Как живут отшельники: фоторепортаж из женского монастыря. Распорядок дня буддийского монаха — тайная жизнь восточных монастырей Когда в монастырях начинается утренняя служба

112auth

Неважно сколько тебе лет, главное то, что ты молод и у тебя впереди вся жизнь. Ты собираешься учиться, тусоваться, работать, влюбляться, делать глупости, в общем, быть обычным молодым человеком. Но есть наши с тобой ровесники, которые выбирают иной путь в жизни – нелегкий путь служения Богу. Они уходят жить в монастыри.

Зачем?

Первый раз я побывала в женском монастыре прошлым летом в Барнауле. Гуляя по городу, мы с мамой случайно забрели в небольшой уютный храм, окруженный садом с невообразимо красивыми цветами. Как только мы попали на территорию монастыря, у меня сразу родилось чувство, что я нахожусь в чьем-то доме, о котором заботятся с трепетной любовью. Навстречу нам вышла монахиня. Полное отсутствие косметики, черные, скрывающие фигуру одежды, лучистые глаза. Но больше всего меня поразило то, что ей было примерно столько же лет, сколько и мне, то есть около двадцати. Эта молодая девушка светилась счастьем и покоем. И помню, что единственный вопрос, крутившийся тогда в моей голове был: «Зачем она ушла в монастырь?» К сожалению, в Барнауле мне не удалось пообщаться ни с одной из монахинь, и мой вопрос остался без ответа. Прошло время, я узнала, что под Новосибирском, в районном центре Колывань, есть женский монастырь. Чтобы удовлетворить свое любопытство, я отправилась туда.
Территорию, на которой находится монастырь, огораживает длинный и высокий забор. Он как бы отделяет мирское бытие от духовного. С трудом открыв тугую калитку, я попала в другой мир, в котором и сам невольно становишься набожным. Прямая, аккуратно расчищенная дорога вела к храму. По левую сторону тропинки часовенка и еще что-то (потом я узнала, что это строится новый келийный корпус), справа – хозяйственные постройки, трапезная, швейная мастерская, скотный двор, старый келийный корпус.
Путь в храм преграждают четыре двери. Они (двери) достаточно тяжелые и массивные. Чтобы их открыть, надо приложить неимоверные усилия. В голову невольно закрадывается мысль, что это своего рода предупреждение: «Подумай, а действительно ли ты хочешь сюда войти?»
Меня встретила монахиня Нонна. Женщина лет сорока, не очень красивая, медлительная. От нее веяло миром и покоем. Казалось, что для нее все в жизни ясно и понятно, и все четко разложено по полочкам. Впрочем, сомневаться здесь и не принято. Сомнение – это грех. Все, что сказано в святых книгах – это аксиома, не требующая доказательств. Прежде чем начать беседовать со мной, она долго получала благословение у настоятельницы монастыря.

Божий промысел

«Вас, наверное, интересует, почему к нам в монастырь приходят молодые девушки? Ответ прост: на все есть Божий промысел. Господь заботится о человеке, направляет его именно на тот жизненный путь, который предназначен для него. И кому суждено, тот обязательно окажется в монастыре». В подтверждение этих слов сестра Нонна рассказала две истории.
На далеком и холодном севере одна пожилая женщина решила, что жизнь ее должна закончиться в монастыре, и выбрала именно Колыванский. Ее внучка Катерина поехала так, «за компанию». В конечном счете, на служение Богу осталась только девушка, а бабушка, не выдержав трудностей, вернулась домой. В монастыре Катю нарекли Варсонофией, она самая молодая монахиня – сейчас ей 18, а когда она попала сюда, ей было всего 16 лет. Но, как говорит сестра Нонна, мудрости и силы духа у Варсонофии побольше, чем у некоторых взрослых сестер.
Диана росла обычным ребенком, она пела в клиросе (церковном хоре), и ей это безумно нравилось. Как ей казалось, она хорошо ладила с окружающими. Но однажды, придя в клирос, ее друзья сказали: «Мы не можем с тобой общаться. При тебе мы не можем делать все, что хотим. Ты не такая, как мы, и нам с тобой трудно». Для Дианы это было шоком. Она перестала петь в клиросе, но не перестала ходить в церковь. Постепенно она поняла, что вне стен церкви чувствует себя неуютно, и возникла мысль о том, чтобы уйти в монастырь. Родители долго сопротивлялись, ведь Диана была единственной дочерью. При постриге девушку нарекли Евфалией. Сейчас ей 21 год. Она слегка полновата, ее руки огрубели от тяжелой работы по хозяйству, у нее огромные карие глаза, в которых одновременно застыли робость и любопытство. У Дины-Евфалии сожалений по поводу своего нынешнего образа жизни не возникает. Скорее, напротив, ее наполняет чувство светлой радости.
На мое настойчивое «почему» Евфалия, указав жестом куда-то в небо, спокойно сказала: «ОН позвал. Рано или поздно всякий человек чувствует это, но не у всех хватает душевных сил, чтобы уйти от рутины мирских дел. Я почувствовала, что не могу больше жить так, как жила в миру – бестолково и праздно. Теперь мое место ЗДЕСЬ».
Позже сестра Нонна рассказала мне еще один факт из истории Дианы. Оказывается, священник церкви, которую посещала девушка, давно мечтал о том, чтобы от его прихода кто-нибудь ушел в монастырь. И именно об этом он просил Бога в своих ежедневных молитвах. Когда Диана пришла к нему за советом, он благословил ее на уход из мира. Для людей набожных благословение священника – это великая сила, и его нельзя не послушаться.
Все, кто живут в монастыре, пришли сюда только по одной причине – Бог позвал. Других они не знают и не признают. Конечно, они есть, но остались там, в мирской жизни. И негоже о них вспоминать. А нам, в свою очередь, трудно найти объяснение таким понятиям как «позвал» и «снизошло».

Долгий путь

В монастырь просятся как люди преклонных лет, так и совсем молодые. И те, и другие порой не понимают, сколько сил и мужества требуется для духовной жизни. Старые могут не справиться с многочисленной физической работой в монастыре, а молодым может не хватить силы духа. А ведь в храм каждый день приходят люди, и все нуждаются в духовной помощи, всем хочется исповедаться, помолиться, услышать приятное пение, а в проповеди – слово, которое могло бы утешить. Поэтому, придя в монастырь, невозможно сразу стать монахиней. Надо пройти несколько этапов, проверить себя и свои силы, убедиться, что твоя вера сильна, и ты не совершаешь ошибки. Один из способов «проверки» веры – это послушания, то есть выполнение различных работ по хозяйству. Нельзя отказываться от послушания, нельзя им гнушаться, даже в помыслах не должно быть сопротивления той работе, которую тебе поручат. Монахиня Нонна, с которой я беседовала, боится коров, но она вставала по утрам и смиренно шла их доить. На первом этапе дают самые разные послушания, когда человек приезжает в монастырь, днем там живет, работает, молится, общается с сестрами, а на ночь уходит. Таких людей называют паломниками. Им даже разрешается ходить в мирской одежде. Именно на этом этапе монастырь покидают «слабые», не готовые. Те же, кто остаются, надевают черный хитон и платочек, чтобы не было видно волос, и становятся послушницами. Кстати, сокрытие волос – это тоже послушание, это знак смирения. На этом этапе за духовным ростом послушниц следят. Они должны читать божественные книги и много общаться со старшими сестрами. Они должны делиться любыми своими помыслами, чтобы встать на путь истинный. В монастыре ни у кого не должно быть секретов и тайных мыслей. Все тайное, сокрытое идет от беса, и с этим надо бороться. Со всеми сомнениями не только послушницы, но и монахини идут к настоятельнице – игуменье Надежде, про которую говорят, что у нее «глаза, полные любви».
Если послушница окончательно понимает, что готова к монашеской жизни, если ее старшие сестры подтверждают эту готовность, ее ждет обряд пострига в монахини. Это красивый, торжественный, и в чем-то, по моему мнению, печальный процесс. Пол храма застилается дорожками. Монахини, одетые в черное, сливаются с полумраком, и лишь горящие в руках свечи озаряют склоненные лица. Древний молитвенный распев волнами заполняет низкие своды храма – монахини просят благословение святых для принятия в обитель новых иноков. В дверях церкви появляется облаченная в белую рубашку постриженница, до алтаря она ползет по ковру. Это знак смирения и готовности принять монашескую жизнь. Печальной молитвой сопровождает ее хор. Наступает момент смерти для жизни мирской, и рождение в мире духовном. Вот подают игумену ножницы на серебряном подносе. Он же, будто бы случайно, роняет их на пол, давая постриженнице шанс вернуться, отказаться от подвига монашеского. Кажется, руки его ослабли от понимания серьезности происходящего. Трижды он повторяет это, и трижды, поднимая ножницы, постриженница возвращает их игумену. Теперь уже нет обратного пути. Игумен срезает с ее головы четыре пряди, постригая ее в монахи. Он дает ей новое имя, старинное, как сама Библия. Сестры обступают новопостриженную, облачая ее в мантию и клобук. Теперь она всегда будет облачена в черное, а голова покрыта апостольником. Принимая монашество, постриженница дает три обета: послушания, девственности (даже в помыслах) и нестяжательности (не стремиться к богатству, напротив, жить в бедности).

Трудности жизни

Монастырская жизнь нелегка. Она требует больших духовных и физических затрат. Приходится во многом себя ограничивать, никаких излишеств. Мы все привыкли к таким для нас обыденным вещам, как вилка и зеркало. В монастыре этого нет. Вилка – это излишество, а значит грех. И на весь женский монастырь одно небольшое зеркало. Не для того, чтобы любоваться собой, а чтобы «опрятность блюсти». Кельи монахинь небольшие. И в каждой живут по три-четыре сестры. Выглядит она примерно так: святой угол с иконами, окошко с кружевными самошитыми занавесками, тумбочка для книг, шкаф для монашеского обличия и узкая, жесткая, как скамья, кровать.
Основной труд монахини – это молитва. И для них это действительно труд. Монастырское «правило» (молитва) длится около двух часов. И все это время надо стоять, читать нараспев молитвы (которых очень много и все на свою мелодию), бить поклоны, креститься. Кланяться положено не сгибая ног и доставая обеими ладонями пол. Креститься надо «полно»: середина лба, чуть выше пупка, крайняя косточка правого плеча, косточка левого плеча. За соблюдением всех правил следит матушка, ей единственной разрешено сидеть на стуле. За нарушения она наказывает, например, поклонами. А бить поклоны – это похлеще какого-нибудь шейпинга будет: на колени, лбом об пол, встать, перекреститься, на колени, лбом об пол… и так по 40-50 раз. В монастыре нельзя разговаривать за столом, иначе «не хлеб ешь, а камни». За это тоже наказывают: лишают пищи в следующий раз, при этом монахиня приходит в столовую и молится. Однако наказания применяют нечасто, стараются воспитывать словом и молитвой.

Говорят, что когда в Колывани гроза, то над территорией монастыря все равно светло. Светло от того, что 25 монахинь разного возраста молятся за наше спасение. И когда какая-нибудь молодая монахиня на очередном «правиле» будет просить Господа за нас, за себя, мы будем сидеть на лекциях, танцевать в клубе или влюбляться. У каждого своя дорога в жизни.

Справка
Из истории Покровского Александро-Невского монастыря
В 1991 году Новосибирскую Епархию посетил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Во время своего пребывания в Сибири Святейший Патриарх 16 мая 1991 года освятил закладной камень фундамента Покровского Александро-Невского монастыря.
В 1992 году была завершена реставрация полуразрушенного Колыванского храма во имя святого благоверного князя Александра Невского.
19 июля 1992 года Преосвященнейший Тихон, епископ Новосибирский и Барнаульский, совершил торжественное освящение храма, и при нем был открыт женский монастырь.
1 августа того же года определением Священного Синода настоятельницей обители утверждена игуменья Надежда (Еремина).
Монастырь имеет свои пахотные земли, животноводческое хозяйство.
В 2002 году храм отметил свое 115-летие.
В церкви есть особо чтимые иконы и святыни: икона благоверного князя Александра Невского в схиме с частицей святых его мощей, икона Матери Божией – Игуменьи святой горы Афонской, икона святителя Иннокентия Иркутского с частицей его мощей, икона Казанской Божией Матери и ковчежец с мощами многих святых.
При храме действует воскресная школа, в которой обучаются дети прихожан и сироты из местной школы-интерната.

Примерный распорядок дня монахини:
6.00 – подъем.
С 6.05 до 8.30 – утреннее «правило» – молитва. Те сестры, которые должны накормить скотину и подоить коров, сначала выполняют это послушание, а потом присоединяются к молитве.
С 9.00 – 9.30 – завтрак. (Если в этот день есть причастие, то служба в церкви начинается без завтрака, на голодный желудок).
10.00 до 15.30 – служба в церкви. К этому времени все надевают полное монашеское облачение, апостольник (капюшон с прорезью для лица, закрывающий шею, плечи и грудь) и скуфью (черная бархатная шапочка) и выходят в церковь.
16.00 – обед.
С 16.30 до 19.00 – работа по хозяйству (кто в огороде работает, кто со скотиной возиться, кто воду носит).
19.30 – ужин.
С 20.00 до 21.00 – вечернее «правило» – молитва.
21.05 – отбой.
Если у сестер остается свободное время, они читают божественные книги, смотрят духовные передачи, разучивают песнопения.

Факт
Первым известным женским монастырем в Киевской Руси был Николаевский женский монастырь в Киеве. О нем сохранилось только одно упоминание: в житии Феодосия Печерского говорится, что его мать постриглась в монастыре при церкви святого Николая. Первое летописное упоминание о женском монастыре относится к 1089 году и связано с Андреевским монастырем, основанным сыном Ярослава Мудрого Всеволодом для его дочери Анны. На сегодняшний день в России открыто более 390 монастырей, в которых обитают около пяти тысяч человек.

Игумен Леонтий (Козлов)

Доклад игумена Леонтия (Козлова), кандидата богословия, казначея Русской Духовной миссии в Иерусалиме, на монашеской конференции «Организация внутренней жизни монастырей» (Полоцкий Спасо-Евфросиниевский ставропигиальный женский монастырь Белорусского Экзархата Русской Православной Церкви; 21–22 июня 2018 года)

Досточтимые владыки, всечестные отцы, братья и сестры! Тема моего доклада достаточно конкретна и предполагает констатацию текущего положения с распорядком дня в монастырях Святой Земли. Для этого я собрал информацию по обителям, в которых этот распорядок расписан и соблюдается, расположив ее в виде двух таблиц: для трех мужских и для четырех женских монастырей (см. Приложение к докладу. – Ред.). Вначале я бы хотел сделать небольшое историческое вступление и затем попробовать описать и прокомментировать современную ситуацию.

Монашеская традиция приходит на Святую Землю из Египта в лице ученика преподобного Антония Великого – преподобного Илариона, основавшего в начале IV века первые обители в районе Газы. В его время они представляли собой скопление в пустыне отдельных келлий отшельников, которых объединяло только духовное руководство великого аввы. Позднее там возник крупный монастырский комплекс, не переживший арабского нашествия начала VII века, который отождествляют с обителью аввы Серида.

Монастыри вокруг Иерусалима, в Иорданской долине и Иудейской пустыне составляли одну историческую область распространения монашества, которая на соборах и в творениях святых отцов называется Пустыней Святого Града. Первым ее монахом считается преподобный Харитон Исповедник, основавший Фаранскую, Дукийскую и Суккийскую лавры.

В византийский период, помимо отдельных отшельников-эрмитов (от греч. ἡ ἐρημία – одиночество. – Ред.), выделяют две основные формы монашества: лавра, где отшельники жили в отдельных кельях, заботились о средствах существования самостоятельно, духовно окормлялись у одного старца и собирались вместе лишь в церкви для совместной молитвы, и киновия, общежитие, где монахи имели общее попечение об обители и встречались ежедневно. В Пустыни Святого Града монастыри также делились на лавры и общежития, общая численность монахов которых достигала в период расцвета 10–14 тысяч.

По причине такого множества монашествующих Иерусалимские Патриархи для поддержания порядка назначали особых предстоятелей над всей Пустыней Святого Града в сане архимандрита, отдельно для каждого типа монашеского жительства. Так преподобный Савва Освященный, ученик преподобного Евфимия Великого, бывшего учеником преподобного Харитона, стал настоятелем всех лавр Иудейской пустыни, а его друг преподобный Феодосий Великий – всех киновий. Тогда же появляется форма городского монашества, преимущественно в Иерусалиме, где служение святым местам и обслуживание паломников сочеталось с молитвой и трудом.

Расцвет монашества Пустыни Святого Града приходится на V–VI века, но после арабского нашествия начала VII столетия наблюдается постепенное угасание монашеского жительства. Если в начале мусульманского владычества гнет иноверных не был непомерным, что позволяло монастырям еще несколько веков быть в силе, то периоды правления крестоносцев, мамелюков и, особенно, турок-османов привели к почти полному их исчезновению. Единственной обителью, непрерывно существовавшей все это время и донесшей до нас, хотя и со многими потерями, свой внутренний уклад, является Лавра преподобного Саввы Освященного, в которой сегодня подвизается всего 12 монахов.

Задачей данного доклада является изложение современного положения монастырей Святой Земли в отношении их реального внутреннего уклада, и надо сказать, что современная ситуация далека от византийских образцов. Сегодня в Иерусалиме существует довольно много монастырей, принадлежащих Святогробскому братству (24 мужских и 3 женских), но, как правило, это храм с одним настоятелем и редкими службами. Такая же картина наблюдается и в большинстве других монастырей Патриархата (31 обитель). Из серьезных общежительных монастырей, где соблюдается строгий распорядок дня, на настоящий момент можно назвать только Лавру святого Саввы и монастырь святого Георгия Хозевита.

Кроме них, ежедневное богослужение совершается только в храме Воскресения, на Гробе Божией Матери и в базилике Рождества, то есть в городских монастырях, где ритм жизни монахов задает служение Святым местам. Они не рассматриваются официально как монастыри, но их настоятели называются игуменами, а служат там монашествующие, живущие отдельным братством. Центром таких братств является храм святых Константина и Елены – центральная резиденции Святогробского братства.

Это Братство, к которому относятся все монашествующие Иерусалимской Патриархии, считается идиоритмом (с греческого языка этот термин переводится как «собственный ритм»). То есть каждый, в буквальном смысле, трудится и живет в своем ритме, задаваемым послушанием. Вместе совершается только богослужение в храме святых Константина и Елены: в 5.00 полуночница, утреня с двумя кафизмами и Литургия. В 16.00 9-й час и вечерня с одной кафизмой. Присутствие обязательно только для служащих, для остальных по желанию. Пищу в трапезной берут готовой в 12.00 и едят каждый у себя, когда позволяет послушание. В квартале Патриархии живет большинство титулярных архиереев, братия, обслуживающая святыни, и игумены иерусалимских монастырей по имени.

Что касается непосредственно братии храма Воскресения, ныне возглавляемой Хранителем Гроба архиепископом Исидором, то, по его словам, до 1945 года там была общая трапеза в храме, а после вечерни – ужин и повечерие, после чего храм Воскресения закрывался (примерно в пять вечера). Но затем храм стали закрывать только в девять вечера, послушания не позволяют иметь общий распорядок. Тем не менее, игумен планирует сделать общую трапезу в 14.00, потому что это объединяет братию, но для этого нужно найти повара. Живут они как в самом храме (4 человека), так и в помещениях древнего монастыря святого Авраамия (7 человек).


Подобным образом жизнь братства базилики Рождества в Вифлееме (7 человек) протекает вокруг этой святыни, но у них есть особое время для монашеского правила, обязательное присутствие на службах, совместные молитвы и трапеза. Поэтому это братство я также поместил в таблицу примеров распорядка дня.


Если говорить о классическом монастыре со строгим внутренним уставом, круг обителей резко сужается, их можно пересчитать по пальцам одной руки. В первую очередь это древняя Лавра преподобного Саввы Освященного, монахи которой великими трудами донесли эстафету древнего жития вплоть до нашего времени. В монастыре фактически не используются электричество, связь и интернет, вся жизнь строится вокруг суточного цикла богослужения, 35 раз в году по праздникам совершается всенощное бдение. По заповеди преподобного Саввы вход в обитель для женщин воспрещен, а по средам и пятницам – для всех паломников; нельзя принимать в братию безбородых юношей. Выход для монахов за ограду возможен только по двое, им запрещена переписка с родственниками, даже с матерью; существуют и прочие строгости, которые, впрочем, соблюдаются в духе рассуждения и любви.

Обитель живет по византийскому времени, соответствующему естественному природному циклу, когда окончание дня и начало ночи, то есть ноль часов, выставляются по закату солнца. Монашеское правило вполне традиционно для современных греческих обителей, состоит из земных поклонов и четок и совершается сразу после пробуждения ото сна, перед богослужением в храме. Игумен, а сейчас это всеми уважаемый архимандрит Евдоким, является отцом, единственным священнослужителем и духовником одновременно, решает все вопросы и сам задает пример в подвиге, труде и молитве. Практика причащения также вполне древняя и приближается к обычаям в монастырях святителя Василия Великого: три раза в неделю – по вторникам, четвергам и субботам, – а с праздниками получается еще чаще.



Другой древней обителью со строгим распорядком дня является ныне монастырь преподобного Георгия Хозевита, «деревня святых», по слову его игумена архимандрита Константина, ибо с ним связано около трех тысяч святых, а первым аскетом, подвизавшимся здесь за 900 лет до Рождества Христова, был пророк Божий Илия. Правда, правильно организованная монашеская жизнь наладилась здесь всего пять лет назад, а до прихода нынешнего игумена в монастыре обычно жил один иеромонах, которому помогали нанимаемые местные жители. Сейчас там живет небольшая, но дружная братия из семи человек. Посетителей принимают каждый день, но только до часу дня. Все личное правило, состоящее из поклонов и молитв Иисусовых по четкам, совершается утром до богослужения. Вообще молитва, послушание и монашеское делание стоят на первом месте, а потом уже труд и служение приходящим. Послушания для братии меняются каждую неделю в субботу, так достигается взаимозаменяемость и предотвращается превозношение положением. Причащение частое, два раза в неделю; практикуется ежедневное откровение помыслов игумену, по праздникам совершаются всенощные бдения.



Из других отдельных значимых монастырей вне Иерусалима можно упомянуть обитель преподобного Герасима Иорданского. Своему возрождению она обязана ее нынешнему игумену архимандриту Хризостому, пришедшему на ее развалины в 1975 году. Сегодня она представляет собой оазис в пустыне, источник жизни и утешения не только для приходящих паломников, но и для местных арабов, и даже для животных и птиц. Монашеской братии в монастыре немного, но с давних пор там подвизаются, сменяя друг друга, трудники из Греции и местная арабская молодежь, чада игумена, благодаря любвеобильной и харизматической личности которого все это и существует. Монастырь открыт для всех, как мужчин, так и женщин, – принцип, как в Эссексе: непослушные не приживаются, а смиренные трудятся все сообща. В жизни послушания стоят, скорее, на первом месте, поэтому распорядок дня не строгий: подъем в 5.30, завтрак и послушания: храм, алтарь (чтение имен), кухня, уборка, иконописная мастерская, уход за животными и пр. По праздникам утреня и Литургия (5.30 – 7.30), иногда упрощенное всенощное бдение (с 22.00 до 1.30). Трапеза в 12.30, в 19.00 ужин и повечерие для всех. Монастырь открыт с 7.00 до 20.00. Всех приходящих принимают с любовью, обязательно угощают плодами своих трудов, дают небольшие подарочки. Количество насельников обоих полов вместе с трудниками-волонтерами – 15–25 человек.

Из женских греческих обителей наиболее традиционным представляется монастырь святых Марфы и Марии в Вифании. Этот монастырь раньше был мужским, пришел в запустение, а свою новую жизнь обрел в 1946 году, когда игуменом стал блаженной памяти архимандрит Феодосий (Макос). Он со своими духовными чадами устроил здесь женскую обитель, до сих пор живущую его заветами и наставлениями. Монашеский распорядок дня и регулярная молитва сочетаются здесь с ежедневным служением паломникам. Сестры, которых семь человек, совершают личное монашеское правило из двенадцати четок и поклонов по силам, регулярное богослужение, Литургию имеют по воскресеньям и праздникам. Исповедь бывает раз в месяц, когда к ним приезжает игумен Лавры преподобного Саввы архимандрит Евдоким.



Русской Православной Церкви принадлежат на Святой Земле три женских обители: две на Елеоне от Зарубежной Церкви, Духовная Миссия которой располагается также на Елеоне, и Горненская в Эйн-Кареме от Русской Духовной Миссии Московской Патриархии. Елеонские монастыри, Вознесенский и святой Марии Магдалины в Гефсимании, являются общежительными, похожи друг на друга распорядком дня и строгостью монашеской жизни. Продолжительные и обязательные для сестер утреннее с Литургией и вечернее богослужения, строгий регламент жизни, доступ посетителей ограничен определенными часами. После утреннего и до вечернего богослужения – общая трапеза и время послушаний, ужина нет, но есть возможность поесть индивидуально. Вечером после 21.00 ходить по монастырю не благословляется. В монастырях нет регулярных молебнов и панихид, нет чтения Псалтири. В обоих монастырях примерно одинаковое количество насельниц, больше сорока, состав интернациональный, есть сестры из России, Украины, Румынии, Израиля, Палестины, Иордании, Македонии, Австралии, Франции, Германии, Америки; в Вознесенском приняли монашество арабки, которые учились в школе для девочек, находившейся при монастыре.


Если говорить об отличиях этих двух монастырей, помимо незначительной разницы во времени и в доступе посетителей, можно отметить, что в Гефсимании больше интеллектуальной и творческой деятельности, есть иконоклейная, реставрационная, вышивальная, художественная мастерские, издательство; несколько сестер во главе с игуменией учатся иконописи. На попечении обители школа для девочек в Вифании, существующая уже более 80 лет, где обучаются более четырехсот воспитанниц. Также в монастыре проживает множество кошек, которые выполняют послушание по истреблению змей и пауков. В Вознесенском монастыре сестры попроще, послушания традиционные, на помощь привлекаются трудники и трудницы (до 25 человек). В обители проживают также два монаха и архимандрит, начальник Духовной Миссии Зарубежной Церкви. Если Гефсиманский монастырь полностью обеспечивает сестер всем необходимым, то в Вознесенском выдается небольшое денежное пособие на средства личной гигиены, деньги на одежду выдаются дополнительно игуменией по личной просьбе.


Горненский монастырь также считается общежительным, но в отношении распорядка дня больше похож на идиоритмический. Устроитель обители архимандрит Антонин (Капустин) изначально видел его общиной состоятельных женщин, желающих провести старость в молитвах при святынях Иерусалима, и хотя по велению начальства ему пришлось дать им и игуменью, и устав, суть оставалась той же. Сестры до сих пор живут в отдельных домиках, построенных первыми насельницами на свои средства. Монастырь всегда находился в распоряжении Начальника Миссии, помогал в приеме и обслуживании паломников, что неизбежно наложило печать на его внутренний распорядок. Кстати, более двадцати сестер из 81 числящихся и вовсе не живут в монастыре, а несут постоянное послушание при Миссии (17 человек) и на ее участках. Около 15 монастырских сестер исполняют сегодня послушание гида. В монастыре пять гостиниц и строится шестая, которые надо обслуживать, паломников ежедневно кормят завтраком и ужином, а для внешних посетителей монастырь открыт ежедневно с 6 утра до 19 вечера. Также сестры ежедневно читают Псалтирь с поминовением имен и записки.

Поэтому распорядок дня фактически отсутствует, его задает для каждой сестры послушание, которое, как правило, назначается на длительный срок. Общей является только трапеза после Литургии, когда сестры берут с собой еду на день. Богослужение совершается регулярно, утром и вечером, но присутствие на нем для сестер, чье послушание не связано с его совершением, не является обязательным. Сестры получают пособие; одежду же, обувь, средства личной гигиены, необходимые в быту предметы, хозтовары и питьевую воду покупают сами.



Также стоит упомянуть о другом монастыре Русской Духовной Миссии – подворье Живоначальной Троицы в Хевроне. Братия там немногочисленна – иеромонах с Валаама и три послушника, но они больше года живут по уставу Ново-Валаамского монастыря: в 5:00 полунощница, утреня с чтением Евангелия дня и 1-й час, затем личное время, в 12:30 трапеза и послушания. После ужина в 17:00 вечерня с чтением житий святых и повечерие с Иисусовыми молитвами и поклонами (100), а в 22:00 отбой. Келейное правило состоит из трехсот Иисусовых молитв и двух кафизм.



В самой Миссии ритм жизни монашествующих задается послушаниями, общее монашеское моление, если нет Литургии, ограничивается утренним молебном с чтением Евангелия и заупокойной литией. Также сестры согласованно вычитывают по кельям всю Псалтирь.

Следует отметить, что если в древности в Пустыне Святого Града процветало, главным образом, мужское монашество, сегодня количество насельниц трех русских женских обителей значительно превышает численность всех святогробских монахов (122 человек).

Таким образом, можно констатировать, что современные монахи, живущие сегодня на Святой Земле, подвизаются, главным образом, в служении паломникам и сохранении этих святынь, черпая от них силы и для собственного посильного монашеского подвига.

Приложение 1. Мужские монастыри Святой Земли

Лавра св. Саввы

Монастырь Рождества в Вифлееме

Распорядок

Подъем в 1:00 1 , (послушание будильника – брат ходит по монастырю и ударами в било будит др. братьев);

Индивидуально по кельям совершается часть мон. правила

С 2:00 до 6:00 утреннее богослужение и Литургия

Чай и отдых

В 9:00 3-й и 6-й часы и трапеза

Послушания

В 14:30 вечерня и молебен с каноном Пресв. Богородице

Ужин (по сб., вс. и праздникам)

Келейное время

В 23:30 повечерие и отбой

Подъем в 2:00 – 2:30

Индивидуально по кельям совершается все мон. правило (кто не успевает, встает раньше)

С 4:00 и до 8:00 утреннее богослужение и Литургия

Завтрак

Послушания

В 12.00 3-й и 6-й часы

В 13.00 трапеза

Послушания

В 18:00 вечерня и молебен с каноном Пресв. Богородице

Повечерие и келейное время

Подъем в 4:00

Индивидуально по кельям совершается мон. правило

С 5:30 до 8:00 утреннее богослужение и Литургия

Завтрак и послушания

В 12:00 трапеза

В 14:30 вечерня

В 17:00 – 18:00 закрытие храма

В 2:00 полунощница, утреня, 1-й час, Литургия (всего около 4-х часов)

В 4:00 полунощница, утреня, 1-й час, Литургия (всего около 4-х часов)

В 5:30 полунощница, утреня, Литургия

В 14:30 вечерня и молебен с каноном Пресв. Богородице, после перерыва повечерие в 23:30 и отбой

В 18:00 вечерня и молебен с каноном Пресв. Богородице

По вел. праздникам всен. бдение. Тогда в 18:00 малая вечерня, фрукт со стаканом воды, молитва в кельях и с 21:00 бдение до 5:00

В 14:30 вечерня

Все, кто не занят на особых послушаниях

Причастие

3 раза в неделю: вт., чт. и сб.

Примерно 2 раза в неделю

Примерно 1 раз в неделю

Исповедь

Раз в неделю, чаще – по потребности

Откровение помыслов каждый день, а то и чаще

Раз в месяц в лавре св. Саввы

12 четок (по 100) и 150 земных поклонов. Сейчас, когда начались споры с арабскими соседями, дополнительно 3 четки и 12 земных поклонов

Совершается только утром.

Послушники творят 60 земных поклонов и 12 четок, монахи примерно в два раза больше.

Схимник – от 200 поклонов.

Кто не может делать поклоны, читает каноны, Евангелие, Лествицу

Индивидуально

В 9:30, присутствие обязательно

После вечерни ужин только по сб., вс. и праздникам

В 13:00, присутствие обязательно

После вечерни ужин

В 12:00, присутствие обязательно

Послушания

Распределяются на постоянной основе, но по необходимости меняются

Меняются каждую неделю в сб после вечерни

Постоянные и только по храму, по монастырю - работники

С 9 утра до захода солнца, кроме ср. и пт., когда Лавра для посещения закрыта

С 9 утра до 13:00 строго

(6 дней в году закрыт, напр., в первые три дня ВП)

С 5:30 до 17:00 или 18:00 (закрывают храм, а монастырь паломники не посещают)

Особенности

Вход для женщин по завету прп. Саввы закрыт, святыни им выносят за ворота.

По праздникам бывает всен. бдение (35 раз в году)

«Деревня святых», их насчитывается около 3000. Первый аскет на этом месте появился за 900 лет до РХ, св. пророк Илия

Количество насельников

1. Время указано светское, но монастырь живет по византийскому времени, когда 12 часов выставляется раз в неделю по закату солнца.

Приложение 2. Женские монастыри Святой Земли

Марфы и Марии

в Лазарии

Марии Магдалины в Гефсимании

Вознесения

на Елеоне

Горненский

монастырь

Распорядок

Подъем в 3:00, монашеское правило

4:00 утреннее богослужение

Послушания

12:00 трапеза, но если есть паломники, то позже

15:30 вечерня

Подъем в 4:30 3 ,

5:00 3 утреннее богослужение

Завтрак

Личное время

Послушания с 9:003

С 12:00 до 13:00 3 время обеда

С 13:00 до 15:00 3 послушания 2

С 15:00 до 16:30 3 личное время 1

16:30 3 вечернее богослужение

Общей трапезы не положено, по состоянию здоровья сестры могут принять пищу келейно; личное время 1

Подъем в 5:00 3 , (послушание будильника – сестра ходит по монастырю и ударами в било будит др. сестёр);

5:30 3 утреннее богослужение

Завтрак

Личное время 1

Послушания с 9:003

С 13:00 до 13:30 3 время обеда

С 13:30 до14:00 3 послушания

С 14:00 до 16:00 3 личное время

16:00 3 вечернее богослужение

Общей трапезы не положено, по состоянию здоровья сестры могут принять пищу келейно; личное время 2

После 21:00 3 не благословляется ходить по монастырю

Нет общего распорядка

(только одна общая трапеза после Литургии)

Начало и состав утреннего богослужения

В 4:00 полунощница, канон дня, часы, утреня. По вс и праздникам Литургия

В 5:00 3 (в вс 7:00)

утр. молитвы, полунощница, часы, Литургия, примерно 2,5 часа по будням и 4 по вс.

5:30 3 (в вс 6:30, по праздникам в 7:00)

утр. молитвы, полунощница, часы, Литургия.

В 6:00 (в вс 6:30) 3

утр. молитвы, полунощница, акафист, часы, Литургия.

Начало и состав вечернего богослужения

В 15:30 вечерня

В 16:30 9-й час, вечерня, утреня и 1-й час, примерно до 19.30

В 16:00 3 9-й час, вечерня, утреня и 1-й час.

В 14:45 3 9-й час, вечерня, утреня и 1-й час.

Необходимость присутствия за богослужением

Причастие

Раз в неделю

Два раза в неделю.

Один раз в неделю плюс праздники.

Один раз в неделю плюс праздники, не реже раза в месяц.

Исповедь

Раз в месяц (приезжает о. Евдоким из Лавры св. Саввы)

По необходимости

По необходимости

По необходимости

12 четок, поклоны по силам (все почти старицы) + четка за Святого дня

У каждой сестры свое.

У каждой сестры свое.

У каждой сестры свое.

Для монахинь обычно 3 канона, 1 кафизма, 1 глава Евангелия и 1 Апостола, 150 Богородицке Дево, радуйся, Иисусова молитва и дополнительные каноны и акафисты.

Общая трапеза два раза в день: после утреннего богослужения и обед в 12:00 3 .

В воскресный день только одна трапеза, после Литургии.

Общая трапеза два раза в день: после утреннего богослужения и обед в 13:00 3 .

Общая трапеза для сестер только после утреннего богослужения.

После завтрака сестры берут с собой еду на день.

Послушания

Распределяются на постоянной основе, но по необходимости меняются.

Есть постоянные и есть по расписанию, которое составляется на неделю.

Есть постоянные и есть по расписанию, которое составляется на неделю.

Монастырь открыт для паломников

С 6:00 до 19:00

Во время богослужения. Группы в сопровождении. священника или гида ежедневно с 5:00 до 20:00 3

Монастырь закрыт для посещения в первую седмицу ВП до пятницы.

По вт и чт с 9:00 до 13:00. Группы в сопровождении священника или гида ежедневно с 5:00 до 19:00 3 .

Монастырь закрыт для посещения по воскресеньям, а также в первую седмицу ВП до пятницы.

Ежедневно с 6:00 до 19:00 3

Количество насельниц

Время на правило, чтение, уход за цветами и подметание рядом с кельей

Время на правило и чтение

Время монастыря не переводится на летне

  • Подворья
  • Пастырская страничка
  • Библиотека
    • Публикации
  • Путь к храму
  • Богословский центр прп.Никодима Святогорца
  • Жизнь монастыря

    В тот момент, когда мирской человек решает облечься в ангельский образ и сменить привычную одежду на монашескую рясу, жизнь его превращается в путь, по которому шаг за шагом он старается приблизиться к Богу. И чтобы этот путь монашеской жизни был наиболее успешным, святые отцы разработали прекрасную «программу» повседневной духовной жизни – устав. Общежительный устав, господствующий сегодня в монастырях России, Греции и на Святой Горе Афон происходит от студийской традиции. Эту традицию принёс на Афон прп. Афанасий Афонский (961 г.), ставший впоследствии игуменом Великой Лавры. В уставе афонского общежития гармонично сочетаются исихазм, молитва и послушание. Именно поэтому возрождающийся Николаевский Малицкий мужской монастырь, при выборе монастырского устава остановился на афонской традиции.

    БЫТ

    Для малицких монахов он довольно прост. В общежительном (киновиальном) монастыре всё общее, включая трапезу. Отдельные, так называемые «приличные» столы в трапезной бывают в том случае, если надо принять гостей и почтить их своим присутствием.

    Монастырский монах имеет комнату – келью с кроватью, подушкой и матрацем, кувшином для воды с чашкой, двумя шкафами для одежды и книг, иконами, столом, лампой для чтения и стулом. Судя по размерам кельи (3,5 х 1,90 метра) можно себе представить, много ли вещей туда поместится. Монахи, которые учатся, могут попросить в келью CD-плеер или кассетный магнитофон. Если в магнитофон встроен радиоприемник, его выламывают. Вообще, если монаху нужна даже такая мелочь, как зубная паста, он обращается к игумену монастыря. Без благословения монах в буквальном смысле не внесет в келью даже иголку. Более того, большинство насельников раз в несколько месяцев устраивает ревизию своей кельи с целью найти предметы, от которых можно избавиться. Каждая вещь съедает время. Чем больше у тебя вещей, тем больше они отнимают времени от главной цели жизни.

    Одежда монаха – признак покаяния и смирения – состоит из подрясника, кожаного пояса, брюк и скуфьи. Дорогие, шёлковые или цветные ткани не благословляются - используются шерсть и костюмная ткань. На службах монахи обязаны присутствовать в греческой рясе и клобуке (камилавке с наметкой). Бельё может состоять из двух – трёх рубашек и брюк. Обувь, куртки могут быть рабочими и чистыми. Любая одежда сверх вышеперечисленного считается излишеством.
    Средства на жизнь насельники не добывают сами, по своему желанию, так как находятся на полном обеспечении монастыря, и всё необходимое от батареек до медикаментов получают с благословения игумена. Конечно, возрождающаяся обитель принимает пожертвования от разных лиц и организаций. Постоянных материальных поступлений из-за отсутствия торговли и развитого хозяйства монастырь не имеет. Нет и книжной лавки, так что кроме свечей в храме, «бывалым» паломникам ничего приобрести не удастся.

    Общее у всех монахов – келья, но в ней они «съёмщики», или гости на время, отпущенное Господом для покаяния. Жизнь земная - временна: незачем заботиться и об удобствах. Келья для монахов - гроб, где следует помышлять о смерти. Монахи в целом на жизнь, тело и мир смотрят как на гроб: горька жизнь и кратка она на земле, но бесконечно сладостна на небе.

    КЕЛЕЙНОЕ ПРАВИЛО.

    У каждого монаха свой облик, духовный мир и внутренний распорядок, поэтому к каждому иноку у духовника особый подход. При этом жизнь монастыря всё же подчиняется жесткому уставу и течет строго по распорядку. Задолго до рассвета, не позднее чем за час до начала утренней службы, без четверти пять, монахи просыпаются, чтобы исполнить своё келейное правило. Великим служба начинается на час раньше. Личное монашеское правило совершается преимущественно по чёткам. Их монахи всегда имеют при себе. Узелок за узелком повторяют они важнейшую аскетическую молитву: «Господи Иисусе Христе, помилуй мя». Ночную молитву или канон монахи читают каждую ночь, и каждую ночь они просят у Господа Бога помощи в борьбе с человеческими страстями и мирскими помыслами.

    Ночную молитву святые отцы называют «ареной», поскольку каждую ночь в кельях молитвой ведутся сражения с темными силами. И чем быстрее монах приближается к Богу, приобретая добродетели, тем сильнее атака со стороны темных сил. Личная молитва и поучение - собственный подвиг в келье.

    Келейное правило совершается стоя, с крестным знамением и малыми поясными поклонами на каждой молитве. Для схимников оно состоит из 12 четок (сотниц) с малыми поклонами и одной с великими, для монахов мантийных состоит из 6 четок (сотниц) с малыми поклонами и из 60 великих поклонов, а для новоначальных иноков и послушников из 3 четок с малыми поклонами и 33 великими поклонами. Земные поклоны оставляются только в воскресные дни всего года, и на Светлой Седмице.


    БОГОСЛУЖЕНИЕ

    Богослужение всегда было и продолжает оставаться центром всей монашеской жизни.

    Богослужебный устав, которого придерживается современный Малицкий монастырь составлен древ​ними святыми отцами - святогорцами. По своим правилам он более подходит к пустынно-отшельниче​ской жизни. В нынешнее время, вследствие особо сложившихся условий жизни, этот устав соблюдается не так строго, как прежде. Но и современный, выработанный жизнью, устав также нелегок. Можно с достоверностью сказать, что в России едва ли найдется и десяток обителей, следующих такому уставу. Церковные службы, безусловно, ежедневные. В общей сложности богослужения занимают у монахов около семи часов в сутки с учётом келейного монашеского правила.

    Основными местами совершения богослужебных последований в Малицкой обители являются большой Покровский храм, исполняющий роль кафоликона (καθολικὸν - соборный храм мон-ря), и «старый храм» параклис (παρεκκλήσ) - небольшой по размеру домовой храм в честь святителя Николая Чудотворца, расположенный в южном крыле братского корпуса. Обычно ежедневные службы суточного круга совершаются в старом (домовом) храме, а в новом - Покровском, значительно большем по размеру - служат в большие праздники и воскресные дни всего года.

    Без четверти шесть начинается полунощница. Эта часть службы всегда совершается в темноте, и только блики от горящих лампад освящают стены храма. В боковом освещенном лампой уголке один из монахов-чтецов читает последование полунощницы. Атмосфера умиротворённая, молитвенная: в приглушенном свете лампад, освещающих золотые фоны на иконах, беззвучно появляются одетые в черное фигуры монахов и послушников, по традиции крестящиеся и кланяющиеся в сторону алтаря и на оба клироса; они берут утреннее благословение у игумена и расходятся по стасидиям.
    На буднях вся служба читается и поётся «поскору», вместо более длительных византийских распевов употребляется «обиходный».

    После полуночной службы, если она читается в Покровском храме, священник открывает завесу Царских Дверей притвора и все переходят в главный храм, где будут совершены заутреня и часы.

    Вдоль стен всего храма в стасидиях располагаются монахи и миряне. Благодаря такому распределению в храме помещается большое количество людей, при этом не создается суеты и шума.

    За четверть часа до начала Божественной литургии монах, облаченный в мантию, обходит монастырь и ударами в переносное деревянное било (τάλαντον) на одну статию созывает трудников и паломников в храм. Затем сразу же ударяет в железное било (клепало), после чего, если есть праздник, бывает короткий звон на колокольне.

    Литургия в обычные дни продолжается около часа. Моменты литургии, считающиеся важнейшими - начальный возглас « Благословенно царство », великий вход, эпиклеза , возглас « Святая Святым », время Причащения (от возгласа « Со страхом Божиим » до возгласа « Всегда, ныне и присно… »),- отмечаются тем, что в это время все выходят из стасидий и низко кланяются.

    Частота исповеди в Малицкой обители не оговаривается единым правилом и определяется духовной необходимостью каждого насельника. Исповедь совершается обычно в одном из приделов собора или в келлии духовника. Духовником в монастыре является игумен. Все братия причащаются Святых Таин не реже 1 раза в неделю (обычно во вторник и субботу или воскресенье, монахи - священнослужители причащаются каждый день.

    В конце литургии, если есть празднование святому, перед проскинитарием (аналоем для иконы) поставляется блюдо с коливом , поется тропарь и кондак святому, служащий иеромонах кадит коливо и читает молитву на его благословение; то же бывает и в дни поминовения усопших (с пением заупокойных тропарей вместо праздничного). В конце литургии раздается верующим антидор.

    Требы в монастыре совершают в ограниченном количестве. В основном это крещение и отпевание. Частота исповеди братий определяется их желанием. Игумен благословляет их приходить к нему не реже чем раз в неделю, не обязательно для исповеди - можно просто для беседы. Пока игумен находится вне стен обители, все богослужения совершает второй монастырский священник.

    Сразу по завершении Божественной литургии, обычно около 9.30 утра следует чай.


    ПОСЛУШАНИЯ

    После чая монахи удаляются на некоторое время отдохнуть, после чего идут на ежедневные послушания, то есть на работы. На послушания идут все монахи, в том числе и игумен, поскольку общая работа является основополагающей в каждом общежительном монастыре. И каким бы тяжёлым или неприятным послушание ни было, монах принимает его как посланный Богом, как Крест, несение которого есть путь ко спасению.

    В Малицком монастыре выполняются различные послушания: секретаря, ризничего, библиотекаря, экклесиарха, пономарей, певчих, чтецов, звонарей, иконописцев, на кухне – поваров и трапезариев, плотников, строителей, уборщиков, садовника, пчеловода, газовщика, водителя, экскурсовода и т.д. Кроме того, отцы должны участвовать в общих работах (пангиньях), таких как поливка и уборка урожая, уборка территории, подготовка к престольному празднику и т.д. У монастыря есть несколько подворий, на которых также трудятся братья и прихожане. Большую помощь обители оказывают благочестивые миряне; они самоотверженно трудятся во Славу Божию, помогая братии почти на всех послушаниях. Часто приходится привлекать электриков, водопроводчиков и других специалистов из «мира».

    Слово послушание («диаконима») в греческом языке происходит от глагола «диаконо», который означает: «служение любви». Приношение любви – это и пребывание в молитве и памяти Божией.

    Поэтому во время послушаний братия творит Иисусову молитву. Молятся обязательно вслух, чтобы не отвлекаться и не разговаривать друг с другом. Вслух не молятся те, кто занимается умственным трудом, например, канцелярия или работающие с паломниками экскурсоводы.

    Любое послушание имеет установленный чин. Если позволяют обстоятельства, то исполняют его год - два, потом дают другое. Иногда оставляют ещё на год. Исполняющий его должен по всем вопросам обращаться к своему руководителю (главному по послушанию) или, если нужно, непосредственно к игумену. Этим достигается многое: оно не позволяет фантазии метаться и предлагать решения, очищает ум от сложных и простых помыслов, сосредотачивает внимание на молитве, учит обращаться за советом и отсекать свою волю. Вопрошать – значит спастись. Есть послушание – будет смирение – основа самого послушания.

    В киновии монашеские обязанности выполняются ответственно. Где живут хотя бы несколько человек - там уже много забот. Дел, по обеспечению жизни монастыря не меньше, чем в любом человеческом обществе. И только беспрекословное послушание и точная исполнительность могут обеспечить монаху благополучие и спокойствие.

    Для совершенного послушания и отсечения помыслов и воли с первого дня жизни в Малицком монастыре от насельников требуют учиться выполнять любую работу аккуратно и последовательно. Правила, кратко сформулированные о. Иоакимом из скита Святой Анны: разговаривать как монах, смотреть как монах, есть как монах, спать как монах, думать как монах, молиться как монах, исполнять послушание, как монах, – отцы стараются соблюдать всегда и везде.


    ТРАПЕЗА

    Ровно в час дня бывает трапеза. За 5 минут до её начала все насельники оповещаются ритмичным стуками в железное било. Трапезная в обители находится рядом с Покровским храмом, внутри с восточной стороны, стоит стол игумена; вдоль стен стоят столы для монахов и паломников; к западной стене, значительно выше пола, прикрепляется амвон с подставкой для книги в виде золотого орла для чтеца. За едой читаются поучения св. отцов или жития святых.

    Трапеза зависит от дня недели и подготовки к Причастию Святых Таин. Сами монахи едят мало, поскольку еда для них второстепенна. По понедельникам, средам и пятницам – еда простая, постная. Во время постов полагается только растительная пища, на столах отсутствует даже оливковое масло. Съесть рыбу в постный день – немалое прегрешение. Пищу насельники вкушают два раза в день, никогда не употребляя мяса и вина. В обычные дни на столах есть суп, картошка или макароны, рис, салат, овощи и фрукты. Из питья – травяной чай, компот из сухофруктов и вода. По праздникам и воскресным дням могут подать солёную или запеченную рыбу, яйца и какао.

    На трапезе после краткой молитвы братия вкушают в безмолвии не более 15 минут. В это время читают Жития святых или духовные поучения. Иногда перед игуменским столом можно увидеть монаха, исполняющего за проступок наказание – поклоны. За трапезой игумен трижды ударяет в колокольчик: после 1-го удара разрешается пить, после 2-го чтец прекращает чтение, спускается с амвона и принимает благословение у игумена, а трапезарь (если это воскресный день) подносит игумену для благословения укрухи (остатки хлеба), после 3-го удара вкушение прекращается, все встают, затем читаются благодарственные молитвы. Перед благодарственными молитвами прибавляется неск. прошений, произносимых попеременно игуменом и чтецом. После трапезы игумен становится по правую сторону от выхода с приподнятой благословляющей рукой; повар, чтец и трапезарий замирают в поклоне напротив игумена (по левую сторону от выхода), прося прощения у братии за возможные погрешности в своём служении. Таким образом, все выходящие из трапезной «попадают» под благословение отца-настоятеля. После трапезы отцы вновь расходятся по послушаниям.


    ВЕЧЕРНЯ

    За час до начала вечерни после монастырских трудов позволяется отдых. Это помогает братии иметь силы для молитвы на вечернем богослужении. Дважды, за полчаса и без четверти, стук деревянного била снова созывает всех насельников в храм. Вечерня, предваряемая чтением 9-го часа, начинается в 5 часов вечера. Длится она около часа и заканчивается ежедневной заупокойной литией, совершаемой в притворе. Сразу после службы следует вечерняя трапеза.

    Ужин часто бывает из тех же блюд и в том же количестве, что и на обеде, только холодный. Выносить еду из трапезной разрешается только больным. Немощным братьям из числа мирян, проживающих в монастыре и несущих определённое послушание, разрешают вечером выпить чай с куском хлеба. В келье и на послушании иногда можно пить чай, но на это надо обязательно взять благословение. Вообще благословение берут на любое, даже самое незначительное действие.

    После ужина братия сразу идут в храм для совершения повечерия. На нём поётся молебный канон Богородице перед ватопедской иконой «Отрада и Утешение», и затем игумен всех помазывает елеем от лампады, горящей пред святым образом. Также за повечерием ежедневно читается акафист Божией Матери. Эта святогорская особенность никогда не опускается, так как Божия Матерь является хранительницей не только Своего земного удела – Святой Горы Афон, но и Матерью всех монахов вообще. Завершается повечерие молитвами на сон грядущий. В конце службы под византийское пение Богородичного тропаря «Красоте девства твоего…» все насельники прикладываются к иконам и берут благословение у игумена на грядущую ночь.


    После повечерия (в 19.15) бывает небольшой промежуток времени, примерно около часа, когда есть возможность поговорить друг с другом. Но затем разговоры с кем-либо, в том числе с паломниками, не благословляются, чтобы не впасть в праздность и осуждение. Много говорить вредно, это негативно сказывается на монашеском делании. У монахов нет особой необходимости в общении друг с другом: если монах внимателен к себе, соблюдает монастырский устав и не скрывает помыслы от духовника, благодать его утешает и у него нет большой потребности говорить. Вечерним молчанием должно подготовить свой ум к ночной молитве.

    После повечерия монахам также без благословения строго запрещено заходить в кельи к паломникам. Радио и телевизор в обители запрещены. За пределы монастыря без благословения никто не выходит.

    ГИГИЕНА

    Древние основатели монашества ради спасения души безразлично относились к телу. Так, отец монашества св. Антоний Великий (251-326 гг.) питался хлебом и солью, жил в пещерах, не соблюдая гигиены. Ранее монахам в святогорских монастырях запрещали и считали грехом мыть голову, расчёсывать волосы головы или бороду, ходить в баню. Очень строгие подвижники не мыли лиц, умываясь лишь собственными слезами. В наше время, правила в отношении личной гигиены смягчились. Монахам позволяется мыться, а лечение медикаментами является обязательным. Есть свой монастырский врач, который часто приезжает в обитель и регулярно обследует каждого монаха и трудника. Если обнаруживаются серьёзные симптомы, то производится госпитализация в областную больницу. Здоровье – Божий дар, и к нему в монастыре относятся очень серьёзно.

    Некоторые правила остались неизменно: без особой нужды не обнажать тело, даже руки во время работы. У монахов видеть человека, например в шортах, с обнажёнными ногами (не говоря уже о женщинах) считается большим неприличием.

    СОН

    Спят иноки в одежде: в подрясниках, ослабив ремень, в тонких матерчатых скуфьях и носках, чтобы всегда быть готовыми к молитве, послушаниям и на Страшный Суд. Сон занимает в монастырской жизни ровно такое же место, как и прием пищи: монахи спят столько, сколько нужно, чтобы не утратить здравый рассудок и быть в состоянии выполнять свои послушания. Обычно это 5-6 часов. Следует заметить, что общежительный устав расписан специально таким образом, чтобы время еды никогда не соединялось со временем отдыха и сна. Это очень важный момент с аскетической точки зрения.

    К строгому распорядку постепенно приучают себя и паломники, проживающие в монастыре. Им также приходится подниматься с постели задолго до рассвета на церковную службу, и чтобы понять и прочувствовать всю суть монашеской реальности, это действительно необходимо делать.

    Сутки делятся примерно на 3 восьмичасья, отведенных для молитвы, работы и отдыха. Старинный греч. стих так описывает повседневные труды монаха: (Γράφε, μελέτα, ψάλλε - στέναζε, προσεύχου, σιώπα) «Пиши, занимайся, пой, воздыхай, молись, молчи».

    О том, как живут и принимают паломников иноки Спасо-Преображенской обители, которая славится своим строгим уставом, рассказывает игумен Валаамского монастыря епископ Троицкий Панкратий (Жердев).

    Молитва и труд

    – Владыка Панкратий, Валаамский монастырь знаменит своим строгим уставом. Не могли бы рассказать о жизни валаамской братии при существующем уставе.

    – Обычно мы просим рекомендацию или благословение старца, священника, епископа. Но бывает, что приезжает человек, только начинающий воцерковляться, но испытывающий тягу к монастырской жизни, желание потрудиться, испытать себя. Такому мы тоже не отказываем. Он в обители воцерковляется, и тогда становится понятно и ему, и нам – может ли он быть кандидатом в братию или нет.

    Это дело живое и совершенно не формализованное. Одни сами приезжают, другие через Интернет обращаются или же пишут обычные письма, просят благословения приехать. По-разному бывает, главное – желание монашеской жизни. Но не потому, что податься больше некуда – это наихудший вариант. Главное – призвание Божие, когда жизнь в миру не интересует, не важны ни карьера, ни деньги, ни даже семья, ни самые невинные удовольствия; когда главное в жизни – быть с Богом. Поэтому, собственно, человек и приходит в монастырь.

    – Есть ли сегодня на Валааме отшельники, закрытые скиты?

    – По традиции самый большой скит во имя Всех святых достаточно закрытый: женщины туда допускаются один раз в год на престольный праздник. Есть Предтеченский скит, где присутствие женщин вообще запрещено. Так что о Монашеском острове, где этот скит находится, с полным правом можно сказать, что это северный Афон. Здесь действует тот же принцип, что и на Святой Горе. Отчасти – это дань традиции, которая издревле была заведена в этих скитах.

    Но в то же время уединенные места, где братия может в спокойных условиях идти по монашескому пути, действительно необходимы. Обычно в скитах и келейное правило, и богослужебное более продолжительные, чем непосредственно в монастыре. На трудовое послушание остается меньше времени. Очень многие братья стремятся попасть в скит, но мы стараемся направлять туда тех, кто уже подготовлен. Ведь уединенная жизнь (еще не отшельническая) – совершенно особый случай.

    – На много таких подвижников?

    – У нас есть братья, которые ведут такую жизнь, но я бы не хотел рассказывать, где и как – это дело сокровенное. Они не для того уединялись, чтобы об этом всему миру возвещать, чтобы их посещали паломники, поклонники, духовные чада и так далее.

    Эпоха становления монашества

    – Владыка, как вы в целом оцениваете состояние современного монашества?

    – И Валаамская обитель, и наши скиты, и те братья, которые живут уединенно, как и все русское монашество, находятся в стадии становления.

    Всего 20 лет назад на всю страну было несколько мужских монастырей: в советские годы действовали Троице-Сергиева лавра, Почаевская лавра, Псково-Печерский монастырь и Свято-Успенский монастырь в Одессе. Четыре обители на многомиллионную страну.

    Монашество как массовое явление появилось недавно. 20 лет – исторически срок небольшой, и говорить, что мы находимся даже в стадии роста рано, тем более, что большая часть этих двух десятилетий ушла на создание условий для монашества – восстановление храмов, келейных корпусов, переселение мирян, которые их занимали.

    Например, на нашем острове рядом с монастырем до сих пор еще живут миряне, хотя на Старом Валааме этого не было. Он был полностью монашеским островом.

    – Как решается вопрос с переселением мирян?

    – Сосуществование монастыря и светского поселения мы, конечно, рассматриваем как временное явление и стремимся к тому, чтобы Валаам снова стал северным Афоном. Но в то же время мы должны с любовью, по-христиански относиться к людям, живущим рядом с нами, хотя они могут быть как нашими прихожанами, так и людьми совсем других убеждений.

    Переселение мирян, которое происходит на протяжении всех последних 20 лет, исключительно добровольное. Если люди изъявляют желание переехать на материк, то мы с помощью государства и наших благотворителей предоставляем им благоустроенное жилье в собственность на материке, обычно в Сортавала. Это ближайший город, частью которого в административном отношении является и Валаам. В Сортавала за эти годы построено два 60-квартирных дома. Один был сдан в 2001 году, другой заселился в прошлом, в этом предстоит переселение еще нескольких семей. Всего перебралось 120 семей.

    Так что мирское население острова значительно сократилось по сравнению с 1993 годом, когда я приехал сюда. Тогда на Валааме проживало около 500 человек, сейчас прописано 160, но постоянно проживают 80, остальные приезжают на лето, чтобы поторговать, использовать туристический сезон. Зимой, как правило, туристов не бывает. Надеемся, что через несколько лет Валаам в основном будет заселен монахами. Люди же, которые здесь трудятся на электростанции, в пожарной части, лесхозе, больнице, будут работать вахтовым методом, имея дома и семьи на материке, как это нередко происходит и сейчас.

    – У главного Спасо-Преображенского собора обители стоит бюст Святейшему Патриарху Алексию II…

    – Я думаю, что современное состояние монастыря – гораздо лучший памятник , нашему духовному отцу, чем тот, который мы поставили около собора в дар нашей сыновней любви, уважения к почившему Патриарху. Нынешний Валаам во многом связан с трудами, благословениями и заботами Святейшего во время восстановления его любимой обители.

    – Похоже, Святейший Патриарх Кирилл унаследовал эту любовь: в 2010 году он освятил на Валааме новую, очень красивую часовню в честь Валаамской иконы Божией Матери.

    – Святейший Патриарх Кирилл также очень трепетно, с любовью относится к Валааму, с которым связано много воспоминаний юности Патриарха. Он приезжал сюда с митрополитом Никодимом (Ротовым) и сослужил ему еще в закрытой обители – тот совершал тайную Божественную литургию в храме на Игуменском кладбище.

    И когда Патриарх много лет спустя посетил Валаам, то отметил, что другого такого места в русской Церкви нет – оно совершенно уникальное, особое, поэтому к нему нужно очень бережно относиться, восстанавливать.

    Два путешествия на Афон

    – Владыка, расскажите о том, как вы оказались на Валааме?

    – На Валааме я оказался совершенно неожиданно… В 1992 году с группой паломников мы побывали на Святой Горе Афон, находились там лишь сутки. Впервые с 1914 года мы везли в Россию Благодатный огонь. И вот вместе с группой, участвовавшей в этой миссии, я попал на Святую Гору и был совершенно покорен Афоном – это было как рай земной, действительно сад Божией Матери. Причем, в тот период еще можно было увидеть старый Афон.

    Сейчас там совершаются масштабные восстановительные работы, и слава Богу. Но все-таки что-то теряется. Повсюду обновленные здания, прекрасная отделка, очень хорошие дороги, благоустроенные гостиницы. Но знаете, бывают вещи антикварные, подлинные, настоящие, со своим очарованием, мы понимаем, что им уже много лет, иногда даже веков, и эта вещь несет какой-то дух. Если ее заменить таким же точно изделием, но современной работы, то этот дух теряется. Форма вроде та же, а содержание – иное. И отношение в душе.

    Так вот, я застал тот старый Афон, когда еще был жив и другие отцы. Затем я много раз ездил на Святую Гору, но первая встреча с ней была особенно пронзительной, преображающей, потрясающей в духовном смысле этого слова. Чувствовалась совершенно особая атмосфера молитвы. Хотя, конечно, условия жизни были намного хуже, чем сейчас, и передвигаться по Афону было гораздо сложнее. Но такое впечатление на меня произвела Святая Гора, что я решил сделать все от меня зависящее, чтобы попасть в наш Пантелеймонов монастырь и там подвизаться. Я в то время был экономом в Троице-Сергиевой лавре, но подал прошение, и совершенно неожиданно для меня священноначалие отнеслось к нему благожелательно.

    Видимо, когда оформлялись документы, Святейший каким-то образом узнал обо мне, вызвал, мы побеседовали, познакомились. Судя по всему, его интересовала моя недавняя поездка на Афон. Совершенно неожиданно для меня через несколько месяцев – в конце 1992 года – Святейший Патриарх Алексий меня снова пригласил и сказал: «Вы планировали попасть на Афон, а я хочу вас направить на Афон северный – Валаам». Ну что мне оставалось? Я сразу почувствовал, что это воля Божья, и ответил Святейшему, что я его послушник, как он скажет, так и поступлю. Так, на Крещение Господне 1993 года был подписан указ о моем назначении, и через некоторое время я приехал на Валаам.

    – Как вас встретил Святой остров?

    – Первое впечатление было шокирующим. Я не ожидал, что найду эту древнюю обитель в столь плачевном состоянии. Реставрация, конечно, проводилась, но очень незначительная, причем, ко времени моего прибытия была заморожена и она. Миряне – около 500 человек – жили даже во внутреннем каре монастыря, вперемешку с кельями монахов. Но постепенно, с Божьей помощью удалось многое преодолеть. Самое главное – водворить в обители мир, согласие между братией. А дальше – продолжать реставрацию, восстанавливать святыни.

    – Гроза монахов – это , печаль. Насколько трудно в зимнее время, когда кругом суровая Ладога, снега, безлюдность…

    – Это самое драгоценное и самое прекрасное время на Валааме! И скучно нам не бывает, потому что утешение монаха – это молитва и духовное веселие. Скучно и грустно как раз тогда, когда нас окружают толпы паломников и туристов. Толпы! Это и есть настоящая гроза монахов, и, если говорить серьезно, очень важная проблема. Необходимо каким-либо образом приходить к регулированию числа посетителей – и природа уже не выдерживает стотысячного за 3 месяца натиска, и монахам тяжело.

    Но, к сожалению, правовые механизмы на этот счет пока не созданы – в отличие, например, от Афона. Там четко определено число паломников, которые могут посетить Святую Гору, каждому из них выдается особое письменное благословение. Обители знают, сколько человек приедет, какое количество мест необходимо приготовить в тех небольших гостиницах, которые имеются. А к нам в разгар сезона ежедневно на один день приходят от трех до пяти больших круизных пароходов, на каждом в среднем по 300 человек.

    То есть всего до полутора тысяч туристов посещают Центральную усадьбу монастыря, некоторые скиты. В монастырских гостиницах мы можем разместить до 200 паломников, прибывающих на нашем малом флоте – небольших кораблях.

    – Каковы условия в этих гостиницах?

    – Гостиницы на острове разные. Есть комфортабельные, с удобствами в каждом номере, но таких, к сожалению, немного. Есть помещения достаточно простые. Но и люди к нам приезжают разные – бывают небогатые паломники, готовые в любых условиях остаться, лишь бы только помолиться, посетить наши святыни, побывать в скитах, на островах. Они рады тому, что есть. Мы же порой вынуждены размещать кровати даже в классах школы из-за того, что, к сожалению, нет возможности принять всех желающих. Хотя постепенно условия приема паломников у нас все-таки улучшаются.

    Христианство внешнее и внутреннее

    – Владыка, есть мнение, что современный мир держится молитвами святых угодников, которых на Земле – единицы. Но Господь по их просьбам не раз отодвигал кончину мира. Что вы об этом думаете?

    – К сожалению, аргумент о том, что мир однажды стоял на грани краха и какие-то святые умолили за него, очень часто используют адвентисты. Они регулярно назначают дату конца света, но потом говорят – некие люди упросили Бога, и все отодвигается. По-моему, было бы упрощением так думать. Почему? Конечно же, молитва очень много значит, в особенности святых людей.

    Я думаю, что нашей Церкви во многом помогают молитвы . Молитва живет и действует в нас до сих пор. Такие молитвы не пропадают, так же как и молитва Господа в Гефсиманском саду. Она вечна, и действие ее распространяется на все времена, она, безусловно, влияет на судьбы всего мира. Но, чтобы подобная молитва возникла, нужны подвижники, люди, которые могут так молиться. И вот здесь мы приходим к состоянию современного общества, человечества.

    Мы видим, что зло умножается, грех возрастает, стирается грань между грехом и добродетелью, добром и злом. То, что всегда считалось неприемлемым, непристойным и неприличным, сейчас является нормой и даже восхваляется. Это не может положительно влиять на духовное состояние современного человечества. К сожалению, такие разрушительные, страшные, я бы даже сказал, демонические тенденции усиливаются и увеличиваются. И здесь, конечно, очень много значит то, как Церковь и люди, в нее входящие, противостоят этому злу. Если они поддаются тлетворному влиянию, то, конечно, дела наши плохи. Тогда и происходит апостасия – отступление от веры, от христианского пути. Христианство выхолащивается, становится внешним – то, что мы наблюдаем на Западе.

    Но не надо думать, что это явление к нам не относится и только протестанты или католики подвержены подобным вещам. То же самое может происходить и с нашим обществом, ведь мы – часть мира, и очень многие стремятся к тому, чтобы западные, либеральные ценности были приняты на вооружение в нашей стране. Но это не просто философская дискуссия, это вопрос – жизни и смерти нашего государства, общества и народа. И, повторяю, здесь возрастает роль Церкви – не потому, что она хочет укрепиться в обществе как определенный институт, а оттого, что лишь на основе христианских ценностей возможно возрождение России.