть. Надо догадаться, чей это голос.
- Му-у-у - кто так мычит? (Корова.) А тоненько кто мычит? (Теленок.)
- Ква-ква - чей голос? Грубый голос? А кто тоненько квакает? (Лягушонок.)
Лягушка большая, квакает грубым голосом. А ее детеныш квакает тоненько. Кто
детеныш у лягушки? (Лягушонок.)
Аналогично обыгрываются остальные игрушки. После игры дети могут поиграть с игрушками. Чтобы это сделать, надо правильно позвать: «Лягушонок, иди ко мне», «Утенок, иди ко мне».

На прогулку

Цель. Активизировать наименования, обозначающие детенышей животных.
Материал. Поднос с игрушками, изображающими детенышей животных: бельчат,
зайчат, утят, мышат и т. д. - по количеству детей. Строительный материал.
Организация. Воспитатель вносит поднос с игрушками. Дети окружают его.
Воспитатель:
- К нам в гости пришли зверята. Мы сегодня будем строить для них домик.
Выберите, для кого будете строить домик, и попросите правильно: «Дайте мне,
пожалуйста, утенка» или «Дайте мне, пожалуйста, бельчонка».
- Кого тебе дать, Оля? А тебе?
Ребенок получает игрушку, если правильно называет детеныша. В случае необходимости воспитатель подсказывает слово или его начало, просит повторить наименование.
На ковре располагается строительный материал. Дети строят для своих зверят домики, играют с ними.

Поручения

Цель. Активизировать наименования, обозначающие детенышей животных. Упражнять в образовании форм глаголов.
Материал. Игрушки: бельчонок и котенок. Организация. Раздается мяуканье. Воспитатель:
- Кто это мяукает? Где он?
Выходит в раздевалку вместе с детьми:
- Ребята, к нам пришли гости! Смотрите, они совсем маленькие. Это не просто белочка и киска. Это котенок и бельчонок.
- Зверята хотят с вами поиграть. Им можно давать поручения. Если попросить правильно, бельчонок попрыгает. «Бельчонок, поскачи!» Вот как скачет! А котенка можно попросить: «Котенок, спой!» Вот как поет котенок. Кого хотите попросить? О чем?
После игры зверята прощаются с детьми и уходят (уезжают).

Дружные ребята

Цель. Соотносить названия животных и их детенышей. Активизировать наименования детенышей животных.
Материал. Белка и лиса.
Организация. Воспитатель объясняет детям содержание игры:
- Сейчас поиграем в игру «Дружные ребята». Встаньте в пары. Теперь постройтесь
в две колонны. Первая колонна - бельчата, вторая - лисята. Вот ваши дома (ставит
в разных концах зала стулья, на которые сажает белку и лису) . Когда услышите
танцевальную музыку, будете танцевать и бегать - резвиться на лужайке. При
команде «Опасно!» все бегите к своим мамам. Выигрывает та команда, которая
скорее соберется.
Игра повторяется три-четыре раза. Активизации наименований детенышей животных, соотнесению их с названиями взрослых животных способствуют также пластические этюды, упражнения. Педагог принимает на себя роль взрослого животного, дети - детеныши. Например, педагог - курица, а дети - цыплята. Курица с цыплятами гуляет по полянке. Все разгребают травку, ищут червячков, пьют водичку, чистят перышки. При команде «Опасно!» все дети-цыплята бегут под крыло к маме-курице.

Будут на зиму дрова
(Физкультминутка)

Цель. Соотносить глагол, его формы с собственными движениями.
Организация. Дети встают парами, лицом друг к другу, взявшись за руки (подав правую руку один другому). С началом стихотворения изображают, будто пилят дрова.
Мы сейчас бревно распилим, Пилим-пилим, пилим-пилим, Раз-два! Раз-два! Будут на зиму дрова.

Качели
(Физкультминутка)

Цель. Соотносить производное слово (глагол и имя существительное) и выразительные движения.
Организация. Проводится стоя. Воспитатель читает стихотворение, которое дети сопровождают ритмическими движениями.
Все лето качели Качались и пели, И мы на качелях На небо летели.
Дети качают руками вперед-назад, слегка пружиня в коленях.
Настали осенние дни. Качели остались одни.
Уменьшая ход качелей, пружинят в коленях и уменьшают взмах руками до остановки.
Лежат на качелях Два желтых листка. И ветер качели Качает слегка.
Выполняют легкое покачивание.

Волк и зайцы
(Подвижная игра)

Цель. Понимать и соотносить с движением глагольные формы
(спрячься спрячемся, попрячемся).
Организация. Воспитатель читает стихотворение. Дети выполняют
согласованные со словом.
Раз, два, три, четыре, пять Негде зайчику скакать: Всюду ходит волк, волк, Он зубами щелк, щелк! А мы спрячемся в кусты, Прячься, заинька, и ты, Ты, волчище, погоди! Как попрячемся, иди!

Дети-зайцы прыгают на двух ногах, согласовывая движения с текстом стихотворения. Остальные стоят по кругу и хлопают в ладоши. Волк ходит за кругом, щелкает зубами. Затем все прячутся за спинки стульев, стоящих по кругу. Заранее назначенный ребенок-волк ищет зайцев, забирает тех детей, которые пошевелились (в течение двух-трех минут). Побеждают дети, которые не двигались.

Ежик и мыши
(Подвижная игра)

Цель. Активизировать формы повелительного наклонения глаголов (беги, лови).
Организация. Все дети вместе с игроками-мышами встают в круг. Ежик в центре круга. По сигналу все идут вправо, еж - влево. Игроки произносят слова:
Бежит ежик - тупу, туп. Весь колючий, остер зуб! Ежик, ежик, ты куда? Что с тобою за беда?
После этих слов все останавливаются и тихо продолжают:
Ежик ножками туп-туп! Ежик глазками луп-луп! Слышит ежик - всюду тишь, Чу, скребется в листьях мышь!
Ежик имитирует движения: осторожно ходит, прислушивается. Дети продолжают:
Беги, беги, ежик! Не жалей ты ножек, Ты лови мышей, Не лови наших детей!
Мышки бегают по кругу, выбегают за круг. Еж их ловит (пятнает). Пойманная мышка выходит из игры и становится в круг. Игра повторяется несколько раз.

Делай сам
(Подвижная игра)

Цель. Соотносить собственные движения с глагольными формами (командами).
Организация. Одного из участников игры выбирают водящим, а остальные, образуя круг, ходят, взявшись за руки. Водящий идет по кругу и говорит:
Как сорока стрекочу,
Никого в дом не пущу.
Как гусыня гогочу,
Тебя хлопну по плечу - беги!

При работе с детьми по развитию речи основное внимание необходимо уделять усвоению грамматического строя речи. Величайшее значение грамматики в развитии речи и психики ребенка заключается в том, что при ее усвоении формируется и мышление.

В работе над формированием грамматического строя речи детей раннего возраста выделяются следующие направления:

Предупреждение появления у детей грамматических ошибок, особенно в трудных случаях морфологии и словообразования;
эффективное исправление ошибок, существующих в речи детей;
совершенствование синтаксической стороны речи детей;
развитие чуткости и интереса к своей речи.

Необходимо содействовать освоению детьми грамматического оформления высказываний: изменение существительных по числам, падежам, глаголов - по числам, временам, лицам, образование уменьшительно-ласкательных наименований, согласование слов между собой, построение разных типов предложений (простые с однородными членами, сложносочиненные, некоторые сложноподчиненные), употребление в речи первых служебных слов.

В организованной воспитателем деятельности, проходящей непринужденно, живо, с помощью наглядных материалов и дидактических игр, решается только одна задача. Так как формирование грамматического строя речи - это постоянный непрерывный процесс, то работа по решению каждой задачи ведется и вне специальных занятий до полного исчезновения данной грамматической ошибки в речи детей.

усваивается ребенком самостоятельно, путем подражания, в процессе разнообразной речевой практики.

Ведущую роль в этом играет образец речи воспитателя. Также можно использовать такие приемы, как исправление, подсказку.

Игра «Коза-дереза».

Задачи: замечать образные рифмующиеся фразы украинской сказки; способствовать освоению грамматического оформления высказываний, образованию уменьшительно-ласкательных наименований.

Материал: куклы настольного театра «Коза-дереза», украинская народная сказка «Коза-дереза».

Ход игры

За дверью слышен стук. В группу «вбегает» коза. Она просится к детям, хочет остаться жить в группе. Дети усаживаются на стульчики, стоящие полукругом у стола.

Воспитатель (В.). Что же случилось с козой, раз ей негде жить?

Воспитатель рассказывает сказку, сопровождая показом настольного театра, интонационно подчеркивая рифмующиеся образные строки и свое отрицательное отношение к козе.

Рассказав сказку, педагог беседует с детьми о персонажах.

Жили-были дед да баба, да внучка Маша. Была у них коза… Какая коза?

Помогает детям воспроизвести: «Коза, черные глаза, кривая нога, острые рога».

Как коза обманывала деда?

Воспитатель помогает детям разобраться, в чем состоит обман козы.

Какие слова говорила коза деду?

Я не ела, не пила, меня бабка не пасла. Как бежала через гребельку, проглотила воды капельку - вот и вся моя еда.

Хорошо поступила коза? (Плохо.)
Что сделал дед с козой? (Ответы детей.)
Когда коза еще сделала плохо?

Воспитатель помогает детям ответить на этот вопрос, имеющий обобщающее значение, - она еще зайкину избушку заняла и зайчика не пустила домой.

Кто выгонял козу из зайкиного домика? (Ответы детей.)
Как выгоняли козу из зайкиного домика?

Воспитатель помогает вспомнить содержание этих эпизодов. Дети имитируют голоса животных.

Какими словами коза пугала зверей?

«Я - коза-дереза, черные глаза, кривая нога, острые рога, тупну-топну ногами, заколю тебя рогами, хвостом замету». И еще «Как выскочу, как выпрыгну, как забью ногами, заколю рогами - пойдут клочки по закоулочкам».

Слова сопровождаются пальчиковой игрой «Коза»: внутренняя сторона ладони опущена вниз, указательный палец и мизинец выставлены вперед, средний и безымянный - прижаты к ладони и обхвачены большим.

Кто прогнал козу? (Ответы детей.)
Какими словами петух Петя испугал козу?

- Иду, иду скоро, на ногах шпоры, несу острую косу, козе голову снесу. Ку-ка-ре-ку!

Что можно сказать о Пете? (Хороший, молодец.)
Назовите Петю ласково. (Петенька, петушок.)
Как можно назвать зайку? (Заинька, зайчик, заюшка.)
Как можно сказать ласково про зайкин хвост? (Хвостик.)
Как можно сказать ласково про зайкины глаза? (Глазки.)
Как можно сказать ласково про зайкины уши? (Ушки.)

Коза просит прощения у зайчика, петуха и детей. Говорит о том, что она больше не будет никого обманывать и обижать. Дети позволяют ей остаться в группе.

Малыши могут поиграть с фигурками из настольного театра, обыгрывая понравившиеся эпизоды, воспроизводя образные рифмующиеся фразы.

Игра «Непослушный колобок».

Задачи: знакомить детей с дикими животными; способствовать освоению грамматического оформления высказываний: изменению существительных по падежам (родительный падеж с предлогом и без предлога).

Материал: , настольный театр по сказке «Колобок», русская народная сказка «Колобок».

Ход игры

В группу вкатывается Колобок. Дети подхватывают его, здороваются, усаживаются на ковре. Воспитатель помогает малышам вспомнить сказку (во время предварительного чтения у сказки был счастливый конец - Колобок перехитрил и Лису).

Затем педагог просит детей ответить на вопрос: «Кого встретил Колобок в лесу?» (Зайца.)

Воспитатель показывает картинку с изображением зайца. Дети рассматривают, называют части тела, отмечая характерные признаки: длинные уши, короткий хвост; имитируют движения зайца.

Аналогичная работа проводится с картинками волка, медведя и лисы.

Воспитатель поясняет детям, что Колобок поступил плохо - без разрешения ушел из дома и потерялся. Малыши относят его к фигуркам настольного театра по сказке «Колобок».

Игра «Вот так игрушки».

Задачи: ; с помощью педагога строить сложносочиненные предложения с союзом а.

Материал: куклы Саша и Алеша, технические игрушки, рассказ
Н.Калининой «Как Саша и Алеша пришли в детский сад», стихотворение Т.Ткаченко «Дружба».

Ход игры

Воспитатель вносит в группу кукол Сашу и Алешу. Дети здороваются с ними, знакомятся. Воспитатель читает рассказ Н.Калининой «Как Саша и Алеша пришли в детский сад».

Пальчиковая игра «Дружба».

Дружат в нашей группе девочки и мальчики

(пальцы рук соединяются ритмично в «замок»).

Мы с тобой подружим маленькие пальчики

(ритмичное касание одноименных пальцев рук).

Т.Ткаченко

Чтобы Саше и Алеше было интересно в детском саду, воспитатель предлагает подарить им игрушки (игрушки подбирает каждый воспитатель в зависимости от имеющихся в наличии; они должны быть доступны детям в управлении и иметь эстетичный вид). Дети рассматривают игрушки, произносят звукоподражание (если это возможно), пользуются пультом управления. Когда малыши рассмотрят все игрушки, выберут себе по одной, воспитатель просит подарить их Саше и Алеше.

В. Что подарил Петя Саше? (Куклу.) А что подарила Катя Алеше? (Машину.) Петя подарил Саше куклу, а Катя подарила Алеше машину.

Дети повторяют за воспитателем. Аналогично малыши играют с остальными игрушками и рассказывают о них.

Игра «Моя семья».

Задачи: помочь в познании родственных связей, поощрять проявление любви и симпатии к родным и близким людям; способствовать освоению грамматического оформления высказывания: изменения существительных по падежам (дательный падеж).

Материал: альбом с фотографиями детей группы и членами их семей; сумка, кукла, тетрадь, молоток, передник, газета, спицы, скакалки, красные ободки на голову; потешки: «Этот пальчик - дедушка…», «Еду - еду…».

Ход игры

Дети сидят на ковре. Один ребенок показывает семейные сюжетные фотографии.

В. Кто эта девочка? (Это я, это Ира.) Что Ира делает? (Играет с куклой.) Кто этот мальчик? (Брат Костя.) Что делает Костя? (Читает. Делает уроки. Пишет.) Кто этот дядя? (Это папа Саша.) Что делает папа? (Чинит табуретку.) Кто эта тетя? (Это мама Таня.) Что делает мама? (Готовит обед.) Чей это дедушка? (Это Ирин дедушка Петя.) Что делает дедушка? (Читает газету.) Чья это бабушка? (Это Ирина бабушка Паша.) Что делает бабушка? (Вяжет.)

В. Дети, у меня в сумке много разных предметов. Но я не знаю, кому нужны эти вещи. Подскажите мне.

Воспитатель достает из сумки предметы. Дети называют их и говорят, кому они нужны: кукла - Ирочке, тетрадь - брату Косте, молоток - папе Саше, передник - маме Тане, газета - дедушке Пете, спицы - бабушке Паше.

В. Вот такая дружная у Ирочки семья.

Воспитатель спрашивает у девочки фамилию ее семьи.

Затем педагог интересуется, как звучит фамилия других детей, как зовут членов их семей.

Пальчиковая игра.

Этот пальчик - дедушка,

Этот пальчик - бабушка,

Этот пальчик - папочка,

Этот пальчик - мамочка,

Этот пальчик - я.

Вот и вся моя семья.

Потешка

Дети загибают по очереди все пальчики на руке.

В. Хорошо, когда такая большая и дружная семья. Не у всех бабушки и дедушки живут вместе с вами, но они вас очень любят и всегда ждут в гости.

Воспитатель предлагает детям поехать в гости к бабушкам и дедушкам на лошадке. Часть детей будут лошадки. На них надевают «вожжи». Другая часть - ездоки. Они - в красных «шапках». Дети становятся друг за другом, действуют в соответствии со словами потешки.

Еду-еду

К бабе, к деду,

На лошадке

В красной шапке.

Потешка

Дети скачут галопом по группе.

Игра «Наши игрушки».

Задачи: демонстрацией игрушек выражать потребность в общении со сверстниками; способствовать освоению грамматического оформления высказывания: согласованию существительного и местоимения в роде и числе.

Материал: любимые домашние игрушки, стихотворение А.Шупиковой «Наши игрушки».

Ход игры

Накануне воспитатель просит родителей принести любимые игрушки детей.

Дети играют с воспитателем. В группу входит помощник воспитателя и вносит игрушки, которые она встретила в коридоре. Дети подбегают к ним. Каждый из детей узнает свою любимую домашнюю игрушку.

В. Дети, чья это кукла? (Это моя кукла.) Петя, чья это кукла? (Это Дашина кукла.) Даша, как зовут твою куклу? (Мою куклу зовут Катя.)

Аналогично дети рассматривают и разбирают остальные игрушки. Во время беседы необходимо следить, чтобы в своих ответах дети использовали местоимения.

Дети усаживают свои игрушки.

Игра «Наши игрушки».

К нам пришли наши игрушки

(дети идут по группе, разводят руки в стороны, показывая на игрушки):

Куклы

(прямые руки опущены вниз, кисти - в стороны, ладошки - параллельно полу, повороты вправо - влево),

Мишки

(имитируют ходьбу медведя),

Погремушки

(подскоки на месте),

Мой утенок

(показывают жестом на себя),

Твой козленок

(показывают жестом на рядом стоящего ребенка)

И ее волчок

(показывают жестом на рядом стоящую девочку).

Мы свои игрушки

Любим, бережем

(дети подходят к своим игрушкам, берут их в руки).

С ними поиграем -

На место уберем

(играют со своими игрушками: качают куклу, катают машину).

Я своей игрушкой

(показывают жестом на себя)

Поделюсь с тобой

(показывают жестом на товарища).

Ну, а ты своею

(показывают жестом на товарища)

(показывают жестом на себя).

А.Шупикова

Игра «Наша елка».

Задачи: воспитывать желание украшать комнату к празднику; способствовать освоению грамматического оформления высказывания: изменения существительного по числам.

Материал: елка, коробка, елочные игрушки: шары, сосульки, шишки в коробочках, вата, стихотворение М.Ивенсен «Елочка».

Ход игры

Дети сидят на ковре. Воспитатель просит закрыть глаза и понюхать воздух. Помощник воспитателя тихо вносит елку. Дети открывают глаза, подходят к елке, трогают веточки, нюхают их.

- Елочка, елка,

Колкая иголка,

Где ты выросла?

- В лесу.

- Что ты видела?

- Лису.

- Что в лесу?

- Морозы,

Голые березы,

Волки да медведи -

Вот и все соседи.

- А у нас под Новый год

Каждый песенку поет.

Воспитатель предлагает нарядить елочку, чтобы ей стало веселей. Педагог достает из шкафа большую коробку.

В. Что это? (Коробка.) Что в коробке?

Воспитатель берет одну из коробочек и достает из нее шар.

В. Что я достала из коробки? (Шар.) Что лежит в коробке?

Воспитатель показывает открытую коробку. Дети берут по одному шару, рассматривают.

В. Что у тебя в руках, Петя (Вася, Саша)? (Шар.)

С помощью взрослых дети вешают шары на елку.

В. Что мы повесили на елку? (Шары.)

Аналогично рассматривают шишки и сосульки.

Игра «Веселый день».

Задачи: вызывать у детей радость, создавать веселое, эмоционально приподнятое настроение; способствовать освоению грамматического оформления высказывания: изменение глаголов по времени (прошедшее время).

Материал: новогодняя елка, новогодний подарок, стихотворение З.Александровой «Елочка».

Ход игры

Воспитатель рассматривает фантики от конфет. Дети узнают в них конфеты из подарка, который им вчера вручил Дед Мороз.

Кто приходил к нам на праздник? (Дед Мороз.)

Воспитатель приглашает детей в зал. Малыши заходят в зал, снова любуются елкой.

Маленькой елочке

Холодно зимой.

Из лесу елочку

Взяли мы домой.

Сколько на елочке

Шариков цветных,

Розовых пряников,

Шишек золотых!

Сколько под елочкой

Маленьких ребят!

Топают, хлопают,

Весело кричат.

Дети топают ногами, хлопают в ладоши.

В. Где росла елка? (В лесу.) Что мы сделали с елочкой? (Украсили.) Как мы украшали елку? (Повесили шары, сосульки, шишки.) Что мы делали вчера под елочкой? (Пели песни, играли, водили хороводы.)

Дети водят хоровод, играют в игру, в которую играли на утреннике с Дедом Морозом.

В. Вы играли в эту игру? (Играли.) С кем вы играли? (Мы играли с Дедом Морозом.) Что вам подарил Дед Мороз? (Конфеты.)

Воспитатель обращает внимание детей на уголок коробки, виднеющейся из-под елки, говорит о том, что Дед Мороз оставил для детей подарок. Малыши берут конфеты, едят их, благодарят Деда Мороза.

Картотека воспитателя логопедической подготовительной к школе группе Волненко Л.Ю.

Игры для развития лексико-грамматического строя речи.

Нарушения речи у дошкольников

Игра как средство развития лексико-грамматического строя детей с тяжелыми нарушениями речи

При развитии речи дошкольников и коррекции ее недоразвития на одно из ведущих мест выходит формирование лексико-грамматических навыков - это одна из основных задач коррекционного обучения и воспитания детей с тяжелыми нарушениями речи.

Одной из выраженных особенностей речи детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) является расхождение в объеме пассивного и активного словаря: дети понимают значение многих слов, объем их пассивного словаря достаточен, но употребление в речи сильно затруднено.

Бедность активного словаря проявляется в неточном произношении многих слов - названий диких животных, птиц, профессий, частей тела и лица. В словаре преобладают глаголы, обозначающие ежедневные бытовые действия. Трудно усваиваются слова с обобщающим значением, обозначающие оценку, состояние, качество и признак предмета.

Формирование грамматического строя речи происходит с большими трудностями, чем овладение словарем. Нарушение синтаксической структуры предложения выражается в пропуске членов предложения, неправильном порядке слов, в отсутствии сложноподчиненных конструкций.

Формирование лексико-грамматического строя речи - это длительный и трудоемкий процесс. Но если умело заинтересовать детей, продумать построение занятия, то можно добиться значительных результатов. С этой целью я решила провести с детьми углубленную работу.

Поставила следующие задачи:

    оптимально сочетать на занятиях лексический материал с грамматическим;

    знакомить детей с новой грамматической категорией и целенаправленно отрабатывать ее на каждой лексической теме, используя большое количество упражнений;

    постоянно поддерживать интерес к занятию и лексико-грамматическому материалу, что позволяет добиться значительного обучающего эффекта;

    подходить к делу творчески, используя разные игровые приемы и оборудование;

    включать в работу по развитию лексико-грамматического строя

    воспитателей и родителей.

В начале учебного года провожу мониторинг с целью выявления уровней развития словаря и грамматического строя у детей с тяжелыми нарушениями речи. Он показал, что у них низкий уровень развития как словарного запаса, так и грамматического строя речи. Так как в группе дети разного возраста и с разными диагнозами, то и коррекционные задания подбираю разного уровня сложности.

Работу веду по следующим направлениям:

1. Развитие словаря:

    активизация и обогащение словаря по теме;

    описание предметов, особенностей строения;

    называние действий с данными по теме предметами;

    называние признаков по нескольким параметрам: форма, цвет, размер или внешний вид, окрас, повадки.

2. Формирование грамматических представлений:

    упражнения на словоизменение (число, род, падеж) ;

    упражнения на словообразование (уменьшительный суффикс, глагольные приставки, образование относительных и притяжательных прилагательных) ;

    употребление предлогов;

    составление предложений разной структуры с постепенным усложнением.

Обучение осуществляю с помощью упражнений и дидактических игр с наглядным материалом. Наглядным материалом служат натуральные предметы, игрушки, картинки, также использую разнообразные карточки-задания, перфокарты, дидактические игры.

Развитие лексики тесно связано с развитием грамматического строя речи, особенно словообразования и словоизменения. В связи с этим многие игры и задания по развитию лексики могут быть использованы и для развития грамматического строя речи.

Остановлюсь на том, какие дидактические игры и задания можно использовать в своей работе.

Таким образом, грамматические категории можно отрабатывать, используя различные виды игр:

Настольно-печатные;

Дидактические;

Подвижные игры;

Сюжетно – ролевые;

Компьютерные игры.

При отборе материала для игр и игровых упражнений важно организовать его таким образом, чтобы дети не просто запоминали ту или иную грамматическую форму, но и в практическом плане освоили правило

словоизменения. Материал должен давать широкую ориентировку в типах изменения слов, помочь эти типы выделить и дифференцировать.

Таким образом, широкое использование дидактических игр и упражнений является наиболее эффективными методами в формировании грамматического строя речи. Интерес, вызванный у детей, и положительные эмоции способствовали успешному усвоению грамматического строя речи.

«Из чего сделано? »

Цель: образование относительных прилагательных.

Ход игры:

Педагог Ребёнок

Варенье из клубники-это какое варенье? Клубничное варенье

Сок из апельсина- это какой сок? Апельсиновый сок

Компот из яблок – это какой компот? Яблочный компот

Дом из кирпича- это какой дом? Кирпичный дом

Ваза из стекла-это какая ваза? Стеклянная ваза

Стол из дерева-это какой стол? Деревянный стол и т. д.

«Чей, чья, чьё? »

Цель: образование притяжательных прилагательных

Ход игры:

Педагог Ребёнок

Хвост лисы-это чей хвост? Лисий хвост

Уши зайца-это чьи уши? Заячьи уши

Лапы медведя-это чьи лапы? Медвежьи лапы

Платье мамы-это чьё платья? Мамино платье

Платок бабушки-это чей платок? Бабушкин платок и т. д.

«Какой бывает? »

Цель: подбор признаков к предмету, обогащение словаря прилагательными

Ход игры: педагог спрашивает: «Каким бывает яблоко? », дети называют признаки к названному предмету: «круглое, красное, сладкое, кислое, гладкое, твёрдое»; «Какой бывает котёнок? »- «Маленький, пушистый, ласковый, добрый»

«Найди точное слово»

Цель:учить детей точно называть предмет, его качества и действия.

Узнай, о каком предмете я говорю: «Круглое, сладкое, румяное - что это? »(Предметы могут отличаться друг от друга не только по вкусу, но и по величине, цвету, форме) .

Дополни другими словами то, что я начну: снег белый, холодный.(еще какой). Сахар сладкий, а лимон.(кислый). Весной погода теплая, а зимой.(холодная).

Назови, какие вещи в комнате круглые, высокие, низкие.

Вспомни, кто из животных как передвигается. Ворона. (летает, рыба.(плавает), кузнечик.(прыгает), уж.(ползает) .Кто из животных как голос подает? Петух.(кукарекает,тигр.(рычит), мышь.(пищит), корова.(мычит) .

Игра «Один –много»

Цель: Дифференциация существительных в именительном падеже, преобразование из единственного числа во множественное.

Оборудование: картинки с разными предметами.

Ход игры:

Взрослый говорит, показывая картинку, где изображен один предмет, что здесь нарисовано - яблоко, а у вас - яблоки и т. д.

Груша… Дыня… Дом… Цветок… Огурец… Помидор… Стол… Ведро… Рыба…. .Конь…. Мальчик… .

Данную игру можно проводить и наоборот, т. е. показывая картинки, где изображено много предметов (мн. число) и детям необходимо назвать предмет, т. е. ед. ч.

Игра «Кто самый наблюдательный».

Цель: закрепление форм винительного падежа.

Ход игры:

Дети должны посмотреть, что находиться вокруг, и назвать больше предметов полными предложениями. Первый ребенок называл в единственном числе, а второй повторял во множественном числе.

Речевой материал:

Я вижу стол, окно, стул …

Я вижу столы, окна, стулья…

Игра «Подскажи Незнайке»

Цель: Закрепление форм творительного падежа.

Ход игры:

Воспитатель: Наш Незнайка решил построить дом для своих друзей.

Помогите ему узнать чем он будет выполнять работу.

Пилить (пилой) ;

Стучать… ., строгать… ., сверлить…., резать…., копать… ., подметать… .,

А когда дом для друзей был построен, Незнайка решил отдохнуть, и придумал для вас загадки.

Дополните предложение и повторите его полностью.

Знайка рисует (что? чем)

Пончик намазывает (что? чем)

Винтик грозит (кому чем)

Доктор Пилюлькин ставит (кому? что? чем)

Поэт Цветик пишет (кому? что? чем)

Синеглазка стирает (кому? что? чем)

Игра «Морские сокровища»

Цель: развитие умения согласовывать существительные с прилагательными в роде и числе.

Оборудование: предметные картинки или игрушки.

Ход игры:

Воспитатель: На морском дне лежит много разных сокровищ. Найдите предметы одинаковые по цвету; по форме; по размеру.

Игра «Закончи предложения».

Цель: формирование навыков на сопоставление глаголов единственного числа в трех лицах: 1, 2 и 3-м.

Ход игры:

Воспитатель начинал говорить предложения в 1-м лице, потом обращался к первому ребенку, и он отвечает во 2-м лице, и к третьему, он отвечает в 3-м лице

Я иду. – Ты (идешь). – Он (идет)

Я стою. – Ты (стоишь). – Он (стоит)

Я иду гулять. – Ты (идешь гулять). – Он (идет гулять)

Я строю дом. – Ты (строишь дом). – Он (строит дом)

Я сплю. – Ты (спишь). – Он (спит).

Игра «Сосчитай до пяти»

Цель : упражнять в согласовании существительных с числительными один, два, пять; актуализировать словарный запас по теме.

Ход игры: попросите назвать предметы с числами 1, 2, 5.

Лексический материал :

Один город -.

Одна улица -.

Одна страна -.

Одна река -.

Одно поле -.

Одна гора -.

Игра «Один – много»

Цель : образовывать форму родительного падежа множественного числа существительных, обогащать словарь по теме.

Ход игры : предложите назвать существительные, употребляя слово «много» .

Лексический материал :

горожанин

Игра «Кто больше!»

Цель : упражнять в согласовании числительного «один» с существительными; личные местоимения 3-го лица с существительными; обогащать номинативный и предикативный словарь.

Ход игры : назвать как можно больше слов, относящихся к данному действию.

Лексический материал :

плывет. (корабль, лодка, пароход, катер) ;

летит. (самолет, парашют, вертолет, птица, воздушный змей.) ;

едет. (поезд, автомобиль, пассажир) ;

волнуется (море, река, мама, папа) ;

собирает (урожай, гостей) .

к каждому названному существительному сначала подобрать соответствующее местоимение (он, она, оно, они, затем – числительное (один, одна, одно, одни) .

Игра «Отгадай»

Цель : согласовывать имена прилагательные с существительными.

Ход игры: предложите послушать словосочетания :

Лексический материал :

Красивый город, красивое море, красивая набережная, красивые парки

Попросите угадать, о чем вы сейчас говорите :

Красивый, красивое, красивая, красивые….

Чистое небо, чистый парк, чистая улица

Попросите угадать, о чем Вы сейчас говорите :

Чистый, чистое, чистые…

Предложите придумать свои слова к данным признакам (Про что еще в нашем городе, крае можно сказать красивый, чистая? и т. д.).

Игра «Какой, какая, какие»

Цель : совершенствовать навыки словообразования прилагательных от существительных.

Ход игры: предложите ответить на вопросы.

Лексический материал :

шум города – шум (какой) (городской) ;

фонарь на улице – фонарь (какой) – …;

скамейка в парке – скамейка (какая) – …;

гости города – гости (какие) – …;

знак у дороги – знак (какой) - ….

Игра «Подбери признак, действие»

Цель : развивать и обогащать словарь детей по теме, закреплять умение правильно согласовывать прилагательные с существительными.

Ход игры: предложить придумать как можно больше слов-признаков.

Лексический материал :

Россия (какая) -. (богатая, большая, красивая, необъятная и т. д.)

Дом (какой) -.

Край (какой) – …

Город (какой) - …

Парк (какой) -.

Памятник (какой) -.

Горожане (что делают) - …

Игра «Назови ласково»

Цель : закреплять умение правильно употреблять слова с уменьшительно-ласкательным суффиксом, обогащать словарь детей по теме.

Ход : попросить назвать ласково.

Лексический материал :

город – городок

магазин - ….

Игра «Есть – нет»

Цель : образовывать существительные в родительном падеже.

Ход : предложить образовать слова по образцу.

Лексический материал :

город – нет города аптека - …

вокзал - … дом - …

магазин - … парк - …

улица – … житель - …

горожанин –

Игра «Образуй новое слово»

Цель : образовывать имена прилагательные от существительных, существительные от прилагательных и глаголов, наречия от прилагательных .

Ход игры: предложите образовывать слова по образцу.

Лексический материал :

Город – городской, Кубань – (кубанский, хлеб – (хлебный, казак – (казачий) .

горный – (гора, речной – (река, морской – (море) .Печь – пекарь, пахать – пахарь, плыть – пловец.

Игра «Исправь ошибку»

Цель : закреплять умение правильно согласовывать существительные с прилагательными.

Ход игры: предложить исправить ошибки в словосочетаниях.

Лексический материал :

Красивая город.

Большие сквер.

Старое памятник.

Новая район.

Привокзальные площадь.

Игра «Подбери родственников»

Цель : формировать умение подбирать родственные слова, обогащать словарь по данной теме.

Ход игры: предложить придумать как можно больше родственных слов.

Лексический материал :

Река - речка - реченька - речушка - заречный - речной - речонка; Капля - … Трава – …

Игра «Скажи наоборот»

Цель : сопоставлять предметы и явления по временным и пространственным отношениям (по величине, цвету и качеству, подбирая антонимы.

Ход игры: Назвать слова, противоположные по смыслу.

Лексический материал :

Богатый край -

Мелкое море -

Темная улица -

Широкая аллея -

Дождливая погода -

Светлое небо -

Яркая зелень -

Холодный дождь -

Прохладный фонтан -

Шумный город -

Многоэтажный дом -

Новый сквер –

Игра «Назови слова-приятели»

Цель : подбирать синонимы.

Ход игры: предложите подобрать слова, близкие по смыслу.

Красивый –. (прекрасный) .

Большой –. (огромный) .

Трудный –. (тяжелый) .

Бежать –. (мчаться, нестись) .

Предложите ребенку составить предложения с этими словами по теме.

Картотека дидактических игр по формированию грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста

ПОДБЕРИ ПРИЗНАК

Цель: учить согласовывать прилагательные с существительными.

Ход игры: воспитатель называет слово и задаёт вопросы (какой? какая? какие? какое?), ребёнок отвечает.

Куртка (какая?) – красная, теплая, зимняя…

Сапоги (какие?) – коричневые, удобные, теплые…

Шарф (какой?) – пушистый, вязанный…

Перчатки (какие?) – кожаные, белые...

Шляпа (какая?) – черная, большая…

Туфли (какие?) – осенние, красивые…

Платье (какое?) - новое, нарядное, зеленое…

Рубашка (какая?) - белая, праздничная….

Шуба (какая?) - меховая, теплая…

НАЗОВИ ЛАСКОВО

Цель: учить детей образовывать слова при помощи уменьшительное- ласкательных суффиксов.

Оборудование: мяч

Ход игры: воспитатель произносит фразу и бросает мяч ребенку. Предложите ребенку вернуть вам мяч и изменить фразу так, чтобы слова в ней звучали ласково.

Шуба теплая - шубка тепленькая

Лиса хитрая - лисичка хитренькая

Заяц белый - зайчик беленький

Сапоги чистые - сапожки чистенькие

Ветка короткая - веточка коротенькая

Шишка длинная - шишечка длинненькая

Ворона черная - вороненок черненький

Снег белый - снежок беленький.

ПОСЧИТАЙ

Цель: упражнять в согласовании существительных с числительными 1-2-5.

Ход игры : воспитатель называет один предмет, дети отвечают, как будет звучать 1-2-5 предметов.

Один мяч, два мяча, пять мячей.

Одна кукла, две куклы, пять кукол.

Одно облако, два облака, пять облаков.

КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ?

Цель: закрепить умение соотносить предмет и его признак. Закрепить согласование прил. с сущ. в роде, числе.

Материал : картинки с изображением дерева, гриба, пня, солнца, девочки, корзинки, картинки – символы качества предметов.

Ход игры : в центре -картинки с изображением предметов, отдельно – символы качеств. Детям предлагается найти предметы, к которым можно задать вопрос «какой?» и ответить на вопрос, подбирая символы качеств. (Пень –какой? Пень низкий, твердый, круглый и т.д.). Аналогична работа с предметами женского и среднего рода.

УЗНАЙ ПО ОПИСАНИЮ

Цель: учить составлять описательные загадки о ягодах, фруктах и т.д.

Ход игры : воспитатель просит детей самостоятельно составить описательную загадку о ягодах или фруктах: «Овальный, твердый, желтый, кислый, кладут в чай» (Лимон).

ГДЕ НАЧАЛО РАССКАЗА?

Цель: учить передавать правильную временную и логическую последовательность рассказа с помощью серийных картинок.

Ход игры: ребенку предлагается составить рассказ опираясь на картинки. Картинки служат своеобразным планом рассказа, позволяют точно передать сюжет, от начала до конца. По каждой картинке ребёнок составляет одно предложение и вместе они соединяются в связный рассказ.

ЗАКОНЧИ ПРЕДЛОЖЕНИЕ

Цель: формировать умение подбирать родственные слова, образованные от слова гриб , в соответствии со смыслом стихотворения.

Материал: текст стихотворения.

Как-то раннею порой вдруг полился дождь… грибной.

И из дома в тот же миг в лес отправился … грибник.

Чтобы принести улов, взял корзину для… грибов.

Долго шёл он в глушь лесную - поляну там искал… грибную.

Вдруг под ёлочкой на кочке видит маленький… грибочек.

И обрадовался вмиг наш удачливый… грибник.

Как ему не веселиться, если здесь в земле… грибница!

Стал заглядывать под ёлки, под берёзы и дубы,

Собирать в свою корзину все съедобные… грибы.

А когда собрал их много, то отправился домой,

И мечтал он всю дорогу, как он сварит суп… грибной.

Много он собрал грибов, и грибочков, и грибков,

А тому, кто долго ищет, попадётся и… грибище!

РАЗДЕЛИ НА ГРУППЫ

Цель: закреплять умение пользоваться притяжательными местоимениями и разделять слова по родовым признакам.

Материал: карточки с картинками грибов; две корзинки.

Ход игры: воспитатель предлагает детям из банка предметных картинок выбрать грибы, про каждый из которых можно сказать «он мой» и положить в одну корзинку. В другую – положить картинки с грибами, про каждый из которых можно сказать «она моя» .

БЛИЗКИЕ СЛОВА

Цель: формировать умение подбирать синонимы к словам. Развивать точность выражения мыслей при составлении предложений.

Материал: Фишки.

Осенью дни пасмурные,… серые, унылые…

Осенью часто погода бывает холодной,… ветреной, дождливой…

Осенью настроение грустное,… печальное, тоскливое…

Осенью дожди частые,… холодные, проливные…

Небо покрывают серые тучи,… тёмные, дождевые…

В начале осени бывают ясные дни,… безоблачные, светлые…

Поздней осенью на улице холодно,… пасмурно, ветрено…

ЧЕЙ? ЧЬЯ? ЧЬЁ?

Цель: формировать умение образовывать притяжательные прилагательные.

Ход игры : воспитатель называет слово и задаёт вопрос (чей? чья? чьё?), ребёнок отвечает.

Шарф (чей?) - мамин,
Шляпка (чья?) - бабушкина,
Поднос (чей?) - дедушкин,

Книга (чья?) – бабушкина,
Тапочек (чей?) – дедушкин.

ДОСКАЖИ СЛОВЕЧКО

Цель: закрепление употребления в речи существительных в родительном падеже множественного числа.

Ход игры: детям читают вслух знакомые стихотворные строчки, не договаривая последнего слова. (Это слово стоит в родительном падеже множественного числа). Дети добавляют недостающее слово и получают за каждый правильный ответ фишку. Выигрывает тот, кто получит больше фишек.

*** ***

Даю вам честное слово: Он сказал: «Ты злодей,

Вчера в половине шестого. Пожираешь людей,

Я видел двух свинок. Так, за это мой меч –

Без шляп и … (ботинок) Твою голову с … (плеч)

*** ***

Постой, не тебе ли Муравей, муравей

На прошлой неделе. Не жалеет … (лаптей)

Я выслал две пары

Отличных … (калош)

*** ***

Робин Бобин Барабек. Где убийца, где злодей?

Скушал сорок … (человек) Не боюсь его … (когтей)

КОГО Я ВИЖУ, ЧТО Я ВИЖУ

Цель: различение в речи форм винительного падежа одушевленных и неодушевленных существительных, развитие кратковременной слуховой памяти.

Ход игры: в эту игру лучше играть на прогулке, чтобы перед глазами было больше объектов для наблюдения. Играть может несколько человек. Перед началом игры договариваются, что будут называть предметы, находящиеся вокруг. Первый играющий произносит: «Я вижу… воробья» и бросает мяч любому игроку. Тот должен продолжить: «Я вижу воробья, голубя» - и бросает мяч следующему.

Если кто-то не может продолжить перечисление объектов, которых можно наблюдать в данной ситуации, он выходит из игры. Начинается следующий тур, составляется новое предложение, и так далее.

ПРЯТКИ

Цель: учить понимать и правильно использовать в речи предлоги с пространственным значением (в, на, около, перед, под).

Ход игры: в гостях у детей Мишка и Мышка. Зверята стали играть в прятки. Мишка водит, а мышка прячется. Дети закрывают глаза. Мышонок спрятался. Дети открывают глаза. Мишка ищет: «Где же мышонок? Он, наверняка, под машинкой. Нет. Где же он, ребята? (В кабине) И т.д.

ОБЪЯСНИТЕ, ПОЧЕМУ…

Цель: научить правильно, строить предложения с причинно-следственной связью, развитие логического мышления.

Ход игры: воспитатель объясняет, что дети должны будут закончить предложения, которые начнет говорить ведущий, используя слово «потому что». Можно подобрать несколько вариантов к одному началу предложения, главное, чтобы они все правильно отражали причину события, изложенного в первой части. За каждое правильно выполненное продолжение игроки получают фишку. Выигрывает тот, кто соберёт больше фишек.

Незаконченные предложения для игры:

Вова заболел… (простыл) Мама взяла зонт… (идёт дождь)

Дети легли спать… (поздно) Очень хочется пить… (жарко)

Лед на реке растаял… (тепло) Деревья сильно закачались… (дует ветер)

Стало очень холодно… (пошёл снег)

ВЫ ХОТИТЕ? - МЫ ХОТИМ

ЦЕЛЬ: Упражнять в образовании форм глагола «хотеть» (хочу-хочет, хотим-хотят).

Организация. Воспитатель обращается к детям:

Мы умеем делать много разных дел: умеем бегать, прыгать, петь, танцевать, играть. Я хочу поиграть в игру. А вы хотите? (Ответы).

Как правильно сказать? (Мы хотим ). Подумайте, что каждый из вас хочет сделать – погулять, похлопать в ладоши, попрыгать или ещё чего-нибудь. Вы можете спросить своих товарищей, хотят ли они это же сделать или хочу ли это сделать я. Если спросите и ответите правильно, можете исполнит своё желание.

Я хочу похлопать в ладоши, а ты, Оля, хочешь?

Хочу.

Похлопай. Кто тоже хочет похлопать? Как много детей хотят того же. Скажите о своём желании все вместе: «Мы хотим похлопать». Похлопайте. А что хочешь сделать ты, Вова? Кто ещё хочет? Пожалуйста, скажите о своём желании вместе: «Мы хотим…». Повернитесь друг к другу и подумайте, как нужно сказать. Пожалуйста, Тамара и Серёжа нам что-то хотят сказать вместе. (Мы хотим покататься на велосипеде ).

Молодцы. Ещё кто уже подготовил свой совместный ответ, что они хотят сделать?

ДОБАВЬ СЛОВА

ЦЕЛЬ: научить составлять распространенные предложения.

Ход игры: «Сейчас я скажу предложение. Например, «Мама шьёт платье». Как ты думаешь, что можно сказать о платье, какое оно? (шёлковое, летнее, легкое, оранжевое). Если мы добавим эти слова, как изменится фраза?» Мама шьёт шёлковое платье. Мама шьёт летнее платье. Мама шьёт лёгкое платье. Мама шьёт оранжевое платье.

Предложения для игры:

Девочка кормит собаку.

Пилот управляет самолётом.

Мальчик пьёт сок.

СЛОВА –РОДСТВЕННИКИ

Цель: упражнять в подборе однокоренных слов.

Медведь – медведица, медвежонок, медвежий, медведушка …

Волк - волчица, волчонок, волчище, волчий, волчишко…

Лиса –лис, лисичка, лисёнок, лисонька, лисушка….

КТО ГДЕ ЖИВЁТ?

Цель: упражнять в употреблении предложного падежа существительного.

Лиса живёт в норе.

Медведь зимует в… .

Волк живёт в … .

Белка живёт в … .

Ёжик живёт в … .

ОБРАЗУЙ СЛОВА

Цель: расширять и активизировать словарный запас. Упражнять в образовании действительных причастий настоящего времени.

Материал: предметные картинки перелетных птиц, мяч.

Поет Поющая

Щебечет Щебечущая

Улетает Улетающая

Кормит Кормящая

Плывет Плывущая

Кричит Кричащая

Голодает Голодающая

УЛЕТЕЛИ ПИЦЫ

Цель: упражнять в словоизменении: употребление родительного падежа имен существительных в единственном и множественном числе.

Нет (кого?) – нет лебедя, утки … .

Нет (кого?) – нет лебедей, уток … .

ИСПРАВЬ ОШИБКУ

Цель: учить понимать значение притяжательных местоимений.

Ход игры: взрослый заведомо говорит неправильно, а ребенок, если слышит ошибку, исправляет ее.

На столе лежит много карандашов.

Карлсон съел много конфетов.

Произнести несколько предложений правильно, пусть ребенок поразмышляет. В шкафу стоит много книг.

Необходимо следить за речью ребенка, употребление существительных множественного числа в родительном падеже вызывает много трудностей.

Моя сапоги, мой шапка, мое перчатки, мои шарф … .

ИЗМЕНИ СЛОВО

Цель: упражнять в падежном и предложном согласовании.

Изменить слово «окно» в контексте предложения.

В доме большое … . В доме нет … . Я подошел к … . Я мечтаю о большом … . У меня растут цветы под … .

КЕМ ТЫ БУДЕШЬ?

Цель: закрепить употребление глаголов в будущем времени (буду летать, лечить, водить...).

Ход игры : в начале занятия воспитатель читает отрывок из произведения В.Маяковского Кем быть.

После этого предлагает детям помечтать, кем они хотят быть, кем работать.

Я буду летчиком, летать на самолетах.

Я буду врачом, лечить детей.

Я буду учить детей, учительницей работать.

Воспитатель следит за правильным построением предложений.

КАКОЕ ЭТО БЛЮДО?ПОСУДА?

Цель: упражнять в образовании относительных прилагательных.

Какой суп из … (фасоли, гороха, рыбы, курицы, свеклы, грибов, овощей)?

Какая каша из … (пшена, геркулеса, манки …)?

Какое варенье из … (яблок, сливы, абрикоса, малины …)?

Какой сок из … (моркови, груши, апельсина …)?

Какая посуда бывает … (стеклянная, металлическая, керамическая, фарфоровая, глиняная, пластмассовая)? Привести примеры. Почему она так называется? (Стеклянная – сделана из стекла.)

СКАЖИ НАОБОРОТ

Цель: учить подбирать антонимы к словам.

Взлет – посадка

Взлетать – приземляться

Приезжать - …

Приплывать - … .

СКАЖИ –ПО ДРУГОМУ

Цель: учить подбирать синонимы к словам.

Ехать - … , мчаться - …, нестись - … , гнать - … , тащиться - … , передвигаться - … .

СОСТАВЬ ФРАЗУ

Цель : закрепить умение образовывать предложения из слов.

Ход игры: предложить детям придумать предложения, используя следующие слова:

забавный щенок полная корзина

спелая ягода веселая песня

колючий куст лесное озеро

СКАЖИ ОДНИМ СЛОВОМ

Цель:

Материал : мяч.

КОМУ ЧТО НУЖНО

Цель: упражнять в образовании сложных прилагательных.

Материал: мяч.

У сороки белые бока, поэтому ее называют … (белобокая).

У синицы желтая грудь, поэтому ее называют … (желтогрудая).

У снегиря красная грудь, поэтому его называют … (…).

У дятла красная голова, поэтому его называют … (…).

У вороны черные крылья, поэтому ее называют … (…).

У дятла острый клюв, поэтому его называют … (…).


Консультация для воспитателей

«Игра, как средство формирования морфологической
стороны речи у детей среднего дошкольного возраста»

Заикина Любовь Александровна, воспитатель
КУ Урайский специализированный Дом ребенка

Игра - основной вид деятельности дошкольников. В играх нет реальной обусловленности обстоятельствами, пространством, временем. Дети - творцы настоящего и будущего. В этом - обаяние. К. Д. Ушинский писал: «Игра есть свободная деятельность дитяти, и если мы сравним интерес игры, а ровно число и разнообразие следов оставленных ею в душе дитяти, с подобным же влиянием учения первых 4-5 лет, то все преимущество останется на стороне игры».

Выдающийся психолог А. Н. Леонтьев определял игру следующим образом: «Ведущей мы называем такую деятельность, в связи с развитием которой, происходят главнейшие изменения в психике ребенка и внутри которой развиваются психические процессы, подготавливающие переход ребенка к новой, высшей ступени его развития».

Таким образом, игра, являясь ведущим видом деятельности, оказывает значительное влияние на всестороннее развитие ребенка. Большое значение для психического речевого развития ребенка имеют и дидактические игры.

Особая заслуга принадлежит Е. И. Тихеевой в раскрытии роли дидактических игр. Она справедливо считала, что дидактическая игра дает возможность развивать самые разнообразные способности ребенка, его восприятие, речь, внимание.

Основная особенность дидактических игр определена их названиями - это игры обучающие. Они создаются взрослыми в целях воспитания и обучения детей. Но для играющих детей воспитательно-образовательное значение дидактической игры не выступает открыто, а реализуется через игровую задачу, игровые действия, правила.

А. Н. Леонтьев отмечал, что дидактические игры относятся к «рубежным играм», представляя собой переходную форму к той неигровой деятельности, которую они подготавливают. Эти игры способствуют развитию подготовительной деятельности, интеллектуальных операций, представляющих собой основу обучения. Для дидактических игр характерно наличие учебного характера - обучающей задачи. Ею руководствуются взрослые, создавая ту или иную дидактическую игру, но облекают ее в занимательную для детей форму. Таким образом, ребенка привлекает в игре не обучающая задача, которая в ней заложено, а возможность проявить активность, выполнить игровые действия, выиграть. Но вместе с тем очень велико знамение дидактической игры для умственного воспитания детей, которое происходит в тесной взаимосвязи с речевым развитием. Если участник игры не владеет знаниями, умственными операциями, которые определены обучающей задачей, он не сможет успешно выполнить игровые действия, добиться результата.

Дидактические игры с предметами очень разнообразные по игровым материалам, содержанию, организации проведения. В качестве дидактических материалов используются игрушки, реальные предметы (предметы обихода, орудия труда, произведения декоративно-прикладного искусства и др.) , объекты природы. Игры с предметами дают возможность решать различные воспитательно-образовательные задачи: расширять и уточнять знания детей, развивать мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, различие, обобщение, классификация) , совершенствовать речь (умение называть предметы, составлять и отгадывать загадки о них, правильно произносить звуки речи) , воспитывать произвольность поведения, памяти, внимания. Даже в одной и той же игре, но предложенной детям разного возраста и разного уровня развития, могут отличаться воспитательно-образовательные задачи, конкретное содержание.

Среди игр с предметами особое место занимают сюжетно-дидактические игры и игры-инсценировки. В сюжетно-дидактических играх дети выполняют определенные роли.

Игры-инсценировки помогают уточнить представление о различных бытовых ситуациях, о литературных произведениях, о нормах поведения.

Настольно-печатные игры разнообразны по содержанию, обучающим задачам, оформлению. Они помогают уточнять и расширять представления детей об окружающем мире, систематизировать мыслительные процессы.

Среди дидактических игр для дошкольников преобладают игры, в основе которых лежит парность картинок, подбираемых по сходству. Сначала детям предлагают игры, в которых требуется подобрать из множества картинок пары совершенно одинаковых. Далее задача усложняется: картинки надо объединить по смыслу.

В «Лото» ребенок должен к картинке на большой карте подобрать тождественные изображения на маленьких карточках. Тематика “Лото” разнообразна.

В «Домино» принцип парности реализуется через подбор карточек при очередности хода.

Распространены настольно-печатные игры, устроенные по принципу разрезных картинок, складных кубиков, на которых изображенных предмет делится на несколько частей.

Словесные игры построены на словах и действиях играющих. В таких играх дети учатся, опираясь на имеющиеся представления о предметах, углублять знания о них, так как в этих играх требуется использовать приобретенные ранее знания в новых обстоятельства. Дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задами, описывают предметы, выделяя характерные их признаки; отгадывают по описанию; находят признаки, сходства и различия; группируют предметы по различным свойствам, признакам.

Независимо от вида дидактическая игра имеет определенную структуру, отличающую ее от других видов игр и упражнений. Игра, используемая для обучения, должна содержать, прежде всего обучающую, дидактическую задачу. Обучающая (дидактическая) задача - основной элемент дидактической игры, которому подчинены все остальные. Для детей обучающая задача формулируется как игровая. Обязательным компонентом игры являются ее правила, благодаря которым педагог в ходе игры управляет поведением детей, воспитательно-образовательным процессом

Основная цель правил игры - организовать действия, поведение детей. Они направляют поведение и познавательную деятельность, определяют характер и условия выполнения игровых действий, устанавливают их последовательность, иногда очередность, регулируют отношения между играющими. Правила могут запрещать, разрешать, предписывать что-то детям в мире, делать игру занимательной, напряженной.

Выполнение игровых правил в дидактической игре контролируется игровыми действиями. Игровые действия - это способы проявления активности ребенка в игровых целях, опустить руку в “чудесный мешочек”, нащупать игрушку, описать, увидеть и назвать изменения, которые произошли с игрушками, расставленными на столе, подобрать кукле наряды и предметы быта, украшенные геометрическим узором.

Таким образом, любая игра становится дидактической, если имеются основные компоненты: дидактическую задачу, правила, игровые действия.

Организация дидактических игр педагогом осуществляется в трех основных направлениях; подготовка к проведению дидактической игры, ее проведение и анализ.

В подготовку к проведению дидактической игры вводят:

  1. Отбор игры в соответствии с задачами воспитания и обучения;
  2. Установление соответствия отобранной игры программным требованиям и уровню развития детей определенного возраста;
  3. Определение наиболее удобного времени проведения дидактической игры,
  4. Выбор места для игры, где дети могут спокойно играть, не мешая другим;
  5. Определение количества играющих;
  6. Подготовка необходимого дидактического материала для выбранной игры;
  7. Подготовка к игре самого воспитателя;
  8. Подготовка к игре детей: обогащение их знаниями, представлениями о предметах и явлениях окружающей жизни, необходимыми для решения игровой задачи.

Проведение дидактической игры включает:

Ознакомление детей с содержанием игры, с дидактическим материалом, который будет использован в игре;

Объяснение хода и правил игры;

Показ игровых действий, в процессе которых педагог учит детей правильно выполнить действия, доказывал, что в противном случае игра не приведет к нужному результату;

Определение роли педагога в игре, его участие в качестве играющего, болельщика или арбитра. Мера непосредственного участия педагога в игре определяется возрастом детей, уровнем их подготовки, сложностью дидактической задачею, игровых правил;

Подведение итогов.

Анализ проведенной игры направлен на выявление приемов его подготовки и проведения.

Итак, мы рассмотрели виды и структуру дидактической игры. Далее рассмотрим ее влияние на формирование морфологической стороны речи дошкольников.

Дидактические игры способствуют уточнению, расширению и активизации словарного состава языка, способствуют усвоению значений слов как конкретного, так и обобщенного характера, умению использовать усвоенные слова в активной речи и в различных ситуациях.

Дидактическая игра - широко распространенный метод формирования морфологической стороны речи. Дидактические игры проводятся с игрушками, предметами, картинками и на вербальной основе. Игровые действия в играх дают возможность, главным образом, активизировать имеющийся запас слов, использовать нужную форму. Слово, его изменение, словосочетание становится содержанием умственной работы. Ребенок начинает осознавать. Как надо говорить, стремиться сказать правильно, грамотно, красиво.

В процессе проведения дидактических игр дети сталкиваются с предметами, их свойствами и отношениями, которые значимы для выделения объектов из окружающего мира, их словесным обозначением, употреблением правильной грамматической формы слов и точному усвоению значений слов. При этом педагог ставит перед собой две цели: обучение детей игре и одновременно обучение их речи.

Коренным образом меняется и содержание слов. Это подтверждается тем фактом, что дети могут не только выбирать по слову тот или иной предмет из любой предметной совокупности, но и самостоятельно обозначать отношение предметов словами даже при малом значении различий между ними и, наконец, осуществлять группировку объектов в соответствии со словесной инструкцией в случае, если принцип группировки выражен перечисленными выше словами.

Таким образом, дидактические игры помогают развитию и воспитанию детей. В играх дети попадают в ситуации, когда они вынуждены использовать приобретенные знания и слова в новых условиях.

Подбор материала для дидактических игр должен определяться задачами морфологии. Одним из условий четкого руководства играми является определение перечня предлогов, слов сочетания в роде, числе, падеже.

Список литературы:

  1. Алексеева М. М. , Яшина В. И. Методика развития речи и обучение родному языку дошкольников / М. М. Алексеева, В. И. Яшина; - М. : Академия, 1997.
  2. Бурменская, Ж. П. Раку // Вестник Московского университета. - Сер. 14 «Психология». - 1999. - № 1. - С. 3-15.
  3. Выготский // Избранные психологические исследования. - М. : Педагогика, 1999. - Т. 2.
  4. Дошкольная педагогика / Под ред. В. И. Логинова, П. Г. Саморуковой; - М. : Просвещение, 1998. - 270 с.
  5. Тихеева Е. И. Развитие речи детей / Е. И. Тихеева; - М. : Просвещение, 1981.