Здесь медленны реки туманны озера. Николай Рубцов







Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель проведения: Познакомить учащихся с фактами биографии поэта Н.И. Рыленкова, проанализировать его стихотворение «Всё в тающей дымке».

Оборудование:

  • ПК с акустическими колонками,
  • мультимедиапроектор,
  • презентация «Всё в тающей дымке»,
  • раздаточный материал (таблица).

Задачи:

Образовательные : Научить анализировать прочитанное:

  • определять тему и идею произведения;
  • выделять композиционные части;
  • видеть средства художественной выразительности в тексте.

Повторить пройденное.

Развивающие: Развить умения и навыки анализа художественного текста, речь учащихся, навыки самостоятельной работы.

Воспитательные : Воспитать любовь к художественной литературе и чтению, воспитать культуру труда.

Методические приемы : чтение наизусть, выразительное чтение, слово учителя, беседа, работа со словом, работа по вопросам, анализ стихотворения, отбор материала с опорой на план, эвристическая беседа.

Структура урока :

1 этап - организационный:

  • приветствие;
  • проверка готовности к уроку;
  • организация внимания.

2 этап - подготовка учащихся к активному, осознанному усвоению знаний:

  • актуализация ранее полученных знаний;
  • постановка учебной цели.

3 этап – обучающий:

  • организация процесса восприятия, осознания и осмысления биографического материала, текста стихотворения;
  • определение настроения;
  • выразительное чтение стихотворения.

4 этап - закрепление и первоначальный контроль изученного материала

  • Сочинение-миниатюра (сравнение стихотворения с очерком К.Г.Паустовского)

5 этап - подведение итогов урока (рефлексия) и постановка домашнего задания.

Ход урока

1. Приветствие учащихся учителем. Проверка готовности к уроку. Организация внимания.

2. Слово учителя:

На предыдущих уроках мы с вами наблюдали за тем, как русские поэты и писатели, очарованные природой, открывают для читателей красоту окружающего мира, богатство переживаний, вызванных этой красотой. Стихи, рисующие картины родной природы, находят особенный отклик в душе каждого человека. Мы работали с текстами стихотворений Пушкина, Тютчева, Майкова; с очерками Паустовского, мудрые слова которого авторы нашего учебника предлагают нам в качестве напутствия: «Чем больше знает человек, тем полнее он воспринимает действительность, тем теснее его окружает поэзия и тем он счастливее. Наоборот, невежество делает человека равнодушным к миру, а равнодушие растёт медленно, но неотвратимо, как раковая опухоль…»

Сегодня мы ещё раз попробуем воспользоваться шансом узнать новое, а значит стать счастливее.

3. Тема урока (слайд 1 ): анализ стихотворения Николая Ивановича Рыленкова «Всё в тающей дымке»

Но сначала мы познакомимся с фактами биографии поэта. (В процессе прослушивания лекции ребята заполняют таблицу. См. приложение ) слайд 2

Николай Иванович Рыленков (1909 – 1969)

Рыленков Николай Иванович - поэт, прозаик.

В повести «Сказка моего детства» Рыленков вспоминает: «Деревня Алексеевка, где крестьянствовали мои родители и где рос я, была одним из самых глухих углов лесного Рославльского уезда... В годы моего детства в ней не насчитывалось и полсотни дворов. Почти у самой ее околицы начинались дремучие леса...» Отец запомнился «идущим с обнаженной головой и с севалкой на груди вдоль нивы, окруженным золотистым сиянием разбрасываемого зерна». С раннего детства Рыленков осваивал «хитрую науку, / Как строить хаты, как сажать деревья, / В какую пору начинать посев». Судьба «упорно приучала / Ходить босым по жесткому жнивью» . К трудностям сельской жизни прибавилось личное горе: в 1916 умер отец Рыленкова, в 1919 - умерла любимая мать. Пять классов начальной школы Рыленков окончил за 4 года и поступил в среднюю школу в с.Тюнино, где участвовал в выпуске школьного рукописного журнала. Отец, деревенский грамотей и книголюб, мечтал сделать сына сельским учителем, и Рыленков поступает в Смоленский педагогический институт. В Смоленске жил трудно, перебиваясь случайными заработками, но продолжал литературное творчество. К стихам тянулся с детства. Рыленков рос в той среде, где фольклор присутствовал в повседневном быту, а в доме Рыленковых звучали стихи великих русских поэтов.

В 1926 девятиклассник Рыленков принес стихи в редакцию газеты «Смоленская деревня», в 1929 начал печататься в местных газетах.

В 1933 окончил факультет языка и литературы педагогического института, работал учителем, затем редактором в книжном издательстве, вел отдел критики в смоленской газете «Рабочий путь». Вспоминал: «Я знал, что в город ухожу, / Но сердце оставляю в поле» - это была не метафора, но жизненная программа: заведует сельскохозяйственными передачами областного радиовещания, затем работает секретарем и председателем сельсовета.

В первые дни Великой Отечественной войны Рыленков ушел добровольцем, хотя не подлежал призыву по состоянию здоровья. Командовал саперным взводом, а по ночам при свете коптилки в землянках продолжал писать стихи. Все более значительным содержанием наполняется тема России: «Солнце жизни моей, Россия, / Укрепи на подвиг меня!» Рыленков стал военным журналистом, листовки с его стихами-призывами сбрасывали с самолетов во вражеском тылу партизанам и жителям временно оккупированных Смоленщины и Белоруссии; автор был награжден медалью «Партизану Великой Отечественной войны».

Рыленков обращается к прозе, осмысливая пройденный народом путь, возникают повести, выстраивается автобиографическая трилогия: «Сказка моего детства», «Мне четырнадцать лет», «Дорога уходит за околицу». Чист и емок язык этой прозы - «русский язык со всеми присущими только ему прелестями, со всеми оттенками - скромности, простоты, застенчивости, ясности, улыбки, душевности» Слайд 4 В прозаических этюдах Рыленкова соединен опыт поэта и крестьянина. «Журавлей путеводная нить» проходит сквозь все творчество поэта, свою последнюю книгу он назвал «Журавлиные трубы».

Народной песней стало написанное в 1948 стихотворение Рыленкова «Ходит по полю девчонка». К песенным стихам Рыленкова обращались многие композиторы.

Рыленков создал собственный стихотворный пересказ «Слова о полку Игореве».

Значительным вкладом в литературу стали книги Рыленкова по истории поэзии - «Традиции и новаторство» (1962), «Душа поэзии» (1969), в которую включены статьи о Пушкине, Крылове, Сурикове, Шевченко, Блоке и многие другие.

Ныне имя Рыленкова носят в Смоленске улица, библиотека, школа. Его строки начертаны у Смоленской крепостной стены на могиле погибших во время Великой Отечественной войны.

4. Проверка таблицы (слайды 5 и 6)

5. Выразительное чтение стихотворения «Всё в тающей дымке».

6. Анализ стихотворения по вопросам (слайд 7):

– О каких особенностях русской природы написал Рыленков?

– С помощью каких эпитетов поэт рисует её своеобразие?

– Что помогло поэту открыть эти особенности? Объясните смысл слов «увидеть» и «всмотреться», «услышать» и «вслушаться».

– Какие ещё приёмы удалось обнаружить?

7. Теперь, когда стихотворение проанализировано, попробуем определить, какое настроение создаётся этим произведением.

8. А теперь обратимся к заданию учебника на странице 19: что сближает стихотворение Рыленкова и очерк Паустовского «Обыкновенная земля»?

9. Подведём итог: что удалось открыть для себя в течение урока?

10. Домашнее задание: стихотворение выучить наизусть.

Николай Рубцов. Нужно всмотреться…


Думаю о вчерашней программе, посвящённой Николаю Рубцову, и из памяти выплыло стихотворение другого поэта.


Все в тающей дымке:
Холмы, перелески.
Здесь краски не ярки
И звуки не резки.
Здесь медленны реки,
Туманны озера,
И все ускользает
От беглого взора.
Здесь мало увидеть,
Здесь нужно всмотреться,
Чтоб ясной любовью
Наполнилось сердце.
Здесь мало услышать,
Здесь вслушаться нужно,
Чтоб в душу созвучья
Нахлынули дружно.
Чтоб вдруг отразили
Прозрачные воды
Всю прелесть застенчивой
Русской природы.


Написал его русский поэт – Николай Рыленков. Написал так, что оно сразу, с первого прочтения надолго остаётся в памяти и в сердце тех, кто знает об этой неброской красоте не понаслышке.
В стихотворении этом, как мне думается, раскрывается секрет рубцовских откровений, в которые нужно вслушиваться, чтобы услышать, которые не терпят суеты и поверхностного взгляда.
Жить и писать во времена площадной поэзии (не путать с бранью) можно.
Но кто услышит твой голос?
Рубцова, как оказалось – услышали. И запомнили. А все почести и привилегии свалились на него, в большинстве своём после жизни, как и повелось в России, да и не только в ней.
Думается, что это ещё и потому что не ради почестей и славы писали настоящие поэты.
Тот, кто хотел достичь вершин Парнаса, достигал их.
Кто-то становился «рупором эпохи» и ходил в любимчиках у власти.
Кто-то выбирал абсолютно иной путь, и тогда власть, выдворяя поэта из страны, невольно обеспечивала ему эти вершины.
Рубцов не был ни среди изгоев, ни среди любимчиков.
Он был собой. Николаем Рубцовым. Поэтом и человеком.
Он был нашим современником – странно сознавать это, тем не менее, это так.
В январе нынешнего года ему бы исполнилось 80 лет.
Его не стало в крещенские морозы. Он был убит в ночь на 19 января, спустя всего две недели после своего тридцатипятилетия.
Вчерашняя программа позволила слушателям ещё и ещё раз вспомнить о нём.
Перевыполнение пятилетних планов и решения партийных съездов, пионерские горны и комсомольские стройотряды, красные знамёна, алые звёзды… всё это горело, стучало, кричало, шагало строем и било в барабаны рядом.
Он же, будто не слышал или не замечал.
А если и пел о звёздах, то только о тех, которые светили над родными просторами.
«Звезда полей», едва ли не самая известное его стихотворение, лишено каких бы то ни было поэтических красивостей. Негромкое, неспешное повествование о родной земле западает в душу, чтобы остаться там навсегда.
Ещё одно стихотворение, открывающее невероятную силу поэтического дара Рубцова – «Горница». Стихотворение, ставшее песней. Я неоднократно слышала его в авторском исполнении. Во вчерашней программе оно прозвучало в исполнении Анатолий Демчуков, уловившего авторские, «рубцовские» интонации, что позволило максимально приблизиться к сути и смыслу текста «Горницы». Горницей или светлицей, на Руси называли светлую горнюю комнату в доме, на верхнем этаже. "Горний", – вышний, небесный. Горница – человеческая душа, – и не иначе. Именно она – душа – светла, потому что близка к Богу. И наоборот.
Рассказ о судьбе поэта, о непростой и трагической судьбе, о светлых, родниковых откровениях – стихах, о первых весенних проталинах и об осенних лесах и полях, о деревенских погостах и звёздах над ними, был трогателен и негромок. Так рассказывают о людях очень близких, родных, о людях, которых любят.
Автору программы «Тихая моя родина…» Вероника Коваль удалось показать основную, главную составляющую души и поэзии Рубцова, безыскусственность, подлинность, его любовь к родной земле, его русскость.
Музыкальные и поэтические отступления позволили слушателям ближе узнать мир, о котором писал Рубцов.
Татьяна Щербакова и Ирина Александровская, Светлана Потапенко-Калугина, Анатолий Демчуков…
Я, к великому моему сожалению, не знаю имен всех участников, но, тем не менее, хочу поблагодарить их всех, а особенно – Веронику Коваль, автора и ведущую литературно-музыкальной композиции «Тихая моя родина…», посвящённой Николаю Рубцову.
Единственное, чего не хватило мне, так это «улетевших тополиных листьев». Но это легко восполнить.
В заключение своего небольшого и негромкого отзыва, подумалось вот о чём.
В России есть несколько музеев Николая Рубцова. В селе Никольском, в здании, где располагалась школа, в которой он учился.
В Вологде – в доме, ставшим его последним земным приютом.
В Емецке – на родине поэта.
Есть много памятных мест с мемориальными досками, памятниками, улицами, есть много мероприятий с конкурсами, фестивалями и премиями…
Но самый главный, нерукотворный музей Николая Рубцова – это русская земля, русская деревня, тихая его родина, певцом которой он был до последнего своего вздоха.

Сегодня для вас стихи поэта и прозаика
Николая Рыленкова

Золотое облако зноя,
Запах трав - медовый, хмельной.
Небо русское расписное
Распахнулось передо мной.
И прошу я, как в дни былые,
В нескудеющем свете дня:
Солнце жизни моей, Россия,
Укрепи на битву меня.

Сугробов блёски слюдяные,
Небес морозных волшебство,

Но как тепло, моя Россия,
Мне от дыханья твоего.

Смолкают ветры за плечами,
Когда в отцовской стороне

Своими вещими очами
Ты прямо в душу смотришь мне.

Глядишь, о счастье не гадая,
Сама судьбу свою творя,

Как ветлы в инее, седая
И молодая, как заря.

Какими тайнами владеешь
Ты, возвышаясь над судьбой,

Что с каждым годом молодеешь
И молодеет всё с тобой.

Но тайн тебе скрывать не надо,
Твои все тайны на виду.

Ведь ты мечту любую рада
Зажечь, как новую звезду.
1958


« »

Сын, возмужавший нежности стыдится,

В своей любви не уверяет мать,

Зато ни в чём пред нею не таится

И всё готов на суд её отдать.

А у меня уже виски седые

Моих раздумий бесконечна нить,

И я хочу без лишних слов, Россия,

Как с матерью, с тобою говорить.

Музыка Марк Фрадкин, слова Николай Рыленков.

Куда не посмотришь - родные
Открытые сердцу края.
Я весь пред тобою, Россия,
Судьба моя, совесть моя.
Не ты ли меня окружили
Простором лугов и поле,
Не ты ли меня подружила
С задумчивой музой моей!
Не ты ль полновесного слова
Открыла мне все закрома…
Я знаю - за это сурово

С меня ты и спросишь сама!
Не раз к твоему придорожью
Приду я от песенных рек,
Чтоб даже нечаянной ложью
Тебя не унизить вовек.
Так спрашивай строже - отвечу
За всё: за подруг и друзей,
За самую краткую встречу
С задумчивой музой моей.
За песни которым впервые
Внимают родные края…
Я весь пред тобою, Россия,
Судьба моя. Совесть моя!

1958


« »

Я помню долг свой пред тобой, Россия,

Я не забуду никогда о нём.

Всего, чего просил и не просил я,

Ты вдоволь мне дала в краю родном.

Не всё как надо видевший сначала,

Теперь благодарю судьбу свою -

За то, что так упорно приучала

Ходить босым по жёсткому жнивью.

Дала постичь, как колются колосья,

Оберегая золотой родник…

Ведь если что-то сделать удалось мне,

Так потому, что я к жнивью привык.

Что кожу впору выдубило лето

И пропитало духом чабреца.

А чем с тобой я расплачусь за это,

Как не строкой правдивой до конца!

Н. И. Рыленков родился 2 (15 февраля) 1909 года в деревне Алексеевка (ныне Рославльский район, Смоленская область) в крестьянской семье. В 1926 окончил школу в Рославле, тогда же опубликованы его первые стихи. Работал сельским учителем. Окончил факультет литературы и языка Смоленского педагогического института (1933), в том же году вышел первый сборник стихов. Участник Великой Отечественной войны 1941-1945. Член ВКП(б) с 1945.Член правления СП РСФСР с 1958 года, секретариата СП РСФСР с 1965 года.Н. И. Рыленков умер 23 июня 1969 года. Похоронен в Смоленске на Братском кладбище.

Творчество

Печатался с 1926. Первая книга стихов - «Мои герои» (1933) . Автор сборников «Берёзовый перелесок» (1940), «Синее вино» (1943), «Книга полей» (1950), «Рябиновый свет» (1962) и др., нескольких поэм.Автор стихотворного пересказа «Слова о полку Игореве» (завершён в 1962, опубликован в 1963 в газете «Литературная Россия», в 1966 вышел отдельной книжкой и затем неоднократно переиздавался).Автор песен, рассказов, очерков, автобиографических и исторических повестей. Издал сборник статей «Традиции и новаторство» (1962).

Награды

Орден Ленина

Орден Трудового Красного Знамени

Медали

Сочинения

Мои герои, 1933

Дыхание, 1938

Зеленый цех, 1949

Стихотворения и поэмы, 1956, то же самое, в 2-х тт., 1959

Корни и листья, 1960

На озере Сапшо. Рассказы, 1966

Книга времени, 1969

Коктебельская элегия // «Звезда», 1976, №6

Стихотворения и поэмы, 1981

Издания[править | править исходный текст]

Избранные произведения. В 2-х тт., 1974

Собрание сочинений. В 3-х тт., 1985

Стихи Николая Рыленкова

***

Все в тающей дымке:

Холмы, перелески.

Здесь краски не ярки

И звуки не резки.

Здесь медленны реки,

Туманны озеры,

И все ускользает

От беглого взора.

Здесь мало увидеть,

Здесь нужно всмотреться,

Чтоб ясной любовью

Наполнилось сердце.

Здесь мало услышать,

Здесь вслушаться нужно,

Чтоб в душу созвучья

Нахлынули дружно.

Чтоб вдруг отразили

Прозрачные воды

Всю прелесть застенчивой

Русской природы.

Дай припасть к руке твоей, Россия

Скрылся день в туманы росяные,

Отпылали облаков края.

Вечная заботница моя.

Дай поцеловать твои мозоли,

Чтоб, как в детстве, сеном я пропах,

Чтоб навек остался привкус соли

На моих запекшихся губах.

Пусть войдёт мне в душу каждый шорох,

Каждый вздох в краю моём родном.

Я всю жизнь учусь в твоих просторах

Жить, как пахарь твой – грядущим днём.

Видел я не раз иные дали,

Но мечтал лишь об одном, любя, -

Чтоб друзья и недруги сказали,

Что характером я весь в тебя.

Мне таить перед тобой не надо,

Где я плакал, где дарил цветы.

Всё, что скрыто от чужого взгляда,

Материнским сердцем чуешь ты.

Освежит виски мои седые

Лишь твоя певучая струя.

Дай припасть к руке твоей, Россия,

Вечная заботница моя!

* * *

Я помню долг свой пред тобой, Россия,

Я не забуду никогда о нём.

Всего, чего просил и не просил я,

Ты вдоволь мне дала в краю родном.

Не всё как надо видевший сначала,

Теперь благодарю судьбу свою -

За то, что так упорно приучала

Ходить босым по жёсткому жнивью.

Дала постичь, как колются колосья,

Оберегая золотой родник…

Ведь если что-то сделать удалось мне,

Так потому, что я к жнивью привык.

Что кожу впору выдубило лето

И пропитало духом чабреца.

А чем с тобой я расплачусь за это,

Как не строкой правдивой до конца!

* * *

Русская земля

От хребтов Кавказа до Урала,

Дальними дорогами пыля,

Ты не раз на бой сынов скликала,

Русская земля!

Прибавляли сил им в дни печали

Полноводных рек твоих струи,

И врагам обиды не прощали

Сыновья твои.

И всегда, цела и невредима,

Сыновей бессмертьем наделя,

Ты вставала из огня и дыма,

Русская земля!

О тебе в столетьях песни громки,

Вся ты как певучая струна!

И наследье предков мы, потомки,

Приняли сполна!

Вот опять ковыль дымится бурый,

Лёгкими кистями шевеля,

Вот опять ты в бой нас шлёшь под бурей,

Русская земля!

Что ж! Иль мы не русские солдаты,

Иль военный клич отцов забыт?

Не простим насильникам проклятым

Мы твоих обид!

Где б не шли, судьбой твоей хранимы,

Смерть за смерть врагам твоим суля, -

Мужеством твоим укреплены мы,

Русская земля.

Мы друзей скликаем поимённо,

Под огнём испытанных солдат,

И над ними русские знамёна

На ветру шумят!

Помяни ж героев, в битвах павших,

Осени знамёнами Кремля

Колыбель отцов и дедов наших,

Русская земля!

Прокляни отныне и навеки

Дрогнувшим перед лицом врага, -

В дни, когда катили пламя реки,

Бросив берега.

И опять цела и невредима,

Сыновей бессмертьем наделяя,

Встанешь ты из пламени и дыма,

Русская земля!

Кутузов в пути

Что значит слава полководца?

Давным-давно он славой сыт,

Но вновь у каждого колодца

Вновь у крутого перевала

Враги справляют торжество…

Не царь, а родина призвала

В годину трудную его!

Чтоб ни случилось, чтоб ни сталось -

Готов он долг исполнить свой…

И вот спешит, забыв про старость,

К полкам в карете почтовой.

Столбы мелькают верстовые,

Поют и плачут бубенцы…

О, кто дорог твоих, Россия,

Найдёт начала и концы!

Кто может вычислить на карте,

Как дух сынов твоих велик?

Ещё увидит Бонапарте

Твой гневный, твой суровый лик!

…Текучим зноем дня нагреты,

Дороги стелются, пыля.

И он глядит в окно кареты

На перелески и поля.

Гремит кареты грузный кузов.

Полям конца и края нет…

«…Спешит Кутузов бить французов!» -

Бородачи кричат вослед.

Деревня, мостик… У колодца

Журавль скрипучий и тугой

А сердце бьётся, сердце бьётся,

Как колокольчик под Лугой.

Клятвопреступникам

Россия! Мы всюду твердим твое имя,

Священны твои седины и морщины,

Торжеств и печалей твоих годовщины

В великой твоей и суровой судьбе.

И, зрелость встречая, по праву мужчины

Мы клятву на верность давали тебе:

На верность твоим перелескам зеленым,

На верность малиновым зорям твоим,

На верность ночам соловьиным, бессонным,

На верность девическим взорам бездонным,

На верность надеждам, что с детства таим.

Пусть клятвопреступник на Русской равнине

Забудет о матери, друге и сыне, -

Их нет у него, ни друзей, ни родных.

Пусть каменным хлеб ему станет отныне,

Не даст утолить ему жажду родник.

Он в страхе падет, услыхав твое имя,

Созвучное с именем женщины той,

Что нас пеленала руками своими,

Что нас напитала сосцами своими,

Что нас согревала своей теплотой.

Левитан

1

Мы возмужаем и верней оценим

Простые краски, точные слова.

Вот снова светит в золоте осенним

Чуть тронутая солнцем синева.

И если ты художник, если зорок

Твой меткий глаз и обострён твой слух, -

Туманной тропкой выйди на пригорок,

Прислушайся и оглянись вокруг.

Перед тобой, как страницы босые,

Воспоминанья летние тая,

Бредут берёзы в дальние края,

А ветер тени путает косые,

Шумят грачи. Так вот она, Россия,

2

Смерть не страшна. Безделье хуже смерти.

С тоской не разлучается оно.

Раскинуто окно. И на мольберте

Укреплено тугое полотно.

Прозрачен день. Вглядись и кисти вытри.

Ты мастер. Будь расчётлив, строг и прост.

Есть тишина, есть краски на палитре,

Чтоб звон листвы перенести на холст.

Повесить паутинки золотые,

Пустить тропинки по полю витые,

Колючей щёткой выровнять жнивьё

И, оглянув пустынное жильё,

Забыть про всё. Перед тобой, Россия

Твоя любовь, бессмертие твоё.

3

Где б ни был ты – душа природы русской

Была с тобой. Ты позабыть не мог

Ни пруд забытый с мельницей-раструской,

Ни ветхий дворик, ни туманный стог.

Преодолев житейские тревоги,

Ты видел: сыновья моей земли

По каторжной Владимирской дороге

В распахнутое будущее шли.

Над их судьбой задумавшись впервые,

Ты вспомнил все тропинки полевые

И отсвет зорь на берегу ручья.

Ты понял: сны и чаянья людские

Такой же явью сделает Россия,

Твоя любовь, бессонница твоя.

* * *

Куда не посмотришь – родные

Открытые сердцу края.

Я весь пред тобою, Россия,

Судьба моя, совесть моя.

Не ты ли меня окружили

Простором лугов и поле,

Не ты ли меня подружила

С задумчивой музой моей!

Не ты ль полновесного слова

Открыла мне все закрома…

Я знаю – за это сурово

С меня ты и спросишь сама!

Не раз к твоему придорожью

Приду я от песенных рек,

Чтоб даже нечаянной ложью

Тебя не унизить вовек.

Так спрашивай строже – отвечу

За всё: за подруг и друзей,

За самую краткую встречу

С задумчивой музой моей.

За песни которым впервые

Внимают родные края…

Я весь пред тобою, Россия,

Судьба моя. Совесть моя!

* * *

Сын, возмужавший нежности стыдится,

В своей любви не уверяет мать,

Зато ни в чём пред нею не таится

И всё готов на суд её отдать.

А у меня уже виски седые

Моих раздумий бесконечна нить,

И я хочу без лишних слов, Россия,

Как с матерью, с тобою говорить.

* * *

Сугробов блёски слюдяные,

Небес морозных волшебство,

Но как тепло, моя Россия,

Мне от дыханья твоего.

Смолкают ветры за плечами,

Когда в отцовской стороне

Своими вещими очами

Ты прямо в душу смотришь мне.

Глядишь, о счастье не гадая,

Сама судьбу свою творя,

Как ветлы в инее, седая

И молодая, как заря.

Какими тайнами владеешь

Ты, возвышаясь над судьбой,

Что с каждым годом молодеешь

И молодеет всё с тобой.

Но тайн тебе скрывать не надо,

Твои все тайны на виду.

Ведь ты мечту любую рада

Зажечь, как новую звезду.

* * *

Ветер боя кусты завертит,

Вспыхнет яростный столб огня,

И, как жаркое жало смерти,

Вражья пуля кольнёт меня.

Побелеют губы сухие,

Но, глаза устремив в зарю,

Трижды имя твоё, Россия.

Как молитву, я повторю.

И тогда, – я знаю заранее, -

Ты откроешь мне все пути,

Чтобы мог я, забыв о ране,

Через поле смерти пройти.

* * *

Золотое облако зноя,

Запах трав – медовый, хмельной.

Небо русское расписное

Распахнулось передо мной.

И прошу я, как в дни былые,

В нескудеющем свете дня:

Солнце жизни моей, Россия,

Укрепи на битву меня.