Роль государства в экономике презентация к уроку по обществознанию (8 класс) на тему. Конспект урока по обществознанию "Роль государства в экономике" (8 класс) Прямое и косвенное вмешательство государства в экономическую сферу

Роль государства в экономике становится предметом изучения экономистов и философов с прошлых веков. Ученые понимают, что экономика отвечает за многие процессы, происходящие в странах. Общество подстраивается под производственный уровень, диктующий законы и направления.

Отношение государства к экономике

В 18 веке А. Смит выделил функции органов управления государством (правительств):

  • обеспечение государственной обороны;
  • создание системы правосудия;
  • общественные работы, не востребованные частными предприятиями из-за невыгодных условий, но нужные для жителей страны;
  • образование подрастающего поколения;
  • налоги для государственных нужд.

Функции с течением времени претерпевают изменения. 20 век внес свои коррективы. Внутренние проблемы и внешняя политика требует объединения всех экономических ресурсов. Усилия граждан государства направляются в то направление, в котором движется страна в целом.

До 20 столетия считалось, что государство не должно вмешиваться в экономические процессы, в их развитии действуют свои законы.

Государство стало вмешиваться в рыночные отношения, чтобы держать под контролем проблемы, которые могли привести к кризисам:

Рынок экономических отношений стал участвовать в регулировании производства, в выборе приоритетных сфер деятельности определенных территорий и стран. Роль государства в рыночной экономике стала важной, без ее изучения происходили нарушения интересов различных категорий потребителей, страдали предприниматели.

ТОП-4 статьи которые читают вместе с этой

Регулирующая функция государства признана всеми странами, задача экономического развития страны стоит в числе первоочередных.

Налоги государству

Система выплат налогов развивается с древних времен. Суть остается прежней. Еще в Древней Руси были известны разные формы взимания налогов.

Историки считают, что налоговую реформу провела княгиня Ольга. Она придумала уроки и погосты, которые впоследствии стали известными формами налогообложения подданных.

Определение термина «налоги» дано рядом с понятием бюджет государства. Налог - это платеж. Он чаще подразумевает денежную выплату государству. Налогом облагается производитель, владелец имущества. Налог - обязателен для исполнения.

Известны особые налоги, которые предлагали и вводили цари. Петр I – на бороды, Римская империя - на установку собственной статуи. Налоги различаются в разных странах. Они отражают историю народа и ресурсы страны.

Виды налогов

В разных государствах используются общие виды налогового обложения. Большинство экономистов делят 2 группы:

  • прямые;
  • косвенные.

В разных странах устанавливаются ставка данного налога. Она единая для всех граждан, но есть особые подходы к льготным категориям. Каждая группа выплат предполагает строгий, установленный свод правил.

Прямые налоги - их выплачивают все, кто имеют доходы. Источник получения доходов состоит из перечня доходной деятельности: зарплата, прибыль от собственности, предпринимательская деятельность, премии. Часть доходов освобождаются от налогов: пенсии, стипендии. В России прямой налог составляет 13%. К данному виду относятся выплаты за владение недвижимостью, транспортными средствами, землей.

Косвенные налоги устанавливаются на средства от продажи товаров или услуг. На какие товары устанавливается косвенный платеж? Товары, которые контролируются в государстве. В развитии Руси это в разные периоды были соль, алкоголь, табак. Данным видом облагаются товары из других стран (таможенная пошлина). Косвенная надбавка к цене выплачивается потребителем.

Проблема роли государства в экономике решатся с древности. Опыт стран позволяет делиться знаниями и выбирать пути налогообложения населения с оптимальным результатом для всего государства и каждого конкретного жителя.

Что мы узнали?

Кратко о роли государства в смешанной экономике рассматривается по обществознанию в 8 классе. Традиционной наукой распределены экономические процессы по значимости. Налоги, их виды, и понятия, значение терминов.

Тест по теме

Оценка доклада

Средняя оценка: 4.5 . Всего получено оценок: 210.

Роль государства в экономике. Спор экономистов о степени вмешательства государства в рыночную экономику продолжается до сих пор: В настоящее время точка зрения такая: государства вмешивается тогда, когда рыночные механизмы не срабатывают. основные задачи государства следующие: перераспределение доходов граждан и организаций, прераспределение ресурсов страны в интересах всего общества. Производство общественных услуг: образование, медицина, наука. Одни экономисты считают, государство должно само распределять ресурсы. Другие считают, что функции государства должны поддерживать правила игры в рыночной экономике.

Слайд 8 из презентации «Функции государства в экономике» . Размер архива с презентацией 670 КБ.

Экономика 8 класс

краткое содержание других презентаций

«Деньги и их функции» - Товар – любой продукт, который можно покупать и продавать. Инфляция - это обесценивание денег, снижение их покупательной способности. Свойства товара. Мировые деньги. Удовлетворяет потребность людей в чем-либо. Перевод, в видах экономии, пошли почтой. Товар и деньги. Мера стоимости. Средство накопления. Портативны Однородны Стабильны Узнаваемы Делимы. Будет стоить тридцать копеек. …». Средство платежа.

«Перераспределение доходов» - Децильный коэффициент. Перераспределение доходов. Очередь безработных за тарелкой супа. Грабь награбленное. Кто платит. Одинокие матери. Европа. Богатство. Кто принимает решения. Причины неравенства доходов. Заработная плата. Банкир. Стоимость потребительской корзины. Главные признаки богатства. Рост МРОТ. Децильный коэффициент в России. Динамика средней зарплаты. Среднедушевые доходы населения. Статус.

«Бизнес и виды бизнеса» - Индивидуальное предприятие. Качества предпринимателя. Золотое правило торгового бизнеса: купил подешевле – продал подороже. Одинокий воин в поле бизнеса – слабый воин. Товарищество. Известные личности. Настоящего бизнесмена без своего дела не бывает. Акционерное общество. Пирамида торгового бизнеса. Финансовый вид бизнеса. Бизнес (предпринимательство) – экономическая деятельность, направленная на получение прибыли.

«Потребности и блага» - Представление об экономике. Предметы потребления. Набор и характер потребностей людей. Потребности человека. Потребность. Экономика и ее роль. Ресурсы семьи. Критерии оценивания. Классификация потребностей. Благо.

«Безработица, её причины и последствия» - Спутник рыночной экономики. Спад производства. Уровень безработицы России. Положение в экономике. Последствия безработицы. Население страны. Создание условий для занятости. Уровень безработицы. Безработица. Причины безработицы.

««Экономика» 8 класс» - Роль труда человека. Что представляет собой производство? Необходимость? Для чего необходимо хозяйство? «Ноу-хау». Сельское хозяйство. 1 стадия. Производство. Что такое экономика? Промышленность. 3 стадия. Наказание? «Отец богатства»? Хозяйство. Современное производство. Влияние развития техники. 2 стадия. Экономика. Средства труда. Машинная техника(означает сооружение). « Знаю как?». Техника(означает мастерство).

Собственности?

Подумай: Можно ли управлять экономикой? Кто оплачивает предоставляемую нам бесплатно медицинскую помощь? Зачем мы платим налоги? Сколько денег требуется государству?

Дискуссия о роли государства в экономике имеет длительную историю. Еще в восемнадцатом столетии А. Смит определил следующие основные функции правительства: обеспечение Национальной обороны; отправление правосудия; организация общественных работ, невыгодных для частного предпринимательства, но необходимых гражданам; образование юношества; сбор налогов для оплаты нужд государства. Эти функции и сегодня никто не оспаривает. Но появляются и новые функции, во многом связанные с тем, что XX в. принес такие сложные и масштабные проблемы, с которыми по силам справиться лишь государству, способному объединить экономические ресурсы и усилия всех граждан.

Зачем экономике государство . До XX в. господствовало мнение, что государство лояльно как можно меньше «править" экономикой. Правда, ему все же отводилась некоторая роль как «попечителя общественного интереса. Но лишь в двадцатом столетий государство стало рассматриваться не только как важный субъект национальной экономики, но и как один из основных регуляторов экономической жизни общества.

Как быть с усиливающимся загрязнением окружающей среды, массовой безработицей, экономическими кризисами? Борьбу с этими «экономическими видами зла» и возлагают чаще всего на государство.

Предметом споров уже не одно столетие является и вопрос о формах вмешательства государства в рыночные отношения . Как мы выяснили а предыдущих параграфах, в рыночной экономике роль регулятора производства, распределения, обмена и потребления играет сам рынок. Именно он диктует, что, как и для кого производить. Значит ли это, что в странах с рыночной экономикой государство не вмешивается в хозяйственную жизнь общества?

В странах Западной Европы и США до конца XIX в. государство почти не вмешивалось в экономические процессы. Однако со временем свободная конкуренция привела к появлению крупных фирм, которые начали контролировать целые отрасли экономики (такие фирмы называются монополия ми) и навязывать рынку необоснованно высокие, выгодные им цены. Появилась потребность в защите экономических интересов предпринимателей и потребителей. (Подумай почему.)

Свободная конкуренция привела к крайностям в распределении доходов - богатству и бедности. Государство стремилось сгладить экономическое неравенство между людьми. Углубляющиеся проблемы окружающей среды также неизбежно требовали вмешательства государства, устанавливающего правила природопользования для промышленных фирм и наказания за нарушение этих правил. В условиях роста числа людей, ищущих работу, в государственном регулировании нуждались взаимоотношения между работодателями и наемными работниками.

Эти и другие причины привели к тому, что сегодня государство в странах с рыночной экономикой выполнят гораздо больше функций, чем называл А. Смит.

Мнения. Споры о формах и способах вмешательства государства в рыночные отношения продолжаются до сих пор. Одни утверждают, что государство должно отчасти само решать проблему рационального распределения ограниченных ресурсов. Другие считают, что функции государства должны сводиться к поддержанию правил «рыночной игры«, например ограничивать власть фирм-диктаторов (монополистов) на рынке.

Результатом анализа учеными хозяйственной практики и многочисленных дискуссий стала точка зрения, согласно которой государство должно вмешиваться в экономику лишь тогда, когда собственные рыночные механизмы срабатывают плохо или не работают на пользу общества.

Основные экономические задачи, решаемые сегодня большинством государств мира, можно свести к следующим: перераспределение доходов граждан и хозяйственных организаций; защита прав собственности; перераспределение ресурсов страны в интересах общества в целом; забота о том, чтобы каждый, кто может и хочет работать, имел работу; регулирование трудовых отношений; организация производства общественных благ, предоставляемых государством всем гражданам на равных началах (например, оборона, общественный транспорт, мосты и дороги, охрана здоровья и окружающей среды, освещение улиц, бесплатное образование и т, д.).

Справляться с этими задачами государству помогает набор различных средств, таких, например, как регулирование государством своих доходов и расходов, механизм налогообложения. Чтобы понять, каким образом государство использует эти средства, познакомимся с понятиями «налоги» и «государственный бюджет».

Почему мы платим налоги. Налоги являются главным источником средств для государства. Налог - обязательный платеж, взимаемый государством с каждого производителя товара, получателя дохода, владельца того или иного имущества.

Налоги появились на свет с возникновением, образованием государства. Вспомните, что пошлины и подати уплачивались еще в Древней Руси. Выбор способов взимания налогов имел длительную историю и был поводом для изобретательства различных правителей.

Факты. Петр I ввел налог на бороды, чтобы приучить подданных ежедневно бриться. В Римской империи взималось более двухсот различных налогов: на владение рабами, квартирный, сбор со скота, сбор на установление статуй и т. д. Каждая страна с учетом особенностей экономического развития, обычаев и традиций овладевала искусством налогообложения и вела поиск идеальных способов обеспечения государства необходимыми средствами.

В современном мире существует целая система налогов, но она мало чем отличается от той, которая использовалвсь еще в Римской империи.

Большинство стран мира пользуется прямыми и косвенными налогами.

Прямые налоги (налагаемый непосредственно на потребителей) взимаются с какого-то дохода или имущества в установленном размере. Плательщиками налога являются все граждане, имеющие какие-либо доходы, независимо от истопников его получения: зарплата, премии, доходы от собственности, от предпринимательской деятельности и др. Не включаются в облагаемую подоходным налогом сумму дохода пенсии, стипендии, доходы от вкладов в банке и некоторые другие виды доходов. С 1 января 2001 г. в нашей стране установлена единая ставка налога на доходы с физических лиц в размере 13%. Прямыми налогами являются также налог на имущество (строение, транспортные средства и др.). налог на землю и т. п.

Налоги на продажу товаров и услуг называются косвенными (по отношению к доходу). Обычно они существуют на товары, потребление которых устойчиво, легко контролируется (в истории ими были соль, спиртные напитки и табачные изделия). Косвенным налогом является также таможенная пошлина, т. е. плата, взимаемая с владельца товара иностранного производства, ввозимого в страну для продажи. Взимание косвенных налогов» не связано с учетом доходов или имущества. Они существуют в виде надбавок к цене определенных товаров и достаются государству. Таким образом, косвенные налоги целиком перекладываются на потребителя этих товаров.

За счет налоговых поступлении государство финансирует расходы, связанные с обороной страны, использует часть этик средств на образование, здравоохранение, науку, охрану окружающей среды.

Система налогообложения имеет древние корни, а люди, работающие в этой сфере, накопили огромный опыт. Однако до сих пор идут споры о том, как ее совершенствовать. С одной стороны, чем большую долю от доходов граждан и фирм государство сосредоточит в своих руках, тем активнее оно может поддерживать развитие в стране образования, науки, помогать пенсионерам, инвалидам, сиротам и т. д. С другой стороны, имеющийся мировой опыт подсказывает, что, нем меньше налоговый гнет на экономику, тем быстрее она развивается. Это противоречие практики налогообложения пытается учесть и найти пути оптимального разрешения и Правительство России. Особую остроту эта проблема приобретает в период планирования государством своих доходов и расходов на предстоящий период.

Государственный бюджет. Подобно тому как каждая семья старается заранее планировать и соизмерять свои будущие расходы с доходами, так и правительства составляют специальный финансовый план страны. Такой план, сводящий воедино доходы и расходы будущего, называется бюджетом. Бюджеты составляют как центральное правительство (государственный бюджет), так и местные органы власти (местные бюджеты).

Государственный бюджет сводный план сбора доходов государства и использования полученных средств на покрытие всех видов государственных расходов. Он утверждается парламентом, т. е. высшей законодательной властью страны, а правительство отвечает за его исполнение. Государственный бюджет очень важный документ, по которому можно судить о состоянии экономики и финансов целой страны, о роли государства в экономике, в перераспределений доходов общества.

Государственный бюджет - это денежный фонд правительства, с помощью которого государство влияет на экономические процессы. Он состоит из двух дополняющих друг друга взаимосвязанных частей: доходной и расходной. Доходная часть показывает, откуда поступают средства на финансовую деятельность государства; расходная часть показывает, на какие цели направляются государственные средства.

Источники поступления средств бюджета называются статьями дохода, а то, на что эти средства тратятся,- статьями расхода. Поскольку бюджет составляется заранее, он во многом напоминает прогноз и далеко не всегда исполняется в точности. Но после его принятия и утверждения в качестве закона правительство уже не имеет права использовать средства бюджета, предназначенные на одни цели, для решения других задач.

Один из основных источников доходов государственного бюджета - . Существуют и другие источники государственных средств.

Факты. Статья доходов Федерального бюджета РФ 2006 г.: налоговые доходы - 62,7%, неналоговые доходы - 37,1%. Последние включали доходы от внешнеэкономической деятельности - 32,9%, от оказания платных услуг и компенсации затрат государства - 1,8%. от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности - 1,7%, административные платежи и сборы - 0,07%, штрафы, возмещение ущерба - 0,05%, доходы от продажи государственного имущества - 0,02%, прочие неналоговые доходы - 0,06%.

Мы познакомились с налогообложением, обеспечивающим значительную часть доходов бюджета; остановимся подробнее на его расходных статьях. Поскольку имеющиеся в распоряжении правительства средства ограниченны, оно вынуждено их тратить лишь на первоочередные задачи.

Например, значительная доля расходов российского бюджета приходится на национальную оборону, государственную поддержку различных отраслей экономики, поддержание правопорядка и обеспечение безопасности. Следующими в порядке уменьшения доли расходов бюджета являются затраты на содержание органов государственного управления, погашение государственного внешнего долга (выплаты, производимые иностранным гражданам, фирмам, государствам, по долгам государства, сделанным ранее), внутреннего долга (взятого у населения своей страны, например, в виде государственных займов), а также финансирование государственных предприятий социальной сферы, прежде всего здравоохранения, образования, социального обеспечения.

Благодаря бюджету государство имеет возможность сосредоточивать финансовые ресурсы на решающих участках экономического и социального развития, практически использовать бюджет в качестве инструмента государственного регулирования экономики.

Документ. О том, какие наиболее важные направлении государственных расходов планировало, например, правительство Англии в XVII в. можно узнать из «Трактата о налогах и сборах" ученого-экономиста У. Петти (1023-1687).

«Государственными расходами являются расходы на оборону государства на суше и на море, расходы по обеспечению мира как внутри страны, так и вне ее... Другой статьей государственных расходов является содержание правителей, главных и подчиненных... В эту же графу могут быть отнесены расходы по отправлению правосудия... Следующей статьей являются расходы на школы и университеты... содержание сирот, найденных и подкинутых детей... а также всякого рода немощных людей и, кроме того, таких, которые нуждаются в получении работы... Последней статьей расходов могут явиться расходы на дороги, судоходные реки, водопроводы, мосты, порты и другие предметы, нужные для блага пользования всех».

Отличаются ли эти расходы от расходов современного государства? Какое они имеют значение для общества в целом, для отдельного человека?

Многие страны зачастую попадают в ситуацию, когда необходимые расходы оказываются больше возможных доходов. Такая ситуация называется дефицитом бюджета . Это значит, что стране не хватает денег, чтобы покрыть расходы, связанные с выплатой пенсий, стипендии, содержанием армии, школ и больниц и многими другими нуждами.

Мнения . Существуют две позиции относительно пользы государственных расходов. Согласно одной, чем меньше расходов, тем лучше. Суть другой позиции в том, что рост государственных расходов - общая мировая тенденция, что они тем выше, чем выше уровень развития страны. Какой же уровень увеличения расходов государства является оптимальным? Экономисты полагают, что наилучший вариант для каждой страны, вероятнее всего, зависит от стадии и уровня ее развития.

Наиболее острые споры о будущих доходах и расходах происходят на стадии составления проекта государственного бюджета и его прохождения через парламент для обсуждения и принятия я качеств! закона. И глазным камнем преткновения: является все тот же вопрос: как разработать бездефицитный бюджет - за счет увеличения доходов (это, как правило, рост налогов) пли сокращения расходов (это А удар» по пенсиям, стипендиям:, пособиям II т. п.)?

Как же государство может справиться е дефицитом своего бюджета?

Мировая практика подсказывает некоторые способы решения этой проблемы: рациональное использование бюджетных средств; сокращение бюджетных расходов; изыскание источников дополнительных доходов; одалживание денег у граждан, банков, организаций других государств. Последний способ, как ни странно, чаще всего используется государством. У кого же государство берет деньги в долг? Прежде всего у собственного, т. е. государственного, банка. Другой источник - одолжить у граждан и хозяйственных организации страны, например, через продажу облигаций государственных займов. Облигация - документ, удостоверяющий факт получения денег в долг, гарантирующий срок его возвращения и выплату владельцу облигации определенной суммы за использование одолженных денег. Эти способы позволяют законно и выгодно привлекать деньги в государственный бюджет, используя их для развития экономики страны и решения социальных задач.

Проверь себя

1. Назови круг экономических проблем, регулируемых любым государством.

2. Какие способы воздействия на экономику может использовать государство?

3. Нужна ли рынку «государственная рука»?

4. Зачем государству необходимы налоги?

5. Какие налоги платят граждане?

6. Каким образом можно уменьшить дефицит государственного бюджета?

В классе и дома.

1. Приведи примеры общественных благ, которые могут быть обеспечены гражданам государством, но не могут быть переданы на усмотрение частных фирм .

2. Отдельные предприятия и граждане стремятся уклониться от уплаты налогов. Что заставляет их так поступать? Выскажи свое отношение к затронутой проблеме.

3. Подумай, как повлияли бы на жизнь твоей семьи следующие изменения в бюджетной политике государства: сокращение расходов на образование, увеличение подоходного налога с граждан, увеличение расходов на реализацию социальной политики, сокращение расходов из обслуживание государственного долга.

Говорят мудрые

Урок обществознания в 8 классе.

Тема урока: Роль государства в экономике

Цель урока: сформировать представление учащихся о роли государства в экономике

    Познакомиться с экономическими проблемами, регулируемых любым государством, рассмотреть способы воздействия государства на экономику.

    Способствовать развитию экономической культуры учащихся и грамотность;

    Способствовать воспитанию интереса к экономике как науке и показать необходимость и важность уплаты налогов как одной из обязанностей граждан страны.

Тип урока комбинированный.

Оборудование:

« Обществознание». 8 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / Л. Н. Боголюбов [и др.] ; под ред. Л. Н. Боголюбова, Л. Ф. Ивановой; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». - М.: Просвещение, 2014;

Мультимедийная презентация,

Тесты по теме «Предпринимательская деятельность»

Конституция РФ.

Раздаточный дополнительный материал (текст «Невероятные налоги», «Сказ про то, как Лев Петрович налоги не платил»),

План урока

    Организационный момент

    Проверка домашнего задания

    Изучение нового материала

    Подведение итогов. Рефлексия

    Домашнее задание.

    Организационный момент (1мин)

Приветствие, проверка готовности учащихся к уроку.

« Считай несчастным тот день и тот час, в который ты не усвоил ничего нового и ничего не прибавил к своему образованию». Ян Амос Каменский

    Урок – это 2400 секунд, пусть полезной станет каждая!

    Проверка домашнего задания (10)

1.Работа с тестами по вариант (Взаимопроверка) – 6-7 мин.

    Целеполагание (3мин)

    Ребята, к какой сфере общественной жизни относились вопросы теста?

    А какие существуют ещё сферы общественной жизни? Какова особенность их существования в обществе?

    Какой главный институт политической сферы?

    Следовательно, государство не может быть изолировано от экономической жизни.

    Вы знаете, что экономическая жизнь (система) может быть организована по -разному. От чего это зависит?

    От того, как общество отвечает на главные вопросы экономики, складывается экономическая система.

Выводы:

Традиционная система: здесь государство не вмешивается в экономические отношения.

Командная система: государство полностью контролирует экономику.

Рыночная система: Кто здесь отвечает на главные вопросы? (Сам рынок)

Значит ли это, что в странах с рыночной экономикой государство не вмешивается в экономику

На основании представленной информации попробуйте сформулировать, о чём же пойдёт речь на сегодняшнем уроке? Какова его тема? (Предположение детей)

Тема. Роль государства в экономике.

План изучения нового материала.

    Зачем экономике государство.

    Налоговая система.

III . Изучение нового материала (22мин)

1. Зачем экономике государство

Готовясь к уроку, я подобрала 2 эпиграфа, но не смогла определиться, какой из них лучше подойдет

Эпиграф:

    Аристотель «Цель государства – это совместное продвижение к высокому качеству жизни».

    Адам Смит «Великие народы никогда не беднеют из-за расточительности и неблагоразумия частных лиц, но они нередко беднеют в результате расточительности и неблагоразумия государственной власти»

    А пока скажите, кто из них за то, чтобы государство как можно меньше вмешивалось в экономику?

    И мне хотелось бы узнать, высказывание, какого философа вы поддерживаете.

1.Работа с учебником.

Посмотрите по учебнику на стр.193 функции правительства по А. Смиту

1) обеспечение национальной обороны;

2) отправление правосудия;

3) организация общественных работ, невыгодных для частного предпринимательства, но необходимых гражданам;

4) сбор налогов для оплаты нужд государства.

    Как вы думаете, те функции правительства, которые были определены А. Смитом в XVIII в., актуальны и сейчас?

До 19 века гос-во почти не вмешивалось в экономические процессы.

    ? (Работа с учебником на стр. 194, абз.3)

    Образование монополий, экологическая катастрофа.

    Эти и другие причины привели к тому, что сегодня государство в странах с рыночной экономикой выполняет гораздо больше функций, чем называл А.Смит.

2.Работа с Конституцией

    Какие функции выполняет государство в современное время?

    Как защитить общество от нечестных предпринимателей, монополистов?

1.Законодательное регулирование: ст.34 Конституции РФ

Защита прав собственности, поддержка конкуренции, обеспечения права на труд

Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 (ред. от 13.07.2015) "О защите прав потребителей"

Защищая предпринимательство, государство осознает, что помогает только 10-30% населения. Но и оставшаяся, самая значительная часть населения-служащие, старики, малообеспеченные, дети, безработные – нуждаются в помощи государства. Их надо защищать в первую очередь.

2.Проведение социальной политики: ст.39 Конституции РФ

пенсии, пособия по безработице

Обратимся к ст.41,43 Конституции РФ

(медицинское обслуживание, образование бесплатно)

    Почему данные институты общества должны принадлежать государству?

    Эти институты и отрасли нельзя передавать в частные руки, т.к. главная цель предпринимателей – извлечение прибыли. В своих интересах они могут использовать школьное образование, сделать его платным и недоступным для всех учеников.

    Могут распустить армию, ведь её надо содержать, тем самым некому будет защищать границы государства.

3.Предоставление общественных благ : оборона, здравоохранение, образование

    Что относится к общественным благам? (стр. 195 учебника)

Сегодня достаточно сложная экономическая ситуация в стране. (Экономический кризис)

3.Работа с дополнительными источниками

Какие последствия экономического кризиса мы, рядовые граждане, испытываем?

(Инфляция, Повышение цен, проблемы с работой)

    Сообщения учащихся

Я попросила вас посмотреть в интернете уровень инфляции в РФ за последние 5 лет.

12,91

2014

11,36

2013

6,45

2012

6,58

2011

6,10

    С какого года стало резко ухудшаться состояние экономики?

Состояние экономики начало резко ухудшаться уже в 2014 году, и было вызвано в основном санкциями западных стран и Америки.

Кризис в России 2014, 2015 годов был спровоцирован резким спадом цен на поставляемые в страны Европы энергоресурсы.

    Кто будет принимать решения по преодолению « провалов» в рыночной экономике?

(государство)

4.Стабилизация экономики

(преодоление инфляции, обеспечение занятости людей)

    Итак, какие функции выполняет современное государство?

    Наполеон Бонапарт говорил: «Народ, не желающий кормить свою армию, вскоре будет вынужден кормить чужую». Какой экономической функции государства соответствует эта фраза?

Теперь вернемся к эпиграфам.

    К высказыванию какого философа вы больше склоняетесь?

Вывод: государство необходимо экономике, т.к. оно выполняет важные функции: борется с экономическими кризисами, инфляцией, безработицей, поддерживает обороноспособность страны и др .

ФИЗМИНУТКА

Учитель зачитывает высказывание на да – руки вверх, нет-полуприседание

    Потребности – это нужда в чем-либо (да)

    Потребности бывают только материальные (нет)

    Чтение книг – это биологические потребности…(нет)

    Морская вода - это Свободные блага (да)

    Машины, оборудование –это экономические блага (да)

    Имущество Вооруженных сил – это частная собственность (нет)

    Чем выше цена, тем ниже спрос (да)

    Чем выше цена, тем ниже предложение (нет)

    Земля – это фактор производства (да)

    Это единственный фактор (нет)

( Идет разрушение представления учащихся о знании темы.) Нам понятно, что государство преследует благие цели (вернемся к словам Аристотеля). Но почему, если в каждой стране государство выполняет сходные функции, то уровень жизни в странах разный?.

    Данные статистики ООН. (Сообщения учащихся)

    Норвегия

    Швейцария

    Канада

    Швеция

    Новая Зеландия

Итак, согласно составленному рейтингу, по уровню жизни в 2016 году Россия находится на 90 месте среди 142 стран мира, между Гватемалой и Лаосом. На первом месте в мировом рейтинге уровня жизни находится Норвегия, на последнем месте - Чад.

Важными механизмами государственного регулирования являются налогообложение и государственный бюджет;

2.Налоговая система.

1.Самостоятельная работа по учебнику п.23 п.2 стр. 195

Выяснить, что такое налоги, и какие налоги бывают? Читая, заполняем схему

    Итак, что такое налоги?

«Налоги - это обязательные платежи, взимаемые государством (центральными и местными органами власти) с физических и юридических лиц в государственные и местные бюджеты».

Проверяем схему.

Ситуации: (к таблице). (Работа в парах)

    У мамы из зарплаты вычли подоходный налог. (прямой)

    Моя бабушка платила налог, когда продала свой дом в деревне.(косвенный)

    Фирма «Adidas» оплатила таможенные сборы при ввозе своих товаров для продажи в РФ.(косвенный)

    Папа вчера уплатил налог за транспортное средство.(прямой)

    Мой дядя предприниматель, он платит налоги государству. (прямой)

    При продаже спиртные напитки облагаются дополнительным налогом (косвенный)

Вывод: налогообложение является важным механизмом государственного регулирования экономики.

2.Работа с дополнительными источниками

А) Чтение текста «Сказ про то, как Лев Петрович налоги не платил»

    Приведите доводы в защиту того, что налоги платить просто необходимо.

Итак, собранные государством налоги идут на оборону, образование, медицину, пенсии, пособия, науку, охрану окружающей среды.

Б) Работа с текстом «Самые невероятные налоги» (стр.56 рабочей тетради)

Как можно озаглавить текст?

На примере налогов на собак объясни, как введение налога может повлиять на поведение людей?
Налог на бездетность, введенный в СССР в 1941 году, наши отцы и деды воспринимали как нечто обыденное, хотя это был единственный такой случай в мире, который тоже относится к разряду странных и курьезных. Те, кто был не женат и не имел детей, обязан был выплатить налог в размере 6 %. Платили его бездетные мужчины от 20 до 50 лет и бездетные замужние женщины от 20 до 45 лет. Этот налог существовал с 1941 года до начала 90-х годов, он шел на пособия для многодетных матерей.

Со следующим механизмом государственного регулирования экономики государственным бюджетом познакомимся на следующем уроке

IV .Подведение итогов. (5 мин)

А. Верны ли суждения о роли государства в экономике?

А. Роль государства в современной экономике сводится к охране правопорядка.

Б. Роль государства в экономике – это компенсация потерь разорившимся предпринимателям.

1. Верно только А

2. Верно только Б

3. Верны оба суждения

4. Оба суждения неверны

В 1. Какие из приведенных налогов являются прямыми?

    Акцизный сбор

    Таможенный сбор

    Подоходный налог

    Налог на продажу товаров

    Налог на имущество

Выставление оценок. Рефлексия

На уроке я работал

Своей работой на уроке я

Урок для меня показался

За урок я

Мое настроение

Материал урока мне был

Активно/пассивно

Доволен/не доволен

Коротким/длинным

Не устал/устал

Стало лучше/стало хуже

Понятен/не понятен

Полезен/бесполезен

Интересен/скучен

V . Домашнее задание: (2мин)
Для всех учащихся: параграф 23стр.193-197, в.1,4,5 .Узнайте у своих родителей, какие налоги платит ваша семья. К каким видам налогов они относятся?

Индивидуально: Зад.2 «В классе и дома» стр.200 , Дополнительный материал из рабочей тетради (стр.57)

Литература:

    Учебник Г.Э. Королева, Т.В. Бурмистрова «Экономика» Москва, Издательский центр «Вентана-Граф», 2013

    Конституция РФ

    Рабочая тетрадь «Обществознание» 8 класс, О.А. Котова, Т.Е. Лискова

    Контрольно-измерительные материалы.Обществознание:8класс/Сост. А.В. Поздеев – М.: ВАКО,2011

    http://bs-life.ru/makroekonomika/uroven-zizny2012.html

    http://nsportal.ru/shkola/obshchestvoznanie/library/2013/09/15/rol-gosudarstva-v-ekonomik

    http://www.openclass.ru/node/446592

Дополнительная информация

Итак, согласно составленному рейтингу, по уровню жизни в 2016 году Россия находится на 90 месте среди 142 стран мира, между Гватемалой и Лаосом. По экономическим показателям Россия находится на 95 месте, свободе предпринимательства - 88 месте, по уровню коррупции и эффективность управления страной - 99 место, уровню безопасности на 92 месте, по качеству образования на 35 месте, и уровне свободы граждан – на 89 месте среди стран мира.

На первом месте в мировом рейтинге уровня жизни находится Норвегия, на последнем месте - Чад. По другим показателям, самой безопасной страной мира в 2016 году признана Исландия, самой развитой по экономическим показателям – Сингапур, лучшей страной для ведения предпринимательской деятельности признана Дания, самый лучший уровень образования признан за Австралией, а наиболее свободно в 2016 году чувствуют себя люди в Канаде.

Для того чтобы уменьшить свои издержки и получить прибыль, любой производитель будет стремиться на чём-то экономить. Самый очевидный для производителя способ сэкономить – это сэкономить на окружающей среде. Чаще всего бывает так, что производители не задумываются о том, как именно их предприятие может навредить природе в будущем, ведь главное – получить прибыль сегодня.

Например, предприниматель построил целлюлозно-бумажный комбинат около озера Байкал. И он не задумывается, что будет с озером потом, он жаждет получить прибыль. Судьба озера волнует только некую группу учёных-экологов и молодёжь, которая стремится защитить окружающий мир от глобализации и всемирного главенства компаний. Но крупные производители не принимают их всерьёз, они считают, что деньги первостепенны по отношению к окружающей среде. Исходя из этого, угроза экологической катастрофы становится всё более реальной.

Роль государства в экономике Зависит от типа экономической системы! Традиционная система Командная система Рыночная система

Традиционная система Господство натурального хозяйства. Приверженность традициям. Нет товарно-денежного обмена. Отсутствие технического прогресса. Земля и капитал находятся в общем владении. Prezentacii. co m

Командная система Государство жестко регулирует производство, обмен и распределение. Планирование. Земля и капитал преимущественно принадлежат государству. Prezentacii. co m

Рыночная система Производитель сам решает, что, как и для кого производить. Земля и капитал находятся в частных руках. Государство обеспечивает в рамках закона порядок в обществе. Prezentacii. co m

Какой тип системы характеризует текст? «…Чтобы закрыть всякую лазейку, через которую продукция могла бы уйти из-под контроля государства, в марте 1933 г. в СССР было издано постановление, по которому, пока район не выполнит план по хлебозаготовкам, 90% намолоченного зерна отдавалось государству, а оставшиеся 10% распределялись между колхозниками в качестве аванса за работу. »

Какой тип системы характеризует текст? «…В октябре 1922 г. В нашей стране был принят новый Земельный кодекс, согласно которому крестьяне получали право … выбора форм землепользования. Строгая централизация … была отменена. Заводы самостоятельно решали вопросы заготовки сырья и реализации готовой продукции. »

Функции государства Контроль за использованием природных ресурсов, охрана окружающей среды. Помощь бедным, решение социальных проблем. Охрана интересов потребителей и предпринимателей. Защита собственности. Создание законов по вопросам экономики. Регулирование денежной массы в стране. Предотвращение экономических кризисов.

Способы воздействия государства на экономику Государство Экономика у б е ж д е н и е Н а л о го о б л о ж е н и е Л ь го т ы Р е гу л и р о в а н и е

Какой из способов будет иметь успех в данной ситуации и почему? В связи с повышением цены на хлеб жители N -ской области стали запасаться продуктами «впрок» . Такой ажиотаж на товары привел к дефициту многих продуктов.

Какой из способов будет иметь успех в данной ситуации и почему? Автомобилестроительные компании страны стали разоряться в связи с тем, что граждане покупают только иностранные машины, так как они дешевле и практичнее в эксплуатации.

Таблица: Виды налогов Вопрос Прямые налоги Косвенные налоги Определение Виды Прочитайте в учебнике текст на стр. 94 и заполните таблицу.

Социальная политика Пенсии. Организация политики занятости, помощь безработным. Стипендии. Помощь семье. Бесплатная медицинская помощь. Социальная политика – совокупность мер, проводимых правительством в социальной сфере.

Домашнее задание Прочитать § 14. Выучить: традиционная система, рыночная система, командная система, налоги, прямые налоги, косвенные налоги, социальная политика.