Принципы ораторской речи. Некоторые принципы ораторского искусства

Главная > Учебное пособие

Правила слушания и говорения.

Риторика утверждает, что «речь должна быть сшита по мерке слушателя, как платье по мерке заказчика». Все законы риторики связаны именно с необходимостью для говорящего учитывать особенности аудитории, психологии и восприятия слушателя. Законы риторики отражают обще риторический идеал: обеспечение гармонии между основными участниками речевой ситуации – оратором и аудиторией. Законы показывают, каким образом обеспечивается эта гармония между говорящим и адресатом, к которому обращена речь.

Первый закон риторики – закон гармонизирующего диалога . Речевое общение возможно только при взаимодействии участников речевой ситуации. Термин «диалог», как и «диалогический» в современной риторике имеет иной, более общий и широкий смысл, чем это принято. Обычно этот термин означает «форму речи, при которой происходит непосредственный обмен высказываниями между двумя или несколькими лицами», противопоставляется понятию «монолога». Говорящий и слушающий еще со времен античной риторики понимались как активные, действующие лица, соглашающиеся или возражающие, осмысливающие речь оратора и отвечающие на нее. Поэтому-то Аристотель в совей «Риторике» столь большое внимание и уделял «адресату речи», аудитории – она не пассивна, а активна и влияет на говорящего, на содержание его речи. Это влияние всегда обоюдно. Мы слышим не только то, что говорится, не просто какие-то звуки, а придаем этим звукам, словам определенный смысл, не всегда тот, который придает им говорящий. Важно поэтому общаться, находя общее поле деятельности, общие идеи, общий смысл между слушающим и говорящим в диалоге. Один из известных философов и писателей 19 века В.Ф.Одоевский отмечал: «Говорить есть не иное что, как возбуждать в слушателей его собственное внутреннее слово». В русской культуре высоко ценилась именно эта внутренняя, неформальная диалогичность.

Для того, чтобы диалогизировать речевое общение, необходимо использовать некоторые важные принципы. К ним относятся:

    Внимание к адресату. Готовясь к речи, необходимо заранее представить себе своего собеседника, свою аудиторию. Каковы особенности аудитории: возраст, интересы, образование, вкусы, темперамент и т.п. Можно сказать, что необходимо составить «портрет», «образ» своих слушателей или слушателя.

    Предварительно оценив аудиторию или своего собеседника, нееобходимо продумать тему выступления, какие факты, примеры, доказательства можно использовать, т.е. учитывается риторический принцип близости содержания речи интересам и жизни адресата речи.

    Конкретность, которая помогает зримо воспринимать звучащее слово. Этому правилу подчиняется и отбор слов, которые позволяют наглядно представить именно этот предмет, ситуацию, обстановку, а не что-то общее. Например, это произошло у станции метро «Выхино», а не просто у какой-то станции метро. Ученые установили, что одной из важнейших характеристик текста, определяющих возможности его понимания, является степень его абстрактности, которая часто рассматривается как степень, уровень «непонимания» текста. Речь должна стремиться к конкретности и образности, так ее можно «увидеть» и легче запомнить.

    Движение. Речь, как и написанный текст, имеет линейный характер: звучащая речь развернута во времени, а письменная – в пространстве. В обоих случаях речь имеет начало и конец, а между ними лежит путь, «маршрут», по которому говорящий должен «пройти» вместе со слушающим. Отсюда мы можем перейти к следующему закону риторики.

Второй закон риторики – закон продвижения и ориентации адресата. Этот закон требует, чтобы слушатель с помощью говорящего был как бы сориентирован в «пространстве речи», знал бы, каков «маршрут» продвижения от начала речи к ее концу, на каком месте в дороге мы находимся и т.п. Чем лучше адресат представляет себе «карту речи», тем лучше он воспринимает сообщаемое. Аристотель в «Риторике» проводит прекрасную аналогию, позволяющую проиллюстрировать этот закон: бегун не чувствует утомления, если видит перед собой «финиш», который он должен достигнуть; если же «цель» не видна, то бегун начинает задыхаться и может обессиливать. Не следует заставлять слушателей «задыхаться и обессиливать» – создайте ощущение движения в речи. Для этого риторика предлагает следующие средства:

    Уже во Введении Вы должны отметить основные идеи, которые будете раскрывать в своей речи. Структура речи должна быть ясной не только для самого оратора, но и для его слушателей. Во-первых, мы рассмотрим…, во-вторых…, и наконец…

    В классической риторике выработались основные принципы построения отдельной фразы, которые способствуют легкости ее восприятия. Речь идет о «периоде» – «фразе, которая сама по себе имеет начало и конец и размеры которой легко обозреть. Такой стиль, - отмечает Аристотель, - приятен и понятен; он приятен, потому что представляет собой противоположность речи незаконченной…Понятна периодическая речь потому, что легко запоминается».

    Все, что мешает движению вперед – медленный темп, лишние слова, фразы, повторения и т.п. – утомляет слушателя. Задаче создания ощущения движения помогают соответствующие жесты, мимика, перемещения оратора в процессе речи.

Для любого оратора важно учитывать воздействие своей речи не только на разум, но и на чувства слушателей. Об этом говорит новый закон риторики.

Третий закон риторики – закон эмоциональности речи. Этот закон требует, чтобы говорящий не только мыслил, не только рассудком творил свою речь, но и чувствовал, переживал эмоционально то, о чем он сообщает или к чему призывает. Классическая риторика разработала целую систему воздействия на чувства адресата. Об этом говорит Аристотель в своей «Риторике». Стефан Яворский в трактате «Риторическая рука» писал: «Без аффектов слово не сладостно, яко увядшо и гнило содевается. Тем же аффекты суть, аки душа слову или соль брашну». М.М.Сперанский в «Правилах высшего красноречия» отмечает: «Основание красноречия суть страсти. Сильное чувствование и живое воображение для оратора необходимы совершенно... красноречие есть дар потрясать души, переливать в них свои страсти и сообщать им образ своих понятий.» И далее: «…оратор должен сам быть пронзен страстию, когда хочет ее родить в слушателе. «Плачь сам, ежели хочешь, чтоб я плакал» – говорит Гораций. Душа спокойная совсем иначе взирает на предметы, иначе мыслит, иначе обращается, иначе говорит, нежели душа, потрясаемая страстию…если страсть в тебе не дышит, никогда слово твое не одушевится, никогда не воспламенишь воображения твоих слушателей, и твой холодный энтузиазм изобразит более умоисступление, нежели страсть». Этот закон реализуется в риторике с помощью обилия специальных экспрессивных средств, а также с помощью особых средств выразительности – риторических фигур и тропов. Эти же средства используются и для решения следующего закона риторики.

Четвертый закон риторики – закон удовольствия. Эффективная речь возможна тогда, когда говорящий ставит себе целью доставить радость слушателю, сделать общение приятным, иными словами – когда речь доставляет удовольствие слушателям. Это не значит, что необходимо развлекать, смешить слушателей. Приятно слушать речь, когда ее легко слушать. Аристотель говорил: « Неприятны излишние усилия и то, что делается по принуждению». Если речь неясная, скучная, невыразительная, т.е. плохая, то ее и слушать трудно и она не доставляет никакого удовольствия. Этот закон реализуется с помощью особых средств:

    Это прежде всего – т.н. «игровая установка».Мы все и всегда «играем» в различные роли: друга, учителя, слушателя, оратора и др. Слушатель тоже хочет быть вовлеченным в игру: он стремится разгадать загадку, обнаружить парадокс, понаблюдать игру слов, позабавиться каламбуром, посмеяться вместе с говорящим, найти истину и т.п.

    Облегчить трудную задачу – слушания – можно чередованием «трудных» и «легких» мест, давая адресату отдохнуть, выслушать какой-то подходящий случаю анекдот, историю, афоризм, интересную цитату и т.п.

    Важным принципом ораторской деятельности служит разнообразие речи, проявляющееся в интонации, темпе, тоне, ритме речи. Разнообразят речь и изменения позы оратора, переходы от неподвижности к движению, жесты.

Все законы риторики связаны между собой, дополняя и раскрывая особенности речевой деятельности.

Основные законы риторики дополняются различными принципами и закономерностями. Лингвисты пришли к выводу, что успешным речевое общение становится тогда, когда его участники как «заключают между собой договор о сотрудничестве», который необходимо соблюдать в ходе всего процесса речевого взаимодействия. Всем своим поведением - взглядом, мимикой, жестами, тоном и интонацией, выбором слов – участники речевого общения как бы сообщают друг другу о своем партнерстве.

Сопоставим правила эффективного речевого общения, выведенные Аристотелем в 4 веке до н.э., а затем в 70-х годах 20 века почти точно повторенные Хуго Грайсом:

Аристотель: Хуго Грайс:

1. Говори то, что важно. 1. Информативность сообщения.

2. Говори правду. 2. Истинность (не говори лжи).

3. Говори ясно. 3. Будь краток, последователен, говори ясно.

За 2500 лет основные правила эффективной речи не изменились.

Американский лингвист Робин Лакофф дополнял правила эффективного речевого общения, выражающие этичность речи, сотрудничество говорящего и слушающего следующими принципами:

    Не навязывайся. Этот принцип выражает всем известную закономерность: чем более категорично говорящий высказывает свои мысли, тем меньше с ним склонны соглашаться, воспринимая категоричность как стремление навязать свое видение проблемы.

    Выслушай собеседника. Этот принцип отражает необходимость взаимодействия между участниками диалога.

    Будь дружелюбен. Наилучший способ расположить к себе аудиторию, любого слушающего вашу речь – искреннее проявление положительных эмоций в общении.

Эти принципы можно дополнить «золотыми правилами» риторики, о которых говорит Александров Д.Н. в своей «Риторике». Он отмечает, что «среди всех многочисленных правил риторики, которые сформулированы на сегодняшний день ее теоретиками и практиками, можно выделить три, являющиеся наиболее существенными для начинающего оратора»: «первое «золотое» правило риторики требует, чтобы оратор логично, умело и красочно доказывал в аудитории свои «тезисы»»; второе правило риторики связано с формулой Цицерона, утверждавшего, что «оратор тот, кто любой вопрос изложит со знанием дела, стройно и изящно». Это правило тесно связано с риторическими тропами, фигурами, с манерой и стилем оратора; третье «золотое» правило риторики требует творческого процесса подготовки оратором выступления: написания плана речи, обоснованности, доказанности каждого суждения в плане, требует от оратора уверенности в истинности каждого из высказанных им суждений.

Предполагается, что вступающие в речевое общение, соблюдают некоторые социальные аксиомы, вне которых невозможно достижение коммуникации. Прежде всего, говорящим запрещается своей речью наносить слушающему оскорбления, обиду, показывать свое пренебрежение. Требуется соблюдать вежливость и доброжелательность в процессе общения. Необходимо учитывать возраст, пол, служебное или общественное положение адресата и другие его социальные роли в процессе общения. Необходимо стараться смягчить свою речь, снимать излишнюю категоричность, быть скромным в самооценках, не навязывать свое «я» или, как говорят, проникнуться «эмпатией». Следовательно, необходимо ставить в центр внимания слушающего.учитывая его личность, осведомленность о теме, степень его заинтересованности. Говорящему надо уметь выбрать тему для разговора, в котором могли бы участвовать партнеры. Разговоры в гостях часто наполнены т.н. «пустой» болтовней, но в ней нуждаются, так как она несет социальную информацию о желательности общения, контакта. Однако в целом говорящий должен стремится к нетривиальным сообщениям. А.П. Чехов, характеризуя неинтересного в общении, скучного, нудного человека, вкладывает в его уста тривиальности, выражения типа: «Волга впадает в Каспийское море. Лошади кушают овес» и т.п. Эти самоочевидные сообщения вызывают раздражение слушателя. Говорящий должен помнить, что порог смыслового восприятия и концентрация внимания у слушателя ограничены. Исследования показывают, что наиболее благоприятная длина устного высказывания равна 5-9 словам, а время устного сообщения без паузы не более полутора минут. Рекомендуется использовать следующие средства пробуждения внимания: паузы, повторные обращения, апелляция к слушающему и т.п. Время от времени следует вводить в свой текст слова, которые в лингвистике называются метакоммуникативными, т.е. такими, которые информируют о намерениях оратора ввести новый кусок текста, о последовательности мыслей и т.д.: Мы с вами уже раньше говорили о…, Вернусь к сказанному ранее…, Теперь мы с вами рассмотрим…

Кроме того, следует помнить, что вас не только слышат, но и видят, следовательно, принимают множество сигналов невербальной коммуникации: жесты, мимику. Следует сохранять принятую в данной национальной и социальной культуре дистанцию между собой и партнером.

Прежде, чем мы рассмотрим правила для слушающего, отметим разницу в понятиях слышать и слушать. Слышать – обладать слуховой способностью, физически воспринимать звук; а слушание – это процесс осознанного познавательного действия, сосредоточения на воспринимаемом, понимание значения воспринимаемых звуков. Слышать поэтому еще не означает умения слушать то, что говорится. Умение слушать – одно из основных умений, которое важно для речевой коммуникации. Оно является одним из критериев коммуникабельности человека. В ходе специальных исследований было установлено, что в среднем человек тратит 29,5 % времени на слушание, 21,5% - на говорение, 10% - на письмо. Ученые, кроме того, обнаружили существенный разрыв между аудиторией и оратором. Экспериментально установлено, что при восприятии речи на слух человек в среднем достигает только 25%-ного уровня эффективности за десять минут. Даже в неофициальной беседе слушатель усваивает в среднем не более 60-70% того, что говорит собеседник. Что же является причиной такого разрыва?

Основные недостатки современного слушания: 1) бездумное восприятие, когда звучащая речь является только фоном для какой-либо деятельности (случаем радио, занимаясь домашними делами); 2) обрывочное восприятие, когда интерпретируются только части звучавшей речи; 3) аналитическая узость восприятия, т.е. неумение критически анализировать содержание сообщения и установить связь между ним и фактами действительности.

Чтобы научиться слушать эффективно, необходимо оценить то полезное, что можно извлечь для себя при прослушивании речи, т.е. определить цели, в соответствии с которыми рекомендуется его слушать: получение информации; развлечение; воодушевление; анализ фактов и идей; улучшение собственной речи. Далее необходимо организовать свою работу в процессе слушания в соответствии с принципами эффективного слушания. В свою очередь эти принципы зависят от готовности и желания аудитории слушать, а это определяется следующими факторами: отношением слушателей к речи; интересом к ней; мотивацией слушателей; эмоциональным состоянием (человек слушает то, что доставляет ему удовольствие). Как можно улучшить навыки слушания? Поза, голос и движения оратора могут быть такими же значимыми для слушания, как и содержание речи. Слушатель должен работать более напряженно, чтобы понимать информацию. В качестве вспомогательных средств, улучшающих навыки слушания, можно назвать следующие: умение концентрироваться на содержании; умение анализировать содержание; умение слушать критически; умение конспектировать.

Важнейшее из них – умение концентрироваться. Оно складывается из следующих стадий:

    займите объективную позицию по отношению к говорящему;

    вспомните, что вы уже знаете о предмете речи;

    продумайте тему и попробуйте угадать, как говорящий может ее развить;

    постарайтесь предугадать события;

    подумайте, чем основное содержание речи может помочь вам;

    создайте интерес к предмету речи;

    выключите свои эмоциональные блоки.

Как вы видите, концентрация требует определенных усилий, необходимо постоянное, а не периодическое внимание к теме рассуждения. Нерегулярное слушание препятствует пониманию идеи речи, надо стараться игнорировать отвлекающие факторы (внешний шум, опоздавшие к началу выступления, неудобное положение, отсутствие интереса к теме).

Для слушания не менее важны и остальные факторы.

Навыки активного слушания можно развить, соблюдая следующие правила эффективного слушания:

    Настройтесь на тему беседы, ощутите внутреннюю заинтересованность;

    Сядьте поудобнее, но не расслабляйтесь. Правильная поза помогает сосредоточиться;

    Во время беседы не смотрите на посторонние предметы – это отвлекает, нервирует собеседника;

    Слушайте с интересом – это помогает создать атмосферу взаимной симпатии и уважения;

    Не прерывайте партнера в разговоре, дайте ему возможность выскзать свою мысль до конца;

    Слушая, старайтесь выделять главные мысли говорящего и старайтесь правильно понять их;

    Быстро сопоставляйте полученную информацию с собственной и сразу мысленно возвращайтесь к основному содержанию разговора;

    По ходу беседы старайтесь прогнозировать то, что будет сказано дальше;

    Не спешите с оценкой результатов беседы. Выслушайте все полностью, а затем оценивайте.

Правила слушания и говорения рассматриваются и в одиннадцатой лекции, где они анализируются с точки зрения речевого этикета.

Для достижения эффективного речевого общения необходимо использовать разговорность речи, как самый естественный стиль общения; зрительный контакт в процессе общения; голосовой контакт, сопутствующий зрительному контакту. Вместе с тем важно и содержание речи, как мы готовим речь. Об этом в следующей лекции.

Лекция 9. Методика подготовки речи.

    Основные фазы ораторского искусства. Определение темы и цели ораторской речи. Правила цитирования.

Аристотель определял риторику как «способность находить возможные способы убеждения относительно каждого данного предмета». Действительно, цель любого выступления состоит в том, чтобы убедить аудиторию в правильности тех или иных положений, достичь этого можно влияя на обе сферы человеческой психики – рациональную и эмоциональную. Эти сферы неразрывно связаны.

Кроме того, каждая речь – это поступок. Всякий поступок имеет ближайшие и отдаленные последствия. К этому сводятся и два важных риторических понятия: эффективность и влиятельность речи. Эффективность означает умение выиграть речь, добиться цели, которую оратор ставит перед собой: например, информировать о чем-либо, объяснить что-либо, добиться чего-либо и т.д. Влиятельность речи состоит в завоевании доверия и авторитета оратора на будущее. В принципе эффективная речь рождает влиятельность. Влиятельным называют того оратора, сама личность которого уже склоняет аудиторию в пользу его речи. Влиятельным оратором может быть только такой, речи которого принесли аудитории пользу и аудитория об этом хорошо знает.

Однако можно выиграть в эффективности и проиграть во влиятельности. Чтобы добиться влиятельности как отдаленного результата речи, надо его предвидеть.

Изменился ли сам процесс разработки речи за прошедшие века? Нисколько! Только сложнее стало ориентироваться буквально в океане литературы, находить новое, устанавливать связи с уже имеющимися знаниями.

Древние греки считали, что для достижения успеха оратор должен научиться правильно строить речь, а для этого надо четко знать, что сказать, где сказать и как сказать. Ответ на эти три вопроса давал классический риторический канон, разработанный Аристотелем: изобретение содержания (инвенцио), расположение (диспозицио), словесное выражение (элокуцио), запоминание (мемориа), произнесение речи (акцио). Эти этапы и их последовательность обусловлены теми операциями, которые производит человек, создавая различные виды выступлений. Выступление убедительно, когда выполнены два условия: 1) Уровень культуры речи убеждающего достаточно высок; 2) Оратор хорошо подготовился к выступлению. Постоянная работа над собой – залог обретения высокой культуры и профессионализма.

Рассмотрим подробнее этапы работы над речью от формулирования темы до размышления над ошибками и недостатками после произнесения речи.

Ораторская речь – речь подготовленная, что определяет ее стилистические особенности, которые проявляются в зависимости от аспектов подготовки. Существуют три основные фазы ораторского искусства: докоммуникативная (подготовка речи); коммуникативная (произнесение речи); посткоммуникативная (оценка речи).

Докоммуникативная фаза включает выбор темы, определение цели и вида речи; подбор материалов к речи; логическая организация речи; доказательство и аргументация; работа над языком и стилем выступления.

Коммуникативная фаза состоит из: поведения на трибуне, управления аудиторией; техники произнесения речи; ведения спора и ответа на вопросы.

В посткоммуникативную фазу входят: анализ проведенного выступления; совершенствование подбора материалов к выступлению; прогнозирование вопросов аудитории.

Всякое устное выступление строится по законам мышления и законам ораторского искусства. Необходимо, прежде чем произнести речь, ответить на вопросы: о чем я буду говорить? Зачем выступаю? Чего хочу добиться?

О чем говорить – это тема речи. При этом возможны различные ситуации. Иногда тему выступления задают, в этом случае оратору необходимо ее конкретизировать, уточнить. Нередко тему выступления выбирает сам оратор. Из чего следует исходить, выбирая тему? Из своего личного опыта, знаний по выбранной теме, учитывать интерес темы для слушателей.

Выбрав тему, необходимо подумать о ее формулировке. Название должно быть ясным, четким, по возможности кратким. Длинные формулировки, названия, включающие неизвестные слова, отталкивают слушателей. Название должно привлекать внимание слушателей, соответствовать основной идее и содержанию темы. Следует избегать слишком общих названий. Когда известному своими атеистическими выступлениями И.А.Крывелеву предложили прочесть лекцию на тему: «Классовая сущность христианства», он сказал: « Я против названия. Потому что, если оно останется таким, никто не придет. Пусть тема называется: «Споры о личности Христа», а говорить я буду приблизительно то же…».Уже в формулировке должна быть интрига. Тема может непосредственно выражать главную идею речи, иногда название темы дается в виде вопроса, на который следует дать ответ. Удачная формулировка темы выступления определенным образом настраивает аудиторию, готовит ее к восприятию речи.

Любое выступление, любая публичная речь произносится с определенной целью. Говорящий должен ясно представлять, для чего, с какой целью он произносит речь, какой реакции слушателей добивается. Цель содержит желаемый от выступления результат. Цель выступления нельзя отождествлять с темой. Результат от выступления не всегда бывает немедленно ощутимым, он может проявиться в будущем. Все в выступлении должно быть подчинено достижению цели: и композиция, и примеры, иллюстрации, и стиль, и средства выразительности.

Как говорил К.С.Станиславский, следует определить «Сверхзадачу» – центральную мысль, главную идею, основную целевую установку. Сверхзадача – это ваша точка зрения на материал темы. В короткой речи задача чаще всего представлена в самом начале. Целевая установка речи складывается как бы из двух компонентов: задачи , направленной на разъяснение, оценку тех или иных фактов, аргументов, позиций, и сверхзадачи , имеющей эмотивно-побудительный характер. Формулируя задачу речи, оратор отвечает на вопрос, зачем он выходит на трибуну. Всегда следует стремиться, чтобы задача речи была понятна слушателям уже с первых слов. Едва ли речь окажет побуждающее воздействие на человека, если его энергия уходит на то, чтобы разгадать намерения оратора. Задача как бы предъявляется слушателям, а сверхзадача скрыта от прямого воздействия и действует подспудно. Это – скрытая идея, которая внушается слушателям путем воздействия на их чувства и подсознание. Представим такую ситуацию: скоро выборы, некто собирается баллотироваться в депутаты, но официально предвыборная компания не началась, и вдруг его приглашают выступить на заводе и рассказать об экономической политике правительства. Человек помнит, что перед ним его будущие избиратели и, рассказывая о политике правительства, ему необходимо продемонстрировать свою эрудицию, хорошую экономическую подготовку, способность защищать интересы народа и т.д. Значит, сверхзадачей его речи будет стремление завоевать сердца слушателей, расположить их к себе.

В зависимости от целей различают три вида речей: информационные, агитационные и развлекательные. Разумеется, часто бывает так, что мы ставим несколько целей, но каждый раз одна цель будет самой важной, а другие – вспомогательными.

Информационная речь имеет целью передачи сведений, она дает новые знания, новые представления о предмете. Такая речь должна соответствовать запросам аудитории, будит пытливость и любознательность слушателей.

Агитационная речь имеет целью повлиять на чувства, убеждения или поступки слушателей. В зависимости от конкретной цели здесь выделяются следующие типы речей: воодушевляющая речь, убеждающая и призывающая. Воодушевляющая речь наиболее близка к информационной, однако она должна не только апеллировать к любознательности, но и содержать прямой призыв к чувствам. Такая речь затрагивает личные интересы слушателей, а потому вызывает либо гнев, либо ненависть, либо любовь к ближнему, либо патриотические чувства, либо восторг, либо благодарность и т.п. Так, большинство речей на политических митингах с оценкой положения в стране, речи на юбилеях и при подписании важных документов являются воодушевляющими. Убеждающая речь имеет своей целью различными методами склонить аудиторию к тому, чтобы согласится с оратором в спорном вопросе. Она должна повлиять на образ мышления и поведения человека, но не содержит непосредственного призыва к действию. С такой речью оратор выступает в критически настроенной аудитории. Чем более критически настроена аудитория к идеям оратора, тем больше искусства требуется, чтобы переубедить ее. Призывающая речь содержит прямой призыв к совершению действия слушателями. Призыв бывает прямым либо косвенным. Фактически это одна из наиболее часто встречающихся разновидностей агитационной речи. Наиболее успешной такая речь бывает в том случае, когда аудитория еще не знакома с проблемой, не имеет собственного мнения.

Программа

Дисциплина «Отечественная культура» призвана дать целостное представление о сложном и противоречивом процессе развития отечественной культуры. В ходе изучения дисциплины студенты должны познакомиться с культурно-историческими ценностями,

  • Программа и контрольные задания по учебной дисциплине «история экономики» для студентов заочной формы обучения всех специальностей москва, 2005

    Программа

    Программа и методические указания к выполнению контрольных заданий по учебной дисциплине «История экономики». Составители: Г.П. Вощанова, Г.С. Годзина, ГУУ: М.

  • Программа и контрольные задания по учебной дисциплине «отечественная история» для студентов заочной формы обучения всех специальностей Москва 2003

    Программа

    В социально-гуманитарной составляющей подготовки специалиста с высшим образованием знание истории способствует его профессиональному становлению и гражданскому воспитанию.

  • Программа, контрольные задания и тематика курсовых проектов по учебной дисциплине «мировая экономика» для студентов заочной формы обучения всех специальностей

    Программа

    Учебная программа по дисциплине «Мировая экономика» разработана в полном соответствии с утвержденным и введенным в 2 г. Министерством образования Российской Федерации Государственным образовательным стандартом высшего профессионального

  • Как и любое другое дело, ораторское искусство имеет свои основные правила, главная цель которых сводится к правильному управлению элементами речи и применению разнообразных речевых приемов и принципов в зависимости от ситуации. Так речь становится более понятной, интересной и, как следствие, лучше воспринимается и оказывает большее влияние на сознание слушателя. Давайте коротко поговорим о главных принципах ораторского искусства.

    Забудьте о себе и займитесь делом

    Лишь неуверенный оратор зациклен на себе, его беспокоят негативные мысли, страх провала. Такое волнение и внимание к себе неизбежно делает его скованным, неуверенным, он часто путается в словах и запинается. Что мешает вести себя перед публикой так же, как в компании друзей? Что не дает нам раскрепоститься? Только внутренние установки. Если полностью увлечься выступлением, забыть о себе и отбросить посторонние мысли, Вас просто не останется на волнение. Именно поэтому это правило называют принципом уверенности.

    Хороший оратор - хозяин положения

    При выступлении некоторых ораторов создается впечатление, что они сделали что-нибудь постыдное, что их грызет совесть, они пугаются каждой посторонней фразы или вопроса, произнесенного слушателем, пытаются подробно ответить на каждый неуместный вопрос и как будто ждут указаний от своей аудитории. Выглядит жалко, поэтому нельзя забывать, что на время выступления оратор должен стать лидером аудитории, вести ее по своему усмотрению, а не искать советов в зале. Для этого вовсе не нужно хамить, проявлять диктаторский стиль в общении. Необходимо внимательно и с пониманием относиться к слушателям, но не забывать вести разговор в нужном ключе. Необходимо в полной мере владеть ситуацией и строго следовать своему плану, а у слушателей должно сложиться впечатление, что оратор знает, чего хочет.

    Будоражьте аудиторию

    Если этого не делать, то слушатели займутся собой. Некоторые ораторы действуют на слушателей лучше, чем снотворное. Они просто бубнят себе под нос что-то бессвязное. Аудиторию нужно увлекать, а иначе Вы просто утомите слушателей и будете испытывать их терпение. Если у Вас скучный научный доклад, старайтесь разбавлять его интересными фактами, поддерживать внимание слушателей. В противном случае Вы будете награждены громкими овациями за то, что закончили свою речь. Согласитесь, мало, кому это понравится.

    Принцип спектакля.

    С начала времен публика требовала хлеба и зрелищ. Именно второе Вы и должны им дать. Люди всегда были готовы платить деньги за походы в театры, кино, цирк, на представления. Подсознательно аудитория хочет увидеть некоторое шоу. Лучше всего оправдать это желание слушателей. Для этого нужно сделать свое выступление ярким и насыщенным, а не вяло читать текст по бумажке. Попробуйте превратить свое выступление в какой-нибудь занимательный спектакль.

    Добавьте разнообразия

    Прогремевший гром сменяет установившуюся тишину. Подсознательно человек воспринимает не столько сами звуки, краски мира, окружающие нас явления, сколько контраст. Ко многим вещам мы привыкли и уже перестаем замечать. Соответственно, чтобы сделать речь более привлекательной и разнообразной, в нее нужно вносить как можно больше разнообразия. Разнообразие должно присутствовать во всем, кроме дикции, которая должна оставаться четкой в любой ситуации. Меняйте стиль речи, тон голоса, темп, применяйте разные эмоциональные оттенки, активно используйте жесты, перемещайтесь, если есть такая возможность. Не помешают в выступлении различные паузы. Такая речь лучше привлекает внимание, заставляет слушать с удовольствием, лучше воспринимается и запоминается и, как следствие, отдача от нее становится куда больше. Совсем не то, что скучный и монотонный рассказ, вызывающий желание поспать или уйти поскорее. Старайтесь говорить как можно разнообразнее, разбавляя нудный текст шутками и интересными отступлениями.

    Хотите быть интересным - заинтересуйте

    А ведь действительно, чтобы речь не была забыта на следующий день, нужно заинтересовать слушателей, не говорить безучастно и монотонно. Для хорошей речи необходим энтузиазм. Постарайтесь сделать свою речь как можно более интересной, и она обязательно заинтересует слушателей. Постарайтесь включать в речь как можно меньше скучных фактов и «сухих» цифр. Это утомляет и не имеет практически никакого эффекта.

    Ответственность за непонимание полностью лежит на Вас

    Какое оправдание не придумывал бы говорящий, вся вина за непонимание слушателями лежит исключительно на нем. Оно не может оправдаться неповоротливыми мозгами слушателей, отвлекающейся публикой. Если оратор бросает в сторону аудитории фразы с нотами недоумения от того факта, что его не понимают, он изначально абсолютно не прав. Таким вот нехорошим образом он пытается переложить ответственность на публику. Нужно выстраивать свою речь и говорить так, чтобы Вас просто невозможно было не понять. Все фразы должны быть просты и однозначны.

    Претензии к слушателям неуместны

    Хоть в большинстве случаев слушатели вполне дисциплинированны и прекрасно понимают как нужно вести себя в обществе, попадаются и такие, которым такие правила не ведомы. Слушатели нередко бывают болтливыми, агрессивными, надменными или просто нетрезвыми. Естественно, они будут серьезно мешать выступлению. Хоть иногда буйного студента можно удалить из аудитории, но обычно такой подход лучше всего исключить. Как бы вызывающе не вел себя слушатель, как бы не мешал, не отвлекал, не задавал неуместные вопросы, не перебивал, не стоит предъявлять претензии. Какой бы не была аудитория, вести себя с ней нужно всегда тактично и воспринимать такой, как есть.

    Исчерпывайте тему, а не терпение аудитории

    Время - главная ценность в жизни, ведь оно, по сути, и есть жизнь. Наша жизнь измеряется прожитыми минутами и тем, как этим временем мы распорядились. Если воровать деньги считается преступлением, то попусту отнимать у человека время обществом не порицается. Не стоит бесполезно тратить свое время и время слушателей, не ждите, пока они захотят уйти, заканчивайте говорить раньше, не воруйте у них частичку жизни.

    Принципы ораторского искусства - это лишь векторы, которые задают общее направление в словах и действиях. Во всем должна быть мера, придерживайтесь золотой середины. Данные принципы нужно применять в определенных количествах и только тогда, когда того требует ситуация, ведь аудитория и обстановка может быть разной, а правила далеко не универсальны. Приглашаем посетить наш тренинг, посвященный ораторскому искусству, в Харькове . Это настоящий концентрат полезной информации, он помог сотням людям, теперь и Ваша очередь!

    Ефремов Сергей "9 главных принципов ораторского искусства"

    Римская риторика связывается обычно с именем Цицерона (Marcus Tullius Cicero ) (106 - 43). Это политический деятель, оратор, писатель. В политическую жизнь вошёл как "новый человек", всем обязанный лишь своему ораторскому дару. Он пытался остановить развал Римской республики и наступление следующего неизбежного исторического этапа развития – империи, поплатившись за это головой в буквальном смысле. Слишком уповая на силу человеческого слова, он показал предел, за которым кончается его могущество.

    Уважение к ораторскому слову было в Риме древним и традиционным. Считалось, что как на войне римлянин служит своему отечеству с оружием в руках, так в мирное время он служит ему речами в сенате и народном собрании. "Vir bonus dicendi peritus " - "достойный муж, искусный в речах", - так определяет идеал древнего римского оратора Катон Старший. Однако чтобы правильно понять его, следует помнить, что "достойный муж" в латинском языке тех времен - синоним аристократа. Идеал красноречия был тесно связан с политическим идеалом, и когда был брошен вызов отжившему свой век политическому идеалу древней римской аристократии, заколебался и ораторский идеал.

    К новому красноречию греческого типа Рим пришел в бурный век гражданских войн. Поднимающаяся римская демократия - всадники и плебеи - в своей борьбе против сенатской олигархии нуждалась в действенном ораторском искусстве.

    В Риме появились школы греческих риторов - сперва вольноотпущенников, потом свободных приезжих учителей. Обеспокоенный сенат стал принимать меры. В 173 и 161 гг. были изданы указы об изгнании из Рима греческих философов и риторов. Это не помогло: поколение спустя в Риме вновь свободно преподают греческие риторы, и появляются латинские риторы, преподающие на латинском языке и довольно удачно перерабатывающие греческую риторику применительно к требованиям римской действительности. Их уроки более доступны и этим более опасны, поэтому сенат оставляет в покое греческих риторов и обращается против латинских: в 92 г. лучший сенатский оратор Луций Лициний Красc в должности цензора издает указ о закрытии латинских риторических школ как заведений, не отвечающих римским нравам. Этим удалось временно покончить с преподаванием латинской риторики, но с тем большим усердием обратились римляне к изучению риторики греческой. С каждым днем все больше молодых людей отправлялось из Рима в Грецию, чтобы у лучших преподавателей учиться греческой культуре слова и мысли.

    Цицерон принадлежал к всадническому сословию. Положение всадничества в римской сословной системе было двойственным: оно было экономически могущественно и политически бесправно. Первая черта сближала его с правящим сенатским сословием, вторая черта сближала его с восстающим на сенат бесправным плебейством. В результате на долю всадничества выпадала незавидная роль политических соглашателей: когда сенатское сословие непримиримо упорствовало в своей монополии на власть, всадничество блокировалось с плебсом и шло против сената в первых рядах оппозиции, но как только сенат шел на уступки и делился долей власти с младшим сословием, всадничество меняло фронт и решительно выступало против дальнейших притязаний своего вчерашнего союзника, плебса. Сенатская знать презирала всадников как выскочек, плебейство сторонилось их как изменников. Именно эта картина постоянных политических колебаний остается типичной для всаднического сословия в целом, и именно жизненный путь Цицерона служит этому самым ярким примером.

    Цицерон родился 3 января 106 г. до н. э. в Арпине, маленьком городке Лация, во всаднической семье. Отроческие и юношеские годы он провел в Риме. Здесь на форуме Цицерон слышал лучших ораторов своего времени - Красса, Антония, Сульпиция, Котту; у родосского ритора Аполлония Молона, преподававшего в это время в Риме, он учился греческому красноречию; знаменитый трагик Акций и греческий поэт Архий руководили им в чтении поэтов; эпикуреец Федр, стоик Диодот и приехавший в Рим академик Филон Ларисский были его наставниками в философии.

    Когда Цицерон впервые выступил с речью на форуме, в Риме правил Сулла. Диктатура Суллы, жестокая и кровавая, была своеобразной попыткой утвердить аристократическую республику методами деспотической монархии. Оппозиция против Суллы (конечно, тайная и робкая) объединяла не только всадников и плебс, но и многих представителей сенатской знати. К этой оппозиции примкнул и молодой Цицерон. В одной из своих судебных речей он задел влиятельного вольноотпущенника Суллы, в другой поставил под сомнение один из законов Суллы, - выпады мелкие, но достаточные, чтобы привлечь неблагосклонное внимание правителя.

    Цицерон, всегда осторожный, начинает беспокоиться за свою судьбу, и после трех лет удачной адвокатской практики неожиданно покидает Рим. Он едет в Грецию, слушает в Афинах ученика Филона - Антиоха Аскалонского, объезжает города Малой Азии с их славными риторическими школами и на целый год остается на Родосе, где под руководством Молона изучает Демосфена, стараясь достичь в своих речах его силы и избавиться от чрезмерной пышности.

    Только после смерти Суллы, в 77 г. двадцатидевятилетний Цицерон возвращается в Рим. Он вновь принимается за адвокатскую практику и очень успешно. Каким особенностям своего красноречия был обязан Цицерон этим успехам?

    Во-первых, своей теоретической – философской и риторической - подготовке.

    Во-вторых, своему художественному вкусу.

    В-третьих, своему умению возбуждать в слушателях страсть (его исполнительский принцип формулировался так: слушатель должен быть потрясён).

    Годом политического признания для Цицерона был 70 год, когда в Консульство Помпея и Красса, двух вождей демократического блока, были окончательно отменены последние остатки сулланского режима. Победа реставрации должна была завершиться громким судебным процессом - расправой с Верресом, наместником Сицилии, одним из ставленников аристократической реакции. Этот процесс был поручен Цицерону, который провел его блестяще. Веррес удалился в изгнание, не дожидаясь конца процесса, его адвокат, знаменитый Гортензий, отказался от защиты, триумф был полный.

    С этих пор Цицерон переходит от должности к должности при единодушной общей поддержке. В 63 г. Цицерон делается консулом (высшая должность в республике) и наконец-то приступает к практическому осуществлению своей мечты - "согласия сословий". Обстоятельства ему благоприятствовали: в Италии было неспокойно, носились слухи о волнениях рабов, у всех еще свежо было в памяти восстание Спартака, и перед лицом общей угрозы сенат, всадники и народ предпочитали жить в мире. В самый год консульства Цицерона был раскрыт заговор Катилины - дерзкая и широко задуманная попытка государственного переворота. Цицерон воспользовался призраком анархии, чтобы еще теснее сплотить все сословия на защиту государства. Наделенный чрезвычайными полномочиями, при поддержке сената и ликовании народа он изгнал из Рима Катилину и казнил его ближайших сообщников. Народ прославлял его как второго основателя Рима, сенат наградил его небывалым почетным титулом "отец отечества". Казалось, что Цицерон достиг пределов своих желаний.

    Однако этот высший взлет был для него началом падения. "Согласие сословий", созданное им, было недолгим и непрочным: оно рассыпалось, как только миновала непосредственная опасность. Сенатская аристократия не хотела поступаться своими интересами ради интересов других сословий, а демократы не могли простить Цицерону его расправу с катилинариями.

    В 58 г. по требованию плебейского вождя Публия Клодия, личного врага оратора, за расправу с сообщниками Катилины Цицерон был объявлен вне закона и вынужден удалиться в изгнание в Фессалонику. Правда, через полтора года ему удалось вернуться. Практическая недостижимость желанного политического идеала уже была ясна для него, и он торопится хотя бы письменно, хотя бы в теории запечатлеть свою несбывшуюся программу. Он пишет свои первые теоретические трактаты: "Об ораторе" (55 г.), "О государстве" и "О законах" (54-51 гг.).

    В 51 г. неожиданное назначение наместником в провинцию: полтора года провел Цицерон в глухой Киликии, приводя в порядок налоги и воюя с горными разбойничьими племенами. А когда в последних числах 50 г. он вернулся в Италию, политическое положение в Риме уже совершенно переменилось. Юлий Цезарь, завоеватель Галлии, с мощным войском стоял на пороге Италии, требуя себе власти; страх перед общей угрозой объединил против него аристократию во главе с сенатом и умеренную демократию во главе с Помпеем; начиналась гражданская война, и обе стороны рады были привлечь к себе лучшего римского оратора.

    Казалось, выбор Цицерона был предрешен: в союзе Помпея и сената ему вновь виделся образ долгожданного "согласия сословий" против грозящей тирании. Но и тут идеальные понятия Цицерона-философа сковали действия Цицерона-политика: гражданская война казалась ему таким гибельным ужасом, что он не хотел встать ни на чью сторону, пока не будут исчерпаны все средства примирения. Сперва он дожидается в Италии Цезаря и тщетно просит его не преследовать помпеянцев; потом он переправляется в Македонию к Помпею и убеждает его не отказываться от перемирия; разумеется, никто его не слушает. Скрепя сердце, он остается в лагере Помпея, хотя обреченность республиканцев ему ясна; но при первой вести о разгроме Помпея при Фарсале летом 48 г. он покидает Македонию и возвращается в Италию. В течение одиннадцати месяцев он живет в Брундизии, томясь неизвестностью своей судьбы. Наконец, в сентябре 47 г. через Брундизий проезжает победоносный Цезарь, ласково принимает Цицерона и позволяет ему вернуться в Рим.

    С этих пор Цицерон живет то в Риме, то в своих поместьях, усталый и глубоко подавленный. Форум для него закрыт… Теперь Цицерон живет в полном уединении, целиком отдавшись литературной работе – пишет трактаты об ораторском искусстве.

    В марте 44 г., в Риме под кинжалами заговорщиков погиб Юлий Цезарь. Мгновенно государство очутилось вновь на пороге гражданской войны. Вначале была еще надежда, что все обойдется мирно, как обошлось когда-то после отречения Суллы; но достичь мира не удалось. Консул Антоний, мечтая о диктатуре, собирал войска, чтобы мстить за Цезаря; приемный сын Цезаря, девятнадцатилетний Октавиан, собирал войска, чтобы защищать сенат.

    Брут отправился на Восток, чтобы закрепить сенатскую власть над провинциями. Цицерон не принимал участия в этих событиях: он видел, что политические счеты будут сводиться уже не речами, а оружием и что ему здесь более нет места. В июле он решает покинуть Италию и уехать в Грецию, где учился в это время сын его Марк; в дороге он отвлекается от горьких мыслей, сочиняя по просьбе одного из друзей "Топику", маленькое пособие по риторике. Но на половине пути в одной из гаваней южной Италии он повстречал Брута, задержавшегося в пути на Восток; и несколько часов их беседы произвели в душе Цицерона последний переворот. Он отказался от поездки, отказался от философского уединения, вернулся в Рим и с мужеством отчаянья бросился в борьбу за спасение республики.

    Теперь он - признанный вождь сената и республиканцев: осенью, зимой и весной 44-43 гг. он произносит перед сенатом и народом четырнадцать речей, которые сам называет "филиппиками" в память о знаменитых речах Демосфена; в них он клеймит Антония и превозносит республику и Октавиана. Последняя филиппика была произнесена в апреле 43 г., это было торжественное славословие первой победе сенатских войск над Антонием при Мутине; а через полгода после этой победы наступило окончательное поражение. Побежденный Антоний и победитель Октавиан сговорились и, вступив в союз, двинули войска на Рим; беззащитный сенат признал за ними высшую власть; политические враги новых правителей были объявлены вне закона и обречены на казнь; одним из первых в перечне жертв был Цицерон.

    Цицерон пытался бежать, но безуспешно. В ночь с 6 на 7 декабря 43 г. он был настигнут и убит на своей формийской вилле. Ему отрубили голову и руки и отнесли их Антонию; Антоний приказал пригвоздить их на форуме перед той трибуной, с которой Цицерон так часто выступал.

    НЕКОТОРЫЕ ПРИНЦИПЫ ОРАТОРСКОГО ИСКУССТВА

    "Говори не так, как тебе удобно говорить,
    а так, как слушателям удобно воспринимать"
    Скилеф

    В любом деле есть свои правила. И в ораторском искусстве тоже. Правила ораторского искусства сводятся к управлению элементами речи, а также к использованию различных речевых приемов и принципов , чтобы речь была понятной, интересной и, как следствие - более влиятельной. Поговорим вкратце о некоторых принципах ораторского искусства. Забудь о себе, займись делом

    Это принцип уверенности. Неуверенный оратор озабочен собой. Его тревожит мысль: а вдруг обо мне плохо подумают? Его волнение прожорливо и съедает часть его внимания - именно поэтому скованный оратор запинается и путается. Ничто, кроме собственных установок, не мешает нам перед аудиторией быть такими же раскрепощенными, как у себя дома. Увлекайтесь выступлением, и вас не останется на волнение . Оратор - хозяин положения

    Некоторые ораторы ведут себя так, будто они в чем-то провинились или не выучили урок - вздрагивают от каждой реплики слушателей, норовят подробно ответить на всякий неуместный вопрос и ждут дальнейших указаний аудитории. Плачевное зрелище.

    Надо помнить, что на время выступления оратор становится лидером аудитории, поэтому должен вести за собой слушателей, а не идти у них на поводу. Это не значит, что при этом нужно непременно воплощать диктаторский стиль - хамить и строжиться. Следует быть мягким к слушателям, но решительно заниматься своим делом. Оратор должен владеть аудиторией и смело воплощать свои замыслы - слушатели должны видеть, что оратор знает, что хочет . Если не будешь будоражить аудиторию, то аудитория займется тобой

    Есть такой тип ораторов - "нудисты". Это те, которые не выступают, а нудят - долго бубнят себе под нос бестолковщину. Кажется, что у них только две задачи - утомить аудиторию и испытать терпение слушателей. Обычно добрые слушатели прерывают речь "нудиста" вопросом: "может тебе заплатить, чтобы ты оставил нас в покое?". Злые - бьют (поэтому "нудист" должен быть проворным - уметь уворачиваться от летящих помидоров и быстро бегать). Терпеливая же публика награждает нудную речь громом аплодисментов за то, что она, наконец, завершилась. Аудиторию нужно увлекать . Принцип спектакля

    Люди любят зрелища и яркие ощущения. Они готовы платить за концерты, театральные представления и аттракционы. Поэтому аудитория в глубине души ждет, когда же перед ней развернут интересное шоу. Такое ожидание слушателей надо оправдать. Яркое выступление развлекает слушателей и оправдывает их ожидания. Вялая же речь вызывает у них ощущение, что они даром тратят время своей жизни. Превратите выступление в интересный спектакль . Хочешь быть интересным - будь заинтересованным

    Этот принцип перекликается с предыдущим. Если излагать свои мысли равнодушно и безучастным тоном, то такую речь вряд ли можно будет назвать исторической. Такая речь будет забыта вскоре после произнесения. Поэтому, чтобы речь была интересной и впечатлила слушателей, выступая, следует постараться. Добавьте в речь энтузиазма . Принцип разнообразия

    Когда мы слышим гром, то это значит, что мы также слышим прервавшуюся тишину - мы воспринимаем не сами звуки, краски и явления окружающего мира, а контрасты между ними. Чем больше в речи контрастов (разнообразия), тем больше она привлекает внимания. Разнообразие должно присутствовать во всех элементах речи (кроме дикции - дикция всегда должна быть четкой): говорить нужно местами ярко, а местами умеренно; с различными эмоциональными оттенками; то громче, то тише; иногда активно жестикулируя и перемещаясь, а иногда стоя неподвижно; изменяя темп речи - быстрей и медленней; тон голоса - выше и ниже. Также использовать паузы различной длинны и так далее. Разнообразная речь напоминает живописный пейзаж, в котором есть лиловый закат и голубое небо, лес и горы, озера, холмы, перелески и т.д. Такая речь привлекает и ее хочется слушать и слушать, в отличие от монотонной, напоминающей пустыню до горизонта. Говорите разнообразно . Ответственность за непонимание целиком лежит на говорящем

    По каким бы причинам не происходило непонимание слушателями смысла речи говорящего - даже, если слушатель имеет неповоротливые мозги и отвлекается - ответственность за непонимание целиком и полностью лежит на говорящем. Это аксиома. Если оратор допускает в адрес аудитории высказывания: "неужели непонятно?" или "какие же вы бестолковые!", то он, мягко говоря, неправ, ибо, таким образом, пытается переложить ответственность на слушателей. Говорите так, чтобы вас нельзя было не понять . Претензии к слушателям неуместны

    Как правило, слушатели в основной своей массе вменяемы и дисциплинированны, но иногда среди них попадаются агрессивные, болтливые и нетрезвые, которые отвлекают и мешают выступать. Конечно, иной раз какого-нибудь нерадивого студента можно и выдворить, чтобы не мешал, но чаще всего такой подход неуместен. Как бы непотребно слушатели себя не вели - ёрзали, шумели, задавали бы ненужные вопросы - не следует предъявлять им претензий: дескать, хватит меня отвлекать, или как же с вами тяжело общаться! Какой бы гиперактивной или безразличной не была аудитория, с ней нужно управиться тактично. Точно так же, как кирпич не виноват в том, что он кирпич, слушатели не виноваты в том, что они такие, какие есть. Будьте снисходительными к аудитории, как галантный кавалер к даме . Исчерпайте тему, а не терпение слушателей

    Говорят, что время - деньги. На самом деле, время больше, чем деньги, ведь время содержит всё, что мы имеем - вся наша жизнь лежит во времени. Парадокс: принято считать, что воровать деньги плохо, а отнимать у человека его время, отвлекая его или заставляя ждать, не зазорно. Утомлять слушателей нудным выступлением - значит, воровать у них частичку жизни. Заканчивайте говорить раньше, чем слушатели того захотят . * * *

    Принципы - это векторы, задающие общее направление. Важно употреблять принципы ораторского искусства к месту и правильно их дозировать, в зависимости от того, на лекции вы выступаете, на митинге или на совещании.


    Переиздание материалов статьи возможно только с обязательными ссылками на сайт (в интернете - гиперссылка) и на автора

    Вы узнаете, что важнейший элемент публичного выступления – взаимодействие с аудиторией. Но как этого добиться? Как сделать свою речь живым выступлением, а не механическим озвучиванием текста?

    Правило 1. Оратор должен ставить аудиторию в центр внимания.

    Это правило каждого мастера ораторского искусства. Составляя выступление, встройте принцип «аудитория в центре внимания» в его ДНК.

    Сосредоточьтесь на ожиданиях и интересах аудитории. Следите за ее реакцией на ваши слова. Если людям стало интересно что-то, чему вы уделяете недостаточно внимания, расширьте эту часть. Если внимание начинает рассеиваться, мобилизуйте его историями, шутками или вопросами залу.

    Если вы волнуетесь, будет трудновато переключиться со своих переживаний на эмоции аудитории. Но стоит вам попробовать, как вы поймете, что это, наоборот, способ, как побороть страх публичных выступлений .

    Правило 2. Оратор должен сосредоточиться на отношениях.

    Если вы поместили аудиторию в центр внимания, то вы уже на правильном пути. Однако это еще не все. Успешное выступление – то, которое проводится с учетом следующих пунктов:

    1. Отношение оратора к аудитории.

    Чтобы сформировать правильное отношение, оратор должен вовлекать аудиторию, вызывать у нее интерес к выступлению. В этом помогут правила эффективного общения .

    Например, Владимир Путин заинтересовал юную аудиторию, показав прием дзюдо.

    Он сделал это во время выступления в спортивной школе.

    1. Отношение оратора к содержанию речи.

    Нужно показывать свой энтузиазм слушателям.

    1. Отношение аудитории к содержанию речи.

    Правильное отношение сформируется, если вы успешно дадите аудитории понять, почему это выступление так важно для нее.

    Например, Стиву Джобсу это удавалось всегда, потому что он умело преподносил новые устройства Apple как что-то, что поможет решить проблемы слушателей.

    На слайде написано: “Телефоны несовершенны. Вызов для целой индустрии”.

    Правило 3. Оратор должен ставить цели выступления.

    Очень многие ораторы путают тему и цель выступления. Тема – это то, о чем вы собираетесь говорить. Она очень важна, но есть еще и цель – чего вы хотите добиться, давая людям эту информацию.

    Правило 6. Оратор должен уметь отвечать на вопросы.

    Блок вопросов и ответов в конце речи – еще один шанс убедить аудиторию. Особенно если вы не успели уделить внимание чему-то в самой речи. Но эта часть выступления может оказаться непредсказуемой. Поэтому самое главное для оратора – не теряться.

    Например, вот как Владимир Путин с юмором отвечает на неожиданные и непонятные вопросы: