Пьеро делла Франческа. (Раннее Возрождение)

Свой уникальный проект «Выставка одного шедевра» Музей изобразительных искусств имени А.С.Пушкина продолжил показом сразу четырёх шедевров эпохи Раннего Возрождения на одну тему: "Образ Мадонны". Мадонна с Младенцем — центральный сюжет западноевропейской живописной традиции, как и Богоматерь в древнерусской иконописи. Поэтому и решили именно под Рождество привезти в Россию из Италии произведения художников XV века, которых не встретишь ни в одном отечественном собрании. Исполненные первоклассными художниками своего времени для частных заказчиков, все четыре появились в один период, с разницей максимум в два десятка лет, с 1470 по 1490 год. Четыре Мадонны размещены одна против другой, вместе образуя крест.

Эпоха Возрождения создала новый изобразительный язык, обусловленный новым мировоззрением, и место иконы в западной культуре заняла религиозная картина, но, тем не менее, противопоставление Запада и Востока, Ренессанса и Средневековья не носит столь категорического характера. Именно поэтому для выставки были выбраны богородичные образы, написанные разными итальянскими художниками во второй половине XV века. Связи ренессансной и византийской культур в XV веке были очень тесными, что объясняется различными обстоятельствами, в том числе, и деятельностью итальянских гуманистов, открывавших для себя наследие античной Греции; и падением Константинополя в 1453 году, после которого в Италию хлынул поток беженцев, среди которых были представители культурной элиты, которые везли с собой иконы, произведения декоративно-прикладного искусства и целые библиотеки. Представленные на выставке произведения позволяют увидеть, как новый изобразительный язык Ренессанса преображал традиционную иконографию и как постепенно происходил процесс «очеловечивания» священных образов, при этом в полной мере сохраняя разработанную восточной традицией символику.

У картины «Мадонна с благословляющим младенцем и двумя ангелами» Пьеро делла Франческо есть второе название - «Мадонна Сенигалья», которое появилось в 1822 году, когда ее обнаружили в маленькой церкви близ города Сенигалья и перевезли в Урбино. Из четырех художников на выставке Пьеро делла Франческа был наиболее подкованным в вопросах теории — он читал Евклида и Фибоначчи, написал три трактата по математике в сфере коммерции и искусства, общался с юристами и секретарями папского двора. Подробной документации об этой работе не сохранилось, но считается, что герцог Федериго де Монтефельтро, портрет которого кисти Пьеро дела Франческо есть во всех учебниках по искусству итальянского Возрождения, заказал Мадонну в подарок дочери по случаю ее свадьбы c Джованни делла Ровере, племянником папы Юлия II, заказчика росписи потолка Сикстинской капеллы.



«Мадонна с благословляющим младенцем и двумя ангелами» («Мадонна Сенигалья») Пьеро делла Франческо, дерево (орех), темпера, масло, 1491 г Национальная галерея области Марке, Урбино.

Несмотря на многочисленные исследования, до сих пор нет объективных данных, позволяющих окончательно ответить на вопросы о том, какие смыслы в скрыты в картине и каковы обстоятельства ее создания. Мастер изображает Богоматерь с Младенцем, следуя византийскому иконографическому типу Одигитрия, то есть Путеводительница: Мадонна - заступница людей перед Господом - указывает рукой на Младенца, как на Спасение. Художник изображает Мадонну с младенцем Христом и двумя ангелами в интерьере, написанном согласно законам прямой перспективы. Удивительным образом художником передана игра света и тени: в ярком луче света можно даже разглядеть висящую в воздухе пыль.

Фигуры скульптурные, объемные, художник необыкновенно точно передает с помощью красок фактуру различных материалов, так, что словно осязаешь их взглядом. Строгость персонажей картины напоминает христианские мозаики или византийские иконы. Взаимодействия между фигурами почти нет: Мадонна отрешенно смотрит словно внутрь себя, а младенец Христос смотрит вдаль, рука его поднята в благословении.


Младенец держит в руках «розу без шипов», цветок, связанный с Девой Марией, которую изображают в итальянской живописи, как Santa Maria della Rosa. Жемчужина (нитка жемчуга) означает спасение, Христа-Спасителя. Веточка коралла на шее Младенца Христа означает защиту от злых сил. Плетеная корзина напоминает о пасхальной корзине, о Пасхе, что тоже является символом Христа. Одеяние Младенца похоже на одеяние античных философов. Цвета одеяний ангелов соответствуют чину - серафим и херувим. Мерцание на темно-синем плаще Богоматери — результат времени, а не замысла художника. За пять с лишним веков красочный слой претерпел изменения, которые дали такой необычный эффект.

Для венецианца Джованни Беллини характерно поэтическое осмысление сюжета. На большинстве его картин Мадонна не смотрит на Иисуса, ее взгляд обращен в будущее. Композиция «Мадонны с херувимами» из знаменитой венецианской Галереи Академии построена иначе - это диалог Матери и Младенца. Считается, что это поздняя работа автора - около 1490 года. Мотив с херувимами он вполне мог заимствовать у своего отца Якопо - в произведениях того он также встречается.


«Мадонна с младенцем» («Мадонна с красными херувимами») Джованни Беллини, дерево, темпера, ок.1490 Галерея Академии в Венеции.

Венецианский художник, написавший множество подобных Мадонн, как никакой другой художник умел передать чувства матери и ребенка. Несмотря на наличие херувимов, на символы, связанные с Мадонной и изображенные в пейзаже, эта картина, в первую очередь, о материнской любви, и ее богословское содержание отходит на второй план. Мадонна и младенец полностью сосредоточены друг на друге: Мадонна нежно прижимает к себе сына, а тот с приоткрытым ротиком внимательно глядит на мать. Перед зрителями разворачивается неуловимый, безмолвный диалог, и как тут не вспомнить слова Павла Муратова о Беллини: «Никто другой не умеет так, как он, соединить все помыслы зрителя на какой-то неопределенной сосредоточенности, приводить его к самозабвенному и беспредметному созерцанию».

Феррарский художник Козимо Тура вместе с Франческо дель Коссой и Эрколе де Роберти был членом загадочного сообщества художников на службе семьи д`Эсте. За феррарцами давно закрепилась репутация мистиков и интеллектуалов, строивших свои работы на сложных аллегориях, которые сочинялись придворными учеными. Двор был просвещенным, здесь возникла собственная типография. Правители меценатствовали и периодически ссорились с папским престолом. К тому же, придворные художники работали бок о бок с мастерами декоративного искусства. Сам Тура нередко подражал технике эмали, уподобляя свои небольшие картины изысканным драгоценностям - подобный подход при создании богородичных образов был вполне уместным, поскольку на христианском Востоке иконы богато украшались.


«Мадонна со спящим младенцем» («Мадонна Зодиака») Козимо Тура, дерево, темпера, около 1470 Галерея Академии в Венеции

Картина помещена в своеобразный табернакль и, по мнению специалистов, предназначалась изначально для частного заказчика, а не для церкви. Другое название этой работы - «Мадонна Зодиака». Слева от Мадонны действительно просматриваются - хотя и с трудом - изображения нескольких знаков зодиака (справа подобные же изображения не сохранились). Тема астрологии была популярна в то время при утонченном феррарском дворе графов (в дальнейшем герцогов) д’Эсте. Стремление примирить христианскую веру и астрологию, увидев в расположении звезд отражение Божьего замысла, оправдывала совместное присутствие и взаимное наложение христианских и языческих символов.

Но и без зодиака картина просто перенасыщена символами. Виноградные грозди и щегол символизируют Страсти Христовы. (В народной католической традиции щегол поранился о шипы тернового венца на голове Христа - от выступившей крови и возник красный цвет его грудки.)

На картине Мадонна пробуждает Младенца ото сна (сцена, не слишком частая в иконографии). Этот сюжет связан с темой Воскресения, судьбой Христа, умершего ради спасения людей. У младенца нимб сделан из плотного материала, но по цвету и фактуре больше напоминает картон.

Карло Кривелли, уроженец Венеции, покинул родину, выбрав менее влиятельную Анкону. Тем не менее, художник всегда подчеркивал свое отношение к Венеции, оставляя на картинах подпись «OPUS CAROLI CRIVELLI VENETI», «Карло Кривели, венецианец». В документах сохранилась запись о пребывании художника в Далмации в 1457 году, где его обвинили в похищении жены некоего моряка. За десять лет до своей смерти (в 1495 году) он привлек к себе общественное внимание еще раз, приняв участие в общественных беспорядках, а позже, в 1490 году, был удостоен звания рыцаря. Позднее, подписывая свои работы, он не забывал указывать свой титул, напоминая об оказанной ему чести. Его бурная жизнь полностью противоречит тому состоянию внутреннего покоя, которым пронизаны его творения. Предположительно, Кривелли учился у Скварчоне и Мантеньи. От последнего Кривелли перенял страстный интерес к античной архитектуре и успешно расширял свои знания в этой области. Смешение византийско-венецианских традиций с неоготической манерой придает его картинам блеск и богатство. Манера живописи с подробной детализацией, несмотря на небольшие размеры, позволяет предположить знакомство автора с произведениями нидерландской школы


«Мадонна с младенцем» Карло Кривелли, дерево, темпера, 1480-1486 Городская пинакотека «Франческо Подести» в Анконе

Картина Кривелли была обнаружена в конце XVIII века в ризнице анконитанской церкви Сан Франческо ад Альто. Предполагается - в силу скромных размеров - что предназначалось произведение скорее всего не для храма, а для чьей-то кельи. В этой работе много символики. Яблоко - напоминание о первородном грехе и победившей его Богородице. Огурец ассоциируется с жизнью и Воскрешением (и поэтому составляет пару яблоку, которое ассоциируется с грехопадением). Кривелли часто рисовал рядом с образом Марии огурец, так что, похоже, что огурец для Кривелли — это атрибут Богородицы. Щегол - символ христианской Души или духовности, который можно часто видеть в руках Младенца Иисуса Христа. Благодаря своей красоте и кротости щегол был распространенной детской забавой. Кроме того, иконография этой птицы основана на легенде о том, как щегол спустился и вырвал колючку из тернового венца Иисуса Христа по дороге на Голгофу, после чего лоб Спасителя обагрился кровью, то есть - щегол - еще и символ Страстей. Моллюск в раковине в руке младенца - отсылка к теме воплощения Христа во чреве Марии.

Сидящий на сухом древе ворон - символизация земли, которая до прихода Христа была в запустении. Торжественные одеяния Мадонны указывают на то, что она царица небесная. Мадонна дотронулась до ножки младенца - эта иконографическая деталь была распространена в XI-XII вв в восточной традиции. На картине в качестве фона появляется пейзаж, прописанный точно и тонко.

Картина “Крещение Христа”. Христос принимает крещение от Иоанна Предтечи в реке Иордан. Три ангела с чудесными многоцветными крыльями, в хитонах и с венками на голове свидетельствуют о том, что в этой атмосфере застывшей тишины происходит сошествие святого Духа, который представлен в виде голубя. В глубине за этой сценой изображен человек, снимающий свою тунику, чтобы тоже приобщиться к таинству. Впечатление спокойствия и ясности достигается в композиции системой вертикалей, образуемых стоящими фигурами и стволами деревьев, а также легкими изгибами реки. плавно текущей вдаль. Увлечение Пьеро делла Франческа линейной перспективой – предметом страстного интереса раннеренессансных художников, проявляется в трактовке им на заднем плане картины фигур и деревьев, размеры которых сокращаются пропорционально их удалению в глубь пространства.

Об исключительном колористическом даровании художника свидетельствуют цикл фресок “История животворящего Креста” в церкви Сан-Франческо в Ареццо (1452–1466), исполненных в тончайшей гамме бледно-розовых, фиолетовых, красных, синих и серых тонов. Обобщая объёмы фигур и развёртывая композиции параллельно плоскости стены, на фоне спокойных ясных ландшафтов, Пьетро делла Франческа добивается в этих росписях впечатления просветленной торжественности, гармоничной целостности картины мироздания. Присущее его произведениям внутреннее благородство обретает особую возвышенность во фреске “Воскресение Христа” (около 1463, Коммунальная пинакотека, Сан-Сеполькро).

Около 1465 Пьетро делла Франческа исполнил отмеченные чеканной остротой форм и глубиной психологической характеристики профильные портреты герцога Урбинского Федериго да Монтефельтро и его супруги Баттисты Сфорца (Уффици), в которых значительную композиционную и эмоциональную роль играют насыщенные светом и воздухом далекие пейзажные фоны. Федериго да Монтефельтро и его жена Баттиста Сфорца изображены в профиль, но трактовка их лиц сильно отличается от плоскостных портретных изображений Доменико Венециано. Округлыми контурами, мягкой светотенью художник достигает пластической объемности лиц, словно вылепив их светом и красками. Лишенный всякой идеализации властный профиль герцога Урбинского, изображенного в красной одежде и того же цвета шапке, четко выделяется на фоне бледного неба и далекого голубовато-серого пейзажа, насыщенного светом и воздухом. Низкий горизонт усиливает монументальность его фигуры, господствующей над окружающей природой.

На обороте картины изображен триумф герцогов Урбинских, по величайшей тщательности письма приближающийся к нидерландской живописной технике. В поздних произведениях Пьеро делла Франческа светотень становится мягче и прозрачнее, передача световых и воздушных Эффектов и разработка живописных деталей еще нежнее и тоньше, что указывает на знакомство художника с образцами нидерландской живописи, пользовавшейся большим успехом у итальянских художникоя (Рогир ван дер Вейден, Нос ван Гент). Примером позднего творчества Пьеро делла Франческа может служить замечательное, выдержанное в серебристо-лунном, воздушном колорите “Поклонение волхвов” (Лондон, Национальная галерея). В поздних работах Пьетро делла Франческа (“Рождество”, 1475) светотень становится более мягкой, большое значение приобретает рассеянный серебристый свет.

В конце жизни мастер оставил занятие живописью и полностью отдался сочинению научных трактатов о перспективе и геометрии. Пьетро делла Франческа принадлежат два научных трактата: “О перспективе в живописи”, в котором под влиянием Леона Баттиста Альберти художник дает математическую разработку приемов перспективы, и “Книжица о пяти правильных телах”, посвященный практическому решению некоторых проблем стереометрии. Творчество Пьетро делла Франческа заложило основы искусства Возрождения в живописи Средней и Северной Италии, оказало значительное воздействие на развитие венецианской и флорентийской школ. Пьеро делла Франческа по праву занимает почетное место в ряду самых известных художников 15 века.

Многими из шедевров мастера можно полюбоваться на его родине, в долине Тибра (Вальтиберина); мы предлагаем вам историко-художественный маршрут по местечку Сансеполькро, где Пьеро появился на свет, а также соседним городкам Монтерки и Ареццо.

Сансеполькро, родной город Пьеро делла Франческа © Sergei Afanasev / Shutterstock.com

Пьеро делла Франческа родился в Сансеполькро около 1412 г. В городском музее - четыре великолепных произведения художника, включая «Полиптих Милосердия», созданный по заказу одноимённой религиозной общины в 1445 г. В центральной части картины изображена Мадонна Милосердия, которая, словно огромным шатром, укрывает своей мантией заказчиков и других набожных людей (слева - мужчины, справа - женщины).

Ареццо, Пьяцца Гранде © Maciej Czekajewski / Shutterstock.com

В зале для аудиенций размещена масштабная фреска «Воскресение Христа», которая считается одной из важнейших работ тосканского живописца. Автору удалось показать и человеческое, и духовное измерение этого события; фигура Спасителя занимает господствующее положение, она сильна, торжественна. На фоне Пьеро решил изобразить зарю, которая становится символом начала новой жизни.

Здесь же можно осмотреть фреску с изображением святого Юлиана, обнаруженную в 1954 г. в старинной церкви Сант-Агостино (позднее Санта-Кьяра). Святой изображён с юношеским лицом, в изящной мантии красного цвета, которая выделяется на фоне зеленоватого ложного мрамора. И наконец, фреска «Святой Людовик» из палаццо-Преторио: этого своего героя художник одел во францисканскую рясу и богато отделанное епископское облачение; на фоне видна ложная ниша с драгоценным красным и зелёным мрамором.

Полиптих Сант’Антонио, Пьеро делла Франческа, Национальная галерея Умбрии, Перуджа / Wikimedia Commons

Из Сансеполькро мы перебираемся в Монтерки: здесь, в этом чудесном местечке, что покоится на холме у границы с Умбрией, Пьеро делла Франческа расписал древнюю церковь Санта-Мария-а-Моментана. Великолепная фреска мастера «Мадонна дель Парто» в 1991 г. была помещена в отдельный небольшой музей. Богородица изображена беременной, что придаёт образу сакральный и монументальный характер. Мадонна одновременно выражает божественное и человеческое; по сторонам от неё два ангела поднимают полог занавеса, как бы представляя нам её, одетую в простое голубое платье и белую рубашку, с нарочито выступающим животом.

Наше путешествие по землям Пьеро продолжается и завершается в Ареццо. В базилике Сан-Франческо, в капелле Баччи, есть цикл фресковых росписей на тему легенды об «истинном кресте». Этот шедевр художник создал для церкви францисканского ордена приблизительно между 1452 и 1466 гг. Сюжет цикла взят из «Золотой Легенды» Якопо да Варацце, написанной в XIII в.

«Обретение и испытание Животворящего Креста», Пьеро делла Франческа, Церковь Сан Франческо в Ареццо / ibiblio.org

Среди дорогих сердцу художника пейзажей и изображений архитектурных построек можно заметить сам город Ареццо - крепость на холме, - а также Сансеполькро с домами, размещёнными в перспективе, словно сценические декорации. Рассматривая эту историю в картинках эпизод за эпизодом, мы видим элегантных персонажей, выписанных с геометрическим совершенством и изяществом.

Наконец, финальная точка: в кафедральном соборе Ареццо, в глубине левого нефа находится фреска с изображением Марии Магдалины. Это один из самых прекрасных персонажей, запечатлённых рукой Пьеро; он потрясает выразительностью лица и низким, глубоким взглядом. Свет подчёркивает цвета: белый и красный мантии, зелёный платья, розоватый щёк.

Пье́ро де́лла Франче́ска (итал. Piero della Francesca; ок. 1420 г., Борго-Сан-Сеполькро, Синьория Римини - 12 октября 1492 г., Борго-Сан-Сеполькро,Флорентийская республика) - итальянский художник и теоретик, представитель Раннего Возрождения.

БИОГРАФИЯ ХУДОЖНИКА

Родился в небольшом селении Борго-Сан-Сеполькро, в Тоскане, в 1415/1420 г.

Художник из маленького городка, до 16 в. не попавшего в сферу культурного влияния Флоренции, Пьеро с готовностью учился у мастеров из других городов. У , на формирование которого, в свою очередь, оказал влияние стиль интернациональной готики, представленный в Венето творчеством Джентиле да Фабриано и Пизанелло, Пьеро делла Франческа научился натуралистической передаче освещения и светотени; этот прием лег в основу мощного поэтического реализма его произведений. В 1439 году под его руководством художник работал над украшением фресками церкви Санта-Мария-Нуова во Флоренции.Импрессионистические мотивы в трактовке листвы, заимствованные художником, возможно, у Доменико Венециано, в более поздних его работах, написанных под влиянием фламандской живописи, стали одной из самых ранних в западноевропейском искусстве попыток изображения предметов с учетом освещения.

На формирование стиля Пьеро делла Франческа зрелого периода оказала влияние классическая скульптура, которую он видел в Риме. Его единственная засвидетельствованная документами поездка в Рим произошла в сентябре 1458–1459, когда по заказу папы Пия II он расписал фресками две залы в Ватиканском дворце.

Примерно с середины 1460-х годов Пьеро делла Франческа работал при дворе Федериго да Монтефельтро – графа, а с 1474 герцога Урбино. По заказу герцога был написан знаменитый диптих с портретами самого Федериго и его жены, Баттисты Сфорца (Флоренция, галерея Уффици). Они изображены на фоне пейзажа, видимого с высоты птичьего полета (черта, характерная для фламандской живописи). В аллегорических композициях на оборотных сторонах портретов каждый из супругов представлен восседающим на триумфальной колеснице, тоже на фоне пейзажа. Портреты были созданы в память о Баттисте Сфорца после ее смерти в 1472.

В 1469 г. он был призван ко двору герцога Федерико в Урбино, где, по заказу этого государя, исполнил картину «Бичевание» в ризнице урбинского собора (в Урбинской галерее).

Работал в Перудже, Лорето, Флоренции, Ареццо, Монтерки, Ферраре, Урбино, Римини, Риме, но всегда возвращался в родной городок, где с 1442 года он являлся городским советником и последние два десятилетия жизни провёл именно там.

ТВОРЧЕСТВО

Произведения мастера отличают величественная торжественность, благородство и гармония образов, обобщённость форм, композиционная уравновешенность, пропорциональность, точность перспективных построений, исполненная света мягкая гамма.

В период с 1446 по 1454 Пьеро создал стиль, который в основных чертах сохранился и в произведениях, относящихся уже к периоду его творческой зрелости. Для него характерны условность в изображении волос и глаз (знаменитые миндалевидные глаза, заимствованные у персонажей Доменико Венециано) и идеализация черт лица. Высокие фигуры построены по классическому канону пропорций Витрувия, но женские образы имеют удлиненные, слегка изогнутые шеи и высокие лбы – элементы позднеготического идеала красоты. В моделировке карнации Пьеро делла Франческа отдает предпочтение мягким тонам, плавным переходам в противоположность резким и темным теням, к которым прибегал в своих работах Мазаччо.

Пьеро делла Франческа обладал большим чувством красоты, прекрасным рисунком, нежным колоритом и необыкновенным для его времени знанием технических сторон живописи, особенно перспективы.

При дворах правителей-гуманистов в Ферраре, Пезаро и Римини Пьеро делла Франческа познакомился с культурой, главным устремлением которой было возрождение античности и использование ее достижений во всех сферах человеческой деятельности, от письма и почерков до изобразительных искусств. Под влиянием этого увлечения античностью Пьеро стал использовать в своих картинах классические формы, прежде всего в архитектурных фонах.

Несмотря на многочисленные попытки понять методы построения архитектурных и пейзажных фонов у Пьеро делла Франческа, в его картинах не удалось обнаружить последовательного применения геометрического модуля или системы перспективных построений.

Напротив, можно доказать, что Пьеро использовал композиционный принцип, доминировавший во флорентийской живописи середины 1430-х годов: последовательное уменьшение размеров фигур от переднего к дальнему плану; фигуры первого плана определяют также размер колонн изображенных построек. Античная архитектура у Пьеро совмещает в себе массивность, ясность и благородство форм с изящной легкостью орнамента. Постройки нередко оказываются незаконченными в пределах картинной плоскости, части их как будто отсечены в результате обрамления холста рамой.

БИЧЕВАНИЕ ХРИСТА

Одна из самых загадочных картин Пьеро, напоминающая диптих по своей композиции, где в левой части сцена бичевания, а в правой трое беседующих мужчин.

Существует три версии возможного сюжета, изображенного на картине. Самая распространенная версия, убеждает что перед нами бичевание Иисуса Христа перед Пилатом (во многих источниках эта картина упоминается именно как «Бичевание Христа», «Бичевание Спасителя»), согласно другой версии это Св. Мартин, папа римский VII в., (Рим в то время входил в состав Византийской империи), который был вызван в Константинополь на суд, осуждён и впоследствии принял мученическую смерть. По третьей версии это сон Бл. Иеронима.

Иерониму однажды приснилось, что он подвергся бичеванию за чтение язычникамЦицерона… три фигуры на заднем плане - два человека и ангел с босыми ногами - «обсуждают отношение между классической и патристической литературой, как это отразилось в истории сна Иеронима».

В Бичевании Христа Пьеро демонстрирует явное нежелание изображать быстрые, резкие или часто повторяющиеся движения. Это в первую очередь объясняется его темпераментом, однако здесь также сыграло свою роль изучение античной скульптуры. Главное действие, собственно бичевание Христа, изображено слева на заднем плане, тогда как на переднем справа стоят в застывших позах спиной к происходящему три персонажа. Мучители Христа кажутся бесстрастными, остановившимися в своем движении, словно участники «живой картины». В картинах со строго канонической иконографией Пьеро делла Франческа предложил оригинальные колористические решения, отдавая предпочтение использованию холодных тонов и особенно большого количества оттенков синего.

ЦИКЛ ФРЕСОК «ЛЕГЕНДА О СВЯТОМ КРЕСТЕ»

В 1453 или 1454 Пьеро делла Франческа получил заказ на фрески для церкви Сан Франческо в Ареццо. Это самое знаменитое произведение мастера. Сюжет фресок – история обретения животворящего древа Креста, на котором был распят Христос. Стены расчленены на три регистра. На задней стене изображены два пророка. В люнете правой стены представлена смерть Адама, над могилой которого вырастает святое дерево. Далее – Царица Савская, пришедшая к Соломону, поклоняется Древу, из которого сделан порог, провидя в нем образ будущего Креста. Следующий эпизод – видение Креста Константину и его победа над Максенцием. Во втором ярусе левой и задней стены представлено обретение Креста императрицей Еленой: ей указывают место, где закопаны кресты, на которых были казнены Христос и два разбойника, и она чудесным образом узнает, на каком из трех крестов был распят Христос.

Сцены этого знаменитого фрескового цикла не составляют строгой хронологической последовательности, а согласуются между собой по смыслу, устанавливая соответствия между различными эпизодами в истории обретения Креста.

Во фреске «Битва Константина с Максенцием» Пьеро делла Франческа повторяет мотив отражения.

Встреча царицы Савской и царя Соломона
Смерть Адама Победа Константина над Максенцием

ДИПТИХ

Примерно с середины 1460-х годов Пьеро делла Франческа работал при дворе Федериго да Монтефельтро – графа, а с 1474 герцога Урбино. По заказу герцога был написан знаменитый диптих с портретами самого Федериго и его жены, Баттисты Сфорца (Флоренция, галерея Уффици). Они изображены на фоне пейзажа, видимого с высоты птичьего полета (черта, характерная для фламандской живописи). В аллегорических композициях на оборотных сторонах портретов каждый из супругов представлен восседающим на триумфальной колеснице, тоже на фоне пейзажа.

Портреты были созданы в память о Баттисте Сфорца после ее смерти в 1472.

Кроме того, Федериго да Монтефельтро заказал Пьеро делла Франческа алтарный образ (Милан, галерея Брера) для перестроенной им францисканской церкви Сан Донато, позднее переименованной в Сан Бернардино, где он изображен коленопреклоненным перед Богоматерью. Богоматерь сопровождают святые, столь спокойные и неподвижные, что их фигуры кажутся частью величественных стен, поднимающихся за их спинами.

19.12.2014 - 22.02.2015

Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина представляет выставку «Пьеро делла Франческа и его современники. Образ Мадонны в картинах эпохи Возрождения из музеев Италии». Выставка продолжает традицию знакомства произведениями великих мастеров Ренессанса, предоставленными крупнейшими художественными собраниями Италии - венецианской Галереей Академии, национальной галереей Марке из Урбино.

В христианской традиции Мадонна, держащая на руках Младенца, - центральный сюжет, как в византийской иконописи, так и в живописи итальянского Возрождения, а образ Богоматери находится в центре повествования о спасении.

В восточной (православной) традиции всякий изображенный персонаж или предмет наделен символическим смыслом. Почитать образ, означает, почитать то, что за этим образом скрыто. Согласно постановлениям Второго Никейского Собора 787 года, правила создания священных образов определял не художник, а церковные власти. В западной культуре, начиная с XII века, а затем в живописи Возрождения, не отрицавшей того, что закреплено традицией, изображения Девы Марии являются не только иконами; символические атрибуты не утрачивают своего значения, однако теперь картины обретают не только сакральный, но и общечеловеческий смысл. Отныне это образы матери и младенца, наделенные индивидуальными чертами, исполненные неподдельного чувства, образы, не только напоминающие о божественном начале и о величии Богородицы, но и пробуждающие переживания.

В эпоху Возрождения при знатных дворах в Мантуе, Ферраре и Убрино, а также в Венеции, написанные на досках небольшие богородичные образы, в которых присутствовали наделенные символическим смыслом детали, выполняли почти ту же функцию, что и иконы в восточной традиции, где большинство икон писалось не для церквей, а для частных заказчиков. В основном, речь шла о переносных алтарях, об образах, создание которых было приурочено к тем или иным событиям.

Во второй половине XV века нарастает интерес к византийской культуре, поначалу обусловленный попыткой соединить Восточную и Западную церкви, а затем - присутствием на Западе многочисленных представителей византийской культуры, бежавших от османского завоевания.

В экспозиции представлены работы живописцев второй половины XV века, объединенные одной темой - Мадонна с Младенцем. Помимо их исключительной художественной значимости произведения позволяют понять, что между западной и восточной христианскими традициями есть не только различия, но и глубокое сходство. Выставка позволяет зрителю проникнуть в суть того, как в эпоху Возрождения понимали и трактовали один из главных христианских образов.

Центр экспозиции - знаменитая картина Пьеро делла Франческа «Мадонна с благословляющим Младенцем и двумя ангелами», или «Мадонна Сенигалья» (1491), из Национальной галереи Марке в Урбино. Несмотря на многочисленные исследования, до сих пор нет объективных данных, позволяющих окончательно ответить на вопросы о том, какие смыслы в ней скрыты и каковы обстоятельства ее создания. Мастер изображает Богоматерь с Младенцем, следуя византийскому иконографическому типу Одигитрия, то есть Путеводительница: Мадонна - заступница людей перед Господом - указывает рукой на Младенца как на Спасение. Поток света символизирует Христа. Изображение восседающей на троне Богородицы с Младенцем на коленях и двумя архангелами за спиной восходит к образцам V-VI веков. Классические пропорции фигур создают ощущение торжественности. Строгость персонажей картины напоминает христианские мозаики или византийские иконы. Каждая деталь - от белой розы в руке у Иисуса до украшений из жемчуга и коралла, плетеной вазы, льняного полотна - имеет символическое значение. Одеяние Младенца похоже на одеяние античных философов, пламя свечи означает Страстную седмицу, ткань - занавесь Иерусалимского храма. В художественном решении особую роль играет колорит, построенный на сочетании белого и оттенков голубого и серого цветов. Манера передачи световоздушной среды говорит о знакомстве Пьеро делла Франческа с достижениями нидерландских живописцев.

На выставке также показаны работы современников Пьеро делла Франческа, творчество которых связано с городами Северной Италии. Это произведения Джованни Беллини, Карло Кривелли, Козимо Туры. У каждого мастера свое понимание темы, своя драматургия ее раскрытия.

Для венецианца Джованни Беллини характерно поэтическое осмысление сюжета. На большинстве его картин Мадонна не смотрит на Иисуса, ее взгляд обращен в будущее. Композиция «Мадонны с херувимами» (около 1490) из знаменитой венецианской Галереи Академии построена иначе - это диалог Матери и Младенца.

Работы Карло Кривелли, художника из области Венето, более декоративны и символичны. В «Мадонне с Младенцем» из Городской пинакотеки Франческо Подести (Анкона) символика традиционна: яблоко напоминает о первородном грехе, огурец - символ Воскресения, щегол - Страстей, моллюск в раковине в руках Иисуса - Воплощения, торжественные одеяния Богородицы указывают на то, что она царица небесная.

Для работы феррарского мастера Козимо Туры «Мадонна со спящим Младенцем» (около 1470), предоставленной Галереей Академии в Венеции, характерны экспрессия и драматизм. На картине Мадонна пробуждает Младенца ото сна. Этот сюжет связан с темой Воскресения, судьбой Христа, умершего ради спасения людей.

В Ферраре придворные художники работали бок о бок с мастерами декоративного искусства. Сам Тура нередко подражал технике эмали, уподобляя свои небольшие картины изысканным драгоценностям - подобный подход при создании богородичных образов был вполне уместным, поскольку на христианском Востоке иконы богато украшались.

Картина «Мадонна со спящим Младенцем» также известна как «Мадонна Зодиака», поскольку на фоне при помощи тонких золотых линий изображены знаки зодиака. Присутствие светских, астрологических деталей в произведении на религиозный сюжет объясняется культурой той эпохи: мотив Зодиака, к которому неоднократно обращался Козимо Тура, был популярен при утонченном феррарском дворе. Стремление примирить христианскую веру и астрологию, увидев в расположении звезд отражение Божьего замысла, оправдывала совместное присутствие и взаимное наложение христианских и языческих символов.

Выставка «Пьеро делла Франческа и его современники. Образ Мадонны в картинах эпохи Возрождения из музеев Италии» дает российскому зрителю еще одну редкую возможность увидеть работы Пьеро делла Франческа, Козимо Туры, Карло Кривелли, Джованни Беллини произведения которых отсутствуют в коллекциях отечественных музеев.

Куратор выставки: Виктория Маркова, ведущий научный сотрудник ГМИИ им. А.С. Пушкина.