В какой технике выполнен леонардо да винчи. Леонардо Да Винчи

Леонардо да Винчи [Настоящая история гения] Алферова Марианна Владимировна

Изобретения, связанные с воздухоплаванием Парашют Леонардо и создание современного парашюта

Изобретения, связанные с воздухоплаванием

Парашют Леонардо и создание современного парашюта

«Если у человека есть тент из плотной ткани, каждая из сторон которого составляет двенадцать длин руки, и высота – двенадцать, то он может прыгнуть, не разбившись, с любой значительной высоты», – писал Леонардо. То есть пятьсот лет назад да Винчи изобрел такую необходимую и замечательную вещь, как парашют. Сразу возникает вопрос – защитит ли парашют Леонардо человека при падении с большой высоты и не позволит разбиться или нет? Ответ, как всегда при разрешении научного спора, был один: проверить все на опыте. То есть построить парашют по размерам, указанным Мастером из материалов, которыми мог располагать человек в XV веке.

Нашелся спонсор, который оплатил изготовление парашюта по чертежам Леонардо. Его сделали точно так, как предлагал Мастер, – только льняное полотно было заменено хлопчатобумажным. Арматуру парашюта изготовили из сосновых брусьев. В итоге готовый парашют весил 100 килограммов (!!!). Неужели столь странная конструкция может сработать? Английский парашютист прыгнул с этим парашютом Леонардо и вполне благополучно спланировал с высоты. Однако ему пришлось воспользоваться при приземлении современным парашютом – конструкция Леонардо просто раздавила бы его своей массой. Так что мы с уверенностью теперь можем сказать: Леонардо не просто нарисовал схему-идею, а точно указал параметры устройства. Его модель, будь она построена, была действующей.

Парашют. Вместе с рисунком Мастер приводит размеры своего парашюта, способного безопасно опустить человека на землю

А когда же появился современный парашют?

В 1595 году в Италии Фауст Верачио опубликовал работу «Новые машины». В книге был помещен рисунок такого устройства: кусок квадратного холста, прикрепленного к раме, к углам которой привязывались веревки. Они, в свою очередь, крепились к подвесной системе, которую надевал человек. Однако неизвестно, прыгал ли кто-то с этим парашютом или это была только схема, как у Леонардо.

Первым человеком, о котором точно известно, что он спустился на парашюте, был уроженец города Савойи француз Лавен. В 20-х годах XVI века Лавена заключили в крепость Мольянс. Решив бежать, он тайно изготовил себе парашют из сшитых вместе простыней, сделав из китового уса каркас, который не позволил бы куполу свернуться. Спуск прошел удачно, но стража заметила беглеца и задержала. В 1777 году парижский профессор де Фонтанж изобрел «летающий плащ». Он заявлял, что с помощью плаща можно безопасно спуститься с любой высоты. Однако испытать свое детище сам не решился. Он обратился к судебным властям с просьбой предоставить ему «на опыты» приговоренного к смертной казни преступника. Власти не отказали экспериментатору и смертника выдали. Испытывать плащ должен был узник Бастилии, грабитель и убийца по имени Жан Думье. Он спрыгнул с крыши парижского оружейного склада в плаще-парашюте и остался жив, только повредил в момент приземления колено. После опасного прыжка смертную казнь преступнику заменили пожизненной каторгой.

Дальнейшая судьба изобретения тесно связана с развитием воздухоплавания. В 1783 году французский физик Себастиан Ленорман изготовил и лично испытал парашют, прыгнув с обсерватории. Ленорман первым назвал свое изобретение так, как оно именуется теперь – парашют. В 1791 году французский же изобретатель Жан-Пьер Бланшар сбросил с парашюта собаку. Через два года он сам отважился сделать прыжок, став первым, кто спасся на парашюте после аварии воздушного шара. Правда, попытка оказалась не совсем удачной – аэронавт сломал ногу.

Первый удачный прыжок с парашютом из корзины аэростата был совершен в Париже в 1797 году Андре Жаком Гарнереном с высоты 680 метров. Его парашют (круглый, мягкий, без каркаса, с полюсным отверстием) очень близок к зонтичному типу современных. Интересно, что его племянница – Элиза Гарнерен – 22 октября 1799 года прыгнула с парашютом с высоты 1000 метров, осуществив второй в истории женский прыжок с парашютом спустя десять дней после того, как это исполнила француженка Жанна-Женевьева Лябросс. Интересное семейство, не правда ли?

Своеобразной вехой в нашей истории стал прыжок, совершенный американским капитаном Эрвином Болдуином с аэростата в 1880 году. Дело в том, что во время прыжка парашют Болдуина открывался автоматически. К верхнему узлу строп была привязана стропа-шнур, ее второй конец закреплялся на корзине или оболочке воздушного шара. Когда парашютист отделялся от аэростата, стропа-шнур под его тяжестью обрывалась, матерчатый купол от скорости падения сначала вытягивался во всю длину, а затем наполнялся воздухом и раскрывался. Этот принцип действия автоматического раскрытия парашюта сохранился до наших дней.

В течение XIX века парашют совершенствовался, но существенных изменений в технологии не было. В начале XX века русский изобретатель Котельников создал первый ранцевый спасательный парашют, крепившийся к спине пилота.

Так что Леонардо безо всяких «но» вполне можно считать изобретателем парашюта. Ведь он предложил рабочую модель изобретения с размерами, а не просто что-то нарисовал в уголке тетради.

Из книги Романтика неба автора Тихомолов Борис Ермилович

Два парашюта Весна была ранняя. И победа - вот она! Но погода! Аэродромы раскисли. А врага надо бить. Бить! Бить!!Приказ: «Выпускать на боевые задания только опытных летчиков». Опытных. А молодых? Что делать молодым?!…Сосны чертили вечернее небо, все лохматое от облаков.

Из книги Небо в огне автора Тихомолов Борис Ермилович

Два парашюта Весна была ранняя. И победа - вот она! Но погода! Погода! Аэродромы раскисли. А врага надо бить. Бить! Бить! Приказ: "Выпускать на боевые задания только опытных летчиков". Опытных. А молодых? Что делать молодым?! ...Сосны чертили вечернее небо, все лохматое от

Из книги Мой брат Юрий автора Гагарин Валентин Алексеевич

Под куполом парашюта Всегда, когда Юра приезжал домой, мы находили время выбраться на рыбалку.Так вот и в этот раз. Но, в отличие от других дней, не везло нам сегодня.Не клевала рыба.Мы лежали на горячем песке, разомлев от непривычно жаркого для августа солнца, лениво

Из книги Ночные рейды советских летчиц. Из летной книжки штурмана У-2. 1941–1945 автора Голубева-Терес Ольга Тимофеевна

Осваиваем парашют «25.08.44: с самолета По-2, высота 400 метров – 1 прыжок». Скажу честно: мне никогда не хотелось прыгать с парашютом. В городском парке стояла парашютная вышка, и на нее многие мои товарищи взбирались, прыгали, восхищались. Я же обходила ее стороной.На фронте до

Из книги Любовь моя, самолеты автора Маркуша Анатолий Маркович

Глава четырнадцатая Не снимая парашюта С тех самых пор, как конструирование самолетов перестало быть уделом фанатиков-одиночек, а превратилось в коллективное творчество с четким разделением функций, стало целесообразным «продолжать» каждую удачную машину,

Из книги Принцесса Монако автора Робинсон Джеффри

10 Рождение современного Монако Во время развода Пьера и Шарлотты было решено, что заботы об образовании Ренье возьмет на себя отец.- Отец хотел, чтобы я получил наилучшее образование, и в 1934 году отправил меня в Англию. Я начал учиться в школе Summer Fields в Сент-Ленардс-он-Си.

Из книги О чём умолчал Мессия… Автобиографическая повесть автора Саидов Голиб

Азы современного секса

Из книги Леонардо да Винчи [Настоящая история гения] автора Алферова Марианна Владимировна

Вертолет Леонардо да Винчи и создание современного вертолета Среди архивов Леонардо особой популярностью пользуются записи касательно вертолета, или так называемого воздушного винта.Механизм Леонардо – дальний предок современного вертолета, в воздух он должен был

Из книги Люди былой империи [сборник] автора Исмагилов Анвар Айдарович

Из книги Никола Тесла автора Надеждин Николай Яковлевич

Из истории парашюта В 1483 году Леонардо да Винчи нарисовал эскиз пирамидального парашюта. Он писал:«Если у человека есть шатёр из накрахмаленного полотна шириной в 12 локтей и вышиной в 12, то он сможет бросаться с любой высоты, без опасности для себя».Поверхность

Из книги Не служил бы я на флоте… [сборник] автора Бойко Владимир Николаевич

34. Его изобретения Осматривая экспонаты Всемирной выставки, Тесла пытался уловить изобретательские тенденции. Над чем работают коллеги? Что их привлекает более всего? Не имея возможности общаться с инженерами из противостоящего эдисоновского лагеря, Тесла лишь

Из книги Парашют автора Котельников Глеб Евгеньевич

ПРЫЖОК БЕЗ ПАРАШЮТА В одной из воинских частей Воздушно Десантных Войск в конце шестидесятых годов только начали отрабатывать прием «прыжок из самолета без парашюта с отловом тебя в воздухе тем, у кого есть парашют». Это делалась с целью спасения в воздухе десантника,

Из книги автора

ПРЫЖОК БЕЗ ПАРАШЮТА – 2 Аэродром. Техник Петрович отнес последние парашюты в старенький ИЛ и решил перекурить. На аэродроме был старенький сарайчик 2?2, где Петрович и уединился, мечтательно вздохнул, вытер руки об свой желтый комбинезон, налил портвейна и стал резать

Из книги автора

Глава X. Заграничные газеты. Ломач во Франции. Прыжки в Руане. Война. Парашют на «муромцах» и на аэростатах На первое испытание парашюта Ломач пригласил корреспондентов иностранных и русских газет. Из газетных сообщений за границей уже знали о русском ранце-парашюте и

Из книги автора

Глава XI. Парашют «РК-1» на фронте. Спасание наблюдателей. Первый русский парашютист. «Парашют - вещь вредная» Когда я был призван в армию, то на фронте мне самому пришлось увидеть свои парашюты.Тогда я заведывал фронтовыми авторемонтными мастерскими. Однажды я заехал в

Из книги автора

Глава XII. Парашют «РК-2». Грузовой парашют. Способ коллективного спасания. Парашюты «РК-3» и «РК-4» Я уже по опыту знал, что стоит только куполу парашюта очутиться в воздухе, то есть освободиться от своей оболочки, как он при падении человека обязательно быстро раскроется

Живописец, скульптор, архитектор, анатом, естествоиспытатель, изобретатель, инженер, писатель, мыслитель, музыкант, поэт.

Если перечислить лишь эти области приложения таланта, не называя имени того, к кому они относятся, любой скажет: Леонардо да Винчи. Мы рассмотрим лишь одну из граней личности «...

Ученый пророк

Да Винчи был известным деятелем своего времени, но настоящая слава пришла спустя много веков после его смерти. Лишь в конце XIX века были впервые опубликованы теоретические записи ученого. Именно они содержали описания странных и загадочных для своего времени аппаратов. В эпоху Возрождения да Винчи едва ли мог рассчитывать на скорое воплощение в жизнь всех своих изобретений. Главным препятствием для их реализации был недостаточный технический уровень. Но в XX веке почти все аппараты, описанные в его трудах, стали реальностью. Это говорит о том, что «итальянский Фауст» был не только талантливым изобретателем, но и человеком, который смог предвосхитить технический прогресс. Конечно, этому способствовали глубокие познания Леонардо.

Свои разработки ученый систематизировал, создав так называемые «кодексы»– книги, содержащие записи о тех или иных аспектах науки и техники. Существует, например, «Лестерский кодекс», в котором можно найти описания различных природных явлений, а также математические расчеты. Примечательно, что записи да Винчи сделаны так называемым «зеркальным» шрифтом. Все буквы написаны справа налево и развернуты по вертикали. Прочитать их можно лишь с использованием зеркала. До сих пор не утихают споры о том, зачем ученому понадобилось вести записи именно таким образом. Поговаривают, что так он намеревался засекретить свои труды.

Леонардо да Винчи был незаконнорожденным (внебрачным) сыном тосканского нотариуса Пьеро да Винчи. Его матерью была простая крестьянка. Впоследствии отец Леонардо женился на девушке из знатного рода. Поскольку этот брак оказался бездетным, своего сына он вскоре забрал к себе.

Вертолет и дельтаплан

Ни одно техническое изобретение не вызывает такого трепета и восхищения, как летающая машина. Именно поэтому к летательным аппаратам да Винчи во все времена было приковано особое внимание. Изобретатель всегда грезил идеей воздухоплаванья. Источником вдохновения для ученого стали птицы. Леонардо пытался создать крыло для летательного аппарата по образу и подобию крыльев пернатых. Один из разработанных им аппаратов приводился в движение с помощью подвижных крыльев, которые поднимались и опускались за счет вращения летчиком педалей. Сам летчик располагался горизонтально (лежа). Еще один вариант летающей машины предполагал задействовать для движения не только ноги, но и руки воздухоплавателя. Практического успеха эксперименты с «птичьим» крылом не имели, и вскоре изобретатель перешел к идее планирующего полета. Так появился прототип дельтаплана. Кстати, в 2002-м году британские испытатели доказали правильность концепции дельтаплана да Винчи. Используя аппарат, построенный по чертежам мастера, чемпионка мира по дельтапланеризму Джуди Лиден смогла подняться на высоту десять метров и продержалась в воздухе семнадцать секунд.

Не меньший интерес вызывает разработанный да Винчи летательный аппарат с несущим винтом. В наше время многие считают эту машину прообразом современного вертолета. Хотя аппарат больше походит не на вертолет, а на автожир. Сделанный из тонкого льна винт должен был приводиться в движение четырьмя людьми. Вертолет стал одной из первых летающих машин, предложенных да Винчи. Возможно, именно поэтому он имел целый ряд серьезных недостатков, которые никогда бы не позволили ему взлететь. Например, силы четырех человек было явно недостаточно для создания необходимой для взлета тяги.

А вот парашют был одной из самых простых разработок гения. Но это совсем не умаляет значимости изобретения. Согласно идее Леонардо, парашют должен был иметь пирамидальную форму, а его конструкцию предполагалось обтянуть тканью. В наше время испытатели доказали, что концепцию парашюта да Винчи можно считать верной. В 2008-м году швейцарец Оливье Тепп успешно выполнил приземление, используя шатер пирамидальной формы. Правда, для этого парашют пришлось сделать из современных материалов.

Леонардо да Винчи был по-настоящему разносторонним человеком. Изобретатель прекрасно играл на лире и в записях миланского суда фигурировал именно в качестве музыканта. Да Винчи также интересовался кулинарией. На протяжении тринадцати лет на его плечах лежала организация придворных пиров. Специально для кулинаров он разработал несколько полезных приспособлений.

Автомобиль

Когда знакомишься с трудами да Винчи, начинаешь понимать, почему небольшая Италия стала родиной легендарных автомобильных брендов. Еще в XV веке итальянский изобретатель смог сделать наброски «самодвижущейся повозки», ставшей прообразом современных авто. Разработанная Леонардо тележка не имела водителя и приводилась в движение с помощью пружинного механизма. Хотя последнее – всего-навсего предположение современных ученых. Доподлинно неизвестно, как именно мастер предполагал двигать вперед свое изобретение. Не знаем мы и о том, как должен был выглядеть первый автомобиль. Основное внимание Леонардо уделял не внешнему виду конструкции, а техническим характеристикам. Тележка была трехколесной, по типу детского велосипеда. Задние колеса вращались независимо друг от друга.

В 2004-м году итальянским исследователям удалось не только построить разработанный да Винчи автомобиль, но и заставить его двигаться! Ученый Карло Педретти сумел разгадать главную тайну повозки Леонардо да Винчи, а именно – принцип движения. Исследователь предположил, что автомобиль должен был приводиться в движение не рессорами, а специальными пружинами, которые располагались в нижней части конструкции.

Танк

Bestialissima pazzia (в переводе с итал. «животное сумасшествие») – именно таким нелестным эпитетом «титан эпохи Возрождения» наградил войну. В своих записях да Винчи упоминал, что ненавидит войну и машины для убийств. Парадоксальным образом это не мешало ему разрабатывать новую боевую технику. Не стоит забывать, что Леонардо жил отнюдь не в мирное время. Итальянские города находились в сложных взаимоотношениях друг с другом, к тому же существовала угроза французской интервенции. К концу XV века да Винчи стал известным и уважаемым военным специалистом. Свои многочисленные военные разработки он представил в письме, написанном миланскому герцогу Сфорца.

Одной из самых захватывающих идей ученого был… танк. Впрочем, конструкцию Леонардо было бы гораздо правильней назвать далеким прообразом бронемашин XX века. Эта конструкция имела округлую форму и внешне напоминала черепаху, ощетинившуюся со всех сторон орудиями. Изобретатель надеялся решить проблему передвижения с помощью лошадей. Правда, от этой идеи быстро отказались: в замкнутом пространстве животные могли стать неконтролируемыми. Вместо этого «двигателем» такого танка должны были стать восемь человек, которые бы поворачивали рычаги, соединенные с колесами, и таким образом двигали бы боевую машину вперед. Еще один член экипажа должен был находиться в верхней части аппарата и указывать направление движения. Интересно, что конструкция бронемашины позволяла ей двигаться только вперед. Как несложно догадаться, в то время концепция танка имела небольшие шансы на реализацию. По-настоящему эффективным оружием танк станет лишь тогда, когда удастся создать подходящий двигатель внутреннего сгорания. Главная же заслуга да Винчи состояла в том, что ему удалось приоткрыть занавес истории и заглянуть на много столетий вперед.

Колесница-коса

1485-м годом датируется еще одно весьма оригинальное и одновременно жуткое изобретение гения Ренессанса. Оно получило незамысловатое название «колесница-коса». Эта колесница представляла собой повозку лошадей, оборудованную вращающимися косами. Конструкция отнюдь не претендует на звание изобретения века. Воплотиться в жизнь этому изобретению тоже было не суждено. С другой стороны, боевая колесница демонстрирует широту мысли да Винчи как военного специалиста.

Пулемет

Одним из известнейших изобретений да Винчи, опередивших свое время, принято считать пулемет. Хотя конструкцию Леонардо правильней назвать многоствольным орудием. У да Винчи было несколько проектов орудий залпового огня. Самое известное его изобретение в этой области – так называемый «мушкет в форме органной трубы». Конструкция имела вращающуюся платформу, на которую помещались три ряда мушкетов (аркебуз) по одиннадцать стволов. Пулемет да Винчи мог сделать всего лишь три выстрела без перезарядки, но их было бы достаточно для поражения большого количества солдат противника. Основным недостатком конструкции было то, что такой пулемет крайне сложно перезарядить, особенно в боевых условиях. Еще один вариант многоствольного орудия предполагал расположение большого количества мушкетов по типу веера. Стволы орудия были направлены в разные стороны, увеличивая радиус поражения. Как и предыдущая разработка, «веерное» орудие для увеличения мобильности предполагалось оснастить колесами.

Пушечные ядра и «мобильные» мосты

Едва ли не самым прозорливым изобретением да Винчи были килевидные пушечные ядра. Такие ядра по форме напоминали артиллерийские снаряды XX века. Эта разработка на много веков опередила свое время. Она демонстрирует глубокое понимание ученым законов аэродинамики.

Большую ценность для своего времени представляло изобретение, получившее название «вращающийся мост». Этот мост стал прообразом современных мобильных механизированных мостов, предназначенных для быстрой переправы войск с одного берега на другой. Мост да Винчи был цельным и крепился к одному берегу. После установки моста предполагалось повернуть его к противоположному берегу, используя канаты.

Скафандр

Да-да, его изобретение тоже приписывают да Винчи. Водолазный костюм был сделан из кожи и оборудован стеклянными линзами. Дышать водолаз мог с помощью тростниковых трубок. Ученый предложил концепцию водолазного костюма с целью отражения угрозы, исходящей от турецкого флота. Согласно задумке, водолазы должны были погрузиться на дно и дожидаться прибытия кораблей противника. Когда вражеские суда показались бы над водой, водолазы должны были совершить диверсию и пустить корабли на дно. Доказать правильность этой концепции было не суждено. Венеция смогла противостоять турецкому флоту без помощи диверсантов. Кстати, первый в мире отряд боевых пловцов появился именно в Италии, но произошло это лишь в 1941-м году. Саму же конструкцию скафандра, представленную да Винчи, можно считать инновационной.

«Витрувианский человек» – один из самых известных рисунков Леонардо да Винчи. Рисунок примечателен детальным воссозданием пропорций человеческого тела. Он одновременно вызывает научный и культурный интерес. Примечательно, что задолго до изображения «Витрувианского человека» да Винчи похожий рисунок был сделан итальянским ученым Мариано Такколой. Правда, изображение Такколы представляло собой лишь непроработанный эскиз.

Подводная лодка, мина, детали пистолета

До нашего времени дошли записи Леонардо да Винчи, на которых можно отчетливо разобрать прообраз подводной лодки. Но сведений о ней крайне мало. Скорее всего, на поверхности корабль мог двигаться, используя паруса. Под водой же судно должно было передвигаться с помощью весельной силы.

Для поражения кораблей неприятеля да Винчи спроектировал специальную подводную мину. Согласно замыслу изобретателя, к борту вражеского судна такую мину могли доставить водолазы-диверсанты или подводная лодка. Впервые эта идея была реализована лишь во второй половине XIX века, во время Гражданской войны в США.

Несмотря на обилие изобретений, лишь одно из них принесло да Винчи известность при жизни. Речь идет о колесцовом замке для пистолета. В XVI веке эта разработка породила настоящий технологический бум. Конструкция оказалась настолько удачной, что использовалась вплоть до XIX века.

Все вышеперечисленное – далеко не полный список изобретений да Винчи. Кроме этих разработок среди идей мастера были: подшипник, механическая лестница, скорострельный арбалет, паровое оружие, корабль с двойным дном и многое другое.

«Мона Лиза» («Джоконда») является, пожалуй, самым загадочным образцом живописи в мире. До сих пор картина порождает множество вопросов. Так, доподлинно неизвестно, кого именно да Винчи изобразил на своем полотне. Считается, что на картине изображена знатная флорентийка Лиза Герардини. Одна из самых невероятных теорий гласит, что картина является автопортретом самого да Винчи.

Идеальный город

Если бы история пошла другим путем, небольшой итальянский городок Виджевано близ Милана мог бы стать настоящим чудом света. Именно там Леонардо да Винчи предполагал воплотить в жизнь свою самую амбициозную идею – идеальный город. Проект да Винчи напоминает высокотехнологичный город будущего из литературных произведений фантастов. Или же утопию, порожденную бурной писательской фантазией.

Главной особенностью такого города было то, что он состоял из нескольких ярусов, связанных между собой лестницами и переходами. Как несложно догадаться, верхний ярус предназначался для высших слоев общества. Нижний отводился под торговлю и оказание услуг. Там же располагались важнейшие элементы транспортной инфраструктуры. Город должен был стать не только величайшим архитектурным достижением того времени, но и воплотить в себе множество технических инноваций. Впрочем, не стоит воспринимать проект в качестве проявления бездушной технократии. Да Винчи много внимания уделил комфорту обитателей города. Во главу угла ставились практичность и гигиена. Ученый решил отказаться от узких средневековых улиц в пользу просторных дорог и площадей. Одним из ключевых аспектов концепции стало широкое применение водных каналов. С помощью сложной гидравлической системы вода должна была поступать в каждое городское здание. Да Винчи полагал, что таким образом можно будет ликвидировать антисанитарию и свести распространение болезней к минимуму.

Ознакомившись с концепцией ученого, миланский герцог Лодовико Сфорца счел идею излишне авантюрной. Под конец своей жизни Леонардо представил этот же проект французскому королю Франциску I. Ученый предложил сделать город столицей монарха, но проект так и остался на бумаге.

Одним из интересов да Винчи была анатомия. Известно, что мастер расчленил множество трупов, пытаясь понять загадки анатомии человека. Больше всего ученого интересовало строение мышц. Леонардо да Винчи хотел понять принцип движения человека. После себя он оставил множество анатомических записей.

Гений или плагиатор?

Как известно, история развивается по спирали. Многие изобретения появились на свет задолго до того, как их разработка была присвоена другими изобретателями. Вероятно, Леонардо да Винчи тоже не является исключением. Не стоит забывать, что да Винчи имел доступ к научному наследию античной цивилизации. Кроме того, да Винчи жил в окружении лучших умов своего времени. Он имел возможность общаться с выдающимися деятелями науки и культуры. Многие идеи ученый мог перенять у своих коллег.

Художник и инженер Мариано Таккола – забытый гений эпохи Возрождения. Он умер в 1453-м году (да Винчи родился в 1452-м году). В отличие от да Винчи Мариано Таккола не получил признания во время своей жизни и не обрел мировую славу после нее. Между тем многие разработки Такколы нашли свое продолжение в работах да Винчи. Известно, что Леонардо был знаком с работами Франческо ди Джорджо, которые, в свою очередь, базировались на идеях Такколы. Например, в рукописях ди Джорджо да Винчи имел возможность ознакомиться с концепцией водолазного костюма Такколы.

Изобретения Мариано Таккола

Было бы ошибкой считать да Винчи изобретателем и летательных аппаратов. В XI веке на территории Англии жил монах Эйлмер Малмсберийский. Обладая широкими познаниями в области математики, он построил примитивный дельтаплан и даже совершил на нем кратковременный полет. Известно, что Эйлмеру удалось пролететь более двухсот метров.

Велика вероятность, что концепцию вертолета Леонардо также позаимствовал. Но уже у китайцев. В XV веке торговцы из Китая завезли на территорию Европы игрушки, напоминавшие мини-вертолеты.

Схожей точки зрения придерживается британский историк Гевин Мензис, который считает, что свои самые известные изобретения да Винчи перенял именно у жителей Поднебесной. Мензис утверждает, что в 1430-м году китайская делегация посетила Венецию, передав венецианцам многие разработки китайских ученых.

Во время создания «Моны Лизы» да Винчи использовал специально разработанную им художественную технику. Она получила название сфумато. Эта техника заключалась в том, что художник наносил на полотно минимальный слой краски. Так создавался эффект воздуха, окутывающего предметы и людей, изображенных на картине.

Как бы то ни было, Леонардо да Винчи всегда остается для нас одним из величайших изобретателей всех времен и народов. Многие идеи воплотились в жизнь именно благодаря Леонардо. Ученый улучшил различные изобретения и, что еще более важно, смог придать им наглядность. Не стоит забывать, что Леонардо да Винчи был талантливым художником. Мастер оставил множество зарисовок к своим разработкам. И даже если идеи, приписываемые да Винчи, ему не принадлежат, нельзя отрицать, что ученый смог систематизировать огромный пласт знаний, донеся эти знания до потомков.

Леонардо да Винчи поражает разнообразием своих научных интересов. Уникальны его исследования в области конструирования летательных аппаратов. Он изучал полет и планирование птиц, строение их крыльев, и создал летательные аппараты с машущими крыльями, парашют, модель спирального пропеллера и другие уникальные для своего времени устройства. В рукописях Леонардо есть десятки изображений разнообразных летательных конструкций, имеющих целый ряд интересных инженерных решений.


Конструкция крыла

Создание «самолётов» Леонардо начал с изучения поведения в воздухе стрекозы, а затем придумал машущее крыло, как средство изучения отталкивания от воздуха. Необходимо было рассчитать силу человека, необходимую для поднятия в воздух махолета, общий вес которого должен был составлять около 90 кг.



После внимательного изучения полета птиц, Леонардо да Винчи спроектировал свою первую модель летательного аппарата, у которой были машущие крылья, как у летучей мыши. С ее помощью, отталкиваясь от воздуха с помощью крыльев и используя силу мышц рук и ног, человек должен был полететь.



Крылья должны были не только поднять человека в воздух, но и благодаря таким приспособлениям, как элероны и шарниры, удержать его в воздухе. Тогда Леонардо был убежден, что сможет осуществить полет человека с помощью машущих крыльев. Недостаточно сильные мышцы он собирался заменить энергией такого механизма, как взведеный лук, которой, как он считал, будет вполне достаточно для полета человека. Однако, и при использовании этого заводного механизма вставали проблемы быстрого раскручивания пружины.

Прошли годы, и когда Ленардо после некоторого перерыва снова взялся за изучение полета, он думал уже о парящем полете с помощью ветра, зная, что в этом случае требуется меньше усилий для удержания и продвижения летательного аппарата в воздухе.


Орнитоптер с лежащим пилотом



На таком аппарате человек должен находиться во время полета в лежачем положении и движениями рук и ног управлять механизмами машуших крыльев. Ноги вдеты в стремена так, что одна нога поднимает крыло, другая опускает, а затем наоборот. Крылья сгибаются и вращаются при помощи веревок и рычагов.



Орнитоптер



У этого летательного аппарата корпус по форме напоминает лодку. Огромные крылья, похожие на крылья летучей мыши, приводятся в движение с помощью механизмов.Как и на лодках, для управления предусмотрен руль. Широкая хвостовая плоскость предназначалась скорее всего для контроля высоты.



Вертикальный летательный аппарат


Вертикально летающий аппарат считается предшественником вертолета.



В этом аппарате изобретателем были предусмотрены две пары крыльев, машущих по очереди. Во время полета ч еловек должен был стоять внутри огромной чаши диаметром 12 м. Крылья аппарата должны были иметь ширину 24 м, а размах их составлять около 5 м. Для управления механизмами аппарата должны были быть задействованы руки, ноги и даже голова пилота. Взмахи крыльев должны были происходить крестообразно, вверх и вниз, подобно крыльям птицы. Если бы это было построено, машина была бы настолько тяжела, что был бы невозможен полет. Леонардо признал эту проблему и попытался уменьшить вес используя более легкие материалы


Летательный аппарат с вертикальным взлетом



На этом аппарате Леонардо хотел установить систему втяжных лестниц, аналог современного убирающегося шасси. При приземлении вогнутые клинья, прикрепленные к основанию лестниц служили бы аммортизаторами.


Воздушный винт



На эскизах Леонардо изображает и совсем другой летательный аппарат - "воздушный винт", способный подняться в воздух. Аппарат с таким винтом должен летать ввинчиваясь в воздух! Радиус винта - 4,8 м. Он имел металлическую окантовку и накрахмаленное полотняное покрытие. Винт должен был приводился в движение людьми, которые шли вокруг оси и толкали рычаги. Существовал и еще один способ запуска винта - требовалось быстро раскрутить трос под осью.

Реконструкция:




Модель выполнена на основе квадратной деревянной рамы, из углов которой выходят также деревянные направляющие, скрепленные выше над центром рамы. Закрепленный на раме материал образует вытяжной колпак. К углам рамы крепятся веревки, на которых внизу весит человек. Однако, практически спуск на таком парашюте не может быть безопасным, т.к. материал будет просто разорван напором воздуха. Как считал Леонардо да Винчи, "если у человека есть тент из плотной ткани, каждая из сторон которого составляет 12 длин руки, и высота - 12, то он может прыгнуть, не разбившись, с любой значительной высоты". Испытать этот аппарат ему самому не удалось.

Реконструкция:


Однако летательные устройства великого изобретателя Леонардо да Винчи так никогда и не взлетели. Всё осталось лишь на бумаге.


Через 500 лет забвения


В небо наконец-то поднялся изобретенный Леонардо да Винчи летательный аппарат. Недавно над английским графством Суррей был успешно испытан прообраз современного дельтаплана, сконструированный точно по чертежам ученого. Летательный аппарат был сделан исключительно из материалов, доступных при жизни Леонардо. Средневековый дельтаплан напоминал сверху скелет птицы. Он был сделан из итальянского тополя, тростника, льна, сухожилий животных и льна, обработанного глазурью, полученной на основе выделений жуков. На испытательных полетах с холмов удалось поднять "дельта план" на максимальную высоту в 10 м и продержаться в воздухе 17 сек. На нем нельзя выполнять фигуры высшего пилотажа, но он отрывается от земли и прекрасно летает.

Отчего зависит рождение гения неизвестно никому. Ученые веками бьются над загадкой гениальности, отыскивая причины и условия, в которых могли бы рождаться талантливые дети, но пока безрезультатно.

Человек, который известен всему миру, давно умер, однако имя его остается на слуху и в его гениальности сомневаться не приходится: величайший изобретатель, инженер и ученый, опередивший собственное время Леонардо да Винчи оставил своим потомкам загадки и идеи, над которыми будет ломать головы еще не одно поколение.

Уникальность да Винчи состоит еще и в его удивительной разносторонности – ему было интересно и подвластно все – от живописи до механики, он интересовался строением человеческого организма не меньше, чем искусственными конструкциями. Злопыхатели могут сколько угодно говорить о том, что рисунки и наброски Леонардо не закончены, что построить по ним задуманные машины и механизмы очень сложно. Однако факт остается фактом: ни один человек за всю историю существования человечества не дал столько изобретений, опережающих свое время, ни одно имя не обрело такой же мистический и загадочный ореол, как имя Леонардо да Винчи.

Живопись и медицина, история и биология, механика и стихи – все это сочеталось в одном человеке. Леонардо да Винчи писал обеими руками и в обоих направлениях, танцевал, фехтовал, был скульптором. Уникальный талант раскрывается в разных сферах!

Военно-технические идеи и изобретения да Винчи

Ему были очень близки военно-технические идеи. Первые танки родились в воображении ученого, и он настоятельно пропагандировал идею создания колесницы, прикрытой сверху листами брони. Полукруглая форма позволила бы противостоять натиску врага, а пушка, которой должен быть оборудован «танк», могла корректировать угол стрельбы с помощью укрепленного подъемного блока.

Изначально, колесницу в движение должны были приводить лошади. Однако, будучи животными пугливыми, они могли испортить все дело. Поэтому, усовершенствовав свою идею, Леонардо заменил лошадей людьми. Экипаж «машины боевой» состоял бы из восьми человек, тянувших эту махину. Что и говорить, боеспособность таких колесниц была бы очень низкая, танкам пришлось дожидаться своей очереди на воплощение еще несколько столетий.

Исследования подводного мира

Да Винчи очень любил воду, и не удивительно, что для исследования подводного мира ему понадобился аппарат, позволяющий дышать под водой. Пытливый ум справился и с этой задачей, и первый акваланг был изобретен именно знаменитым итальянцем. Для изготовления костюма «дайвера» была использована кожа, стеклянные линзы позволяли смотреть вокруг, а для чересчур сильного восторга от красот подводного мира был предусмотрен мешочек для оправления естественной нужды. Воздух подавался по специально для этих целей закрепленным тростниковым трубкам. В месте их сочленения с кожей, Леонардо предусмотрел пружины, не позволяющие коже спадаться под давлением воды. С Собой аквалангист брал мешочки с песком – балласт, резервуар с воздухом (на случай экстренного всплытия), нож и веревку, а так же рожок для подачи сигнала о всплытии наверх.

Изобретения Леонардо да Винчи в области воздухоплавания

Всю жизнь Леонардо мечтал о небе. Он считал страшной несправедливостью невозможность полета в облаках и всячески работал над ее устранением. Среди рисунков и набросков, дошедших до наших дней, есть модель устройства для полета, которую принято считать прототипом вертолета. Отсутствие современных материалов, используемых в самолетостроении, в военной промышленности, значительно усложняло работу ученого, но он искал варианты среди того, что было ему доступно.

Например, в случае с «вертолетом», винт аппарата должен был быть изготовлен из накрахмаленного льна. А приводить его в движение для запуска предполагалось вручную. Идея осталась не воплощенной. Леонардо утратил к ней интерес, переключившись на естественное крыло, созданное природой.

  • Долгими и безуспешными, но, безусловно, интересными с точки зрения современных исследователей, были попытки создать аппарат, летающий, как птица и обладающий возможностью поднять в воздух человека. Отбросив эту идею, Леонардо да Винчи увлекся планирующим полетом. Конструкция крепилась к спине человека, позволяя управлять ею и изменять направление полета. Та часть, которая непосредственно крепилась к телу, была самой широкой и неподвижной, а вот кончики можно было сгибать с помощью тонких тросиков, меняя, таким образом, вектор полета.
  • Как ни удивительно это звучит, но и парашют был изобретен тоже да Винчи. Он описывал его, как тканевый купол, с высотой примерно 7,2 м. Ученый утверждал, что с таким приспособлением можно прыгать с любой высоты, не опасаясь за свое здоровье. Техническое воплощение этой бесценной идеи свершилось лишь в начале двадцатого века – ранцевый спасательный парашют, который крепился на спине и открывался в воздухе, был создан русским изобретателем Глебом Котельниковым.

Леонардо да Винчи разрабатывал и самодвижущиеся машины

Но не только в небе и под водой искал вдохновение для своих открытий и идей великий итальянец. Дела земные его, к счастью, интересовали не меньше. Ведь именно Леонардо изобрел первый …автомобиль! Пружинный механизм приводил в движение повозку о трех колесах, а дополнительное четвертое колесо располагалось впереди на деревянном рычаге и служило для поворотов машины. Задние колеса приводились в движение с помощью системы шестеренок. В жизнь подобное чудо техники, для движения которого прикладывали силу два человека, было воплощено лишь спустя сто с лишним лет, а настоящие автомобили появились еще позже.

Напоследок, стоит упомянуть о большом количестве «повседневных» изобретений, которые с успехом используются по сей день (несколько доработанные и модернизированные, но ведь этот факт не умаляет заслуги Леонардо да Винчи). Им был изобретен прибор, позволяющий сверлить дерево и землю, колесцовый пистолетный замок, признанный еще при жизни изобретателя, телескоп с двумя линзами, велосипед, катапульту, прожектор – этот список можно продолжать очень долго.

После себя Леонардо оставил около тринадцати тысяч страниц рукописей, и не все из них на сегодняшний день полностью расшифрованы. А найденный в 2005 году тайный архив Леонардо позволяет надеяться, что есть еще тайны и загадки, которые оставил после себя пытливый, гениальный изобретатель.

Леонардо да Винчи по праву считается одним из величайших изобретателей в истории. Его изобретения порой настолько опережали свое время что ставят в тупик современных ученых. Леонардо, как изобретатель представляет собой яркий пример «универсального человека», гениального во всех направлениях жизни. В каких условиях рождается такой ум, до сих пор огромная загадка для исследователей. И только одно предельно ясно: такие люди являются на свет очень редко и всегда вносят огромный, неоценимый вклад в историю, а их имена никогда не потеряются в истории и никогда не потеряют своей значимости для людей.

Леонардо да Винчи делал невероятные для своего времени открытия. Они настолько опережали его эпоху, что казались фантастическими. Конечно, как это всегда бывает с легендарными личностями, фигура Леонардо с течением времени обросла мифами: одни люди стали приписывать ему сверхъестественные способности, другие – причислять к и без того большому списку его изобретений те, которых он не совершал. Все это случилось от того, что этот человек обладал действительно уникальным мышлением, которое могло одинаково интенсивно развиваться в, казалось бы, противоположных направлениях: живопись, биология, механика, литература, медицина… и во всех этих сферах он совершал действительно важные открытия, некоторые из которых так и не были приняты в серьез его современниками.

Военно — технические изобретения Леонардо да Винчи
Немногим известно, что великий мыслитель имел свои идеи по поводу военной техники, которые лишь спустя века воплотились в жизнь (разумеется, сильно усовершенствованные). В записях Леонардо были найдены военные машины, которые можно было бы назвать аналогами современного танка. В своих блокнотах он изобразил «колесницу» из дерева и металлической брони, которая снаружи была бы похожа на черепаху. Танк предусматривал смотровую башню на самом верху и 36 пушек, расположенных по периметру. Передвигаться это сооружение должно было на колесах, и приводиться в движение усилиями нескольких человек. Еще одно военное изобретение гения – пушка, которую бы сейчас назвали «трехстволкой». Воплощение в жизнь этого механизма, вероятно, изменило бы исход многих войн, в которых участвовала Италия.

Огромный интерес для да Винчи представляла вода и ее обитатели. Когда ученый жил в Венеции, он посвятил немало времени исследованиям подводного мира и в их ходе создал первый аналог акваланга. Леонардо предполагал, что такое снаряжение может быть использовано во время водных битв – для нанесения повреждений вражеским кораблям. Он изготовил специальный костюм из кожи, оснащенный стеклянными линзами, тростниковыми трубками для подачи воздуха и подводным колоколом, который его обеспечивал. В костюме был даже предусмотрен специальный отсек для справления нужды.

Влекло не только к морским глубинам, но и ближе к небу: среди его эскизов были найдены рисунки, подробно изображающие работу устройств для полетов. Одно из этих изобретений признано прототипом современного вертолета. У него был изображен винт, который предполагалось изготавливать из льна, а приводить его в движение в последствии нужно было бы вручную. К сожалению, Леонардо не хватило ресурсов и технических достижений для того, чтобы воплотить это творение в жизнь.


фото с сайта http://www.sciencedebate2008.com

Да Винчи не единожды предпринимал попытки создать устройство, которое бы имитировало птичье крыло. Когда эта идея провалилась, он взялся за приспособление, которое позволило бы человека планировать. Кроме того, Леонардо придумал парашют, который не реализовался в свое время. Устройство предполагало большой тканевый купол, который наполнялся бы воздухом при падении, и замедлял бы падение. Однако реальный парашют, работающий примерно по тому же принципу, был создан только в XX веке.

Леонардо также искал новые методы передвижений по земле, и в своих рисунках он предлагал один из первых механизмов машины, которая бы двигалась «сама». Предполагалось, что в движение ее приведет пружина, а катиться она будет на трех колесах. Четвертое колесо было предназначено для создания направления и поворотов. Для управления таким «автомобилем» необходимы были два человека. Кстати, такой механизм был собран в реальности энтузиастами из Флоренции – в 2004 году. Он работал именно так, как было описано в записях ученого.

Да Винчи совершал открытия также и в области геологии. Он, вопреки убеждениям своей эпохи, утверждал, что горы когда-то были намного ниже и с течением долгих тысячелетий поднимались вверх. Такие выводы ему помогли сделать ракушки, которые часто находили на самых вершинах гор. Основное мнение его соотечественников сходилось к тому, что ракушки эти очутились там благодаря . Исследователь же настаивал на том, что они лежат там с пор, когда вершины гор были берегами морей.

Помимо всего прочего, Леонардо да Винчи уделил годы на исследование человеческой анатомии. Его познания позволили ему представить в своих блокнотах прообраз настоящего робота. В основу машины он заложил тот же принцип движения, который использует человеческий организм. Его механизм приходил в действие благодаря системе шкивов и шестеренок.


фото с сайта http://www.sciencedebate2008.com

Гением были созданы также вещи, которые любой человек хоть раз использовал в повседневной жизни, например, механическое сверло или велосипед. Кроме того, он изобрел колесцовый пистолетный замок, который, к слову, признали еще при жизни Леонардо, телескоп, прожектор, катапульту… Конечно, все эти вещи сейчас модернизированы и неузнаваемы, если сравнивать их с работами гения. Но разве это умаляет его заслуги?

Искусство Леонардо да Винчи
Всем известны картины, написанные Леонардо да Винчи: они легендарны, никогда не устареют и всегда будут представлять огромную ценность для человечества. Гений творил в эпоху Возрождения и его живопись – ярчайший пример художеств того времени. И несмотря на то, что никаких новых компонентов Леонардо в темпере или масле не открывал, его построение композиции является инновационным для того времени. Он причудливым образом сочетал на холсте живопись и архитектуру, создавая идеальную перспективу, которая и сейчас доступна далеко не каждому профессиональному художнику.

Сюжеты картин Леонардо, в свою очередь, говорят о нем как о непревзойденном мыслителе и философе. Изучая Джоконду и «Тайную вечерю» исследователи и искусствоведы до сих пор находят для себя новые трактовки не только самих произведений, но и Библии.

После смерти гения его другом было обнародовано фундаментальное произведение да Винчи «Трактат о живописи». На данный момент он имеет ценность не только художественную и историческую, но и литературную: монография написана ровным и легким слогом, который не использовался в XV веке. Бесценное наследие Леонардо также содержится в труде «Об игре в шахматы». Книгу, написанную другим математиком, гений проиллюстрировал, а также, по утверждениям многих исследователей, составил значительную часть содержащихся в ней задач. Их до сих пор используют в своих ходах мастера шахмат.

Помимо вышеперечисленного, Леонардо оставил после себя более семи тысяч страниц с записями, рисунками и эскизами, а в 2005 году был найден архив, в котором может быть обнаружено еще больше рукописей гения. Возможно, в них человечество откроет новые стороны и без того поистине многогранной личности