Последний шмель изобразительные средства. Анализ стихотворения И.А

Художественное восприятие природы И. А. Бунин очень тонко проявил именно в своей поэзии, с чего, в принципе, он и начал свой творческий путь. Здесь он показал характерные особенности своего поэтического и литературного таланта. В его лирических произведениях существуют нежные и тонкие ноты гармонии и оптимизма, где свободно воспринимаются законы жизни человеческой природы. Бунин абсолютно не сомневается в том, что только в слиянии с природой можно прочувствовать прочные нити соприкосновения с жизнью и прийти к пониманию замысла Божьего. Стих Бунина «Последний шмель» - наглядный пример этого. Его название сразу настраивает на волну легкой печали и тоски, увядания и конца, которые по планомерному ходу сюжета стихотворения получают плавное и певучее развитие.

Бунин: анализ стихотворения «Последний шмель»

Это стихотворение состоит из трех строф, в каждой из которых заключена отдельная композиционная часть. Первую можно считать введением, она сразу дает понять ход размышлений героя и определяет его сложное психологическое состояние.

Вместе со своим героем чувствует эти увядающие краски души и Бунин. Анализ стихотворения «Последний шмель» говорит о том, что шмель становится помощником и проводником меланхоличного состояние героя. Насекомое стало неким символом ухода, тоски и смерти. Отчего же такая грусть и скорбь? Эта тайна откроется немного позже, уже в самом конце произведения. А пока идет призыв к мнимому собеседнику радоваться и наслаждаться великолепными безмятежными и жаркими, но последними, летними деньками. И, в итоге, поймав все эти радужные моменты, ему придется заснуть навсегда. Как быстро время пролетит для этого насекомого, так и жизнь человека - один миг, и он уже будет как тот шмель усыплен природой.

Второе четверостишие наполнено яркими жизненными тонами и красками, однако они резко контрастируют с темой быстрого увядания, отчего страшно и одиноко становится человеческой душе и тем более тягостно от мысли о неожиданной и неминуемой смерти.

Неизбежная грусть

И вот, наконец, третья строфа все ставит на свои места, а, точнее, доводит тему до ее логического завершения. Откуда эта грусть и печаль? Оттого что к человеку рано или поздно приходит понимание того, что жизнь быстротечна, и поэтому его начинают одолевать мысли о бренности и мимолетности ее. Ведь совсем скоро летнее тепло и радость сменит пронзительный и холодный ветер осени, и шмель, как неотъемлемая частица радостного и счастливого времени, будет умерщвлен безжалостными силами суровых законов природы.

Здесь сам себя превосходит Бунин. Анализ стихотворения «Последний шмель» говорит, что автору как бы жаль своего лирического героя. Шмель скоро исчезнет, и от глубокого понимания этого наступает сильная боль и сожаление. Вот так и жизнь, не успев начаться, иногда в самом расцвете может исчезнуть, так как смерть придет в самый неожиданный момент.

Метафоричный образ шмеля

Иван Бунин «Последний шмель» создал на основе метафорической художественной выразительности. Без притягательного образа шмеля было бы не так красиво и душевно, он для автора немой собеседник, которому писатель задает риторические вопросы.

Очень точно использованы фонетические средства выразительности - с помощью свистящих и шипящих звуков писатель передает поведение шмеля - «заунывный гул», а также осенний «ветер угрюмый».

Этот стих очень пронзительный и настораживающий, наводит на философские мысли. На это, скорее всего, и рассчитывал Бунин. Анализ стихотворения «Последний Шмель» говорит о том, что оно было создано по образцу философской лирики, где затрагиваются извечные вопросы быстротечности жизни и неизбежности смерти, а в период юности нужно успеть насладиться каждым моментом земного бытия.

«Последний шмель Бунин». История создания

Писать стихи Бунин начал с семи лет. Когда писатель создавал на тот момент ему было 46 лет, он уже знал о чем рассказать своему читателю, тем более он был настоящим мастером красивого слога. Тут надо отметить очень важное: Бунин дважды награждался литературной Пушкинской премией (в 1903 и 1909 году), и он был почетным членом Академии наук Санкт-Петербурга по классу изящной словесности. И, главное, Бунин в 1933 году стал лауреатом Нобелевской премии.

Невероятно, но стих Бунина «Последний шмель» был написан 26 июня 1916 года. Это буквально за год до Октябрьской революции, он как бы предчувствовал, но не подозревал, что уже очень в скором времени Россия практически погибнет для Бунина именно в том виде, в котором он ее страстно любил, и окажется в хаосе разрушений, безбожества и братоубийственной войны. Наверное, поэтому на уровне подсознания он находился в подавленном и депрессивном состоянии. Уже тогда он перестал питать иллюзии насчет безоблачного будущего.

Черный бархатный шмель, золотое оплечье,
Заунывно гудящий певучей струной,
Ты зачем залетаешь в жилье человечье
И как будто тоскуешь со мной?

За окном свет и зной, подоконники ярки,
Безмятежны и жарки последние дни,
Полетай, погуди – и в засохшей татарке,
На подушечке красной, усни.

Не дано тебе знать человеческой думы,
Что давно опустели поля,

Золотого сухого шмеля!

Цели:

  • развивать навык чтения лирических произведений, умение видеть, как автор передает свое настроение, свои мысли с помощью формальных элементов;
  • стимулировать самостоятельное мышление учащихся.

Ход урока

I. Чтение стихотворения учителем.

II. Беседа.

1. Какое настроение вызывает стихотворение? Найдите то, что создает настроение грусти.

Дети называют слова, замечают, что эпитет “последний” упоминается дважды.

2. Познакомимся с героями стихотворения: шмель и лирический герой .

Каким мы видим шмеля?

Черный – бархатный. Работаем с каждым эпитетом, подбирая к ним ассоциации.

? Есть ли разница в словосочетаниях: “черный шмель” и “черный бархатный шмель”? Дети говорят, что эпитет “бархатный” выделяет шмеля, делает его особенным, важным.

? Какие ещё эпитеты, относящиеся к шмелю, встретятся нам в стихотворении? (красная подушечка, золотой, сухой ). Получился следующий ряд слов:

черный бархатный, золотое оплечье – на подушечке красной – золотой сухой.

? Почему шмель стал золотым в конце стихотворения? Куда исчез черный цвет? Поставим знак вопроса: над этим следует подумать, к этому необходимо вернуться.

? Что еще мы узнаем о шмеле? Он “заунывно гудящий певучей струной”. Задумаемся над строкой. Сразу было замечено несоответствие между сочетанием “певучей струны” и “заунывно гудящий”. Певучий – плавный, напевный, приятный. Струна тоже связана с пением. Может шмель петь радостно или грустно, весело или заунывно? Умеет ли он передавать свои эмоции “в песнях”? Тогда почему лирический герой слышит “заунывное” пение? Герою тоскливо, поэтому и жужжание шмеля кажется заунывным.

? Можем ли мы услышать появление шмеля в стихотворении? Какие звуки помогут нам?

? Что мы еще не сказали о шмеле? Еще он залетает в “жилье человечье” и словно тоскует вместе с лирическим героем. Таня Б. делает замечание, что человек как бы “отвергает” шмеля. И остальные подключаются: человек в помещении, он отгорожен окнами от сада, где живет шмель. Дальше мы узнаем, что скоро шмель “уснет”, значит умрет, потому что наступили последние осенние дни.

? Осень щедра на краски. Что об осенних днях сообщает нам поэт? “За окном свет и зной”, “ярки”, “безмятежны”, “жарки”. Мы увидели красочную осень? С чем связаны выписанные слова? Они больше говорят о тепле.

? Запишите глаголы и глагольные формы первой и второй строф: залетаешь, тоскуешь, гудящий; полетай, погуди, усни. Какие наблюдения мы можем сделать? (1 строфа – глаголы настоящего времени, 2-ая – повелительное наклонение). Почему во второй строфе исчезают глаголы настоящего времени? Что дает приставка по- ? Кому принадлежат слова “полетай, погуди”? В 1-ой строфе - реальность, во 2-ой – думы лирического урока, в 3-ей тоже).

Что мы знаем о лирическом герое стихотворения?

Заунывно, тоскуешь (со мной);

Последние дни, засохшая татарка, усни;

Опустели поля, в бурьян сдует ветер угрюмый … шмеля.

? Чем вызвана тоска героя? Наступит осень, “уснет” шмель, ветер сдует его в бурьян (сорные растения на задворках). Значит, человек тоскует из-за ожидаемой смерти шмеля? Нет, за образом шмеля – его судьба, он думает о своей смерти.

? Шмель залетел к человеку, когда тот уже грустил, уже тосковал. Значит какая-то мысль, дума мучила его и до встречи со шмелем. О чем эта дума? В стихотворении о ней поэт говорит просто:

Что давно опустели поля,
Что уж скоро в бурьян сдует ветер угрюмый
Золотого сухого шмеля.

? Что скрывается за этим? Обратимся к первой строчке последней строфы: “Не дано тебе знать человеческой думы…”. Можем ли мы сказать, что лирический герой переживает из-за собственной смерти? “Человеческая дума” - дума, которая занимает многих, не только лирического героя. Лирический герой думает о смерти всего живого. Судьба шмеля – судьба всякого живого существа.

Вспомним строки, описывающие будущую смерть шмеля: “на подушечке красной”. Даже тот, кто умер на царском ложе, будет снесен равнодушным ветром. Смерть неизбежна. Эта мысль тяготила человека в самом начале, поэтому и пение шмеля кажется ему заунывным. В последней строфе сообщается о скорой смерти шмеля. Прочитаем эту строку: “Что уж скоро в бурьян сдует ветер угрюмый…”. Как изображает поэт смерть? Бурьян – сорные растения на задворках. Ветер - “угрюмый”. С помощью метафоры говорится о смерти. Смерть безжалостна. Даже красивого, величественного шмеля она сбросит в бурьян. Интересно замечание Вероники: в первой строчке мы видим антитезу - “черный” - символ смерти, а “золотой” ассоциируется с солнцем, светом, с жизнью.

3. Каким стихотворным размером написано стихотворение?

Анапест четырехстопный.

Он помогает проникнуть во внутренний мир героя, придает характер беседы.

Рифмы: перекрёстные, чередование мужских и женских, точных и неточных. Точные рифмы сохраняют размеренный ритм, неточные помогают передать эмоциональность. Неточные рифмы подчеркивают, что мысль о смерти очень волнует героя. Чередование мужских и женских – переплетение еще стоящих теплых последних дней и мысли о предстоящем холоде. Обратим внимание на рифму “ярки – жарки” во 2-ой строфе. Чем она необычна? (внутренняя). Несет ли эта рифма смысловую нагрузку?

4. Из скольких предложений состоит каждая строфа?

1-я – одно простое, осложненное;

2-я – сложное предложение;

3-я – сложное. Повторяется союз “что”, делая акцент на том, что должно случиться.

Сложные предложения подчеркивают серьезность размышлений лирического героя.

Что вы думаете по поводу тире, находящегося во второй строфе? Оно словно разделяет жизнь и смерть. “Полетай, погуди – и в засохшей татарке, На подушечке красной, усни”.

Дети сами заметили, что каждая строфа имеет “свой” знак препинания: 1-ая - ?, 2-ая – точка, 3-я - !.

Есть у вас какие-то замечания, связанные с последним наблюдением?

В первой строфе предложение вопросительное, но не только лирический герой спрашивает шмеля; мы задаемся вопросом: о чем тоскует герой?

Во второй строфе лирический герой раскрывает причину тоски, рассказывает о происходящем. Предложение повествовательное.

Третья строфа заканчивается восклицательным знаком. По цели высказывания предложение повествовательное. По эмоциональной окраске оно не похоже на восклицательное. Почему?

5. Вернемся к вопросу о золотом шмеле. Кто видит его золотым? Почему в памяти лирического героя он останется золотым?

III. Задание: письменный ответ на вопрос “Чем интересно стихотворение Ивана Алексеевича Бунина “Последний шмель”?”.

В стихотворении "Последний шмель" Бунин размышляет о теме смерти и одиночества, которые во многом перекликаются. Осень у автора вызывает грусть и тоску. Природа начинает терять свою полноту красок, вскоре холода, и ветер унесет остатки всего летнего настроения, а вслед за ним придет и одиночество, трагизм всего человеческого бытия. Само название поэтического текста говорит нам о уходящем лете. Шмель, олицетворяющий собой смерть, как один из символов лета, вместе с осенью и холодным ветром, будет уничтожен суровыми силами природы.

Иван Алексеевич использует такие изобразительно-выразительные средства выражения как эпитет: слово “бархатный” выделяет шмеля, делает его особенным, важным; и метафора - "золотое оплечье".

Можно с уверенностью сказать, что, изучая стихотворение, мы как будто смотрим на картину, нарисованную яркими красками. В этом мы можем убедиться, обратив внимание на конструкцию поэтического текста и его многочисленные изобразительные средства. Несмотря на то, что все строфы стихотворения объединены одной темой и образным рядом, в нём можно выделить три части: первая знакомит нас с окружением человека; вторая - с темой смерти; а третья - описывает превосходство человека над шмелём, и происходит окончательное разделение двух противоправных по содержанию миров. По стихотворному размеру текст является анапестом, а ритмическая организация, также как и аллегории, метафоры и эпитеты, помогает прочувствовать богатый внутренний мир автора во всех красках.

Присуствие лирического героя чувствуется еще в первой строфе: там мы начинаем чувствовать психологическое состояние героя, намечаем ход его размышлений, появляется неясное предчувствие тревоги. Вскоре мы видим, что так называемый лирический герой тоскует. Причины грусти поэтического героя кроются в шмеле, который воспринимается в данном контексте как некий символ траура, смерти. Печальные размышления о скороспелости жизни и ее мимолетности навивают на читателя чувство тревоги.

Во второй строфе набирает силу едва уловимая антитеза, она проявляется в противопоставлении шмеля и человека. "За окном свет и зной” - лирический герой, в отличие от шмеля, осознает, что эти блаженные, безмятежные, светлые дни - последние перед смертью. В стихотворении противопоставлены два мира: жизни и смерти.

Стройность композиции стихотворения подчеркивается ее размером - она состоит их трех строф: две первые носят в себе повествовательный характер, а последняя строфа - итог чувств и раздумий лирического героя. Несмотря на пессимизм последних строк, стихотворение не оставляет впечатление безысходности, так как то, что жизнь настолько коротка, должно подтолкнуть нас, по мысли автора, более любить нашу земную жизнь, наслаждаться каждым ее мгновением.

Стихотворение «Последний шмель» появилось из-под пера И. Бунина в 1916 году. На тот момент ему было 46 лет. В таком зрелом возрасте невольно появляются мысли о том, что жизнь постепенно начинает клониться к закату, а ее большая часть прожита. Писатели отображают подобные раздумья на бумаге, не исключение и анализируемое стихотворение. Следует также отметить, что произведение было создано накануне мятежных событий. Кажется, автор предсказал их и в таком смятенном состоянии написал строки «Последнего шмеля».

В стихотворении можно выделить две темы: узкую – рассказ о шмеле, обращение к насекомому и широкую – раздумья о наступающей осени. Автор показывает, что нужно наслаждаться каждым днем, ведь последний час приближается неумолимо.

В произведении два ключевых образа – лирическое «Я» и шмель. Насекомое мы видим глазами лирического героя. Уже первых строках подано короткое обращение к шмелю, которое в то же время является и его описанием. Герой замечает, что «бархатный» гость гудит заунывно. Заканчивается первое четверостишье риторическим вопросом, который помогает проявить настроение лирического «Я».

Вторая строфа – описание погоды за окном. Герой замечает яркий свет, зной, любуется безмятежными деньками. Он отправляет насекомое полететь и погудеть на просторах и там же уснуть уютно устроившись в татарке. Этими строками И. Бунин намекает, что нужно ценить простые радости.

В последнем четверостишии произведения «Последний шмель» лирический герой не скрывает того, что завидует шмелю, ведь тот не знает «человеческой думы». Насекомое не угнетают мысли о смерти, о том, что все вокруг увядает. Не знает он и того, что вскоре и сам умрет. Эти строки показывают, что сам лирический герой очень обеспокоен этими мыслями. Нельзя оставить без внимания то, что на протяжении всего стихотворения лирический герой обращается к шмелю на «ты». Таким образом, автор ненавязчиво реализует идею единения человека и природы.

Анализируемое стихотворение условно делится на две смысловые части: описание шмеля и призыв полетать на природе, рассуждения о человеческих думах. Формальная организация не соответствует смысловой. Произведение состоит из трех катренов с перекрестной рифмовкой. Написаны строки анапестом. Этот стихотворный размер подчеркивает унылое настроение лирического «Я» и усиливает философское звучание.

Тема и идея произведения «Последний шмель» реализуются при помощи художественных средств. Также тропы являются инструментом для описания шмеля и создания пейзажных зарисовок. В тексте очень много эпитетов: «черный бархатный шмель», «подоконники ярки» «безмятежны и жарки … дни», «золотой сухой шмель». Есть также сравнение «заунывно гудящий певучей струной» и метафора «на подушечке красной, усни».

В стихотворение И. Бунина «Последний шмель» гармонично сплетаются пейзажные и философские мотивы, что позволяет автору оригинально раскрыть вечную тему жизни и смерти.

Поэзия Бунина возникла и развивалась под благотворным воздействием крупнейших поэтов XIX века – от Пушкина до А. Толстого. Но, пожалуй, сильнее всех на него влияла философская лирика Ф.И.Тютчева. Только Бунин по-своему воспринимал эту философию: мотив дисгармонии любви и смерти сменялся стремлением осознать гармонию мира, мотив бренности бытия – утверждением вечности и нетленности природы.
В то же время Бунин заявляет о себе как о художнике с оригинальными взглядами. В стихотворении «Последний шмель» поэт описывает «безмятежные и жаркие последние дни». Шмель – главный образ этого лирического произведения. В первом четверостишии поэт дает описание этого «персонажа»:

Черный бархатный шмель, золотое оплечье,
Заунывно гудящей певучей струной...

Здесь же поэт использует прием параллелизма, сопоставляя шмеля с человеком. Бунин задается вопросом: "Ты зачем залетаешь в жилье человечье?"
Далее поэт снова использует прием противопоставления:

За окном свет и зной, подоконники яркие,
Безмятежны и жарки последние дни,
Полетай, погуди–и в засохшей татарке,
На подушке красной, усни.

Поэт обращается к традиционной для своего творчества теме сна, которая тесно переплетается с проблемой смерти, осмысления жизненного пути. Слово «последний» в названии стихотворения подчеркивает заинтересованность поэта этой темой. Здесь, как и в большинстве других произведений Бунина, мотивы сна, смерти перекликаются с мотивом одиночества человека. При этом одиночество понимается им как чувство вселенского масштаба, как неприкаянность и трагизм всего человеческого существования в целом. Наиболее остро эта тема выражается в последнем четверостишии:

Не дано тебе знать человеческой думы,
Что давно опустели поля,
Что уж скоро в бурьян сдует ветер угрюмый
Золотого сухого шмеля.

Здесь поэт рисует картину межсезонья, когда на смену последним знойным денькам придут дни ветров и дождей. Именно в такие моменты, когда природа постепенно теряет яркие краски и готовится к осени, человек начинает острее чувствовать душевную пустоту и одиночество. Осень, которая была привлекательна для Пушкина, у Бунина вызывала грусть, так как «давно опустели поля» и скоро природа потеряет свою прелесть. Начнутся холода, и «ветер угрюмый» унесет остатки приподнятого летнего настроения.
Тоска, порой беспричинная, столь присущая поэтам, заставляет Бунина вкладывать свое «я» в шмеля, которому грозит забвение. Но, скорее всего, это предчувствие перемен, которые затронут его родину - Россию. Это предчувствие вынужденной эмиграции, с которой он никогда не сможет свыкнуться.
Композиционно каждое четверостишие можно разделить на две части: в одной из них говорится о природе, в другой – о человеческой жизни. Здесь Бунин использовал прием сопоставления. Также стихотворение построено на основе олицетворения, когда под шмелем понимается человек. Композиция отличается стройностью, подчинением выражения определенной мысли.
Ритмическое движение стиха отличается мелодичностью, близкой к лирической песне, чему способствует традиционный стихотворный размер (ямб). Лексический рисунок небогат красками, хотя автор использует цветовую живопись («черный», «золотой», «красный»).
Прочитав стихотворение, начинаешь невольно задумываться о том, что все в мире постоянно находится в движении: за летом приходит осень, угрюмый ветер уносит «сухого шмеля», поля пустеют… Иными словами, «ничто не вечно под луной». С другой стороны, на постоянных изменениях построена наша жизнь. Поля пустеют для того, чтобы весной на них снова росла трава, тяжелые думы рано или поздно уступают место хорошему настроению. Даже одиночество не может длиться долго, ведь это противоестественно человеческой природе. Смерть неизбежна – можно прийти к такому выводу, прочитав бунинское произведение. Но если прожить жизнь в постоянном движении, полете, как красивый бархатный шмель, то, когда подует угрюмый ветер, будет совсем не страшно. Наоборот, будет интересно: куда же тебя принесет воздушный поток?