Животный магнетизм. Месмеризм или животный магнетизм Живая сила месмеризма

Магнетизм вызвал к себе не столь всеобщий интерес, поскольку его проявления не выглядели так эффектно. Но и он привлекал к себе внимание, особенно после того как были открыты его таинственные связи с молнией, намагничивающей железо.

В поисках объяснений многие обращались к старинным трактатам. А в прошлом магнит со всеми его свойствами был неотделим от магии и врачебного искусства. Вспомните невероятные рецепты средневековых эскулапов - Агриппы, Парацельса и даже самого Гильберта...

Были среди приверженцев разговоров о разных "чудесах" и такие, кто хотел любой ценой привлечь к себе внимание общества, быть оригинальным, интересным. Не станем брать в расчет откровенных шарлатанов и мошенников. Как правило, заметьте, большинство последователей и сторонников всякого рода учений не являются глубокими специалистами в избранной области. Они основываются на мнении авторитетов. А это, как пишет советский академик А. Б. Мигдал, штука, с которой нужно обращаться очень осторожно.

В свое время Гильберт тоже отдал немало сил изучению магии. Но он выбрался из ее дебрей на просторы подлинной науки. Однако это вовсе не значит, что такова судьба и всех других "исследователей великих тайн". Многие из них до конца жизни остаются в плену заблуждений, не в силах отказаться от доктрины, принятой за истину и ставшей точкой опоры для формирования собственных взглядов, собственного мировоззрения.

История этих заблуждений не менее интересна и поучительна, чем история науки, и связана с последней самым тесным образом.

Парацельс сравнивал магнит с человеком и называл его полюсы "животом" и "спиной". Но если магнит - "человек", то и человек должен быть магнитом. Дальше оставался только один шаг до признания существования магнетических сил у людей.

В середине XVII века врач шведского короля Карла XI, некто Максвелл, сочинил трактат о "магнетическом флюиде", якобы содержащемся в теле человека и придающем людям возможность влиять с его помощью друг на друга. Это была "первая ласточка" огромного потока "магнетической" литературы, не иссякающего, увы, и по сей день.

В феврале 1778 года в Париж приезжает австрийский врач, известный венский "магнитопат" Франц Антон Месмер. Он богат. В Вене у него остался великолепный дом с садом, превращенный в магнетическую клинику, осталось множество пациентов и почитателей... Почему же он тогда покинул Австрию и зачем после короткой поездки в Швейцарию прибыл в Париж? Осведомленные люди, которых всегда много в любом обществе, особенно среди бездельников, намекали на какую-то таинственную любовную историю со слепой девушкой, которая прозрела в клинике Месмера, но, взятая насильно родителями от своего исцелителя, вновь будто бы потеряла зрение...

Парижане обожают тайны, особенно романтические. И общество встретило врача Месмера с распростертыми объятиями. Ему 44 года. Он высок, внушителен. Говорит не торопясь и обстоятельно. У него глаза стального цвета и твердый волевой подбородок.

Аристократы, которых он пользовал в Австрии, открывают ему доступ в высший свет. Впрочем, это не так уж и сложно. Двадцатитрехлетняя дочь австрийского императора Мария Антуанетта, ныне супруга короля Людовика XVI и королева Франции, - без ума от тайных наук.

Это было тревожное для Франции время. Расточительство Людовика XV, знаменитого, кстати, своей фразой: "После нас - хоть потоп", - привело не только казну, но и народ к разорению. И его внук - Людовик XVI, вступивший на трон в 1774 году, получил неважное наследство. Развитие промышленности тормозилось пережитками цеховых отношений. Сельское хозяйство оставалось опутанным густой сетью феодальных повинностей. В стране не было единого таможенного права. Все было зыбким, неопределенным. Немудрено, что часть общества в такой обстановке увлекалась тайными науками и мистицизмом. С одной стороны, многие перестали верить в библейские легенды и в христианских святых, но с другой - люди еще не имели сил подняться к подлинному знанию и потому кинулись в мистику. Имущие заводили алхимические лаборатории и, затаив дыхание, слушали бредни шарлатанов-розенкрейцеров * . Толпы городских низов и представителей третьего сословия неистовствовали на парижских кладбищах, ожидая исцеления от усопших кумиров.

* (Розенкрейцеры - члены тайного общества мистиков и алхимиков, входящих в масонское течение )

В такой обстановке всеобщей экзальтации Месмер начинает в Париже свои опыты по магнетическому лечению. Его пациенты, как правило, люди, страдавшие нервными расстройствами, истерией. Постепенно Париж наполняется слухами о чудесных исцелениях. Все новые и новые пациенты из высшего общества испытывают на себе действие магнитных накладок Месмера, силу его пристального взгляда и ручных пассов. Результаты лечения поистине похожи на чудо. Больные приходят в возбужденное состояние, которое у некоторых заканчивается нервным припадком. Месмер называет это кризисом. В конце припадка больные успокаиваются, у них выступает пот, многие засыпают, а проснувшись, заявляют, что чувствуют себя совершенно здоровыми.

По приказу королевы французское правительство предлагает Месмеру 20 тысяч ливров в год пожизненного содержания и еще 10 тысяч на квартирные расходы. Условие одно - подготовить трех учеников, которые подтвердят пользу магнитотерапии. Но Месмеру этого мало. Он сообщает королеве, что останется во Франции в том случае, если ему будут переданы 400 или 500 тысяч ливров. Кроме того, ему нужно признание со стороны официальной науки. Однако казна Людовика XVI пуста, а Французская Академия настроена слишком рационалистически, чтобы признать или хотя бы рассмотреть опыты заезжего магнетизера.

И тогда Месмер уезжает из Парижа. А в оставленном им городе разворачивается яростная борьба сторонников нового учения за возвращение своего пророка.

В чем же суть метода Месмера?

Случай свел его с фактом, когда от резей в желудке помогало наложение магнитного пояса, изготовленного по форме живота. Впрочем, за каждым счастливым случаем стоит нечто, скрытое от глаз поверхностных наблюдателей.

Занимаясь на медицинском факультете, Месмер немало времени проводил в тиши библиотек, поглощенный заумной латынью в писаниях Парацельса, ван Гельмонта и Роберта Флуда. Да и докторскую степень по медицине он получил за диссертацию "О влиянии планет". В ней он под впечатлением от средневековой астрологии и древних авторов утверждает, что небесные тела воздействуют на человека, что существует некая таинственная сила, которая, "изливаясь через далекие небесные пространства, действует на каждую материю изнутри", что некий изначальный эфир, таинственный флюид "пронизывает всю вселенную, а с нею и человека..."

Студент Месмер называет эту таинственную силу силой всеобщего притяжения. Но магнит - ближайший родственник метеоритов, ведущих свое происхождение от самих звезд. Так выстраивается логическая цепочка будущего учения. Именно магнетизм есть та универсальная притягивающая сила, которой подчиняются звезды и люди. А раз так, то именно магнит должен стать целительным средством.

Эта мысль полностью завладевает Месмером, и на алтарь мирового флюида и магнита он приносит Есе: состояние, репутацию и, наконец, жизнь. Он проделывает сотни опытов, пользуя больных специально изготовленными магнитами. Он сам носит на шее магнит, зашитый в кожаный мешочек, и уверяет, что тот усиливает его собственное целительное влияние. Месмер одержим фантастикой, навязчивой идеей о том, что магнитную энергию можно передавать на расстояние, накапливать. Он магнетизирует одежду и постель больного, его посуду из фарфора и зеркала, в которые тот смотрится, воду, деревья. И лечит, лечит, а во многих случаях и вылечивает своих пациентов от их недугов...

Теперь его дом превращается в клинику. Слава о чудесных исцелениях распространяется, как пожар. Месмер уже не успевает лечить всех желающих поодиночке. Он начинает принимать группами, но в толпе его лечение действует еще более эффективно. Он нанимает себе помощников. Конструирует знаменитую "кадку здоровья"- деревянный ушат с бутылками, наполненными магнетизированной водой. От железной штанги, выходящей из этого "аппарата", отходят провода, которые больные сами могут прикладывать к пораженным местам. При этом Месмер велит людям держаться за руки, поскольку, проходя через тела людей, магнитный флюид усиливается...

Не меньшую роль играет и бассейн в саду. Вот по его краям тесно расселись пациенты, опустив ноги в воду. Руки их привязаны к деревьям толстыми канатами. А сам Франц Антон тут же играет на стеклянной гармонике. Здесь все намагнетизировано: вода в бассейне, деревья, гармоника и... сам Месмер.

Но самое странное во всем этом спектакле заключалось в том, что Месмер вылечивал истеричных и мнительных пациентов, исцелял от нервного паралича, возвращал зрение ослепшим от нервного потрясения. Он вылечивал недуги, с которыми не в силах была, казалось, бороться школьная, официальная медицина.

Год практики приводит Франца Антона Месмера к удивительному выводу. Чаще всего ему удается лечение без всяких магнитов... Но это значит, что чудесная энергия скрыта не в мертвом веществе, а в живом человеке в нем, Франце Антоне Месмере!

Теперь в его сознании начинают пробиваться ростки будущего "учения", которое получит название "месмеризм". Войдет оно и в другие столь же "научные" теории. В каждом человеке заложена природой воля к здоровью, к жизни. Каждый человек прежде всего сам по себе врач. Задача магнитопата укрепить эту волю к здоровью, внести уверенность в человека, убедить в том, что он справится с недугом. Причем, поднимая жизненную силу человека, врач должен быть готов к тому, что признаки болезни станут резче, обострятся до крайности, до судорог, до кризиса, после чего начнется выздоровление...

Те, кто знаком с историей медицины, сразу же скажут, что подобная практика кризисов широко использовалась еще в средние века при изгнании бесов из одержимых. Сейчас мы понимаем, что лечение Месмера заключается в практике гипноза и внушения. Но в XVIII веке гипноз еще не был широко известен. Его откроют позже, позже дадут это название и сразу же размежуют с "месмеризмом", хотя по сути дела разницы между ними никакой не было. Но это все позже... Пока же бешеный успех магнетических сеансов ежедневно и ежечасно привлекает к дому чудесного исцелителя толпы желающих приобщиться к тайне нового учения.

Вполне понятно, что с ростом популярности Месмера отношение коллег к нему в корне меняется. Он мог иметь свое мнение о музыке, вообще об искусстве, но - медицина! Тем более - он лечит без всяких лекарств. Что делать почтенным аптекарям, если и другие врачи последуют его примеру? Дальше глухой шепоток затихает: "шарлатаном" его еще не называют. Все-таки - три диплома! Двести лет назад это обстоятельство действовало с не меньшей силой, чем в наши дни.

Тут-то и подоспела пресловутая история с девицей Парадиз, личностью весьма заметной в венском обществе. Ослепнув еще в раннем детстве, она стала широко известна как исполнительница музыки на клавесине. Сама императрица приняла участие в судьбе девушки. Ее родителям была назначена приличная пенсия, а талантливый ребенок получил хорошее воспитание. Считалось, что у Марии Терезии Парадиз поражен зрительный нерв. Следовательно, она неизлечима. Однако некоторые признаки говорили и о том, что здесь не все благополучно с нервами.

Ее приводят к Месмеру, который находит у нее общее нервное расстройство, берет к себе в дом, подвергает лечению и... В показаниях Месмера и в отчете отца девушки говорится о возвращении зрения. Приводятся любопытные подробности прозрения и удивления человека, бывшего столько лет слепым. Но рядом лежат и заключения почтенных профессоров, утверждающих, что никакого улучшения в состоянии пациентки не наступило, а все, о чем говорят Месмер и другие заинтересованные лица, не что иное, как обман или "воображение".

После этого случая Месмер вынужден был покинуть Вену.

Возвращение в Париж принесло славу Месмеру и породило настоящую месмероманию - род массового помешательства, пристрастия, неудержимого влечения. Скучающие аристократы сделали его клинику весьма модной. Вот как описывает обстановку магнетического сеанса Стефан Цвейг в большом очерке, посвященном Францу Месмеру и написанном в нашем столетии:

"Уже само помещение своей необычной обстановкой действует на посетителей тревожно и возбуждающе. Окна затемнены занавесями, чтобы создать мягкий полумрак, тяжелые ковры на полу и по стенам приглушают всякий звук, зеркала отражают со всех сторон золотистые тона света, странные символические знаки звезд возбуждают любопытство, не удовлетворяя его. Неоп-ределенность всегда делает чувство ожидания более острым, таинственность усиливает напряжение, молчание и замалчивание способствуют мистическим настроениям; поэтому в волшебном приемном покое Месмера все чувства- зрение, слух и осязание - напрягаются и подстегиваются самым утонченным способом. Посредине большого зала стоит широкий, как колодец, "ушат здоровья". В глубоком молчании, словно в церкви, сидят вокруг этого магнетического алтаря затаившие дыхание больные, никто не смеет пошевельнуться или проронить слово, чтобы не нарушить царящего в зале напряжения. Время от времени собравшиеся вокруг "ушата" образуют, по данному знаку, знаменитую (впоследствии заимствованную спиритами) магнетическую цепь. Каждый касается кончиков пальцев своего соседа, чтобы мнимый ток, усиливаясь при прохождении от тела к телу, пронизал весь благоговейно замерший ряд. Среди этого глубокого, нарушаемого лишь легкими вздохами молчания из соседней комнаты доносятся аккорды невидимого клавесина или тихое хоровое пение; иногда даже сам Месмер играет на своей стеклянной гармонике, чтобы нежным ритмом умерить работу воображения или повысить его, если нужно, ускоряя ритм. Так в продолжение часа организм заряжается магнетической силой (или, как сказали бы мы в наши дни, гипнотическая напряженность подготовляется благодаря тому, что нервная система раздражается однообразием и ожиданием). Потом появляется наконец сам Месмер.

Серьезный и спокойный, он входит медленно, с величавыми жестами, излучая покой среди общего беспокойства; и едва лишь он приближается к больным, как легкий трепет, словно от налетевшего издали ветерка, пробегает по цепи. На нем длинная шелковая мантия фиолетового цвета, вызывающая мысль о Зороастре или об одежде индийских магов; сурово и сосредоточенно, наподобие укротителя, который с легким хлыстом в руке лишь силою воли удерживает зверя от прыжка, шагает он со своим железным жезлом от одного больного к другому. Перед некоторыми он останавливается, тихо спрашивает о их состоянии, потом особым образом проводит своей магнетической палочкой по одной стороне тела книзу и по противоположной кверху, в то же время властно и настойчиво приковывая к себе полный ожидания взгляд больного. Других он вовсе не касается жезлом, лишь с важным видом проводит им по воздуху, словно очерчивая невидимый нимб над головой или над местом, где сосредоточена боль, и при этом не отрывает взгляда от пациента, сосредоточив на нем все свое внимание и этим приковав его внимание к себе. Во время этой процедуры другие благоговейно удерживают дыхание, и не-которое время в просторном, приглушенном коврами помещении не слышно ничего, кроме его медленных шагов и порою облегченного или подавленного вздоха. Но обыкновенно это длится недолго, и один из больных начинает от прикосновения Месмера дрожать, конвульсивная судорога проходит по его членам, его бросает в пот, он кричит, вздыхает или стонет. И едва у одного обнаруживаются видимые признаки будоражащей нервы силы, как другие участники цепи тоже начинают чувствовать знаменитый, несущий исцеление кризис. Словно электрическая искра, пробегает по замкнутому ряду волна подергиваний, возникает массовый психоз; второй, третий пациент впадает в судороги, и в мгновение ока шабаш ведьм достигает вершины. Одни, закатив глаза, корчатся на полу, другие начинают пронзительно смеяться, кричать, стонать и плакать, некоторые, охваченные судорогами, носятся в дьявольской пляске, некоторые- все это можно видеть запечатленным на гравюрах той поры-как бы впадают под влиянием жезла или упорного взгляда Месмера в обморочное состояние или гипнотический сон. С тихой, застывшей на губах улыбкой лежат они безучастно, в каталептическом оцепенении, и в это время музыка по соседству продолжает играть, чтобы состояние напряженности все усиливалось и усиливалось, ибо, по знаменитой "теории кризисов"

Месмера, всякая нервно обусловленная болезнь должна быть доведена до высшей точки своего развития, должна как бы выйти наружу, чтобы потом тело могло исцелиться. Тех, кто слишком сильно охвачен кризисом, кто кричит, буйствует и корчится в судорогах, служители и помощники Месмера быстро уносят в соседнюю, плотно обитую, наглухо изолированную комнату... чтобы они там успокоились (что, разумеется, дало глумливым статейкам повод утверждать, будто нервные дамы получают там успокоение путем в высшей степени физиологическим). Поразительнейшие сцены ежедневно разыгрываются в волшебном кабинете Месмера: больные вскакивают, вырываются из цепи, заявляют, что они здоровы, другие бросаются на колени и целуют руки спасителю, некоторые умоляют усилить ток и еще раз их коснуться. Понемногу вера в магию его личности, в его личные чары становится для его пациентов формой религиозного помешательства, а сам он - святым и исцелителем несчетного числа людей. Как только Месмер показывается на улице, одержимые недугом бросаются к нему, чтобы только дотронуться до его одежды... И в один прекрасный день Париж может созерцать глупейшую картину: по самой середине улицы Бонди сотня человек, веревками привязанных к намагнетизированному Месмером дереву, ждет "кризиса". Никогда ни один врач не знал такого стремительного и шумного успеха, как Месмер; пять лет подряд парижское общество только и говорит, что о его магически- магнетическом лечении.

День ото дня сумасшествие нарастает, и чем больше профанов начинают развлекаться новой салонной игрой, тем фантастичнее и нелепее становятся крайности. В присутствии принца Прусского, а также всех членов магистрата в полном служебном облачении подвергают в Шарантоне магнетизации старую лошадь. В замках и парках возникают магнетические рощи и гроты, в городах- тайные кружки и ложи, дело доходит до открытых схваток врукопашную между приверженцами и противниками системы, даже до дуэлей; короче говоря, вызванная Месмером сила выходит за пределы своей собственной сферы, медицины, и затопляет всю Францию опасным и заразительным флюидом снобизма и истерии - месмероманией".

В течение всего лишь нескольких месяцев 1784 года Месмера посетило более 8000 пациентов. Бывали у чудотворца и неудачи. Кто-то не выдержал "кризиса" и умер во время истерического припадка, кого-то хватил настоящий паралич. Но неудачи не запоминаются.

Наконец толстяк Людовик XVI, инстинктивно ненавидящий любые беспорядки и волнения, высказал пожелание, чтобы в бесконечную распрю по поводу "животного магнетизма" внесли ясность ученые. В марте 1784 года он подписывает указ о назначении двух комиссий - одну из членов Академии, в составе которой были Франклин, Лавуазье, Жюсье, другую - из представителей Общества врачей, куда вошел небезызвестный доктор Гийотен - изобретатель машины, "излечивающей" все земные болезни в мгновение ока.

Внимательно обследовав приборы, которыми пользовался магнетизер, члены комиссии убедились, что магнетические палочки и пластины, которыми Месмер и его помощники лечили больных, не содержали в себе пи электричества, ни магнетизма. Не почувствовали они никакого влияния рук магнетизера. Массовость же припадков объяснялась подражанием. Стоило в толпе, пришедшей в возбуждение при появлении Месмера, начаться одной истерике, как она тут же перекидывалась на других. И вот уже все или большинство присутствующих катаются по полу и бьются в конвульсиях...

Обследовав контрольную группу больных, врачи не обнаружили никаких новых явлений в их организме после сеанса магнетизирования. Члены комиссии проделали такие опыты: они подводили больных к тем деревьям, которые заведомо не попадали в зону действия магнетизеров и убеждали больного в обратном. После чего также наблюдали симптомы припадка. И наоборот, на человека, не знающего о том, что на него налагается "настоящая" магнетическая пластина, она не производила никакого влияния.

Вывод мог быть единственным - полезность влияния магнетизера чисто мнимая, внушенная. Это заключение посеяло недоверие среди пациентов Месмера. У него начались неудачи. Популярность катастрофически падала. И Месмер вынужден был оставить Париж.

Его последователи разбились на небольшие группы, продолжая испытывать на себе и на других его приемы, от которых ждали полного переворота в медицине, по когда стало известно, что аббат Фариа добивался того же эффекта у истерических больных без всяких пассов, одним лишь приказанием "Засни!", вера в "животный магнетизм" рухнула окончательно. На смену ей пришло изучение явлений гипноза.

Был ли Месмер шарлатаном, то есть человеком, сознательно напускающим туман, идущим на обман, пользуясь общественным незнанием? В популярных книгах существует и такая квалификация его деятельности. Я думаю, что она не совсем правильна. Мне представляется, что создание его "учения", и особенно начало практики являют собой пример типичного заблуждения самого Месмера. Ослепленный первыми невероятными успехами, он сам уверовал в свою избранность, в собственные способности, тем более что рассуждения о магнитных и электрических флюидах чрезвычайно занимали современное ему общество.

Когда назначенные комиссии привели впечатляющие доказательства, что никакого особого дара у Месмера нет и что его лечение не более чем внушенное на некоторое время психологическое состояние искусственной бодрости, которое не имеет никакого влияния на продолжающую развиваться болезнь, "великий магнетизер" и сам мог бы усомниться в своей исключительности. Но отказаться от руководящей идеи всей своей жизни нелегко. И он продолжал цепляться за рассыпающийся карточный домик своих взглядов.

Судьба Месмера не уникальна. В истории можно найти и другие примеры, когда создатель гипотезы, предположения намного переживал свое детище и продолжал держаться за давно опровергнутое.

Сегодня в буржуазном мире широкую популярность вновь приобрели мистика и оккультизм. Они рядятся в одежды науки, спекулируют на уважении людей к знанию. И конечно, как всегда, к искренне заблуждающимся тут же примазываются вездесущие шарлатаны. Рассчитывая урвать свой кусок, они превращают любой вид общественной любознательности в бизнес.

ЖИВОТНЫЙ МАГНЕТИЗМ

ЖИВОТНЫЙ МАГНЕТИЗМ

предположительно существующая неуловимая или таинственная , влияющая на человека. Термин употреблял австр. врач Франц Антон Месмер по отношению к гипнозу, применявшемуся при лечении больных. Месмер считал животный магнетизм оккультной силой или невидимым флюидом, истекающим из его тела, частью силы, заполняющей Вселенную и исходящей от звезд.

Философский энциклопедический словарь . 2010 .


Смотреть что такое "ЖИВОТНЫЙ МАГНЕТИЗМ" в других словарях:

    МЕСМЕРИЗМ ИЛИ ЖИВОТНЫЙ МАГНЕТИЗМ учение о присутствии в человеке особой «магнетической» силы, которую человек, обладающий ею, может излучать, передавать другому и этим путем влиять на него, внушать ему идеи, излечивать и т. д.; учение это впервые …

    См. Гипнотизм и Месмеризм … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    Животный магнетизм - термин Ф. Месмера для обозначения гипотетической универсальной силы, благодаря которой, как он предполагал, возникает гипнотический эффект и которой, как он был убеждён, он обладает сам.. См. Гипноз … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

    ЖИВОТНЫЙ МАГНЕТИЗМ - Термин Ф. Месмера для обозначения универсальной силы, благодаря которой, как предполагалось, возникает гипнотический эффект. См. гипноз … Толковый словарь по психологии

    МАГНЕТИЗМ, ИЛИ ЖИВОТНЫЙ МАГНЕТИЗМ - предполагаемая связанная с теорией эфира способность животного тела намагничиваться и сообщать энергию другим телам. Концепцию магнетизма разработал в конце XVIII в. французский врач Месмер. Отсюда другое название месмеризм. Передаваемую… … Символы, знаки, эмблемы. Энциклопедия

    Новолатинск. magnetismus, от лат. magnes, магнит, а) Способность магнита притягивать железо, b) Животный магнетизм, или месмеризм существует в каждом человеке и при известных условиях действует на другого человека, который становится тогда вялым … Словарь иностранных слов русского языка

    ЖИВОТНЫЙ, животная, животное (книжн.). 1. прил. к животное в 1 знач. Животный мир. Животное царство. || Органического происхождения, добываемый из органических веществ. Животный клей. Животный уголь. 2. Вызванный и обусловленный инстинктом,… … Толковый словарь Ушакова

    МАГНЕТИЗМ, магнетизма, мн. нет, муж. (от греч. magnetis магнит). 1. Свойство магнита (в 1 знач.; физ.). 2. Учение о магнитных явлениях (физ.). 3. То же, что животный магнетизм (устар.; см. ниже). «Силой магнетизма стихов российских механизма едва … Толковый словарь Ушакова

    магнетизм - а, м. magnétisme m. 1. Свойство некоторых тел (магнитов) притягивать к себе или отталкивать от себя другие тела. БАС 1.Магнетизм есть всеобще имя различным свойствам магнита. Карамзин ДВ 11 118. 2. устар. Гипнотическое внушение; гипноз. БАС 1.… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    В то время как официальная наука называет его мнимым посредником и полностью отрицает его реальность, несчетные миллионы древних, а также ныне живущие азиаты, оккультисты, теософы, спиритуалисты и всякого рода и вида мистики провозглашают его … Религиозные термины

Книги

  • Зеркало тайных наук и отражение судьбы человека , Альбертино. Зеркало тайных наук и отражение судьбы человека. Черная и белая магия: египетская, индийская, русская, Западной Европы, алхимия, астрология, животный магнетизм, волшебство, чародейство и…

В 1781 году доктор Франц Антон Месмер опубликовал диссертацию, в которой кратко сформулировал основные параграфы (положения) своих открытий в области "животного" магнетизма. А именно, способности человеческим существом генерировать в самом себе и затем сфокусировать и распространять во вне границ своего тела особые специфические потоки, подобные по своим ощущениям и характеру воздействия "огню". Этими "потоками энергии" затем возможно воздействовать на другие живые организмы путем пробуждения и концентрирования в них таких же их собственных "энергий" с целью излечения от любых болезней. Излечение происходит путем сильной стимуляции нездоровой области сфокусированным потоком такой "магнетической энергии". В результате воздействия, в этой области возникает пробужденное усиленное "энергетическое бурление", которое и осуществляет лечебное действие, часто через "Криз" (ухудшение перед улучшением).

Под "Животным" магнетизмом, конечно, не понимается только способность животных (например, кошек) оказывать целительное воздействие на нас и также не понимается под этим, например, исключительно специфика "животного мира", который в отличие от "человеческого мира" обладает особенностями взаимной связи на расстоянии и прочими качествами, хотя смысл и механизм таких воздействий именно тот же.

Под "Животным магнетизмом" понимается именно пробужденная самим человеческим сознанием в своем физическом теле "энергия", которая затем сфокусированная, способна распространяться из границ этого тела по проводникам (воздух, материальные предметы, другие живые существа, растения).

1) Небесные тела, Земля и животные тела имеют взаимное влияние друг на друга.

2) Это взаимовлияние происходит посредством универсального, вездесущего, сверхтонкого флюида, который имеет способность принимать вид любой энергии, распространяться её посредством, и передаваться другим телам.

3) Это взаимовлияние подчиняется механическим, но ещё неизвестным законам.

4) Это взаимовлияние является причиной явлений, которые похожи на прилив и отлив.

5) Этот прилив и отлив [сверхтонкого флюида] имеет всеобщий характер, и в большей или меньшей степени действует на каждый предмет, и в большей или меньшей степени проявляется, в зависимости от причин, порождающих этот прилив и отлив.

6) Таким способом все небесные тела, Земля и населяющие её части находятся в постоянном, активном взаимодействии (это всеобщий закон для всей природы).

7) От этого взаимодействия зависят свойства минеральной материи и органических тел.

8) Это взаимодействие проявляется на животных телах в виде проникновения [сверхтонкого] флюида в нервную субстанцию, и непосредственное его влияние на неё.

9) Человеческое тело имеет свойства магнита, такие как противоположность полюсов, которые связанны друг с другом; изменяемость силы поля - его ослабление или усиление; кроме того, наблюдается также магнетическое сродство (inclinatio).

10) Именно эта способность животных тел воспринимать магнетизм небесных тел и передавать его в окружающую атмосферу, что делает их подобным магнитам, побудила меня назвать мою теорию животным магнетизмом.

11) Силу энергии животного магнетизма можно изменять, можно передавать её другим телам, как живым, так неживым, но все тела обладают разными способностями по восприятию животного магнетизма.

12) Это влияние и эта сила могут быть усиленны и передаваемы с помощью некоторых тел.

13) Практические наблюдения показывают, что эта магнетическая сила есть очень тонкая материя, которая принизывает все тела, не теряя при этом своей интенсивности.

14) Эта магнетическая сила действует на расстоянии без помощи каких-либо посредников.

15) Эта магнетическая сила, как свет, отражается и собирается-усиливается зеркалом.

16) Эта магнетическая сила распространяется и усиливается через звук.

17) Эта магнетическая сила может быть собранна, спрессована, и передана из одного места в другое.

18) Не все тела имеют одинаковые свойства животного магнетизма. Некоторые, очень редкие тела, имеют такие противоположные свойства [общему фону], что только одно их присутствие разрушает проявление животного магнетизма в других телах.

19) Эта противоположная сила также проникает все тела, сообщается от одного тела к другому, распространяется, собирается, спрессовывается, передаётся из одного места в другое, отражается зеркалом, распространяется звуком, и есть не негативная, но действительно противоположная положительная энергия.

20) Минеральные магниты [своими разными полюсами] оказывают одинаковое влияния на металлы посредством как своей одной, так и другой противоположной сил, что нельзя сказать о животном магнетизме, в котором действие противоположных сил неодинаково. Это явление является коренным различием между обычным и животным магнетизмом.

21) Эта система взаимодействий проливает новый свет на природу огня, света, теорию притяжения, приливов и отливов, магнетизма и электричества.

22) Магниты и электричество, употребляемые для лечения тех или иных заболеваний, если и приводят к положительному эффекту, то только благодаря животному магнетизму.

23) Практические правила, которые я дам позже, должны изучаться на практике излечения нервных заболеваний с помощью этого флюида, которые действует непосредственно или через посредника.

24) Эта теория даёт врачу неоценимую поддержку в применение лекарств, действие которых усиливается, что приводит к благотворным кризам, которыми возможно управлять и контролировать.

25) В описании моих методов я опишу теорию болезней и докажу общую пользу моей методики для медицины.

26) Врач, вооружённый этой теорией, будет в состоянии обнаружить причину, природу и прохождение любой болезни, включая сложносоставные заболевания. Он сможет контролировать развитие болезни, уменьшая или увеличивая её степень, не нанося больному никакого вреда. При этом возраст, пол, темперамент не играют никакой роли. Даже беременные и роженицы оценят преимущества этой теории.

27) Одним словом, эта теория даст врачу способность определять здоровье своего пациента, излечивать его от всех болезней, которым он подвергается, благодаря чему уровень медицины достигнет высочайшей точки совершенства.

На карте Европы есть «тройная точка» - Боденское озеро, где сходятся границы трёх государств: Австрии, Германии и Швейцарии. Отсюда струится великая река Рейн (нем . Rhein, греч . rheos - течение, поток). И здесь в семье егеря, служившего в баварских владениях епископа, родился Франц Антон Месмер - человек, которому предстояло соединить воедино три области науки, казавшиеся тогда совершенно разрозненными: физику, физиологию и психологию.

Франц Антон Месмер (Franz Anton Mesmer, 1734-1815)

Чем юноша только не интересовался! К тридцати годам стал доктором философии и права, а позже, в 1766 году, - доктором медицины. Благодаря многочисленным исцелениям магнитами и «намагниченными» («заряженными») предметами, накладываемыми на больных, Месмер приобрёл европейскую славу. Больные толпами стекались к чудо-доктору, методы которого позволяли лечить безболезненно сразу несколько людей, а бедняков и бесплатно. Многим для излечения было достаточно попить «намагниченной» доктором воды или опустить в неё ноги, другим - при тихой музыке посидеть какое-то время в саду под «намагниченным» доктором деревом. Антон Месмер демонстрировал свои лечебные методики крупнейшим медикам Европы, на их глазах выполнял опыты по выявлению свойств космической «магнитной силы». Эту силу, названную им «животным магнетизмом», Месмер использовал вслед за многими своими предшественниками, среди которых были выдающиеся врачи: Парацельс (1493-1541), ван Гельмонт (1577-1644) и другие.

Широко образованный, хороший музыкант, умный и статный мужчина и, конечно же, успешный врач, Месмер выгодно женился и жил в Вене на широкую ногу. Видные политики, учёные, музыканты пользовались гостеприимством его дома, окружённого роскошным парком, раскинувшимся на берегу голубого Дуная. Здесь исполняли свои произведения великие Гайдн и Глюк, отец и сын Моцарты. Иногда и сам хлебосольный хозяин играл своим гостям на фортепиано, клавесине, виолончели или на редкостной тогда (да и теперь) стеклянной гармонике. Завораживающие звуки гармоники побудили юного Моцарта освоить этот инструмент и сочинить для него квинтет, а Месмер использовал «гармоническую» музыку на своих «магнетических» сеансах. В 1766 году его диссертацию «О влиянии планет на людей и о таинствах древних волхвов» все приветствовали, и никто не усматривал в ней ни лженауки, ни возрождения колдовства. Сам лейб-медик императрицы Марии Терезии профессор Венского университета Герхард ван Свитен вручил Месмеру диплом доктора медицины. Со своим сыном Готфридом, директором королевской библиотеки и президентом комиссии народного просвещения, лейб-медик стал частым гостем музыкальных вечеров Месмера. Но эта врачебно-музыкальная идиллия закончилась, как только венские врачи и аптекари, сплочённые в борьбе за здоровье (и деньги!) клиентуры, усмотрели в распространении месмеризма угрозу своему существованию. Щедро оплаченные аптекарями научные авторитеты объявили «животный магнетизм» шарлатанством, и «магнетизёр» был вынужден покинуть Вену.

Увы, месмеризм как таковой был тогда (как и сейчас) непонятен учёным, а его лечебные эффекты были не только неожиданными, но и непостоянными. В силу этого в некоторых странах, например, в США, магнитотерапия (греч . - магнитное лечение) до конца ХХ века отвергалась. Перелом во взглядах начался здесь после работ молодого доктора Эндрю Бассета (Andrew Basset) из Колумбийского университета в Нью-Йорке. Бассет получил изумительные результаты при обработке переменным магнитным полем повреждённых конечностей людей: в 70% случаев удавалось избежать их ампутации ! Во многих странах (и у нас, в России) выпускают и применяют массу магнитотерапевтических приборов. В Японии популярны магнитные подушки и матрасы, нормализующие состояние людей во время их отдыха.

Наука разобралась с природой месмеризма? Нет, люди понимают, что учёные не всегда и не всё могли объяснить. И если «понятное» не помогает, прибегают к непонятному: со временем наука во всём разберётся. А тот факт, что лечебное воздействие магнетизма не только замалчивалось, но и оклеветывалось, прямо указывало на слабость «научных» аргументов противников Месмера.

На волне успеха Месмер и его последователи открывали магнетические клиники в Австрии, Швейцарии, Германии, Франции, Англии и даже в далёкой Америке (Месмер хорошо знал семью героя Американской революции маркиза Лафайета и американского посла в Париже Бенджамина Франклина). Исцеляя простыми, даже «дурацкими» методами тех, кто казался врачам безнадёжными, Месмер, как казалось его оппонентам, «издевался» над наукой. Поэтому раньше или позже - но так случалось повсюду! - местные врачи и аптекари добивались подключения светил тогдашней науки для дискредитации «шарлатанских» методов Месмера. И изгоняли чудотворца.

После Великой французской революции, в 1793 году, потеряв всё своё состояние, Месмер бежал из Парижа. Он вернулся в свой венский дом, из которого некогда отправился «покорять» Европу. Но скоро был изгнан и оттуда. Теперь же в Вене его обвинили в сочувствии к французским революционерам.

Многократно униженный, но по-прежнему уверенный в целебных возможностях открытой им «магнетической силы» (уверенность знаменитого врача относили к развившейся у него мании величия), постаревший Месмер продолжал лечить людей. Теперь - в захолустном швейцарском посёлке у южного берега Боденского озера, на северной, баварской, стороне которого он некогда родился. Здесь Месмер и умер - в бедности и забвении (см. эпиграф со словами, заимствованными автором из текста на могиле Парацельса).

Берлинская академия незадолго до кончины Месмера предложила ему выступить на своём заседании, но гордый старик отказался.

Месмер умер - родился месмеризм

Пророки смертны, но «силы», которым они служат, продолжают действовать в мире. «Магнетизм, - провидчески писал ван Гельмонт ещё за сто лет до рождения Месмера, - есть неизвестное свойство небесной природы, очень напоминающее звёзды, которому совсем не препятствуют ограничения пространства или времени... Каждая тварь обладает своею собственною небесною силою и тесно связана с небесами. Эта магическая сила человека, которая может действовать вне его, лежит, так сказать, скрытая во внутреннем человеке. Эта магическая мудрость и сила, таким образом, спит, но может быть приведена в действие простым внушением, и тогда она оживёт и тем более оживёт, чем более в нём подавлен внешний человек плоти и тьмы... А это, я говорю, осуществляется каббалистическим искусством; оно возвращает человеческой душе магическую, хотя и природную силу, которая была ею утеряна, как сон».

Нет, не без оснований некоторые противники Месмера обвиняли его в плагиате, чуть ли не в переписывании трудов его знаменитых предшественников.

Собственная же «имитационная теория» Месмера (лат . imitatio - подражание; в данном случае - подражание природе) была попыткой «материалистически» - через эфирные потоки - объяснить лечебное действие магнитов. Роль сознания человека в форме магии внушения Месмер, несомненно, хорошо знал, поскольку был лично знаком с великими магами Сен-Жерменом и Калиостро. Сегодня заинтересованные учёные называли бы их медиумами и спиритами, а тогда - только фокусниками и мошенниками. Месмера интересовали физика и физиология магнетизма: как практикующий врач он пророчески видел их глубокое внутреннее единство. Психологию человека Месмер активно использовал на своих врачебных сеансах (тихая музыка, затемнённое помещение и прочая «магическая» атрибутика), но психика его занимала, только если она была больной: нервные болезни, психические расстройства, пожалуй, быстрее всего нормализовались при лечении магнитами. От магии магнетизма Месмер явно уклонялся. Ещё в 1784 году горячий поклонник месмеризма маркиз де Пюисегюр сообщил Месмеру о своём открытии провоцированного сомнамбулизма (лат . somnus - сон и ambulo - хожу, иначе - лунатизма) и возможности входить в словесный контакт с «намагниченным» субъектом. А в 1808-м, за семь лет до смерти Месмера, доктор Иоган Генрих Юнг-Штилинг (Jung-Stilling, 1740-1817) сделал другое поразительное открытие: «животный магнетизм» позволяет «намагниченному» человеку «выходить в астрал» (греч . - звёздный) и приобретать внетелесный опыт (ООВЕ - Out-Of-the-Body Experience). Уклоняясь от психической природы магнетизма, Месмер не желал её даже определить. В 1843 году за него это сделал английский хирург и психиатр Джеймс Брэд (James Braid, 1795-1860). И тут же поплатился: его фамилию недоброжелатели превратили в термин «бред».

Возможно, «депсихологизацию» магнетизма Месмер осуществлял в пылу борьбы за «материализацию» своего метода. Ведь крупнейшие учёные, входившие в состав французской академической комиссии, исследовавшей месмеризм по указанию короля Людовика XVI, именно на этом его «психизме» и настаивали: «Всё определяется самим человеком, магнетизирующим пациентов. Если к каждому следующему появлению магнетизёра они лежали полностью истощёнными, то взгляд или голос магнетизёра вскоре выводят их из этого состояния. Здесь, несомненно, действует некая сила, управляющая действиями человека и подчиняющая их себе. Это - сила самого магнетизёра». Среди членов комиссии, «угробившей» надежду Месмера стать нормальным учёным-академиком, были химик Лавуазье (ниспровергатель теории флогистона), астроном Байи (будущий мэр Парижа), физик и политик, главный автор Декларации независимости США Франклин (друг Месмера, в то время американский посол в Европе), а ботаник Жюсье поддержал претензии Месмера на физическое толкование магнетизма и отказался подписать решение комиссии. Среди четырёх врачей, членов комиссии, был известный доктор Гильотен - изобретатель названного его именем приспособления для казни. Как говорится, «по иронии судьбы», а не по непознанным законам природы, нескольким членам этой комиссии (Лавуазье, Байи и самому Гильотену, как и её организаторам - Людовику XVI и королеве Марии-Антуанетте, большой поклоннице Месмера) пришлось во время революции 1793 года лишиться голов на гильотине доктора Гильотена.

Так что развивать открывающееся психологическое направление месмеризма долгое время во Франции было некому. А вот в России психофизика прижилась: победитель Наполеона русский император Александр I встретился с Юнгом-Штилингом и поспособствовал переносу его мистических идей в Россию. И хотя наши энциклопедии об этом умалчивают, дивный русский романтический мистицизм XIX-XX веков - от Пушкина и Гоголя через Блаватскую и Рерихов до «Мастера и Маргариты» Булгакова - связан с месмеризмом через книги некогда популярного в России Юнга-Штилинга.

Сторонники Юнга-Штилинга - пиетисты (лат . pietas - уважение) - утверждают: за пределами чувственного мира наш разум не знает ничего. Соглашаясь с пиетистами, мы полагаем, что верно и обратное: вне Мысли и Разума нет ничего. Бог и материя - это продукты нашего разума . Следовательно, материализм и идеализм так же нераздельны, как и неслиянны. Этот философский синтез противоположностей прямо отображает природу магнетизма Месмера, явно видимого на примере взаимопорождения двух противоположных полюсов любого магнита.

Пиетисты - сторонники прямого общения с Богом. Они утверждают: Бог есть совершенный человек, открытый каждому. Идеи христианского пиетизма в Европе веками несли «люди свободного духа», которых называли по-разному: в первые века христианства это гностики, потом - тамплиеры, богомилы, катары, в XV-XVII веках - богемские (они же моравские, чешские ) братья , а в Германии это протестантская секта гернгутеров , одним из руководителей которой был уже упоминавшийся врач-месмерист Юнг-Штилинг. Кстати, друг и однокашник двух титанов: Гёте и Гердера (1744-1803, немецкий философ, критик, эстетик).

В русском переводе гернгутеры - «господа хорошие», или «добрые люди». Если бы коммуны гернгутеров, возникшие на территории России ещё во времена Елизаветы Петровны, могли свободно развиваться, а идеи пиетизма свободно распространяться, мы с вами, читатель, были бы другими. И, возможно, люди не узнали бы ни ужасов гитлеризма с его холокостом, ни жестокостей сталинизма, ни стёртых с лица земли городов современного Донбасса.

Взыскуемое Месмером воссоединение физики и психики, наметившееся в квантовой механике , и сейчас (через 200 лет после смерти пророка) не завершилось. Оттого до сих пор приходится считать «мистическим совпадением сложившихся обстоятельств» грандиозные (по последствиям) цепочки фактов.

Например, великий химик Лавуазье погиб на гильотине, не допуская не только объективного существования физической основы лечебного магнетизма, но и метеоритов: ему принадлежит знаменитое восклицание «камни не могут падать с неба!» . А Месмер, обращая внимание на магнитные свойства железа, рассматривал магнетизм в качестве представителя космических, всемогущих астральных сил. В связи с этим вспомним исламскую святыню Каабу (араб . куб - храм над железным метеоритом). Вспомним гигантский магнит - Землю, магнитные свойства которой на большой модели из магнетита исследовал английский предшественник Месмера, королевский врач Вильям Гильберт (1544-1603). Вспомним и про «близнеца» Каабы - чёрный метеоритный камень, завещанный поэтом, драматургом и магом Дитрихом Эккартом (1868-1923) «немецкому Циолковскому» - Герману Оберту (1894-1989). Кстати, учителю Вернера фон Брауна, автора знаменитых ракет «ФАУ» и затем лунных успехов американской космонавтики.

Магия магнетизма

Магия вне рамок строгой науки чрезвычайно опасна. Игнорируя магию, современная наука теряет возможность освоения этого мощного психофизического инструмента, уклоняется от своей роли спасителя человечества , , , , .

Любопытно, что термин «месмеризм» принадлежит основателю гомеопатии Самуэлю Христиану Ганеману (1755-1843). Гомеопатия (греч . - подобие болезни) пытается лечить, как и магнетизм, все болезни . Но не магнитами, а исчезающе малыми дозами химических веществ, которые вызывают симптомы болезни. Здесь, как и при лечении магнитами, на первый план выступает психическое воздействие на пациента со стороны невидимого «космического врача». Правда, считается, что больной «лечит себя сам». Скрытое воздействие «космического врача» при гомеопатическом лечении явно и зримо, физиологически же подкрепляется применением лекарств с ничтожнейшим количеством активного вещества. Аналогичное учение о ятротерапии (греч . - поправляю здоровье) и фармацевтической химии создал всё тот же Парацельс, а позже развивали Гельмонт и другие «медицинские алхимики». «Настоящая цель химии (алхимии) заключается не в изготовлении золота, а в приготовлении лекарств», - учил Парацельс.

Так что традиция древней лечебной магии никогда не прерывалась, и месмеризм в XIX веке получил распространение, притом в многообразных формах. Сначала как метод хирургического обезболивания: «намагниченные» больные на операционном столе не чувствовали боли (как тут не вспомнить нашего современника А.М.Кашпировского!). Были сделаны сотни успешных хирургических операций, особенно много в Англии и в тогдашней её колонии - Индии. Как и Месмера, его последователей - хирургов, акушеров и стоматологов - обвиняли в шарлатанстве и постыдных договорах с больными. Когда появились простые и надёжные химические средства обезболивания (эфир, хлороформ), анестезиологи всего мира стали пользоваться ими.

Но месмеризм всё равно не исчез - он переменил название и стал гипнотизмом (греч . - сон, автор термина Джеймс Брэд, 1843 г.). Брэд пытался объяснить природу магнетизма с позиций психоневрологии. В те же годы (середина-конец XIX в.) стала развиваться и гомеопатия - сестра месмеризма. Тогда же получил широкое распространение медиумизм (лат . - середина, позиция между духом и материей; он же - спиритизм, или спиритуализм, лат. spiritus - дух, душа).

Разве не сила мысли всегда двигала и движет вперёд человечество? Не эта ли сила заботится о нас, не она ли сохраняет нам жизнь? А разве наука в некотором роде не дитя магии? На взгляд автора, наука - современное, но очень стесняющееся своих старших предков продолжение магии. К сожалению, как это часто бывает в больших семействах, и магия, и наука, и все мировые религии сегодня, увы, жёстко противостоят друг другу. Погрязли в спорах, ссорах и даже в явных (горячих) и тайных (холодных, пропагандистских) войнах. Конечно же, не сами эти почтеннейшие направления человеческой мысли, а их приверженцы - люди. А вот православный святой Иоанн Кронштадтский (в миру Иван Ильич Сергеев, 1829-1908) не только сам, а и с Божьей помощью, молитвой исцелял простых людей и царствующих особ. Он также официально освящал первые в России гомеопатические клиники, замечательно сохранившиеся доныне и официально действовавшие даже в идеологически суровые сталинские времена.

Магнетизм Месмера в начале ХХ века стал предтечей всесильного «космического магнита» семьи Рерихов - физической основой их Учения, именуемого Агни Йогой или Живой Этикой . И в конце ХХ-начале XXI веков этот «космический магнетизм» продолжает не только существовать, но и успешно развивается. Причём даже в формах традиционной науки (см. например, ниже, а также статьи автора (, , , , , , , , ).

Люди издревле и повсеместно проявляли интерес к «таинственной силе», заключённой в магнитах - камнях, притягивающих железо. Природные магниты - это куски магнитного железняка, или магнетита (31% FeO, 69% Fe 2 O 3). Некоторые этимологи полагают, что в русском языке двойное «нн» может заменяться на «гн» и наоборот. Тогда слово «магнит» читается как «маннит» и может быть однокорневым с глаголами «манить», «заманивать». Это одинаково хорошо передаёт физические свойства и магнита, и магии.

Уже жрецы греческих магнезийских храмов, посвящённых Геркулесу, пользовались магнитами для исцелений и магического применения. Поэтому магнит называли геркулесовым или гераклейским камнем . Некоторые европейские маги выводят своё наименование от санскритского слова магх; его латинизированный вариант магус может происходить от санскритского махаджи - великий или мудрый . Они полагают, что и греческая (ныне турецкая) магнезия, и «магнезианский камень» магнетит, и магнит как таковой могли называться в честь индийских первооткрывателей его чудесных свойств. Европейскую науку с магнитами подробно познакомил Пьер де Марикур в письме «Послание о Магните Пьера де Марикура, по прозванию Перегрина (странник. - Б.Р. ), к рыцарю Сигеру де Фукокуру» (1269 г.). Как бы то ни было, магнетизм имеет давнюю историю и славен своими различными, в том числе лечебными, применениями.

Живое наследие Месмера сегодня - это не только современные магнитотерапия и магнитобиология. Это не только гипноз с психотерапией и психосоматикой (греч . сома - тело). Это и гомеопатия, и так называемая «традиционная», или «народная», европейская и «восточная» медицина. А разве эстрадные «фокусы» Ури Геллера и Лиора Сушарда, свободно сгибающих «силой мысли» стальные ложки и дистанционно останавливающих часы не требуют незамедлительного пересмотра нашего мировоззрения? Что же завещал нам Месмер в мировоззренческом плане?

Живая сила месмеризма

Согласно учению Месмера, все объекты живой и косной природы взаимосвязаны и взаимодействуют друг с другом посредством невидимых магнитных потоков - струй «магнитного флюида» (лат . flue - течь). Уже в 1776 году Месмер пришёл к заключению, что магнитотерапия позитивно воздействует на пациента благодаря не столько разного рода магнитам, перемещающим, как он сначала думал, струи природного магнитного флюида в организме больного, а благодаря «животному магнетизму» - таинственным силам, входящим в организм и исходящим от каждого человека по неким всепронизывающим каналам. Месмер не знал, что такие каналы (санскр . нади) давно известны восточной медицине. Иначе он бы сказал, что направляемые по нади магнетизёром в нервную систему больного таинственные благотворные космические энергии (силы) способны изменять состояние органов, излечивая самые страшные болезни.

Образно говоря, если в первой половине жизни Месмер думал, что людей излечивали его магниты, то во второй половине её он знал, что больных излечивал сам «намагниченный», вошедший в контакт с космосом человек - врач (гипнотизёр).

Воздействие человека на эту силу, а её - на человека (действие равно противодействию) осуществляется и воспринимается нами как наша собственная воля . Космическая сила, как и наша воля, воплощается в слове, позе, движении, чувстве человека. Или в физико-химическом воздействии, производимом с помощью каких-то существ (например, творящей руки хирурга, пиявок при гирудотерапии или пчёл при апитерапии ), а также с помощью «неодушевлённых» веществ и материалов, приборов или оборудования. Воздействующий человек - врач, гипнолог, хирург, целитель, - правильно взаимодействуя с космической силой любым из названных выше способов, обеспечивает здоровье себе и своим пациентам.

Когда исцеление можно рассматривать как результат уже хорошо известных физико-химических воздействий, благая космическая сила остаётся как бы в тени. Раньше, возможно, очень давно, многие «совершенно материальные» физико-химические воздействия рассматривались как величайшие чудеса. Но человек ко всему привыкает: «ежедневное чудо - не чудо». И чудесная космическая благая сила становится «элементом науки», а её некогда поразительный результат - непреложным научным фактом. За незнание таких фактов студентам на экзаменах ставят двойки. И благая космическая сила предстаёт перед нами уже в образе науки. Став научным знанием, она помогает людям познавать самих себя и окружающий мир. Познавать духовное и материальное - так принято говорить, если стоять на двух противоположных полюсах единого по своей сути Знания. Елена Ивановна Рерих приписывала пылающую, огненную силу, разлитую в природе и человеке, Космическому Магниту .

Вслед за греком Парменидом (V в. до н.э.) автор представляет мир, открывающийся нашему разуму, в виде гигантского ажурного шара, охватывающего всю Вселенную и всё внутри себя заключающего. Следует ли считать этот Шар бесконечным? Вряд ли. Ведь наш мир, точнее - информация о нём (а другого нам не дано), спокойно помещается в наших вполне «конечных» головах. Шар - ноосфера - состоит из тончайших ветвящихся нитей, по которым струятся магнитные потоки (силовые линии Фарадея-Дирака). Магнитный Шар Вселенной - это наш общий гигантский Мозг, Суперкомпьютер или ноосфера - называйте мир так, как вам больше нравится. Овеществлённые магнитные нити ноосферного Суперкомпьютера - флюксы - и их разновидности, «колечки»-флюоны и «палочки»-флюксоны , - а также их комбинации с обычными атомами и друг с другом - нади и реосы (латинские, санскритский и греческий корни этих терминов можно переводить как каналы, струи, потоки ) - это нейроны ноосферы (, , , , , , , , ).

Одним из ярких подтверждений единства материального мира с человеческим сознанием является антропный принцип космологии, утвердившийся в науке ХХ века (греч . αντροπος - человек). В становлении антропного принципа пионерами были советские философ и астроном Григорий Моисеевич Идлис и космолог Абрам Леонидович Зельманов. Завершающие штрихи принадлежат Дж.Уилеру, одному из непререкаемых авторитетов физики ХХ века. Антропный принцип утверждает, что все важнейшие числовые характеристики окружающей нас природы (мира) жёстко привязаны к человеку: если любую из мировых характеристик (физических констант) немного изменить, то существование человека становится невозможным. А раз так, то почему бы не считать человека не только важнейшим, но и исходно «задуманным» компонентом всей природы?

Вопрос происхождения Вселенной - чисто человеческий вопрос. Каждый из нас когда-то появился на свет, и нам хочется знать, когда появился человек как таковой, а когда - Вселенная. Рассуждать о любом предмете мы можем, используя наши человеческие знания, чувства, ощущения. Неспроста у христиан Сын Божий - Иисус Христос - имеет человеческий облик. В соответствии с ещё более древней традицией египетских магов, называемой герменевтикой (основоположником считается египетский бог Тот, он же у греков «Трижды величайший» Гермес Тримегист), антропика предполагает, что Вселенная подобна человеку. Автор видит подобие также в том, что все живые и умные объекты и субъекты Вселенной структурно нитевидны. Как нитевидна (и умна !) грибница-ризома , так структурно нитевиден наш мозг, построенный из нейронов, а нейроны - из нитевидных молекул. Структурно нитевидны усыпанные звёздами спиральные клубки галактик Вселенной.

Профессор биофизики университета Хоккайдо Тошиюки Накагаки (Toshiyuki Nakagaki) выполнил эксперименты, связанные с ростом нитевидных побегов - гифов грибка Physarum polycephalum . Грибок в естественных условиях растёт на листьях и камнях, заполняя своими гифами их поверхность. В опытах Накагаки гифы росли в лабиринтах, аналогичных тем, которые используются для проверки интеллекта мышей. Распространяясь в 30-сантиметровом лабиринте с кусочком мицелия (грибницы) на входе и пищей на выходе, разные гифы росли и продвигались к пище по разным траекториям, постепенно заполняя пространство лабиринта. Когда один из гифов наконец достигал пищи, от него отрезали кусочек и в новом, точно таком же лабиринте, с пищей на выходе и кусочком мицелия на входе, выращивали новый мицелий, гифы которого сразу устремлялись к пище по кратчайшему маршруту. Грибок помнил и учитывал свою предыдущую биографию! От этого примера недалеко и до познания фундаментальной природы живого…

Нейрон (греч . - жила) - нитевидная, с ответвлениями клетка мозга. А флюкс - это нитевидный «цилиндрический атом»: по своей структуре (в сечении) он похож на обычный сферический атом. У флюкса, как и у обычного атома, есть центральное нитевидное ядро, во многих случаях окружённое электронной оболочкой. Ядро флюкса представляет собой аналог катушки электромагнита - соленоида (греч . - трубка) с круговыми токами из u- и d-кварков . Кварки создают внутри соленоида по всей его длине (а она может быть бесконечной!) пучок фарадеевских магнитных линий, представляющих собой квантованный магнитный поток. Такая магнитная нить с переменным по её длине кварковым составом и находящимися на радиальной периферии нити электронами может иметь сложную пространственную конфигурацию. Взаимодействие нитей друг с другом и с атомно-молекулярным веществом, содержащимся в «вате» флюксов, приводит к постоянному и вечному (нет трения!) локальному движению нитей. В их вечном движении относительно друг друга и в их самоорганизации, возникающей из-за резонансов , состоит физическое начало ноосферного ума и жизни. Незатухающее движение выражается в постоянном изменении упорядоченных состояний невидимой вселенской «ваты» из флюксов. Это её, «присыпанную» атомами, биологи (специалисты по грибам - микологи, греч . mikos - гриб) называют ризомой.

Эту же флюксовую «вату», «присыпанную» звёздами, астрономы именуют галактиками, галактическими скоплениями, Вселенной (её общая структура для нас имеет сетчатый вид. - Ред. ). А физики - специалисты по космосу (космологи) - «ватную» основу Вселенной называют тёмной материей. Можно думать, что нашу жизнь определяют изгиб магнитных нитей, протекание по ним токов и изменение кваркового состава элементов объёмной конструкции космической ризомы! А как быть с энергией ризомы?

В отличие от обычной электронной оболочки сферического атома, оболочка флюкса является плотной отрицательно заряженной бозе-жидкостью. Если обычное положительно заряженное атомное ядро попадает на флюкс, оно обволакивается электронной отрицательно заряженной жидкостью, компенсирующей его положительный заряд. Между такими «приклеившимися» к флюксу ядрами уже не действуют кулоновские силы отталкивания (специалисты говорят: кулоновский барьер отсутствует), и ядра могут легко слиться друг с другом в реакции ядерного синтеза . Флюксы - замечательные катализаторы так называемых «холодных» (с низким барьером) ядерных реакций. А текущая по флюксам тёмная энергия передаётся без потерь на большие расстояния благодаря явлениям сверхпроводимости и сверхтекучести, характерным для бозе-жидкостей .

Функционирование организмов требует гораздо бόльших объёмов памяти и гораздо более высокого быстродействия, чем предполагалось ранее, и от атомно-молекулярных механизмов необходим переход к ядерным процессам и структурам. От наноуровня (это характерные размеры молекул) нужно спуститься почти в миллион раз глубже - на фемтоуровень , к характерным размерам атомных ядер (10 -15 м). Переменный по длине флюкса кварковый состав обеспечивает функционирование памяти магнитной нити в качестве «нейрона ноосферы» с гигантской плотностью записи информации 10 14 бит/м . Таким образом, механика жизни - это механика динамичных фемтосистем, из которых построен окружающий нас мир, да и мы сами. Материальный мир можно уподобить слаженному квантовому механизму из самодвижущейся «ватной» флюксовой ризомы.

Кто же создатель этого замечательного механизма, охватывающего Вселенную, мельчайшие детали которого имеют ядерные фемто-размеры? Кто управляет этим гигантской сложности механизмом? Кто его совершенствует? Традиционный в религии ответ - это Бог. Традиционный ответ атеиста (именуемый «научным») - это материя. С позиций антропики, в этом участвуем и мы с вами, читатель. Все три ответа сходятся воедино при пиетете - уважении всякого обоснованного мнения, сколь бы фантастическим оно ни казалось.

Космический магнит Месмера

В 1775 году, на пике признания действенности животного магнетизма, Месмер был избран действительным членом Баварской академии наук. Идя навстречу пожеланиям коллег-академиков, Месмер в 27 тезисах раскрыл суть своих представлений о мире. Эти тезисы ниже выделены жирным шрифтом, за некоторыми из них следует краткий заключительный комментарий автора («звёздочки»):

1. Между небесными телами, Землёй и одушевлёнными телами существует взаимодействие.

*Все тела Вселенной пронизаны флюксами, которые осуществляют всеобщую взаимосвязь (, , , , , , , , ).

2. Повсеместно распространён флюид, так что пустоты́ не существует; этот флюид отличается ни с чем не сравнимой проницаемостью и по природе своей обладает способностью воспринимать, распространять и объединять все проявления движения, чем и достигается его влияние.

*Флюксы - суть нейроны Супермозга, кроме Мыслей которого, воспринимаемых нами как «наши мысли», в мире ничего нет.

3. Это взаимодействие подчинено механическим законам, неизвестным и поныне.

*«Механические законы» Месмера - это законы, устанавливаемые современной теоретической физикой , которая разгадывает тайны программирования Супермозгом самого себя. Автор предлагает называть такой способ познания гиперфизикой , , .

4. Результатом его являются сменяющиеся эффекты, которые могут быть сравнимы с морскими приливами и отливами.

*Различного типа возбуждения флюксов (, , , , , , , , ) в тех или иных областях вселенской ризомы определяют конкретное состояние Супермозга и его Мысли. Месмер подчёркивает волновой характер и ритмичность жизненных процессов , .

5. Эти отливы могут быть более или менее общими, более или менее частными, более или менее составными, смотря по природе причин, их определяющих.

6. Таким именно процессом, наиболее универсальным из всего, что может представить нам природа, и выражается взаимодействие между небесными телами, Землёю и её составными частями.

*Ноосферное мышление - самый универсальный природный процесс.

7. От этого процесса зависят свойства материи и организованных тел.

8. Животные тела испытывают на себе альтернативные эффекты этого действия, которое проникает в субстанцию их нервов и непосредственно возбуждает их.

9. Это действие вызывает, особенно у человека, свойства, аналогичные свойствам магнита: наблюдаются те же разнородные и противоположные полюсы, которые могут сообщаться, изменяться, разрушаться или усиливаться, наблюдаются даже явления отклонения.

10. Способность животного тела воспринимать влияние небесных тел и вступать во взаимодействие с окружающим аналогична магниту, почему и названа мною «животным магнетизмом».

11. Действие и свойство «животного магнетизма», таким образом охарактеризованные, могут сообщаться другим одушевлённым и неодушевлённым телам, поскольку те и другие способны к такому восприятию.

12. Это действие и это свойство могут усиливаться и изменяться самими телами.

13. Практические наблюдения свидетельствуют о существовании особой тонкой материи, которая пронизывает тела, не обнаруживая при этом заметного ослабления своей деятельности.

14. Влияние этой материи проявляется на большом расстоянии без содействия посредствующей среды.

*Посредствующая среда всегда есть, но в данном случае она невидима и неощутима, поскольку это сами флюксы. (О дальнодействии см., например, , , .)

*Если «магнетическая сила» передаётся через колебания флюксов, переходящих в колебания флюонов, то флюоны могут передаваться от одного тела любому другому телу , .

18. Я утверждаю, что одушевлённые тела не одинаково способны воспринимать её; возможно, хотя и очень редко, появление способности до того противоположной, что одного её присутствия совершенно достаточно, чтобы разрушить всё влияние «животного магнетизма» на другие тела.

*Возможна блокировка любого ноосферного воздействия любым человеком в силу антропного принципа мироустройства. Так, наша способность вольно или невольно заблокировать волю врача, медиума, мага препятствует научному признанию возможности чудес.

19. Эта противоположная способность также пронизывает все тела и может, в свою очередь, сообщаться, умножаться, скопляться, концентрироваться, переноситься, отражаться зеркалом, усиливаться звуком, что указывает не только на отрицательную, но и на положительную сторону противоположной силы.

*Механизм передачи по флюксам сигналов, как стимулирующих, так и блокирующих физические явления, одинаков.

20. Магнит, естественный или искусственный, также, подобно другим телам, чувствителен к «животному магнетизму» и противоположной ему силе, хотя ни в том, ни в другом случае его действие на огонь и мглу не испытывает никаких изменений, что показывает, что начало «животного магнетизма» существенно отличается от начала минерального магнетизма.

*Минеральный магнетизм Месмера тоже связан с флюксами, но связь Мысли и материи сокрыта в бессознательном нашей психики [2 ], ), детали связи устанавливает гиперфизика .

22. Она даст возможность понять, что магнит и искусственное электричество в отношении болезней отличаются свойствами, общими тысячам других агентов, известных в природе, и что если этот магнит и это электричество обнаруживают некоторые полезные действия на больных, то они этим обязаны «животному магнетизму».

*Флюксы и флюоны насыщаются целебной информацией «ноосферного человека» , . Таковы и больной, и его врач. В большей степени «ноосферны» целители, знахари, шаманы, маги, святые.

23. С помощью практических правил, мною установленных, фактически будет доказано, что принцип «животного магнетизма» может излечивать непосредственно нервные болезни и опосредованно другие.

*Действительно, флюкс-сигналы воздействуют на мозг больного, а мозг - на остальные части тела.

24. С его помощью медицина получит ясное представление относительно употребления лекарств, усовершенствует их действие, даст возможность вызывать и управлять благотворным кризисом и тем окажет услугу врачу.

*Это предвидение Месмера, основанное на работах Парацельса, масштабно осуществил Христиан Ганеман, создав гомеопатию.

25. Изложив свой метод, я постараюсь доказать с помощью новой теории вещества полезность универсального принципа, который я противополагаю современной медицине.

26. С этим знанием для медицины выяснится как начало, природа, так и развитие болезней, даже наиболее сложных; оно воспрепятствует их усилению, и излечение будет достигнуто без риска для больного подвергаться тяжёлым и нередко прискорбным по своим последствиям случайностям, каковы бы ни были его возраст, темперамент и пол, даже для женщин в состоянии беременности и родов.

27. Эта доктрина наконец даст возможность судить о степени состояния здоровья каждого индивида и о наличии уже существующих, но ещё не проявившихся болезней. Исскуство лечения достигнет, таким образом, своего наивысшего совершенства.

Разослав свои 27 тезисов во все учёные сообщества Европы, Месмер получил единственный отклик: Берлинская академия наук назвала его мечтателем, а его лечебный метод - ошибочным.