Ким пик - живой компьютер. Кто был прототипом «человека дождя Ким пик техника чтения

, Солт-Лейк-Сити , США) - американец с феноменальной памятью , запоминал до 98 % прочитанной информации, за что получил прозвище «Ким-пьютер», прототип героя Дастина Хоффмана в фильме «Человек дождя » (1988, США).

Биография

Постепенно сформировался круг отдельных тем, интересовавших Кима в первую очередь: мировая и американская история , спорт, кино, география , освоение космоса , Библия, история церкви, литература и классическая музыка . Он знал все междугородные телефонные коды и почтовые индексы США, названия всех местных телевизионных станций страны. Он держал в голове карты всех городов Америки и мог дать рекомендации, как проехать по любому из них. Ему были знакомы сотни классических музыкальных произведений, он мог рассказать, где и когда каждое из них было написано и впервые исполнено, называл имя композитора и различные подробности его жизни. Мог часами рассуждать об особенностях музыкальной формы и тональности произведений тех или иных композиторов и угадывать авторство неизвестных ему произведений.

Ким выработал особую технику чтения. В общей сложности на чтение одного стандартного книжного разворота уходило около 8-10 секунд, при этом ему было всё равно, как расположен текст относительно него самого. К концу жизни Ким хранил в памяти содержание около 12 тысяч ранее прочитанных книг.

При этом Ким страдал множеством серьёзных расстройств, что в какой-то мере присуще всем людям с синдромом одарённости. У него была странная походка, Пик научился ходить только к четырём годам , имел очень низкий мышечный тонус. Он с трудом мог выполнять действия по удовлетворению самых обычных бытовых и личных нужд (к примеру, не мог самостоятельно застегнуть пуговицы рубашки), что, скорее всего, объяснялось повреждением мозжечка , который в норме регулирует двигательную активность . Ким практически не был способен к абстрактному мышлению (в частности, не мог пояснить смысл пословиц и поговорок), но при этом он прекрасно понимал смысл информации и мог творчески ею оперировать, был остроумен, что является нехарактерным для людей с подобным синдромом одарённости.

К изумлению учёных, с возрастом его способности возрастали. Несмотря на физический недуг, в 2002 году он научился игре на фортепиано. Играл, в основном, по памяти, мог перекладывать партии различных инструментов на фортепиано.

Известный исследователь творчества Моцарта , Гринан, делилась своими наблюдениями :

Познания Кима в музыке весьма значительны. Поразительно, что он помнит каждый штрих даже тех произведений, которые он слышал всего раз, причём более 40 лет назад. Его замечания о взаимосвязи музыкальных произведений, биографических фактов из жизни композиторов, исторических событий, мелодий из фильмов и тысяч других подробностей раскрывают масштаб его интеллектуальных способностей.

Оригинальный текст (англ.)

Kim’s knowledge of music is considerable. His ability to recall every detail of a composition he has heard-in many cases only once and more than 40 years ago-is astonishing. The connections he draws between and weaves through compositions, composer’s lives, historical events, movie soundtracks and thousands of facts stored in his database reveal enormous intellectual capacity.

Киногерой

Успех фильма «Человека дождя» положительно сказался на судьбе Пика: в его адрес посыпалась куча предложений поучаствовать в различных мероприятиях. Это положительно сказалось на уверенности Кима в себе. Барри Морроу позволил Пику брать свою статуэтку «Оскар » с собой на все эти мероприятия. Позже эту статуэтку стали называть, как «Самая любимая статуэтка Премии Оскар », потому как её удалось подержать большему количеству людей, чем любой другой экземпляр этой широко известной кинопремии. Он приобрёл друзей, много путешествовал по миру, демонстрируя свои способности. По словам Фрэна Пика, за последний 21 год своей жизни Ким налетал на самолётах свыше 3 млн миль (около 5 млн километров) и пообщался с 64 млн человек. Более того, сразу после обретения известности и через 20 лет после первого запроса Киму был предоставлен сертификат об образовании.

Специалистами всегда отмечалось отсутствие признаков аутизма у Кима. Хотя сам аутизм часто связан с синдромом феноменальных способностей, Ким им не страдал и всегда был открытым для общения человеком, весьма располагающим к себе.

См. также

  • Соломон Вениаминович Шерешевский , обладатель феноменальной памяти, профессиональный мнемонист

Напишите отзыв о статье "Пик, Ким"

Примечания

Ссылки

  • /статья в журнале

Отрывок, характеризующий Пик, Ким

Звезды, как будто зная, что теперь никто не увидит их, разыгрались в черном небе. То вспыхивая, то потухая, то вздрагивая, они хлопотливо о чем то радостном, но таинственном перешептывались между собой.

Х
Войска французские равномерно таяли в математически правильной прогрессии. И тот переход через Березину, про который так много было писано, была только одна из промежуточных ступеней уничтожения французской армии, а вовсе не решительный эпизод кампании. Ежели про Березину так много писали и пишут, то со стороны французов это произошло только потому, что на Березинском прорванном мосту бедствия, претерпеваемые французской армией прежде равномерно, здесь вдруг сгруппировались в один момент и в одно трагическое зрелище, которое у всех осталось в памяти. Со стороны же русских так много говорили и писали про Березину только потому, что вдали от театра войны, в Петербурге, был составлен план (Пфулем же) поимки в стратегическую западню Наполеона на реке Березине. Все уверились, что все будет на деле точно так, как в плане, и потому настаивали на том, что именно Березинская переправа погубила французов. В сущности же, результаты Березинской переправы были гораздо менее гибельны для французов потерей орудий и пленных, чем Красное, как то показывают цифры.
Единственное значение Березинской переправы заключается в том, что эта переправа очевидно и несомненно доказала ложность всех планов отрезыванья и справедливость единственно возможного, требуемого и Кутузовым и всеми войсками (массой) образа действий, – только следования за неприятелем. Толпа французов бежала с постоянно усиливающейся силой быстроты, со всею энергией, направленной на достижение цели. Она бежала, как раненый зверь, и нельзя ей было стать на дороге. Это доказало не столько устройство переправы, сколько движение на мостах. Когда мосты были прорваны, безоружные солдаты, московские жители, женщины с детьми, бывшие в обозе французов, – все под влиянием силы инерции не сдавалось, а бежало вперед в лодки, в мерзлую воду.
Стремление это было разумно. Положение и бегущих и преследующих было одинаково дурно. Оставаясь со своими, каждый в бедствии надеялся на помощь товарища, на определенное, занимаемое им место между своими. Отдавшись же русским, он был в том же положении бедствия, но становился на низшую ступень в разделе удовлетворения потребностей жизни. Французам не нужно было иметь верных сведений о том, что половина пленных, с которыми не знали, что делать, несмотря на все желание русских спасти их, – гибли от холода и голода; они чувствовали, что это не могло быть иначе. Самые жалостливые русские начальники и охотники до французов, французы в русской службе не могли ничего сделать для пленных. Французов губило бедствие, в котором находилось русское войско. Нельзя было отнять хлеб и платье у голодных, нужных солдат, чтобы отдать не вредным, не ненавидимым, не виноватым, но просто ненужным французам. Некоторые и делали это; но это было только исключение.
Назади была верная погибель; впереди была надежда. Корабли были сожжены; не было другого спасения, кроме совокупного бегства, и на это совокупное бегство были устремлены все силы французов.
Чем дальше бежали французы, чем жальче были их остатки, в особенности после Березины, на которую, вследствие петербургского плана, возлагались особенные надежды, тем сильнее разгорались страсти русских начальников, обвинявших друг друга и в особенности Кутузова. Полагая, что неудача Березинского петербургского плана будет отнесена к нему, недовольство им, презрение к нему и подтрунивание над ним выражались сильнее и сильнее. Подтрунивание и презрение, само собой разумеется, выражалось в почтительной форме, в той форме, в которой Кутузов не мог и спросить, в чем и за что его обвиняют. С ним не говорили серьезно; докладывая ему и спрашивая его разрешения, делали вид исполнения печального обряда, а за спиной его подмигивали и на каждом шагу старались его обманывать.
Всеми этими людьми, именно потому, что они не могли понимать его, было признано, что со стариком говорить нечего; что он никогда не поймет всего глубокомыслия их планов; что он будет отвечать свои фразы (им казалось, что это только фразы) о золотом мосте, о том, что за границу нельзя прийти с толпой бродяг, и т. п. Это всё они уже слышали от него. И все, что он говорил: например, то, что надо подождать провиант, что люди без сапог, все это было так просто, а все, что они предлагали, было так сложно и умно, что очевидно было для них, что он был глуп и стар, а они были не властные, гениальные полководцы.
В особенности после соединения армий блестящего адмирала и героя Петербурга Витгенштейна это настроение и штабная сплетня дошли до высших пределов. Кутузов видел это и, вздыхая, пожимал только плечами. Только один раз, после Березины, он рассердился и написал Бенигсену, доносившему отдельно государю, следующее письмо:
«По причине болезненных ваших припадков, извольте, ваше высокопревосходительство, с получения сего, отправиться в Калугу, где и ожидайте дальнейшего повеления и назначения от его императорского величества».
Но вслед за отсылкой Бенигсена к армии приехал великий князь Константин Павлович, делавший начало кампании и удаленный из армии Кутузовым. Теперь великий князь, приехав к армии, сообщил Кутузову о неудовольствии государя императора за слабые успехи наших войск и за медленность движения. Государь император сам на днях намеревался прибыть к армии.
Старый человек, столь же опытный в придворном деле, как и в военном, тот Кутузов, который в августе того же года был выбран главнокомандующим против воли государя, тот, который удалил наследника и великого князя из армии, тот, который своей властью, в противность воле государя, предписал оставление Москвы, этот Кутузов теперь тотчас же понял, что время его кончено, что роль его сыграна и что этой мнимой власти у него уже нет больше. И не по одним придворным отношениям он понял это. С одной стороны, он видел, что военное дело, то, в котором он играл свою роль, – кончено, и чувствовал, что его призвание исполнено. С другой стороны, он в то же самое время стал чувствовать физическую усталость в своем старом теле и необходимость физического отдыха.
29 ноября Кутузов въехал в Вильно – в свою добрую Вильну, как он говорил. Два раза в свою службу Кутузов был в Вильне губернатором. В богатой уцелевшей Вильне, кроме удобств жизни, которых так давно уже он был лишен, Кутузов нашел старых друзей и воспоминания. И он, вдруг отвернувшись от всех военных и государственных забот, погрузился в ровную, привычную жизнь настолько, насколько ему давали покоя страсти, кипевшие вокруг него, как будто все, что совершалось теперь и имело совершиться в историческом мире, нисколько его не касалось.
Чичагов, один из самых страстных отрезывателей и опрокидывателей, Чичагов, который хотел сначала сделать диверсию в Грецию, а потом в Варшаву, но никак не хотел идти туда, куда ему было велено, Чичагов, известный своею смелостью речи с государем, Чичагов, считавший Кутузова собою облагодетельствованным, потому что, когда он был послан в 11 м году для заключения мира с Турцией помимо Кутузова, он, убедившись, что мир уже заключен, признал перед государем, что заслуга заключения мира принадлежит Кутузову; этот то Чичагов первый встретил Кутузова в Вильне у замка, в котором должен был остановиться Кутузов. Чичагов в флотском вицмундире, с кортиком, держа фуражку под мышкой, подал Кутузову строевой рапорт и ключи от города. То презрительно почтительное отношение молодежи к выжившему из ума старику выражалось в высшей степени во всем обращении Чичагова, знавшего уже обвинения, взводимые на Кутузова.
Разговаривая с Чичаговым, Кутузов, между прочим, сказал ему, что отбитые у него в Борисове экипажи с посудою целы и будут возвращены ему.
– C"est pour me dire que je n"ai pas sur quoi manger… Je puis au contraire vous fournir de tout dans le cas meme ou vous voudriez donner des diners, [Вы хотите мне сказать, что мне не на чем есть. Напротив, могу вам служить всем, даже если бы вы захотели давать обеды.] – вспыхнув, проговорил Чичагов, каждым словом своим желавший доказать свою правоту и потому предполагавший, что и Кутузов был озабочен этим самым. Кутузов улыбнулся своей тонкой, проницательной улыбкой и, пожав плечами, отвечал: – Ce n"est que pour vous dire ce que je vous dis. [Я хочу сказать только то, что говорю.]
В Вильне Кутузов, в противность воле государя, остановил большую часть войск. Кутузов, как говорили его приближенные, необыкновенно опустился и физически ослабел в это свое пребывание в Вильне. Он неохотно занимался делами по армии, предоставляя все своим генералам и, ожидая государя, предавался рассеянной жизни.
Выехав с своей свитой – графом Толстым, князем Волконским, Аракчеевым и другими, 7 го декабря из Петербурга, государь 11 го декабря приехал в Вильну и в дорожных санях прямо подъехал к замку. У замка, несмотря на сильный мороз, стояло человек сто генералов и штабных офицеров в полной парадной форме и почетный караул Семеновского полка.
Курьер, подскакавший к замку на потной тройке, впереди государя, прокричал: «Едет!» Коновницын бросился в сени доложить Кутузову, дожидавшемуся в маленькой швейцарской комнатке.
Через минуту толстая большая фигура старика, в полной парадной форме, со всеми регалиями, покрывавшими грудь, и подтянутым шарфом брюхом, перекачиваясь, вышла на крыльцо. Кутузов надел шляпу по фронту, взял в руки перчатки и бочком, с трудом переступая вниз ступеней, сошел с них и взял в руку приготовленный для подачи государю рапорт.

"Человек дождя" - так назывался фильм американского режиссера Барри Левинсона, главным героем которого стал чудаковатый гений-аутист по имени Рэймонд. Но немногие знают, что у героя популярной картины был реальный прототип по имени Ким Пик , поражавший окружающих своими уникальными способностями.

Живой компьютер

Ким знал назубок Британскую энциклопедию, расписание поездов и самолетов по всему миру. В его голове запросто уместились атлас автомобильных дорог, календарь за две тысячи лет, биографии всех любимых композиторов и писателей.

Этот человек мог легко процитировать тысячи стихов и прозаических страниц, для него не составляло труда перемножить в уме четырехзначные числа, его мозг был словно оснащен компьютером и мощной поисковой системой, которая позволяла без труда извлекать нужную информацию.

Но вот самостоятельно чистить зубы, одеваться, завязывать шнурки на ботинках, справлять нужду, делать покупки в супермаркетах и готовить пищу гений так и не научился.

В этих житейских вопросах он - взрослый американец по имени Ким Пик -напоминал двухлетнего ребенка. Он плохо ориентировался в пространстве, панически боялся улицы и незнакомых людей, все время держался за родителей, а потому производил впечатление абсолютно беспомощного человека и вызывал жалость окружающих.

Именно таким он предстал перед маститым американским сценаристом Барри Морроу, за которым числилась дюжина отличных картин. Обладатель феноменальной памяти и других уникальных способностей Ким Пик произвел на мастера пера столь сильное впечатление, что он за месяц написал сценарий фильма «Человек дождя», режиссером которого стал Барри Левинсон.

Сценарист не скрывал, что многие черты главного героя он позаимствовал у Кима. Чтобы лучше изучить поведение и привычки своего героя, он просто поселился в доме Пиков, что позволило ему создать интересный и запоминающийся образ Рэймонда. В этой роли блистал Дастин Хоффман, образ его прагматичного братца Чарли воплотил на экране Том Круз. Необыкновенные приключения братьев помогли им узнать друг друга и ощутить трогательное чувство родства.

Название фильма произошло от схожести произношения имени Raymond (Рэймонд) и словосочетания rain man («человек дождя»). Чарли помнил, что в детстве, когда ему бывало страшно, к нему приходил загадочный «человек дождя» и пел ему песни, успокаивая и баюкая его. Узнав брата поближе, Чарли понял, что это и был Рэймонд, который, называя невнятно свое имя, превратился в его воспоминаниях в чудесного «человека дождя».

Гениальный савант

После огромного успеха фильма и водопада кинопремий, обрушившихся на создателей ленты, обрел мировую известность и мистер Пик.

Слава чудесным образом изменила характер саванта (от французского savant - «знаток», «ученый»). Так принято называть людей с отклонениями в работе мозга и феноменальными способностями. Известность сделала мистера Пика медийной звездой. Журналисты посвятили ему сотни статей, называя Кима «гениальным савантом». Телепродюсеры приглашали его на многочисленные ток-шоу, студенты хотели видеть его в своих аудиториях.

И произошло чудо: Ким расстался со стеснительностью, стал общительным, обрел уверенность в себе, с удовольствием появлялся в самых разных местах. Когда прохожие останавливали его на улице и задавали вопросы, Ким охотно отвечал на них, никому не отказывал в автографе, демонстрируя при этом тонкое чувство юмора.

Гений не противился желанию специалистов изучить его мозг и понять, как он может впитывать и хранить такой объем информации. Медики пришли к выводу, что мозг Кима устроен не так, как у подавляющего большинства нормальных людей. В частности, томограф зафиксировал отсутствие мозолистого тела (мощного пучка нервных волокон), которое обеспечивает коммуникацию между левым и правым полушариями мозга. Подобный дефект встречается крайне редко, но отнюдь не всегда сопровождается функциональными нарушениями.

Ученые предположили, что в мозгу Кима появились какие-то дополнительные, резервные и пока не исследованные каналы взаимодействия полушарий.

Возможно, это позволяет им работать как одному гигантскому полушарию, совмещая под одной «крышей» те функции, которые в норме разделены. Если такое предположение верно, то некоторыми из своих талантов Ким обязан именно этой аномалии.

Изучали способности Кима и психологи. Все они сошлись на том абстрактном выводе, что необыкновенные способности Ким получил «в качестве компенсации за свою неполноценность».

Интересно, что уже в первые месяцы после появления Кима на свет врачи поставили мальчугану неутешительный диагноз: умственная неполноценность -и тактично предложили родителям отдать его в специнтернат. Ноте воспротивились совету эскулапов и оставили ребенка в семье. Они надеялись, что смогут как-то адаптировать его к реальной жизни.

Впервые необычные способности проявились у Кима, когда ему не исполнилось и двух лет. За семейной трапезой отец, как обычно, читал любимую газету, и вдруг понял, что сидящий рядом сынок читает новости вместе с ним. С того времени любимым занятием Кима стало чтение.

Он признался, что к 20 годам прочел около 10 тысяч книг. И не просто прочел, а мог запросто процитировать любую из них. Все они чудесным образом записались в его памяти. На чтение и запоминание страницы у мальчика уходило несколько секунд. Толстенные тома он «проходил» всего за пару часов, и спустя годы мог легко воспроизвести прочитанное наизусть.

Контакт с миром

Люди с неординарными способностями во все века привлекали повышенное внимание. Но только в XIX веке ученые обратили внимание на савантов и подвергли изучению их выдающиеся способности. А первая статья на эту тему вышла из-под пера Джона Дауна в 1887 году.

Ученый отмечал связь математических способностей исследуемых с присущей им поразительной силой памяти. В качестве примера он приводил случай, когда савант мог дословно процитировать любой отрывок из многостраничной «Истории упадка и разрушения Римской империи» Эдварда Гиббона.

Следует отметить, что если в начале жизненного пути Ким поглощал любую информацию без разбора, то в зрелом возрасте его интересы распространялись только на любимые темы. Наибольшее предпочтение он отдавал мировой и американской истории, а еще его интересовали религиозные трактаты, спорт, кино, театр, география, освоение космоса, художественная литература и классическая музыка.

Тяжелый рок и невнятный рэп Ким не переносил, называя эти музыкальные направления «агрессивными и раздражающими», а наибольшее наслаждение получал от произведений Моцарта, Генделя, Вивальди, называл их «светлыми и чистыми». В общении с музыковедами Ким поражал их глубиной знаний.

Он мог рассказать, где и когда было написано и впервые исполнено произведение, называл имя композитора и вполне профессионально рассуждал об особенностях музыкальной формы и тональности произведений. А в последние годы жизни Ким пристрастился к роялю и начал сам исполнять любимые произведения.

Адаптация Кима к реалиям жизни помогла обрести надежду и другим родителям савантов. Они поняли, что если внимательно и тонко отнестись к феноменальным способностям своих детей, не отмахиваться от них, как от назойливых мух, то их талант проявится. С его помощью нездоровый человек может наладить контакт с окружающим миром и компенсировать последствия своего недуга. Такой путь крайне труден, поскольку требует от родных самопожертвования, терпения и тяжелой работы.

Усилия родителей Кима воплотились в то, что их сын из робкого затворника превратился в мировую знаменитость и прожил насыщенную, полную ярких событий жизнь. За последние 20 лет он налетал 3 миллиона миль и пообщался с тысячами людей. Умер Ким-пьютер (так его в шутку называли ученые) 19 декабря 2009 года от сердечного приступа в Солт-Лейк-Сити, не дотянув двух лет до шестидесятилетнего юбилея.

Ученые исследовали мозг Кима и установили следующее: целый ряд фрагментов мозга у покойного саванта значительно крупнее, чем у обычных людей. Также они подтвердили, что правое и левое полушария мозга Кима вообще не разделены, а составляют единый блок. Кроме того, медики пришли к выводу, что Ким имел врожденную патологию мозжечка.

Нейрохирург Джим Райдер, участвовавший в изучении мозга Кима, заявил:

Пока мы не можем разгадать секрет уникальных способностей савантов, но находимся на пути к этому. Полагаю, что мозг здорового человека обладает механизмом управления хранилищами, где расположены миллионы «ящичков» с информацией, и способен Перекладывать в соответствующий «ящичек» то, что необходимо в данный момент. А вот саванты такого механизма и таких «ящичков» не имеют. Они живут как бы на складе своих воспоминаний, в окружении своих сокровищ, будь то цифры, имена, арифметические действия, картины художников, звуки музыки и слова. Неудивительно поэтому, что многие из них ведут себя неадекватно и выглядят (по мнению здоровых людей) чудаками. Уверен в том, что если мы все-таки разгадаем секрет «людей дождя», появится реальный шанс резко увеличить интеллектуальные возможности нормальных людей.

Владимир ПЕТРОВ

В субботу, 19 декабря, в Солт-Лейк-Сити, штат Юта, скончался Ким Пик - прототип главного героя оскароносной голливудской картины "Человек дождя". Как сообщил в понедельник, 21 декабря, отец Кима, Фрэн Пик, причиной смерти стал сердечный приступ. Человеку, который без труда мог слово в слово запомнить многотомное сочинение, но не был способен застегнуть себе пуговицы на рубашке, было 58 лет.

Ким Пик родился 11 ноября 1951 года в Солт-Лейк-Сити. У ребенка был патологически увеличен череп - врачи диагностировали у мальчика грыжу головного мозга. Медики обследовали маленького Кима и выяснили, что его мозг серьезно поврежден: у ребенка отсутствовало мозолистое тело - совокупность нервных волокон, соединяющих правое и левое полушария, а кроме того, у ребенка был поражен мозжечок. Медицина оказалась бессильна. Врачи заявили родителям, что из-за этого нарушения мальчик никогда не сможет ходить, никогда не научится читать и не сможет нормально общаться.

Как рассказывал отец Кима, Фрэн, несмотря на редкое расстройство, мальчик фактически с младенчества проявлял удивительные способности. Необычное строение мозга лишило ребенка возможности фильтровать информацию. В возрасте полутора лет он с легкостью мог наизусть выучить книгу, которую мама читала ему вслух, а затем пересказать ее своим удивленным родителям. И все же несмотря на это, Ким значительно отставал от своих сверстников в физическом развитии - у него была нарушена моторная функция, он не мог самостоятельно держать в руках ложку, одеваться и подниматься по лестнице.

Первоначально специалисты, наблюдавшие мальчика, считали, что он страдает аутизмом - расстройством, возникающим в результате нарушения развития мозга; для этого заболевания характерны нарушения способности к общению, взаимодействию с окружающими и другие отклонения в социальном развитии. Позднее психиатр Дарольд Трефферт взялся за изучение состояния Кима Пика и описал его в книге "Удивительные люди: Понять больных савантизмом" .

В этой работе, в частности, говорится о том, что люди, страдающие "синдромом саванта" (диагноз по-прежнему является непризнанным среди медиков), или савантизмом (от французского savant – ученый), обладают узконаправленными выдающимися способностями (так называемый "остров гениальности"), проявляющими себя на фоне общей ограниченности личности. Основным признаком савантизма Трефферт назвал феноменальную память – такую, как у Кима Пика. И все же даже для саванта Ким был чересчур выдающимся человеком. И ученые договорились называть его "мегасавантом".

Прототип "человека дождя" знал наизусть около двенадцати тысяч книг и был специалистом по меньшей мере в пятнадцати областях знания, среди которых история, география, литература, математика и другие. Пик не только мог не задумываясь сказать, в каком году, например, родился шотландский математик Джеймс Стирлинг и назвать даты совершенных им открытий, но и сообщить, в какие дни недели это происходило.

Ученые, проводившие исследование за исследованием, чтобы понять феномен "человека дождя", выяснили, что особенность строения мозга Пика позволяет ему поглощать информацию буквально терабайтами. За эту способность Пика даже называли "Кимпьютером" и "живым "Гуглом".

Во время одного из опытов было установлено, что Ким тратит на чтение одной страницы книги примерно десять секунд. Более того, этого времени ему хватало на то, чтобы запомнить прочитанное с точностью до последней буквы. Однако скорость - это еще не все. Пик читал сразу обоими глазами: если перед ним была развернута книга, левым глазом он следил за событиями, разворачивающимися на одной странице, а правым - за событиями на следующей. В день Ким прочитывал до восьми книг.

И тем не менее, справляться с пуговицами, расческами и шнурками он так и не научился. В 1975 году родители Кима развелись, и все заботы о нем целиком легли на плечи отца саванта. Рассказывая о жизни с "сумасшедшим гением", его отец как-то заметил, что о Киме нужно было заботиться "по 30 часов в день и по 10 дней в неделю". И все же, не преуменьшая трудностей, родитель "человека дождя" всегда говорил о сыне с нескрываемой гордостью.

Сыграть главного героя - Рэймонда Бэббита, аутиста с удивительными способностями к математике - выпало Дастину Хоффману, а его эгоистичного брата Чарли, который, впрочем, впоследствии искренне привязывается к своему странноватому родственнику, - Тому Крузу. За несколько месяцев до съемок Хоффман познакомился с Кимом Пиком.

Актер и савант проводили вместе довольно много времени и успели понравиться друг другу. Сдружившись с Кимом, Хоффман обратился к его отцу и заявил, что тот попросту "не имеет права скрывать этого парня от мира". "Дастин оказал большое влияние на судьбу Кима. Помню, он подошел ко мне и сказал: "Я прошу вас, дайте мне слово, что вы не станете прятать его от людей. Покажите его миру"", - вспоминает Фрэн Пик.

Фильм Барри Левинсона "Человек дождя" вышел на экраны в 1988 году. Лента полюбилась зрителям - цитаты и даже целые диалоги из этого фильма многие до сих пор помнят наизусть. Кому-то особенно нравится диалог Рэймонда и Чарли о зубочистках и кленовом сиропе , кто-то в восторге от сцены в аэропорту , а некоторые киноманы полюбили фрагмент о походе братьев Бэббитов в казино.

В 1989 году "Человек дождя" получил четыре премии "Оскар". Академия наградила Хоффмана (лучший актер), Морроу (лучший сценарий) и Левинсона (лучший режиссер), а также назвала картину "лучшим фильмом года". Примечательно, что Барри Морроу отдал своего "Оскара" Киму, и тот возил его с собой до конца своих дней.

Экранизация этой трогательной истории сыграла поворотную роль в жизни Кима Пика. После премьеры картины 37-летний прототип Рэймонда Бэббита вместе с отцом отправился в самое длинное путешествие в своей жизни - он переезжал из города в город, чтобы встретиться с миллионами новых людей и рассказать им о себе.

Само собой, большинство зрителей, собиравшихся на конференциях с участием Кима, прежде всего обращались к нему как к "живому "Гуглу"", интересуясь, где, когда и почему произошли те или иные исторические события. Савант, который не умел ни гордиться своими знаниями, ни хвалиться ими, всегда отвечал на вопросы что называется "с чувством, с толком, с расстановкой", чем приводил всех в полный восторг.

Это нравилось и самому Киму. Особенное удовольствие он получал, когда кто-то просто произносил название того или иного города, а савант озвучивал всю имевшуюся в его распоряжении информацию об этом населенном пункте - его телефонный код, значимые даты, численность населения, основные производственные предприятия, почтовые индексы и так далее.

Фрэн Пик всегда был рядом с сыном и замечал каждое, даже самое минимальное изменение его состояния. По словам отца "человека дождя", Ким учился преодолевать трудности всю свою жизнь. В 16 лет он впервые самостоятельно поднялся по лестнице, затем понял, для чего нужны рукопожатия, а в последние несколько лет савант осваивал игру на фортепиано и развивал чувство юмора.

За многие годы Ким Пик налетал на самолетах более трех миллионов миль и познакомился с 64 миллионами человек. Отец самого знаменитого саванта в мире написал о нем две книги, ученые посвятили Киму более четырех тысяч статей, а кинодокументалисты сняли о "человеке дождя" свыше 20 фильмов.

Несмотря на широкую известность, возможность бесконечно путешествовать и бывать в незнакомых местах, Ким Пик больше всего в жизни любил бывать в публичной библиотеке Солт-Лейк-Сити, где он развлекал себя чтением телефонных справочников и изучением географических карт.

На одном из семинаров Ким Пик как-то сказал: "Не надо воспринимать свои умственные или физические недостатки как препятствие. Не надо думать, что они делают тебя таким уж особенным. Мы все особенные, каждый из нас". Наверняка многие из тех, кто услышал эту фразу, подумали тогда: "Да, Ким, пожалуй, ты прав".

Ким Пик родился в 1951 году в Солт-Лейк-Сити, штат Юта, США. Диагноз «аутизм», поставленный младенцу с аномально большой головой, черепно-мозговой грыжей и повреждением мозжечка, оказался впоследствии неверным. И, когда Ким подрос, стало очевидно, что у ребенка Синдром Одаренности (savant syndrome).

Феноменальное развитие в какой-либо определенной области в ущерб другим - таковы главные признаки этого редкого заболевания. Так, Ким Пик, свободно читающий в три года книги из родительской библиотеки, не мог самостоятельно одеться, умыться или сходить в туалет. Из-за недоразвитости мозжечка наблюдалось расстройство координации движений. И в то же время ребенок умудрялся ставить на полки прочитанные книги корешками вверх, чтобы не путать их с еще не прочитанными. Понятно, что ни о каком обучении в обычной школе речи быть не могло - Ким Пик являл собой полную и совершенно неразгаданную загадку природы. Несмотря на то, что общая картина его болезни была известна - отсутствие так называемого мозолистого тела мозга, соединяющего правое и левое полушария мозга, для врачей оставалось и много неясностей - ни это, ни другие врожденные аномалии мозга не должны были привести ни к слабоумию, ни, тем более, к одаренности. Тем не менее, Ким Пик демонстрировал нечто невиданное - его больной мозг был подобен компьютеру. Во-первых, он разработал собственную технику чтения, при которой правым глазом он читал правую страницу и одновременно левым - левую. Таким образом, на чтение разворота стандартной книги у него уходило около 8–10 секунд. При этом прочитанное навсегда оставалось в его памяти с удивительной точностью, до мельчайших подробностей. Так, Ким хранил в памяти содержание тысяч прочитанных книг. За эту способность запоминать огромное количество информации Кима даже прозвали «Ким-пьютер».

В 1984 году произошла встреча, которая хоть и не перевернула жизнь Кима, но стала в какой-то мере судьбоносной - именно благодаря встрече с писателем Барри Морроу о феноменальном человеке, умственно-неполноценном гении, узнал весь мир. Итак, Морроу встретился с Пиком в рамках программы мероприятий «Ассоциации умственно отсталых людей». Однако, этот ‘умственно-отсталый’ настолько потряс писателя, что та встреча воплотилась в сценарий прославленного фильма «Человек дождя» с Дастином Хоффманом. Так «Ким-пьютер» стал прототипом «оскароносного» фильма, однако, сюжет фильма никаким образом не повторяет событий жизни самого Кима Пика, да и реальный герой на самом деле не страдал аутизмом, которому оказался подвержен персонаж Хоффмана. Зато неожиданная популярность, а также встречи с актерами и режиссерами сослужили ранее замкнутому и избегающему людей Пику добрую службу - он стал смелее, научился рассказывать о себе и подарил многим инвалидам шанс поверить в себя. Ким перестал бояться людей, стал даже шутить, читать художественные книги, в частности, книги Стивена Кинга. Историю реальной жизни Кима Пика рассказал его отец Фрэнк Пик в своей книге ‘Настоящий человек дождя’. Книга вышла в 1996 и всколыхнула целую волну интереса к Синдрому Саванта вообще и Киму Пику в частности. Было установлено, что в мире насчитывается не более 25 человек, страдающих подобной болезнью. Впрочем, одновременно зазвучал и вопрос - а болезнь ли это вообще, либо Синдром Саванта - цена гениальности?

После выхода в прокат «Человека дождя» Пик много путешествовал вместе со своим отцом, демонстрируя свои способности по всему миру. К своим 53 годам он знал наизусть более 7000 книг, основная масса которых - справочники и статистические таблицы. Несмотря на огромное количество тестов и исследований, ученым так и не удалось найти причину столь редкого недуга и дарования Пика. Ни подтверждённых теорий о причинах возникновения этого психического расстройства, ни эффективного метода терапии пока нет.

Ким Пик умер 19 декабря 2009 года в госпитале города Солт-Лейк-Сити от сердечного приступа, ему было 58 лет.

4 актёра, делающих одни и те же странные вещи в каждом фильме

10 лучших и 10 худших фантастических фильмов 2014-го года

10 аниме-фильмов, которые вы должны посмотреть, даже если не смотрите аниме

10 самых потрясающих кинотеатров со всего света

10 монументальных вех в истории кино

20 фактов о фильме «Криминальное чтиво», которых вы не знали

Почему у диснеевских героев так часто нет мам

У Иэна Маккеллена, Шона Бина и остальных членов Братства Кольца есть одинаковые татуировки

В знаменитой серии Дж. Р. Р. Толкина «Властелин Колец» девять человек взяли на себя ответственность за уничтожение проклятого кольца. Эти представители разных рас мира романа были известны как Братство Кольца.

Актёр снимался в шоу, подобном «Шоу Трумана», 12 лет

«Отрочество» - это новаторский фильм о взрослении, созданный американским режиссёром и сценаристом Ричардом Линклейтером. В то время как в других фильмах о взрослении главного героя в разном возрасте играют разные актёры, в «Отрочестве», художественной истории о превращении детей в молодых людей, главную роль исполняет один мальчик.

Там же) - американец с феноменальной памятью , запоминал до 98 % прочитанной информации, за что получил прозвище «Ким-пьютер», прототип героя Дастина Хоффмана в фильме «Человек дождя » (1988, США).

Биография

Постепенно сформировался круг отдельных тем, интересовавших Кима в первую очередь: мировая и американская история , спорт, кино, география , освоение космоса , Библия, история церкви, литература и классическая музыка . Он знал все междугородные телефонные коды и почтовые индексы США, названия всех местных телевизионных станций страны. Он держал в голове карты всех городов Америки и мог дать рекомендации, как проехать по любому из них. Ему были знакомы сотни классических музыкальных произведений, он мог рассказать, где и когда каждое из них было написано и впервые исполнено, называл имя композитора и различные подробности его жизни. Мог часами рассуждать об особенностях музыкальной формы и тональности произведений тех или иных композиторов и угадывать авторство неизвестных ему произведений.

Ким выработал особую технику чтения. В общей сложности на чтение одного стандартного книжного разворота уходило около 8-10 секунд, при этом ему было всё равно, как расположен текст относительно него самого. К концу жизни Ким хранил в памяти содержание около 12 тысяч ранее прочитанных книг.

При этом Ким страдал множеством серьёзных расстройств, что в какой-то мере присуще всем людям с синдромом одарённости. У него была странная походка, Пик научился ходить только к четырём годам , имел очень низкий мышечный тонус. Он с трудом мог выполнять действия по удовлетворению самых обычных бытовых и личных нужд (к примеру, не мог самостоятельно застегнуть пуговицы рубашки), что, скорее всего, объяснялось повреждением мозжечка , который в норме регулирует двигательную активность . Ким практически не был способен к абстрактному мышлению (в частности, не мог пояснить смысл пословиц и поговорок), но при этом он прекрасно понимал смысл информации и мог творчески ею оперировать, был остроумен, что является нехарактерным для людей с подобным синдромом одарённости.

К изумлению учёных, с возрастом его способности возрастали. Несмотря на физический недуг, в 2002 году он научился игре на фортепиано. Играл, в основном, по памяти, мог перекладывать партии различных инструментов на фортепиано.

Известный исследователь творчества Моцарта , Гринан, делилась своими наблюдениями :

Познания Кима в музыке весьма значительны. Поразительно, что он помнит каждый штрих даже тех произведений, которые он слышал всего раз, причём более 40 лет назад. Его замечания о взаимосвязи музыкальных произведений, биографических фактов из жизни композиторов, исторических событий, мелодий из фильмов и тысяч других подробностей раскрывают масштаб его интеллектуальных способностей.

Оригинальный текст (англ.)

Kim’s knowledge of music is considerable. His ability to recall every detail of a composition he has heard-in many cases only once and more than 40 years ago-is astonishing. The connections he draws between and weaves through compositions, composer’s lives, historical events, movie soundtracks and thousands of facts stored in his database reveal enormous intellectual capacity.

Киногерой

Успех фильма «Человека дождя» положительно сказался на судьбе Пика: в его адрес посыпалась куча предложений поучаствовать в различных мероприятиях. Это положительно сказалось на уверенности Кима в себе. Бэрри Морроу позволил Пику брать свою статуэтку «Оскар » с собой на все эти мероприятия. Позже эту статуэтку стали называть, как «Самая любимая статуэтка Премии Оскар », потому как её удалось подержать большему количеству людей, чем любой другой экземпляр этой широко известной кинопремии. Он приобрёл друзей, много путешествовал по миру, демонстрируя свои способности. По словам Фрэна Пика, за последний 21 год своей жизни Ким налетал на самолётах свыше 3 млн миль (около 5 млн километров) и пообщался с 64 млн человек. Более того, сразу после обретения известности и через 20 лет после первого запроса Киму был предоставлен сертификат об образовании.

результат оценки коэффициента умственного развития Кима не даёт истинной картины уровня его интеллектуальных способностей

Общий диагноз, поставленный Киму, гласил:

неспецифическое расстройство, обусловленное аномалиями развития

Специалистами всегда отмечалось отсутствие признаков аутизма у Кима. Хотя сам аутизм часто связан с синдромом феноменальных способностей, Ким им не страдал и всегда был открытым для общения человеком, весьма располагающим к себе.