Описание картины юрия пименова спор. Сочинение по картине Ю

Кириллов Владимир

Сочинение по картине Ю.Пименова «Спор»

Спор - это часть нашего общения. Все без исключения спорят, то есть доказывают свою точку зрения.

На картине Ю.Пименова изображены девочка и мальчик. Они сидят в школьной столовой. Мальчика зовут Коля, а девочку - Катя. Коля одет в серый костюм, который сильно мал. Сапоги чёрного цвета. Катя одета в коричневый костюм, колготки и сапоги. Подростки спорят о том, сколько корней в уравнении. Коля думает, что два корня, а Катя доказывает, что при х=3 в знаменателе получается 0. И всё же прав Коля, потому что икс будет иметь два значения: положительное и отрицательное. В результате спора друзья приходят к правильному выводу. Именно такие споры помогают им хорошо учиться и правильно решать контрольные работы.

Мне было интересно смотреть на жесты ребят. Коля поднял голову вверх и уверенно взмахнул рукой, доказывая своё мнение, глядя в лицо собеседнице. Он уверен в своей правоте, но при этом не повышает голоса, не кричит. Катя внимательно слушает, наклонившись к нему. Она не спешит высказать свою точку зрения, так как понимает, что Коля тоже хорошо разбирается в математике, и, возможно, ошибку сделала она. Кто чаще побеждает в их спорах? Оба. А главное, что эти ребята не ссорятся, потому что уважают мнение друг друга.

Как же надо вести дискуссию? На мой взгляд, ребята на картине делают всё правильно. А иногда споры приводят к конфликтам. От чего это происходит? Я нередко наблюдал такие ситуации. Витя и Саша спорили, кто сильнее. Они решили проверить это в армрестлинге. В результате выиграл Саша. Но он сжульничал, поднял локоть, а после стал помогать второй рукой и сказал, что победил, что Витя - слабак. Вот так они поссорились, но, к счастью, благополучно помирились. Конфликты происходят очень часто, и их практически невозможно избежать. У каждого человека они были. Иногда конфликты доводят до ссор, а порой даже до бойкотов, это когда люди друг с другом не разговаривают и подговаривают окружающих тоже не общаться с ними.

Мне понравилась картина Ю.Пименова тем, что художник показал наглядный пример, как можно культурно разрешить спор. Я тоже стараюсь ни с кем не конфликтовать, а если спорить, то спокойно и дружелюбно.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Сочинение по картине Ю.Пименова «Спор»

Спор - это часть нашего общения. Все без исключения спорят, то есть доказывают свою точку зрения.

На картине Ю.Пименова изображены девочка и мальчик. Они сидят в школьной столовой. Мальчика зовут Коля, а девочку - Катя. Коля одет в серый костюм, который сильно мал. Сапоги чёрного цвета. Катя одета в коричневый костюм, колготки и сапоги. Подростки спорят о том, сколько корней в уравнении. Коля думает, что два корня, а Катя доказывает, что при х=3 в знаменателе получается 0. И всё же прав Коля, потому что икс будет иметь два значения: положительное и отрицательное. В результате спора друзья приходят к правильному выводу. Именно такие споры помогают им хорошо учиться и правильно решать контрольные работы.

Мне было интересно смотреть на жесты ребят. Коля поднял голову вверх и уверенно взмахнул рукой, доказывая своё мнение, глядя в лицо собеседнице. Он уверен в своей правоте, но при этом не повышает голоса, не кричит. Катя внимательно слушает, наклонившись к нему. Она не спешит высказать свою точку зрения, так как понимает, что Коля тоже хорошо разбирается в математике, и, возможно, ошибку сделала она. Кто чаще побеждает в их спорах? Оба. А главное, что эти ребята не ссорятся, потому что уважают мнение друг друга.

Как же надо вести дискуссию? На мой взгляд, ребята на картине делают всё правильно. А иногда споры приводят к конфликтам. От чего это происходит? Я нередко наблюдал такие ситуации. Витя и Саша спорили, кто сильнее. Они решили проверить это в армрестлинге. В результате выиграл Саша. Но он сжульничал, поднял локоть, а после стал помогать второй рукой и сказал, что победил, что Витя - слабак. Вот так они поссорились, но, к счастью, благополучно помирились. Конфликты происходят очень часто, и их практически невозможно избежать. У каждого человека они были. Иногда конфликты доводят до ссор, а порой даже до бойкотов, это когда люди друг с другом не разговаривают и подговаривают окружающих тоже не общаться с ними.

Мне понравилась картина Ю.Пименова тем, что художник показал наглядный пример, как можно культурно разрешить спор. Я тоже стараюсь ни с кем не конфликтовать, а если спорить, то спокойно и дружелюбно.

Урок р усского языка .

Сочинение сравнительного ха рак тера по картине Ю. И. Пименова “ Спор

Цели урока :

    подготовить уча щихся к сочинению сравнительного характера по картине Ю. И. Пименова “ Спор ”;

    закрепить сведения о речевой ситуации и дать понятие о невербальной коммуникации – языке жестов, мимики, поз;

    сформировать умение составлять сравнительную характеристику героев на основании их внешности, жестов мимики, поведения в определённой речевой ситуации;

    научить учащихся употреблять сравнительные язоковые средства, актуализировать и обогатить портретную лексику;

    познакомить с основными правилами ведения спора;

    способствовать формированию культуроведческой компетенции: дать представление о национальных традициях поведения англичан, японцев и др. народов во время спора.

Оборудование урока:

    репродукция картины Ю. И. Пименова “ Спор ”;

    компьютер, проектор.

Ход урока.

    Оргмомент.

Сегодня у нас необычный урок, урок развития речи. Вашему вниманию предлагаем сценку.

    Сценка.

В классе при обсуждении кандидатур на должность командира класса возник спор: кого из двух кандидатур (Сергея или Настю) выдвинуть.

Адель: Я считаю, что командиром нашего класса должен быть Сергей. Он отличник!

Надира: Почему это, Сергей! Пусть будет Настя. Она самая модная девочка в нашем классе.

Адель: Всё-таки, я убеждена, что Сергей. Он всегда дела доводит до конца. А на Настю не всегда можно положиться.

Надира: Да Сергей никогда не даёт списывать домашнее задание. И вообще он просто тебе нравится.

Адель: Нравится, не нравится, это здесь ни причём.Да пойми ты, что Настя часто пропускает школу по болезни, и к тому же во второй четверти она уезжает в саноторий.

Надира: Ну и что. Ты не права. Ведь она моя лучшая подруга.

Адель: Сергей- относительно свободный человек и может основательнее заниматься классными делами. Так считают все ребята нашего класса. Так что Сергей должен быть командиром нашего класса..

Надира: Нет. Я не согласна. И вообще, мы с Настей пригласим Сергея на день рождение, а тебя нет! Ты просто завидуешь Насте.

    Беседа.

Что вы увидели ребята?

Как ведут себя участники спора?

Которая из них вызывает ваши симпатии и почему?

Чьё поведение во время спора вам не понравилось? Почему?

В первом случае вы говорили о поведении какого человека?

Во втором случае?

А что значит быть культурны человеком?

Есть мого показателей культуры человека, и один из них- умение вести спор!

Как вы думаете что мы сегодня будем делать на уроке? (говорить о том, как нужно спорить.)

Посмотрите на картину?

Что вы видите? Кого вы видите7

Что они делают? (беседуют.)

Что мы можем предположить? (спорят.)

А как это можно выяснить? (понаблюдать за геоями, описать поведение героев, внимательно рассмотреть картину.)

А как можно наблюдать за героями? (сравнивать, описывать.)

А вы хотели бы сравнить поведение героев?

Попробуем сравнить героев и сделать выводы, как следует вести себя во время спора, а как нежелательно.

А поможет нам в этом картина Ю. И. Пименова “ Спор .

4.Запишите в тетрадях число и тему .

5.Рассказ о художнике.

Каждый раз , когда я знакомлю вас , ребята , с творчеством художника, мне очень хочется,чтобы вы поняли, в чём его неповторимость. Юрия Ивановича Пименова (1903-1977) называют мастером живописной новеллы.

Талант Ю. И. Пименова как рассказчика проявляется уж в названиях произведений, которые часто являются ключом к содержанию картины: ”Маруся, пора обедать!”, “Ожидание”, “Пойдём вечером в кино”, “Одинокая продавщица цветов”.

    Вы спросите,что же необыкновенного, “невиданного” в этих обычных жизненныз сценках? По этому поводу сам Пименов писал: “Мир полон поэзии и красоты, которую мы часто не замечаем. Показать красоту ежедневности, прелесть простых вещей- моя задача художника”.

Да, он обладал драгоценным качеством: умение сделать обыкновенное необкновенным, то есть расширить границы поэтического, дать почувствовать поэзиюокружающей поседневной жизни, тем самым научить ценить каждое мгновение, беречь жизнь. Это ли не из почетных задач искусства?!

По приказанию Пименова, его интерес к людям, их духовной жизни, их взаимоотнтшениям привели его творчество к теме “Встречи и разговоры” (серия картин “Свидание”). Он наблюдал за людьми на улице, в троллейбусе, кафе. Одна из лучших картин этой серии- “Спор” (1968)

Беседа по картине

    Вам интересна эта картина?

    Какие художественные средства изпользует автор картины, чтобы показать, что перед нами спорщики, люди, имеющие разные точки зрения?

    Где спорят молодые люди? Какие детали позволяют судить об этом?

    Опишите интерьер?

    Каковы особенности калорита полотна?

    Как вы думаете, о чём спорят юноша и девушка? Какие проблемы их могут волновать?

    Давайте внимательно рассмотрим героев картины. Опишите девушку.

    Как ое представление складывается у вас о героине?

    Опишите внешний вид молодого человека.

    Какое впечатление производит юноша?

    Как вы думаете, молодой человек уверен в себе? Как он держится?

    Итак, вы уже обратили внимание на то, что ребята по- разному ведут себя во время спора. На основании каких деталей сложилось такое впечатление?

    То есть на основании понимания какого языка?Вспомните из риторики?

    Да верно, на основании понимания языка невербального общения?

    Что значит вербальный?

    Что позволяет этот язык говорящему?

    Приведите из своего жизненного опта примеры, подтверждающее это.

6.Физкультминутка.

7.Орфографическая работа.

Вернёмся к языку невербального общения.Используя её элементы, охарактеризуйте юношу и девушку. Примеры запишите в таблице. Постарайтесь использовать краткие прилагательные и краткие причастия.

Беседа по картине

    Какое важное качество можно отметить у девушки?

    Что вы можете сказать о юноше как спорщике?

    Готов ли он разобраться в обсуждаемых проблемах?

    Актуальна ли для нас эта сценка из жизни молодёжи 60-х годов прошлого века?

    Какие высказывания пословицы, афоризмы о споре вы знаете?

    Вы изучаете английский язык? Как ведут во время спора себя англичане?

    А вот японцы часто используют невербальные средства общения во время спора.

    В нашей стране и республике споры необходимы для выяснения истины, они сближают людей, а иногда делают их друзьями.

8.Словарно- стилистическая работа в группах.

    Подберите синонимы к слову спор и дайте им толкование.

    Образуйте имена существительные, указывающие на лиц, участвущих в споре, в диспуте, полемике.

    Дайте толкование словам поза, профиль, жест, мимика(портретная лексика).

    Вспомните языковые средства, которые употребляются для выражения сходства предметов.

    Вспомните языковые средства, которые употребляются для выражения различия предметов.

9.Систематизация материала.Составление плана.

    Какой способ сопоставления возможен в данном случае?

    В чём проявляется различие между молодыми людьми?А в чём сходство?

    Какие художественные средства позволяют автору выразить свои мысли?

10.Примерный план.

1. Вступление. Юноша и девушка – герои картины Ю. И. Пименова “Спор”

2. Спорщики.

а) Общие черты.

б) Различия.

в) художественные средства.

3. Вывод. О культуре ведения спора.

    О чём можно сказать в заключительной части сочинения?

    Как желатеьно вести себя во время спора?

11.На доске модель.

Уважать

Не оскорблять

Слушать

Не перебивать

Репродукция картины “Спор”

Не грубить

Не унижать

Не кричать

Не обижать

12.Рефлексия.

    Чем мы сегодня занимались на уроке?

    Что нового узнали и чему научились?

13.Выставление оценок.

14.Домашнее задание: Написать сочинение, используя памятку для людей, которые хотят овладеть культурой спора(раздать памятки ученикам).

Сочинение по картине Ю.Пименова «Спор», написанное в жанре памятки для спорщика.

Цель урока : развивать речевую культуру ученика, навыки описания картины; научить использовать безличные предложения в творческих работах; учить приемам такого типа речи, как рассуждение, развивать навыки пересказа текста.

Методические приемы: беседа по вопросам, объяснение учителя, подготовка к творческой работе, анализ стихотворений, работа над упражнением №374

Оборудование урока: картина Ю.Пименова «Спор», стихотворения В.Тушновой и А.Гаврюшкина.

Тип урока : урок развития речи (обучение сочинению)

Эпиграф урока.

Самое трудное в споре – не столько защищать свою точку зрения, сколько иметь о ней четкое представление.

А.Моруа

Ход урока.

Слово учителя:

На сегодняшнем уроке мы с вами познакомимся с художником Ю.Пименовым и рассмотрим его картину «Спор», на которой художник изобразил мир, который мы знаем, но при этом открывает необычное в обычном. В самом деле, что необыкновенного изображено на картине «Спор»? А вот ребята одной школы повесили репродукцию этой картины рядом с объявлением о том, что скоро состоится дискуссия на волнующие школьников темы. Нам надо с вами составить памятку для спорщиков.(Формулируется цель урока)

Несколько слов о художнике. (Заранее подготовленный ученик)

Ю. Пименов (1903–1977) – художник, чья слава не меркла на протяжении всей советской эпохи. Деятельность выпускника знаменитого ВХУТЕМАСа началась в энергичные 1920-е. В то время Пименов – один из основателей и активнейших участников легендарного ОСТа – «Общества станковистов», соратник и единомышленник А. Дейнеки, К. Вялова, С. Лучишкина – молодых художников, прославивших искусство послереволюционного времени.

Творчество Ю. Пименова менялось с течением времени от экспрессивной обобщенности, соответствовавшей эпохе «Время, вперед!», к более спокойному, гармонизированному восприятию мира, символом которого стала знаменитая «Новая Москва» – портрет светловолосой женщины, ведущей автомобиль по утренним московским улицам.

На выставке в Галерее Леонида Шишкина зритель увидит неизвестного Пименова: станковую живопись 1940–1970-х гг. (из собрания семьи художника), эскизы театральных декораций и десятки рисунков и набросков, неизменно виртуозных и выразительных.

Ю. Пименов обладал несомненным литературным даром. Еще при его жизни было издано несколько книг, в которых он делился с читателем богатыми воспоминаниями и размышлениями об искусстве и жизни. Простой и яркий язык, простодушные и мудрые мысли художника, авторский дизайн и небольшие тиражи давно сделали эти издания библиографической редкостью. Галерея Леонида Шишкина выпустила в свет новую книгу Ю. Пименова «Земное искусство», иллюстрированную его работами.

Учитель:

Рассмотрите картины Ю.Пименова. Что общего в стиле художника вы увидели? (Все полотна написаны яркими, светлыми красками, оптимистические сюжета на современную тему. Выразительная и виртуозная живопись.)

- Откройте и прочитайте упражнение №374 учебника.

- Как должен вести себя человек по отношению к окружающим его людям? Обратите внимание, что человек, который правильно ведет себя, доставляет удовольствие людям и сам получает от своего поведения громадное удовольствие.

- Рассмотрите картину. Кто изображен на картине? (Мальчик и девочка, они сидят за столом и что-то бурно обсуждают)

- Место изображения ? (скорее всего школьная столовая).

- Какие детали говорят о том, что ребята действительно спорят? (взволнованный взмах руки девочки, нетерпеливая поза мальчика, который всем своим видом показывает, что девочка не права)

- Слушают ли они друг друга? (Скорее всего нет, каждый уверен в своей правоте.)

- Настроены ли на то, чтобы найти решение проблемы? (Наверное, девочка и мальчик останутся при своем мнении, но как бы хотелось, чтобы все-таки соглашение было найдено).

- А какой, на ваш взгляд, может быть тема для спора у учеников в 14 лет?

- Как вы ведете себя, если попадаете в ситуацию спора?

- Какой план действия можете предложить для спорщиков?

Примерная памятка:

  1. Умение слушать друг друга;
  2. Решение проблемы;
  3. Культура поведения.

Лексическая работа:

- Подберите синонимы к слову спор. (полемика, диспут, дебаты, прения, диалектика, дискуссия).

Обратите внимание на лексическое значение некоторых из этих слов.

Диалектика (греч. διαλεκτική - искусство спорить, вести рассуждение) - один из основных методов философского познания мира, базирующийся на анализе всевозможных точек зрения на исследуемый предмет. Как правило, такой всесторонний анализ различных точек зрения сводится к столкновению двух противоположных существенных позиций, которые принято называть тезисом и антитезисом .

Дискуссия (от лат. discussio - рассмотрение, исследование), публичное обсуждение какого-либо спорного вопроса, проблемы; спор . Двумя важнейшими характеристиками дискуссии, отличающими её от других видов спора, являются публичность (наличие аудитории ) и аргументированность. Обсуждая спорную (дискуссионную) проблему, в котором каждая сторона, оппонируя мнению собеседника, аргументирует свою позицию.

В споре каждый человек должен принять соответствующее решение, а еще лучше пойти на соглашение. Синоним к слову соглашение консенсус.

Консе́нсус (от лат. consensus - согласие ) - способ принятия решений на основе общего согласия при отсутствии принципиальных возражений у большинства заинтересованных лиц. Например, в рамках ЕврАзЭС, Межгоссовет принимает решения на основе консенсуса за исключением решений о приостановлении членства. Принятие решения методом консенсуса .

Работа по группам (1 группа – стихотворение Гаврюшкина А.Е., 2 группа – Тушновой В.)--Найдите в стихотворении главную мысль.

Спор

Нет пустяковых должностей
На кораблях любого флота.
Какая должность здесь важней?
Кому поспорить неохота?

Вот так однажды спор возник.
Поспорил штурман с мотористом.
Шум, крики, чей-то нервный тик,
Вопрос (фальцет) - ответ басистый...

«Я главный!» - штурман утверждал,
А моторист не соглашался…
Победы в споре пьедестал
Так ни кому бы не достался,

Вдруг кто-то умный предложил:
«Пусть поменяются местами…»
Добавить он же не забыл:
«Тогда мы всё увидим сами!»

Прошла неделя в суете
Тут греться шатуны вдруг стали.
Подумал штурман: «Быть беде…»
Ведь с этим справлюсь я едва ли.

Он поднимается наверх
(Там моторист сидит у карты):
"Спор вызвал у матросов смех,
Под дых нанёс мне им удар ты…

Коль раскалились шатуны,
Превысив норму многократно,
Я проиграл, прав в споре ты.
Иди теперь мой друг обратно".

Наш моторист слегка вздохнул,
И говорит ему устало:
"Садись-ка штурман ты на стул,
Да выслушай меня сначала...

Что стали шатуны красны,
Свою ошибку в том я вижу.
В том, штурман, нет твоей вины.
Вина ко мне гораздо ближе...

Тебе лишь я признаюсь в том,
Что третий день плывём в пустыне.
Песок сухой под нашим дном,
Где наш корабль - не знаю ныне".

Так и закончился их спор.
В итоге - истина простая.:
Отдайте плотнику топор,
Студент учебник пусть читает

В.Тушнова

Спор был бесплодным,
безысходным...
Потом я вышла на крыльцо
умыть безмолвием холодным
разгоряченное лицо.
Глаза опухшие горели,
отяжелела голова,
и жгли мне сердце, а не грели
твои запретные слова.
Все было тихо и студено,
мерцала инея слюда,
на мир глядела удивленно
большая синяя звезда.
Березы стыли в свете млечном,
как дым клубясь над головой,
и на руке моей
колечко
светилось смутной синевой.
Ни шороха не раздавалось,
глухая тишь была в дому...
А я сквозь слезы улыбалась,
сама не зная почему.
Светало небо, голубело,
дышало, на землю сойдя...
А сердце плакало и пело...
И пело...
Бог ему судья!

Что главное вы отметили в стихотворениях? (спор – дело бесполезное, каждый должен заниматься свои делом, - это и будет основной идеей нашего сочинения).

Составление плана.

I. О художнике Ю.Пименове

II Картина «Спор».

  1. Изображение необычного в обычном.
  2. Детали картины, рассказывающие о том, что ребята действительно спорят.
  3. Удастся ли найти соглашение спорщикам.
  4. Памятка для спорщика.

III Спор – дело бесполезное.

Итог урока:

И закончить урок я хочу словами мудрых людей: выберите для себя главное.

Твое право - ругаться, мое право – не слушать.

Аристипп

Лучше слушать спор умных, нежели наставления глупых

Даниил Заточник

От упорства в споре больше потеряешь, чем выгадаешь: победив, ты не истину отстаиваешь, а свою невоспитанность.

Грасиан – и - Моралес

Спор между друзьями имеет в себе что-то грубое, неприязненное и противное дружеским отношениям.

Ф.Петрарка

В споре чаще всего побеждают дерзость и красноречие, а не истина.

Менандр

Не выноси приговора, не выслушав обеих сторон

Сюжет картины прост и отчасти банален: здесь запечатлен спор между двумя людьми - парнем и юной девушкой. Временной промежуток происходящего - 60-70 годы прошлого столетия. Как можно понять из окружающей обстановки скорее всего события разворачиваются в столовой какого-либо учебного заведения или иного «казенного» учреждения. Об этом свидетельствуют типичные для того времени серо-голубые стены без декора и роскоши, покрытые обыкновенной масляной краской, выложенный кафелем пол в порядке «шахматная доска», бюджетная и практичная мебель - столы и табуреты на металлических ножках. Ничем не примечательный простой интерьер, так характерный для большинства заведений общественного питания тех лет.

Что мы видим на этой картине? За столом сидит пара: парень и совсем молоденькая девушка. Ее рыжеватые волосы собраны на затылке и заколоты заколкой с бантом, челка ровно подстрижена. На ней строгий костюм из темных тканей с юбкой, доходящей до колен, высокие сапоги без каблуков. Напротив задумчивой девушки мы видим ее собеседника -темноволосого парня в сером костюме и лакированных ботинках. Все говорит о том, что перед нами простые студенты, у которых нет средств на излишества: они одеты скромно, но со вкусом.

Между молодыми людьми завязалась оживленная беседа. Однако, это явно мирный диалог, где каждый может высказать свою точку зрения и отстаивать ее, приводя всевозможные аргументы без перехода на грубости, оскорбления и унижении собеседника. В момент, запечатленный на картине, парень как раз аргументирует свою точку зрения, делая это крайне эмоционально. Это можно понять, обратив внимание, кроме всего прочего на положение его тела: движение кистей рук, легкий наклон головы, отставленную в сторону правую ногу и прочее. Он явно выглядит уверенным в своей бесспорной правоте, ощущает и предвкушает свою скорую победу над оппоненткой. Девушка же, напротив, ведет себя очень сдержанно и выглядит более скованно и напряженно. Указательный палец прижат к подбородку, прямая спина, положение головы - все говорит о том, что ее аргументы уже исчерпаны и она поспешно пытается придумать, при помощи каких слов можно отстоять свою позицию и выйти из неловкой ситуации. Девушка задумалась, она сосредоточена на споре и вряд ли замечает что-либо еще из происходящего вокруг. Однако, судя по позе и взгляду, направленному в сторону собеседника, суть диалога ей далеко не безразлична, ровно как и аргументы, приводимые сидящим напротив оппонентом.

Автору настолько точно удалось изобразить происходящее, что каждый, кто увидит картину сможет без слов понять суть происходящего. Жесты, одежда, позы - все говорит о том, что перед нами интеллигентные молодые люди, возможно, рассуждающие о предстоящей сессии или последних новостях. Их диалог не переходит за рамки дозволенного и не превращается в ругань, хоть и заметна нотка напряжения, присущая любому спору.