Sc. мирадж

Раздел:
МУСУЛЬМАНСКАЯ КУХНЯ
Во имя Аллаха Всемилостливого, Милосердного!

27 -я страница раздела

Лейлят Мавлид
Мусульманские
ВТОРЫЕ БЛЮДА

Ингредиенты :
– 400 г баранины
– 300 г говяжьего фарша
– 300 г слоеного теста
– 2 луковицы
– 1 ст. л. оливкового масла
– 1 яичный желток

Мясо нарезать крупными кусками, отбить, посолить, поперчить и обжарить до золотистого цвета в оливковом масле.
Говяжий фарш смешать с тертым луком.
Куски мяса обмазать фаршем, уложить на раскатанное тесто, защипнуть края, смазать тесто желтком.
Запекать в разогретой до 200°С духовке в течение 30 минут.


Ингредиенты :
– 200 г сорго
– 2 ст. л. топленого масла
– 1 ст. л. молотого миндаля
– 1 ст. л. молотых грецких орехов
– 1 ст. л. молотого фундука
– 1 ст. л. молотого арахиса
– соль и сахар по вкусу

Предварительно замоченное сорго залить 0,5 л воды и варить до размягчения.
Добавить смесь из миндаля, фундука, арахиса и грецких орехов, соль, сахар и варить до готовности.
Добавить в кашу топленое масло, закрыть кастрюлю крышкой и оставить на 10-15 минут, после чего подать к столу.


Ингредиенты :
– 200 г пшеничной муки
– 7 шт. моркови
– 6 луковиц
– 3 ст. л. сметаны
– 1 ст. л. топленого масла
– 1 яйцо

– соль по вкусу

Муку всыпать горкой в глубокую миску, сделать вверху углубление в форме воронки, добавить соль, яйцо, влить немного воды и замесить тесто.
Для приготовления фарша морковь и репчатый лук нарезать соломкой, посолить, поперчить и перемешать.
Раскатать тесто в пласт толщиной 2 мм, смазать топленым маслом, разложить ровным слоем фарш и свернуть рулетом.
Варить на пару в течение 30 минут, затем подать к столу, полив сметаной.


Ингредиенты :
– 4 болгарских перца
– 4 стебля лука-порея
– 3 ст. л. оливкового масла
– 2 луковицы
– 2 моркови
– 2 помидора
– 1 пучок зелени петрушки
– 1 ст. л. 3%-ного уксуса
– 1 долька чеснока
– 1 лавровый лист
– 1 бутон гвоздики
– 1/2 ч. л. сахара
– 1/2 ч. л. черного молотого перца
– 1/2 ч. л. молотого шафрана
– корица и молотый имбирь на кончике ножа
– соль по вкусу

Для приготовления маринада в кипящую воду положить сахар, соль, черный молотый перец, корицу, шафран, лавровый лист, гвоздику, имбирь, кипятить на слабом огне в течение 5 минут, затем добавить уксус и снова довести до кипения.
Для приготовления фарша лук, морковь и петрушку мелко нарезать, посолить, обжарить в оливковом масле, добавить протертые помидоры, толченый чеснок, влить немного воды и тушить до готовности.
У болгарского перца сделать круговой надрез у плодоножки и удалить ее вместе с семенами.
Опустить перец на 2-3 минуты в кипящий маринад, затем начинить фаршем, оформить в виде корзиночек, используя лук-порей, и подать к столу.


Ингредиенты :
– 700 г говядины
– 400 г пшеничной муки
– 50 г топленого сала
– 4 стакана говяжьего бульона
– 3-4 веточки кинзы
– 2 помидора
– 2 луковицы
– 2 дольки чеснока
– 1 пучок зелени петрушки
– 1 лавровый лист
– 1 ст. л. томатной пасты
– 1 ч. л. аджики
– 1 ч. л. 3%-ного уксуса

– молотый имбирь на кончике ножа
– соль по вкусу

Муку высыпать горкой в глубокую миску, сделать вверху углубление в форме воронки, положить соль, влить немного воды, замесить тесто.
Через 2-3 часа раскатать тесто в длинный плоский жгут.
Разрезать его на маленькие кусочки, опустить их в кипящую подсоленную воду, варить 10 минут, затем откинуть на дуршлаг.
Мясо нарезать кубиками, положить в глубокую сковороду, обжарить в топленом сале с нашинкованным луком, добавить томатную пасту, аджику, перец, имбирь, соль, уксус, влить бульон и тушить в течение 20-25 минут на среднем огне.
Затем положить лавровый лист, тушить в течение 10 минут.
Клецки переложить в сковороду к мясу, добавить толченый чеснок, довести до кипения и снять с огня.
Подать к столу, посыпав мелко нарубленной зеленью петрушки и украсив фигурно нарезанными помидорами и веточками кинзы.


Ингредиенты :
– 250 г манной крупы
– 50 г сливочного масла
– 3 ст. л. меда
– соль по вкусу

Влить в кастрюлю 1,5 л горячей воды, постепенно всыпать манную крупу и, помешивая, довести до кипения.
Варить на среднем огне в течение 10 минут, затем добавить соль, 20 г сливочного масла, убавить огонь до минимума и варить 20 минут, постоянно помешивая.
Выложить готовую лаасиду на блюдо, полить медом и украсить маленькими кусочками сливочного масла.


Ингредиенты :
– 500 г баранины (корейка)
– 2 луковицы
– 1 лимон
– 1 ст. л. бараньего жира
– 1 веточка тархуна
– 1/2 пучка зелени кинзы
– 1/2 ч. л. красного молотого перца
– соль по вкусу

Баранью корейку нарубить кусками весом по 30-40 г, посолить, поперчить, сбрызнуть лимонным соком, добавить нарезанный кольцами лук, лимонную цедру, перемешать и оставить в прохладном месте на 6-8 часов.
Затем мясо и кольца лука нанизать на шампуры и обжарить над раскаленными углями, периодически смазывая бараньим жиром и поливая маринадом.
Подать к столу, посыпав мелко нарезанной зеленью кинзы и тархуна.


Ингредиенты :
– 500 г баранины
– 10 ягод свежего барбариса
– 4 ст. л. 3%-ного уксуса
– 2 луковицы
– 2 пучка зеленого лука
– 1 ст. л. сливочного масла
– 1 ч. л. черного молотого перца
– 1/2 пучка зелени петрушки
– соль по вкусу

Баранину нарезать кубиками весом по 30-40 г, положить в эмалированную посуду, посолить, поперчить, добавить тертый лук, измельченную зелень петрушки, уксус, перемешать и оставить в прохладном месте на 4 часа.
Затем нанизать куски мяса на шампуры, смазать сливочным маслом и жарить над раскаленными углями.
Готовый шашлык уложить на блюдо, посыпать рубленым зеленым луком и украсить ягодами барбариса.


Ингредиенты :
– 100 г куриной печени
– 6 куриных ножек
– 6 ломтиков белого хлеба
– 5 ст. л. молока
– 2 ст. л. сметаны
– 1 луковица
– соль и черный молотый перец по вкусу

С куриных ножек снять кожу так, чтобы она осталась прикрепленной только к самому концу ножки.
Остальную часть ножки отрубить, отделить мякоть от костей и пропустить через мясорубку вместе с печенью и замоченным в молоке белым хлебом.
Добавить мелко нарубленный лук, соль и перец.
Готовым фаршем начинить куриные ножки, зашить их, смазать сметаной и поместить в разогретую до 180°С духовку на 20 минут.


Ингредиенты :
– 500 г баранины
– 350 г тыквы
– . 300 г пшеничной муки
– 50 г курдючного сала
– 2 луковицы
– соль и красный молотый перец по вкусу

Для приготовления фарша баранину, курдючное сало, лук и тыкву мелко нарезать, добавить 2-3 ст. л. воды, соль, перец и перемешать.
В муку влить 1/2 стакана воды, замесить тесто, раскатать его в тонкие круглые лепешки, края которых должны быть тоньше, чем середина.
На середину каждой лепешки положить фарш, края защипнуть.
Манты варить на пару в течение 25-30 минут.


Ингредиенты :
– 700 г баранины
– 150 г пшеничной муки
– 3 стакана говяжьего бульона
– 2 луковицы

– соль и черный молотый перец по вкусу

Мясо нарезать крупными кусками, посолить, положить в кастрюлю, залить холодной водой и варить до готовности на среднем огне.
Лук нарезать кольцами и обжарить в растительном масле.
В муку положить соль, влить немного воды, замесить тесто, раскатать его тонким пластом и нарезать крупными ромбами.
Готовые изделия опустить в кипящий говяжий бульон и отварить до готовности.
На большое блюдо положить отваренные ромбы из теста, на них - нарезанное тонкими ломтиками мясо, а сверху - посыпанный перцем лук.


Ингредиенты :
– 500 г баранины
– 8 луковиц
– 1 ст. л. муки
– 1/2 стакана сметаны
– красный молотый перец и соль по вкусу

Мясо нарезать крупными кусками, положить в кастрюлю, залить водой, посолить и варить до готовности, затем вынуть из бульона.
В бульоне развести муку, добавить сметану, перец, взбить, довести соус до кипения, положить в него мясо, мелко нарезанный лук и тушить в течение 10 минут.


Ингредиенты :
– 200 г бараньих кишок
– 200 г бараньей вырезки
– 200 г бараньего сердца
– 200 г бараньей печени
– 150 г курдючного сала
– 2 луковицы
– соль и черный молотый перец по вкусу

Баранью вырезку, сердце и печень пропустить через мясорубку.
Добавить мелко нарезанное курдючное сало, тертый лук, перец, соль, немного воды, тщательно перемешать и начинить промытые бараньи кишки приготовленным фаршем, завязать с обеих сторон шпагатом, в нескольких местах проколоть иглой и опустить в кипящую подсоленную воду.
Варить в течение 1 часа, затем подать к столу.


Ингредиенты :
– 300 г баранины
– 200 г пшеничной муки
– 100-150 мл растительного масла
– 20 г риса
– 1 луковица
– 1 ст. л. топленого масла
– соль и черный молотый перец по вкусу

Для приготовления фарша мясо и лук пропустить через мясорубку, посолить, поперчить, обжарить на топленом масле, добавить рис, немного воды и тушить в течение 15 минут.
В муку влить немного воды, замесить тесто и раскатать его тонким слоем.
Вырезать из теста небольшие кружочки, на середину каждого положить фарш, сложить изделия в виде полумесяца, защипнуть края и жарить в растительном масле.


Ингредиенты :
– 500 г мяса курицы
– 300 г пшеничной муки
– 3 ст. л. сметаны
– 1 луковица
– 1 ст. л. растительного масла
– черный молотый перец и соль по вкусу

Для приготовления фарша мясо курицы нарезать маленькими кусочками, добавить рубленый лук, соль, перец, 1,5-2 ст. л. воды и перемешать.
Муку высыпать горкой в миску, добавить соль, 1/2 стакана воды, замесить тесто и раскатать из него небольшие круглые лепешки.
На середину каждой лепешки положить приготовленный фарш, завернуть изделия в виде треугольников и защипнуть края.
Самсу разложить на смазанном растительным маслом противне и выпекать в разогретой до 250°С духовке в течение 12-15 минут.
Подать к столу, полив сметаной.

Мусульманская кухня удивительно разнообразна, так как вобрала в себя лучшие кулинарные традиции многих стран, в первую очередь — Центральной Азии, Ближнего Востока, Средиземноморья, Балкан и Африки. Широко известны арабские, персидские, греческие, турецкие блюда…

В наше время мусульманское меню активно пополняется новыми рецептами, в том числе — западных блюд. Отдавать предпочтение классике или пробовать новое — каждый вправе решать по-своему. Мы лишь напомним основные требования к пище.

Блюдо с уверенностью можно отнести к мусульманской кухне, если оно соответствует следующим условиям. Во-первых, важно, чтобы были использованы только разрешенные ингредиенты (халяль ). Во-вторых, готовить блюда должны с определенным намерением — во имя Всевышнего Аллаха (БисмиЛлах). И еще одно условие — умеренность.

  1. Халяль или харам

Халяльная пища — дозволенная к употреблению Всевышним Аллахом и Сунной Пророка Мухаммада, мир ему и благословение. Пищевые запреты в исламе распространяются на алкоголь, кровь, свинину, хищных животных и птиц, а также на мертвечину, в том числе мясо животных, добытое не по нормам шариата. В разных мазхабах к хараму в еде относят также пресмыкающихся, земноводных, насекомых, кроме саранчи, мясо морских животных, кроме рыб, и пр.

«Каждое благое дело, начатое без “Бисмиллях…” будет с малой благодатью и не совершенным».

Ангел Джабраиль три раза повторил «БисмилЛяхи рахмани рахим» в откровении и сказал:

«Это для тебя и твоей общины, повелевай людям общины, чтобы они говорили это при начинании каждого дела, ибо я и другие ангелы не перестаём произносить БисмиЛляхи рахмани рахим с тех пор, как эта фраза была ниспослана Адаму» (имам ас-Суюты, «аль-Джамиу ас-Сагыр»)

3. Умеренность в еде — важная особенность мусульман

Всевышний Аллах сказал:

«Ешьте и пейте, но не излишествуйте, ибо Он не любит излишествующих» (сура 7 «Ограды», аят 31)

Принцип умеренности в основном связан с культурой еды и основан на этих правилах.

  1. Не ешьте, пока не проголодаетесь.
  2. Не перекусывайте между основными приемами пищи, то есть пока желудок не переварит съеденное.
  3. Относитесь уважительно к любой дозволенной еде, независимо от ваших гастрономических пристрастий, ведь все это — дар Аллаха, за который мы должны быть благодарны.

Считается, что каждый пятый из живущих на Земле людей является мусульманином.

За многовековую историю в странах, жители которых исповедуют ислам, сложились свои, специфические особенности приготовления и приема пищи. Мусульманская кухня сегодня – общемировое понятие, базирующееся на собрании рецептов из разных уголков Земли. К которым предъявляется только одно требование – полное соответствие канонам ислама.

Традиции мусульманской кухни зародились в начале VIIв., на Юго-Западе Аравийского полуострова.

Своеобразие мусульманской кухни заключается в том, что она гармонично сочетает в себе и гастрономические изыски, и определенные запреты.

Благодаря вооруженным конфликтам, которые вели приверженцы ислама арабы-кочевники, небывалому по тому времени товарообмену между разными народами, был внесен определенный вклад в европейскую кухню. Андалузская и сицилийская кухни обогатились неведомыми им доселе злаками, овощами и фруктами: рисом, арбузом, лимоном, баклажаном, шпинатом. Пришлись по вкусу европейцам и арабские специи (особенно сахар).

Одновременно с этим рацион кочевников аравийского полуострова вобрал в себя все национальные особенности персидской, тюркской, греческой, римской, индийской и африканской кухонь. В нем можно найти даже китайские блюда.

Что интересно, арабская кухня, лежащая в основе мировой мусульманской, до сих пор не утратила свою самобытность. И это не смотря на то, что в основе лежат простые продукты питания: хлеб, молочные продукты, мясо птица, рыба, рис, бобовые, крупы, овощи, зелень, оливковое масло и, конечно же специи.

В конце VIII века были изданы поваренные книги на арабском языке, рецепты в них настолько просты и понятны, что некоторыми можно пользоваться и сегодня.

Пищевые запреты

Для мусульманской кухни много значат налагаемые исламом пищевые табу. Для приверженцев ислама этот не запреты, а предостережения Аллаха. Воздержание от принятия некоторых продуктов и напитков воспитывает у мусульманина привычку ограничивать потребление земных благ в целом.

Вся пища делится на халляль (разрешенные продукты) и харам (запрещенные).

ХАРАМ. Запрет на употребление в пищу мяса павших животных – «мертвичины» – объясняется элементарными соображениями гигиены питания. Мусульманам строго запрещается употреблять в пищу мясо хищных животных, имеющих клыки и питающихся падалью.

Это же относится и к хищным птицам: соколам, ястребам, коршунам, совам, воронам, стервятникам и орлам.

Есть конину, мясо мулла, осла Кораном порицается, но не запрещается. В наше время казахи, узбеки, татары и уйгуры спокойно едят конину и пьют кумыс.

ХАЛЛЯЛЬ. Шариат конкретизировал указания Корана и определил порядок заклания животных. Оно должно быть забито методом халляль. Перед убоем животное надлежало повернуть головой к Мекке, а сам процесс сопровождался чтением молитвы «Во имя Аллаха милостивого, милосердного…». Кроме того, мусульманин может есть мясо лишь тех животных, которое забито его единоверцами. Употребление в пищу мяса диких животных (газелей, оленей, зайцев и тд.) ислам разрешает, но при соблюдении убойного обряда.

Все рыбы и морские обитатели также относятся к дозволенной пище.

Особое внимание шариат уделяет совместимости продуктов. Так, нельзя одновременно употреблять рыбу и молоко. Вареное мясо надо есть отдельно от жареного, а сушеное или вяленое – от свежего.

Запрещено употреблять подряд 2 горячих (возбуждающих), 2 холодных (охлаждающих), 2 мягких (нежных), либо 2 твердых (грубых) блюда. Также нельзя есть подряд 2 закрепляющих и 2 послабляющих блюда.

Это ограничение распространяется и на напитки.

Запрет на свинину

Строго соблюдается в исламе запрет не только на употребление в пищу свинины, но и на ее куплю-продажу. Причина подобного отношения к мясу свиней заключается в следующем. В свое время арабы – создатели ислама – были кочевым народом. Свиньи же – сугубо домашние животные: олицетворение враждебного для кочевников мира.

Свинья в то время считалась настолько нечистым животным, что арабы скармливали ее мясо (в жареном виде) своим лошадям. Считалось, что после столь калорийного прикорма они становились более выносливыми и быстроходными.

Запрет на алкоголь

Ни одна из мировых религий не проповедует запрет на алкоголь и другие дурманящие вещества, как ислам. Хотя изобретению крепких спиртных напитков мир обязан именно арабам. Такие слова, как «алкоголь», «аламбик» (перегонный аппарат) и «алхимия», многие европейские языки позаимствовали из арабского.

Арабы производили и потребляли вино из фиников и других ягод и плодов еще в доисламский период.

В новообразованной исламской общине пьянство удалось преодолеть не сразу.

Злоупотребление алкогольными напитками не только приводило к антиобщественному поведению, но и отрицательно влияло на отправление религиозных обрядов.

В настоящее время особо строгий запрет на спиртное соблюдается в таких мусульманских странах, как саудовская Аравия, Иран, Ливия, ОАЭ и Кувейт. В этих государствах за употребление или ввоз спиртных напитков предусмотрено суровое наказание, вплоть до смертной казни.

Этикет мусульманской трапезы

Во время еды, питья и угощений ислам предписывает соблюдение целого ряда правил приличий.

Опаздывать к столу не принято. Угощение на стол подается, как только гость переступит порог дома: заставлять его ждать – неприлично.

Мытье рук до и после еды обязательно.

У мусульман существует четкие правила поведения за столом. Трапеза начинается и заканчивается щепоткой соли. Перед тем как отведать первое блюдо, следует взять соль и сказать: «Во имя Аллаха, милостивого и милосердного». Согласно традициям, первым начинает еду хозяин, он же ее и заканчивает. Хлеб на Востоке священный продукт, как впрочем, и везде, поэтому на стол его подают первым. Едят его сразу же – не дожидаясь подачи других блюд.

Хлеб ломают руками, причем делает это, как правило, хозяин дома. Резать его ножом не рекомендуется по двум причинам. Во-первых, хлеб на Востоке пекут в виде лепешек, которые удобнее ломать, чем резать. Во-вторых, бытует поверье, что у того, кто режет хлеб ножом, Бог урежет пищу. Лепешек кладут на стол ровно по количеству едок. Следующую лепешку ломают только после того, как съедена предыдущая.

Брать следует ближний кусок. Каждый отламывает маленький кусочек хлеба (что он поместился во рту целиком), и опускают его в блюдо, а затем подносит ко рту с кусочком кушанья. Кусок лепешки складывают вдвое, держа мясо большим и указательным пальцами. Если еду нельзя положить в рот сразу, ее кладут на хлеб.

Порицается брать следующий кусок, не проглотив предыдущий.

За мусульманским столом еду и питье берут только правой рукой. Исключение делается для тех, у кого покалечена правая рука.

Про столовые приборы в шариате ничего не говорится, и, под влияние Запада, они широко распространились и в мусульманском мире. Однако, в отличие от европейских традиций, держать их полагается только в правой руке.

Сладости, орехи и фрукты с подноса гости и хозяева могут выбирать любые. Снимать кожуру с фруктов порицается.

За столом обязательно нужно похвалить хозяйку.

Вкушать пищу следует медленно, тщательно пережевывая.

До конца застолья все его участники должны поддерживать благожелательную атмосферу.

Однако мусульмане за едой не ведут длинных разговоров, поэтому каждое блюдо служит сигналом для перерыва в беседе.

Когда пьют воду из источника Зам-Зам во время хаджа.
Стоя можно выпить воду, оставшуюся в кувшине после омовения.
Запрещено пить из горлышка бутылки или кувшина.

Вставать из-за стола можно только после того как хозяин начнет сворачивать

разостланную на нем скатерть.

Гости, по окончании трапезы молятся о благополучии хозяина, затем просят разрешения покинуть дом. Хозяин провожает гостей до двери и на пороге благодарит их за посещение его дома.

Праздничная кухня мусульман

Религиозные праздники являются важнейшей составной частью жизни каждого мусульманина.

Они дают верующим стимул для более усердного богослужения. Вот почему в священные дни и ночи мусульмане совершают специальные ритуальные намазы, читают Коран и молитвы. Ходят в гости, дарят подарки, делают жертвоприношения.

В исламе каноническими считаются только 2 праздника - Ид аль-Адха (Курбан-байрам) – Праздник жертвоприношения и Ид аль-Фитр (Ураза-байрам) – Праздник разговения.

Остальные праздники мусульмане отмечают как памятные даты, посвященные событиям из жизни Пророка Мухаммеда, Священной истории, а также истории ислама. К ним относятся: Мухаррам – Священный месяц, начало Нового года, Мавлид – День рождения Пророка Муххамеда, Лейлат аль-Кадр – Ночь предопределения и Мирадж – Ночь чудесного вознесения пророка на небеса.

Еженедельным праздником для мусульман является Пятница (яум аль-джума – «день собраний»).

Праздничный стол народов, проповедующих ислам, отличается от повседневного. Главным образом, это связано с тем, что каждому празднику соответствует определенный набор ритуальных блюд. Но, и для таких традиционных угощений, как плов, манты, таджин, кускус, овощи, фрукты, орехи и сладости, тоже есть место на столе.

Ид аль-Адха (Курбан-байрам), или Праздник жертвоприношения.

Это главный исламский праздник, который отмечают через 70 дней после окончания поста. Он является частью хаджа – паломничества в Мекку. Главные его события происходят в долине Мина (неподалеку от Мекки) и длятся 3-4 дня. Эти дни в мусульманских странах нерабочие.

В эти дни каждый мусульманин режет овцу, козу, быка или верблюда и раздает мясо соседям. Считается, что ритуальное угощение – худойи, садака – поможет избезжать всевозможных несчастий. Курбан-байрам празднуют с раннего утра, совершают омовение, надевают праздничные одежды и отправляются в мечеть, на коллективную молитву – намаз.

Обряд жертвоприношения совершается во все дни праздника, и мясо животного принесенного в жертву должно быть съедено сразу же, его нельзя оставлять на потом. В первый день готовят сердце и печень. На второй варят супы из бараньей головы и ножек; подают блюда из мяса с гарниром из бобов, овощей и риса. В третий и четвертый дни варят супы из костей и жарят бараньи ребрышки.

В арабских странах готовят мясные блюда, в том числе фатте (вареное мясо жертвенного животного). Мусульмане ближнего зарубежья готовят более традиционные кушанья – плов, манты, шашлык, лагман, чучвару, жарное и бешбармак.

Накануне Курбан-байрама хозяйки пекут хлеб, кульчи (лепешки), самсу и бисквиты, а также готовят всевозможные лакомства из изюма и орехов.

Ид аль-Фитр (Ураза-байрам), или Праздник разговения.

Второй по значению праздник продолжается 3 дня. Знаменует собой окончание поста, который длился месяц. На время праздника прекращается учеба, работа.

В праздник мусульмане встают до восхода солнца, съедают немного фиников. Далее происходят те же ритуальные мероприятия, что и при Курбан-Байраме.

Ближе к вечеру наступает время застолья, которое нередко затягивается до утра.

Основные кушанья на Уразу-байрам готовят из баранины: это и мясные салаты, и супы, и вторые блюда. Помимо этого на столе присутствуют овощи, рыба, хлеб, оливки, орехи и сухофрукты.

Ураза-байрам – это «сладкий» праздник, поэтому в этот день особое место на столе занимают всевозможные сласти. Накануне хозяйки пекут различные пирожные, печенья, бисквиты, готовят фруктово-ягодные и молочные десерты, варят компоты и сиропы.

Мухаррам, или Новый год.

В память о переселении Пророка Мухаммеда в Медину из Мекки – было установлено празднование Нового года.

На новогоднем столе мусульман большинство блюд имеет ритуально-символическое значение.

К празднику принято готовить кускус с бараниной, суп из баранины и основное блюдо из мяса. Его главными компонентами являются баранина (или жирная говядина), растительное масло, томатная паста (или помидоры), а также много зелени и различные пряности.

Особое внимание придается зелени, поскольку ее цвет у мусульман считается священным (зеленое знамя ислама). По этой же причине, на новогоднем столе обязательно должны стоять млюхия (приправа, которую готовят из сорго и большого количества зелени) и вареные куриные яйца, окрашенные в зеленый цвет.

Из закусок на первом месте – салаты, приготовленные из мяса (преимущественно из баранины), рыбы, овощей и фруктов. Украшают их маслинами и зернами граната.

В первые дни нового года мусульмане едят различные блюда из риса, сухих бобов (они символизируют окончание прошлогодних запасов), а также баранины, овощей, пряностей и зелени.

На протяжении все месяца нельзя употреблять чеснок. Считает, что при употреблении блюд с чесноком, удача отворачивается от людей.

Рамадан, или Священный месяц Великого поста.

Правила поста до мельчайших подробностей описаны в шариате. Нарушением воздержания от пищи считается не только намеренное введение даже малейшего ее количества (или случайное попадание) в рот, а тем более в желудок, но и потребление воды, и принятие лекарств.

К лицам, которые могут не соблюдать пост, относятся больные, престарелые и несовершеннолетние дети, а также беременные и женщины, кормящие грудью, солдаты, участвующие в боевых действиях и путники.

Вечером, после заката солнца, постящийся должен принимать легкую пищу – фитур. Вторая еда – сухур – дозволяется на заре следующего дня.

В некоторых мусульманских странах, где исламские традиции чтят особо строго, перед тем как приступить к фитуру, полагается выпить три глотка воды и съесть несколько фиников (или других фруктов).

Вечерний обряд разговения называется ифтар и считается благословлением времени.

В разных странах существуют типичные для вечерних трапез блюда. Так, у мусульман Индонезии после дневного поста в Рамадан самым популярным блюдом является наси горенг: рис отваривают и смешивают с прожаренными кусочками мяса, омлета, креветками, луком и чесноком. Затем всё вместе жарят на кокосовом масле с добавлением специй: красного перца, имбиря, кориандра и соевого соуса. По традиции, на ифтар готовят плов. К нему подают соленья и зелень. Наиболее популярны в Рамадан харира, чекчука, брики (как с овощной, так и с мясной начинками). Не возбраняется готовить и праздничные национальные блюда. Финики, курага, фрукты, конфеты, сладкая выпечка – все это тоже уместно в ифтар.

Из напитков к столу подают кофе и чай.

Его манера еды

Ведя скромный образ жизни, Посланник Аллаха был непривередлив к пище и получал удовольствие от еды в обществе. Когда он начинал есть, он опускался на колени, садился на обе ноги и приступал к еде с именем Аллаха.

«Я раб и ем и пью, как рабы», — говорил он (Ибн Са΄д, Табакат, I, 371-372).

Он не ел горячей пищи и говорил, что в ней нет блага:

«В горячей пище нет блага. Всевышний Аллах не кормит нас огнем. Поэтому охлаждайте свою еду» (аль-Газали, Ихъя улюмид-дин).

Он всегда брал еду, находящуюся перед ним, тремя пальцами, редко помогая четвертым. Ему не нравилось, когда еду берут двумя пальцами. Иногда во время еды он прибегал к помощи ножа.

Однажды ‘Усман (رضى الله عنه) принес Посланнику Аллаха (صلى الله عليه ؤسلم) сладкое блюдо под названием «балуза». Отведав сладости, он спросил:

— Что это за блюдо и как оно готовится?

— Да будут искуплением для тебя моя мать и отец, о, Посланник Аллаха! Раскаливаем на углях сковороду и растапливаем на ней масло с медом. Затем, помешивая, добавляем пшеничной муки, пока не загустеет. И получится сладость, которую вы видите перед собой, — сказал ‘Усман.

— Поистине прекрасное блюдо, — похвалил Пророк (Ибн Маджа, Ат΄има, 46).

Посланник Аллаха питался хлебом, приготовленным из непросеянной ячменной муки. Ему нравилось есть огурцы со свежими финиками и солью.

Из фруктов ему нравились больше всего мягкие, свежие финики, дыня, арбуз и виноград. Арбуз он ел с сахаром и хлебом, иногда со свежими финиками. Дыню и арбуз он ел, придерживая двумя руками. Финики ел правой рукой, собирая косточки в левую. Бывало, что он ел виноград, поднося ко рту всю гроздь. Часто едой ему служили финики и вода.

Когда случалось одновременно есть финики с молоком, он говорил: «Это самая прекрасная еда».

Он очень любил мясо и мясные блюда. Ел тирит (хлебную похлебку) с тыквой. Любил тыкву и говорил: «Это овощ брата моего Юнуса».

Он ел дичь, однако сам не охотился.(Ихъя, II, 369 Ибн Маджа, Ат΄има, 6)

Когда он ел мясо, не наклонялся к нему, а подносил ко рту и откусывал зубами. Ему нравились бараньи ножки, вареная тыква, накрошенный хлеб с уксусом, финики «аджва» (сорт фиников, произрастающих в Медине)». Остатки пищи он собирал пальцами и говорил при этом:

«В остатках еды еще большее благо» (Ихъя, II, 371, из Байхаки).

Не почистив пальцы, он не вытирал руки об полотенце. В конце еды он благодарил Всевышнего Аллаха, дарующего все блага, и затем мыл руки.

Пить воду старался в три приема. Каждый раз начиная с именем Аллаха (бисмиллях) и заканчивая восхвалением Аллаха (альхамдулиллях) (371, Табарани)

Когда он пил воду или молоко в присутствии людей, то передавал сосуд тому, кто находился справа от него, и желал, чтобы и дальше передавали таким образом. Он не дул и не выдыхал в сосуд, из которого пил. Делал вдох или выдох только после того, как отводил от себя сосуд.(Табарани 371)

Будучи в чьем-либо доме он вел себя скромнее стыдливой девушки, не просил еды и ел только в том случае, если стол был накрыт. Он ел и пил то, чем угощали. Бывало, что и сам брал еду и питье.

Он никогда не набивал желудок сам и не приветствовал, когда это делали мусульмане. Он говорил:

«Человек не наполнял более худшего сосуда, чем свой желудок. Достаточно съесть несколько кусков пищи, чтобы вновь обрести силу. Если же случилось, что человек поддался своим желаниям, ему следует одну треть желудка выделить для еды, еще одну треть для питья и оставшуюся одну треть для дыхания» (Ибн Маджа, Ат΄има, 50).

Его одежда

В одежде Посланник Аллаха (صلى الله عليه ؤسلم) не придерживался какого-либо определенного вида и одевал то, что имелось в наличии: будь то изар(полотно вокруг бедер,опускающееся ниже пояса), рида (полотно,с закинутым на плечо концом, спускающееся выше пояса), рубашка или джубба(плащ с широкими рукавами). Он одевался просто, любил зеленый цвет, но большей частью, носил одежду белого цвета. Пользовался носками, которые прислал в подарок правитель Эфиопии Негус. (Ибн Маджа, Либас, 31).

Иногда он надевал вышитый кафтан. Кафтан был из атласной ткани и очень подходил к его белой коже. Он не носил одежду, спускающуюся ниже щиколоток. Изар был еще короче. Платок поверх чалмы (тайласан) свободно опускался между плечами. У него было окрашенное шафраном покрывало, на котором он порой совершал намаз.

Согласно некоторым сообщениям, иногда Посланник Аллаха (صلى الله عليه ؤسلم) пользовался одеждой из йеменской ткани в красную полоску, которая называлась «хулля хамра».

Обычно он носил одежду, связанную из козьей шерсти. После кончины Пророка (саллаллаху ‘алейхи ва саллям) ‘Аиша (رضى الله عنها) показала народу одежду, которую он носил до последних минут жизни. Это была заплатанная накидка и длинная рубашка из грубой ткани ручной работы.

Наш Пророк (صلى الله عليه ؤسلم) предпочитал одежду полезную для тела и удобную в ношении. Он наставлял, что одежда не должна быть предметом хвастовства. Поэтому он сам не носил роскошных одежд и запрещал это другим.

Наш Пророк(صلى الله عليه ؤسلم) носил сандалии из коровьей кожи, которые крепились к ногам ремешками.

Его любимые цвета и благовония

Посланнику Аллаха (صلى الله عليه ؤسلم) нравились белый, зеленый и желтый цвета и он говорил, что белый — это самый лучший цвет. Иногда он с головы до ног облачался в желтый цвет. Красный цвет ему не нравился.

Однажды Абдуллах бин ‘Умар (رضى الله عنه) надев одежду красного цвета, явился к Пророку (صلى الله عليه ؤسلم). Пророк намекнул ему на то, что ему не нравится красный цвет, и тогда, вернувшись домой, Абдуллах сжег эту одежду. Узнав об этом, Посланник Аллаха (صلى الله عليه ؤسل) сказал ему: «Ты поступил неправильно, уничтожив ту одежду. Ты мог бы отдать ее какой-либо женщине» (Аср Саадат, II, 10).

Пророк (صلى الله عليه ؤسلم) любил благовония. Хороший запах был одной из трех вещей, любимых им в этом мире (Насаи, Ишаратун-Ниса, 1; Ибн Ханбаль, III, 128).

Среди арабов популярным было благовоние под названием «сукк». Сподвижники (رضى الله عنهم) говорили, что Пророк, проходя мимо, оставлял после себя приятный запах. В качестве благовоний он использовал мускус и амбру.

Его постель и отдых

Постелью Посланнику Аллаха (صلى الله عليه ؤسلم) служили иногда набитый пальмовыми листьями кожаный матрас, иногда сложенная пополам накидка или кусок ткани, иногда циновка, а порой и вовсе простое ложе. Кожаная подушка была набита пальмовыми волокнами.

Хафса(رضى الله عنها) рассказывала:

«Однажды для большего удобства Пророка (صلى الله عليه ؤسلم) я свернула вчетверо кусок ткани, но он остался недоволен тем, что я так много забочусь о его отдыхе» (Тирмизи, Шамаиль, стр.261).

В другом хадисе ‘Аиша (رضى الله عنها) рассказывает:

«Однажды ко мне пришла женщина из ансаров. Она увидела постель Посланника Аллаха (صلى الله عليه ؤسلم), набитую пальмовыми волокнами. Спустя некоторое время она прислала матрас набитый шерстью. Увидев её, Досточтимый Пророк (саллаллаху ‘алейхи ва саллям) спросил:

— Что это?

— О, Посланник Аллаха, приходила женщина из ансаров и, увидев твою постель, прислала это, — ответила я.

Тогда Посланник Аллаха сказал следующее:

— О ‘Аиша, верни эту вещь. Если бы я захотел, Всевышний Аллах дал бы мне во владение горы серебра и золота (Мавахиб Ладуннийа, пер. I, 571, из Бейхаки).

Даже в то время, когда Посланник Аллаха (صلى الله عليه ؤسلم) стал правителем всей Аравии, в его доме не было ничего, кроме небольшой тахты и бурдюка для воды.

Собираясь отдохнуть, он всегда ложился на правый бок, подкладывая правую руку под правую щеку. Когда отдыхал в пути, подкладывал под голову правую руку. Не любил во сне ложиться на живот и не разрешал этого своим сподвижникам, говоря: «Аллах не любит такое положение» (Ибн Ханбаль, IV, 388).

По материалам книги Мустафы Эриша