Краткий архитектурный словарь см. ниже

Греческий храм.

Простиль . Тип античного храма. Прямоугольное в плане здание с однорядной колоннадой только на главном фасаде, равной ему по ширине.

Амфипростиль (греч. amfiprostulos, от amfi — с обеих сторон, и prostulos — имеющий колонны с передней стороны) — тип древнегреческого храма, прямоугольного в плане и имеющего колонные портики на торцовых фасадах;

Периптер. Основной тип древнегреческого храма периодов архаики и классики. Периптер – прямоугольное в плане здание, с четырех сторон окруженное колоннадой. Внешние формы периптера часто использовались в архитектуре классицизма.

Диптер - (от греч. dipteros), тип древнегреческого храма, в котором прямоугольное в плане помещение окружено по внешнему периметру двумя рядами колонн

Псевдодиптер. Тип древнегреческого храма. Отличается от диптера отсутствием внутреннего ряда колонн, хотя пространство для них оставлено..

Моноптер. Тип круглого в проекции здания без внутренних перегородок и объёмов.

Крыша моноптероса поддерживается только колоннадой.

Ротонда . Здание с круглым пла­ном или большой цилиндрический объем, завершенный куполом.


Типы греческих храмов

Целла. Главное помещение (святилище) античного храма. В зависимости от типа храма, целла бывает окружена колоннами.

Колонна. Архитектурный эле­мент, играющий роль опорного столба или подражающий ему.

Колоннада. Ритмический ряд колонн, несущих общее горизонталь­ное перекрытие.


Дорический ордер - один из ордеров классической архитектуры. Различают греческий и римский дорический ордер. Местом возникновения считаются берега Эгейского моря как с европейской, так и с азиатской стороны в VI веке до н. э.. Встречается в первых сооружениях Древней Греции и дорийских колониях. Лаконичный, мужественный, монументальный — во времена античности считался «мужским» ордером. Классическая дорическая колонна была без базы, с очень сильным утончением, украшена каннелюрами, заканчивалась капителью. В отличие от других ордеров, каннелюры примыкают друг к другу без дорожек между ними. В дорическом ордере каннелюры неглубокие, с острыми гранями. Обычное количество каннелюр в постройках классического периода - 16 - 20 штук. Архитрав дорического ордера гладкий.



Ионический ордер. От более раннего дорического ордера отличается большей лёгкостью пропорций и декором всех его частей. Отличительной чертой ионического ордера является способ оформления капители, которая выполняется в виде двух противоположно расположенных волют. Ионический ордер во времена античности считался «женским» ордером, за счет своей утончённости, изысканности и дополнений разнообразными украшениями. Возник в середине VI века до н. э. в Ионии на северо-западном побережье Малой Азии у Эгейского моря.


Коринфский ордер - один из трёх греческих архитектурных ордеров. Представляет вариант ионического ордера, более насыщенный декором. Характерной особенностью этого ордера является колоколообразная капитель, покрытая стилизованными листьями аканта. Высота равна 20 модулям, диаметр составляет 1/10 часть высоты. Абака имеет вогнутые стороны, поддерживаемые четырьмя большими и четырьмя малыми завитками спиралеобразной формы. По окружности капители в два ряда расположены акантовые листья.


Тосканский ордер. Упрощенный вариант дорического ордера. Возник в Древнем Риме на рубеже 1 в. до н.э. – 1 в. н.э. Имеет колонну с базой, но без каннелюр и гладкий фриз.


Композитный ордер (рим­ский ордер). Производный от ко­ринфского и ионического архитектур­ный ордер, отличающийся особой пышностью; его характерный эле­мент - капитель с четырьмя круп­ными волютами (как в ионическом ордере), но с вертикальным цилинд­рическим ядром (как в коринфском ордере), которое окружают аканто­вые листья в двух уровнях.

Капитель. Венчающий элемент колонны или пилястры, отлича­ющийся от ее основной части более сложной формой и большей шириной и передающий ей нагрузку от архитрава и расположенных выше частей здания.

В античную эпоху сложились три основных классических типа капителей: дорическая, ионическая, коринфская .

Своеобразные типы капителей были созданы в Китае, Японии, Мексике, в византийской, романской, готической, древнерусской архитектуре, архитектуре Армении, Грузии, Средней Азии.

С эпохи Возрождения широко варьировались типы античных капителей.

Абак/абака (греч. Abax - доска) - верхняя плита капители, обычно поддерживающая антаблемент.

В классических архитектурных ордерах абак обычно имеет квадратные очертания с прямыми (в дорическом и ионическом ордерах) или вогнутыми (в коринфском ордере) краями.

Антаблемент (франц. Entablement, от table – стол, доска) - верхняя горизонтальная часть сооружения, обычно лежащая на колоннах, - составной элемент классического архитектурного ордера.

Антаблемент членится на несущую часть – архитрав, на опирающийся на него фриз и венчающую часть – карниз. Встречается неполный антаблемент (без фриза). Антаблемент возник на основе деревянного балочного перекрытия и в своих формах отражает его структуру.

Архитрав (от греч. Archi – главный и лат. Trabs – балка) – в архитектурных ордерах – балка, нижняя из трех горизонтальных частей антаблемента, обычно лежащая на капителях колонн. В дорическом и тосканском ордерах архитрав – широкая гладкая балка; в ионическом и коринфском состоит из трех небольших горизонтальных уступов – фасций.

Карниз.

1 Протяженный выступ, завершающий стену либо членящий ее на ярусы или этажи.

2 Венчающая часть антаблемента.

Волюта (лат. и итал. Voluta, букв. – завиток, спираль) – архитектурный мотив в форме спиралевидного завитка с кружком (“глазком”) в центре, часть ионической капители, входит также в состав коринфской и композитной капителей. Форму волюты иногда имеют архитектурные детали, служащие для связи частей здания, а также консоли карнизов, обрамления порталов, дверей, окон.

Каннелюры (врезы, желобки). Параллельные желобки на поверхно­сти ствола колонны или пилястры (вертикальные К.) либо на поверхно­сти тора (горизонтальные К.). Делаются либо вплотную одна к другой (дорический ордер), либо с небольшими промежутками (ионический ордер).

Пилястра. Плоский, каннелированный или филёнчатый вертикаль­ный выступ на фоне стены, имеющей базу и капитель.

Элементы сооружений.

Портик. Композиция на фасаде зда­ния, которая образована колоннами, полуколоннами либо пилястрами, несущими антаблемент. Ордерные формы портиков возникли и получили распространение в античной архитектуре Греции и Рима, широко использовались в архитектуре классицизма.

Перистиль. Прямоугольные двор и сад, площадь, зал, окруженные с четырех сторон крытой колоннадой. Перистиль как составная часть древнегреческих жилых и общественных зданий известен с IV в. до н.э., широкое распространение получил в эллинистическом искусстве и искусстве Древнего Рима.

Кариатида. Женская статуя, под­держивающая архитектурный вы­ступ.

Акротерий (греч. akrwthrion) – скульптурное украшение (статуя, пальметта и др.), помещаемое над углами фронтона (или над тимпаном портала, закомары, и т.д.)

Портал. Архитектурно оформленный вход в здание. Для античности характерны порталы с плоскими перемычками, для древней Вавилонии – арочные, для средневековой архитектуры Древнего Востока – пештаки.

С XI в. в романской, готической и древнерусской архитектуре распространяются арочные, так называемые перспективные порталы, оформленные в виде уступов.

Пилоны.

1 Массивные столбы, служащие опорой арок, перекрытий, мостов либо стоящие по сторонам входов или въездов.

2 Башнеобразные сооружения с трапецевидными фасадами (обычно украшенными рельефами), воздвигавшиеся по сторонам входов в древнеегипетские храмы

Пропилеи, пропилон. Парадный проход, проезд, образованный симметричными портиками и колоннадами, расположенными по оси движения. Известны в эгейском искусстве, но особенно характерны для архитектуры Древней Греции. В 19 в. к типу пропилей обращались архитекторы классицизма. Во 2 пол. 19-20 вв. пропилеи строятся как часть особо значительных торжественных архитектурных комплексов или сооружений, имеющих мемориальное значение.

Балюстра

1. Фигурный столбик в балюстраде.

2. Каждый из двух завитых валиков по бокам ионической капители.

Балюстрада (франц. balustrade) – ограждение (обычно невысокое) лестниц, террас, балконов и т.д., состоящее из ряда фигурных столбиков (балясин), соединенных сверху горизонтальной балкой или перилами.

Маскарон (маска). Включенное в архитектурный декор скульптурное изображение львиной морды, лица человека, фавна, гидры и т. п (часто в гротескном или фантастическом облике). Маскароны помещаются преимущественно на замках арок, оконных и дверных проемов, используются в качестве водометов, а также украшения мебели.

Меандр. Вытянутый орнамент: непрерывная линия с оди­наковыми Г-образными изломами.

Амфитеатр (от греч. amfiqeatron) –

1. Древнеримское монументальное здание для зрелищ (боев гладиаторов, травли диких зверей, театрализованных представлений). Амфитеатры представляли собой грандиозные эллипсовидные в плане сооружения без крыши, с ареной посередине, окруженные местами для зрителей повышающимися уступами (как бы соединение двух подковообразных в плане греческих театров). Места для зрителей поддерживались сложной системой столбов и арок, между которыми были расположены сводчатые галереи, служившие фойе, и лестницы. Крупнейший амфитеатр – Колизей в Риме.

2. Места для зрителей в закрытых помещениях, расположенные дугообразными незамкнутыми ярусами (в театрах, кинотеатрах, аудиториях) или вокруг круглой арены (в цирке).

Пантеон . (лат. Pantheon, от греч. pan – все и qeoV – бог – храм или место, посвященное всем богам)

1.В Древнем Риме – “храм всех богов”, построенный ок. 125 г.н.э.

2. Усыпальница выдающихся людей. Обычно пантеоны располагаются в зданиях, имеющих (или первоначально имевших) культовое назначение (Вестминстерское аббатство, Пантеон в Париже).

Акведук (лат. Aquaeductus, от aqua – вода и duco – веду) – водовод (канал, труба) для подачи воды к населенным пунктам, оросительным и гидроэнергетическим системам из расположенных выше их источников. Акведуком называют также часть водовода в виде арочного моста над оврагом, рекой, дорогой, в котором стенки и днище лотка или трубы являются несущими пролетными конструкциями.

Гипостиль, гипостильный зал (от греч. upostuloV, от upo – “под” и stuloV — колонна, т.е. – поддерживаемый колоннами) – в архитектуре Древнего Востока (Египет, Иран) большой зал храма или дворца с многочисленными, регулярно поставленными колоннами.

Ростральная колонна. Отдельно стоящая колонна, ствол которой украшен скульптурными изображениями носовой части кораблей. Были распространены в Древнем Риме и в период ампира, воздвигались в честь морских побед или как символ морского могущества страны.

Пирамида. Монументальное сооружение, имеющее форму пирамиды (иногда ступенчатую или башнеобразную). Пирамидами называют гробницы древнеегипетских фараонов (пирамида Хеопса в Гизе, XXVIII в. до н.э., и др.). Постройки типа пирамид (нередко служившие постаментами для храмов или связанные с космологическими культами) возводились в Центральной и Южной Америке в 1 тыс. до н.э.

Зиккурат (аккадск.) – в архитектуре Древней Месопотамии культовая ярусная башня. Зиккураты имели 3-7 ярусов в форме усеченных пирамид или параллелепипедов из кирпича-сырца, соединявшихся лестницами и пологими подъемами – пандусами.

Христианский храм

Схема крестово- купольного храма.

Алтарь (лат. – altaria, от altus – высокий) – жертвенник, а также важнейшая часть христианского храма. Первоначально – место для жертвоприношений на открытом воздухе.

В древней Греции и Риме – отдельные сооружения, украшенные мрамором и рельефами.

В христианских храмах алтарем называют стол (“престол”), на котором совершалось священное таинство, в католических так называются также декоративные стенки, украшенные живописью и скульптурой. С VIII в. появились переносные алтари-складни с живописью на створках. В обиходе алтарем называют также всю восточную часть храма, отделенную алтарной преградой, а в православных храмах (с XIV-XV вв.) – иконостасом.


Апсида, абсида (от греч. Hapsis, род. падеж hapsidos – свод) – расположенный в восточной части христианского храма алтарный выступ, полукруглый, граненый или прямоугольный в плане, перекрытый конхой или сомкнутым полусводом. Апсиды впервые появились в древнеримских базиликах, термах, храмах.



Иконостас (от греч. eikwn — образ и stasiV — место стояния) – перегородка с рядами икон (чинами), отделяющая алтарь от основной части православного храма. Иконостас пришел на смену низкой алтарной преграде византийского типа. В развитой форме (высокий иконостас), известной на Руси с кон. XIV — XV вв., чины устанавливались на расписных балках-тяблах и располагались один над другим в строго иерахической последовательности.


Внизу находится ряд местных икон,

выше – “деисусный” чин (deisis — греч. моление; включал иконы с изображениями Христа и обращенных к нему в молитвенных позах Богоматери, Иоанна Предтечи, архангелов, отцов церкви и др.),

еще выше – “праздничный” (с изображениями главных эпизодов Евангельского цикла) и “пророческий” чины. В XVI — XVII вв. в иконостас включают новые ряды (страстной, апостольский, праотеческий и др.)

Закомара (от др.рус. комара - свод) – полукруглое или килевидное завершение участка стены, закрывающее прилегающий к ней внутренний цилиндрический (коробовый, крестовый) свод.


Паперть (внешний притвор). Ши­рокое открытое крыльцо или галерея перед входом в церковь.


Придел . Дополнительный храм со своим престолом и иконостасом, примыкающий к основному церков­ному зданию либо включенный в его объем.

Барабан – цилиндрическое или многогранное основание купола (в русской архитектуре XVII в. иногда — декоративной луковичной главы), обычно прорезанное окнами.

Часовня.

1 Небольшое культовое сооружение без алтаря (в часовне чтаются молитвы, но литургия не совершается). Служили памятниками, ставились в городах, деревнях, на дорогах, на кладбищах, устраивались в богатых домах.

2 Придорож­ный столб с иконой и лампадой в нише.


Шатер. Завершение центрических построек (храмов, колоколен, башен, крылец) в виде высокой четырехгранной, восьмигранной или многогранной пирамиды. Распространено в русском каменном зодчестве с XVI в. Кирпичные шатры складывались из наклонных рядов или горизонтальных рядов кирпича с напуском, деревянные — напуском венцов с уменьшающимися длинами сторон. В культовых сооружениях шатер обычно увенчивался луковичной главой, в гражданской и военной – дозорной вышкой, флюгером.


Шатровый храм

Аркатура (от нем. Arkatur) – ряд декоративных ложных арок на фасаде здания или на внутренних стенах помещений. Иногда имеет вид пояса, дополненного колонками на кронштейнах.


Руст, рустовка, рустик. Рельефная кладка или облицовка стен камнями с грубо отесанной или выпуклой лицевой поверхностью (так называемыми рустами). Оживляя плоскость стены игрой светотени, рустика создает впечатление мощи, массивности здания. При отделке фасада штукатуркой рустика имитируется разбивкой стены на прямоугольники и полосы.


Палата.

1 Крупное сводчатое помещение (обычно бесстолпное или с одним столпом в центре) в древне­русской каменной постройке.

2 Зда­ние, в котором такое помещение играет главную роль. Палаты – в русской средневековой архитектуре богатое жилое каменное или деревянное здание, обычно в два или более этажей, с многочисленными помещениями. С XVII в. палаты принимают характер небольших дворцовых корпусов или особняков (палаты Волковых, Троекуровых в Москве).

________________________

Базилика (греч. Basilike – царский дом; в Афинах – портик, где заседал архонт-базилевс) — вытянутое, прямоугольное в плане здание, разделенное внутри продольными рядами колонн или столбов на несколько (преимущественно нечетное количество) частей (нефов), имеющих самостоятельные перекрытия. Средний неф всегда выше боковых, так что верхняя часть его стен, прорезанная окнами, выступает над крышами боковых нефов.


Аркада (от франц. Arcade) – ряд одинаковых по форме и размеру арок, опирающихся на колонны или столбы. Чаще всего применяется при устройстве открытых галерей.


Аркбутан (франц. Arc-boutant) – наружная каменная полуарка, передающая распор сводов главного нефа готического храма опорным столбам – контрфорсам, расположенным за пределами основного объема здания.

Архивольт (итал. archivolto, от лат. arcus volutus – обрамляющая дуга) – декоративное обрамление арочного проема. Архивольт выделяет дугу арки из плоскости стены, становясь иногда основным мотивом ее обработки.

Барельеф – скульптурное изображение с фоном, из которого фигуры выступают не более чем наполовину своего объема .

Горельеф – скульптурное произведение с фоном, из которого изображенные фигуры выступают более чем на половину своего объема .

Контррельеф . Рельеф, заглублен­ный в плоскость фона.

Башня – сооружение, высота которого намного больше его горизонтальных размеров (диаметра, стороны основания). Первоначально строились для целей обороны (сторожевые вышки, башни замков – донжоны). Применяются в культовом зодчестве (колокольни, минареты), в гражданской архитектуре (маяки, административные здания), а также в качестве инженерных сооружений (водонапорные, радио- и теле- башни) и др. Возвышаясь над окружающей застройкой, выразительные и динамичные по композиции, башни часто играют роль основной высотной доминанты архитектурного ансамбля.

Донжон (франц. donjon) – главная башня феодального замка, четырехугольная или круглая в плане, поставленная в самом недоступном месте и служившая убежищем при нападении неприятеля.


Галерея (франц. galerie, от итал. galleria):


1. Длинное крытое светлое помещение, в котором одну из продольных стен заменяют колонны, столбы или балюстрада, примыкающее к стене здания.

2. Удлиненный зал со сплошным рядом больших окон а одной из продольных стен.

Католическая или англи­канская часовня, возведенная обо­собленно либо включенная в объем храма.

Часовня - небольшая христианская постройка культового назначения с иконами, чаще не имеющая особого помещения, где располагается алтарь.

Кафедра. Огражденное возвыше­ние для проповедей, обращения к слу­шателям. Кафедры украшались резьбой, статуями, рельефами.

Пинакль . Декоративные башенки, столбики на контрфорсах реже на других архитектурных частях позднероманских и готических церквей.

Роза. Круглое окно в романских и готических постройках 12-15 вв. с каменным переплетом в виде радиальных лучей, исходящих из центрального кружка. Розой называют также аналогичный декоративный мотив, венчающий стрельчатые окна готических зданий.

Трансепт . В европейской церковной архитектуре поперечный неф или несколько нефов в базиликальных или крестообразных в плане зданиях. Возник в раннехристианских храмах, когда усложнение литургии потребовало увеличить пространство перед алтарем и апсидой. Переход от продольных нефов к трансепту оформлялся подпружными арками средокрестия.

Нервюры. Стрельчатые арки из тесаных камней, создающие каркас­ную основу крестового свода. Система нервюр (главным образом в архитектуре готики) образует каркас, облегчающий кладку свода.

Неф. Элемент пространства базили­ки, вытянутый вдоль ее главной оси и ограниченный с одной или двух сто­рон колоннами либо столбами.


Триумфальная арка . Парадное симметричное сооружение с проез­дной аркой по оси.



Триумфальная колонна . Одиночная колонна крупных разме­ров на постаменте, установленная в честь какого-либо события или деятеля, обычно дополнялась скуль­птурой.


_________________________________________________

Элементы зданий.

Гребни, гребешки - в архитектуре нарышкинского барокко фигурные завитки, украшавшие верх стены, по форме перекликались с разорванным фронтоном.

Пилястра – плоский вертикальный выступ на поверхности стены. От лопатки отличается тем, что имеет те же ордерные части (ствол, капитель, база), что и колонна.

Ползучая арка - арка, опоры которой расположены на разных уровнях.

Прясло - участок стены между двумя лопатками или пилястрами. В крепостной архитектуре - участок стены между двумя башнями.

Лопатка – плоская вертикальная полоса, выступающая на поверхности стены здания. Лопатка может быть конструктивным утолщением стены или иметь декоративное значение, являясь одним из средств членения фасадов.

Машикули (франц. machicoulis) – навесные бойницы, расположенные в верхних частях стен и башен средневековых укреплений. Утратив с развитием огнестрельного оружия оборонительное значение, машикули использовались как элемент архитектурного декора.

Наборная колонка - столбик, обычно декоративный, составленный из мелких резных элементов. Широко применялся в древнерусском зодчестве, особенно в период узорочья

Сегодняшняя статья носит, скорее, познавательный характер, так как в ней собраны пять наиболее значительных, основополагающих архитектурных элементов, которые используются всегда и везде в строительстве, дизайне интерьеров и декорировании помещений.

Речь пойдет о «пяти столпах архитектуры» — элементах, без которых мы более не представляем убранство жилых и общественных помещений, но знать о них необходимо подробнее особенно тогда, когда вы намерены заняться строительством собственного дома.

Колонны

Колонны – это вертикальные опорные конструкции, состоящие из базы, ствола и капители.

В Древней Греции колонны несли антаблемент и вместе с ним поддерживали крышу. Римляне, в отличие от греков, использовали колонны в декоративных целях, и предпочитали арочную систему с колоннами.

Колонны могут парными, как римские, пучками колонн, как норманнские, отдельно стоящими, как индийские. Ствол, в свою очередь, может быть простым, или же богато украшенным (к слову, в современных интерьерах используют, скорее, первый вариант, более универсальный и демократичный).

Если вы хотите использовать колонны в конструкции дома, который строите, следует знать об основных ордерных системах, имеющих определенные признаки, по которым колонны относят к тому или иному ордеру.

Три ордера

Дорический ордер , внешне наиболее простой, но самый древний, развился в Греции. Дорическая колонна состоит из низкой базы, монументального ствола, лаконичной капители. Идеально для современных минималистских помещений, гостиных и холлов в классическом и средиземноморском стиле.

1

Ионический ордер развивался почти одновременно с дорическим, но окончательную свою форму приобрел лишь к середине V в. до Р.Х. Облик ионической колонны более изящный: легкость пропорций, утонченность более расчлененных форм, обильное применение декора.

Характерными чертами ионической колонны является обязательное установление ее на базу, а также, капитель с подушкой, увенчанной двумя волютами (завитками).

Для эклектичных интерьеров установка ионических колон будет прямым попаданием в цель, поскольку они могут уживаться с различными формами и цветами предметов обстановки.

Коринфский ордер – наиболее разнообразный и богато декорированный, такие колонны подойдут для пафосно украшенных помещений, обязательно с высокими сводами и роскошной мебелью в исторических стилях.

Коринфский ордер легче всего узнать по капители колонны, так как остальные его части заимствованы из ионического. Вершина колонны, капитель, напоминает корзинку, увитую листьями аканта (растения с побережья Средиземного моря), завитыми в спирали.


Арки

Аркой называют конструкцию, перекрывающую проем в стене или пространство между двумя опорами. Обычно вершина арки закруглена, но форма ее варьируется от полукруглой до стрельчатой. Арки нередко используются в качестве опоры в стенах и фундаментах домов.

Полукруглые арки в интерьере

Их еще называют французскими, а отличает этот вид арок закругленный верх, орнамент, и колонны, будто несущие нагрузку, но на самом деле играющие роль декоративного элемента.

Полукруглые арки – один из наиболее универсальных вариантов оформления дверных и оконных проемов для помещений в классическом стиле, эклектике и даже гранжевом интерьере.

Стрельчатые и подковообразные АРКИ В ИНТЕРЬЕРЕ

Стрельчатые арки – это напоминание о готической архитектуре, а также, прямая ассоциация с восточным колоритом Марокко. Подковообразная форма арок – это дань исламской архитектуре, имеет свод, который заходит за пяту арки, и может быть как с закругленной, так и со стрельчатой подковообразной вершиной.


Ренессансные АРКИ В ИНТЕРЬЕРЕ

Еще один, очень красивый и изысканный тип арок, который следует римскому образцу полукруглых конструкций с замковым камнем, фризом и карнизом, расположенными в рамках классического ордера.

В современных интерьерах можно увидеть вариацию ренессансной арки, несколько расширенной и приземистой, с помощью которой может быть акцентирован проем между двумя смежными комнатами, например, гостиной и столовой, кухней и коридором.


Окна

Только в 1840-х гг. начали производить листовое стекло, тонкое и достаточно широкое, позволившее любоваться видами, не разбитыми на части оконным переплетом.

Древнейшие окна были незастекленными отверстиями в стенах, сквозь которые в помещение попадал свет и свежий воздух. А первые оконные стекла, исполнявшие как функциональную, так и декоративную роль, появились в Риме около 65 г., но широкое распространение остекление получило в церковной архитектуре в XIII, а в жилых домах — в XVI в.

О важности окон в архитектурной эстетике свидетельствует возникшее многообразие их стилей, а дизайн остекленных окон во все времена зависел от развития процесса изготовления стекла.

Стрельчатые окна в интерьере

Заостренная стрельчатая арка впервые появилась в исламской архитектуре. Эта форма встречается и в готической архитектуре, где окна, к тому же, дополняли цветным стеклом и ажурной резьбой по камню. Примечательно, что позже готические окна были возрождены в сознательно «антикварном» виде в конце XVIII в., и широко использовались викторианскими архитекторами.

В настоящее время при строительстве домов могут быть использованы различные вариации стрельчатых окон, которые придают помещению загадочный восточный характер.


Круглые ОКНА В ИНТЕРЬЕРЕ

Окно-роза – это искусные, имитирующие лепестки цветка или спицы колеса, архитектурные элементы в конструкции окон, бывших очень популярными в архитектуре зданий в Романском стиле.

Теперь круглые окна являются таким же эффектным украшением дома как снаружи, так и внутри, но представляют собой упрощенную версию «розы»: с тонкими рамами или вообще без них.

Круглые окна еще называют «световыми», и используют в высоких помещениях загородных домов в верхней части стены, чтобы лучше осветить внутреннее пространство.



Эркеры

Эркеры и альковные окна выступают за стену здания. Часто интересно украшенные, они пропускают больше света, нежели просто окна.

Альковные окна всегда были расположены на верхних этажах, но эркеры квадратного и углового типа могут располагаться на любом этаже.

В интерьере эркер может служить зоной для творчества, работы за письменным столом, или использоваться для размещения столовой группы в помещении кухни, столовой или гостиной.



Французские эркеры

Французское окно – это вариация створчатого окна, увеличенного до размера двери и начинающегося прямо от пола. Как и створчатое, французское окно может открываться либо внутрь, либо наружу.

В квартирах французские окна могут быть одновременно выходом на балкон или террасу, а расположенные в нижних этажах частного дома — выходить в сад или оранжерею.


1

1

Венецианские эркеры

Этот вид окна состоит из трех частей – центрального арочного проема и двух узких боковых проемов с плоским верхом. Венецианское окно, также, носит название «серлианского» или «палладианского», в честь итальянских архитекторов Андреа Палладио и Себастьяно Серлио, популяризовавших его.




Термальные эркеры

Полукруглое окно, разделенное на три просвета стойками, так называемыми, средниками. Особенно популярным данный тип окон был в палладианской архитектуре, а основан на образцах, найденных в термах Диоклетиана в Риме, за что, также, называется «диоклетианским».

Для интерьера наличие термального окна является большим успехом, так как используют этот тип при строительстве довольно редко, а дизайнеры и архитекторы склонны романтизировать полукруглые, невероятно декоративные окна.




Подъемные эркеры

Застекленное окно в деревянном переплете, опускаемое и поднимаемое с помощью шкивов. Было особенно популярно в XVIII — XIX вв. и ассоциируется с георгианской эпохой в архитектуре. Существуют, также, английские варианты, например, йоркширское окно, сдвигающееся в сторону.



Фронтоны

Для современных интерьеров фронтоны являются показателем незаурядного вкуса хозяев, их статуса, а также, совершенно классическим, а потому, беспроигрышным и вневременным элементом, способным преобразить сдержанный или дополнить изысканный интерьер.

Фронтоны – отличительная черта классической и подражавшей классической архитектуры – это стороны пологой крыши, обычно расположенной над портиком. Часто фронтоны украшали горельефной скульптурой, соответствующей общей теме здания.

В интерьере фронтоны, зачастую, используют как архитектурные мотивы в обрамлении окон и дверей.

Классические фронтоны в интерьере

В архитектуре Возрождения широко использовались классические формы в качестве внутренних и внешних декоративных элементов. А сегодня окна и двери, массивная мебель может быть украшена колоннами, пилястрами и фронтонами с крутыми скатами, обрамленными стреловидной лепниной.



Разорванные фронтоны

Форма фронтонов может варьироваться от треугольной до изогнутой сегментальной, но также популярен особенный тип — разорванный фронтон, контур которого разделен проемом либо в вершине, либо в основании.

С течением времени и сменой стилей архитектуры были изобретены новые формы фронтонов, например, разорванный на вершине, увенчанной урной.


Фронтонные украшения

Некогда украшения фронтонов были главными в голландских и североевропейских знаниях, поэтому становились особенно искусными и экспрессивными: с вогнутыми и выпуклыми линиями скатов, рельефным декором, скульптурными формами.

Сегодня подобные фрагменты фронтонов смело могут соперничать с привычным настенным декором, или полностью его заменить. Например, над изголовьем кровати, на стене возле обеденного стола, в простенке между арочными проемами.


Фронтоны

Этот элемент стал ключевым еще до римского периода, а изначально свод состоял из двух параллельных стен, постепенно наклоняющихся друг к другу и соединенных замковым камнем в верхней точке.

В кафедральных соборах Средневековья своды были необходимой частью огромных соборов, в это же время они достигли своего расцвета, будто не подчиняясь силе притяжения.

На наш взгляд, в настоящее время особенного внимания заслуживают цилиндрический и крестовый своды, которые формируют совершенно неподражаемую аутентичную атмосферу в помещениях дома.

Цилиндрический свод в интерьере

Цилиндрический или бочарный свод — вогнутый, одинаковый по всей длине свод, является основным и самым древним видом, который появился еще в IX в. до Р.Х. Цилиндрические своды возводят на основе деревянной скелетной формы, которую разбирают после того, как камни образуют полную арку, поддерживающую саму себя.


Крестовый СВОД В ИНТЕРЬЕРЕ

Когда два цилиндрических свода пересекаются под прямым углом, они образуют выступы, или ребра. В тех случаях, когда эти ребра лежат на каменных опорах, образуется крестовый свод, его еще называют парусным.

Такой вид свода действительно выглядит невесомым, создавая подобие купола над помещением. Согласитесь, скучным пространство под крестовым сводом быть просто не может.

Простейший крестовый свод представляет собой, разумеется, форму креста, но в некоторых готических соборах можно увидеть сложную систему первичных, или коньковых ребер, вторичных (тьерсеронов), и третичных (звездчатых) ребер.



2

С давних времен и по сегодняшний день для придания любому зданию совершенного вида применяли архитектурные элементы фасада, подчеркивая таким образом индивидуальность постройки и неповторимый ее стиль.

Постройки, в отличие от их создателей и обитателей, именно за счет внешней текстуры фасада здания выражают свою душу, сохраняясь на века в памяти людей.

В наше время благодаря современным технологиям качество используемых материалов для изготовления архитектурных элементов фасадов существенно улучшилось, увеличилось количество применяемых видов, что позволяет архитекторам полноценно реализовать свои задумки, вложив в них свою душу, тем самым подчеркнуть индивидуальность каждого дома.

Колонны, пилястры, балюстрады, арки, карнизы, фрески и другие архитектурные украшения придают зданиям завершенность и полноту, повышая при этом их коммерческую стоимость.

Преимущества архитектурных и декоративных элементов

Фасадные элементы помогают архитекторам воплощать яркие и неповторимые образы, а также визуально корректировать возможные недостатки текстуры фасада здания.

Многообразие форм достигается за счет применения и постоянного усовершенствования передовых технологий, а дешевизна - благодаря использованию более экономичных материалов, чтобы создавать неповторимые архитектурные детали.

Главные преимущества архитектурных элементов

Cохранение или подчеркивание геометрии форм и линейных размеров фасадов, детали производятся быстро или продаются уже заготовками,

Возможность воплощения наиболее невероятных замыслов на стенах здания, высокий уровень устойчивости к физическому, химическому и бактериальному воздействию, отсутствие неприятных запахов;

долгие сроки службы на фасаде здания.

Основные виды архитектурных элементов зданий

Фасад здания сегодня можно отделать разными материалами, создавая определенные декоративные детали и элементы, чтобы украсить и оформить в том или ином стиле постройку.

Независимо от материала наиболее часто применяемыми архитектурными элементами фасадов являются: колонны, карнизы, фронтоны, сандрики, балясина, барельефы, горельефы, фрески на фасаде и другие. Рассмотрим подробней каждый из перечисленных видов.

Карниз представляет собой выступающие элементы, зрительно отделяющие крышу от стен. Выделяют венчающие карнизы, сандрии, эркеры, балконы и лоджии, а также пояски.

Фронтоны - это треугольная часть, являющаяся завершением здания, то есть их применяют для придания стенам завершенного вида под кровельным покрытием. Располагается такая декоративная часть фасада между скатом крыши и карнизом у основания.

Сандрики - это чаще всего увенчанные фронтоном архитектурные элементы, которые устанавливают над окнами дома.

Балясина - это нижняя или верхняя часть фасада здания в виде фигурных столбиков/колонн, используемая для оформления террас, лоджий или балконов.

Барельефы - это выступ в виде различных изображений.

Фрески представляют собой изображение монументальной живописи, используемые непосредственно на поверхностях стен, потолках или сводах.

Обычно такие элементы не применяли для внешнего декорирования, хоть и очень эффектно смотрятся, так как они подвергались вредному воздействию влаги и теряли свой первоначальный вид.

Фасадные фрески

Фасадные фрески различаются между собой в зависимости от применяемой техники: нанесение красок по сырой или сухой штукатурке.

Парапет - это такая часть фасада здания, которая может служить как в качестве ограждения над крышей, так и украшения/дополнения.

Все вышеперечисленные фасадные элементы, а также многие другие можно наглядно рассмотреть на фото.

Особенности отделки фасадов фресками

У многих людей фреска ассоциируется с методами отделки внутренней части интерьера. Сегодня благодаря современным составляющим стройматериалам, такой элемент полноправно занимает место среди внешних архитектурных фасадных элементов.

Фреска фасадная для отделочных внешних работ является изделием революционным, обладающим немалым количеством положительных качеств:

  • она не боится повышенного уровня влажности;
  • ей не страшны косые дожди и заморозки;
  • не влияют перепады температуры;
  • солнечные лучи не портят изображения;
  • не боится мойки от грязи/пыли;
  • устойчива к грибкам и плесени.

Фресковое полотно, используемое для внешнего декорирования, в свой состав включает армированную сетку, которая и удерживает всю поверхность от разрывов, и полимерные элементы, применяемые в красках для стен.

Фресковое полотно может быть различных размеров и необязательно должно содержать эпизодическое действо или портрет. Если, к примеру, верхняя часть будет оформляться фресковым полотном больших размеров, печать декоративного элемента можно исполнить посекторно, а стыки за счет специальных отделочных работ будут вовсе не заметными.

Фресковым полотном очень часто отделывают выступ, поскольку оно тонкое и нетяжелое, в отличие от штукатурок, лепнины и отделочных камней. Отделочные работы внешних фасадов зданий архитектурными фресковыми элементами выполняются очень быстро за счет того, что сразу охватываются большие участки.

На примерах композиции архитектурных сооружений особенно четко могут быть показаны и разъяснены следующие понятия: во-первых, о зависимости декоративных частей композиции любой вещи от конструкции этой вещи, обусловленной ее назначением, материалом и способом его обработки; во-вторых, понятие о стиле не в смысле изучения признаков исторических стилей, а в смысле единого стиля художественного оформления современного здания и вещей, находящихся в нем.

Постройка любого здания, как известно, начинается с составления проекта. Основой для составления проекта служат данные о назначении здания (жилой дом, клуб, вокзал и пр.), о его объеме (количество и размеры помещений в нем), об основных материалах для постройки, например, каменного или деревянного здания и об участке земли, на котором должно быть построено здание. В советских условиях при проектировании всегда учитывается и связь нового здания с соседними, с улицей, кварталом и стилем города в целом.

Это те технические условия, которые определяют направление работы архитектора над проектом. Но к каждому архитектурному сооружению, особенно к крупному зданию, предъявляются не только требования соответствия его назначению и удобства для людей, живущих, работающих или отдыхающих в нем, но также и требования художественные - забота о красоте здания. Эти последние требования обусловливают соображения о пропорциональности и единстве стиля оформления всех частей здания, соображения о том, что наружный вид здания, его внутренние помещения и предметы, находящиеся в этих помещениях, должны своим обликом раскрывать назначение этого здания или другого архитектурного сооружения (например, водная станция, речной вокзал, стадион и пр.).

7. Восточный портик Эрехфейона и венчающие орнаменты на нем.

Орнамент в классической архитектуре древних греков по своему характеру всегда соответствует конструктивному назначению декорируемых им частей здания.

Фронтон фасада классического здания, например Эрехфейона венчают акротерий и антефикс
(рис. 7, 8), ниже сима (рис. 9) и орнаментированный карниз.

8. Антефикс.

Наличники дверей и окон также часто имеют наверху венчающие украшения. Греки-строители придавали особый характер орнаментации частей здания, несущих на себе нагрузку чаще всего здесь применили мотив листа, поставленного наклонно вперед и упруго изогнувшегося, как бы сопротивляющегося давлению тяжести частей здания, расположенных выше. Это так называемые киматии ; их применяют на карнизах. на архитравах (как ограничивающие фриз), на капителях колонн. Известно три типа греческих киматиев; а) дорический, б) ионический и в) лесбийский; по профилю ионический киматий называют четвертым валом, лесбийский - каблучком (рис. 10)

9. Сима (три вида). а-плоская; б-четвертной вал; в-гусек,

10. Киматии:

а — дорический; б - ионический; в - лесбийский.

Oпорные части здания, например колонны и пилястры, орнаментировали желобками - каннелюрами, идущими по направлению стержня колонны, причем форма каждой каннелюры на колонне повторяет изменения толщины стержня колонны, утоняясь кверху. В архитектуре древнеримской и эпохи Возрождения каннелюры колонн и пилястр в нижней трети их высоты заполнялись выпуклыми штабиками, чем достигался своеобразный эффект сопоставления вогнутых и выпуклых поверхностей. Иногда каннелюры направлялись вокруг стержня колонны, обвиваясь по упругой спирали.

11. Кронштейн с арки Септимия Севера в Риме.

К опорным частям здания относятся также кронштейны (рис. 11 и 12), являющиеся опорой для различных архитектурных деталей: для карнизов, балконов и пр. Кронштейн имеет, обычно в профиль, упруго изогнутую форму, выражающую напряжение, и в верхней части большой, а в нижней малый завитки или прямой срез. Передняя часть кронштейна орнаментирована каннелюрами или акантовым листом, а иногда растительным орнаментом, строго подчиненным конструктивным формам кронштейна. К отдельной группе надо отнести различного вида орнаментальные ленты, опоясывающие и как бы связывающие архитектурные элементы. Такая орнаментация в соответствии с ее назначением чаще всего тянется горизонтально в виде поясков, шнуров и лент с перекрещивающимися элементами (рис. 13).

Простейшим украшением дорического ордера является торус
— поясок (рис. 14), направленный горизонтально; он иногда орнаментирован переплетениями полосок в виде косы, расписанными или рельефными.

Шнуры, бусы, астрагали (валик с полочкой) состоят из симметрично чередующихся шариков и сочетаний шариков с удлиненными бусами, нанизанными на шнур (рис. 15).

13. Плетеные пояски.

Архитектор 3. М. Розенфельд. Кронштейны на фасаде здания в Москве

14. Торусы-пояски.

Орнаментальные ленты в виде меандра (рис. 16) - правильных сочетаний прямолинейных полосок, изгибающихся под прямыми или косыми углами. Это один из наиболее распространенных и богатых вариантами видов орнамента. Прямоугольный меандр рисуют по сетке из квадратов, причем ширина полоски меандра равна ширине промежутков между изгибами этой полоски.

16. Меандры.

Звезды, розеты и орнаменты , замкнутые в различные формы, например в кассеты потолка. Разбивка потолка на кассеты образует сетчатый орнамент из квадратов, многоугольников и их сочетаний с криволинейными фигурами. Пространство внутри каждой кассеты заполняется звездой, розетой или же орнаментом, занимающим всю плоскость кассеты (см. рис. 74).

Итак, в классической архитектуре орнамент всегда имеет определенное назначение - способствовать выразительности декорируемой им архитектурной формы.

Важным средством архитектурной композиции является прием контраста - сопоставления разнородных по своему характеру элементов, например, стена и портик, сильно выступающий рельеф детали и плоскость, грубая и тонкая обработка поверхности стены и т. п.

Характерным примером архитектурной композиции, построенной на контрастности отдельных частей сооружения, может служить «Строганова дача», построенная по проекту архитектора Воронихина, изображенная на рис. 17. Композиционная выразительность стены этой дачи достигается сопоставлением разнородных элементов. В горизонтальное членение стены вписано окно с полукруглой формой вверху, камни стены имеют различную обработку поверхности - гладкую и грубо обсеченную, сюжетные барельефы сопоставлены с более высоким рельефом маски на тройном замке над окном. Скульптурные фигуры львов, расположенных симметрично с двух сторон окна, также являются контрастным сопоставлением с гладью стены. И, наконец, контраст по цвету светлых барельефов, маски-замка и гладкого карниза с темной поверхностью стены.

17. Архитектор А. Н. Воронихин. Б. Строганова дача

18. Фасад здания на улице Горького в Москве (1948 г.).

19. Жилые дома на Песчаной улице в Москве (1949 г.).

Современными примерами применения в композиции фасада здания контрастных решений стены нижнего и верхнего этажей могут служить новые жилые дома на ул. Горького и на Песчаной ул. в Москве (рис. 18, 19). Умелое использование специфических свойств того или иного материала дает возможность повысить художественные качества архитектурного сооружения.

В лучших произведениях архитектуры конструктивные и декоративные части сооружения всегда тесно связаны друг с другом и с материалом, из которого создается архитектурная форма. А все это в целом исходит из художественного образа данного сооружения.

Вы можете на нашем сайте.

Гипс

Современные оригинальные оформления фасадов лепниной помогают достичь совершенно уникальных результатов декора в стиле ампир, модерн, рококо или классицизм. Именно лепнина придает зданию совершенно неповторимый внешний вид, украшает и делает уникальной каждую постройку.

Для изготовления лепнины на фасад здания используют самые разнообразные материалы, разработаны современные композитные сложные составы, но лидером среди них продолжает оставаться гипс. Популярность гипса объясняется просто: работать с этим материалом очень легко, он экологичен и послушен, удобен в работе .

Подробное видео о том, как создавать лепнину из гипса и не только

Используют гипс для лепнины как внутри здания, так и для оформления фасадов. Именно из гипса создаются выразительные фигуры для украшения зданий. Многие работы можно сделать своими руками, придавая каждой удивительные новые формы. Существует множество шаблонов, по которым вы можете создать отделочный элемент для здания, однако, каждый из них можно легко видоизменить, чтобы сделать неповторимым.

Стеклофибробетон

Стеклофибробетон — современный, очень легкий и прочный материал, насквозь пронизанный стекловолокном, армирующим сухие цементные смеси . Благодаря таким уникальным компонентам прочность значительно увеличена, а вес материала существенно понижен. Стеклофибробетон обладает следующими уникальными свойствами:

  • Способность выдерживать большие резкие перепады температур;
  • Устойчивость к атмосферным осадкам;
  • Хорошее сопротивление к механическому воздействию;
  • Низкая себестоимость.

Фактурные изделия из стеклофибробетона предполагают любую окраску. В смесь добавляется краситель, за счет чего фигура сразу же приобретает желаемый оттенок и не требует дополнительной покраски. Благодаря легкости и простоте работы с стеклофибробетоном, сегодня стало возможным заменять старые украшения фасадов зданий на аналогичные, но более легкие.

Полимербетон

Полимербетон представляет собой состав из природных материалов, подвергшихся измельчению (песок, крошка гранита, кварцевая мука). Скрепляющим элементом для полимербетона являются специальные смолы. Среди основных преимуществ материала следует отметить легкий вес в совокупности с достаточно большими характеристиками прочности . Внешне декоративные элементы из полимербетона чаще всего имитируют различные породы природного камня.

Полиуретан

Фасадный декор, выполненный из полиуретана, смело можно назвать самым легким по сравнению с выше названными материалами . Благодаря легкому весу, лепнина из полиуретана практически не оказывает нагрузки на фундамент и стены здания. Монтируется такая лепнина на специальный клей, а после монтажа — красится в желаемый цвет.

Пример решения с применением полиуретановой лепнины

Ассортимент декоративных элементов

Для украшения зданий сегодня созданы самые разнообразные формы, изготавливаются стандартные типовые детали украшения фасадов, из готовых форм можно создавать лепнину самостоятельно, что довольно просто. Существует инструкция по установке таких деталей фасадных украшений, предлагается применение специального клея на подготовленные к установке стены.

Подробный обзор различных типов фасадных декоративных элементов

Установка

Для того чтобы украсить новое здание, вы можете использовать такие элементы украшения, как карнизы, фронтоны, сандрики, колонны, консоли, балясины, барельефы и горельефы. Каждое из украшений имеет свою специфику, так что выбирайте для своего здания самое лучшее в зависимости от того, что именно вы хотите подчеркнуть на фасаде: вход, окна или фронтон.

  • Карниз украсит фасад знания сверху, он выступает над вертикалью фасада, делит горизонталь стены и визуально отделяет крышу.
  • Фронтон придает зданию завершенный вид, располагается у карниза, рядом со скатом крыши.
  • Сандрики — самые распространенные элементы украшения окон. Вариантов таких декоративных элементов особенно много, это небольшие карнизы, завершающиеся фронтонами.
  • Колонна обычно использовалась для дополнительного укрепления кровли, однако часто этот элемент применяется как декоративный, не несущий на себе механического воздействия. Современная архитектура предполагает именно такое вертикальное украшение фасадов зданий.

  • Консоль — применятся как опора выступающих частей фасада, например, балкона. Один конец консоли прочно закреплен, другой придерживает деталь конструкции.
  • Русты — углубления разной конфигурации на фасадной штукатурке. При помощи рустов фасад визуально делится на разные части.
  • Балясина представляет собой несколько невысоких колонн на лестницах или балконах. Можно назвать такую конструкцию балюстрадой.
  • Барельефы и горельефы — фигуры и изображения на фоне фасада.