Конспект занятия на тему «Путешествие в фотогалерею «Геометрические фигуры». план-конспект занятия по математике (старшая группа) на тему

Разделы: Технология

Цели урока:

  • закрепить знания о геометрических телах, умения и навыки по построению чертежей многогранников;
  • развивать пространственные представления и пространственное мышление;
  • формировать графическую культуру.

Тип урока: комбинированный.

Оснащение урока: интерактивная доска MIMIO, мультимедийный проектор, компьютеры, проект mimo для интерактивной доски, мультимедийная презентация, программа «Компас-3D LT».

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

1. Приветствие;

2. Проверка явки учащихся;

3. Проверка готовности к уроку;

4. Заполнение классного журнала (и электронного)

II. Повторение раннее изученного материала

На интерактивной доске открыт проект mimo

Лист 1. На уроках математики вы изучали геометрические тела. Несколько тел вы видите на экране. Давайте вспомним их названия. Учащиеся дают названия геометрическим телам, если есть затруднения – помогаю. (Рис. 1).

1 – четырехугольная призма
2 – усеченный конус
3 – треугольная призма
4 – цилиндр
5 – шестиугольная призма
6 – конус
7 – куб
8 – усеченная шестиугольная пирамида

Лист 4 . Задание 2. Даны геометрические тела и названия геометрических тел. Вызываем ученика к доске и вместе с ним перетаскиваем многогранники и тела вращения под названия, а затем перетаскиваем названия геометрических тел (рис. 2).

Делаем вывод, что все тела делятся на многогранники и тела вращения.

Включаем презентацию «Геометрические тела» (Приложение ). Презентация содержит 17 слайдов. Можно использовать презентацию на нескольких уроках, она содержит дополнительный материал (слайды 14-17). Со слайда 8 есть гиперссылка на Презентацию 2 (развертки куба). Презентация 2 содержит 1 слайд, на котором изображены 11 разверток куба (они являются ссылками на видеоролики). На уроке использована интерактивная доска MIMIO, а также учащиеся работают на компьютерах (выполнение практической работы).

Слайд 2. Все геометрические тела делятся на многогранники и тела вращения. Многогранники: призма и пирамида. Тела вращения: цилиндр, конус, шар, тор. Схему учащиеся перечерчивают в рабочую тетрадь.

III. Объяснение нового материала

Слайд 3. Рассмотрим пирамиду. Записываем определение пирамиды. Вершина пирамиды – общая вершина всех граней, обозначается буквой S. Высота пирамиды – перпендикуляр, опущенный из вершины пирамиды (Рис. 3).

Слайд 4. Правильная пирамида. Если основание пирамиды - правильный многоугольник, а высота опускается в центр основания, то - пирамида правильная.
В правильной пирамиде все боковые ребра равны, все боковые грани равные равнобедренные треугольники.
Высота треугольника боковой грани правильной пирамиды называется - апофема правильной пирамиды .

Слайд 5. Анимация построения правильной шестиугольной пирамиды с обозначением ее основных элементов (Рис. 4).

Слайд 6 . Записываем в тетрадь определение призмы. Призма – многогранник, у которого два основания (равные, параллельно расположенные многоугольники), а боковые грани параллелограммы. Призма может быть четырехугольной, пятиугольной, шестиугольной и т.д. Призма называется по фигуре, лежащей в основании. Анимация построения правильной шестиугольной призмы с обозначением ее основных элементов (Рис. 5).

Слайд 7. Правильная призма – это прямая призма, в основании которой лежит правильный многоугольник. Параллелепипед – правильная четырехугольная призма (Рис. 6).

Слайд 8. Куб – параллелепипед, все грани которого квадраты (Рис. 7).

(Дополнительный материал: на слайде есть гиперссылка на презентацию с развертками куба, всего 11 разных разверток).
Слайд 9. Записываем определение цилиндра.Тело вращения – цилиндр, образованное вращением прямоугольника вокруг оси, проходящей через одну из его сторон. Анимация получения цилиндра (Рис. 8).

Слайд 10. Конус – тело вращения, образованное вращением прямоугольного треугольника вокруг оси, проходящей через один из его катетов (Рис.9).

Слайд 11. Усеченный конус – тело вращения, образованное вращением прямоугольной трапеции вокруг оси, проходящей через ее высоту (Рис. 10).

Слайд 12. Шар – тело вращения, образованное вращением круга вокруг оси, проходящей через его диаметр (Рис. 11).

Слайд 13. Тор – тело вращения, образованное вращением круга вокруг оси, параллельной диаметру круга (Рис. 12).

Учащиеся записывают определения геометрических тел в тетрадь.

IV. Практическая работа«Построение чертежа правильной призмы»

Переключаемся на проект mimio

Лист 7 . Дана треугольная правильная призма. В основании лежит правильный треугольник. Высота призмы = 70 мм, а сторона основания = 40 мм. Рассматриваем призму (направление главного вида показано стрелкой), определяем плоские фигуры, который мы увидим на виде спереди, сверху и слева. Вытаскиваем изображения видов и расставляем на поле чертежа (Рис. 13).

Учащиеся самостоятельно выполняют чертеж правильной шестиугольной призмы в программе «Компас – 3D». Размеры призмы: высота – 60 мм, диаметр описанной окружности вокруг основания – 50 мм.
Построение чертежа с вида сверху (Рис. 14).

Затем строится вид спереди (Рис. 15).

Затем строится вид слева и наносятся размеры (Рис. 16).

Работы проверяются и сохраняются на компьютерах учащимися.

V. Дополнительный материал по теме

Слайд 14 . Правильная усеченная пирамида (Рис. 17).

Слайд 15. Пирамида, усеченная наклонной плоскостью (Рис. 18).

Слайд 16. Развертка правильной треугольной пирамиды (Рис. 19).

Слайд 17. Развертка параллелепипеда (Рис. 20).

Конспект итогового занятия по развитию математических представлений детей средней группы «Обучение с приключением»

Цель:

Способствовать формированию представлений о геометрических телах, умение распознавать предметы знакомых геометрических форм в окружающей обстановке; закрепить счёт до 8 представление о числах и цифрах в пределах 8.

Задачи:

Актуализировать представления детей об изученных геометрических телах в новой проблемной ситуации.
Тренировать умение соотносить плоские геометрические фигуры с пространственными телами, развивать мыслительные процессы.
Закреплять порядковый счёт до 8, умение находить недостающую цифру.
Тренировать умение различать цифры 1-8, развивать коммуникативные способности.
Тренировать умение находить геометрические формы в окружающих предметах.
Продолжать учить классифицировать предметы, развивать мыслительные операции: сравнение, анализ, обобщение.

Оборудование:

Презентация игры «Четвёртый лишний», мультимедиа аппаратура, билеты с цифрами, цифры на стулья от 1 до 8, блоки Дьенеша, кукла Фея, «паспорта» геометрических тел, конус, куб, шар, цилиндр и волшебный мешочек, свисток.

Ход занятия:

Коммуникативная игра «Здравствуй друг»

Дети стоят врассыпную свободно.

Воспитатель:

Поздоровайтесь с гостями. Скажите, ребята вы сегодня все друг с другом утром поздоровались? Давайте ещё раз поздороваемся, но не словами, а носиками. (Ушками, плечиками, животиками, коленками). А теперь давайте возьмёмся за руки и сделаем маленький круг. Поднимем руки вверх и поздороваемся с солнышком, почувствуем его тепло, а теперь подарим это тепло друг другу. (Сомкнутые лодочкой ладони опустить перед собой, подуть на них).
Воспитателю приходит СМС сообщение на телефон: В стране геометрических фигур беда. Жители геометрической страны просят помочь им спастись от злой феи Призмы. Для этого надо преодолеть трудности выполнить много заданий. Поможем жителям страны геометрических фигур?
Справимся? Путь далёкий, на чём поедем? (самолёт, поезд, автобус и т.п.) Вот билеты. Злая фея смешала все цифры, а одна цифра исчезла. Та цифра, какой на вашем билете нет и будет номером места в нашем поезде (самолёте, автобусе и т.п.). Свисток, поезд отправляется...

Станция первая «Угадайка»

Игра «Найди фигуру»

Воспитатель:

Первая станция, выходите. (Появляется кукла Фея).

Кукла Фея:

Зачем пришли? Кто вас звал?

Дети:

Мы пришли выручить жителей геометрической страны.

Кукла Фея:

Вам никогда не попасть туда! Вы не знаете геометрических фигур.

Дети:

Кукла Фея:

Ни за что не поверю, пока сама не увижу. Попробуйте-ка найти геометрические фигуры в окружающих предметах. Ха-ха, вам никогда их не найти.

Дети называют предметы и рассказывают, в каком именно месте предмета спрятались геометрические фигуры.

Кукла Фея:

Вижу, знаете. Так и быть, пропускаю вас. Но со следующим заданием вам точно не справиться.

Станция вторая «Поиграйка»

Игра «Четвёртый лишний»

Презентация игры. Дети называют лишний предмет на слайдах и обосновывают свой выбор. При правильном ответе лишний предмет исчезает.

Кукла Фея:

И с этим заданием справились! Молодцы! Даже сердиться расхотелось. Посмотрим какие успехи будут у вас дальше. Поезд отправляется. (Свисток).

Станция третья «Геометрическая»

Кукла Фея:

Я спрятала жителей геометрической страны в свой волшебный мешочек. Сможете не глядя узнать, да ещё и паспорт его найти – спасёте. Не сможете, что ж – сидеть ему в мешке всегда.

Воспитатель:

Сможем? Давайте парами. Один попробует на ощупь узнать, кто там сидит, другой найдёт его паспорт. Остальные дети проверяют, правильно ли выполнено задание.

Кукла Фея:

И с этим заданием справились! Фу, даже злиться не интересно стало. Даю последнее задание. Здесь у меня мои волшебные домики-коробки, а в них живут геометрические фигуры. Посмотрим, как хорошо вы с ними знакомы.
Учтите, работать надо в паре и дружно, тогда со всеми моими задачками справитесь.

Выложите на ковре 4 не синих треугольника.
Хорошо. Добавьте к ним 6 не жёлтых кругов.
Молодцы! Ниже положите 8 не красных квадратов.
Отлично. Ещё ниже расположите 7 прямоугольников.

Молодцы! Справились со всеми заданиями так хорошо, что я стала не злой, а доброй феей. Доброй быть так приятно. Вы всех жителей спасли. Спасибо вам ребята. Вам пора ехать поезд отправляется. Ждём вас снова в гости. До свидания. Возвращаемся в детский сад.

Итог занятия:

Где мы сегодня побывали?
Что вам больше всего понравилось?
Что у вас получилось лучше всего?
В какую игру вам хотелось бы поиграть ещё раз?

Обо всём на свете:

В 1930 году в американский прокат вышел фильм "Песня мошенника" (The Rogue Song) про похищение девушки в горах Кавказа. Актеры Стэн Лорел, Лоуренс Тиббетт и Оливер Харди сыграли в этом фильме местных жуликов. Удивительно, но эти актеры очень похожи на героев...

Материалы раздела

Занятия для младшей группы:

Занятия для средней группы.

Текстовая часть публикации

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №23 Красногвардейского района Санкт-Петербурга Конспект непрерывной образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» для детей среднего возраста Тема: «Геометрические фигуры» Воспитатель: Ловикова О.А.
Используемые технологии:
*Технология личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми; *Технология деятельностного подхода; *Игровые технологии; *Здоровьесберегающие технологии; Санкт-Петербург 2015 год 1

Название:
«Зимняя сказка»
Цель:
формирование представлений детей о геометрических фигурах, умение распознавать их в окружающей обстановке.
Задачи:

1.Образовательные:
- Актуализировать представления детей об изученных геометрических телах в новой проблемной ситуации; - Продолжать упражнять в счете в пределах 5; - Учить находить недостающую цифру; - Продолжать учить определять линейную последовательность предметов; - Закреплять понятия «узкий – широкий», «длинный – короткий». - Упражнять детей соотносить плоские геометрические фигуры с пространственными телами;
2. Развивающие:
- Развивать мыслительные операции: сравнение, анализ. - Развивать мелкую моторику мышц пальцев рук. - Развивать коммуникативные способности. - Развивать умение отгадывать загадки.
3. Воспитательные:
- Воспитывать интерес к математике; - Воспитывать умение работать в коллективе, с раздаточным материалом. - Воспитывать любознательность, самостоятельность; - Воспитывать умение выслушивать вопросы взрослого и ответы других детей до конца.
Материалы к совместной непрерывной образовательной

деятельности:
игрушечная белка, «паспорта» геометрических тел, конус, куб, шар, цилиндр, цифры от 1 до 5, широкие и узкие полоски белого цвета, разноцветные прищепки, карточки с нарисованными геометрическими фигурами (круг, квадрат, треугольник), «осколки волшебного зеркала», 6 конвертов.
Организация детей:
групповая
Интеграция образовательных областей:
ОО «Познавательное развитие», ОО «Социально-коммуникативное развитие», ОО «Речевое развитие», ОО «Физическое развитие», ОО Художественно-эстетическое развитие». 2

Ход совместной непрерывной образовательной деятельности:

Деятельность педагога

Деятельность детей
Воспитатель контролирует самостоятельную деятельность детей.
Часть 1. Сюрпризный момент,

мотивация:
В группе раздаётся громкий телефонный звонок. Воспитатель громко разговаривает: - Как!?... С Дедом Морозом случилась беда!?... Так… Так… Понятно. Выключает телефон. - Ребята! Деда Мороза заколдовала злая Баба Яга. Жители сказочного леса просят помочь им расколдовать Деда Мороза. Ну, что? Поможем им? - Для этого надо преодолеть трудности и выполнить задания. Задания будут трудные, но интересные. А поможет нам в этом наша дружба. Готовы? - Тогда отправляемся в сказочный лес. Вокруг себя повернись и в сказочном лесу окажись.
Часть 2. Игровые упражнения:
Вот мы и в сказочном лесу. - Посмотрите, ребята, кто-то спрятался под елочкой? Загадка: По веткам скачет, Да не птица, Рыжая, Дети заняты самостоятельной деятельностью. Дети заинтересованно начинают прислушиваться к разговору воспитателя, подходят ближе. Ответы детей. Желание помочь Деду Морозу. Ответы детей. Дети поворачиваются вокруг себя, и «оказываются в сказочном лесу». Дети оглядываются, находят ёлочку, внимательно слушают загадку. Отгадывают загадку. 3
Да не лисица. - Здравствуй, Белочка! - Белочка, нам позвонили, и сказали, что Дед Мороз попал в беду, и нам нужно срочно спасти его. Белочка. Поиграйте со мной! - Ребята, поиграем?
Игра «Где я спряталась»
Воспитатель прячет белку в разные места. Белка соглашается помочь. - Вам предстоит выполнить задания и собрать осколки волшебного зеркала. Чтобы выполнить первое задание, надо пройти по длинной дорожке, и вы попадете на полянку «Геометрическая». Готовы?
Полянка «Геометрическая»
На полянке Белочка объясняет детям задание: - в мешочке спрятаны геометрические тела. Вам надо назвать их, да еще и паспорт их найти. Справитесь с этим заданием – получите осколок волшебного зеркала. Воспитатель: Сможем? Ответы детей. (Лиса, лисичка, заяц, белка и т.п.) Дети здороваются с белочкой, разглядывают ее. Ответы детей. Дети ищут белку. Ответы детей. Дети проходят по длинной дорожке. Ответы детей. Один ребенок достает из мешочка геометрическое тело и называет его, а другой – находит его паспорт. Остальные дети проверяют, правильно ли выполнено задание. 4
Белочка: Молодцы! Справились с заданием! Вот вам осколок волшебного зеркала! Воспитатель: - Теперь пора идти дальше. Для выполнения второго задания вам надо пройти по дорожке вот такого цвета (синего).
Полянка «Помощники»
На полянке Белочка предлагает детям задание: - Помогите мне разложить витаминки для бельчат. Воспитатель: - Ребята, а чем отличаются витаминки? - Витаминки какой формы должны лежать в коробочке? - Каким цветом должны быть витаминки? - А витаминки какого цвета и какой формы не хватает на нижней полке? Что нужно сделать, как вы думаете? - Хорошо, положите недостающую витаминку. Дети проходят по дорожке синего цвета и попадают на полянку «Помощники». Дети замечают, что витаминки разные. Ответы детей. (Они круглые, синие, цветом, формой). Ответы детей. (Желтые, гладкие, круглой, квадратной и треугольной формы). Ответы детей. (1 синяя, 1 желтая, 1 зеленая) Неожиданно, некоторые дети замечают, что не хватает витаминки. Сообщают об этом воспитателю. Ответы детей. (Нужно положить недостающую витаминку). Дети кладут на нижнюю полку недостающую 5
Белочка: - Молодцы! Справились с заданием! Воспитатель:-Давайте, погреемся!
Физкультминутка
Здравствуй зимушка – зима, Что в подарок принесла? Белый снег пушистый, Иней серебристый. Лыжи, санки и коньки, И на ёлке огоньки! -Пойдемте дальше! Белочка: - Для выполнения третьего задания вам надо пройти по дорожке, сделанной из таких фигур. Что это за фигуры?
Полянка «Веселые цифры»
Белочка предлагает выполнить задание: - На этой полянке живут веселые цифры. Они очень любят бегать, прыгать и часто забывают свое место. Как думаете, что нам надо сделать? Воспитатель: - Ребята, посмотрите на карточки и скажите, какую цифру надо поставить на свободное место? (Предлагаются карточки по числу детей; на каждой карточке нет одной из цифр). Белочка: Молодцы! Справились с заданием! Вот вам осколок волшебного зеркала. Для выполнения четвертого задания дети проходят по дорожке, сделанной из цифры. - Что это за цифра? витаминку. Дети кланяются Руки в стороны Приседают, проводят по руке вверх Поднимают руки вверх Имитируют движения Делают фонарики Ответы детей. (Треугольники) Ответы детей. (Надо расставить цифры на свои места). Ответы детей. Ответы детей. (4) 6
И попадают на полянку «Сказочная улица».
«Сказочная улица»
Воспитатель:
-
Ребята, возьмите каждый по полоске так, чтобы красная точка была справа. Полоска – это улица. - Скажите, все улицы одинаковые? Правильно, одни улицы узкие, а другие – широкие. - А на этих улицах мы построим дома из прищепок. Дома на нашей улице будут разноцветными. Первый дом – красный. Следующий дом – синий. Дальше идут желтый, зеленый и сиреневый. Мы с вами дошли до конца улицы. А теперь скажите мне, синий дом на каком месте? - А красный? - Желтый? - Сиреневый? - Зеленый? Белочка: Молодцы! Справились с заданием! Вот вам осколок волшебного зеркала. - Идём дальше.
Полянка «Забавные фигуры»
Белочка объясняет детям задание: нарисуйте в каждой фигуре то, что показано на картинке. Воспитатель: - Посмотрите на фигуры, которые нарисованы на картинке. Какие это фигуры? - Правильно! Нарисуйте в каждой фигуре то, что нарисовано на Дети берут полоски. Сравнивают их различными способами. Накладывают, прикладывают. Ответы детей. Дети строят дома из прищепок. Ответы детей. (На втором). (На первом). (На третьем). (На пятом). (На четвертом). Рассматривают фигуры на картинке. Ответы детей. (Треугольник, круг, квадрат). 7
картинке. Белочка: - Молодцы! Вы справились со всеми заданиями! Вот вам последний осколок волшебного зеркала. Вы собрали все осколки. Теперь их надо собрать. (Осколки пронумерованы от 1 до 5). - Ребята, посмотрите, что получилось! Воспитатель показывает детям изображение Деда Мороза. Воспитатель: - Молодцы, ребята! Вы помогли Деду Морозу. Теперь пора возвращаться в детский сад. «Вокруг себя повернись и в детском саду окажись».
Рефлексия:
Где мы сегодня побывали? Что делали? Легко вам было выполнять задания? Какие задания понравились больше? До свидания! Дети рисуют. Дети радуются. Дети собирают осколки вместе, разглядывают что же получилось. Дед Мороз! Дети поворачиваются вокруг себя. Ответы детей. До свидания! 8

Управление образования администрации городского округа Коломна

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №15 « Светлячок»

Конспект занятия на тему

«Путешествие в фотогалерею «Геометрические фигуры».

Воспитатель

высшей квалификационной категории

Мурашова Елена Анатольевна

г.о. Коломна 2015 г.

Задачи:

  1. сформировать представление о том, чем отличаются плоские и пространственные (объемные) фигуры, и о том, из каких элементов состоят пространственные фигуры;
  2. сформировать опыт самостоятельного преодоления затруднения под
    руководством воспитателя на основе рефлексивного метода, закрепить
    способ действий «если что-то не знаю, придумаю сам, а потом проверю себя по учебнику»;
  3. повторить названия изученных геометрических фигур, умение распознавать и называть их, тренировать счетные умения, умение решать простейшие задачи на сложение и вычитание;
  4. тренировать навыки самоконтроля, мыслительные операции - анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификацию, развивать внимание, память, речь, воображение, логическое и вариативное мышление, мелкую моторику рук, инициативность, творческие способности, коммуникативные качества.

МАТЕРИАЛЫ К ЗАНЯТИЮ:

Демонстрационный материал:

  1. Геометрические фигуры прямоугольный параллелепипед, куб, шар, призма, пирамида, конус, цилиндр, круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, настольная лампа, .
  1. «Паспорта» объемных фигур.

Раздаточный:

  1. Карточки с изображением предметов, имеющих форму шара, куба, призмы, пирамиды, цилиндра, конуса (по одной на каждого) к заданию 2.2.
  2. Куб, шар, круг, квадрат, цилиндр, конус.
  3. Куб, прямоугольный параллелепипед, цилиндр, конус, пирамида, шар. Карточки (черно-белые «фотографии») с изображением круга, треугольника, прямоугольника, квадрата. Карточки (черно-белые «фотографии») с изображением куба, прямоугольного параллелепипеда, цилиндра, конуса, пирамиды, шара.
  4. По одной карточке к заданию 2.1.на каждого ребёнка.
  1. Лист к заданию 5.2.
  1. Карточки с числами от 1 до 10, знаки +, -, =.
  2. Карточки к заданию 5.3.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

1. Введение в игровую ситуацию.

  • Ребята, вы часто с родителями ходите в галереи и в музеи?
  • Что вам больше всего нравиться в галерее?

Воспитатель предлагает детям отправиться в фотогалерею, которая находится в стране Геометрических фигур, и посмотреть, какие фотографии в ней выставлены.

Хотите отправиться в Геометрическую страну?

2. Актуализация знаний.

2.1. Игра «Билеты на автобус»

На чем можно добраться до страны?

Дети перечисляют виды транспорта. Решаем ехать на автобусе. В автобус пускают по билетам.

Воспитатель показывает детям один из билетов - карточку со значками.

Что обозначено этим значком (воспитатель показывает на цифру 2)? (Количество.)

Какое свойство обозначено таким значком (воспитатель поочередно показывает на символы размера, цвета и формы)? (Размер, цвет, форма.)

Каждый ребенок получает билет. На стульях лежат объёмные геометрические фигуры. Ребенку нужно найти свое место, то есть найти геометрические фигуры, которые символами-значками записаны в его билете. Кондуктор проверяет билеты и собирает геометрические фигуры в мешочек.

Поехали. Музыкальная физминутка.

2.2. Игра «На что похоже?».

Воспитатель рассказывает, что в фотогалерее страны Геометрических фигур есть охрана. В нее пускают только по пропуску.

Воспитатель ставит на один стол цилиндр и куб, на другой - конус и шар, на третий - призму и пирамиду.

Каждый ребенок получает карточку с изображением предмета, похожего на какую-либо фигуру, находит ее и кладет карточку рядом с этой фигурой.

Проверка осуществляется всеми детьми, которые переходят от стола к столу.

Воспитатель задает вопрос:

Как называется эта фигура? (Например, куб.) Какая она?

Выслушиваются все ответы детей, после чего воспитатель уточняет: куб, шар, призма, пирамида, цилиндр, конус - фигуры объемные. И дети вспоминают, какие фигуры называются плоскими.

Охрана пропускает детей в фотогалерею.

3. Затруднение в игровой ситуации.

3.1. Игра «Фотографы».

Воспитатель собирает детей около себя и рассказывает, что директор фотогалерее организовал выставку фотографий жителей – геометрических фигур. Но кто-то не закрыл окно в галерее, и все фотографии ветер унёс в неизвестном направлении. Теперь директор не знает, что ему делать и просит нас ему помочь.

Как мы можем ему помочь?

Воспитатель выслушивает варианты и подводит их к мысли, что надо заново всех сфотографировать.

Поможете фигурам сфотографироваться?

Воспитатель ставит лампу и направляет свет сначала на куб, потом на шар.

Какая фотография получилась? (Квадрат, круг.)

Воспитатель направляет свет на цилиндр и параллелепипед. Ширина параллелепипеда равна диаметру цилиндра. Высота у фигур одинаковая.

Какая фотография получилась? (Прямоугольник.)
Воспитатель направляет свет на конус и пирамиду.

Какая фотография получилась? (Треугольник.)

Воспитатель говорит, что в фотоателье напечатали фотографии, но они перепутались (фотографии черно-белые).

Воспитатель кладет на стол карточки с изображением круга, квадрата, треугольника, прямоугольника и ставит на стол куб, параллелепипед, цилиндр, конус, пирамиду, шар.

Возникает затруднение, так как, например, прямоугольник может быть фотографией и цилиндра, и параллелепипеда.

Смогли вы подобрать фотографии? (Нет, не смогли.)

Почему не смогли? (Одна и та же фотография подходит к разным фигурам.)

Значит, чему нам надо научиться? (Нам надо научиться фотографировать фигуры так, чтобы по фотографии можно было точно определить, какая фигура фотографировалась.)

4. Открытие нового знания.

Как мы можем это узнать? (Попробовать придумать ответ самим, а потом проверить себя по учебнику.)

Выслушиваются все предложения детей. Воспитатель подводит их к пониманию того, что у фигур есть отличия, которые надо показать на фотографии. Например, можно спросить детей:

Чем отличаются цилиндр и параллелепипед?

В завершение обсуждения воспитатель делает вывод: объемные фигуры надо фотографировать с разных сторон, чтобы показать все их особенности.

Воспитатель показывает детям цилиндр.

Какая фотография получится, если цилиндр сфотографировать с этой стороны (воспитатель показывает торец цилиндра с одной и другой стороны)? (Получатся 2 круга.)

Воспитатель показывает детям рисунок - паспорт цилиндра - и говорит, что эта фотография рассказывает о цилиндре почти все, как о человеке почти все рассказывает паспорт. Значит, это - паспорт цилиндра.

Аналогично разбираются конус, куб, треугольная призма, треугольная пирамида и шар.

5. Включение нового знания в систему знаний.

5.1. Игра «По паспорту найди фигуру»

Ребята, директору необходимо по паспортам найти этих жителей геометрической страны и заново сфотографировать. Иначе фотогалерею могут закрыть.

Детям раздаётся паспорт одной геометрической фигуры, и ребёнок по этому паспорту ищет геометрическую фигуру.

Воспитатель говорит, что в фотоателье напечатали теперь уже правильные фотографии, но они опять перепутались (фотографии черно-белые). Дети ищут фото той фигуры, которую они нашли.

Помогли мы директору фотогалерее? Давайте развесим фото в галерее.

5.2.Игра «Составь и реши задачи по рисункам».

Дети садятся за столы. Воспитатель раздает им листы к заданию 5.2.

Воспитатель предлагает рассмотреть первую картинку-паспорт фотографию.

  • Какие объемные фигуры могут быть здесь сфотографированы? (Это могут быть 2 шара и 5 кубов.)
  • Придумайте задачу по картинке.

Задача может быть, например, такой: «В фотоателье была сделана групповая фотография 2 шаров и 5 кубов. Сколько всего объемных фигур на этой фотографии?».

  • Что нужно в задаче найти? (Целое.)
  • Как найти целое? (Чтобы найти целое, надо части сложить, то есть к 2 прибавить 5.)
  • Что вам может помочь получить правильный ответ? (Можно пересчитать все фигуры на фотографии - это целое, можно воспользоваться счетными палочками, пальцами.)

Дети выполняют вычисления и дают ответ: сфотографировалось 7 объёмных фигур.

Выложите решение задачи с помощью цифр.

Дети в течение 1 минуты выкладывают равенства из карточек, лежащих на столе. Возможны два варианта решения: 2 + 5 = 7и5 + 2 = 7.

Через минуту воспитатель записывает на доске верные решения, а дети сверяют их со своей работой и при необходимости исправляют ошибки.

  • Рассмотрите вторую картинку.
  • Фотография каких объемных фигур была сделана? (Это могут быть,
    например, конусы.)
  • Придумайте задачу по картинке. (В фотоателье сделали 8 фотографий
    конусов. Две фотографии забрали. Сколько осталось?)

Задача анализируется аналогично первой.

5.3. Игра «Зал скульптур»

В фотогалерее есть ещё зал скульптур, там стоят скульптуры из геометрических фигур. Хотите стать скульпторами?

Вам сейчас раздам карточки, на них изображены паспорта нескольких геометрических фигур. Вам необходимо по этим паспортам найти все фигуры и из них построить скульптуру.

Детям раздаются карточки с паспортами. И они, найдя все фигуры, за столами строят скульптуры из геометрических фигур.

Ну, вот наше путешествие закончилось, пора собираться домой.

Сели на автобус и поехали домой.

6. Итог занятия. (Рефлексия)

Воспитатель собирает детей около себя.

  • Где вы сегодня побывали?
  • Что интересного сделали?
  • С кем познакомились?
  • Чему научились?

Екатерина Искаева

Задачи: 1. Формировать представление о цилиндре, умение распознавать цилиндр в предметах окружающей обстановки.

2. Закреплять счет в пределах 5, геометрические представления детей, умение находить общие свойства предметов.

Материал: картинки с изображением предметов цилиндрической формы, цилиндры разного диаметра и высоты, карточки с «паспортом» цилиндра, модели цилиндров и кубик, цифры 1 – 5, набор геометрических фигур на каждого ребенка.

1. Знакомство с цилиндром и его свойствами.

Воспитатель показывает картинки предметов цилиндрической формы: стакан, колбасу, шляпу-цилиндр, банку цилиндрической формы, клеящий карандаш.

Что общего у всех этих предметов вы заметили? (У всех предметов похожа форма.)

Если дети затрудняются ответить на этот вопрос, можно задать наводящие вопросы: одинаков ли материал, из которого сделаны эти предметы, их цвет, размер, назначение.

Затем воспитатель сообщает детям, что предметы такой формы называются цилиндрами, и просит их найти цилиндры на своем столе. Вместе с цилиндрами на столе должны быть предметы и других форм (например, шара, параллелепипеда, конуса). Целесообразно показать также картинки, на которых предметы цилиндрической формы являются элементами: пушка, здание с колоннами, дерево и т. д.

Знаете ли вы, почему цилиндр так называется? Очень давно, когда никаких машин еще не было, люди передвигали тяжелые предметы при помощи стволов деревьев. Подумайте – как?

Воспитатель дает детям несколько цилиндров одинакового диаметра (например, карандаши) и кубик и предлагает представить, что кубик – это очень тяжелый груз, который надо переместить с одного конца стола на другой, используя цилиндры. После выполнения задачи воспитатель рассказывает, что слово «цилиндр» в переводе с греческого – «каток», «валик». Одним из его свойств является то, что его можно катить.

Детям предлагается разойтись по группе и найти предметы цилиндрической формы.

Затем дети возвращаются к столу, на котором стоят разные цилиндры. Им предлагается найти фигуры, одинаковые по какому-либо признаку, и у отобранных фигур найти признаки отличия. Например, это могут быть цилиндры, равные по высоте, но разные по толщине, цвету, материалу, из которого они сделаны (цилиндры можно сделать из бумаги, пластилина, взять пластмассовые, металлические цилиндры, деревянные карандаши и т. д.)

2. Физкультминутка: «Кто самый внимательный?»

По команде «Ухо» дети должны схватиться за ухо (можно усложнить, говоря «Правое ухо», по команде «Нос» - за нос. Воспитатель выполняет задание вместе с детьми. Через некоторое время начинает намеренно ошибаться и сбивать детей.

3. Игра: «Паспортный стол».

У детей на столах карточки от 1 до 5. Воспитатель предлагает им рассмотреть фигуры, сделанные из пластилина различных цветов.

Дети отвечают на вопросы воспитателя:

Сколько всего фигур? (Показывают цифру.)

Посчитайте от 1 до 5 и от 5 до 1.

Сколько цилиндров? (Хлопают в ладоши.)

Почему хлопнули 4 раза? (Вторая фигура – не цилиндр.)

Чем вторая фигура отличается от остальных?

После всех рассуждений дети приходят к выводу, что у цилиндра с двух сторон одинаковые круги, а у второй фигуры – нет.

Воспитатель ставит цилиндр на стол и просит детей присесть так, чтобы фигура была на уровне глаз. Спрашивает детей о том. что они видят, как это можно зарисовать. Затем поворачивает цилиндр несколько раз и спрашивает детей о том же. В результате обсуждения приходят к выводу:

Значит, если хотят рассказать о цилиндре, это делают так:

Это «паспорт» фигуры. О чем по нему можно узнать? (О высоте цилиндра, его толщине).

Воспитатель прикладывает цилиндр к прямоугольнику, а основания цилиндра – к кругам и показывает, как «паспорт» сопоставляется с его обладателем.

На столе у детей разные цилиндры. Каждому ребенку дается «паспорт», по которому он должен найти соответствующий этому «паспорту» цилиндр.

4. Игра: «Числовое лото».

Дети раскладывают на столе карточки с цифрами от 1 до 5 (лицом вниз). Карточки перемешиваются. Затем каждый ребенок должен вытащить наугад какую-нибудь карточку и выложить столько фигур «Геометрического лото», имеющих общий признак, сколько указывает цифра на карточке (например, 3 большие фигуры, или 4 красные фигуры, или 2 круга и т. д.).

После выполнения задания дети с воспитателем ходят по группе и проверяют правильность решения.