Задать все вопросы к предложению английский. Как задать общий вопрос в английском языке? Примеры

В Английском языке различают 5 типов вопросов:

1. Общий вопрос

2. Разделительный вопрос

3. Специальный вопрос

4. Альтернативный вопрос (вопрос с "OR")

5. Вопрос к подлежащему (вопрос со словом WHO / WHAT)

Для правильного построения вопросительного предложения в Английском языке всегда очень важно помнить о порядке слов в таком предложении. Оно может значительно отличаться от того, который используется в аналогичном предложении в Русском языке.

порядок слов в вопросительном предложении в Английском языке

1. Общий вопрос

Общий вопрос - это вопрос, который предполагает в качестве ответа либо ДА, либо НЕТ, другими словами, вопрос для получения общей информации.

В данном типе вопросов не используются вопросительные слова, и начинается он со вспомогательного глагола. Для каждого времени существуют свои вспомогательные глаголы.

Present Simple - DO/DOES

Present Continuous - AM/IS/ARE

Future Simple - WILL / SHALL

Past Simple - DID

Present Perfect - HAVE / HAS

Порядок слов в данном типе вопросительных предложений следующий:

1. Вспом. глагол - 2. Подлежащее (кто/что) - 3. Смысловой глагол (в нужной форме) - 4. Дополнение и определение

Do you play tennis every week? - Yes, I do / No, I don’t.

Is he a good driver? - Yes, he is / No, he isn’t.

Will we go to the restaurant tonight? - Yes, we will / No, we won’t.

Did she go to the club yesterday? - Yes, she did / No, she didn’t.

Have you ever visited the United States? - Yes, I have / No, I haven’t.

2. Разделительный вопрос

Разделительный вопрос - это вопрос, который состоит из 2-х частей, разделенных запятой.

I часть - утверждение

II часть - вопрос к данному утверждению, так называемый "QuestionsTag" («хвостик»).

В переводе на Русский язык эта вторая часть будет звучать: «не так ли?» или «правда же?». В русском языке у нас тоже есть вопросы такого типа: «Прекрасная погода, не так ли?»

Этот тип вопросов часто выражает сарказм, удивление говорящего или желание, чтобы его слова подтвердили.

Как задаются разделительные вопросы в английском языке?

Первая часть вопроса выглядит как обычное повествовательное предложение:

  • Отрицательное (Anna can’t swim fast – Анна не умеет плавать)
  • Положительное (You will cross the street at the green light – Ты перейдешь дорогу на зеленый свет).

«Хвостик» выступает в роли короткого вопроса. Именно он и показывает сомнения говорящего.

Вторая составляющая может меняться. Она строится в соответствие с тем, как была сформулирована первая часть.

Если первая часть носила отрицательный характер, «хвостик» содержит положительное утверждение. И, наоборот, при положительной основной составляющей, вторая часть будет отрицательной.

  • Anna cannot play the guitar, can she? – Анна не умеет играть на гитаре, так ведь?
  • Tom is leaving tomorrow, isn’t he? – Лора уезжает завтра, не так ли?

Вторая часть разделительного вопроса в Английском языке имеет две составляющих:

  • 1) Лицо, о котором идет речь, использующееся в первой части. Это может быть местоимение или имя собственное.
  • 2) Модальный глагол, глагол to be или вспомогательный глагол. Как уже было сказано выше, в данном случае ориентируются на первую часть.

Следует рассмотреть, как составляются такие конструкции.

Основная сложность здесь заключается в том, что необходимо знать времена, чтобы не ошибиться в построении второй части вопроса.

Для утвердительной конструкции правило имеет следующую схему
Утверждение + Вспомогательный Глагол + Частичка not + Действующее Лицо?

К примеру,

  • Jack studies English. – Джек изучает английский язык.

Первое, с чего стоит начинать – определение времени. В данном примере это Present Simple. Соответственно, вспомогательный глагол для 3-го лица единственного лица будет "does".

Поскольку в первой части примера стоит утверждение, следует к «хвостику» добавить "not".

Лицо, о котором идет речь, никак не изменяется.

В итоге получаем, что разделительный вопрос выглядит как:

  • Jack studies English, doesn’t he? – Джек изучает английский, не так ли?

Ниже в таблице рассмотрены примеры данных конструкций для простых времен.

Схема образования отрицательной конструкции
Отрицание + Вспомогательный Глагол + Действующее Лицо?

В данном случае мы убираем частицу not во второй части и используем тот же глагол, который был в первой части. Действующее лицо не изменяется.

К примеру:

  • She doesn’t drink coffee. Она не пьет кофе.

Во вторую часть конструкции следует брать только глагол does. В итоге имеем:

  • She doesn’t drink coffee, does she? Она не пьет кофе, правда же?
Построение вопроса с модальным глаголом.

При наличии в конструкции модального глагола, вспомогательный не применяется.

Для утвердительных вопросов схема выглядит следующим образом:

Утверждение + Модальный Глагол + Частичка not + Действующее Лицо?

«Хвостик» в данном случае содержит тот же модальный глагол, но с частицей not.

К примеру:

  • She can run fast. Она может бегать быстро.

Разделительный вопрос будет иметь вид:

  • She can run fast, can’t she? Она может бегать быстро, правда же?

Для отрицания:

Отрицание + Модальный Глагол + Действующее Лицо?

К примеру:

  • She should not go alone. Ей не следует идти одной.

Используя схемы, получаем:

  • She should not go alone, should she? Ей не следует идти одной, не так ли?
Построение вопроса с "to be"
Утверждение + Глагол to be + Частичка not + Действующее Лицо?

В «хвостик» глагол to be ставится в том же времени, в котором существует в первой части, лишь с добавлением частицы not.

К примеру:

  • Samanta is a PR Manager. – Саманта – PR менеджер.

Воспользуясь схемой, получается:

  • Samanta is a PR Manager, isn’t she? – Саманта – PR менеджер, не так ли?
Для отрицательной конструкции схема имеет вид:
Отрицание + Глагол to be + Действующее Лицо?

Вторая часть вопроса составляется при помощи глагола to be и действующего лица из первой части.

Например:

  • Miranda and Jeremy were not embarrassed? – Миранда и Джереми не были смущены.

Используя схему, получаем:

  • Miranda and Jeremy were not embarrassed, were they? – Миранда и Джереми не были смущены, не так ли?
Ловушки в английском языке при построении вопросов с Question Tag

Если в первой части имеется притяжательное местоимение (например, его сын), в «хвостике» оно изменяется на короткое (используя выше приведенный пример, получаем «он»).

После слов everyone (все), someone (кто-то), anyone (кто-нибудь) во второй части применяется they. Например, Someone can do it, can’t they? – Кто-то может это сделать, так ведь?

Если в первой части утвердительной конструкции встречается «I am», в «хвостике» изменяется am на are и добавляется частица not. Например, I am right, aren’t I? – Я прав, да?

Некоторые слова в английском языке несут в себе смысл отрицания (hardly – вряд ли, barely – едва, nothing – ничего, nobody – никто и т. д.). Используя их в первой части утвердительной конструкции, мы получаем отрицания, поэтому в данном случае во вторую часть частица not не добавляется. Например, They have nowhere to go, do they? – Им некуда идти, не так ли?

Чтобы правильно составлять разделительные вопросы с хвостиком следует запомнить, что если первая часть конструкции утвердительная, во вторую часть следует добавить отрицание и, наоборот – при отрицательной первой части вторая – положительная.

Question tags table

Основная часть

Краткий вопрос

Примеры

am aren"t I am right, aren’t I?

I am not tall, am I?

Greg is here, isn’t he?

Kids are at home, aren’t they?

Greg isn’t here, is he?

are not/aren’t

Kids aren’t at home, are they?

Greg was here, wasn’t he?

Kids were at home, weren’t they?

was not /wasn’t

Greg wasn’t here, was he?

were not /weren’t

Kids weren’t at home, were they?

I have played chess, haven’t I?

Paul has played chess, hasn’t he?

have not /haven’t

I haven’t played chess, have I?

has not /hasn’t

Paul hasn’t played chess, has he?

I had played chess, hadn’t I?

Paul hadn’t played chess, had he?

Molly will phone us, won’t she?

Greg won’t phone us, will he?

We shall arrive soon, shan’t we?

shall not / Shan’t

We shan’t arrive soon, shall we?

It would be possible, wouldn’t it?

would not /wouldn’t

He wouldn’t come, would he?

Molly can swim, can’t she?

can not /can’t

You cannot do this, can you?

Molly could swim, couldn’t she?

could nоt / couldn’t

You couldn’t do that, could you?

I may be free, mayn’t I?

may not / mayn’t

I mayn’t write here, may I?

It might be true, mightn’t it?

might not /mightn’t

It mightn’t be so late, might it?

You must keep calm, mustn’t you?

You mustn’t panic, must you?

You should eat less, shouldn’t you?

should not /shouldn’t

You shouldn’t eat cakes, should you?

does not / doesn"t

Greg doesn"t like Jim, does he?

We do not like Greg, do we?

did not / didn"t

Molly didn"t come, did she?

3. Специальный вопрос

Это вопрос используется для получения дополнительной информации. Поэтому он всегда начинается с вопросительного слова. Cпециальные вопросы часто еще называют «wh-questions»? Почему? Все просто – вопросительные слова в таких вопросах чаще всего начинаются именно с букв wh. Отсюда и название.

10 вопросительных слов английского языка
Слово Транскрипция Перевод
who? кто?
whom? кого?
whose? чей?
what? что? какой?
which? [ wɪtʃ ] который?
where? [ weə(r) ] где?
when? когда?
why? почему?
how? как?
how many / much?

Примеры вопросов:

Who is this man? - Кто этот мужчина?

Whom are you going to invite? - Кого ты собираешься пригласить?

Whose camera is this? - Чей это фотоаппарат?

What is your hobby? - Какое у тебя хобби?

Which car is yours, the red or the blue one? - Какая машина твоя, красная или синяя?

Where does Jill live? - Где живет Джил?

When do you have to leave? - Когда ты должен уходить?

Why do you look so sad? - Почему ты выглядишь таким грустным?

How are you today? - Как вы себя чувствуете сегодня?

How many dressed has she got? - Сколько у нее платьев?

Специальные вопросы и схема образования - основные правила

Специальные вопросы в английском языке имеют похожее построение к тому, которое имеют общие вопросы. Первое важное правило – модальные или вспомогательные глаголы выносятся перед подлежащим. Второе важное правило – вопросительное слово ставится перед модальным или вспомогательным глаголом.

Схема специального вопроса

  • Первое место в порядке слов принадлежит вопросительному слову.
  • Второе место занимают модальные (should, ought, may, must, can) или вспомогательные (do, does, did, will, have, had) глаголы.
  • Если to have и to be выступают в роли смысловых глаголов, то они играют роль вспомогательных и выносятся вперед подлежщего.
  • Приведем примеры специальных вопросов, где вопросительное слово выступает в роли разных членов предложения.

    Вопросительные слова исполняют роль прямых дополнений или определений к дополнению

  • What are you reading? => Что ты читаешь?
  • What car we need to get to that place? => Какая машина нам нужна, чтобы добраться до этого места?
  • Where was he on Monday? => Где он был в понедельник?
  • What do you need to write this article? => Что тебе нужно для того, чтобы написать эту статью?
  • Who(m) does she want to congratulate? => Кого она хочет поздравить?
  • Which trousers would you like to wear? => Какие штаны ты хочешь надеть?
  • На заметку! В современном английском языке форма who является более популярной, чем whom. Выбирая whom, человек делает вопрос более официальным. Эта форма будет уместной для использования в деловом языке.

    Вопросительные слова исполняют роль предложных дополнений или определений к предложным дополнениям

    Важно заметить, что такие предложения несколько отличаются от других. В них предлог ставится в конце предложения.

  • What are they laughing at? => Над чем они смеются?
  • What are you talking about? => О чем вы говорите?
  • What are you thinking of? => О чем ты думаешь?
  • Who is she talking to? => С кем она разговаривает?
  • Стоит обратить внимание, что в вопросах, начинающихся с Who, What, Where, Which предлоги to, from, with и другие обычно ставятся в конце:
  • Where is she coming from? => Откуда она?
  • Where is he driving to? => Куда он едет?
  • Which direction are you travelling? => В каком направлении вы едете?
  • What city does she live in? => В каком городе она живет?
  • Еще примеры специальных вопросов:

  • What time is it? => Который сейчас час?
  • Whose pencil is this? => Чей это карандаш?
  • What is your name? – Как тебя зовут? => My name is Angelina White. – Меня зовут Ангелина Вайт.
  • Who is that guy? – Кто тот парень? (осведомление о степени родства, фамилии и пр.) => He is my brother’s best friend. – Он лучший друг моего брата.
  • What is he? => Кто он по профессии? (на английском языке - осведомление о роде занятия, специальности).
  • How much is it? => Сколько это стоит?
  • Как правильно составлять ответы на специальные вопросы

    Если сравнивать специальные вопросы с общими, то первые нуждаются в поясняющем ответе. Это может быть полное или неполное предложение. Чтобы правильно составить ответ, объясним на примерах:

  • When is he going to leave? - Today. => Когда он уезжает? - Сегодня.
  • When is he going to leave? - He still didn’t decided. => Когда он уезжает? - Он все еще не решил.
  • What is the matter with them? - They suffer from toothache. => Что с ними? - Они страдают от зубной боли.
  • Нужно помнить, что ответ может состоять из одного или нескольких слов. Это слово относится к тому члену предложения, к которому относился вопрос:

  • What is the matter with them? – Nothing. => Что с ними? - Ничего.
  • How do you like my new shirt? - Oh, it’s awful! => Как тебе моя новая рубашка? - О, она отвратительная!
  • Where is my sister’s seat? - Row 13, seat 13. Your sister is lucky one. => Где место моей сестры? - 13 ряд, 13 место. Твоя сестра счастливица.
  • When will you send a letter? - In a week. => Когда ты отправишь письмо? - Через неделю.

4. Альтернативный вопрос

Как можно догадаться из названия, этот вопрос предлагает сделать выбор.
В жизни часто складываются обстоятельства, когда нужно сделать выбор или предложить его другим. Эта функция выполняется именно альтернативными вопросами. Альтернативный вопрос в английском языке подразумевает вопросы, которые предлагают сделать выбор из двух или более действий, качеств, предметов и пр.

Разумеется, что ответы ‘’да’’/’’нет’’ , которые являются однозначными, в ситуации с альтернативными вопросами являются недопустимыми по смыслу.

Примеры употребления альтернативных вопросов в английском языке

Несколько примеров для лучшего понимания правила, когда нужно задать альтернативный вопрос:

  • Will you propose me coffee or tea? => Предложишь мне кофе или чай?
  • Are you going to Africa or Brazil? => Ты собираешься в Африку или Бразилию?
  • Is he wearing his or mine trousers? => Он носит свои или мои брюки?

Как видно из примеров, все, что нужно для ответа, - это просто выбрать один из уже предложенных вариантов.

Что касается интонации, то ей следует уделить немалое внимание. Нельзя произносить альтернативные вопросы одной сплошной интонацией. Первая часть вопроса, до частицы or, произносится немного завышенным тоном, вторая – заниженным. Можно сделать вывод, что первому варианту отдается большее предпочтение, чем второму, но это не всегда так. Все зависит от ситуации и от предпочтений отвечающего.

  • Do you prefer pineapples or peaches? => Ты предпочитаешь ананасы или персики?
  • Do you like listening to music or watching TV? => Ты любишь слушать музыку или смотреть телевизор?
  • Is he handsome or just pretty? => Он красивый или просто симпатичный?

Как видно, ответ в пользу того или иного качества/вещи/предмета зависит от личных вкусовых предпочтений и индивидуальных пожеланий. Например, для одного вкуснее будут персики, для другого – ананасы. Нельзя сказать, что одно лучше, другое – хуже. То же самое можно сказать о музыке. Кто-то любит расслабляться под любимые песни, для кого-то просмотр фильма – лучшее развлечение. А что касается симпатий, то это чисто индивидуальные предпочтения.

Особенности образования конструкции альтернативных вопросов

Для построения конструкции свойственно использовать инверсию, то есть смену порядка слов в предложении. Наличие инверсии наблюдается во всех видах вопросов, кроме специального (к его определению и подлежащему). Как в таких случаях строится предложение? На первое место ставим (одно на выбор):

  • модальный глагол;
  • вспомогательный глагол;
  • вопросительное слово.

Выбирается один вариант. Он зависит от характера предложения. Что важно – наличие союза or , при помощи которого и предоставляется выбор нескольких предложенных вариантов. Чтобы лучше понять конструкцию построения, наглядно продемонстрируем, как альтернативный вопрос образуется по принципу общих вопросов.

Примеры употребления

Берем два общие вопроса и соединяем их союзом or:

  • Are they knitting or are they sewing? => Они вяжут или шьют?
  • Is she going to school or is she going to cinema? => Она идет в школу или в кино?
  • Does he solving a problem or does he watching TV? =>

Теперь, чтобы образовать правильный альтернативный вопрос, убираем вторую часть вопроса, которая повторяется, и оставляем только ее альтернативу. В результате получаются следующие предложения:

  • Are they knitting or sewing? => Они вяжут или шьют?
  • Is she going to school or to cinema? => Она идет в школу или в кино?
  • Does he solving a problem or watching TV? => Он решает проблему или смотрит телевизор?

Другими словами, альтернативный вопрос в английском языке образуется на основе общих вопросов, которые служат своеобразным фундаментом для образования альтернативных. Основная задача – связать несколько альтернативных вариантов, среди которых один является возможным ответом.

Вторая часть альтернативного вопроса в отдельных случаях может быть заменена на отрицательную частицу not . Приведем примеры:

  • Will she be so kind to repeat or not? => Будет она столь любезна повторить или нет?
  • Is he waiting for me or not? => Он ждет меня или нет?
  • Do you like my cookies or not? => Тебе понравились мои печеньки или нет?
  • Did they trust us or not? => Они нам доверяли или нет?

Важно! На альтернативный вопрос отвечать нужно только полным предложением.

Альтернативный вопрос в английском языке применительно к подлежащему

Важно помнить, что в случае, когда альтернативный вопрос нужно задавать к подлежащему, то вторая часть вопроса тоже должна иметь модальный или вспомогательный глагол, который должен предшествовать второму подлежащему. Причем стоит помнить, что ответы на такие вопросы чаще всего имеют краткую форму.

Если альтернативный вопрос состоит из специального вопроса (специальные вопросы имеют свою специфику образования), за которым следуют однородные члены предложения, то нужно использовать вопросительное слово. Оно ставится в начале такого предложения.

Примеры :

5. Вопрос к подлежащему

Если мы хотим задать вопрос к подлежащему (кто? что?), то используем данный тип вопроса.

Как вы уже догадались, вопрос будет начинаться со слова WHO или WHAT.

Особенностью данного типа вопросов является порядок слов. Мы используем тот же порядок слов, что и в утверждении. При этом who(what) условно стоит в 3-м лице единственного числа. Т.е. мысленно заменяем на he. Who Question или Вопрос к подлежащему – вопрос, которому не требуется вспомогательный глагол. Образуется этот тип вопросительными словами who (кто) и what (что).

Составлять вопросы к подлежащему нужно по следующей схеме:

Чтобы было проще разобраться, как задавать этот вопрос, достаточно придумать утвердительное предложение и заменить в нем подлежащее на вопросительное слово. Так как вопросительные слова подразумевают 3 лицо, единственное число, не забывайте присоединять окончание -s к глаголам и использовать соответствующую форму глагола to be (is и was).

В приведённых ниже примерах, мы просто меняем подлежащее на вопросительное слово, но необходимо обратить внимание на то, что происходит с глаголом. Форма глагола при этом меняется.

Глагол «to be»

I am busy. - Я занят.
Who is busy? - Кто занят?

Our children were at home. - Наши дети были дома.
Who was at home? - Кто был дома?

We will be tired. - Мы будем уставшими.
Who will be tired? - Кто будет уставший?

Глагол «to have»

They have a lot of cats. - У них много кошек.
Who has a lot of cats? - У кого много кошек?

Our children have been in the zoo . - Наши дети побывали в зоопарке.
Who has been in the zoo? - Кто побывал в зоопарке?

By the 1 May, I will have been working at the university for five years. - К 1 маю я буду работать в университете уже 5 лет.
Who will have been working at the university for five years by the 1 May? - Кто к 1 мая будет работать в университете уже 5 лет?

Глагол «to do»

They do their room often. - Они убирают свою комнату часто.
Who does the room often? - Кто убирает свою комнату часто.

They don’t play. - Они не играют.
Who doesn’t play? - Кто не играет?

Другие смысловые глаголы:

We sing every evening. - Мы поём каждый вечер.
Who sings every evening? - Кто поёт каждый вечер?

но:

We will play with you . - Мы сыграем с тобой .
Who will play with you ? - Кто сыграет с тобой ?

Как известно, вопрос — это просьба о получении информации или выполнении действия. Каждый день мы задаем себе и другим множество самых разнообразных типов вопросов (Кто я? Зачем я пришел в этот мир? Кто на свете всех милее? Как выучить английский за месяц?..). Вопросы разные, но формально их объединяет одна общая черта (а, вернее, знак): в конце каждого вопросительного предложения всегда стоит знак вопроса.

Итак, давайте разберемся, какие бывают типы вопросов в английском языке.

Закрытые вопросы

Закрытыми называются такие типы вопросов, которые требуют ответа вида «да/нет», «верно/неверно».

Для этого типа вопросов в английском языке используются вспомогательные глаголы (do/does, am/is/are, have/has ). Вспомогательный глагол при этом ставится в начало предложения. Таким образом, сказуемое и подлежащее меняются местами.

Утверждение Вопрос
He is from London. — Он из Лондона. Is he from London? — Он из Лондона?

Образование вопросов в Present Continuous

Обсудить эту тему в школе Skyeng

первый урок бесплатно

Оставить заявку

42585

Вконтакте

Если в процессе изучения английского языка Вы все еще не поняли, как задавать вопросы, сейчас мы эту проблему исправим.

Итак, для начала следует запомнить, что в английском есть всего 5 типов вопросов. Начинаем загибать пальчики:

  • Первый тип вопроса – общий
Вне зависимости от контекста, ответов на данный вопрос может быть только два – «да» или «нет».

Do you like travelling? – Тебе нравится путешествовать?
Как уже упоминалось выше, ответ может либо Yes, I do , либо No, I don’t .

Для того чтобы построить общий вопрос, необходимо подумать об утвердительном предложении, которое в данном случае будет звучать так:

You like travelling. – Тебе нравится путешествовать.

При добавлении вспомогательного глагола, который ставится в самом начале предложения, и образуется общий вопрос. Для каждого времени английского языка вспомогательный глагол свой.

Обращаю Ваше внимание, что в Present Simple для глаголов 3-го лица единственного числа вспомогательным глаголом будет does :

Does she like travelling? – Она любит путешествовать?
Yes, she does. – Да

Did the weather smile on you? – Погода благоприятствовала тебе?
Yes, it did. It was a fine day. Да, был замечательный день.

  • Второй тип вопроса – специальный

Называется так потому, что начинается со специальных :

What? – Кто? Что? Какой?
Who? – Кто?
When? – Когда?
Where? – Где? Куда?
Why? – Почему?
Which? – Который? Какой?
Whose? – Чей?
Whom? – Кого?
How? – Как?
How long? – Как долго?
How often? – Как часто?
How much? – Сколько?
How many? – Сколько?

Основное отличие специального вопроса от общего – это именно вопросительное слово в начале предложения. Все остальное – это общий вопрос. Смотрим на пример:

Did she tell the truth? – Она сказала правду? (общий вопрос)
Why did she tell the truth? – Почему она сказала правду? (специальный вопрос)

Did the plane landtake off? Самолет приземлился? (общий вопрос)
When did the plane land? – Когда приземлился самолет? (специальный вопрос)

  • Третий тип вопроса – альтернативный

Здесь Вы можете выбрать только один ответ из двух предлагаемых альтернатив.

Do you prefer tennis or football? – Ты предпочитаешь теннис или футбол?

Обращаю Ваше внимание, что если отбросить вспомогательный глагол в начале предложения и альтернативу в конце, получится утвердительное предложение.

Would you like mashed potatoes or spaghetti? – Ты бы хотел пюре или спагетти?

Did you live in Russia or in the Ukraine? – Ты жил в России или в Украине?

  • Четвертый тип вопроса – разделительный

Используется для подтверждения собственных мыслей и предложений. Строится как утвердительное предложение, в конце которого добавляется запятая и вспомогательный глагол в отрицательной или утвердительной форме в зависимости от первой части предложения.

She is a good teacher, isn’t she? – Она хороший учитель, ведь так?
He plays the violin, doesn’t he? – Он играет на скрипке, не так ли?

  • Пятый тип вопроса – вопрос к подлежащему

Начинается такое предложение с вопросительного слова, порядок слов при этом не меняется.

Who came to the pyjamas-party? – Кто пришел на пижамную вечеринку?
What happened at the end? – Что случилось в конце?
Who feels tired? – Кто чувствует себя уставшим? (обратите внимание, что к глаголу добавляется окончание ‘s’, так как действие происходит в Present Simple).

2015-10-30

Приветствую вас, дорогие друзья и читатели моего блога!

Знаете, почему героям рассказа «Верный вопрос» Роберта Шекли, так и не удалось получить ни одного толкового ответа у всезнающего Ответчика? … Они просто не смогли правильно задать вопрос!

Чтобы чего-нибудь подобного не случилось с вами при общении с англоязычным собеседником, мы в этой статье разберём вопросы для разговора на английском языке. Рассмотрим , изучим порядок слов и поведение глаголов в них, обратим внимание на некоторые нюансы. Все это будет подкреплено многочисленными примерами. Кроме этого, мы посмотрим на список самых распространенных вопросов в разговорах.

Чтобы задать вопрос на русском языке, достаточно просто сменить интонацию. Разговаривая на английском, для построения вопросительных предложений необходимо ещё и соблюдать определённый word order .

Основные принципы построения

И всё-таки, как составлять предложения, чтобы они имели вопросительное звучание?

Запоминаем самое основное:

  • Вопросительные слова или местоимения (если они присутствуют в вопросе) — ставятся перед всем предложением (What, Which, When и т.д)
  • Сказуемое, модальный или вспомогательный глагол в соответствующем времени и лице (Но, если п.1 отсутствует, этот глагол будет в самом начале!)

а) Если сказуемое выражено глаголом tо be или to have в настоящем или прошедшем времени, они выносятся перед подлежащим

Have you got a book? - У вас есть книга?

Do you have a book? – версия американская.

Were you in London yesterday? - Вы были в Лондоне вчера?

б) Если сказуемое выражено оборотом there is , глагол to be ставится перед словом there, а подлежащее - после него:

Is there any fish in the freezer? - В морозилке есть рыба?

в) Перед подлежащим ставится вспомогательный или модальный глагол, если последний входит в состав сказуемого:

Саn you give me your pen? - Вы можете дать мне вашу ручку?
Have you heard the noise? - Вы слышали этот шум?

г) В других случаях перед подлежащим ставится вспомогательный глагол Do (Does) в настоящем или Did в прошедшем времени.

Does he work in an office? – Он работает в офисе? (Отметьте, что буква –s перешла во вспомогательный глагол) – Yes, he works in an office.

д) Если в составе сказуемого имеются два или три вспомогательных глагола, то перед подлежащим ставится первый вспомогательный глагол (как это бывает в Present Perfect Continuous и Past Perfect Continuous):

Has she been working in our firm for ten years? - Она работает в нашей фирме уже десять лет?

е) Помните, что глаголы to be и to have могут быть как вспомогательными, так и модальными (to have to, to be to)

Напомню, что в будущем времени вспомогательным глаголом является will/shall .

  • Подлежащее (Если в роли подлежащего выступает вопросительное слово, можно начать отсюда!)
  • Смысловой глагол (Если в вопросе есть модальный или вспомогательный глагол, ставится в настоящем времени и 1-м лице)
  • Дополнение (him, her... — часто отвечают на вопрос «кому, кого»)
  • Обстоятельство места (in the theatre)
  • Обстоятельство времени (at 6 o"clock)

Типы вопросительных предложений

А сейчас я назову характерные детали каждого типа и приведу примеры:

  • Общие вопросы – это те, на которые можно ответить «да» или «нет». Ещё их называют “Yes/No questions” (больше об этом типе можете узнать из ).

Do you like green tea?
Are you a banker?
Do you have a car?

  • Специальные вопросы – строятся на основе структуры общего вопроса с вопросительным словом. Задают их тогда, когда нужно узнать детали: Как? Зачем? Когда?

When do you take your dog for a walk?
Where do you go every day?

Вот список вопросительных слов с переводом:
who – кто
what – что, какой
when – когда
where – где, куда, откуда
how – как
how long – как долго
which – который
whose – чей
how much / how many – сколько
why — почему

  • Альтернативные вопросы — предлагают выбор между двумя возможными вариантами чего-либо (обстоятельствами, вещами или людьми). Вы догадались, почему они имеют в своём составе частицу «or»?

Are you a student or a pupil?
Do you want tea or coffee?

  • Разделительные вопросы (с хвостиком) – оканчиваются вопросом «не так ли?». Причём, если первая часть этих вопросов повествовательная, то краткая вторая (хвостик) будет отрицательной и наоборот.

Tom likes green tea, doesn’t he? – Том любит зеленый чай, да? (не так ли?)
Tom doesn’t like cacao, does he? – Том не любит какао, да? (не так ли?)

Особая группа вопросов — «вопросы к подлежащему» – ведь в них порядок слов остаётся прямым, то есть как в повествовательном предложении, а роль подлежащего достаётся вопросительному слову. Заметьте, эта особенность касается лишь прошедшего и настоящего времен.

Who wants to eat nuggets?
What makes you happy?
Who knocked at the door?

Как вы заметили из примеров, в настоящем времени смысловой глагол ставится в форму единственного числа третьего лица, поэтому всегда будет иметь окончание «s (es)», а в — форма глагола будет всегда вторая!

Косвенные вопросы – образуются с помощью выражения “I wonder” (и еще некоторых...).

I wonder if he smokes. – Интересно, курит ли он?
He wonders if she wanted to go there. – Ему интересно, хотела ли она туда поехать.

Заметили, что слово “if ” , выполняющее роль частицы «ли », занимает не очень удачное место для дословного перевода?

Более подробно о разных типах вопросов в английском вы можете узнать перейдя по соответствующим ссылкам:

Стандартный набор

Если вы регулярно ведёте беседы на разные темы со своими знакомыми на английском языке, то для большей лёгкости общения, вы должны обладать арсеналом часто задаваемых вопросов:

How are you? – Как поживаешь?
How do you do? – Как дела?
Do you agree? – Вы согласны?
Could (Can) you help me? – Вы не могли бы (можете) мне помочь?
Really? – Верно? Правда?
Do you understand me? – Вы меня понимаете?
What for? – Для чего?
How can I get to ...? – Как я могу добраться до …?
Do you know that... ? – Знаете ли Вы что …?

При знакомстве пригодятся следующие вопросы:

What’s your name? — Как Вас зовут?
Where are you from? – Откуда вы?
Is this your first time here? — Вы здесь в первый раз?
Who are you? – Кто Вы?
What are you? – Кто Вы? (Когда хотим узнать, чем занимается собеседник или кто он по профессии)
Where do you live? – Где Вы живёте?
Where are you staying? — Где Вы остановились?
How are you doing ? — Как ваши дела?

Школьникам на заметку

Также необходимо отметить группу вопросов для школьников
(про учёбу, про лето, про одноклассников):

Are you a pupil? – Ты ученик?
Does Tom have a pen? – У Тома есть ручка?
May I take your eraser? – Можно взять твой ластик?
Is the book exciting? – Книга захватывающая?
Are you at school? – Ты в школе?
Are you going to school on Monday? – Ты идёшь в школу в понедельник?
Do you study well? – Ты хорошо учишься?
How many pupils are there in your class? – Сколько учеников в твоём классе?
How did you spend the summer? – Как ты провёл лето?
What is your favourite subject? – Какой твой любимый предмет?
What do you usually do at your free time? – Что ты обычно делаешь в свободное время?
Why do you like holidays? – Почему тебе нравятся каникулы?
Did you do your homework with your father? – Ты делал домашнюю работу с отцом?
Who teaches you English language ? – Кто учит тебя английскому языку?

Для любителей нюансов

Как задавать разделительные вопросы (с хвостиком)?

a) Если первая часть выражена просьбой в повелительном наклонении, то во второй будет: can you/could you или will you/ won’t you.

Wait a minute, can you? - Подожди минуточку, ок? (хорошо?)

б) Повелительные предложения, начинающиеся фразой «Don’t», дают хвостик – «will you».

Don’t forget to come, will you? - Не забудь прийти! Придёшь? (Хорошо?)

в) Если предложение начинается с «Let’s» , то оканчивается «shall we».

Let’s talk, shall we? - Давай поговорим, хорошо?

г) Если подлежащим являются слова «that» или «this», то в окончании они заменяются на «it».

That is your car over there, isn’t it? - Это там твоя машина, не так ли?

А вот «I am» меняется на «aren’t I», как бы вас это не смущало.

I am a good pupil, aren’t I? — Я, хороший ученик, не так ли? (да?)

Вот ещё парочка интересных примеров:

a) В английском, в отличие от русского, когда мы отвечаем утвердительно на отрицательный вопрос, мы никогда не говорим «No» , а только «Yes» :

Haven’t you seen Jack? - Yes, I have . - Разве вы не видели Джека? - Нет, видел.
Didn’t you meet him yesterday? - Yes, I did. - Неужели вы не встретили его вчера? - Нет, встретил.

б) Если вам необходимо выразить удивление по поводу чего-либо в отрицательной форме (в русском языке подобные предложения начинаются словами «разве?» или «неужели?»), то это нужно сделать вот так:

Don’t you want to come to our place tomorrow? - Разве вы не хотите приехать к нам завтра?
Didn"t you hear about that? — Неужели вы об этом не слышали?

Некоторые отличия неформальных версий

Я думаю, каждый(ая) из вас понимает, что наша повседневная речь не всегда соответствует всем грамматическим правилам: для неё характерны разнообразные сокращения, пропуски слов (опущение), изменение формы местоимений и т.д. Это касается и английского языка.

Вот некоторые типичные отличия:

Have you done that? – Done that? – Ты сделал это?
Who was the boy whom she asked? – Who was the boy she asked? (опущение союза “whom”)
Do you think that we should go there? – Do you think we should go there? (опущение союза “that”)
Или при переспросе: He is a famous racer – Is he? (вопреки правилам – хвостик здесь не отрицательный!)

Ну вот и добрались до финиша! , мои дорогие! Пытайтесь порой думать на английском, уделяйте языку чуточку внимания каждый день, и у вас всё получится!

А теперь забудьте обо всех сложных терминах и определениях! Приступайте к практическим и интересным по составлению вопросов в английском.

До новых встреч! Если данная статья вам понравилась и оказалась актуальной, советуйте друзьям почитать её в соц.сетях.

Вконтакте

Any questions?
Вопросы есть?

Конечно, у вас есть вопросы: английский язык, бывает, задает задачки. Например, как составлять вопросы на английском? Какие бывают виды вопросов? Как задать вопрос с правильной интонацией, чтобы носителям языка не пришлось гадать - это вопрос или нет?

Итак, 5 видов вопросов в английском языке:

Общие вопросы, или yes/no questions
Специальные вопросы, или WH questions
Альтернативные вопросы
Разделительные вопросы, или tag questions
Вопросы к подлежащему

Рассмотрим подробнее все типы вопросов с примерами.

Общие вопросы - это такие вопросы, на которые можно ответить либо да, либо нет (еще можно ответить «не знаю», но это же не про нас).

Do you like opera? - No, I don’t.
Ты любишь оперу? - Нет, не люблю.
Are you a football player? - Yes, I am.
Ты футболист? - Да.

Общие вопросы всегда начинаются с глагола. Это может быть один из вспомогательных глаголов (be, do, have), может быть глагол to be (быть, являться) в его прямом значении, а может быть и модальный.

Как задать YES/NO вопрос с глаголом to be

Образование вопросов в английском языке становится возможным благодаря изменению структуры предложения. Если вам известна самая элементарная структура предложения в английском (подлежащее-сказуемое-дополнение) - вы сможете задать такой вопрос. Просто поменяйте местами подлежащее и сказуемое.

Посмотрите, как меняется место глагола to be в вопросе:

Заметьте, что в русском переводе ничего не меняется - мы вопрос привыкли обозначать интонацией, и инверсии - изменения порядка слов в предложении - у нас нет, или встречается редко.

Как задать такой вопрос на английском с помощью глагола to do

Помимо to be в предложении может быть любой другой глагол:

The fish swims in the ocean - Рыба плавает в океане My friends play football - Мои друзья играют в футбол I sing opera - Я пою оперу

И тогда нужно использовать глагол-помощник DO

Does the fish swim in the ocean?
Do my friends play football?
Do I sing opera?

Слова с такой функцией в русском нет. Мы говорим просто: Рыба плавает в океане? Стоит заменить знак вопроса на точку, как смысл меняется радикально. Удобно? Может быть. Но отнеситесь к вспомогательному do снисходительно. Он старается изо всех сил. Видите, как он забрал у глагола swim окончание -s? Это чтобы нам с вами было сразу понятно, что речь про одну единственную рыбу. Да и вообще, это как маячок: слышишь do в начале предложения - жди общий вопрос.

Так что ставим глагол do в начало предложения перед подлежащим, и общий вопрос готов. Только нужно выбрать правильную его форму в соответствии с числом и временем.

Если смысловой глагол - тоже do (делать), то вспомогательный все равно будет do . Получится два слова do в одной фразе:

Does she do her homework? - Делает ли она свои домашние задания?

Еще раз обратите внимание, что вспомогательный глагол do изменился в соответствии с женским родом - превратился в does , а смысловой остался в начальной форме.

Как задавать вопросы в английском с модальными глаголами

Я имею возможность купить козу. Но не имею желания.
(из фильма «Кавказская пленница»)

Модальные глаголы - это такие глаголы, которые выражают наши желания и возможности. Это глаголы can, may, must, should и другие. Задаем вопросы с ними при помощи инверсии, т.е. меняем местами подлежащее и сказуемое.

+
You can buy a goat.
Ты можешь купить козу.

?
Can you buy a goat?
Ты можешь купить козу?

Также модальные глаголы очень часто используются, когда задавать прямой вопрос не очень вежливо.

Could you pass me the salt? - Не могли бы вы передать мне соль?
Would you do me a favor? - Не могли бы вы сделать мне одолжение?
May I come in? - Я могу войти?
Should I wait here? - Нужно ли мне подождать?

Как отвечать на общий вопрос?

Как известно, на вопрос иногда можно получить ответ, и вот тут важно не растеряться и понять его. Чаще всего, сначала это будет обычный короткий ответ, а после него уже могут следовать подробности.

Yes, I do, или:
No, I don’t.

Или:
Yes, it is
Yes, I can

Какой глагол будет использоваться в ответе, напрямую зависит от вопроса. Если вопрос содержал вспомогательный do, то и в ответе будет do. Если у вас спросили:

Did you go the supermarket yesterday? - Вы ходили вчера в супермаркет?

Нужно ответить
- Yes, I did, или
- No I didn’t
В крайнем случае,
- I don’t remember
- Я не помню

Но не допускайте такую ошибку:
- Did you go to the supermarket yesterday?
Не отвечайте
- No, I wasn’t.

Нужно, чтобы ваши с собеседником глаголы совпадали, тогда у вас будет полная языковая гармония и понимание.

Зачем вообще эти короткие ответы? Так быстрее и удобнее. Вместо того, чтобы говорить «Yes, I went to the supermarket yesterday», можно просто сказать «I did». И это не звучит резко, даже если вы больше ничего не скажете, хотя, конечно, частенько за этим следует более подробный рассказ.

Специальные вопросы, или WH questions

Как видно из английского наименования, специальные вопросы - это те, которые начинаются на буквы wh.

Например,
Where - где?
Who - кто?
What - что?
Which - который?
When - когда?
Why - почему?
How - как?

и вопросы, имеющие в своем составе «how»:
how often - как часто?
How far - как далеко?
How old - чтобы спросить о возрасте
И так далее.

Таким образом, WH questions включают в себя Wh questions + H ow

Where is my darling? - Где моя любимая?

Те из вас, кто уже умеет задавать общие вопросы, удивятся, когда узнают, насколько просто формируется специальный вопрос в английском.

Рассмотрим его строение на примере:

Why do you like swimming? - Почему ты любишь плавать?

Если мы уберем вопросительное слово why , получится

Do you like swimming?

Это обычный общий вопрос, который требует ответа «да» или «нет». Мы добавили why , и получился специальный вопрос.

Давайте немного потренируемся. Сделайте из следующих общих вопросов специальные, добавив к ним любые вопросительные слова.

  1. Does she go tho the supermarket?
  2. Can I buy a goat?
  3. Should I wait here?
  4. Do your friends play football?
  5. Does she do her homework?
  6. Are you waiting for me?

Наверное, у вас получилось что-то вроде этого:

  1. When does she go tho the supermarket?
  2. Where can I buy a goat?
  3. Why should I wait here?
  4. How often do your friends play football?
  5. When does she do her homework?
  6. Where are you waiting for me?

Вопрос к подлежащему

Во многих британских учебниках этот вид вопроса отдельно не выделяют и относят к группе специальных вопросов. Да, вопросы к подлежащему тоже начинаются с вопросительных слов, которые начинаются с Wh.

Но многие рассматривают именно пять типов вопросов в английском языке, потому что вопрос к подлежащему имеет очень простую структуру, чему, конечно, нельзя не порадоваться.

Когда мы задаем вопрос к подлежащему, то вспомогательный глагол не нужен. Инверсия тоже не нужна. Посмотрите на пример:

Bulgakov wrote «Master and Margarita» - Булгаков написал «Мастера и Маргариту».

Подлежащее - Булгаков. Он в этом предложении действующее лицо, он написал роман. Допустим, мы не знаем этого известного факта и хотим задать вопрос к подлежащему:
Кто написал «Мастера и Маргариту»?

Для этого вместо подлежащего вставляем who . Получается,

Who wrote «Master and Margarita»?

Все, больше ничего делать не нужно, вопрос готов. Можно не вспоминать про правила, а просто переводить слово в слово, потому что в русском эта структура выглядит так же:

Кто читает книги?
Who reads books?

Какой город является самым большим?
Which city is the biggest?

Кстати, почему в примере «Who reads books?» у глагола окончание s? Дело в том, что, задавая вопрос «Кто?», мы всегда подразумеваем третье лицо единственного числа, даже если на самом деле действующих лиц много.

В русском мы делаем то же самое:
Кто читает? (читает – глагол с окончанием 3 лица, единственного числа).

Таким же образом поступаем и в present perfect:

Альтернативные вопросы

Это любые вопросы, в которых дается альтернатива и есть разделительный союз. Выбор может быть между предметами, действиями, качествами и т.д. С точки зрения структуры, это два общих вопроса, разделенные союзом or (или). Вторая часть чаще всего неполная:

Are you married or single? - Вы замужем или нет?
Do you work or study? - Вы работаете или учитесь?
Do you like classical music or jazz? - Вы любите классическую музыку или джаз?

В русском такая конструкция тоже есть, поэтому, как задавать вопросы на английском в ситуации выбора, достаточно ясно.

Разделительные вопросы или tag questions

Этот вид вопросов еще называется «tail questions» - буквально «вопросы-хвостики». Так их назвали потому, что такой вопрос короткий и является придатком к главному, более длинному предложению.

Они особенно пригождаются, когда мы в чем-то неуверенны и хотим уточнить, подтвердить свои мысли, узнать, правильно ли мы поняли. А еще, для того, чтобы вовлечь собеседника в диалог.

В tag questions есть две части:

  1. Первая, главная часть - это то, что вы думали, но хотите уточнить. Вы озвучиваете свою мысль. Может быть как в утвердительной, так и в отрицательной форме.
  2. Потом, как бы сомневаясь в своих словах, спрашиваете, так ли это, правильно ли вы подумали. Вторая часть - это сам вопрос в краткой форме. Он состоит из глаголов be, do, have, либо модального глагола, и подлежащего, чаще всего выраженного местоимением.

Если первая часть утвердительная, вопрос должен быть с отрицанием. И наоборот, если в главной части было отрицание, в «хвосте» его уже не будет.

Здесь во всем царит симметрия - если в первой части использовался глагол to be, его же мы увидим в хвостовой части:

You are Masha’s sister, aren’t you? - Ты Машина сестра, верно?

Если вначале был модальный глагол, скажем, can, он же будет и в конце:

You can’t swim, can you? - Ты не умеешь плавать, не так ли?

Когда вспомогательного или модального глагола, или глагола to be в первой части нет, во второй мы используем do, does или did

Masha went to Moscow last week, didn’t she? - Маша ездила в Москву на прошлой неделе, не так ли?
His little brother ate all the sweets, didn’t he? - Его младший брат съел все конфеты, не правда ли?

Если в первой части предложения есть I am, то в вопросе это трансформируется в aren’t I?

I am right, aren’t I? - Я прав, разве нет?

Ниже расположена таблица, в которой еще раз демонстрируется правило: если в первой части утверждение (+), в вопросе будет отрицание (-), и наоборот.

Чаще всего в английском можно услышать именно отрицание в вопросительной части.

Вопросительный «хвост» произносится с повышением интонации. Но бывает, что интонация в этом месте идет, наоборот, вниз. С таким интонированием получается вопрос-утверждение. Говорящий уверен в своей правоте, он как-бы говорит «согласись со мной», «раздели моё мнение».

Сравните интонацию в «уверенных» и «неуверенных» разделительных вопросах:

Бывает и так, что в обоих частях таких предложений есть утвердительная конструкция, и это не является ошибкой. Так можно сделать, когда вы только что услышали информацию и повторяете, чтобы показать свою заинтересованность, удивление, озабоченность или какую-то другую реакцию.

So you are keen on drawing, are you? - Так тебе нравится рисовать, не так ли?

Короткие вопросы в устной речи

Мы рассмотрели все основные виды вопросов, но не стоит думать, что английский на этом заканчивается. В разговорной речи свои законы и правила, и, чаще всего, они направлены на сокращение и упрощение. Кому нравятся громоздкие конструкции? Темп жизни ускоряется и поэтому, например, вместо

- Are you ready?
- You ready?
- Ready?

Еще примеры укороченных вопросов и их длинные аналоги:

Seen it? - Have you seen it?
Got it? - Have you got it?
Going to school? - Аre you going to school?
Any questions? - Have you got any questions?

Когда говорящим хорошо известен контекст, например, потому что ваши собеседники - это друзья или коллеги, полный вопрос покажется даже странным.

И вспомогательный глагол, и местоимение часто оказываются отброшенными.
Но:
Нельзя отбрасывать вспомогательный глагол и местоимение, если это местоимение - I :

Have I said it before? - Я уже это говорил?
«Said it before?» - неправильный вариант.

Теперь вы знаете, как задать вопрос в английском языке, если вы разговариваете с друзьями, близкими людьми, находитесь в расслабленной обстановке. Также эти формы вопросов очень часто можно слышать в фильмах.

Немного об интонации в вопросах

Интонация - это тот мелодический рисунок, который всегда возникает в речи. Мы же не говорим на одной ноте? Тем более, когда задаем вопросы. Нередко получить ответ бывает очень важно, поэтому вопросы во всех языках интонируются особо. Очень часто это повышение интонации, которое возникает к концу предложения. Тем не менее, вопросы английского языка могут быть заданы с тремя разными интонациями, в зависимости от типа вопроса.

Нисходящая интонация.

Характерна для специальных вопросов.

Восходящая интонация.

Типична для общих вопросов.

Смешанная интонация (fall-rise intonation)

Такая интонация выражается схематически изображается так: . Особенно полезно ей воспользоваться, когда нужно запросить какую-то информацию или вежливо пригласить собеседника присоединиться к трапезе или какому-то делу (обычно, приятному).

Но какие бы ни были интонации, вопросы в английском языке основываются не на тоне голоса, а на определенных грамматических структурах. Следите за тем, как построено предложение, на каких местах находятся его части, есть ли там инверсия или вспомогательный глагол.

Часто изучающие язык охотно отвечают на вопросы преподавателя, могут назвать все виды вопросов в английском языке, но есть проблема с тем, чтобы самим задавать вопросы. Если вы занимаетесь с преподавателем, иногда берите инициативу в разговоре на себя. Спросите что-то про преподавателя, его семью, его опыт. Побудьте журналистом, берущим интервью.

Будьте любопытны, и пусть это отражается на вашем уровне владения английским!