Габдулла тукай биография кратко на татарском. Жизнь Габдуллы Тукая

Биография и эпизоды жизни Габдуллы Тукая. Когда родился и умер Габдулла Тукай, памятные места и даты важных событий его жизни. Цитаты поэта,фото и видео.

Годы жизни Габдуллы Тукая:

родился 26 апреля 1886, умер 15 апреля 1913

Эпитафия

«Мы уйдем, когда за нами вдаль уйдут и города,
Цепь лихих тысячелетий, наши горькие года.
От рожденья до кончины за родной живя чертой,
Мы срослись навеки плотью с почвой родины святой!»
Из стихотворения Габдуллы Тукая

Биография

Имя Габдуллы Тукая олицетворяет целую эпоху в духовном развитии татарского народа. Это замечательный классик татарской поэзии, знаменитый далеко за пределами своей родины. Тукая называют основателем литературного татарского языка, поэтом-революционером, чья биография буквально иссечена шрамами от страданий целого народа. По сей день творческое наследие поэта восхищает современников, по сей день его исторический вклад вдохновляет новых художников на познание истины, коей Тукай был верен до последнего вздоха.

Родился Габдулладжан Тукаев (настоящее имя поэта) в деревне Кушлавыч Казанской губернии. Будучи сыном религиозного учителя, он, увы, так и не успел познать родительскую любовь: уже в четыре года мальчик остался круглым сиротой. Детство Габдуллы прошло в скитаниях от одних родственников к другим, но ни дома, ни семьи он так и не обрел. Зато дух странствий и поисков сопровождал его на протяжении всей жизни.


Первые стихи Габдуллы Тукая были написаны в городе Уральск, где проходила юность поэта. Там он посещал мусульманскую школу и, в частности, русский ее класс. Одаренность Тукая была очевидной, что неоднократно подчеркивали все учителя. И вот уже восемнадцатилетний Тукай держит в руках журнал «Новый век». Именно в этом рукописном издании были запечатлены его первые поэтические строки, первые переводы на татарский. Литературные кумиры юного Габдуллы - Лермонтов и Пушкин. Но поэт еще не знает, что за будущий вклад в литературу своего народа его вознесут на один пьедестал с величайшими корифеями искусства.


Габдулла Тукай был всецело поглощен переменами, которые принесла революция 1905 года. Правые депутаты предлагали татарам выселиться за пределы Российской империи, на что Тукай решительно ответил стихотворением «Не уйдем». С тех пор он был тверд в своих позициях, а тематика национального освобождения стала основополагающей в его творчестве. Он участвовал в демонстрациях, с характерной юношеской энергией писал в газеты многочисленные стихи и статьи, заводил контакты со сторонниками оппозиционного движения и, несмотря на слабое здоровье, не позволял себе сдаваться.

Смерть Габдуллы Тукая пришлась на 15 апреля 1913 года. Скончался поэт в больнице от, как упоминал Максим Горький, «голода и чахотки», которые и стали причиной смерти Тукая. Татарские газеты запестрили заголовками, что из жизни ушел их величайший национальный поэт, а на похоронах Тукая собрались тысячные толпы неравнодушных. Похороны Габдуллы Тукая состоялись на Татарском кладбище Ново-татарской слободы в Казани. Ныне на могиле Тукая установлен красивый памятник с рельефным портретом великого татарского поэта.

Линия жизни

26 апреля 1886 г. Дата рождения Габдуллы Тукая.
1892 г. Переезд в деревню Кырлай и поселение в семью Сагди.
1904 г. Первые публикации Тукая в журнале «Новый век».
1907 г. Переезд в Казань. Активизация творчества.
1908 г. Создание цикла стихотворений о крестьянах и о своей малой родине.
1911 г. Путешествие по Поволжью.
1912 г. Путешествие в Петербург. Обострение туберкулеза легких.
15 апреля 1913 г. Дата смерти Габдуллы Тукая.
17 апреля 1913 г. Дата похорон Тукая.

Памятные места

1. Деревня Кошлауч (Республика Татарстан), где родился Тукай Габдулла.
2. Город Уральск (Казахстан), где прошла юность поэта.
3. Город Казань, где жил и творил Тукай.
4. Музей Габдуллы Тукая в Казани.
5. Памятник Тукаю в Санкт-Петербурге.
6. Памятник Габдулле Тукаю в Москве.
7. Сквер Габдуллы Тукая в Астрахани, где установлен памятник поэту.
8. Татарское кладбище в Казани, где похоронен Габдулла Тукай.

Эпизоды жизни

В детстве Габдулле Тукаю довелось сменить восемь семей. Нередко его просто сажали в сани и отправляли в далекий путь, обрекая на полнейшую неопределенность. Так, например, в Казани Тукая предлагали на усыновление прямо на Сенном рынке.

За свою недолгую жизнь (а прожил он неполных 27 лет) Тукай издал более тридцати книг. Подавляющая часть из них - сборники для детей школьного возраста, поэзия революционной тематики, книги по изучению устного народного творчества.

Завет

«С кем только жизнь в злой распре не бывала?
В борьбе ты ей не уступай нимало!»

Документальный фильм «Пять мгновений любви», посвященный памяти Габдуллы Тукая

Соболезнования

«Габдулла Тукай был и есть самый великий татарин во всей татарской истории».
Мустай Карим, поэт

«Я движим чувствами признательности к таланту и наследию Тукая, ибо Тукай принадлежит не только татарскому народу, география принадлежности его неизмеримо шире».
Чингиз Айтматов, писатель

«Любите Тукая, любите красоту его души, его поэзию, - в ней и весна, и глубокая человеческая мудрость».
Сахип Джамал, писатель

«Тукай - величина духовная, нравственная, художественная, просто неизмеримая. Такая величина не может принадлежать одному народу. Тукай, как Пушкин, как Лермонтов, как Шекспир, как Гейне, принадлежит всему человечеству».
Игорь Ряхин, поэт

«Тукай - великий поэт татарского народа. Его творчество давно стало близким и родным всем народам нашей страны».
Павел Тычина, поэт

Как считается рейтинг
◊ Рейтинг рассчитывается на основе баллов, начисленных за последнюю неделю
◊ Баллы начисляются за:
⇒ посещение страниц, посвященных звезде
⇒ голосование за звезду
⇒ комментирование звезды

Биография, история жизни Тукая Габдуллы

Родился Габдулла Тукай (Габдулла Мухаммедгарифович Тукаев) 14-го числа (26-го по новому стилю) в месяце апреле 1886 года в деревне Кушлауч, расположенной в Казанской губернии. Его отец Мухамедгариф Мухамедгалимов был простым приходским муллой, а мать Мэмдудэ – простой татарской домохозяйкой. Будучи пятимесячным младенцем, Габдулла лишился отца, а в четырехлетнем возрасте вообще стал круглым сиротой.

Детство

После этого судьба Габдуллы целиком зависела от доброты и милости людей, усыновивших его и проявивших к нему, хотя и не надолго, родительские чувства. В период 1892-1895 годов его жизнь проходила в деревне Кырлай, что находилась недалеко от Кушлауч, в семье крестьянина Сагди. Габдулла начал здесь приобщаться к крестьянскому труду, испытал радости и горечи крестьянской жизни, начал учиться. Впечатления кырлайского периода навсегда оставили в творчестве и памяти поэта неизгладимый след – сильную любовь к родной земле, к чистосердечным и простым людям.

Уральский период

Будучи взятым в город Уральск в семью купца Усманова (хозяйкой в семье была его родная тётя по линии отца), Габдулла начал учиться в медресе "Мутыгия", основанном прогрессивно настроенными меценатами Тухватуллиными. Кроме этого он посещал русский класс. Мальчик проявил в обучении высокую одаренность. Когда в стране началась революция (1905 год), то жизнь всколыхнулась и в небольшом Уральске. Появились первые газеты и журналы на татарском языке. Тукай стал активно сотрудничать с ними и выступать с многочисленными статьями и стихами на темы, которые поднимала революция. Габдулла в начале 1907 года покинул медресе Тухватуллиных. Однако революция пошла на убыль. Власти уже в начале 1907 года запретили татарские периодические издания, с которыми сотрудничал Тукай.

Казанский период

Габдулла Тукай приехал в Казань осенью 1907 года. Здесь он быстро вошёл в литературные круги Казани и сблизился с молодежью, которая группировалась вокруг газеты "Реформа" ("Аль-Ислах"). Его не покидала мысль продолжить традиции татарской сатирической печати. Это осуществилось частично в сатирико-юмористических журналах: "Молния" ("Яшен"), "Зарница" ("Ялт-юлт"). И Тукай все свои творческие возможности посвятил именно этим журналам. Уже ранний период его творчества был отмечен проповедью служения своему народу. В условиях жестокой реакции Тукай отмечал с болью, как бесчинствующее зло в стране подтачивает силы народные, душу народа. В его творчестве возник целый цикл произведений, поэтических и очерково-публицистических, в которых поэт исчерпывающе ясно выразил отношение к народу.

ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ


В годы реакции здоровье Тукая было непоправимо подорвано. Он пребывал в бедственном материальном положении. Незаинтересованность поэта в личном благополучии и коммерческое отношение к его произведениям книгоиздателей сыграли при этом, несомненно, немалую роль. Габдулла был вынужден влачить почти нищенское существование, обитая в холодных номерах гостиниц.

Последние годы

Несмотря на ухудшившееся здоровье, Тукай в 1911-1912 годах совершил путешествия, которые имели большое значение для него. Он приехал в Астрахань пароходом в начале мая месяца 1911 года, по пути знакомился с жизнью Поволжья. Тукай в Астрахани был гостем Сагита Лутфулловича Рамиева, своего друга и также поэта, встречался с Нариманом Наримановым – азербайджанским писателем и общественным деятелем, сосланным в Астрахань за революционную деятельность.

Весной 1912 года Габдулла Тукай решился на путешествие из Казани в Уфу и далее в Петербург. Он встретился в Уфе с Габдельмажитом Нурганиевичем Гафуровым (Мажитом Гафури), знаменитым башкирским поэтом. Петербург встретил Тукая довольно холодно. Поэт не нашёл там людей, хотя бы отдалённо подобных Гафури. Передовая интеллигенция Петербурга, разумеется, к визиту татарского поэта не осталась равнодушной. Прожив в Петербурге всего 13 дней, Тукай 6 мая покинул столицу и направился в Троицк, а потом в казахскую степь – для поправки здоровья пить кумыс. В Казань поэт возвратился в начале августа. Он продолжал писать, работая, несмотря на плохое самочувствие, в удушливой атмосфере типографии. Поэт был вынужден вести непримиримую, постоянную борьбу с жестокой действительностью, а также со своими собственными иллюзиями и заблуждениями, рождающимися в мучительных поисках справедливости и правды.

Габдулла Тукай ушёл из жизни в самом расцвете своего поэтического таланта в 20 часов 15 минут 2-го числа (по новому стилю – 15-го) в апреле месяце 1913 года.

Габдулла Мухамедгарифович Тукаев (1886-1913) - выдающийся татарский народный поэт, литературный критик, публицист и переводчик.
Габдулла Тукай родился 26 апреля 1886 года в деревне Кушлауч. Отец - Мухамедгариф Мухамедгалимов, уроженец деревни Кушлавыч Казанского уезда, Казанской губернии. Дед Мухамедгалим был муллой. Мать - Мэмдудэ, отец которой Зиннатулла сын Зайнельбашира так же, как и Гариф-мулла, учился в Кышкарском медресе. Зиннатулла служил муэдзином Кушлауче, а позже по просьбе жителей деревни Училе пошел к ним муллой.
Когда Габдулле исполнилось четыре с половиной месяца, он лишился отца, а в возрасте трёх лет стал круглым сиротой. После кратковременного пребывания в семье деда Зиннатуллы, он оказался в Казани, в семье бездетного жителя Ново-Татарской слободы по имени Мухамметвали, где провел около 2 лет. Его приемные родители заболели и вынуждены были вернуть Габдуллу в Училе. В 1892-1895 годах его жизнь проходила в семье крестьянина Сагди в деревне Кырлай, недалеко от Кушлауч. Здесь Габдулла начал приобщаться к трудовой крестьянской жизни, испытал её радости и горечи, стал учиться и, как он сам потом писал в своих воспоминаниях, Кырлай открыл ему глаза на жизнь.
В дальнейшем детство Габдуллы продолжалось в городе Уральске. Будучи взятым туда в семью купца Галиаскара Усманова, где была хозяйкой его тетя по линии отца, он учился в медресе прогрессивно настроенной семьи меценатов Тухватуллиных, одновременно посещая русский класс и проявляя высокую одарённость в учёбе. Первые литературные опыты Тукая частично запечатлились в рукописном журнале «Аль-Гаср аль-джадид» («Новый век») за 1904 год. В этот же период он перевел на татарский язык басни Крылова и предложил их к изданию. Увлекся поэзией Пушкина и Лермонтова . Его первым замечательным поэтическим созданием на чисто татарском языке был перевод стихотворения А.Кольцова «Что ты спишь, мужичок?», опубликованный в 1905 году под названием «Сон мужика».
После начала революции 1905 года в Уральске появились первые татарские газеты и журналы «Фикер» (Мысль), «Аль-гаср аль-джадид» (Новый век), «Уклар» (Стрелы). Тукай сотрудничал в них и выступал с многочисленными стихами и статьями на темы, поднятые революцией. Он участвовал в прошедших волной по городу демонстрациях.
В начале 1907 года Тукай покинул медресе «Мутыгия» (Тухватуллиных). Началась его «вольная жизнь». Третьеиюньский переворот 1907 года означал решительное наступление реакции на демократию. Боевым откликом на это было тукаевское стихотворение «Не уйдём!», в ярких строках которого прозвучал голос борца, зовущего до конца стоять за честь Родины и демократии. Такие стихотворения Тукая, как «Шурале», «Пара лошадей», «Родной земле», написанные одновременно с «Не уйдём!», были посвящены теме Родины. Осенью 1907 года Тукай приезжает (по сути, возвращается) в Казань, чтобы посвятить свою деятельность творчеству. Здесь он быстро входит в литературные круги и сближается с молодежью, группировавшейся вокруг газеты «Аль-Ислах» («Реформа») - Фатих Амирхан и др. Все свои творческие возможности Тукай в этот период посвящает сатирико-юмористическим журналам «Яшен» («Молния»), «Ялт-юлт» («Зарница»).
К 1908 году в творчестве Тукая возник целый цикл замечательных поэтических и очерково-публицистических произведений. Стихотворения «Светлой памяти Хусаина» и «Татарская молодежь» (1912) пронизаны чувством исторического оптимизма. Большинство его стихотворений и путевых очерков, опубликованных в 1911-1912 гг., написано под впечатлениями посещения им деревень Заказанья - своей малой Родины. В них запечатлена реальная действительность, оцененная с позиции заступника народа.
Несмотря на резкое ухудшение здоровья, в 1911-1912 гг. он совершил путешествия, имевшие для него большое значение. В начале мая 1911 года Тукай пароходом приехал в Астрахань, по пути знакомясь с жизнью Поволжья («Дача», очерк «Маленькое путешествие»). Здесь Тукай остался в гостях у своего друга поэта Сагита Рамиева. В Астрахани он встретился с азербайджанским общественным деятелем и писателем Нариманом Наримановым, сосланным туда за революционную деятельность в родном краю. Весной 1912 года Тукай решился на более значительное путешествие по маршруту Казань - Уфа - Петербург. В Уфе он встретился с М. Гафури, в Петербурге - с Муллануром Вахитовым, впоследствии видным революционером.
Прожив в Петербурге 13 дней, 6 (19) мая, Тукай покинул столицу и отправился в Троицк, а затем в казахскую степь - пить кумыс, надеясь этим поправить свое здоровье. В Казань вернулся в начале августа. В столице Тукай работал в удушливой атмосфере типографии и, несмотря на плохое самочувствие, продолжал писать.
2 (15) апреля 1913 года Габдуллы Тукая не стало. Он ушёл из жизни в расцвете своего таланта. «Татары в лице Тукаева потеряли величайшего национального поэта»,- писали казанские русскоязычные газеты. Тукаевские традиции стали одним из решающих идейно-эстетических факторов и животворных источников для дальнейшего развития татарской литературы под знаменем реализма и народности.
Габдулла Тукай был похоронен на Татарском кладбище Ново-татарской слободы (Казань).

Биография

Габдулла Тукай (Тукаев Габдулла Мухаммедгарифович) родился 14/26 апреля 1886 года в деревне Кушлауч Казанской губернии (ныне Атнинского района РТ) в семье простого приходского муллы. Будучи пятимесячным младенцем, он лишился отца, а в возрасте четырех лет стал круглым сиротой. Дальнейшая судьба мальчика зависела от милости и доброты людей, усыновивших его, хотя и не надолго, и проявивших к нему родительские чувства. Так, в 1892-1895 гг. его жизнь проходит в семье крестьянина Сагди в деревне Кырлай, недалеко от Кушлауч. Здесь Габдулла начал приобщаться к трудовой крестьянской жизни, испытал ее радости и горечи, стал учиться и, как он сам потом признавался в своих воспоминаниях, Кырлай открыла ему глаза на жизнь. Действительно, впечатления кырлайского периода оставили в памяти и творчестве поэта неизгладимый след любви к родной земле и ее простым чистосердечным людям. В дальнейшем детство Габдуллы продолжалось в городе Уральске. Будучи взятым туда в семью купца Усманова, где была хозяйкой его тетя по линии отца, он учился в медресе прогрессивно настроенных Тухватуллиных, кроме того посещал русский класс и проявил высокую одаренность. Начавшаяся в стране революция всколыхнула жизнь и в таком небольшом городке, как Уральск. Здесь появились первые татарские газеты и журналы «Фикер», «Аль-Гасраль-джадид», «Уклар» и другие. Г. Тукай сотрудничает в них и выступает с многочисленными стихами и статьями на темы, поднятые революцией. В начале 1907 года Тукай покинул медресе «Мутыгия» (Тухватуллиных). Началась его «вольная жизнь». Немало трудностей было на пути поэта. Революция шла на убыль. В начале 1907 года власти запретили издание тех татарских периодических изданий, в которых работал и сотрудничал Тукай. Осенью 1907 года Тукай приехал в Казань, чтобы посвятить свою деятельность новым творческим задачам. Он здесь быстро входит в литературные круги и сближается с молодежью, группировавшейся вокруг газеты «Аль-Ислах» («Реформа»). Однако его никогда не покидала мысль о необходимости продолжать традиции национальной сатирической печати, без которой он не мог представить развитие своего творчества и вообще татарской литературы. Частично это осуществилось в издании сатирико-юмористических журналов: «Яшен» («Молния»), «Ялт-юлт» («Зарница»). Все свои творческие возможности Тукай, можно сказать, посвятил этим журналам. Через них он яростно боролся со всевозможными проявлениями реакции. Уже ранний период творчества Г. Тукая был отмечен страстной проповедью бескорыстного служения народу, хотя при этом у него преобладала еще риторика любви к нации. Поэт быстро пережил такую просветительскую романтику, все глубже проникая в реальный мир народа. Позднее, в условиях жестокой реакции, он с болью отмечал, как бесчинствующее в стране зло подтачивает «душу народа, силы народа». Поэтому он провозглашал: «Если хочешь волновать народную душу, пусть будет полон напев твой горькой печалью» («Без заглавия», 1908). В творчестве Тукая возникает целый цикл замечательных поэтических и очерково-публицистических произведений, в которых исчерпывающе ясно выражено отношение к народу. Такие его стихотворения, как «Осенние ветры», «Гнет», «Дача» (1911), «Чего не хватает сельскому люду?» (1912), «Надежды народа…» (1913) и другие являются классическими образцами социальной лирики, в которых с потрясающей силой реализма раскрыта трагедия народных масс. В основе тукаевской поэзии лежит не разговорная, а напевная интонация. Поэтому она быстро подбирает для себя музыкальный ключ. Однако из этого не следует делать вывод, что он отвергал усилия некоторых поэтов, своих современников (например, С. Рамиева), обогатить разговорной интонацией татарское стихосложение. Тукай утверждал, что «беда не велика, что размеры, ритмика, гармония различны. Важен только смысл и умение в совершенной форме пояснить этот смысл., кроме разве написанного без каких-либо размеров произведения Тургенева „Отцы и дети“.В нем нет стихотворных рамок. А между прочим - поэзия». В годы реакции было непоправимо подорвано здоровье Тукая. Он находился в бедственном материальном положении. Коммерческое отношение книгоиздателей к его произведениям и незаинтересованность самого поэта в личном благополучии, несомненно, сыграли при этом немалую роль. Он вынужден был влачить нищенское существование в холодных номерах гостиниц.

В пору нового революционного подъема происходят значительные изменения и в жизни поэта. Несмотря на резкое ухудшение здоровья, в 1911-1912 гг. он совершает путешествия, имевшие для него большое значение. В начале мая 1911 года пароходом приехал в Астрахань, по пути знакомясь с жизнью Поволжья («Дача», очерк «Маленькое путешествие»). Здесь Тукай был гостем своего друга поэта С. Рамиева, встретился с азербайджанским общественным деятелем и писателем Нариманом Наримановым, сосланным сюда за революционную деятельность в родном краю.

Весной 1912 года Тукай решается на более значительное путешествие по маршруту Казань-Уфа-Петербург. В Уфе он встречается с М. Гафури. Эта встреча оставила глубокий след в жизни обоих народных писателей, укрепила их симпатии друг к другу. Петербург встречает Тукая холодно. Здесь он не находит людей, подобных Гафури. Разумеется, передовая национальная интеллигенция Петербурга не осталась равнодушной к визиту любимого поэта. Узнав о нем с опозданием, она стремилась оказать свое внимание. Прожив в Петербурге 13 дней, 6 (19) мая, Тукай покинул столицу и отправился в Троицк, а затем в казахскую степь - пить кумыс, надеясь этим поправить свое здоровье. В Казань вернулся в начале августа. Работал в удушливой атмосфере типографии и, несмотря на плохое самочувствие, продолжал писать. Последние годы жизни и деятельности Тукая свидетельствуют о том, что писатель, все ближе постигая народную действительность, резко ощущал разлад с враждебным народу обществом и беспощадно осуждал все то, что могло бы лечь тенью на его гражданскую совесть («Первое мое дело после пробуждения», «По случаю юбилея» и др.). Поэт вынужден был вести постоянную, непримиримую борьбу не только с жестокой действительностью, но и с собственными заблуждениями и иллюзиями, которые рождались в мучительных поисках правды и справедливости.

2 (15) апреля 1913 года в 20 часов 15 минут Габдуллы Тукая не стало. Он ушел из жизни в расцвете своего таланта.

Габдулла Тукай (Тукаев Габдулла Мухаммедгарифович) родился в Казанской губернии, в деревне Кушлауч 14/26 апреля 1886 года. Он лишился отца в возрасте 5 месяцев, а в 4 года стал круглым сиротой. Дальнейшая его судьба зависела от людей, которые его усыновили.

В 1892-1895 гг. он проживал в деревне Кырлай в семье обычного крестьянина Сагди, которая смогла открыть ему глаза на жизнь. Позже Габдулла стал жить в семье купца Усманова, в городе Уральск. Он начал учиться в медресе прогрессивно настроенных Тухватуллиных.

В первых татарских журналах и газетах Тукай печатал свои произведения, но в 1907 г. они все были закрыты. Осенью этого года он переехал жить в Казань. Здесь смог сблизиться с молодыми людьми, которые группировались вокруг газеты «Аль-Ислах». Поэт очень быстро переживает просветительскую романтику, и все глубже проникает в реальную жизнь местных людей.

Тукай написал много замечательных очерково-публицистических произведений и поэтических шедевров, в которых очень ясно выражено отношение к людям.

Такие стихотворения, как «Гнет», «Осенние ветры», «Дача» (1911 г.), «Чего не хватает сельскому люду?» (1912 г.), «Надежды народа…» (1913 г.) и другие являются классическими образцами социальной лирики.

У Тукая всегда было плохое материальное положение, потому что он сам не интересовался личным благополучием. В 1911-1912 гг. он совершает имевшие для него огромное значение путешествия, несмотря на то, что очень ухудшилось здоровье. В мае 1911 года пароходом Тукай прибыл в Астрахань, по пути знакомясь с жизнью Поволжья. Здесь он гостил у поэта С. Рамиева.

В долголетней истории литературы татарского народа особое место занимает Габдулла (Абдулла) Тукай. Прожив яркую, но короткую жизнь (1886-1913), поэт заложил фундаментальную основу татарского языка и литературы.

Детство поэта

Родившись (1886) в консервативно-религиозной семье (дед – мулла, отец – «указной» мулла в с. Кушлавыч возле Казани), Габдулла рано остался без родительской опеки, оставшись в четырехлетнем возрасте круглым сиротой. Дальнейшее детство у маминых родственников в Пермской губернии осталось тяжким воспоминанием о «шалостях без одобрения», «слезах без утешения».

Будучи болезненным, крайне истощенным и изможденным ребенком, Габдулла часто слышал пожелания смерти в свой адрес, что не могло отложиться светлым воспоминанием о беззаботном детстве. Попытки пристроить мальчика в приемные семьи проходили с переменным успехом: будущий поэт то уезжал из-под неласкового крова, то возвращался обратно. Мытарства и нищета – вот самые яркие детские воспоминания поэта.

Уральский период творчества

В 1895 году тетя по отцовской линии забирает его в г. Уральск. Живя в прогрессивной купеческой семье Г. Усманова, мальчик начинает одновременно посещать медресе и русский класс (втатарско-русской школе). Непреодолимая тяга к просвещению и природная одаренность привели будущего поэта к первым литературным опытам. Частично отобразившись в 1904 году в печатном издании «Новый век», они представляли собой талантливые поэтические произведения. Выступив вначале как подражатель арабско-персидской лирике, Габдулла в короткое время становится талантливейшим народным поэтом.

Увлеченно зачитываясь произведениями и М. Лермонтова, Габдулла Тукай занимается переводом на татарский язык русских классиков И. Крылова, А. Кольцова.
В печатных альманахах появляются переведенные ним крыловские басни и известный «Сон мужика», представляющий собой вольное прочтение поэзии А. Кольцова.

Влияние революции

Революционные потрясения 1905 года (и последующие реакционные годы) освободили поэта от испытанного в начале творчества пантюркистского влияния, сподвигнув на открытое исповедание демократических мировоззренческих тенденций. Выступив против самодержавия и капитализма, Габдулла Тукай проникся бесправием угнетаемого татарского народа и публикует в первых изданиях татарскоязычной периодики острые публикации и стихотворения на революционную тематику.
Будучи корректором, наборщиком, позже становится сотрудником печатных изданий.
Одной литературой не ограничивается декларирование гражданской позиции: Г. Тукай принимает активное участие в волне демонстраций и протестных мероприятий.
Оставив медресе в 1907 году, в биографии поэта начинается «вольная» жизнь. Совпав во времени с наступлением на демократию жесткой реакции, творчество Тукая этого периода – пламенный боевой отклик, остро прозвучавший в стихотворении «Не уйдем!». Призывы борца отстоять честь родины и устои демократии, стали звучать и в других поэтических произведениях Тукая.

Не сумев до конца понять причины революционного поражения в произошедших событиях, поэт испытывает растерянность, пессимизм, оторванность от действительности, что проявилось в написанных произведениях.

Казанский период творчества

В этот период осознанного протеста татарский поэт возвращается на свою малую родину в город Казань. Огромное желание всецело посвятить себя служению народу приводит к активизации литературного творчества. Сблизившись с активной молодежью, Тукай много пишет для журналов сатирико-юмористического толка («Ялт-юлт», «Яшен»). За год казанского периода появляются очерки, публицистические и поэтические произведения. Главной темой творчества становятся обозначенные приоритеты: тревога за судьбы народа, честь, достоинство, неподкупная совесть, чувство исторического оптимизма.

Посещая малую сельскую родину – Заказанье, поэт ощущает себя народным заступником, на корню отметая идиллическую деревенскую пастораль как основу поэтического творчества. Трезво оценивая тяготы и будничные реалии, Тукай пишет «Возвращение в Казань» и «Гнет».

Последние годы жизни

Путешествуя (1911) Волгой в Астрахань, поэт встречается с интересными людьми (Н. Наримановым, С Рамиевым). Революционные настроения, питающие интеллигенцию того времени, сподвигли Тукая весной 1912-го (несмотря на большие проблемы со здоровьем) на новое путешествие в Санкт-Петербург (через Уфу).
Жадно впитывая в себя впечатления от поездки, Тукай во время остановки в Уфе встречается с писателем М. Гафури. 13 последующих петербургских дней также оказываются богатыми на впечатления. Общение с будущим революционером Муллануром Вахитовым оставляет глубокий след в душе поэта.

Посетив на обратном пути купцов Якушевых в Троицке, Габдулла Тукай уезжает (в поисках излечения от чахотки) в казахскую степь. Надежда на чудодейственный кумыс не оправдалась, и уже в августе 1912-го поэт работает в пыльной казанской типографии, не переставая писать.

Чахотка и голод, подорвав и без того небеспредельные силы Габдуллы Тукая, оборвали его биографию 2 апреля 1913 года.

Тенденции творчества

Став невосполнимой потерей для горячо им любимого татарского народа, Габдулла Тукай вошел в историю литературы Татарстана как национальный поэт. Проповедуя своим творчеством эстетическую концепцию развития национальной литературы под знаменем народности и реализма, Тукай становится фундатором татарских языка/литературы.

Увлеченно собирая фольклор и устное этнотворчество своего народа, литератор творчески его разрабатывал. Г. Тукаем созданы сказки/поэмы («Таз», «Леший», «Речная ведьма») по мотивам татарского устного народного наследия, а также впервые написаны детские стихотворения на родном языке.
Дав миру первые образцы народной поэзии на подлинно-татарском языке, Габдулла Тукай стал голосом своего народа.

Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter .