По тексту Ходасевича До отставки Гавриил Романович Державин любил (ЕГЭ по русскому). Проблема отношения к простым людям

Гавриил Романович Державин известен нам не только как поэт и драматург, но и как человек государственный. Обладающий чувством собственного достоинства и справедливости, не способный к лицемерию, прямой и решительный, он не сделал карьеры. Но его по праву можно назвать истинным гражданином России.
До конца жизни Державин оставался верен своим принципам и убеждениям, «работал не покладая рук» на благо «общественное» - и это одна из проблем, затронутых автором данного текста. В.Ф. Ходасевич рассказывает о поэте, поселившемся после отставки в принадлежащем ему имении Званка. Здесь Державин, «на дне души» которого таилась обида к «неблагодарным», кому он немало «служил на своем веку», чувствующий себя «как бы гостем в самой России», часто размышлял о всемирной истории. Все больше убеждался, как «отвратительны дела тех, в чьих руках была судьба человечества».
Занимавший важные административные должности, «обласканный» и отдаленный «тремя царями» поэт боролся против беззакония и несправедливости «властителей и судий». «Ваш долг есть: сохранять законы», - обращался он к ним в своем известном стихотворении. И, живя в Званке, оказавшийся «не у дел государственных» Державин снова мог бы гневно возмутиться:
Не внемлют! - видят и не знают!
Покрыты мздою очеса:
Злодействы землю потрясают,
Неправда зыблет небеса.
«Ворча на сильных, все более любил слабых», - пишет в своей статье о поэте В.Ф. Ходасевич. «Обыкновенные» люди казались Державину «жертвами исторических великанов». «Без помощи, без обороны сирот и вдов не оставлять,.. несчастливым подать покров…», - об этом тоже, по убеждению поэта, обязаны заботиться сильные мира сего. Доверив все хозяйственные дела по имению жене Дарье Алексеевне, он «без улыбки,… даже без добрых слов», но «деятельно» проявлял заботу о бедных мужиках, нищих, слугах. Легко «давал взаймы - без отдачи», не был строг к «оплошным» приказчикам. Завел в Званке больницу для крестьян.
Г.Р. Державин «хотел устроить жизнь ко благу - личному и общественному». Считаю, что к этому всегда должен стремиться каждый человек. Безусловно, наша современная жизнь во многом отличается от жизни прежних поколений людей. Теперь человек может рассчитывать на помощь и защиту со стороны государства. У каждого из нас есть возможность бесплатно учиться, получать медицинскую помощь, посещать спортивные залы и библиотеки.
Но, к сожалению, и сейчас мы иногда слышим о «неправедных» делах людей, находящихся у власти, встречаемся с нечестными чиновниками, несправедливыми судьями. Многие состоятельные люди, предпочитая жить богато и красиво, не торопятся жертвовать своими средствами на благотворительные цели.
Думаю, каждый из нас хочет жить в богатом, процветающем государстве. Для этого нужно быть настоящими гражданами своей страны, для которых одинаково важны личное благосостояние и благополучие Родины.


В своём тексте В. Ф. Ходасевич, русский поэт и критик, поднимает важную проблему: власть.

В небольшом по объему, но ёмком по содержанию тексте автор освещает жизнь русского поэта и государственного деятеля Г. Р. Державина после его отставки со службы. Отойдя от государственных дел, Гавриил Романович Державин находился в деревне Званка. Он часто размышлял о всемирной истории и все больше утверждался во мнении: «…мир прекрасен, но история отвратительна. Отвратительны дела тех, в чьих руках была судьба человечества». Поэт с ужасом понимал, что из-за действий «исторических великанов» страдали и продолжат страдать тысячи обычных людей.

Позиция автора однозначна. В. Ф. Ходасевич убеждён, что Г. Р. Державин презирал правителей и вельмож, которые распоряжались людскими судьбами и превращали простой народ в «пушечное мясо истории». И автору текста, и Г. Р. Державину ненавистна мысль, что из-за решений людей, занимающих более высокое положение в обществе, страдают другие, ни в чём невинные, обыкновенные, «маленькие» люди.

Я полностью разделяю позицию автора. Действительно, на протяжении всей мировой истории тысячи людских жизней находятся в руках правителей и государственных деятелей. Очень часто за их неверные решения и ошибки расплачиваются своей жизнью простые люди. При этом зачастую действия правителей, направленные на благо государства, ущемляют интересы народа и делают их жизнь только хуже. Приведу литературные аргументы, подтверждающие мое мнение.

Во-первых, обратимся к поэме А. С. Пушкина «Медный всадник». В начале произведения рассказывается о том, как царь Пётр 1 принимает решение строить новую столицу на берегу реки Невы. Проходит сто лет, город построен, и в нём живут люди. Мелкий чиновник Евгений, живущий здесь, мечтает о счастливой жизни вместе со своей возлюбленной. К несчастью, девушка гибнет при очередном разливе реки, на которой стоит город. Это разрушает мечты Евгения на счастливую жизнь, сводит его с ума и убивает. В произведение показано, как из-за решения царя построить город на берегу реки страдает простой человек.

Во-вторых, рассмотрим роман-антиутопию Дж. Оруэла «1984». В произведении мы видим государство, где все жители должны быть согласны с политикой партии. В стране действует «полиция мыслей», основной задачей которой является отслеживание неправильно мыслящих людей. Так, государство пренебрегает личным пространством людей ради предотвращения возможности свержения власти.

Текст задел меня за живое, заставил задуматься о том, что жизнь многих обычных людей зависит от решений правителей. К сожалению, из-за этого простой народ часто платит за ошибки государственных деятелей.

Вариант 2

Каждый человек не живет изолированно в этом мире. Повсеместно его окружают люди, с которыми он вступает в определенные взаимоотношения и связи.

Хотя позиция В. Ф. Ходасевича не выражена явно, логика текста убеждает читателей в том, что каждому из нас необходимо с добром относиться к окружающим людям и всячески помогать им справляться с вставшими на пути препятствиями.

Действительно, нельзя ограничиваться раздумьями о личной выгоде, когда тебя окружают люди, нуждающиеся в помощи. Забота о них порождает счастье самого человека.

Проблеме неравнодушного отношения к окружающим людям посвящены многие произведения русских писателей. Одно из них - всеми известный роман Л. Н. Толстого «Война и мир». Увидев искалеченных солдат, Наташа Ростова прониклась состраданием к ним. Она смогла уговорить отца отдать повозки под раненых, чтобы всех вывести из очага военных действий. Таким образом, в своих поступках героиня не руководствовалась личными мотивами, а заботилась об окружающих людях.

Совсем иначе поступил Андрей Гуськов – главный герой повести

Прочитав текст, прихожу к следующему выводу: необходимо избавиться от равнодушия, с добром и уважением относиться к окружающим людям, стараться всячески помогать им в трудных ситуациях. И тогда вам отплатят тем же.

Вариант 3

В тексте, предложенном для анализа, затрагивается проблема доброго отношения к простым людям.

Чтобы привлечь внимание читателей к данной проблеме, В. Ф. Ходасевич рассказывает о жизни Гавриила Романовича Державина и его взаимоотношениях с людьми. С заботой и добротой относился Державин к солдатам, крестьянам, мелким чиновникам. Гавриил Романович покупал бедным мужикам кров, лошадей, давал хлеба, занимал без отдачи. Гавриил Романович заботился о крестьянах, для них он учредил больницу.

Об этом многократно говорили в своих произведениях русские и зарубежные классики. Вспомним роман

В. Гюго "Отверженные". Епископ Мириэль вёл скромный образ жизни и все заработанные деньги отдавал на помощь бедным. Когда в двери дома священника постучал бывший каторжник, Мириэль не отказал ему в ночлеге, а наоборот, принял Жана Вальжана как гостя. На примере епископа Мириэля В. Гюго заставляет читателей задуматься об их собственном отношении к другим людям.

Следующим примером может послужить роман В. А. Закруткина "Матерь человеческая". Мария относилась по-матерински и к раненой фашистами девочке Сане, и к умирающему немцу Вернеру Брахту. Изображая эту сильную, всем помогающую женщину, автор напоминает нам, что все мы одинаково нуждаемся в доброте.

В своем тексте В. Ф. Ходасевич, русский поэт и критик, поднимает важную проблему: власть.

В небольшом по объему, но емком по содержанию тексте автор освещает жизнь русского поэта и государственного деятеля Г. Р. Державина после его отставки со службы. Отойдя от государственных дел, Гавриил Романович Державин находился в деревне Званка.

Он часто размышлял о всемирной истории и все больше утверждался во мнении: “…мир прекрасен, но история отвратительна. Отвратительны дела тех, в чьих руках была судьба человечества”. Поэт с ужасом

понимал, что из-за действий “исторических великанов” страдали и продолжат страдать тысячи обычных людей.

Позиция автора однозначна. В. Ф. Ходасевич убежден, что Г. Р. Державин презирал правителей и вельмож, которые распоряжались людскими судьбами и превращали простой народ в “пушечное мясо истории”. И автору текста, и Г. Р. Державину ненавистна мысль, что из-за решений людей, занимающих более высокое положение в обществе, страдают другие, ни в чем невинные, обыкновенные, “маленькие” люди.

находятся в руках правителей и государственных деятелей. Очень часто за их неверные решения и ошибки расплачиваются своей жизнью простые люди. При этом зачастую действия правителей, направленные на благо государства, ущемляют интересы народа и делают их жизнь только хуже. Приведу литературные аргументы, подтверждающие мое мнение.

Во-первых, обратимся к поэме А. С. Пушкина “Медный всадник”. В начале произведения рассказывается о том, как царь Петр 1 принимает решение строить новую столицу на берегу реки Невы. Проходит сто лет, город построен, и в нем живут люди. Мелкий чиновник Евгений, живущий здесь, мечтает о счастливой жизни вместе со своей возлюбленной. К несчастью, девушка гибнет при очередном разливе реки, на которой стоит город. Это разрушает мечты Евгения на счастливую жизнь, сводит его с ума и убивает. В произведение показано, как из-за решения царя построить город на берегу реки страдает простой человек.

Во-вторых, рассмотрим роман-антиутопию Дж. Оруэла “1984”. В произведении мы видим государство, где все жители должны быть согласны с политикой партии. В стране действует “полиция мыслей”, основной задачей которой является отслеживание неправильно мыслящих людей. Так государство пренебрегает личным пространством людей ради предотвращения возможности свержения власти.

Текст задел меня за живое, заставил задуматься о том, что жизнь многих обычных людей зависит от решений правителей. К сожалению, из-за этого простой народ часто платит за ошибки государственных деятелей.


(1 оценок, среднее: 5.00 из 5)

Другие работы по этой теме:

  1. В центре нашего внимания текст Владислава Ходасевича, русского поэта и критика, в котором описана проблема доброго и неравнодушного отношения к людям. Размышляя над этой проблемой,...
  2. В своей жизни мы встречаем огромное количество разных людей. Кто-то абсолютно равнодушен и проходит мимо, а кто-то по доброте душевной будет готов помочь нам в...
  3. “Признание” В этом стихотворении ярко проявилось художественное от­крытие поэта. До Державина поэты следовали теории “трёх шти­лей” Ломоносова. Державин добивался особой выразительности с помощью соединения в...
  4. Родился 14 июля 1743 года в Казани или в одной из ближних деревушек, принадлежавших отцу. Если верить “Запискам”, то первое слово, которое он произнес, когда...
  5. Новосельцева Наталья Владимировна Объявление Цели: – Познакомить учащихся с личностью и поэзией Г. Р. Державина; – Рассказать о новаторстве в стихотворческой деятельности; – Показать красоту...
  6. К кому обращается Державин в стихотворе­нии “Властителям и судиям”? Каков характер этого обращения (обличение, наказ, прославление)? Стихотворение (переложение псалма 81) звучит как прямое гневное обращение...
  7. В произведениях Державина сильно выражено лирическое начало. Сам Державин считал свою поэзию “говорящей живописью”: в его одах часто встречаются пейзажные и портретные зарисовки, описания исторических...
  8. Для од Гавриила Роман овича Державина характерно тематическое и стилистическое разнообразие. Среди его произведений выделяют хвалебные, победные, сатирические и философские оды. Державин отходит от традиций...
  9. Записки из известных всем происшествиев и подлинных дел, заключающие в себе жизнь Гаврилы Романовича Державина. Автор, перечисляющий в начале записок все свои чины, должности и...
  10. Сложная и бурная общественная жизнь, наполненная острыми классовыми столкновениями, воздействие революционных событий за границей обострили классовую борьбу и в литературе. Появляется много писателей из самых...

.
По тексту Ходасевича До отставки Гавриил Романович Державин любил (ЕГЭ по русскому)

В идиллических этих стихах Державин представил себя таким, каким он хотел бы быть, но каким быть ему не вполне удавалось. Что змея совести не угрызала его - это сущая правда. Правда и то, что он рад был оставить людей, - но как раз потому, что жало честолюбия не вполне было им избегнуто. Боль обиды таилась на дне души; он старательно прятал ее от себя самого.

До отставки он любил Званку за то, что она была красивее и богаче его собственных деревень; за то, что она лежала всего в ста семидесяти верстах от Петербурга, у большой московской дороги: было легко, нехлопотно убегать сюда из столицы. Но после отставки она стала ему дорога в особенности: вынужденное бездействие само собой превращалось здесь в добровольное, отставка - в отдых. Душевная боль от этого утихала.

Хозяйство на Званке было обширное и передовое. Первоначально имение было не велико, но за десять лет хозяйничанья Дарья Алексеевна исподволь скупила прилегающие земли, так что ее владения протянулись по Волхову на девять верст и даже перешагнули на другой берег. Число душ доходило до четырехсот. На Званке возделывались поля, растились леса. Помимо водяной лесопилки, имелась диковина - паровая мельница. Паром же поднималась вода из Волхова и приводились в движение две небольшие фабрики; ткацкая и суконная. Шерсть для суконной поставлялась имениями Державина, где разводились овцы. На ткацкой выделывались холсты, полотна, салфетки, скатерти, кружева, ковры. При ней имелась своя красильня. Из Англии была выписана прядильная машина, «на которой один человек более нежели на ста веретенах может прясть». Для подготовки работников посылали крестьянских мальчиков и баб в учение на мануфактурные фабрики.

Вместе с разными огородами, пчельниками, скотнями, птичниками все это требовало забот и трудов. Но Званка принадлежала Дарье Алексеевне. Когда по утрам, после чаепития, в сопровождении старосты, являлся к ней толстый управляющий Иван Архипович Обалихин, Державин присутствовал в сих совещаниях лишь для виду. Он почти ни во что не вмешивался, и радуясь, что находится здесь не у дел хозяйственных, легче сносил пребывание не у дел государственных. Живя почти гостем на Званке, он привыкал к положению частного человека и как бы гостя в самой России. Он звал себя отставным служивым - яд обиды старался растворить в шутке.

Горький осадок все же отстаивался на дне души. Научившись читать по-французски (говорить он не выучился), Державин часто теперь повторял стих Вольтера: «II est grand, il est beau de faire des ingrats» . Эти слова ему полюбились - втайне он применял их к себе, разумея под неблагодарными прежде всего трех царей, которым служил на своем веку. Быть может, он кое в чем упрекал и само отечество.

В войне с Наполеоном, конечно, желал он России победы, но чрезвычайно тревожился ходом событий и политике правительства не сочувствовал: сожалел, что Александр Павлович «заведен был окружающими его в весьма неприятные военные дела». В званской кузнице изготовлялось холодное оружие для милиции; крестьяне державинские вступали в отряды. Державин считал однако, что народу и войску приходится расхлебывать кашу, заваренную правителями бездарными иль нечестными. Свое раздражение он порою готов был переносить на правителей и вельмож всех времен и народов. В его кабинете стоял массивный красный диван, против которого на стене висела историческая карта: «Река времен, или эмблематическое изображение всемирной истории». Часто, сидя перед ней, Державин неодобрительно качал головой: мир прекрасен, но история отвратительна. Отвратительны дела тех, в чьих руках была и есть судьба человечества.

Другое дело - люди обыкновенные, маленькие. Средней руки помещик, купец, мелкий чиновник, солдат, крестьянин - равно представлялись Державину жертвами исторических великанов, пушечным мясом истории. Для этих людей все более обретал он в себе участия, снисхождения, благости. Ворча на сильных, все более любил слабых. Благотворил без улыбки, пожалуй - без ласки, даже без добрых (и лишних) слов - зато деятельно. Дарья Алексеевна почла за благо все деньги прибрать к рукам, а Державину лишь выдавать на карманные расходы, ибо он все щедрее одарял нищих, дворовых, слуг, все легче давал взаймы - без отдачи. Она же стала управлять и личными его землями, потому что он утешал оплошных приказчиков, когда полагалось с них взыскивать. Он завел на Званке больницу для крестьян, и врач каждодневно являлся к нему с отчетом. Бедным мужикам покупал он коров, лошадей, давал хлеба, ставил новые избы.

Полевые работы занимали его только со стороны живописной. При нем не боялись лениться. (Зато стоило вдали показаться Дарье Алексеевне, как самые ленивые принимались за дело.) По праздникам из своих рук потчевал он мужичков водкою, бабам и девушкам раздавал платки, ленты, сласти. Любил их песни и хороводы. Каждое утро человек тридцать ребятишек сбегались к нему. Он учил их молитвам, потом оделял баранками, кренделями. Потом бывший министр юстиции разбирал ребячьи тяжбы и при себе заставлял мириться. Случалось - идиллия принимала иной оттенок: в жаркий день, прячась между деревьями, «от солнца, от людей под скромным осененьем», Российский Анакреон любовался «плесканьем дев», в кристальных водах реки.

Три Кондратия было на Званке: камердинер, садовник и музыкант. Однажды Державин написал комедийку для детей: «Кутерьма от Кондратьев». В ней шутливо представлена званская жизнь и о самом Державине говорится: «Старик любил все попышнее, пожирнее и пошумнее».

Дарья Алексеевна была оборотиста, но не скупа. Она очень любила своих родных, людей большею частию небогатых. Дом постоянно был ими полон. Сестры Бакунины по-прежнему жили у Державиных, хотя Параша была уже замужем. Марья Алексеевна Львова, овдовев, каждое лето гостила с детьми на Званке. В 1807 году она умерла, и три ее девочки, Лиза, Вера и Параша, тоже остались на руках у тетки. Старшей было девятнадцать лет, младшей четырнадцать. Наставницею при них жила г-жа Леблер-Лебеф, француженка-эмигрантка.

Вместе с Державиными это женское общество было, так сказать, основным населением барского дома. Впрочем, надо прибавить еще двоих: доктора и письмоводителя Евстафия Михайловича Абрамова, давно ставшего членом семьи. Круг занятий его был обширен. Он ведал архивы и рукописи Державина, перебелял письма, а иногда и стихи. В случае надобности исправлял он должность домашнего архитектора, живописца и пиротехника. Тесная, хоть не бескорыстная дружба связывала его с Анисьей Сидоровной, барской барыней. Шестидесятилетняя сия дева была в свое время получена Дарьей Алексеевною в приданое. День Евстафия Михайловича начинался с того, что Анисья Сидоровна угощала его кофеем и подносила первую рюмочку, за которою с перерывами следовали другие. Когда, ровно в полдень, за круглым столом в просторной званской столовой собирались к завтраку, от Евстафия Михайловича уже крепко пахло вином. Дарья Алексеевна просила мужа не пускать его за стол при гостях, но Державин не соглашался:

Ничего, душенька: делай, как будто ничего не замечаешь.

Он сам вина почти не пил, зато поесть любил плотно. К столу подавался «припас домашний, свежий, здравый» - но тяжелый и жирный. Аппетит Гавриила Романовича доходил даже до неумеренности. Желудком он начинал прихварывать. Уха, куры с шампиньонами и арбузы были его любимые кушанья. Из-за ухи возникали у него ссоры с домашними. Случалось, что он, встав шумно из-за стола, уходил к себе. Впрочем, разгневать его на Званке было нелегко. Будучи недоволен, он разворчится, с укоризною буркнет: «Спасибо, милостивые государыни, подоброхотали» - и, уйдя в кабинет, погрузится в пасьянсы. Придут к нему, станут уговаривать не сердиться - а он уж и позабыл, в чем дело: поднимет лысую голову (только с висков разлетаются длинные, редкие седины) и спрашивает: «За что?»

Кроме родных, которые жили при ней постоянно, бесчисленные племянники и племянницы, кузены и кузины Дарьи Алексеевны то приезжали, то уезжали. Гости на Званке не переводились. Съезжались и просто знакомые петербургские, и соседи-помещики - иной раз целыми семьями. Когда не хватало мест в доме, часть гостей размещалась в бане. Только с одним соседом были Державины не в ладу - с графом Алексеем Андреевичем Аракчеевым. Заречная часть Званки граничила с аракчеевским Грузиным. Отсюда возникла пустячная, но многолетняя тяжба, которую легко было кончить миром. По правде сказать, Аракчеев первый делал к тому шаги. Но Державину нравилось препираться с вельможами. Ведение тяжбы он взял на себя и длил ее из году в год с упрямством и удовольствием.

Сочинение ЕГЭ по тексту: " До отставки Гавриил Романович Державин любил Званку за то, что она была красивее и богаче его собственных деревень…" (по В.Ф. Ходасевичу) .

Полный текст

(1) До отставки Гавриил Романович Державин любил Званку за то, что она была красивее и богаче его собственных деревень; за то, что она лежала всего в ста семидесяти верстах от Петербурга, у большой московской дороги: было легко, нехлопотно убегать сюда из столицы. (2) Но после отставки она стала ему дорога в особенности: вынужденное бездействие само собой превращалось здесь в добровольное, отставка - в отдых. (З) Душевная боль от этого утихала. (4) Хозяйство на Званке было обширное. (З) Первоначально имение было не велико, но за десять лет хозяйничанья Дарья Алексеевна исподволь скупила прилегающие земли, так что её владения протянулись по Волхову на девять вёрст и даже перешагнули на другой берег. (6)На Званке возделывались поля, растились леса. (7) Помимо водяной лесопилки, имелась диковина - паровая мельница. (8) Вместе с разными огородами, пчельниками, скотнями, птичниками всё это требовало забот и трудов. (9)Но Званка принадлежала Дарье Алексеевне. (10) Когда по утрам, после чаепития, в сопровождении старосты, являлся к ней толстый управляющий, Державин присутствовал в сих совещаниях лишь для виду. (11) Он почти ни во что не вмешивался и, радуясь, что находится здесь не у дел хозяйственных, легче сносил пребывание не у дел государственных. (12) Живя почти гостем на Званке, он привыкал к положению частного человека и как бы гостя в самой России. (11) Он звал себя отставным служивым - яд обиды старался растворить в шутке. (12) Горький осадок всё же отстаивался на дне души. (15) Научившись читать по-французски (говорить он не выучился), Державин часто теперь повторял стих Вольтера: «Возвышенно и прекрасно любить неблагодарных». (16) Эти слова ему полюбились - втайне он применял их к себе, разумея под неблагодарными прежде всего трёх царей, которым служил на своём веку. (17) Быть может, он кое в чём упрекал и само отечество. (18) Своё раздражение он порою готов был переносить на правителей и вельмож всех времён и народов. (19) В его кабинете стоял массивный красный диван, против которого на стене висела историческая карта: «Река времён, или эмблематическое изображение всемирной истории». (20) Часто, сидя перед ней, Державин неодобрительно качал головой: мир прекрасен, но история отвратительна. (21) Отвратительны дела тех, в чьих руках была судьба человечества. (22) Другое дело - люди обыкновенные, маленькие. (23) Средней руки помещик, купец, мелкий чиновник, солдат, крестьянин - равно представлялись Державину жертвами исторических великанов, пушечным мясом истории. (24) Для этих людей всё более обретал он в себе участия, снисхождения, благости. (25)Ворча на сильных, всё более любил слабых. (26) Благотворил без улыбки, пожалуй - без ласки, даже без добрых (и лишних) слов - зато деятельно. (27) Дарья Алексеевна почла за благо все деньги прибрать к рукам, а Державину лишь выдавать на карманные расходы, ибо он всё щедрее одарял нищих, дворовых, слуг, всё легче давал взаймы - без отдачи. (28) Она же стала управлять и личными его землями, потому что он утешал оплошных приказчиков, когда полагалось с них взыскивать. (29) Он завёл на Званке больницу для крестьян, и врач каждодневно являлся к нему с отчётом. (30) Бедным мужикам покупал он коров, лошадей, давал хлеба, ставил новые избы. (31) Жизнь со всеми её утехами он всегда любил и того не стыдился. (32) Хотел «устроить её ко благу» - личному и общественному, ради чего и работал не покладая рук.

Многие писатели в своих произведениях выделяют 2 типа людей: «маленькие» - будь то простые рабочие, солдаты, и «большие» - правители, цари. Так и в данном отрывке поднята проблема разделения людей, когда простой народ оказываются лишь пешками в руках высокопоставленного общества.

Размышляя над проблемой, автор рассказывает нам о жизни отставного служивого Гавриила Романовича Державина. Герой убежден, что «отвратительны дела тех, в чьих руках была судьба человечества», ведь он сам считал «неблагодарными прежде всего трех царей, которым служил на своем веку». Державин более благосклонен к простым людям, которые являются лишь «пушечным мясом истории». Герой всячески старался помогать им чем мог.

Я согласна с автором. В произведении Достоевского «Преступление и наказание» бывший студент Раскольников выдвигает теорию о том, что существуют люди «власть имущие» и «твари дрожащие» и решает убийством человека проверить, к какому типу относится он сам. Мне кажется, герой выбрал метод в корне не верный. Ведь истинное величие можно обрести, работая на всеобщее благо, но никак не ставя ценность своей жизнь выше чьей бы то ни было.

Примером вечного труженика для меня служит герой произведения Гончарова «Обломов» Штольц. С детства воспитываемый в строгости, он вырос целеустремленным, умным, добрым человеком, находящимся в непрерывном движении. Штольц, хоть и не является человеком «большим», но внутреннего стержня и самообладания ему не занимать. Героя хватает и на помощь другим людям: на протяжении многих лет он всячески пытался вытащить из постели своего ленивого друга Обломова, улаживал его дела, познакомил с женщиной, которая самому Штольцу была не безразлична.

Мне кажется, «маленький» ты человек или «большой» не так уж и важно. Главное то, что внутри тебя самого. Доброта, трудолюбие, честь - вот те качества, которые действительно важны в настоящем человеке.