Вмс бразилии. Военно-морские силы бразилии

Военно Морские Силы Бразилии

«Marinha Do Brazil» официальное название Военно-Морских Сил Бразилии. Структура Военно-Морского Флота одной из самых многонаселенных стран мира состоит из военно-морского флота, авиации, морской пехоты и групп специального назначения.

Со времен открытия Кристофор Колумбом «Нового Света» в пятнадцатом веке до 30-ых годов девятнадцатого века, территория нынешней Бразилии находилась под экспансией сначала , а затем Португалии.

Успех Соединенных Штатов в борьбе против своих колонизаторов дал толчок жителям Южной Америки для получения собственной независимости. Бразилия провозгласила независимость в 1821-ом году. После недолгих войн против Португалии, Бразилия объявила себя Империей. Смотря на другие страны Америки, Бразилия довольно быстро получила свою независимость. Другими словами Бразилия проводила успешные военные действия против своего колонизатора – Португалии. Одним из ключевых аспектов успешных действий являлся именно военно-морской флот Бразильской Империи, который смог нейтрализовать Португальские боевые корабли на территории своих вод. Тем самым португальцам пришлось вернуться к себе в Европу. Главным героем был признан главнокомандующий Бразильской Армадой – Томас Кокрейн.

История морского флота Бразилии

После провозглашение о независимости, Бразильская Армада в основном строилась на верфях своих северных соседей. Однако, уже через одну декаду, правительство Бразильской Империи смогли достичь национализации судостроение. Другими словами боевые корабли стали строиться на местных верфях, что естественно уменьшило расходуемый бюджет страны. Национальные верфи были построены в Рио-де-Жанейро, Сантосе, Салвадоре, Нитеро и Рефисе.

Благодаря началу судостроение в локальных ветвях, страна смогла существенно увеличить свой военной – морской потенциал. Так после 10 лет национального судостроения, на счету Бразильская Армада состоял целый арсенал боевых кораблей. В 1841-ом году в общей сложности на счету Военно-Морского Флота Бразилии состояло 92 боевых и вспомогательных судна.

Император Филип II. считается прородителем взлета ВМС Бразилии. Все основные модернизации и реконструкции структуры морского флота были осуществлены под его личным контролем. Тем самым Филип II. смог создать самый мощный флот Южной Америки и один из лучших флотов в мире.

Аргентина – Бразильская Война 1827 года

После получения независимости, обе страны решили усилить свою сферу влияния на южном полушарии Америки. Между ними произошло 2 морских сражения («Ла Плата» и «Монте Сантияго»), последнее из которых было решающим сражением двух латино-американских стран. Несмотря на то, что в устье Ла Плата Бразильских флот потерпел существенное поражение (было затоплено 15 боевых кораблей), в сражение при Монте Сантияго, которое произошло двумя месяцами позднее, Бразильский Флот смог дать достойный ответ, уничтожив Аргентинский Флот под чистую и закончив войну за влияния.

Лаппатская Война 1851-1852 годов

В Лаппатской Войне, Бразилия принимала участие на стороне . Бразильская Армада была под командованием английского контр-адмирала Дж. Гренфелла. Однако бразильские боевые корабли не были вовлечены в серьезных сражения.

Бразильско – Парагвайская Война 1864-1865 годов

Несмотря на то, что Парагвай больше относится к сухопутной стране, Парагвай успешно использовал морскую пехоту для наступательных действий; благодаря чему Парагвай смог захватить несколько стратегических замков Бразилии. Впоследствии чего, Бразилии пришлось войти в Тройственный Союз с Чили и Аргентиной. В итоге произошло морское сражение при Риачуелло между Тройственным союзом и Парагваем, где последний потерпел полное поражение и подписал мирное соглашение на унизительных условиях.

Восстание Флота 1894-1895 годов

Недовольные пройденным переворотом 1889-го года, персонал Военно-Морских Сил, во главе с Главнокомандующим – адмиралом К. Де – Мило, поднял восстание против президент – диктатора Флорианы Пейшёты. Не смотря на то, что президент Де Мило являлся маршалом, персонал ВМС Бразилии был сторонником монархического строя правления. После года боевых действий, действующему правительству удалось восстановить порядок.

Южно-Амриканская Дредроудская Гонка

В начале двадцатого века страны Южной Америки стали предпринимать действия по увеличению своего влияние в морских просторах материка. Командование ВМС Бразилии начало постройку 3-ех броненосцев, однако не достроив и 1 броненосца, планы были изменены. Заместо планируемых броненосцев было решено построить дредноуты класса « », в том же количестве. Более того Бразилия заказала у Великобритании один супер-дредноут Рио-де-Жанейро, в связи с чем третий дредноут класса «Минас Жерайс». Таким образом Бразилия стала третьим государством, на чьем счету имелись . Более того, благодаря такому прорыву в морском вооружении, Бразилия обошла в этом аспекте европейские державы того времени.

Флот армии Бразилии во время Первой Мировой Войны

Бразилия не была активным участником Первой Мировой Войны. Ее вступление в войну за год до ее окончания было декларативным. После нескольких потопленных бразильских торговых кораблей, Бразилия вошла в войну и основной ее ролью был патруль Атлантического бассейна.

Флот армии Бразилии во время Второй Мировой Войны

Первую половину войны Бразилии держалась нейтралитета, поддерживая хорошие отношения с обеими сторонами, однако в 1942-ом году все-таки вошла в войну на стороне союзников.

После того как Бразилия вошла в войну на стороне союзников, Гитлер дал приказ о потопление торговых судов Бразилии. В свою очередь Бразилия была в роле сопроводителя всех торговых кораблей, проходящие Атлантику. В общей сложности Бразильский Флот сопроводил 574 конвоя, состоявшие в общей сложности из 3146 суден.

Главной целью Бразильской Армады являлись подводные лодки Фашисткой . За 3 года ВМС Бразилии удалось потопить 9 фашистских субмарин. Потери Бразилии насчитывали 32 торговых и 3 боевых кораблей.

После завершения войны Бразилия произвела обновление флота кораблями, подаренные Соединенными Штатами и Великобританией, а так же фашистскими кораблями-трофеями.

Лобстерная Война

Бразильско-Французское разногласие, которое было разрешено мирным путем. Основным вопросом была ловля омаров французами в бразильских водах. По решению суда, Бразилия увеличила свою морскую зону на 200 морских миль, получила право на рыболовства омаров в течение последующих 5 лет.

Современное состояние флота

Современный Бразильский Флот состоит из боевых судов, построенных как на местных, так и на зарубежных верфях. Основной причиной использование иностранных верфей заключается в глобализации современного мира, а так же экономические аспекты. Основные национальные верфи находятся в Рио-де-Жанейро и Сантосе.

Действующие корабли

Современные ВМС Бразилии состоят из:

  • Морской Авиации;
  • Военно-Морского Флота; Специальных подразделений;
  • Морской пехоты.

В свою очередь Военно-Морской Флот состоит из 3 флотов (2 надводных и 1 подводный) и 9 военно-морских округов.

На данный момент на счету ВМФ Бразилии находятся:

  • 1 авианосец («Sao Poulo»);
  • 9 фрегатов («Tupi», «Тamoio», «Timbirа», «Tapajo», «Tikuna»);
  • 5 субмарин («Brazil», «Niteroi», «Indepedencia», «Unya», «Devensaro», «Constitucia», «Greengalh», «Liberal», «Rademaker»);
  • 5 корветов («Inhuama», «Jaseguai», «Julio», «Frontin», «Barossa»);
  • 6 тральщиков («Aruto», «Anhotomirin», «Atalaia», «Aracutuba», «Abrolhos», «Albordao»)
  • 5 десантных кораблей.

Более того множество малоразмерных боевых и вспомогательных кораблей.

Современные и мощные подводные силы позволят Бразилии претендовать на роль глобального игрока . Бразилия находится вдали от традиционных для мировой истории театров военных действий, по крайней мере в нашем, европейском ее понимании. Да и история ее как независимого государства не может сравниться со странами Старого Света.

Страна получила независимость только в 1822 году, а до того находилась под властью португальской короны. Однако все это отнюдь не помешало Бразилии стать одной из ведущих военно-морских держав Латинской Америки, флот которой в Западном полушарии уступает по боевому потенциалу только ВМС США. Кроме того, на сегодня Бразилия – единственная латиноамериканская страна, которая реализует крупномасштабную программу создания современных подводных сил, а в перспективе – атомной подводной лодки.

И в том числе спецназ

Военно-морские силы в настоящее время являются одним из трех видов ВС Бразилии и организационно включают в себя флот, авиацию, морскую пехоту, а также части и подразделения специального назначения, тыла и пр.

Возглавляет ВМС Бразилии министр военно-морских сил, осуществляющий общее руководство национальными ВМС через главный штаб ВМС, командование морскими операциями и главное командование морской пехотой. Главный штаб ВМС располагается в городе Бразилиа. В составе главного штаба находятся адмиралтейство, управление гидрографии и навигации, отдел научных исследований и разработок, управление кадров, управление МТО и генеральный секретариат.

Командование морских операций включает в свой состав командованияе надводного флота, подводных сил, морской авиации, а также контроль за морским судоходством и военно-морскими районами.

Национальная кораблестроительная промышленность Бразилии обладает компетенциями по постройке и подводных лодок.

Следует отметить, что главе командования подводных сил подчиняется подразделение сил специальных операций – отдельный элитный отряд боевых пловцов GRUMEC (Grupamento de Mergulhadores de Combate, официальная дата создания – 12 декабря 1997 года). Это бразильский военно-морской спецназ, личный состав которого подготовлен американскими и французскими военными инструкторами. Подготовка личного состава данного отряда осуществляется на специальных 6-месячных учебных курсах в Центре подводных систем ВМС Бразилии, расположенном в пункте базирования Нитерой. Основная часть преподавателей и инструкторов центра сегодня – французские военные.

В программу занятий бразильских боевых пловцов входит подготовка к ведению любых видов разведывательно-диверсионных операций (действий). В составе отряда имеется особая спецгруппа «захват и спасение» (GERR/MEC) численностью около 50 человек, предназначенная для проведения операций по спасению заложников, удерживаемых на морских, речных судах или в джунглях, а также по освобождению нефтяных платформ, судов и т.п.

С опорой на немецкий гений

Подводные силы являются одними из наиболее многочисленных, современных и боеспособных в Латинской Америке. Основная база бразильских подводников – ВМБ «Адмирал Кастро э Силва» около Рио-де-Жанейро. В боевом составе насчитывается пять неатомных подводных лодок, в том числе четыре ДЭПЛ типа «Тупи» (Tupi) и одна ДЭПЛ типа «Тикуна» (Tikuna, усовершенствованный вариант ПЛ типа «Тупи»), которые являются модификацией известного немецкого проекта «Тип 209» (соответственно Type 209/1400 и Type 209/1400Mod).

Головная субмарина типа «Тупи» (S30) была построена на немецкой судоверфи компании HDW в Киле в 1989 году, а остальные три корабля «Тамойо» (S31), «Тимбера» (S32) и «Тапайо» (S33) строились в 1994–1999 годы уже на бразильской судоверфи в Рио-де-Жанейро (Арсенал ВМС) из материалов и комплектов, полученных из Германии. При этом стоит отметить, что по первоначальному контракту от 1984 года до конца 1990-х годов планировалось построить в Бразилии четыре подлодки типа «Тупи», а затем еще две по усовершенствованному проекту. В итоге построили только три ПЛ типа «Тупи» и одну ПЛ улучшенного проекта – типа «Тикуна» (проект SNAC-1). Последняя была заложена на верфи в 1997 году, спущена на воду в апреле 2000 года и впоследствии передана флоту.

От базового проекта усовершенствованная «Тикуна» (S34) отличается увеличенным водоизмещением (надводное – на 600 т больше, подводное – почти на 1 тыс. т больше), увеличенными размерами (длина – на 6 м больше, ширина – на 2 м), увеличенной до 300 м глубиной погружения, а также расширенным составом вооружения – новые торпеды «Бофорс-2000», ПКР «Экзосет» или «Саб-Гарпун», общим боекомплектом 16 ракет и торпед (либо до 32 мин типа MCF-01/100 взамен части торпед), и новой корабельной системой управления стрельбой типа ISUS 83-13.

Вторую подлодку данного типа, «Тапуйа» (S 35), так и не построили (первоначально предусматривалось ввести ее в боевой состав флота в 2005 году). Предпочтение было отдано закупке партии подлодок типа «Скорпена».

В рамках программы MODSUB выполнена модернизация ПЛ типа «Тупи»: контракт стоимостью 35 млн долл., выданный 29 января 2008 года, исполняет компания Lockheed Martin. В рамках модернизации предусмотрена установка новой автоматизированной системы боевого управления (АСБУ) типа AN/BYG-501 Mod. 1D (Lockheed Martin), а также усовершенствование вспомогательных механизмов, гидроакустического и радиоэлектронного вооружения, систем управления вооружением, самообороны и навигации.

Компания OSI Geospatial Inc. поставляет для подлодок навигационную систему ECPINS, которая будет интегрирована с БИУС/АСБУ и заменит аналогичную систему Calypso III компании Thomson-CSF, тогда как автоматизированная система обработки данных KAFS-A10 компании Ferranti заменяется АСБУ SUBTICS разработки UDS International – подразделения DCNS. Кроме того, субмарины получат новые боковые антенны ГАС, а стоявшие ранее на их вооружении торпеды Mk. 24 «Тайгерфиш» (Tigerfish) компании Marconi Underwater Systems Ltd заменяются на американские Mk48 Mod6AT компании Raytheon. Работы по первой подлодке «Тапайо» (S 33) были завершены в 2011 году. Контрактом предусмотрена соответствующая модернизация берегового учебного Центра подводных сил.

Французская помощь

29 января 2008 года Бразилия заключила с Францией масштабное соглашение о военно-техническом сотрудничестве, в рамках которого 23 декабря 2008 года был подписан предварительный, а 3 сентября 2009 года окончательный, более детальный контракт по вопросу оказания Францией помощи в модернизации подводных сил ВМС Бразилии (стоимость контрактов – около 6,7 млрд. евро).

В частности, бразильское правительство заключило с французскими судостроителями контракт на поставку четырех НАПЛ типа «Скорпена» (Scorpene, в модификации Scorpene S-BR), специально доработанных под требования ВМС Бразилии. Новые ПЛ отнесены к типу «Риачуэло» (Riachuelo), в состав их вооружения планируется включить ПКР «Экзосет» SM39 Block 2 Mod 2. Также подлодки получат АСБУ SUBTICS, гидроакустический комплекс S-CUBE компании Thales Underwater Systems (TUS) и подъемно-мачтовые устройства компании Sagem.

Исполнитель контракта – компания BSC (Baia de Sepetiba Consortium), совместное предприятие французской DCNS и бразильской Odebrecht Defesa e Technologia (Odebrecht Defense and Technology), а собственно постройка подлодок осуществляется на судоверфи компании ICN (Itaguai Construcoes Navais), учредителями которой стали DCNS и бразильские Odebrecht Defesa e Technologia и NUCLEP (Nuclebras Equipamentos Pesados S/A). Последняя специализируется в области ядерных технологий. Предполагается, что данные подлодки войдут в боевой состав подводных сил ВМС Бразилии в период, начиная с 2016–2017 годов, с интервалом в два года и получат имена в честь бразильских географических объектов: «Риачуэло» (S40, 2016–2017), «Хумаита» (Humaita, S41, 2018), «Тонелеро» (Tonelero, S42, 2020) и «Ангостура» (Angostura, S43, 2022).

Все силы – на атомоход

Особое внимание военно-политическое руководство Бразилии уделяет чрезвычайно амбициозной программе подводного кораблестроения – разработке и постройке собственными силами, правда, не без помощи зарубежных специалистов, атомной многоцелевой подводной лодки водоизмещением около 6 тыс. т (получила обозначение SN-BR), на что в бюджете предусматривается выделение около 1,4 млрд. долларов. Причем проект создания собственной атомной подлодки, первые шаги по которому в Бразилии были предприняты еще в 1979 году, на сегодня – это часть более комплексной программы PROSUB, предусматривающей постройку для ВМС Бразилии крупной партии подводных лодок различных классов и типов.

Со стороны Бразилии управление программой создания атомохода осуществляет компания COGESN, штаб-квартира которой расположена в Рио-де-Жанейро и которая располагает годовым бюджетом в 250 млн. долларов.

По условиям упомянутых соглашений и контрактов, подписанных в 2008–2009 годы, французская сторона взяла на себя обязательство оказать Бразилии помощь в постройке новой военно-морской базы – места базирования будущих бразильских подводных атомоходов – и современной судоверфи в городе Сепетиба Бей, что в районе Рио-де-Жанейро. Здесь планируется осуществить постройку головной атомной многоцелевой подводной лодки, а также четырех модифицированных НАПЛ типа «Скорпена». Металл для первой субмарины начали резать в июне 2011 года, а ее закладка состоялась в 2013 году. Головная ПЛ «Риачуэло» была заложена первоначально в 2010 году на верфи в Шербуре и будет достраиваться уже в Бразилии.

Новая судоверфь была в торжественной обстановке открыта президентом Бразилии Дилма Русеф в марте 2013 года. Кроме того, французские специалисты оказывают существенную помощь в вопросах проектирования атомной ПЛ, в которой, как указывается, найдут воплощение многие из решений, реализованных в проекта многоцелевой АПЛ типа «Барракуда» (Barracuda), а также некоторые важнейшие системы, включая атомную энергоустановку.

Кроме вышеперечисленного, в рамках упомянутого соглашения французская сторона обязалась выполнить и ряд других условий: выполнить передачу технологий; оборудовать учебные мощности и подготовить необходимый персонал; поставить 30 «тяжелых» торпед F21 разработки компаний DCNS, Thales Underwater Systems и ATLAS Elektronik GmbH, 50 имитаторов подводной цели CANTO (компании Terma и DCNS); помощь в постройке комплекса в составе пункта базирования подводных сил и судостроительного комплекса (EBN); возведение в Бразилии специализированного производственного комплекса по выпуску металлоконструкций (Manufacturing Unit for Metal Structures – UFEM) и пр.

Добавим, что соглашение по ВТС от 2008 года также предусматривает поставку ВМС Бразилии 50 вертолетов на сумму 1,9 млрд. долларов.

Ввод в боевой состав флота первого национального атомохода планируется в 2023–2025 годы (первоначально планировалось сделать это в 2010 году). Впрочем, бразильские специалисты, прежде чем приступить к активной фазе реализации программы создания атомохода, решили, что называется, опробовать силы на менее сложном варианте – разработать и построить своими силами неатомную ПЛ.

Предполагалось, что в случае успешной реализации данного проекта будут решены две задачи: во-первых, замена в боевом составе флота устаревших субмарин типа «Тупи» позволит повысить боевой потенциал подводных сил ВМС Бразилии, а во-вторых, это даст возможность бразильским корабелам получить неоценимый опыт в проектировании и постройке современных подводных боевых кораблей.

В виде такого пробного приложения усилий и стал проект SNAC-1 (НАПЛ типа «Тикуна»), разработанный инженерным управлением ВМС Бразилии в качестве переходного к созданию первой национальной АПЛ (проект SNAC-2). Впоследствии, однако, бразильские адмиралы решили сменить партнера в программе национального подводного кораблестроения: вместо Германии, как мы видим, сегодня упор сделан на сотрудничестве с Францией.

О результатах этого мы узнаем лишь через несколько лет. Пока же в специализированных СМИ была обнародована информация о том, что национальная программа атомного подводного кораблестроения сделала существенный шаг вперед в связи с весьма серьезными подвижками в вопросе создания прототипа национального ядерного реактора. Как известно, ядерный реактор типа PWR (водо-водяной ядерный реактор), разрабатываемый в рамках проекта IPEN/MB-1 в Арамарском технологическом центре, вступившем в строй в районе Сан-Паулу в 1988 году.

В соответствии с утвержденными планами предназначенный для перспективного бразильского подводного атомохода ядерный реактор мощностью 50 МВт позволит обеспечить ПЛ скорость подводного хода до 25 уз и должен был быть подготовлен к установке на атомоход в 2004 году, однако по целому ряду причин планы были отложены на более дальний период.

В заключение отметим, что, согласно обнародованным в 2012 году планам, в период до 2031 года бразильский флот должен получить значительное количество боевых кораблей и вспомогательных судов, включая атомные и неатомные подводные лодки, фрегаты и корветы УРО, сторожевые (патрульные) корабли океанского класса, десантные корабли и пр. В итоге к 2034 году бразильские адмиралы рассчитывают располагать подводным флотом в составе не менее 15 неатомных и шести атомных многоцелевых подводных лодок.

Военно-морские силы Бразилии (порт. Marinha do Brasil ) - один из трёх видов Вооружённых сил Бразилии, ответственный за проведение морских операций. Включают в себя военно-морской флот , военно-морскую авиацию , морскую пехоту , а так же части и подразделения специального назначения. ВМС Бразилии являются крупнейшими военно-морскими силами в Южной и Латинской Америке и вторыми по величине в Западном полушарии после ВМС США .
В дополнение к традиционным задачам военно-морского флота, флот Бразилии также выполняет задачи по безопасной организации эксплуатационной деятельности торгового флота, которые в других странах обычно возлагаются на силы береговой охраны.

Префикс кораблей и судов

Паровой фрегат ВМС Бразилии Recife 1850

В 1850-е годы была введена должность государственного секретаря по флоту, значительно реорганизована штаб-квартира ВМС и открыта Военно-морская академия. В состав флота поступили новые корабли, а порты и верфи получили новое оборудование. Был создан Императорский морской корпус на базе подразделений морской пехоты, а также корпус Военно-морской артиллерии и несколько учебных заведений морского профиля.

В 1851-1852 годах бразильский флот принимал участие в Лаплатской войне под командованием британского контр-адмирала Джона Паско Гренфела.
Вскоре после реорганизации флота Бразилия вступила в войну с Парагваем, который формально являлся сухопутной державой. Парагвайский флот состоял из единственной канонерской лодки и нескольких наспех вооруженных гражданских судов. Тем не менее, благодаря использованию десантных сил, парагвайцы смогли занять несколько важных бразильских крепостей. Вскоре на стороне Бразилии в войну вступили Аргентина и Уругвай. 11 июня 1865 года между флотами Тройственного союза и Парагвая произошла битва при Риачуэло , закончившаяся безоговорочным поражением Парагвая и ставшая решающей битвой в этой войне.

Броненосец Aquidaba 1893 год

После окончания парагвайской войны Бразилия продолжила наращивание своих военно-морских сил, в результате чего в 1870 располагала пятым по силе военно-морским флотом в мире, насчитывающим 92 вымпела. При этом большая часть бразильских кораблей были современной постройки, в том числе паровые корветы, ранние броненосцы и другие корабли со стальным корпусом.

30 ноября 1883 года в Рио-де-Жанейро была основана практическая торпедная школа, первая в Южной Америке. Торпедный флот Бразилии к тому времени насчитывал четыре паровые канонерские лодки и один шхуну, приспособленную для пуска торпед. Императорская Армада достигла своего апогея с введением в строй броненосцев Riachuelo и Aquidabã . Эти корабли, оснащенные торпедными аппаратами, позволили бразильскому флоту сохранить свои позиции в качестве одного из мировых лидеров. К 1889 году ВМФ Бразилии насчитывал 60 кораблей. В конце 1880-х годов министр военно-морского флота, адмирал Хосе да Коста Азеведо начал коренную реорганизацию, но в 1889 году, в результате мирной революции, император Педро II был отстранен от власти и выслан из страны. При этом флот во главе с адмиралом Салданом да Гама выступал на стороне сторонников сохранения монархии, но это восстание было жестоко подавлено, а многие морские офицеры растерянны, приговорены к тюремному заключению или высланы из страны.

Флотское восстание 1893-1894 годов

В сентябре 1893 года адмиралом Кастодио де-Мелло было вновь поднято восстание против диктатуры президента, маршала Флориана Пейшоту, возглавлявшего бразильскую армию. В течении двух месяцев велась перестрелка между кораблями и фортами Рио-де-Жанейро, в ходе которой был потоплен миноносец повстанцев, а старый крейсер Javary был расшатан собственными выстрелами и затонул. За время осады Рио-де-Жанейро маршалу Пейшоту удалось создать собственный флот, выкупив за границей несколько кораблей. 10 марта 1894 года новый флот показался в прямой видимости кораблей повстанцев, чем вызвал панику и бегство экипажей на берег. Все корабли были захвачены без единого выстрела, а флагманский броненосец Aquidabã был потоплен 15 апреля двумя минами.

Южноамериканская дредноутная гонка

Линейный корабль São Paulo

В начале ХХ века обострение отношений между Бразилией, Аргентиной и Чили привело к началу военно-морского соперничества, получившего название «южноамериканская дредноутная гонка». Бразильское правительство, стремясь вывести свою страну в число мировых лидеров, инициировало коренное перевооружение собственного военного флота, заказав постройку трех броненосцев. Но вскоре от постройки этих кораблей правительство отказалось и приняло решение вместо них строить три дредноута типа Minas Gerais . Аргентина и Чили также заказали постройку аналогичных кораблей, в ответ на что Бразилия разместила в Великобритании заказ на постройку супер-дредноута Rio de Janeiro , а заказ на постройку третьего корабля типа Minas Gerais был аннулирован. Бразилия стала третьей страной вслед за Великобританией и США, получивших в состав своего флота корабли типа дредноут. Это выводило бразильский флот вперед своих конкурентов в лице Франции, Германии, России и Японии. Начавшаяся в Южной Америке гонка вооружений привела к наращиванию военно-морских сил по всему миру, и прежде всего - в Европе.

Мировые войны

Монитор Fluvial Paraguassú

Бразилия вступила в Первую мировую войну в конце 1917 года и ее участие этой войне носило декларативный характер, хотя и потеряла несколько торговых судов в результате атак немецких подводных лодок . Эти атаки заставили бразильский флот начать патрулирование вод Атлантического океана , но боевых столкновений в ходе этих патрулей зафиксировано не было.

В послевоенный период реорганизация очередная бразильская флота проводилась с учетом отрицательного опыта дредноутной гонки и основное внимание уделялось постройке небольших кораблей, а также усилению подводного флота.
После начала Второй мировой войны Бразилия достаточно длительное время поддерживала достаточно тесные и дружественные отношение как с Германией, так и с ее противниками. Бразильская армия получала вооружение из Германии, но при этом принимала участие в совместной с США операции по захвату Нидерландской Гвианы. Лишь в 1942 году Бразилия вошла в состав Межамериканского совета обороны, окончательно приняв сторону союзников. Это позволило немецким подвоным лодкам начать уничтожение бразильских торговых судов, ранее считавшихся союзными. Результатом этих атак стало объявление Бразилией войны странам Оси 22 августа 1942 года.

Эсминец Beberibe, 1943 год

Вблизи берегов Бразилии стала действовать группировка кораблей ВМС США , позднее названная Четвертым флотом США. Совместно с американцами боевые операции выполняли и корабли Бразилии, кроме того, США получили возможность использовать военные базы и аэродромы на территории Бразилии.

Собственный флот Бразилии к тому времени состоял главным образом из устаревших кораблей, поэтому американцы приняли активное участие в его дооснащении и реорганизации. После усиления ВМС Бразилии активно участвовали в борьбе с немецкими подводными лодками в Южной и Центральной Атлантике, а также в Карибском бассейне. Главной задачей флота стало охранение союзных конвоев, направлявшихся в Северную Африку и Средиземноморье. За 1942-1945 годы бразильский флот участвовал в сопровождении 574 конвоев, обеспечив защиту 3164 торговым судам. При этом потери конвоев составили всего три судна, в то время как бразильские корабли провели более шестидесяти шести атак на немецкие подводные лодки, всего у бразильского побережья было уничтожено 9 германских подводных лодок: U-164, U-128, U-590, U-513, U-662, U-598, U-199, U-591, U-и 161. Бразилия в годы войны потеряла 32 торговых судна и один военный корабль. Кроме того в годы войны во время шторма погиб корвет Camaquã , а крейсер Bahia затонул в после взрыва боеприпасов.

Послевоенный период

В послевоенные годы флот Бразилии получил несколько кораблей от союзников в лице США и Великобритании, кроме того, Бразилии было передано несколько трофейных немецкий кораблей. В 1950-е годы в состав флота стали поступать и более современные корабли, как правило - зарубежной постройки.

Лобстерная война

Эскадра бразильских кораблей во время лобстерной войны

В 1961 бразильский флот принял участие в инциденте, получившем название «лобстерная война». Причиной конфликта стали действия французских рыбаков, которые начали ловлю лобстеров у берегов Бразилии, чем вызвали недовольство местных рыбаков. Бразильский адмирал Арнольдо Тоскано отправил два корвета в район конфликта и под угрозой силы заставил французов покинуть зону шельфа. В ответ на это Франция направила в район штата Пернамбуку свой эсминец, но он был блокирован силами эскадры во главе с авианосцем Minas Gerais . В конце концов противоборствующие стороны решили прибегнуть к мирному пути разрешение конфликта. Во время суда возник казус, связанный с разным подходом сторон к определению принадлежности омаров. Бразильцы считали, что омары являются разновидностью обитателей континентального шельфа, в то время как французы причисляли их к свободно плавающим в международных водах ракообразным. В ответ на версию французов бразильский адмирал Паоло Моррейра да Сильва предложил французам отнести кенгуру к птицам, так как эти животные часть своей жизни проводят в воздухе. В конце концов суд принял решение расширить прибрежную зону в пользу Бразилии на 200 морских миль, но разрешил французским рыбакам ловлю омаров в этой зоне на ближайшие 5 лет.

Миротворческая деятельность

В 1964 году моряки ВМФ Бразилии приняли участие в государственном перевороте, в результате которого к власти пришел маршал Умберту Кастелу Бранку. Этот период ознаменовал начало новой политики как в организационной структуре, так и в приоритетных направлениях развития флота. Старые корабли стали постепенно выводиться из эксплуатации, а вместо них строились современные фрегаты, корветы и подводные лодки. Изменения так же коснулись критериев отбора моряков на военную службу и хи дальнейшей подготовки.
После реорганизации бразильский военно-морской флот принимал участие в различных миротворческих миссиях под эгидой ООН, в том числе миссиях 2004 года на Гаити и 2011 года в Ливане.

Организация

Операция Фелино по высадке морской пехоты Бразилии

ВМС Бразилии в настоящее время подразделяются на:

Авианосцы NAe São Paulo и USS Ronald Reagan

* Штаб военно-морских операций
  • Военно-морской флот
    • 1-й военно-морской округ (Рио-де-Жанейро)
    • 2-й военно-морской округ (Сальвадор)
    • 3-й военно-морской округ (Натал)
    • 4-й военно-морской округ (Белен)
    • 5-й военно-морской округ (Риу-Гранди)
    • 6-й военно-морской округ (Ладариу)
    • 7-й военно-морской округ (Бразилиа)
    • 8-й военно-морской округ (Сан-Паулу)
    • 9-й военно-морской округ (Манаус)
    • 1-й военно-морской флот
    • 2-й военно-морской флот
    • Силы подводного флота
  • Морскую авиацию
  • Корпус морской пехоты
  • Спецназ ВМС

Пункты базирования

Авиабаза морской авиации Сан-Педру-да-Алдея

* Рио-де-Жанейро :
    • база подводных лодок Кастро э Сильва
    • главная военно-морская база Рио-де-Жанейро
    • военно-морская верфь Арсенал Рио-де-Жанейро
    • авиабаза морской авиации Сан-Педру-да-Алдея
    • база морской пехоты Илья Говернадор
    • база морской пехоты Илья Флорес
    • база морской пехоты Рио Мерити

190-мм орудия форта Копакабана

* Баия :
    • военно-морская ремонтная база Арату
  • Риу-Гранди-ду-Норти :
    • военно-морская база Наталь
    • военно-морская ремонтная база Альмиранте Ару Паррейрас
  • Пара :
    • военно-морская ремонтная база Валь-де-Каес
  • Мату-Гросу-ду-Сул :
    • база речной авиации и флота Флувиаль-де-Ладарио
  • Амазонас :
    • база речного флота Рио-Негро
    • база речного флота Рио-Гранде

Техника и вооружение

По состоянию на 2014 год в состав ВМС Бразилии входят:

Авианосец São Paulo

* 1 авианосец :

  • 5 многоцелевых подводных лодок
  • Подводная лодка S31 Tamoio

    * 9 фрегатов

    «ЗАРУБЕЖНОЕ ВОЕННОЕ ОБОЗРЕНИЕ» №7.2006 Г. (42-47)

    ВОЕННО-МОРСКИЕ СИЛЫ

    Капитан 1 ранга В. ЧЕРТАНОВ

    Воды Южной Атлантики, находящиеся под юрисдикцией Бразилии (общей площадью 4,5 млн км2), богаты природными ресурсами и потому играют жизненно важную роль в достижении и поддержании ее национальных политических и экономических интересов. Наличие достаточно крупных по составу и боеспособных военно-морских сил имеет определяющее значение, ибо гарантирует свободу морского торгового судоходства и соблюдение правового режима в территориальных водах и исключительной экономической зоне страны, а также за их пределами.

    Наиболее существенные изменения в стратегической концепции строительства и боевого применения бразильских ВМС соотносятся с тремя ключевыми событиями в политической и экономической сферах страны. Во-первых, это формирование в составе правительства министерства обороны, что, по оценкам военного руководства, способствовало более согласованному подходу к процессам административного и материально-технического обеспечения вооруженных сил, особенно при совокупных закупках ВВТ для двух или более видов ВС, а также более четкому планированию объединенных операций ВС по сценариям, предусмотренным в рамках национальной оборонной политики. Во-вторых, поворотным моментом в оперативном использовании и сбалансированности бразильских ВМС стал ввод в ноябре 2000 года в боевой состав флота авианосца «Сан-Паулу» (бывший французский АВМ «Фош»), с борта которого могут действовать как вертолеты, так и самолеты AF-1/ AF-1A «Скайхок». И в третьих, это консолидация оборонной (включая кораблестроительную) промышленности (в том числе в процессе ее национализации), что стимулирует строительство современного флота при максимальной независимости от иностранных технологий.

    Вместе с тем бразильские ВМС, объективно наиболее мощные среди латиноамериканских стран, нацелены не на доминирование в регионе Южной Атлантики, а на достижение своих оборонительных целей в партнерстве с соседними государствами. Они стремятся укреплять всесторонние связи с флотами дружественных стран, регулярно участвуя в межнациональных учениях различной направленности, а также в программах взаимообмена личным составом и военными специалистами.

    В ВМС Бразилии насчитывается 37 боевых кораблей (авианосец, пять подводных лодок, эсминец, девять фрегатов, четыре корвета, восемь патрульных, три десантных и шесть минно-тральных), 33 катера (22 патрульных и 11 десантных), до 68 вспомогательных судов различного назначения (океанографических, гидрографических и навигационного обеспечения - 30, учебных - 8, транспортных - 4, танкерных - 2, спасательных - 1, госпитальных - 3, буксиров -14, других малых, в том числе речных, судов - 6).

    Численность личного состава военно-морских сил по состоянию на начало 2006 года составляет 48 600 человек, в том числе в авиации флота- 1150, в морской пехоте - 14 600.

    Организационная структура ВМС Бразилии. Бразильские ВМС, как и другие виды вооруженных сил (СВ и ВВС), подчинены министерству обороны. Командующий военно-морскими силами (с 2003 года - адмирал Роберту де Гимараэш Карвальо) осуществляет непосредственное управление подчиненными формированиями (по оперативной и административной организации) через главный штаб (начальник штаба - адмирал). На высшем уровне оперативной организации - командование морских операций (командующий - адмирал), которому подчинены три командования - флота (командующий вице-адмирал), сил морской пехоты (генерал-лейтенант), контроля за судоходством и девять военно-морских районов. На административном уровне в ведении командующего ВМС находятся органы центрального подчинения: секретариат, командование морской пехоты (командующий - генерал), три главных управления -МТО, кадров, навигации (см. схему).

    Командование флота объединяет однородные силы ВМС - подводные, надводные и воздушные, два командования оперативной подготовки, центры - учебный, систем оперативного обеспечения, обслуживания малых кораблей и катеров, а также включает главную военно-морскую базу Рио-де-Жанейро, расположенную в городе-спутнике Нитерой.

    Воздушные силы флота представлены истребительно-штурмовой эскадрильей VF-1 (20 истребителей AF-1 и три двухместных AF-1A «Скайхок») и 77 вертолетами в составе восьми эскадрилий: учебной HI-1 (19 машин IH-6B «Джет Рейнджер III»), противолодочной HS-1 (13 SH-3A/B «Си Кинг»), разведывательно-ударной НА-1 (12 АН-11А «Супер Линкс») и пяти вспомогательных HU-1-5 (26 UH 12/13 «Эскуило» и семь UH-14 «Супер Пума»). Все они, кроме трех (HU-3, -4, -5), базируются на АвБ Сан-Педро-д"Алдейа (в пригороде Рио-де-Жанейро). На территории авиабазы расположены также авиационный учебно-инструкторский центр, склад МТО и госпиталь.

    Командования оперативной подготовки отвечают за планирование, комплектование и подготовку оперативных формирований флота на период учений или проведения операций.

    Силы морской пехоты флота (штаб на базе МП Риу-Мерити, северный пригород Рио-де Жанейро) объединяют два войсковых формирования МП (амфибийную дивизию и группу сил усиления и обслуживания) и батальон специальных операций, дислоцирующиеся на трех базах МП в районе Рио-де-Жанейро (штаб сил МП - на базе МП Риу-Мерити), а также два учебных центра и центр оперативной подготовки МП.

    Амфибийная дивизия имеет в своем составе штабную роту, три пехотных батальона, артиллерийский дивизион, батарею зенитной артиллерии и две роты - танковую (танки SK-105A2S) и связи. Все эти силы дислоцируются на отдельной базе МП Илья-до-Говернадор (о. Говернадор, бухта Гуанабара, г. Рио-де-Жанейро). Здесь же размещается учебно-инструкторский центр капралов и сержантов МП.

    Группа сил усиления и обслуживания включает батальоны инженерный, снабжения и плавающих БТР (AAV7 и AAV7A1 американского производства), а также роты военной полиции и РЭБ. Она размещается на базе МП Илья-да-Флорес (о. Флорес, бухта Гуанабара).

    Батальон специальных операций дислоцируется на базе МП Кампу-Гранди (г. Рио-де-Жанейро). Здесь же находится учебный центр начальной подготовки новобранцев МП.

    Центр оперативной подготовки МП готовит подразделения МП к развертыванию в составе оперативных формирований флота, участвующих в проведении учений и операций ВМС. Место дислокации центра - о. Марамбайа (б. Гуанабара).

    Командования военно-морских районов. Территория и прилегающие акватории Атлантического океана, находящиеся под юрисдикцией Бразилии, разделены на девять военно-морских районов (BMP). Штабы командований BMP размещены в следующих городах: Ладариу (6-й BMP) и Бразилиа (7-й) в западном и центральном регионах страны, Белем (4-й BMP) в северном регионе, Натал (3-й) и Салвадор (2-й) в северо-восточном, Рио-де-Жанейро (1-й) и Сан-Паулу (8-й) в юго-восточном, Риу-Гранди (5-й BMP) в южном и Манаус (9-й BMP, бывшее командование ВМС в Западной Амазонии, входившее до 2005 года в состав 4-го BMP).

    Военно-морские районы предназначены для выполнения патрульных функций и решения поисково-спасательных задач силами приданных им патрульных кораблей и катеров, а также океанских буксиров (шесть). По мере необходимости патрульные силы могут привлекаться к отдельным операциям флота при их проведении в зоне BMP. Командования некоторых районов (5, 6 и 9-го) могут использовать в своих целях вспомогательные вертолеты из состава эскадрилий авиации флота, базирующихся на АвБ в Манаус (HU-3), Ладариу (HU-4) и Риу-Гранди (HU-5). Кроме того, во всех BMP (за исключением 8-го) расквартированы отряды МП, которые приданы им для обеспечения безопасности. Командование 9-го BMP располагает также дивизионом речных патрульных катеров, а командованию 2-го BMP подчинены минно-тральные силы в составе шести базовых тральщиков (БТЩ), базирующихся в ВМБ Арату (г. Салвадор). В распоряжении командований районов находятся также госпитальные суда, два речных транспорта и речное навигационное судно.

    Метеорологическое, навигационное и картографическое обеспечение ВМС возложено на управление гидрографии и навигации, которое использует в этих целях дивизион гидрографических кораблей. Два океанографических судна и четыре ГИСУ базируются в ГВМБ Рио-де-Жанейро (Нитерой) и еще шесть судов навигационного обеспечения распределены по военно-морским районам.

    Оперативная и боевая подготовка ВМС. Задачи ОБП бразильский флот активно отрабатывает ежегодно в ходе типовых региональных учений с участием, как правило, ВМС соседних стран. Наиболее крупными из них являются маневры «Юнитас», которые проводятся ВМС латиноамериканских стран и США у побережья Южной Америки. Кроме

    Бразилии к ним привлекаются Аргентина, США, Уругвай, а также Канада, Франция, Перу и Испания. На учениях «Юнитас-46» (в ноябре 2004 года) бразильская оперативная группа в составе двух фрегатов и подводной лодки отрабатывала задачи БП у побережья южной части Бразилии и Уругвая с кораблями США, Аргентины, Уругвая и Испании. Затем у побережья Бразилии она участвовала в двусторонних учениях «Фратерно-23» с кораблями ВМС Аргентины. На учениях «Юнитас 47-06» в октябре 2005 года бразильские корабли действовали в едином боевом ордере с кораблями ВМС Испании и Аргентины. Регулярно проводятся и другие типовые учения: с Аргентиной - «Араекс», с Уругваем - «Уруекс» и «Агуас кларас» (противоминные), с Венесуэлой -«ВенБраз», с Чили - «Богатун».

    В декабре 2004 года флот Бразилии проводил учения «Эскуадрекс II» с участием двух фрегатов, десантного транспорта-дока, двух корветов, войскового транспорта, танкера и океанского буксира. В ходе них отрабатывались задачи сдерживания противоборствующих сил (недружественной страны) и подготовки плацдарма для высадки сначала батальона миротворческих сил (в район аэропорта), а затем батальонной десантной группы МП в ходе десантной операции, проводимой силами оперативной группы флота.

    В декабре того же года ТДК «Маттозо Майа» доставлял войсковой контингент в полном снаряжении из Рио-де-Жанейро на о. Гаити в поддержку наземных сил, действовавших в рамках миротворческой операции под эгидой ООН в этой стране {«Гаити II »).

    В период с октября 2004 по март 2005 года исследовательское полярное судно «Ари Ронжел» (Н44) из состава дивизиона гидрографических кораблей проводило операцию «Антарктика XXIII » в поддержку бразильской антарктической станции и научных исследований на этом континенте. В первой половине 2005 года флот Бразилии принимал также участие в учениях ОВМС НАТО «Суордфиш» и «Линкд сиз».

    В соответствии с курсом правительства страны на налаживание партнерства и кооперации (в том числе по линии ВМС) с африканскими странами с 2003 года (после подписания соответствующего соглашения с ЮАР) в Юго-Восточной Атлантике проводятся учения флотов двух стран - АТЛАСУР, к которым привлекаются также ВМС Аргентины и Уругвая. Налаживанию взаимодействия флотов в решении задач обеспечения безопасности в этой части Атлантического океана придается в Бразилии особое значение.

    (Окончание следует)

    Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

    Военно-морские силы (ВМС) Бразилии (порт. Marinha do Brasil) включают в себя военно-морской флот, военно-морскую авиацию, корпус морской пехоты и подразделения специального назначения. Численность ВМС составляет около 60 тыс. человек.

    Федеративная Республика Бразилия — самое большое по площади и населению государство южноамериканского континента. Занимает восточную и центральную части континента. Протяженность сухопутных границ составляет около 16 тыс. км. Обладает густой речной сетью. По ее территории протекает крупнейшая в мире по размерам бассейна, полноводности и длине речной системы река Амазонка. С востока омывается Атлантическим океаном, протяженность береговой линии — 7,4 тыс. км. В состав Бразилии также входит ряд островных архипелагов.

    ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА

    ВМС Бразилии возглавляет министр, который осуществляет общее руководство силами через командование морских операций. Оно включает командования: военно-морского флота (ВМФ), морской пехоты (МП), контроля за морским судоходством и военно-морскими районами. Оперативное руководство ВМС осуществляют начальник штаба силами и начальник морских операций (оба в звании адмирала).

    В интересах ВМС страна разделена на девять военно-морских районов или округов: 1-й военно-морской округ ВМС Бразилии (штаб в г. Рио-де-Жанейро), 2-й округ ВМС (г. Сальвадор), 3-й (Натал), 4-й (Белен), 5-й (Риу-Гранди), 6-й (Ладариу), 7-й (Бразилиа), 8-й (Сан-Паулу), 9-й (Манаус).

    ИСТОРИЯ ВМС БРАЗИЛИИ

    Военно-морской флот Бразилии отсчитывает свою историю с марта 1823 года, когда адмирал Кокрейн (Lord Thomas Alexander Cochrane) возглавил флот страны, боровшейся за отделение от Португалии, и поднял свой флаг на корабле «Педро Первый».

    До середины 1970-х годов ВМФ Бразилии практически целиком состоял из перестроенных и модернизированных кораблей ВМС США времен Второй мировой войны. В настоящее время Бразилия проводит модернизацию своего ВМФ и намерена обзавестись после 2014-2015 годов тремя современными фрегатами типа FREMM, двумя корветами класса Barroso, пятью патрульными катерами типа NAPA-500 и пятью десантными катерами класса LCM8, а также одиннадцатью неатомными субмаринами (до 2023 года) и тремя подводными лодками с атомными двигателями (при помощи Франции), а в перспективе — и атомным оружием (разработка которого ведется под руководством вооруженных сил страны и, прежде всего, ВМС).

    СОСТАВ ВМС БРАЗИЛИИ

    Флотилия фрегатов (9 единиц) состоит из трех кораблей проекта 22 1-й серии (приобретены в Великобритании) и шести — класса «Нитерой» (построены компанией Vosper Thornycroft). Последние два фрегата класса «Нитерой» были построены в Бразилии и стали первыми крупными кораблями (с современным вооружением) бразильской постройки.

    Корабли класса корвет (пять единиц) представлены четырьмя кораблями типа Inhauma и одним — класса Barroso, построенными по национальным проектам. Корветы типа Inhauma — многоцелевые и предназначены для поиска и уничтожения подлодок и надводных кораблей, для поражения наземных целей и патрулирования в заданном районе. В составе вооружения этих кораблей имеются противокорабельные ракеты «Экзосет» ММ-40, но отсутствуют зенитно-ракетные комплексы, что является недостатком.

    В качестве энергетической установки применяется двухвальная дизель-газотурбинная установка. В 1994-м началась постройка улучшенного варианта корвета этого проекта — Barroso. Отечественные корветы обошлись бразильскому флоту в 120-140 млн долларов США (в ценах 1983 года) за одну единицу, а продолжительность постройки каждого корабля заняла 6-7 лет.

    В составе ВМФ имеется пять старых десантных кораблей: два десантных корабля-дока (типа «Томастон») и три больших танкодесантных корабля (один — типа «Сэр Галахэд», один — типа «Сэр Бедивер» и один — типа «Ньюпорт»). Кроме крупных десантных кораблей также есть и восемь десантных катеров (три — класса LCU и пять — класса LCM8), которые используются в качестве десантно-высадочных средств.

    В боевом составе находится девять патрульных кораблей. Наиболее новые из них — четыре речных патрульных корабля (класса «Амазонас»), построенных в Великобритании. Кроме патрульных кораблей в наличии есть еще 17 крупных патрульных катеров (ПКА), наиболее новыми из которых являются 12 ПКА типа Grajau (германского проекта) и 2 ПКА типа NAPA-500 (французского проекта).

    Авиация ВМС Бразилии (численный состав около 1300 человек) — это исключительно палубная авиация, которая может дислоцироваться на авианосце «Сан-Паулу» или на крупных кораблях флота. Она имеет в своем составе 23 американских самолета-штурмовика AF-1/AF-1А и палубные вертолеты: 18 американских многоцелевых IH-6B (Белл 206В), 5 транспортных UH-14 (Еврокоптер AS.332F), 2 UH-14 (ЕС AS.532), 8 многоцелевых UH-13 (ЕС AS.355F2), 17 UH-12 (собранных в Бразилии по лицензии AS.355F2), 7 американских противолодочных SH-3B «Си Кинг», 13 британских Вестланд АН-11А «Супер Л инке» и 4 UH 15 (ЕС-725 Super Cougar). Пункты базирования морской авиации расположены на: военно-морской авиабазе Сан-Педру-да-Алдея, базе военно-морской авиации Риу-Гранди, авиабазе Манаус и речной базе Ладариу.

    Морская пехота (МП) ВМС Бразилии, или Корпус морских фузилеров (Corpo de Fuzileiros Navais) был основан в 1808-м году. В настоящее время численность МП составляет около 15 тыс. человек. Корпус МП состоит из главного командования, командования сил МП на флоте и групп морской пехоты. Силы морской пехоты включают в себя амфибийную дивизию (три пехотные бригады, полк ПВО, танковую и штабную роты), подразделения усиления, командования десантного подразделения, базу морской пехоты в Рио-Мерити и батальон спецопераций «Тонелеро». Группы МП базируются на базах морской пехоты в городах Рио-де-Жанейро, Салвадоре, Натале, Белене, Риу-Гранди, Ладариу и Бразилиа. Батальон речных операций бразильской МП располагается на базе в Манаусе. Силы специального назначения представлены отрядами боевых пловцов GRUMEC и GERRMEC.