Воинский этикет и культура общения военнослужащих. Воинский этикет: культура общения военнослужащих и нормы поведения

4. ВОИНСКИЙ ЭТИКЕТ И КУЛЬТУРА ОБЩЕНИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ

Обращение к проблемам этикета далеко не случайно. Культу­ра взаимоотношений с людьми, умение привить подчиненным правила поведения определяют лицо современного командира. Опыт показывает, что от этого зависят успехи и в деловой, и в профессиональной деятельности любого человека.

Знание правил этикета помогает командиру вести воспита­тельную работу грамотно и активно, интересно и умело руково­дить острыми дискуссиями, оперативно разрешать конфликтные ситуации в воинских коллективах, быть для подчиненных примером поведения на службе и в быту. Высокая культура человече­ских взаимоотношений - неотъемлемое качество российского офицера.

Соблюдение требований этикета отнюдь не отменяет справедливой требовательности и принципиальности. Этикет органично сочетается с высоким профессионализмом офицера, единством слова и дела, строевой выправкой, точностью и аккуратностью. Он способствует утверждению уставных, т.е. проникнутых уважением к личному достоинству подчиненных, отношений. В то же время этикет решительно отвергает грубость, бестактность сквернословие, высокомерие, неряшливость, нетребовательность, безразличие к нужным и заботам людей, а значит, устраняет пита­тельную почву для беспорядка и неорганизованности.

Понятие и структура воинского этикета

Воинский этикет представляет собой свод общепринятых и установленных в армии правил, норм и манер поведения военнослужащих во всех сферах их деятельности. Основные требования воинского этикета изложены в общевоинских уставах Вооруженных Сил Россий­ской Федерации. В соответствии с другими сферами человече­ского общения (семья, быт, интимные отношения и пр.) могут быть выделены и соответствующие виды этикета. Приведенная классификация весьма условна, так как военнослужащий являет­ся носителем одновременно различных видов этикета и должен знать основные требования тех из них, с которыми сталкивается в воинской деятельности и повседневной жизни.

Таким образом, воинский этикет есть часть духовной культуры военнослужащих. Он представляет собой систему исторически сложившихся и законодательно закрепленных в общевоин­ских уставах и других документах правил поведения и общения в различных сферах служебной и неслужебной деятельности.

Изучение требований воинского этикет должно начинаться с уяснения его структуры. В учебниках можно встретить понятия «речевой» и «неречевой» этикет. Действительно, военнослужа­щего во многом оценивают по тому, как он выражает свои мыс­ли. Причем речь может быть или устной, «ли письменной. Суще­ствуют этикетные требования к докладу начальнику и выступле­нию на собрании, публичной лекции или беседе с друзьями, раз­говору при личной встрече или по телефону. Не менее важно правильно подготовить служебную записку или рапорт, соста­вить отчет, написать личное письмо. Здесь также есть свои особенности. Все они входят в понятие «речевой этикет». Он, в свою очередь, определяет одну из граней культуры общения. Гром­кость голоса, тональность, подбор лексики в той или иной ситуа­ции ярко демонстрируют уровень культуры общения.

Очень важную роль для военнослужащего играет и неречевой этикет. Правильные и красивые движения, жесты, мимика, даже взгляд- все это также учитывается при оценке культуры обще­ния военнослужащего. В отношении воинского приветствия Строевой устав формулирует требования неречевого этикета сле­дующим образом: «Воинское приветствие выполняется четко и молодцевато, с точным соблюдением правил строевой стойки и движения» (статья 60). Эти правила далее предписывают военно­служащему, как действовать при выполнении воинского приветствия в различных ситуациях. Это деление ярко показывает, что для этикета одинаково важно и то, как человек говорит (пишет), и то, как он двигается.

Воинский этикет- эго свод правил поведения, основанных на принципах армейской морали, уставов и традиции Вооруженных Сил. Эти правила охватывают служебные и внеслужебные взаимо­отношения воинов, формы их обращения друг к другу, ритуалы, отношение к гражданскому населению. К этикету близки такие понятия, как вежливость, такт, скромность, воспитанность. Вежли­вость составляет, по сути основу этикета, представляя собой со­блюдение основных правил приличия. Такт (или тактичность) - это умение выбрать манеру поведения, в наибольшей степени со­ответствующую ситуации. Скромность - это стиль вежливого по­ведения, при котором человек не стремится привлекать внимания к своей личности. Под воспитанностью понимают наличие устойчи­вых навыков тактичного поведения. Все это вместе взятое и опре­деляет культуру общения военнослужащего.

С нравственностью воина и требованиями воинского этикета неразрывно связаны и требования воинских уставов. Устав тре­бует от военнослужащего быть храбрым, дисциплинированным, честным, исполнительным, бдительным воином, дорожить вой­сковым товариществом и т. д. (Устав внутренней службы, ста­тья 13). Этикет показывает, в каких формах должны проявляться эти качества в различных ситуациях.

Поведение человека в военной форме - та внешняя сторона, по которой окружающие в значительной мере судят о надежно­сти, внутренней силе и нравственных качествах армии. Мать смотрит на военного, думая, что скоро таким станет ее сын. Ве­теран, глядя на молодого человека в погонах, вспоминает о годах своей службы в Вооруженных Силах, сравнивает и делает выво­ды. Зарубежные гости придирчиво оценивают внешний вид и по­ведение представителей той армии, которая одержала столько славных побед. Этикет важен для военнослужащего во всех об­ластях человеческого общения: в служебной деятельности, в об­щественных местах и семье.

В наше время основные этикетные нормы для военнослужа­щих заложены в общевоинских уставах Вооруженных Сил Рос­сийской Федерации. Общее правило сформулировано в статье 64 Устава внутренней службы: «Военнослужащие должны постоян­но служить примером высокой культуры, скромности и выдер­жанности, свято блюсти воинскую честь, защищать свое досто­инство и уважать достоинство других... Взаимоотношения меж­ду военнослужащими строятся на основе взаимного уважения». Заботясь о высокой культуре взаимоотношений военнослужа­щих, командир должен всегда исходить из того, что она опирает­ся на прочную правовую базу. Уставы предписывают нам образ­цы взаимоотношений, соответствующие современным принци­пам общения между людьми в условиях военной организации.

Командир должен прежде всего выступать примером для сво­их подчиненных. Это особенно касается культуры общения во всех ее проявлениях: манере поведения, форме одежды, стиле отдания приказов и так далее. Стремление быть близким к людям похвально, но заигрывание с ними недопустимо. Высоко ценится доверие командира к своим подчиненным, но резкое осуждение вызывает перекладывание на плечи подчиненных своих функ­циональных обязанностей. Доброжелательность командира не должна перерастать в фамильярность и неуместное «тыканье».

Соблюдение требований этикета позволяет каждому военно­служащему ощутить себя членом единого коллектива, почувство­вать гордость за принадлежность к нему, лучше реализовать свои возможности. Устав предписывает всем военнослужащим по во­просам службы обращаться друг к другу на «вы», предваряя обра­щение словом «товарищ». В других ситуациях хорошо знающие друг друга военнослужащие и, как правило, равные в воинских званиях и должностях могут обращаться друг к другу на «ты».

Самое ценное качество командира - уметь организовать лю­дей, вызвать у них энтузиазм для выполнения поставленной зада­чи. А достичь этого можно лишь развивая все лучшее, что есть в людях, признавая их достоинства и поощряя за усердие.

Поведение в быту

Этикет предписывает военнослужащему быть точным. Следо­вательно, техническим атрибутом его этикета должны быть часы. Важно, чтобы они были достаточно неброскими, с хорошим об­зором в различных условиях.

Соблюдение требований бытового этикета нередко напрямую связано с сохранением здоровья военнослужащего. Недопустимо совместное использование опасных и безопасных бритв, игл для шитья и т. д. Такого рода «взаимовыручка» может быть чревата самыми печальными последствиями для здоровья.

Часто нарушение этикетных требований бывает связано с ку­рением. Общее правило здесь таково: курение не должно вызы­вать даже скрытого раздражения сослуживцев. Это значит: не курить в служебных помещениях, на ходу (особенно недопусти­мо курение рядом с некурящей женщиной), выбирать для куре­ния только те места, где курение разрешено. При курении нужно следить за своим поведением. Недопустимо приветствовать не только начальников, но и просто знакомых, держа сигарету во рту. В Уставе внутренней службы, кстати, го­ворится (статья 17), что военнослужащий «должен... воздержи­ваться от вредных привычек (курения и употребления алкоголя)».

Культура речи и внешнего вида

Важным элементом культуры является культура речи военнослужащего. Недопустимо, чтобы армейский коллектив превра­щался в своего рода «школу злословия». Между тем сквернословие - нередко бич в воинских подразде­лениях.

Еще одна важная составляющая служебного этикета, и не только служебного,- забота о своей внешности. Элегантный внешний вид - свидетельство уважения человеком самого себя и окружающих. И, напротив, неряшливость в одежде, прическе и т. д. - показатель отсутствия деловых и нравственных качеств, необходимых в современном мире. Глубоко заблуждаются те, кто полагает, что одна только кра­сивая военная форма заставит окружающих уважать их. Умение вести себя просто необходимо. И рассчитывать здесь только на один отдельный элемент: одежду, умение говорить или изящно двигаться - очень трудно.

Жизнь многообразна в своих проявлениях. Военнослужащий сталкивается с такими ситуациями, которые трудно предусмот­реть заранее. Поэтому невозможно предписать правила поведе­ния на каждый случай. Есть один общий принцип, который вы­ручает почти всегда: помните о чести собственной и отдавайте должное достоинству окружающих.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Системный характер воспитания в подразделении и части (на корабле) проявляется в целенаправленном, организационно оформленном взаимодействии всех членов воинского коллекти­ва, регулируемом действующим законодательством, педагоги­ческими принципами и направленном на обеспечение успешно­го решения задач военной службы. В узком смысле воспитание рассматривается как процесс систематического воздействия ко­мандира на подчинённого в интересах привития ему качеств, Соответствующих воспитательным целям и задачам. Данное оп­ределение охватывает саму суть процесса воспитания как един­ства деятельности, с одной стороны-командиров, осуществ­ляющих систему педагогических воздействий на сознание, чув­ства, волю воина, а с другой - подчиненных, активно реаги­рующих на эти воздействия.

Для качественного решения проблем воспитания подчинен­ных командиру, который является ключевой фигурой в этом процессе, необходимы знания в различных областях науки, и прежде всего в педагогике и психологии, а также жизненный и служебный опыт.

При этом командиру следует сосредоточить основные уси­лия на таких направлениях воспитательной работы, как инфор­мационное, социально-правовое, укрепление воинской дисцип­лины, правопорядка и некоторых других.

Успех в решении этих задач во многом зависит от умения офицеров и прапорщиков работать с людьми, от их способности сплотить подчиненных в дружный коллектив единомышленни­ков, воспитать патриотов, до конца выполняющих свой воин­ский долг.

Только целенаправленная системная воспитательная работа дает командирам возможность поддерживать высокий уровень морально-психологического состояния воинских коллективов, позволяет успешно решать задачи, стоящие перед подразделе­ниями, частями и кораблями.


Литература

1. Арзамаскин Ю.Н., Бублик Л.А. «Морально-психологическое обеспечение в вооруженных силах России» - М.:ВУ,2002.

2. «Об организации общественно-государственной подготовки личного состава Вооруженных Сил»: Приказ министра обороны РФ N 250 от 8 мая 1993 г. М., 1993.

3. Чертополох А. А. «Информационное обеспечение воспитательной работы в Вооруженных Силах Российской Федерации». – М.: ВУ, 1999.

В том числе и знаменитый клич "...За Волгой для нас земли нет..." к сожалению, теряют свою актуальность. Это большое поле деятельности и размышлений для военных историков. Но, тем не менее, даже современная жизнь Вооруженных Сил имеет огромную почву для появления, для рождения новых боевых традиций, однако эти традиции не могут существовать в разрыве от традиций прошлых лет. Даже в наше...

И совершенствуется. - Главной особенностью методов информационно-воспитательной работы является то, что они оказывают воспитательное воздействие в основном посредством словесной информации. МЕТОДЫ ВОЗДЕЙСТВИЯ В ПРАКТИКЕ ИНФОРМАЦИОННО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ. Базовыми методами воздействия, которые можно применя­ть в практике информационно-воспитательной работы, являются убеж­дение и...

Общество и армия предъявляют к поведению человека в военной форме особые требования. Поэтому знание определенных законов поведения является непременные условием воинской службы. При общении с другими людьми мало желания вести себя правильно, необходимо еще и твердо знать правила приличия, принятые в обществе и конкретном профессиональном кругу, уметь применять их на практике. Изучение требований воинского этикета позволяет молодому военнослужащему лучше освоиться в армейской среде, с достоинством выйти из типичных затруднительных ситуаций, встречающихся жизни.

Сущность этикета

Этикет представляет собой определенную систему правил поведения и является составной частью общей культуры человека. Он включает в себя, прежде всего, правила обхожде­ния с окружающими, формы общения, приветствия, нор мы поведения в общественных местах. Иначе говоря, эти кет определяет, как нужно двигаться, разговаривать и как поступать в той или иной ситуации.

Выделяют различные виды этикета. Дипломатический этикет включает правила поведения официальных лиц в ходе различных контактов - на переговорах, приемах, обедах и т.д.; общегражданский этикет - это совокупность правил, традиций и условностей, соблюдаемым людьми при общении друг с другом; воинский этикет представляет собой свод общепринятых правил, норм и манер поведения военнослужащих.

Воинский этикет основан на требованиях уставов, принципах армейской морали и традициях Вооруженных Сил. Эти правила охватывают служебные и внеслужебные взаимоотношения воинов, формы их обращения друг к другу, ритуалы, отношение к другим людям.

Поведение человека в военной форме, по сути,- внешняя сторона, по которой окружающие судят о надежности, внутренней силе и нравственных качествах армии. Мать смотрит на военного, думая, что скоро таким станет ее сын. Пожилой прохожий, глядя на человека в погонах, вспоминает о годах своей службы в Вооруженных Силах, сравнивает и делает выводы. Зарубежные гости придирчиво оценивают внешний вид и поведение пред­ставителей той армии, которой их так долго пугали...

Из истории этикета

Стремление людей вести себя прилично уходит корнями в древнейшую историю человечества. Описания правил по­ведения в той или иной ситуации мы находим в самых первых письменных документах. Так, правила пользова­ния столовыми приборами были в особом почете еще у древних египтян. А умение есть красиво и бесшумно было отличительным признаком культурного человека во все времена.

На Руси известно большое количество литературных памятников, в которых зафиксированы требования к по­ведению. Так, в "Изборнике 1076 года" отражены основ­ные моральные нормы, господствовавшие в XI веке.

В "Поучении Владимира Мономаха" содержатся пра­вила, не потерявшие своего значения до наших дней: "...есть и пить без особого шума, при старших помалки­вать, к умным прислушиваться, старейшинам подчиняться, с равными и подчиненными в приязни жить, без лукавства беседовать, побольше размышляя, не свирепствовать сло­вом, не ругаться в беседе, не смеяться чрезмерно, сты­диться старших, с дурными женщинами не общаться, гла­за опуская долу, а душу ввысь".

В XVI в. на Руси появляется "Домострой", в котором предписывались нормы отношения человека к Богу, к го­сударству и к окружающим людям, в том числе близким.

При Петре I была выпущена книга "Юности честное зерцало, или Показание к житейскому обхождению, соб­ранное от разных авторов". В ней содержались требова­ния к поведению в различных жизненных ситуациях. Петр I, стремясь обучить российское юношество правилам европейского этикета, не пошел по пути бездумного и слепого копирования, а требовал применения европейских этикетных норм с учетом российской действительности. Когда Павел I механически перенес в русскую армию па­рики с буклями и косами по прусскому образцу, Суворов во всеуслышание выразил свое отношение к этому "новшеству" в чеканном афоризме: "Пудра не порох, букли не пушки, коса не тесак, а я не немец, а природный русак!".

Культура общения

Этикет неразрывно связан с культурой общения, умением наладить должные взаимоотношения с людьми.

Для того, чтобы изучить требования современного этикета, нужно представлять себе его структуру. В учеб­никах можно встретить понятия "речевой" и "неречевой" этикет. Действительно, о человеке часто судят по тому, как он говорит. А ведь речь может быть и устной, и письменной. Существуют свои требования к докладу на­чальника и выступлению на собрании, публичной лекции или разговору с друзьями. Не менее важно правильно подготовить служебную записку, рапорт, составить отчет, написать личное письмо. Здесь также есть свои особен­ности. Все они входят в понятие "речевой этикет". Он, в свою очередь, определяет одну из сторон культуры об­щения. Громкость голоса, тональность, подбор лексики в той или иной ситуации ярко демонстрируют уровень куль­туры общения.

Очень важную роль, особенно для военнослужащего, играет и неречевой этикет. Правильные и красивые дви­жения, жесты, мимика, даже взгляды - все это также входит в культуру общения военнослужащего. В отноше­нии воинского приветствия Строевой устав формулирует требования неречевого этикета следующим образом: "Воинское приветствие выполняется четко и молодцевато, с точным соблюдением правил строевой стойки и движе­ния". Устав предписывает военнослужащему, как действо­вать при выполнении воинского приветствия в различных ситуациях.

Другими составляющими этикета являются вежли­вость, такт, скромность, воспитанность. Вежливость - это, по сути, основа этикета, представляющая собой со­блюдение основных правил приличия. Такт (или тактич­ность) - это умение выбрать манеру поведения, в наи­большей степени подходящую к данной ситуации. Скром­ность - стиль вежливого поведения, при котором чело­век не стремится привлекать внимание к своей личности. Под воспитанностью понимают наличие устойчивых навы­ков тактичного поведения. Все это вместе взятое и опреде­ляет культуру общения военнослужащего.

Современное общество выработало ряд требований к этикету, которые делают его необходимым для любого культурного человека. Это гуманизм, общедоступность систематичность, целесообразность, гармоничность, а также единство нравственного, эстетического и правового. Другими словами, соблюдение этикета должно обеспечи­вать реализацию таких понятий, как красота, полезность, удобство, поддержание достоинства человека, сохранение свободы и естественности.

Этикет важен во всех областях человеческого обще­ния. Для военнослужащего он имеет особое значение в ходе служебной деятельности, в общественных местах и семье.

Служебный этикет

He за страх, а за совесть - это, пожалуй, главное требова­ние служебного этикета. В лучших традициях Российской армии этикет органически связывался с честью воина, честью мундира. Понятие воинской чести специально культивировалось, публиковались своды правил, в кото­рых в четкой и нередко афористичной форме излагались требования к поведению военнослужащих. У моряков они назывались "Правила учтивости офицера", у драгун - "Чести напоминание", у улан - "Чести наставление".

Служба в вооруженных силах считалась в России ж просто почетным долгом каждого мужчины, но и незаменимой школой высоконравственного, образцового поведения человека.

Эта целенаправленная работа не была безрезультатной. Высокого мнения о моральных достоинствах и поведении русского солдата были лучшие представители русской интеллигенции. Известный дипломат и поэт Ф. И. Тютчев писал: "Пройдитесь по департаментам Франции... и спросите жителей... какой солдат из войск противника постоянно проявлял величайшую человечность, строжайшую дисциплину, наименьшую враждебность к мирным жителям... Можно поставить сто против одного, что вам назовут русского солдата".

Основные нормы воинского этикета изложены в 0бщевоинских уставах Вооруженных Сил Российской Феде рации. Общее правило сформулировано в ст. 64 Устав внутренней службы: "Военнослужащие должны постоянно служить примером высокой культуры, скромности и выдержанности, свято блюсти воинскую честь, защищать свое достоинство и уважать достоинство других... Взаи моотношения между военнослужащими строятся на основе взаимного уважения".

Соблюдение требований этикета всеми военнослужащими позволяет каждому ощутить себя членом единого коллектива, почувствовать гордость за принадлежность к нему, лучше реализовать свои духовные и физически возможности. Устав предписывает всем военнослужащим по вопросам службы обращаться друг к другу на "вы", г других ситуациях хорошо знающие друг друга военнослужащие прибегают к более привычному для них "ты". Русский язык знает немало и иных приемлемых форм обращения в неформальной обстановке: "Ребята", "братцы", "хлопцы" и др.

Показателем крайне низкой культуры являете» стремление некоторых военнослужащих продемонстрировать свой авторитет путем унижения других. "Оскорбляя другого, ты не заботишься о самом себе", - говорил великий Леонардо да Винчи. Употребление кличек и прозвищ, насмешки над физическими недостатками других людей недопустимы в армейской среде. Вежливые и равные отношения со всеми, близкая дружба с некоторым-залог прочности воинского коллектива в любой, даже экстремальной ситуации.

Необходимо отметить, что иногда грубость и хамство -обратная сторона неумения вести себя достойно и красиво. Можно вспомнить высказывание, принадлежащее французскому писателю Ф. Ларошфуко: "Большая часть молодежи воображает, что она естественна, когда она бывает лишь невежлива и груба".

Важнейшим требованием этикета всегда является учет национальных особенностей во взаимоотношениях с другими людьми. Особенно это важно в армии, где люди разных национальностей совместно выполняют единую задачу по защите своего Отечества. Ст. 15 Устава внут­ренней службы требует от военнослужащих "дорожить интернациональной дружбой народов, способствовать ук­реплению братства между нациями и народностями", про­являть "уважение к их национальным чувствам, обычаям и традициям".

История во многом изменила облик Российской ар­мии. Но и сегодня у большинства населения сохраняется твердая вера: военный не подведет. Люди в военных мундирах - в первых рядах тех, кто ликвидирует последст­вия катастроф, тушит пожары, противостоит бандитизму и терроризму.

Однако одно дело - проявление героизма в экстре­мальных ситуациях, и другое - ежедневное соблюдение требований воинского этикета. Некоторые из них моло­дым солдатам кажутся мелкими и поэтому неважными. Например, воинское приветствие. Подчеркнем деталь, на которую стоит обратить внимание: если раньше этот ритуал назывался "отдание воинской чести", то сегодня воин­ский устав как бы возвращает нас к требованиям благо­родных рыцарей: душу - богу, жизнь - отечеству, серд­це - даме, честь - никому.

Воинское приветствие - рыцарская традиция. Встре­чаясь друг с другом, рыцари движением руки приподни­мали забрало шлема, чтобы показать, что за доспехами скрывается лицо друга. Поднося руку к головному убору, современные военнослужащие повторяют этот жест, отда­вая долг вежливости своему коллеге в военной форме.

Младшие по званию приветствуют старших первыми. Если встречаются равные по званию, то первым приветствует тот, кто более воспитан. Несоблюдение этого требования - отнюдь не проявление особой смелости или по­казатель "опытности" военнослужащего. Это всего лишь очевидный признак его элементарной невежливости и бескультурья, неуважения исторических традиций.

Соблюдение требований воинского этикета должно быть естественной нормой поведения военнослужащего. Это означает, что главным судьей своего поведения всегда должен выступать прежде всего сам военнослужащий. "Не делай ничего постыдного ни в присутствии других, ни втайне, - говорил Пифагор. - Первым законом должно быть уважение к самому себе".

Этикет предъявляет свои требования в равной степени как к начальникам, так и к подчиненным. Придавая нравственно-эстетическую окраску взаимоотношениям военнослужащих, он способствует сохранению чувства их собственного достоинства. Подчиненный, демонстрируя свое уважение командиру и готовность выполнить его приказание, не должен допускать угодничества и подхалимства.

В то же время нельзя воспринимать правила элемен­тарной вежливости как ограничение личной свободы. Во­еннослужащий должен встать, если в помещение входит старший по званию. Это такая же этикетная норма как необходимость спросить у начальника разрешения войти или выйти из помещения, в котором этот начальник нахо­дится. Если начальник и подчиненный встречаются у две­ри, то подчиненный должен уступить дорогу, не забыв при этом приветствовать его. При разговоре с начальником не следует опускать глаза вниз, говорить торопливо. Важным показателем достоинства и уверенности в себе является умение смотреть в глаза собеседнику и четко формулиро­вать свои мысли.

Культура поведения военнослужащего

Часто нарушение требований этикета бывает связано с курением. Общее правило здесь таково: курение не должно вызывать даже скрытного раз­дражения сослуживцев. Это значит: не курить в служебных помещениях, на ходу (особенно недопустимо курение рядом с некурящей женщиной), выбирать для курения только те места, где курение разрешено. При курении нужно следить за своим поведением. Постоянное сплевывание, а тем более - на пол, под ноги отнюдь не украшает мужчину, особенно в военной форме. В Уставе внутренней службы, кстати, говорится (ст. 17), что военно­служащий "должен... воздерживаться от вредных привычек (курения и употребления алкоголя)".

Соответствующим образом нужно вести себя и в хо­де учебных занятий, и на служебных совещаниях. Беседа с соседом, небрежная поза, чтение посторонних материалов - свидетельство невысокой личной культуры военно­служащего. Тем более невежливым по отношению к руководителю занятий и к окружающим будет что-то жевать, обстригать (не говоря уже об обкусывании) ногти, причесываться. Нехорошо опаздывать к началу мероприятия и недопустимо демонстративно покидать его, не дож­давшись конца.

Важным элементом культуры личности является куль­тура речи военнослужащего. Совершенно недопустимо, чтобы армейский коллектив превращался в своего рода "школу злословия". Между тем сквернословие - нередко бич в воинских подразделениях.

Для молодых людей использование брани, в боль­шинстве случаев, выражает стремление "быть своим" в определенной среде, найти общий, но увы, некультурный язык; зачастую, это способ придать "плавность" речи при затруднении в подборе "нормальной" лексики; нередко за этим кроется желание выглядеть "мужественным" и "самостоятельным"; иногда это способ унизить другого человека путем грубого оскорбления. Но во всех случаях это, прежде всего, яркая демонстрация ограниченности, неразвитости, некультурности, хамства того, кто прибегает к "непечатным" выражениям.

Еще одна важная составляющая этикета - забота о своей внешности. Элегантный внешний вид - свидетель­ство уважения человеком самого себя и окружающих. И, напротив, неряшливость в одежде, прическе и т.д. - показатель отсутствия не только нравственных, но, как пра­вило, и деловых качеств. Хотя и провожают по уму, но встречают все-таки по одежке. Помимо всего, умный человек всегда следит за своей внешностью. Стремление некоторых военнослужащих "улучшить" отдельные эле­менты военной формы отнюдь не придает им дополни­тельного "шика", а лишь делает смешными в глазах окружающих. "Красота одежды военной состоит в равенст­ве и в соответствии вещей с их употреблением", - гово­рил видный русский военачальник Г.А. Потемкин.

Следует помнить, что военнослужащий всегда на виду. И за тем, насколько аккуратно отглажена его одежда, вычищена обувь, пострижены волосы, пристально следят не только его командиры. С другой стороны, этикет требует приводить себя в порядок, не привлекая особого внимания окружающих, то есть в специально отведенных для этого местах: в гардеробе, туалетной комнате и так далее, а не в зрительном зале или за обеденным столом. Если военнослужащий заметил какой-нибудь недостаток в одежде у своего товарища, то никогда не следует выставлять его на всеобщее обозрение и тем более осмеяние, а замечание нужно делать тихо и незаметно для окружающих.

На ходу неприлично ни курить, ни есть. Бутылки из-под напитков, бумагу от мороженого и тому подобное следует бросать в урну. Если ее не оказалось поблизости, лучше взять мусор с собой и дождаться, пока урна не попадется на глаза.

Очень важно соблюдать требования этикета при знакомстве. Для того, чтобы познакомиться, нужно представиться, четко и внятно назвать себя. Лучше, если вас представит кто-то другой, но это не всегда возможно. Как правило, первыми представляются младшие по возрасту и званию. А вот руку при знакомстве первым должен про­тянуть старший (или женщина). Когда представляют муж­чину, он обязан встать. Женщине это делать не обяза­тельно (если ее не представляют другой женщине, стар­шей по возрасту).

Одним из главных показателей воспитанности человека на улице является соблюдение им правил дорожного движения. Военнослужащий должен выступать здесь без­условным примером. Недопустимо проявлять нетерпение и переходить перекресток, не дождавшись зеленого света светофора, даже если вам кажется, что машин поблизо­сти нет. Если по тротуару кто-то движется вам навстречу, помните, что дорогу принято уступать, делая шаг в пра­вую сторону.

Идя к назначенному сроку, планируйте свое время так, чтобы вам не пришлось торопиться. Если вам все-таки нужно кого-то обогнать, недопустимо грубо толкать­ся. Особое внимание необходимо проявлять к женщинам, детям и пожилым людям. Помочь перейти улицу пожило­му человеку, поднести сумку женщине, удержать ребенка от необдуманного поступка на улице - все это элементы естественного поведения воспитанного человека.

Заботясь о защите чести и достоинства граждан, как того требует устав, военнослужащие должны проявлять решительность в сочетании с разумной осторожностью. Защитить слабого в критической ситуации от хулигана - нормальный шаг военнослужащего. Вмешательство же в ссору нетрезвой компании не всегда оправдано. Не стоит провоцировать скандал, который может привести к драке, даже если вы мастер спорта по карате.

Поведение в гостях

Гостеприимство всегда было доброй российской традицией. Для того, чтобы гости и хозяева получили удовлетворение от взаимного общения, следует соблюдать ряд правил этикета.

Первое правило гласит: если гостей будет достаточно много, учитывайте их взаимоотношения друг с другом. Нежелательна присутствие человека, приглашение которо­го будет неприятно другим гостям. Его лучше пригласить отдельно. Хозяевам рекомендуется предупредить пригла­шаемых о тех людях, кто будет на встрече кроме них. Приглашать следует за несколько дней до намеченной встречи. Гости должны или заранее спланировать свое время, или отказаться. Невежливо отказываться от при­глашения за несколько часов до мероприятия.

Не принято ходить в гости без специального пригла­шения. "К обедне ходят по звону, а к обеду по зову", говорит русская пословица. Точность - вежливость не только королей, но и военнослужащих. Приходить в гости раньше намеченного срока - значит ставить хозяев в неловкое положение, так как они могут быть еще не гото­вы. Опаздывать, во всяком случае, более чем на 10 минут, также не следует: вы можете заставить остальных ждать себя.

Тех гостей, которые приходят первыми, встречают хозяин и хозяйка. Затем хозяйка остается с гостями, а остальных прибывающих встречает хозяин. В обязанности хозяина входит познакомить гостей друг с другом, если они раньше не были знакомы. В прихожей гости снимают верхнюю одежду. Распространяющаяся в последнее вре­мя привычка приносить с собой домашние тапочки не яв­ляется нормой этикета. Хозяева могут обеспечить гостям возможность хорошо вытереть подошвы запачкавшейся обуви, но просить их переобуваться вовсе не обязательно. Еще одно важное правило: придавать значение ис­кусству беседы за столом. Следует помнить, что в гости ходят не только, и даже не столько ради приема пищи и напитков, сколько ради человеческого общения. Умение дать высказаться каждому, кто хочет, слушать собеседни­ка, избегать обсуждения вопросов, неприятных для кого-либо из присутствующих, существенно важно для успеха встречи.

Со времен Петра I большое значение придавалось умению вести себя за столом. До сих пор сохранили свою: актуальность требования уже упоминавшейся книги пoд названием "Юности честное зерцало". В ней, в частности говорится: "Не хватай первым блюдо и не дуй в жидкое чтобы везде брызгало. Не сопи, если ешь. Когда что тебе предложат, то возьми часть из того, прочее отдай другому. Руки твои да не лежат долго на тарелке, ногами везде не мотай, не утирай губ рукой и не пей, пока пищи не проглотил. Не облизывай перстов и не грызи костей, но обрежь ножом. Хлеба, приложив к груди, не режь, ешь, что перед тобой лежит, а далеко не хватай.

Над ествою не чавкай, как свинья, и головы не чеши. Не проглотив куска, не говори. Около твоей тарелки не делай забора из костей, корок хлеба и прочего. Неприлично руками по столу везде колобродить, но смирно ести. А вилками и ножом по тарелкам, по скатерти или по блюду не чертить и не стучать, но должно тихо и смирно, прямо, да не избоченясь сидеть".

Этикет предписывает мужчине оказывать внимание в первую очередь женщине, сидящей справа от него.

Если вы решили уйти раньше других, нужно сделать это, не привлекая к себе внимания. Но попрощаться с хозяевами и поблагодарить их необходимо.

Как вести себя в общественных местах

В театр и кино следует приходить заранее, чтобы иметь возможность не спеша снять верхнюю одежду, привести себя в порядок, при необходимости - осмотреть сам театр, купить программку, найти свои места. Женщина в театре проходит к своему месту первой. Но сидеть она должна справа от мужчины. В ложе впереди сидят женщины, за ними мужчины. Партнер придерживает сиденье кресла, когда на него садится дама.

До начала спектакля следует проходить к своему месту, повернувшись лицом к уже сидящим зрителям. Ее ли проход узок, то сидящие мужчины, как правило, встают. Некрасиво сидеть, склонившись друг у другу голова ми, или тем более обниматься. Этикет строго запрещав непредусмотренное нарушение тишины в зрительном зале: шуршание конфетными и шоколадными бумажками, громкое кашляние или чихание, высказывание вслух своего мнения, подпевание мелодии, выбивание такта рукой и тем более ногой. Женщине не следует злоупотреблять духами. Тишину и порядок необходимо соблюдать и в музейных залах. Недопустимо громкое и категоричное" высказывание своих суждений об увиденном, особенно отрицательных.

После окончания спектакля не следует немедленно бросаться в гардероб. Тем более некрасиво выходить из зала за несколько минут до его окончания. Если вам по­нравилась игра артистов, следует поблагодарить их за доставленное удовольствие продолжительными аплодис­ментами.

Во время демонстрации кинофильмов в воинских частях нередки случаи вызова дежурными отдельных во­еннослужащих. Это вызывает досаду зрительного зала. Очевидно, что военнослужащий, предполагающий, что он может понадобиться во время демонстрации фильма, должен или не ходить в кино, или садиться поближе к выходу, дав знать дежурному, где он будет находиться. Начальник, в свою очередь, должен подумать о том, нельзя ли отложить вызов до окончания сеанса. Если требуется вызвать целое подразделение, и это займет много времени, то целесообразно прервать демонстрацию фильма на время выхода военнослужащих.

Идя в музей или на выставку, рекомендуется брать с собой блокнот для записей, чтобы посещение не прошло бесследно.

Умение себя вести ярко проявляется на дискотеке. Важно и правильно одеться, и красиво двигаться, и дей­ствовать в соответствии с требованиями этикета.

Если вы пришли на танцы вместе со знакомой, то именно она должна весь вечер быть в центре вашего внимания. Приглашать другую девушку можно только то­гда, когда партнершу уже пригласили. К незнакомой де­вушке невежливо обращаться с предложением "Потанцуем?" Для этого случая подойдут фразы типа: "Можно Вас попросить?", "Разрешите Вас пригласить?" или "Прошу Вас на танец". Если дама находится в сопро­вождении мужчины, нужно убедиться, что он не возража­ет. Свое согласие спутник подтверждает кивком головы.

Женщина имеет право отказаться от танца, не объяс­няя причин. Вежливый мужчина никогда не обижается на отказ. С другой стороны, мужчина не должен отказывать­ся, если девушка пригласила его на белый танец. Если он просто не умеет танцевать этот танец, лучше сказать об этом прямо, и, поблагодарив, проводить девушку на место. Это же кавалер должен сделать и после окончания танца.

Жизнь многообразна в своих проявлениях. Военно­служащий сталкивается с такими ситуациями, которые трудно предусмотреть заранее. Поэтому невозможно предписать правила поведения на каждый случай. Есть один общий принцип, который выручает почти всегда: помни о чести и поступай с другими так, как ты хотел бы, чтобы они поступили с тобой.

С древних времен воины, защитники Родины, выступали своеобразным эталоном мужественности и воспитанности. Недаром в языке прочно угнездились выражения «офицерская честь», «честь мундира», а также «воинская стать и выправка». Считается, что моральный долг военнослужащего – быть примером патриотизма, верности своему слову и товарищам, защищать и поддерживать слабых. Все это – следствие тщательно разработанного и до мелочей продуманного воинского этикета.


Основные особенности

Как и любая форма этики, воинский этикет базируется на известных, общечеловеческих идеалах морали. В основе поведения каждого индивида заложены нравственные нормы, предписывающие уважение к себе и окружающим, вежливость, толерантность и развитую внутреннюю культуру. Этикет подразумевает наличие неких устойчивых, выработанных в процессе взаимной жизнедеятельности, проверенных временем правил поведения и общения.

Правила эти не являются чем-то статичным, единожды данным – они неизменно проверяют сами себя на соответствие современным реалиям и при необходимости варьируются.



Характерные черты воинского этикета заключаются в их нормативности и обязательности к исполнению.

Все нормы, основы поведения и служебные функции военнослужащих изначально четко и однозначно прописаны в соответствующих документах. В России это Военная присяга, принятие которой предшествует вступлению в ряды армии, и уставы разных видов Вооруженных сил. Также стоит отметить большую роль преемственности, традиций российской армии и флота. История возникновения некоторых норм, обычаев и элементов взаимоотношений уже почти забыта, утеряв со временем первоначальную актуальность, выполнение же этих норм является скорее номинативным, данью традициям и ядром корпоративной солидарности.


Функции и структура

Воинский этикет недаром славится своей строгостью, ведь от правильного и однозначного соблюдения норм зависит само существование армии. Функции его довольно обширны и затрагивают практически все стороны жизни военнослужащих и общества.

  • Военно-политическая или общегосударственная функция этикета является определяющей и состоит в формировании боеспособного и патриотичного личного состава, способного не только эффективно защищать свою Родину в бою, но и формировать образ армии в глазах международного сообщества.
  • Дисциплинарная функция ориентирована на формирование внутреннего нравственного ядра военнослужащего, на знание уставов и корпоративных норм.
  • Служебно-регулятивная функция определяет внутренние взаимоотношения, строит иерархическую лестницу, вводит нормативы общения и обращения.
  • Воспитательная роль этикета заключается в повышении внутренней культуры военнослужащих, прививании им фундаментальных норм этики, таких как долг, честь и доблесть.
  • Эстетическая роль состоит, с одной стороны, в прививании индивиду основ хорошего вкуса, с другой – в формировании положительно воспринимаемого образа военнослужащего.




В структуре воинского этикета четко прослеживается деление на два основных элемента – систему воинских атрибутов и систему норм. Атрибуты определяют внешний вид военнослужащих, нормы же декларируют принципы взаимоотношений, коммуникации и личной ответственности.



Атрибутика

Внешний вид военнослужащих является заслуженным предметом зависти и гордости. Военный должен быть всегда чист и опрятен, аккуратен вплоть до педантичности, гладко выбрит, причесан и ухожен, иметь хорошую осанку и бравый шаг. Все эти, казалось бы, незначительные черты, из которых формируется цельный образ, являются следствием четкого и последовательного соблюдения норм и правил атрибутивного этикета.

Однако знаковыми атрибутами военнослужащего, без которых затруднительно представить само несение службы, являются форма и личное оружие.


Форма разных родов войск определяется приказом министра обороны РФ, в котором детально регламентируются нормы и правила обращения с одеждой. Форму следует содержать в чистом и опрятном виде, запрещено носить одежду неустановленного образца или совмещать военную одежду с гражданской.

Не следует также носить не предписанные приказом отличительные знаки и знаки различия.

Правила, касающиеся ношения одежды, распространяются как на действующих военнослужащих, так и на тех, кто уволен в запас с правом носить военную форму.


Регламент, описывающий правила хранения и ношения оружия, еще строже, поскольку нарушение его норм представляет непосредственную опасность для жизни самого военнослужащего и окружающих его людей. Хранение оружия допускается лишь в специально отведенных, особо охраняемых местах . Выдается же оно лишь по необходимости и под личную ответственность, для чего выданное оружие закрепляется за каждым в индивидуальном порядке.



Нормы речевого этикета

Как известно, речь может быть двух типов – устной и письменной. Оба вида тщательнейшим образом контролируются и регламентируются. В современной российской армии, как и в любой государственной структуре, большое значение уделяется документации. Каждый солдат, а тем более офицер, должен уметь грамотно и четко составить рапорт, докладную или объяснительную записку, написать письмо или отчет.

Все возможные формы письменной речи подчиняются установленным образцам, принятым на основании особых приказов.


Устная речь в основном ориентирована на культуру отдачи и принятия приказов, формализованные и парадные приветствия. В речи прописывается почтение младших к старшим по званию, те же в свою очередь должны обращаться к военнослужащим, младшим по званию, с уважением, но без фамильярностей.

Приказ следует отдавать в краткой и емкой форме, не допускающей двусмысленных и неверных трактовок, принявший же приказ отвечает кратко: «Есть!», «Так точно» или «Никак нет!».


Уникальной формой вербального этикета военнослужащих выступает такой феномен, как воинское приветствие. Оно традиционно отдается старшему по званию. При этом следует прижать левую руку к туловищу, а правую поднести к фуражке. При отсутствии же фуражки достаточно просто повернуть голову в сторону старшего по званию. Впрочем, устав детально и четко прописывает все возможные конфигурации – стоя, в движении, в фуражке и без нее, вплоть до ситуаций, когда у приветствующего заняты руки.


Правила поведения в общественных местах

Военнослужащие должны следовать строгому этикету не только среди своих, но и в общественных местах, и в быту. Поведение человека в форме ни в один момент жизни не является его личным, индивидуальным делом, поскольку он является лицом армии или флота и обязан поддерживать положительный моральный, нравственный и эстетический образ военнослужащего.

КОДЕКС
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЭТИКИ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ ВНУТРЕННИХ ВОЙСК
МВД РОССИИ

Утверждён Приказом МВД России от 23.08.2011 N 969

I. Общие положения

1. Кодекс профессиональной этики военнослужащих внутренних войск МВД России разработан в соответствии с Типовым кодексом этики и служебного поведения государственных служащих Российской Федерации и муниципальных служащих, одобренным решением президиума Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции от 23 декабря 2010 г.

2. Кодекс представляет собой свод общих принципов профессиональной служебной этики и основных правил служебного поведения, которыми надлежит руководствоваться военнослужащим внутренних войск МВД России независимо от замещаемой воинской должности.

3. Гражданин (иностранный гражданин), поступающий на военную службу по контракту во внутренние войска, знакомится с положениями Кодекса и соблюдает их в процессе своей служебной деятельности.

4. Каждый военнослужащий внутренних войск должен принимать все необходимые меры для соблюдения положений настоящего Кодекса, а каждый гражданин Российской Федерации вправе ожидать от военнослужащего внутренних войск поведения в отношениях с ним в соответствии с положениями настоящего Кодекса.

5. Целью Кодекса является установление этических норм и правил служебного поведения военнослужащих внутренних войск для достойного выполнения ими своей профессиональной деятельности, а также содействие укреплению авторитета военнослужащих внутренних войск, доверия граждан к внутренним войскам и обеспечение единой нравственно-нормативной основы поведения военнослужащих внутренних войск.

6. Кодекс призван повысить эффективность выполнения военнослужащими внутренних войск обязанностей военной службы.

7. Кодекс служит основой для формирования должной морали в сфере военной службы во внутренних войсках, уважительного отношения к внутренним войскам в общественном сознании, а также выступает как институт общественного сознания и нравственности военнослужащих внутренних войск, их самоконтроля.

8. Знание и соблюдение военнослужащим внутренних войск положений Кодекса является одним из критериев оценки качества его профессиональной деятельности и служебного поведения.

II. Основные принципы и правила служебного поведения, которыми надлежит руководствоваться военнослужащим внутренних войск

9. Основные принципы служебного поведения военнослужащих внутренних войск являются основой поведения граждан Российской Федерации (иностранных граждан) в связи с нахождением их на военной службе во внутренних войсках.

10. Военнослужащие внутренних войск, сознавая ответственность перед государством, обществом и гражданами, призваны:

  • исполнять обязанности военной службы добросовестно и на высоком профессиональном уровне в целях обеспечения эффективного выполнения внутренними войсками служебно-боевых задач;
  • исходить из того, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина определяют основной смысл и содержание деятельности военнослужащих внутренних войск;
  • осуществлять свою деятельность в пределах полномочий внутренних войск;
  • не оказывать предпочтения каким-либо профессиональным или социальным группам и организациям, быть независимыми от влияния отдельных граждан, профессиональных или социальных групп и организаций;
  • исключать действия, связанные с влиянием каких-либо личных, имущественных (финансовых) и иных интересов, препятствующих добросовестному исполнению обязанностей военной службы;
  • соблюдать установленные федеральными законами ограничения и запреты, исполнять обязанности, связанные с прохождением военной службы во внутренних войсках;
  • соблюдать беспристрастность, исключающую возможность влияния на их служебную деятельность решений политических партий, иных общественных объединений;
  • соблюдать нормы служебной, профессиональной этики и правила делового поведения;
  • проявлять корректность и внимательность в обращении с гражданами и должностными лицами;
  • проявлять терпимость и уважение к обычаям и традициям народов России, учитывать культурные и иные особенности различных этнических, социальных групп и конфессий, способствовать межнациональному и межконфессиональному согласию;
  • воздерживаться от поведения, которое могло бы вызвать сомнение в добросовестном исполнении военнослужащими внутренних войск должностных обязанностей, а также избегать конфликтных ситуаций, способных нанести ущерб их репутации или авторитету внутренних войск;
  • принимать предусмотренные законодательством Российской Федерации меры по недопущению возникновения конфликтов интересов и урегулированию возникших конфликтов интересов;
  • не использовать служебное положение для оказания влияния на деятельность государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, организаций, должностных лиц, государственных служащих, муниципальных служащих и граждан при решении вопросов личного характера;
  • воздерживаться от публичных высказываний, суждений и оценок в отношении деятельности МВД России, Министра внутренних дел Российской Федерации, если это не входит в должностные обязанности военнослужащего внутренних войск;
  • соблюдать установленные во внутренних войсках правила публичных выступлений и предоставления служебной информации;
  • уважительно относиться к деятельности представителей средств массовой информации по информированию общества о служебно-боевой деятельности внутренних войск, а также оказывать содействие в получении достоверной информации в установленном порядке;
  • воздерживаться в публичных выступлениях, в том числе в средствах массовой информации, от обозначения в иностранной валюте (условных денежных единицах) стоимости на территории Российской Федерации товаров, работ, услуг и иных объектов гражданских прав, сумм сделок между резидентами Российской Федерации, показателей бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, размеров государственных и муниципальных заимствований, государственного и муниципального долга, за исключением случаев, когда это необходимо для точной передачи сведений либо предусмотрено законодательством Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, обычаями делового оборота.

11. Военнослужащие внутренних войск обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации.

12. Военнослужащие внутренних войск в своей деятельности не должны допускать нарушения законов и иных нормативных правовых актов исходя из политической, экономической целесообразности либо по иным мотивам.

13. Военнослужащие внутренних войск обязаны противодействовать проявлениям коррупции и предпринимать меры по ее профилактике в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о противодействии коррупции.

14. Военнослужащие внутренних войск при исполнении ими обязанностей военной службы не должны допускать личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов.

При поступлении на военную службу по контракту во внутренние войска и исполнении обязанностей военной службы гражданин (иностранный гражданин) обязан заявить о наличии или возможности наличия у него личной заинтересованности, которая влияет или может повлиять на надлежащее исполнение им обязанностей военной службы.

15. Военнослужащие внутренних войск обязаны представлять сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера в соответствии с законодательством Российской Федерации.

16. Военнослужащие внутренних войск обязаны уведомлять командиров (начальников), органы прокуратуры Российской Федерации или другие государственные органы обо всех случаях обращения к нему каких-либо лиц в целях склонения его к совершению коррупционных правонарушений.

Уведомление о фактах обращения в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений, за исключением случаев, когда по данным фактам проведена или проводится проверка, является должностной обязанностью военнослужащего внутренних войск.

17. Военнослужащему внутренних войск запрещается получать в связи с исполнением обязанностей военной службы от физических и юридических лиц вознаграждения (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения).

Подарки, полученные военнослужащим внутренних войск в связи с протокольными мероприятиями, служебными командировками и другими официальными мероприятиями, признаются федеральным имуществом, находящимся в оперативном управлении во внутренних войсках, и безвозмездно передаются военнослужащим в орган военного управления внутренних войск, в котором он проходит военную службу, за исключением случаев, установленных законодательством Российской Федерации.

18. Военнослужащий внутренних войск может обрабатывать и передавать служебную информацию при соблюдении действующих в МВД России норм и требований, принятых в соответствии с законодательством Российской Федерации.

19. Военнослужащие внутренних войск обязаны принимать соответствующие меры для обеспечения безопасности и конфиденциальности информации, за несанкционированное разглашение которой он несет ответственность или (и) которая стала известна ему в связи с исполнением обязанностей военной службы.

20. Военнослужащий внутренних войск, являющийся командиром (начальником) по отношению к другим военнослужащим внутренних войск, должен быть для них образцом профессионализма, безупречной репутации, способствовать формированию во внутренних войсках (воинской части (подразделении)) благоприятного для служебно-боевой деятельности морально-психологического климата.

21. Военнослужащий внутренних войск, являющийся командиром (начальником) по отношению к другим военнослужащим внутренних войск, призван:

  • принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликтов интересов;
  • принимать меры по предупреждению коррупции;
  • не допускать случаев принуждения военнослужащих внутренних войск к участию в деятельности политических партий, иных общественных объединений.

22. Военнослужащий внутренних войск, являющийся командиром (начальником) по отношению к другим военнослужащим внутренних войск, должен принимать меры к тому, чтобы подчиненные ему военнослужащие внутренних войск не допускали коррупционно опасного поведения, своим личным поведением подавать пример честности, беспристрастности и справедливости.

23. Военнослужащий внутренних войск, являющийся командиром (начальником) по отношению к другим военнослужащим внутренних войск, несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации за действия или бездействия подчиненных военнослужащих, нарушающих принципы этики и правила служебного поведения, если он не принял мер, чтобы не допустить таких действий или бездействий.

24. В служебном поведении военнослужащему внутренних войск необходимо исходить из конституционных положений о том, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью, и каждый гражданин имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту чести, достоинства, своего доброго имени.

25. В служебном поведении военнослужащий внутренних войск воздерживается от:

  • любого вида высказываний и действий дискриминационного характера по признакам пола, возраста, расы, национальности, языка, гражданства, социального, имущественного или семейного положения, политических или религиозных предпочтений;
  • грубости, проявлений пренебрежительного тона, заносчивости, предвзятых замечаний, предъявления неправомерных, незаслуженных обвинений;
  • угроз, оскорбительных выражений или реплик, действий, препятствующих нормальному общению или провоцирующих противоправное поведение;
  • курения во время служебных совещаний, бесед, иного служебного общения с гражданами.

26. Военнослужащие внутренних войск признаны способствовать своим служебным поведением установлению в коллективе деловых взаимоотношений и конструктивного сотрудничества друг с другом.

Военнослужащие внутренних войск должны быть вежливыми, доброжелательными, корректными, внимательными и проявлять толерантность в общении с гражданами и коллегами.

27. Внешний вид военнослужащих внутренних войск при исполнении ими обязанностей военной службы в зависимости от условий службы и формата служебного мероприятия должен способствовать уважению граждан к внутренним войскам.

IV. Ответственность за нарушение Кодекса

28. Нарушение военнослужащим внутренних войск положений Кодекса может быть рассмотрено на заседаниях аттестационной комиссии и общественных организаций воинской части (иного органа военного управления) и подвергнуто моральному осуждению.

Военный этикет и культура общения военнослужащих

1. Сущность и основы воинского этикета.
2. Культура поведения военнослужащих.

Одной из главных граней проявления культуры личности военнослужащего является его поведение в различных ситуациях воинской службы. Оно является сердцевиной общей культуры взаимоотношений воинов армии и флота и играет важную роль в жизни и деятельности Вооруженных Сил современной России. От уровня культуры взаимоотношений зависят сплоченность воинских коллективов, поддержание в них уставного порядка, соблюдение требований воинской дисциплины, единоначалия и субординации. Поэтому вопросам воинского этикета и культуры поведения военнослужащих уделяется много внимания в современной армии и на флоте.

Слово «этикет» французского происхождения, вначале употреблялось в значении придворного церемониала, который предписывал до мелочей разработанные правила поведения аристократии при приемах во дворцах и салонах. Само слово «этикет» произошло от названия карточек - «этикеток», которые раздавали всем гостям во время приемов у французского короля Людовика XIV. На этих карточках были написаны правила поведения, которые были обязательны для гостей. Это позволяло свободно общаться людям неравных социальных статусов.

В современных условиях под этикетом понимается совокупность правил культуры поведения, касающихся внешнего отношения к людям, которые приобрели характер строго регламентированного церемониала и в соблюдении которых имеет особое значение определенная форма поведения.

Требования этикета не являются застывшими. Общечеловеческие нормы этикета хотя и варьируются в зависимости от конкретных условий, всегда сохраняют свое существенное содержание - быть формой цивилизованного человеческого поведения. Поэтому в основе их лежат уважение к человеку, его правам, интересам, желаниям, признание правомерности самого его существования, стремление помочь человеку или по крайней мере не помешать ему в осуществлении тех или иных действий, если они, конечно, не наносят вреда другим людям; стремление быть понятым, сохранить свое достоинство не в ущерб другим людям и не за счет ущемления их достоинства. Соблюдая эти положения, человек логично и закономерно найдет соответствующие правила этикета, формы своего поведения.

Существует придворный, дипломатический, воинский этикет и другие его разновидности.

Особенность воинского этикета состоит в том, что он носит нормативный характер, обязательный для всех участников процесса общения. Его основные правила закреплены в требованиях общевоинских уставов, имеют под собой юридическую основу. И если соблюдение военнослужащими общих правил культуры поведения является желательным, то соблюдение требований воинского этикета - обязательным. Это и обуславливает превращение правил воинского этикета в закон жизни военнослужащих и действенное воспитательное средство в условиях воинской деятельности.

Под воинским этикетом понимается свод правил поведения военнослужащих, основанных на принципах морали и традициях армии и флота, и закрепленный в требованиях Военной присяги и общевоинских уставов Вооруженных Сил.

Связь уставных требований и норм воинского этикета состоит в том, что уставы предписывают, что делать и каким должен быть моральный облик военнослужащего, а этикет рекомендует, советует, как делать, как выполнять нравственные предписания, как развивать у себя полезные привычки.

В структуре воинского этикета выделяются два основных элемента: система атрибутов и система норм.

К атрибутам воинского этикета относятся только те материальные предметы, которые строго предусмотрены правилами этикета и без которых их функционирование становится невозможным или затруднительным. В первую очередь это военная форма одежды. Во- вторых, оружие. Именно эти атрибуты отличают военного человека от гражданского. В то же время без наличия часов любому военнослужащему практически невозможно быть точным и пунктуальным, без расчески - иметь аккуратную прическу, без сапожной щетки - поддерживать в чистоте обувь и т.д.

Система норм воинского этикета охватывает такие сферы взаимодействия, как порядок отдачи и выполнения приказов, порядок обращения военнослужащих" друг к другу, воинское приветствие, порядок представления, воинскую вежливость и поведение, порядок применения поощрений и взысканий, подачи жалоб и заявлений и т.д. В основе норм воинского этикета лежат такие основополагающие принципы, как единоначалие, воинская дисциплина, воинская субординация, а также равенство, социальная справедливость, уважение достоинства каждого и т.д.

Воинский этикет выполняет ряд важных функций, играющих большую роль в жизни общества и Вооруженных Сил. Основными из них являются следующие.

Во-первых, военно-политическая функция. Армия и флот - важная составная часть государства. Их эффективное функционирование говорит о надежности защиты государственных интересов, о повседневном обеспечении национальной и военной безопасности страны. Обычные граждане не видят и не знают повседневной воинской службы, специфики ратного труда. Они во многом судят о состоянии Вооруженных Сил по внешнему виду и поведению военнослужащих при встрече с ними. Опрятный, молодцеватый, вежливый военнослужащий вызывает у них чувство симпатии и уважения к армии и флоту, уверенность в том, что личный состав Вооруженных Сил с честью выполнит свой долг.

Во-вторых, профессиональное выполнение требований воинского этикета свидетельствует о дисциплинированности военнослужащего, хорошем знании и четком выполнении требований общевоинских уставов. Оно помогает сплачивать общевоинские коллективы, поддерживать в них уставные взаимоотношения. Четкое соблюдение этих требований подчеркивает профессионализм, сознательное исполнение воинского долга, высокую ответственность за свое звание защитника Отечества.

В-третьих, служебно-регулятивная функция. Взаимоотношения военнослужащих четко регламентируются требованиями воинских уставов. Они определяют, как должны воины армии и флота обращаться друг к другу, выполнять воинское приветствие, отдавать и выполнять приказы, вести себя на службе и при увольнении из расположения воинской части. Соблюдение требований воинского этикета поддерживает единоначалие, воинскую субординацию, служит укреплению авторитета командного состава и в то же время подчеркивает уважительное отношение начальников к подчиненным, обеспечивает сохранение их чести и воинского достоинства.

В-четвертых, воспитательная функция. Требования воинского этикета ставят всех военнослужащих в равное положение с точки зрения уважения их прав и личного достоинства как защитников Отечества. Соблюдение уставных правил взаимоотношений военнослужащих старшими по воинскому званию, должности, сроку службы воспитывает молодых воинов в духе уважения к правопорядку, формирует у них такие качества, как дисциплинированность, аккуратность, исполнительность, уважение своего личного достоинства и достоинства других.

В-пятых, эстетическая функция. Ратный труд нелегок, связан с преодолением трудностей и опасностей. В условиях воинской службы от личного состава требуется проявление самых высоких морально- психологических качеств вплоть до личного самопожертвования. Поэтому в повседневных условиях очень важно формировать у воинов чувство прекрасного, ибо в основе воинского долга и ответственности лежат самые высокие человеческие чувства. Красивая форма одежды, стройность, молодцеватость, хорошая строевая выправка способствуют воспитанию у военнослужащих уважения к ратному труду, сплачивают воинский коллектив в единое целое.

Основные правила воинского этикета. Соблюдение требований воинского этикета является важной уставной обязанностью воинов армии и флота. В общих обязанностях военнослужащих в статье 19 Устава внутренней службы ВС РФ записана необходимость соблюдать правила воинской вежливости, поведения и выполнения воинского приветствия, ношения военной формы одежды и знаков различия.

Важное значение в соблюдении правил воинского этикета отводится такому атрибуту, как военная форма одежды. Современная форма одежды личного состава армии и флота определена приказом министра обороны РФ. Правила ее ношения распространяются на военнослужащих, проходящих службу в Вооруженных Силах Российской Федерации по контракту и призыву, а также на военнослужащих, уволенных в запас или отставку с правом ношения военной формы одежды.

Форма одежды должна быть правильно подогнана, содержаться в чистом и аккуратном виде. Военнослужащим запрещается:

Ношение предметов военной формы одежды не установленных образцов;
- смешение предметов военной формы одежды с гражданской;
- ношение на военной форме одежды знаков различия и отличия, не предусмотренных соответствующим приказом.

Правила воинского этикета обязывают военнослужащего не только самому следить за своей формой одежды, но и помогать товарищам устранять замеченные недостатки.

Следующим важным атрибутом военнослужащих является оружие, право на хранение, ношение и применение которого определено в законодательном порядке. От неуклонного соблюдения правил обращения с оружием во многом зависят жизнь и здоровье как самого военнослужащего, так и окружающих. Хранится оружие в специально оборудованных местах, находящихся под постоянной охраной. Выдается только тем лицам, которым оно положено, и только в необходимых случаях. Каждая единица стрелкового оружия закрепляется за военнослужащим персонально, о чем делается отметка в соответствующих документах.

Уставом Внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации (ст. 13) определено, когда военнослужащий имеет право применить оружие лично или в составе подразделения.

Таковы основы воинского этикета. Их надо знать, чтобы активно использовать в ходе своей служебной деятельности. Незнание их может привести к нарушению уставов и даже законности, что повлечет за собой негативные последствия.

Нормы воинского этикета находят свое выражение в уставных требованиях, которые четко регламентируют основные правила взаимоотношений военнослужащих. Какие это нормы и правила?

Нормы, связанные с порядком обращения военнослужащих друг к другу, определяют, что по вопросам службы они должны обращаться друг к другу на «вы».

Подчиненные и младшие, обращаясь по службе к начальникам и старшим, называют их по воинскому званию, добавляя перед званием слово «товарищ». При обращении начальника или старшего к отдельному военнослужащему он, если не больной, принимает строевую стойку и называет свою должность, воинское звание и фамилию.

При рукопожатии старший подает руку первым. Если старший без перчаток, младший перед рукопожатием снимает перчатку с правой руки. Военнослужащие без головного убора сопровождают рукопожатие легким наклоном головы. При обращении к другому военнослужащему в присутствии командира (начальника) или старшего у него необходимо спросить на это разрешение.

Искажение воинских званий, употребление нецензурных слов, кличек и прозвищ, грубость и фамильярное обращение несовместимы с понятием воинской чести и достоинства военнослужащих.

Важными нормами, укрепляющими единоначалие и воинскую дисциплину, являются нормы воинского этикета, определяющие порядок отдачи и выполнения приказов. Уставы требуют, чтобы, отдавая приказ, командир (начальник) его ясно сформулировал, не допуская двоякого толкования, возникновения сомнений у подчиненного. Отдавший приказ должен предусмотреть меры по его выполнению.

Приказ командира (начальника) должен быть выполнен беспрекословно, точно и в срок. Военнослужащий, получив приказ, отвечает: «Есть» - затем выполняет его. При этом вне строя, отдавая или получая приказ, военнослужащий обязан, принять строевую стойку, а при надетом головном уборе приложить к нему руку и опустить ее. О выполнении полученного приказа военнослужащий обязан доложить начальнику, отдавшему приказ, и своему непосредственному начальнику. Военнослужащему не могут отдаваться приказы и распоряжения, ставиться задачи, не имеющие отношения к военной службе или направленные на нарушение закона.

Подробно регламентируются уставными положениями нормы воинского этикета, связанные с воинским приветствием.

Воинское приветствие является воплощением товарищеской сплоченности военнослужащих. Оно свидетельствует об их взаимном уважении и о проявлении общей культуры. Все военнослужащие обязаны при встрече (обгоне) приветствовать друг друга. Подчиненные и младшие по воинскому званию приветствуют первыми, а при равном положении первым приветствует тот, кто считает себя более вежливым и воспитанным.

При нахождении вне строя, как во время занятий, так и в свободное от занятий время, военнослужащие воинских частей (подразделений) приветствуют начальников по команде «Смирно!» или «Встать. Смирно!».

При проведении классных занятий команда «Смирно!», «Встать. Смирно!» подается перед каждым занятием и по его окончании. На приветствие начальника или старшего («Здравствуйте, товарищи!») все военнослужащие, находящиеся в строю или вне строя, отвечают: «Здравия желаем!», если начальник или старший прощается («До свидания, товарищи!»), то военнослужащие отвечают «До свидания!». В конце ответа добавляется слово «товарищ» или воинское звание без указания рода войск или службы.

При исполнении государственного гимна военнослужащие, находящиеся в строю, принимают строевую стойку без команды, а командиры подразделений от взвода и выше, кроме того, прикладывают руку к головному убору. Военнослужащие, находящиеся вне строя, при исполнении гимна принимают строевую стойку, а при надетом головном уборе прикладывают к нему руку.

На общих собраниях личного состава для воинского приветствия подается команда «Смирно!» или «Встать. Смирно!» и докладывается командиру (начальнику). Когда командир (начальник) в порядке службы поздравляет военнослужащего или благодарит его, то военнослужащий отвечает командиру (начальнику): «Служу Отечеству!»

Военнослужащие представляются своим непосредственным начальникам:

При назначении на воинскую должность;
- при сдаче воинской должности;
- при присвоении воинского звания;
- при награждении орденом или медалью;
- при убытии в командировку, на лечение или в отпуск и по возвращении.

Представляясь своему непосредственному начальнику, военнослужащие называют свою воинскую должность, воинское звание, фамилию и причину представления.

Военнослужащие должны постоянно служить примером высокой культуры, скромности и выдержанности, свято блюсти воинскую честь, защищать свое достоинство и уважать достоинство других. Они должны помнить, что по их поведению судят не только о них, но и о чести Вооруженных Сил в целом.

В общественных местах, а также в трамвае, троллейбусе, автобусе, вагоне метро и пригородных поездах при отсутствии свободных мест военнослужащий обязан предложить свое место начальнику (старшему). Если при встрече нельзя свободно разойтись с начальником (старшим), то подчиненный (младший) обязан уступить дорогу. При необходимости обогнать начальника (старшего) подчиненный (младший) должен спросить на то разрешения.

Военнослужащие должны соблюдать вежливость по отношению к гражданскому населению, проявлять особое внимание к пожилым людям, женщинам и детям, способствовать защите чести и достоинства граждан, а также оказывать им помощь при несчастных случаях, пожарах и стихийных бедствиях.

Военнослужащим запрещается держать руки в карманах одежды, сидеть или курить в присутствии начальника (старшего) без его разрешения, а также курить на улице на ходу и в местах, не отведенных для этой цели. Трезвый образ жизни должен быть повседневной нормой поведения всех военнослужащих. Появление в нетрезвом виде на службе и в общественных местах является грубым дисциплинарным проступком, позорящим честь и достоинство военнослужащего.

Ряд норм воинского этикета связан с поддержанием воинской дисциплины и применением дисциплинарной практики.

Так, в Дисциплинарном уставе Вооруженных Сил Российской Федерации (ст. 3, 4, 6, 10) говорится, что воинская дисциплина обязывает каждого военнослужащего поддерживать определенные воинскими уставами правила взаимоотношений между военнослужащими; крепить войсковое товарищество; оказывать уважение командирам (начальникам) и друг другу; соблюдать правила воинского приветствия и воинской вежливости; с достоинством вести себя в общественных местах, не допускать самому и удерживать других от недостойных поступков, содействовать защите чести и достоинства граждан.

Для укрепления воинской дисциплины активно используется дисциплинарная практика, при этом применять поощрения и налагать дисциплинарные взыскания могут только прямые начальники и те начальники, которым дано это право в особых случаях. Дисциплинарная власть, предоставленная младшим начальникам, всегда принадлежит и старшим начальникам.

Существует определенный этикетный порядок применения поощрений и наложения взысканий, определенный в Дисциплинарном уставе Вооруженных Сил Российской Федерации. Поощрения объявляются перед строем, на совещании военнослужащих, в приказе или лично. Объявление приказов о поощрениях, а также вручение отличившимся военнослужащим наград обычно производится в торжественной обстановке. Одновременно с объявлением приказа о поощрениях военнослужащим, как правило, вручаются грамоты, ценные подарки или деньги, личные фотографии военнослужащих, снятых при развернутом Боевом знамени воинской части (Военно-морском флаге), нагрудные знаки отличника, а также зачитываются тексты сообщений на родину или по месту прежней работы (учебы) об образцовом выполнении ими воинского долга.

При нарушении военнослужащим воинской дисциплины или общественного порядка командир (начальник) может ограничиться напоминанием о его обязанностях и воинском долге, а в случае необходимости и подвергнуть дисциплинарному взысканию. При этом он должен учитывать, что налагаемое взыскание как мера укрепления дисциплины и воспитания военнослужащего должно соответствовать тяжести совершенного проступка и степени вины, установленным командиром (начальником) в результате проведенного разбирательства.

На военнослужащего, нарушившего воинскую дисциплину или общественный порядок, могут налагаться только те дисциплинарные взыскания, которые определены в Дисциплинарном уставе Вооруженных Сил РФ и соответствуют воинскому званию военнослужащего и дисциплинарной власти командира (начальника), принимающего решение о привлечении виновного к дисциплинарной ответственности.

При определении вины и меры дисциплинарного взыскания принимаются во внимание: характер проступка, обстоятельства, при которых он был совершен, его последствия, прежнее поведение виновного, а также продолжительность его военной службы и степень знания порядка несения службы. Строгость дисциплинарного взыскания увеличивается, если проступок совершен во время несения боевого дежурства (боевой службы) и при исполнении других служебных обязанностей, в состоянии опьянения или если он имел последствием существенное нарушение порядка.

Наложение дисциплинарного взыскания на военнослужащего, совершившего проступок, производится, как правило, через сутки, но не позднее 10 суток с того дня, когда командиру (начальнику) стало известно о совершенном проступке. При наложении дисциплинарного взыскания командир (начальник) не должен унижать личное достоинство подчиненного и допускать грубость. Высказанное командиром (начальником) подчиненному предупреждение, замечание или строгое указание на упущения по службе не является дисциплинарным взысканием. Военнослужащий, считающий себя невиновным, имеет право в течение 10 суток с момента наложения дисциплинарного взыскания подать жалобу.

Наложение дисциплинарного взыскания на военнослужащего, входящего в состав суточного наряда (несущего боевое дежурство), за проступки, совершенные им во время несения службы, производится после смены с наряда (боевого дежурства) или после замены его другим военнослужащим, но не ранее чем через сутки.

Наложение дисциплинарного взыскания на военнослужащего, находящегося в состоянии опьянения, а также получение от него каких-либо объяснений откладывается до его вытрезвления. Запрещается за один и тот же проступок налагать несколько дисциплинарных взысканий или соединять одно взыскание с другим, налагать взыскание на весь личный состав подразделения вместо наказания непосредственных виновников. Если командир (начальник) ввиду тяжести совершенного подчиненным проступка считает предоставленную ему дисциплинарную власть недостаточной, он возбуждает ходатайство о наложении взыскания на виновного властью старшего командира (начальника).

В зависимости от вида дисциплинарного взыскания имеется и определенный порядок его наложения и приведения 8 исполнение.

В Дисциплинарном уставе Вооруженных Сил Российской Федерации определен порядок наложения взысканий в особых случаях. Военнослужащий, не доложивший о наложенном на него взыскании, несет за это дисциплинарную ответственность. Также в Уставе определены и этикетные правила подачи предложений, заявлений и жалоб.

Основными направлениями деятельности командиров (начальников) по обеспечению неукоснительного соблюдения требований воинского этикета являются следующие:

Воспитание всех военнослужащих в духе строгого соблюдения требований воинского этикета;
- вовлечение каждого военнослужащего в практическую деятельность по соблюдению этикетных норм взаимоотношений личного состава армии и флота, поддержание в каждой части (подразделении) строгого уставного порядка;
- высокая требовательность командиров (начальников) к подчиненным за соблюдение ими уставных норм взаимоотношений между военнослужащими;
- личный пример командиров (начальников) в соблюдении требований воинского этикета;
- умелое применение дисциплинарных мер поощрения и взыскания в обеспечении соблюдения уставных норм взаимоотношений между военнослужащими.

При рассмотрении первого вопроса следует обратить внимание на понятие воинского этикета, его особенность и отличительные черты. Во втором вопросе надо сосредоточить основное внимание на рассмотрении основных направлений взаимоотношений военнослужащих, не исключая негативные, которые не перечислены в данном материале, т.к. не представляют собой элементы воинского этикета, но имеют место быть.

1. Конституция Российской Федерации. - М., 2009.
2. Гуревич П. Культурология: Учебник для вузов. 4-е изд., стереотипное. - М., 2005.
3. Дисциплинарный устав Вооруженных Сил РФ.
4. Корабельный устав Военно-морского флота.
5. Колосов А. Взаимоотношения в воинском коллективе как фактор успешности выполнения служебных задач. // Ориентир. - 2011. - № 3.
6. Кириллов В., Паневин К. Культурология. Культура воинской деятельности. - СПб.: ВМИИ, 2009.
7. Устав Внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации.

Капитан 1 ранга запаса Виктор КИРИЛЛОВ, доктор политических наук, профессор