Как правильно составить гексаграмму своей жизни. Построение гексаграмм

Счет позиций в гексаграммах начинается снизу. Первая позиция (вэй ) или черта (яо ) в гексаграммах называется “начальной” (чу ), а шестая - “верхней” (шан ) (табл. 1.2.3).

Полагалось, что позиции гексаграмм символизируют фазы развития любого целостного процесса, выбранного для кодирования соответствующей гексаграммой, а прерванные или сплошные черты в них - характер этого развития. Нечетные позиции (“начальная”, 3-я и 5-я) считаются “янскими”, четные (2-я, 4-я и “верхняя”) - “иньскими”. Если сплошная (ее еще называют “световая” или “сильная”) черта оказывается на “янской” позиции, а прерванная (“теневая” или “слабая”) - на “иньской”, это называется “уместностью” черт, а в противном случае - “неуместностью”. Таким образом, гексаграммы с полной “уместностью” и “неуместностью” - это гексаграммы с № 63 и 64 в порядке Вэнь-вана (рис. 1.2.21).

Каждая гексаграмма может рассматриваться как сочетание либо трех диграмм, либо двух триграмм. С помощью исследования их взаимоотношений древнекитайские гадатели определяли характер самой гексаграммы. Этим искусством обладали немногие. Большинство из них прибегали к “поясняющим словам” (ци ) совершенномудрых, т.е. к текстам при гексаграммах.

Для определения взаимоотношений диграмм или триграмм, составляющих гексаграммы, применяется специальная маркировка их позиций общеметодологическими категориями Небо (тянь ), Земля (ди ), Человек (жэнь ) (рис. 1.2.22).

По данным Ю.К. Щуцкого, Небо символизирует внешнее развитие процесса, характеризующееся как “отступающее, разрушающееся”, а Земля - внутреннее развитие процесса, характеризующееся как “наступающее, созидающееся”. Существует также разнообразная символика отдельных позиций гуа . Так, например, как указывал Ю.К. Щуцкий (Щуцкий 1993: 87), они обозначают части тела человека и животного (табл. 1.2.4).

Как отмечает современный китайский исследователь Лю Дацзюнь, начиная с эпохи Хань ицзинисты учитывали при анализе структуры гексаграмм шесть типов отношений между позициями: ин , чжун , би , цзюй , чэн , шэн (И цзин 1992: 54-63). Считалось, что начальная, средняя и верхняя черты нижней триграммы связаны по принципу “резонанса” (ин ) с начальной, средней и верхней чертами верхней триграммы, т.е. резонирующими чертами гексаграммы являются 1-я (начальная) и 4-я, 2-я и 5-я, 3-я и 6-я (верхняя). Если резонансные черты являлись противоположными, то считалось, что они соответствуют друг другу.

Средние позиции в верхней и нижней триграммах, т.е. 5-я и 2-я позиции гексаграмм, рассматривались еще связанными по принципу “срединности” (чжун ) и определялись соответственно как “правитель” и “подчиненный”, “муж” и “жена”. “Резонанс” черт в этих позициях был особенно значим для ицзинистов.

Для определения значения конкретной гексаграммы анализировалась еще “близость” (би ) черт, т.е. соседство 1-й и 2-й, 2-й и 3-й и т.д. При этом выяснялось, “опирается” (цзюй ) или нет исследуемая янская черта на иньскую черту (или сразу на несколько иньских черт), т.е. имеет или не имеет янская черта соседнюю иньскую черту (или несколько таких черт), находящуюся ниже ее. Такая иньская черта (или несколько черт) называется “принимающей” (чэн ). Если иньская черта (черты) стоит над янской чертой, то такая их связь называлась “оседланием” (шэн ). В целом полагалось, что 2-я и 5-я черты - гармоничные по близости, 6-я и 1-я - слишком расходящиеся, а 3-я и 4-я - слишком сблизившиеся.

Следует отметить, что применение гексаграмм не ограничивалось в древнем Китае гадательной практикой, из которой они возникли. Чтобы гадания имели успех, древние мантики должны были совершенствовать свое искусство. На этом пути они могли испробовать множество гадательных методов и средств. Видимо, в конце концов они поняли, что эффективность гадания резко возрастет, если уподобить систему гадания исследуемым объектам и явлениям, как бы “смоделировать” их в общем, универсальном смысле, пригодном на все случаи жизни. Все это оказалось возможным при использовании гексаграмм. По сути, они представляют собой своеобразные классификаторы и отражают тонкую структуру космоса в тех ее аспектах, которые были выделены древними китайцами. Поэтому гексаграммы нашли широкое применение в разнообразных традиционных китайских науках.

Гадание по “Книге перемен”

Один из самых древних способов гадания в древнем Китае - это гадания на панцирях черепах и на лопаточных костях рогатого скота. Техника гаданий заключалась в том, что на одной стороне панциря или лопатки высверливались отверстия, в которые затем вставлялся раскаленный бронзовый стержень. В результате на обратной стороне панциря или лопатки получались трещины, форма и взаимное положение которых интерпретировались гадателями. Иногда их толкование осуществлялось самим правителем-ваном . При таких гаданиях интересовались погодой, здоровьем, успехом или неуспехом в тех или иных намеченных действиях - военном походе, женитьбе, жертвоприношении и проч. Со временем выработались стандартные формы вопросов и ответов. Результаты гадания записывались на самой кости или черепашьем панцире. Последние могли использоваться несколько раз (подробнее см.: Кожин 1985: 3-7; Васильев 2001: 65-70).

Постепенно основным мантическим способом в Китае стало гадание на основе “Книги перемен” с помощью стеблей тысячелистника или монет. Но и гадание на панцирях черепахи долго не выходило из употребления. Применялись и комбинированные методы. В “Шу цзине” (“Книга истории”) говорится о практике гадания на панцирях и на стеблях, к которой привлекаются три гадателя, для того, чтобы по двум схожим результатам можно было принять окончательное решение.

[Необходимо] отобрать и назначить гадателей на черепашьих щитах и гадателей на стеблях тысячелистника и приказать им гадать.

[Трещины на щите черепахи образуют символы] дождя или проясняющегося после дождя неба, или ясной погоды, или мрачного тумана, или зловещих облаков, бегущих и перекрещивающихся [на небе]. [Стебли тысячелистника укладываются в форму, символизирующую либо] чжэнь и означающую благоприятную стойкость - счастливое предзнаменование, [либо] хуэй и означающую грядущее раскаяние - плохое предзнаменование. В общем существует семь [указаний]: пять, [получаемых при помощи] гадания на черепашьих щитах, и два, [получаемых при помощи] гадания на стеблях тысячелистника, - [это позволяет] заранее узнать ошибки [и избежать их].

[Следует] назначить этих гадателей, чтобы они гадали на черепашьих щитах и стеблях тысячелистника. Гадать [должно] трое человек, а следовать [необходимо] словам двух из них, [ответы которых совпадают].

Если у Вас, государь, возникнут большие сомнения, то обдумайте их сначала в своем сердце, затем обсудите их со своими сановниками и чиновниками, посоветуйтесь со своим многочисленным народом и спросите ответа у гадателей на черепашьих щитах и стеблях тысячелистника. Если Ваше решение, и решение, [полученное путем гадания] на черепашьих [щитах], и решение, [полученное путем] гадания на стеблях тысячелистника, и решение сановников и чиновников, и решение многочисленного народа будут положительными, то это называется великим согласием. Тогда благополучие и могущество будут Вашим уделом, а счастье будет сопутствовать Вашим сыновьям и внукам (Шу цзин 1994: 108-109).

Как уже отмечалось, в символике чисел “Книги перемен” прерывистые черты обозначаются числами 6 или 8, а целые - 9 или 7, в зависимости от того, являются ли они “старыми” или “молодыми”. Эти числа получаются при гадании на тысячелистнике или монетах.

Вероятности получения чисел, символизирующих инь и ян , в обоих способах гадания одинаковы и равны 1/2. Однако, как было подсчитано Ван дер Ближем (Blij 1966: 47-48), различаются вероятности получения чисел “старых” и “молодых” инь и ян .

Вероятности для стеблей: 6 - 1/16, 7 - 5/16, 8 - 7/16, 9 - 3/16.

Вероятности для монет: 6 - 1/8, 7 - 3/8, 8 - 3/8, 9 - 1/8.

Гадание на монетах много проще, чем гадание на тысячелистнике, и было разработано позже - в ханьское время. Для гадания используются три монеты. Лицевой стороне монет приписывается числовое значение Неба - 3, обратной стороне - числовое значение Земли - 2. Таким образом, различные комбинации трех монет составляют следующие числа:

Процесс гадания происходит следующим образом. После определенных ритуальных действий производится одновременное бросание трех монет. Подсчитывается и записывается результат. Затем вновь бросаются монеты. И так шесть раз - по числу позиций в гексаграммах (см.: Зинин 1982: 70; Щуцкий 1993: 522-523; Yi Jing 1991: 45-46).

Результаты процесса гадания записываются снизу вверх, соответственно счету позиций гексаграмм. В записи получается гексаграмма, закодированная числами 6, 7, 8, 9. “Молодые” числа “старятся”, т.е. 7 меняется на 9, а 8 на 6. Такая числовая запись гексаграмм аналогична зафиксированной в “Книге перемен”. Это первая гексаграмма, используемая при гадании. Ее называют бэнь гуа (“корневая гексаграмма”). Затем те “старые” числа, которые возникли при гадании, “умирают”, превращаясь при этом в свои противоположности, т. е. 6 в 7, а 9 в 8, которые тут же снова “старятся”. Это вторая гексаграмма, называемая чжи гуа (“переходная гексаграмма”).

После того как гексаграммы составлены, следует найти их в “Книге перемен” и обратиться к толкованиям. “Решение” гадания основывается на анализе как каждой из получившихся гексаграмм, так и их взаимоотношений.

Для гадания на тысячелистнике берется 50 стеблей длиной 40-50 см. Согласно описанию процесса гадания в “Си цы чжуани”, данное число называется “Великим распространением”:

Число Великого распространения составляет 50 [стеблей]. Из них используются 49. Разделяем их на две кучи, что символизирует двойку. Подвешиваем [между пальцами] один [стебель], что символизирует тройку. Считаем четверками, что символизирует четыре сезона. Затем откладывается остаток, что символизирует добавочный месяц. За пять лет совершается два добавления. Поэтому два раза откладывается и после подвешивается.

Чисел Неба - пять, Земли - пять. Пятерки по позициям соответствуют друг другу, и каждая имеет свою сумму. Небесные числа составляют 25. Земные числа составляют 30. Числа Неба и Земли вместе составляют 55. Они производят изменения и превращения и движут духами гуй и шэнь .

Числа Цянь составляют 216. Числа Кунь составляют 144. Вместе - 360, что соответствует дням года. Число этих двух частей составляет 11520, что соответствует числу всех вещей. Поэтому посредством этих четырех действий завершаются перемены.

Требуется 18 изменений, чтобы сформировать гексаграмму. Восемь триграмм составляют малое свершение. Если продолжать действия, классифицировать и расширять, то все события в Поднебесной могли бы исчерпаться.

Духами шэнь выявляется путь (дао ) и показываются начала добродетельных (дэ ) действий. Поэтому на вопрос можно получить от них ответ. Можно также получить помощь от духов шэнь (Си цы, I, 8).

Стебли тысячелистника, когда они не используются, хранятся в специальном коробе вместе с “Книгой перемен”, обернутой в шелк. Перед гаданием шелк расстилается на маленьком столике. На шелк кладутся стебли и “Книга перемен”. Зажигается курильница. Гадальщик садится лицом к югу и трижды совершает земной поклон.

Затем пучок стеблей берется правой рукой и трижды круговыми движениями по часовой стрелке проносится сквозь дым курильницы. Один стебель откладывается в короб и больше оттуда не вынимается. Остальные 49 стеблей пучком кладут на шелк, и начинается сам процесс определения черт гексаграммы, состоящий в целом из 18-ти этапов, называемых в “Си цы чжуани” “изменениями” (бянь ).

Прежде всего пучок правой рукой резко рассекается на две кучки. После этого берется один стебель из правой кучки и зажимается между мизинцем и безымянным пальцем левой руки. Затем стебли из левой кучки откладываются по четыре. При этом может получиться остаток из 1, 2, 3 или 4 стеблей, которые зажимаются между безымянным и средним пальцами левой руки. Затем откладываются по четыре стебля из правой кучки, а остаток из 3, 2, 1 или 4 стеблей зажимается между средним и указательным пальцами левой руки. Нетрудно подсчитать, что всего в левой руке может оказаться 5 или 9 стеблей, сгруппированных в следующих комбинациях: 1 + 1 + 3; 1 + 2 + 2; 1 + 3 + 1; 1 + 4 + 4. Они откладываются в сторону, а остальные стебли, которых может быть по числу 40 или 44, снова собираются в пучок. На этом заканчивается первый этап.

Следующие два этапа осуществляются аналогично. На каждом из них остаток может быть равен 4 или 8 стеблям, которые сгруппированы в следующих комбинациях: 1 + 1 + 2; 1 + 2 + 1; 1 + 3 + 4; 1 + 4 + 3. Фактически, результаты гадания не изменились бы, если на данных двух этапах один стебель не изымать предварительно из правой кучки, а сразу начинать пересчет стеблей по четыре из левой кучки, а затем из правой. При этом получится тот же самый остаток, но в иных комбинациях: 1 + 3; 2 + 2; 3 + 1; 4 + 4.

В конце всех этих процедур в пучке может оказаться 24, 28, 32 или 36 стеблей. Их снова пересчитывают по четыре, раскладывая на кучки, которых будет соответственно 6, 7, 8 или 9. Полученное таким образом число задает тип черты, находящейся в нижней (первой) позиции гексаграммы.

Затем стебли, лежащие кучками на шелке, собирают в пучок, и все трехэтапное действо повторяется еще пять раз с целью определить черты, принадлежащие остальным позициям. Таким образом, для построения гексаграммы требуется, как и говорилось выше, 18 однотипных этапов.

После того как гексаграмма получена, приступают к ее толкованию. Когда процесс гадания заканчивается, гадальщик совершает три поклона и укладывает стебли вместе с “Книгой перемен” и шелком в короб.

Числа Цянь и Кунь , упомянутые в процитированном выше отрывке, никоим образом не используются в самой процедуре гадания на стеблях тысячелистника, но могут быть выведены из нее. Они образуются путем умножения количества черт в гексаграмме (6) на числа 36 и 24, которые равны количеству стеблей в определяющих соответствующую черту (ян - 9; инь - 6) пучках, собранных на каждом третьем этапе гадания. Таким образом: 6 ´ 36 = 216; 6 ´ 24 = 144. Сумма чисел Цянь и Кунь следующая: 216 + 144 = 360 (число дней года). Весь набор из 64-х гексаграмм можно разделить на 32 пары дополнительных гексаграмм, у которых сумма черт, выраженных в “стеблевых” числах, будет аналогичной. Поэтому сумма черт всех гексаграмм, выраженная в этих же числах и называемая в “Си цы чжуани” “числом всех вещей”, будет равна: 360 ´ 32 = 11520.

Это же числовое значение можно подсчитать другим способом, например, учитывая, как предлагалось М. Гранэ, что количество всех черт в наборе 64 гексаграмм равно: 64 ´ 6 = 384. Из них - 192 янские и 192 иньские черты. Следует умножить эти числа на 36 и 24 и сложить то, что получилось: 192 ´ 36 = 6912; 192 ´ 24 = 4608; 6912 + 4608 = 11520 (Granet 1934: 196).

Как говорится во втором абзаце (разбивка условная) цитировавшегося выше отрывка из “Си цы”, чисел Неба и Земли по пять. Почему это так, можно узнать из другой фразы данного сочинения. Она часто помещается перед данным отрывком, в котором первый и второй абзацы меняются местами (что в целом оказывается более логичным). В издании, взятом для перевода, эта фраза находится в начале десятого чжана верхнего раздела:

Небо - 1; Земля - 2; Небо - 3; Земля - 4; Небо - 5; Земля - 6; Небо - 7; Земля - 8; Небо - 9; Земля - 10 (Си цы, I, 10).

Таким образом, речь идет о нечетных и четных числах в пределах десяти. Сумма первых: 1 + 3 + 5 + 7 + 9 = 25. Сумма вторых: 2 + 4 + 6 + 8 + 10 = 30. Общая сумма: 25 + 30 = 55.

Мудрое китайское гадание существует с незапамятных времен, и оно способно дать ответы на любые, даже самые сокровенные вопросы.

Таблица гексаграмм книги перемен – это простое и понятное толкование результатов гадания на монетках, которое изложено в удобном формате. Найти и прочесть ответ духов на свой вопрос теперь – дело нескольких секунд, просто выберите выпавшее вам значение в перечне.

Таблица гексаграмм книги перемен: толкование

Таблица книги перемен – это готовый ответ духов, уже истолкованный и записанный. Безусловно, некоторые моменты в расшифрованной гексаграмме могут иметь двусмысленное значение, потому опытные практики советуют задавать свой вопрос как можно более точно, сформулировать его максимально конкретно. В этом случае таблица гексаграмм толкование будет иметь самое понятное и логичное, вам не придется размышлять над тем, что именно до вас стараются донести духи.

Всего книга насчитывает 64 предсказания, каждое из них – это отдельная гексаграмма ицзин, таблица с названием пророчества и его полным описанием. Каждая из шести линий, выпавшая вам при гадании, называется триграммой:

  • Верхняя черта-триграмма связана с прошлым гадающего.
  • Нижняя же триграмма символизирует будущее и вероятное развитие событий.

Строение предсказания в гексаграмме книги перемен

Каждая гексаграмма имеет свое особенное китайское название (например, гексаграмма 28 – это «Да-го », а гексаграмма 39 – это «Цзянь »), а также – аналогичное название-перевод на русском (например, гексаграмма 28 «Да-го » — это «Переразвитие великого », а гексаграмма 39 «Цзянь » — это «Препятствие »).

Кроме этого, к каждой гексаграмме прилагается и прямая цитата, соответствующая данному конкретному случаю. Например, для гексаграммы 28 она звучит как «Сдержанный и скромный дольше удержит удачу », а для гексаграммы под номером 39 как «Если препятствие нельзя преодолеть, его можно просто обойти ».

Таблица гексаграмм Книги Перемен

Гексаграмма 17 Гексаграмма 33 Гексаграмма 49
Гексаграмма 18 Гексаграмма 34 Гексаграмма 50
Гексаграмма 19 Гексаграмма 35 Гексаграмма 51
Гексаграмма 20 Гексаграмма 36 Гексаграмма 52
Гексаграмма 21 Гексаграмма 37 Гексаграмма 53
Гексаграмма 22 Гексаграмма 38 Гексаграмма 54
Гексаграмма 23 Гексаграмма 39 Гексаграмма 55
Гексаграмма 24 Гексаграмма 40 Гексаграмма 56
Гексаграмма 25 Гексаграмма 41 Гексаграмма 57
Гексаграмма 10 Гексаграмма 26 Гексаграмма 42 Гексаграмма 58
Гексаграмма 11 Гексаграмма 27 Гексаграмма 43 Гексаграмма 59
Гексаграмма 12 Гексаграмма 28 Гексаграмма 44 Гексаграмма 60
Гексаграмма 13 Гексаграмма 29 Гексаграмма 45 Гексаграмма 61
Гексаграмма 14 Гексаграмма 30 Гексаграмма 46 Гексаграмма 62
Гексаграмма 15 Гексаграмма 31 Гексаграмма 47 Гексаграмма 63
Гексаграмма 16 Гексаграмма 32 Гексаграмма 48 Гексаграмма 64

«Психологическое правило гласит, что если внутренняя ситуация не осознается, она превращается во внешние события», — Карл Густав Юнг.

«Когда вы не осознаёте происходящего внутри нас, снаружи это кажется судьбой», — Карл Густав Юнг.

Выберете-нажмите на номер гексаграммы:

Самое благоприятное предсказание

Вы обратились за советом к величайшему древнему оракулу. Как воспользоваться его предсказанием, чтобы максимально благоприятно разрешить ситуацию? Для этого необходимо посмотреть на ситуацию максимально широко и с разных точек зрения, чтобы не упустить имеющиеся в ней благоприятные возможности. Для успешного разрешения ситуаций практически всегда требуется взглянуть на них под другим углом или с более высокого уровня. Цель требует рассмотрения наряду с доминантнойной вибрацией гексаграммы её противоположности в соответствии с законами диалектики. Многомерный подход не просто смещает акценты, но и меняет саму структуру описания каждого плана Книги Перемен «И Цзин» . Рассмотрение изменяется в сторону максимальной широты охвата всех возможных вариантов, в ущерб детализации доминантной вибрации. Для описания общей вибрации больше всего подходит древний метод анализа взаимоотношения триграмм. Отметим, что традиционно наоборот основной акцент делается на детальной проработке значения каждой отдельной черты гексаграммы, то есть на доминантной вибрации каждого плана.

Что дает многомерность при прорицании будущего?

1. Рассмотрим пример работы с негативным событием . Пусть вероятность того, что автомобиль попадёт в аварию, до прорицания составляет 80 %.

Линейное предсказание хода развития событий звучит так: «Автомобиль попадёт в аварию». С одной стороны, водитель предупреждён об аварии, а значит, будет ехать осторожнее. Пусть это снижает вероятность аварии на 20 %. С другой стороны, мысль об аварии влияет на ход событий и увеличивает вероятность катастрофы. На сколько процентов — зависит от степени веры водителя в силу предначертанного. Пусть вера в аварию увеличила её вероятность на 30 %. Значит, вероятность катастрофы увеличится на 30 % - 20 % = 10 % и станет равной 80 % + 10 % = 90 %. Таким образом, линейное предсказание может увеличивать вероятность наступления негативного события.

Более многомерное предсказание может быть таким: «Автомобиль попадёт в аварию, если водитель не проявит очень большую осторожность при поездке» . Многомерное предсказание уменьшает предстоящую опасность и даже говорит о возможности её полностью избежать, указывая, как это сделать. Водитель предупреждён об аварии — это снижает вероятность аварии на 20 %. Пусть вера в возможность благополучного исхода ещё уменьшит вероятность аварии на 30 %. Тем не менее, здесь явно прозвучало слово «авария», это не может не усилить вероятность её наступления. Пусть из-за явного озвучивания негативного результата вероятность его наступления увеличилась на 20 %. В общем, вероятность аварии после такого предсказания уменьшится на 20 % + 30 % - 20 % = 30 % и составит 80 % - 30 % = 50 %.

Оптимальное многомерное предсказание для негативной ситуации составляется на основе противоположной вибрации (меньший, менее чёткий рисунок на многомерных картах ). «Поездка будет благополучной при очень большой осторожности водителя». В этом предсказании о доминантной ситуации говорится лишь косвенно, негативный фактор не озвучивается совсем. Такое предсказание позволяет максимально проявиться самому благоприятному из возможных сценариев. Водитель предупреждён — это снижает вероятность аварии на 20 %. Вера в возможность благополучного исхода пусть ещё уменьшит вероятность аварии на 30 %. Таким образом, в случае оптимального многомерного толкования ситуации вероятность почти неизбежной (80 %) аварии уменьшилась на 20 % + 30 % = 50 % и составит всего 80 % - 50 % = 30 %.

Во многих случаях многомерное предсказание позволит доминантную негативную ситуацию превратить в позитивную.

2. Рассмотрим пример многомерной работы с позитивным событием . Пусть выпала гексаграмма 26 «Исполнение желания». Линейное предсказание звучит так: «Желание исполнится». Это создаёт ожидание наступления события. Ожидание — это энергетическая яма, тонкая ловушка для наших желаний, согласно «Основному закону тонкого энергообмена» . Если вопрошающий очень хочет исполнения своего желания, то безальтернативное предсказание создаст очень мощный отрицательный потенциал, препятствующий его осуществлению. Сильное ожидание, скорее всего, сделает просто невозможным исполнение желания, несмотря даже на высокую вероятность его реализации до предсказания. Для того, чтобы свести к минимуму разрушительный эффект от создания ожидания позитивного события, на каждой плане помимо доминантного фактора рассматривается и противоположная вибрация. Так, на гексаграмме 26 «Исполнение желания» внизу приводится картинка «Провал ожидания» ( меньший, менее чёткий рисунок на многомерных картах ).

Осознание противоположной вибрации, наряду с позитивной доминантой, снижает накал ожидания и значительно увеличивает вероятность наступления позитивного события.

Если Вы испытываете сильные эмоции по поводу исполнения Вашего желания, то разрушьте состояние сильного ожидания приятием противоположной вибрации, когда желание не исполняется. Иначе Вы сами очень мощно энергетически препятствуете реализации своего желания.

3. Пример многомерной работы с нейтральным событием . По мере познания этого мира мы формируем свою систему взглядов и оценок. Как Вы думаете, насколько выработанная система ценностей верна, насколько верна сформированная матрица стереотипов? Станем ли мы дальше от истины, если изменим все наши укоренившиеся взгляды и суждения на прямо противоположные?

Как оказалось, истина от этого не станет от нас сильно дальше и даже вообще не станет дальше. Такой вывод можно сделать из анализа «Основного закона тонкого энергообмена» , где прямо говорится, что по крайней мере половина наших естественных реакций должны быть заменены на обратные, поскольку они неправильно отражают суть происходящего и являются разрушительными для нашего здоровья и судьбы. Одномерное предсказание — это фокусировка внимания на доминантной вибрации. Многомерное предсказание — это, прежде всего, взгляд на происходящее в широкой перспективе, позволяющий выбрать самую благоприятную возможность развития событий. Такая возможность лишь в редких случаях совпадает с доминантной вибрацией ситуации.

Итог. Многомерное предсказание позволяет:

1) с наименьшими потерями пройти через опасные или негативные ситуации;

2) с наибольшей вероятностью претворить в жизнь позитивные события;

3) выбрать лучший вариант развития событий в нейтральной ситуации;

Во всех случаях уменьшается программирующий эффект: предсказание становится более живым, подвижным, мягким.

«Судьба» — очень удобное слово для тех, кто никогда не принимает решений…» (Джоди Фостер).


Источник -

В этом разделе вашему вниманию представлены канонические тексты «Книги Перемен» и их интерпретации современными авторами. Хотя прелесть И-Цзина в том и заключается, что каждый читающий Канон прочтет его по-своему, но большинству читателей все же требуются дополнительные пояснения... Они (пояснения, или интерпретации) зачастую ограничивают понимание ответа Книги Перемен, но современный человек так устроен, что готов довольствоваться менее точной, но более понятной информацией...

Итак, Вашему вниманию предоставляются:

  • «Канонический текст значений гексаграмм Книги перемен»
  • В этой статье приведен текст, наиболее близкий к оригинальному (а следовательно, и наименее понятный). Он содержит 64 главы (по числу гексаграмм), в каждой из которых приведены знак гексаграммы, название символа, афоризм к самой гексаграмме и к каждой из ее черт.
  • «Комментарии Ю.К. Щуцкого» — вторая часть работы одного из лучших русских знатоков Книги Перемен. С первой частью вы можете ознакомиться в статье «Дополнительные материалы / Китайская Классическая Книга Перемен ». Содержат развернутые и понятные комментарии к афоризмам канонического текста. Рекомендуется к прочтению вместе с основным текстом И-Цзина
  • «Комментарии А.В. Швеца» — продолжение книги «Книга перемен. Современное толкование» . Во введении автор указывает...Для себя же я поставил задачу отыскать такой подход к изучению Книги Перемен, при котором ее афоризмы приобрели бы максимально ясное значение... . На мой взгляд, приведенные комментарии — бессмысленны до глубокого осознания основного текста публикации, а после — просто непонятны.
    Ключевое слово здесь - интерпретация. Самый распространенный текст, используемый при повседневном гадании. Содержит самую квинтэссенцию ответа Книги Перемен, но и как любой конспект - начисто лишен дополнительной информации.

По поводу комментариев к И-Цзину

Не смотря на то, что интерпретации Барбары Хейслип наиболее понятны при освоении гадания, я рекомендую вам не выключать отображение остальных текстов при интерактивном гадании: постепенно с течением времени, сличая разные интерпретации значений гексаграмм, вы научитесь и понимать канонический текст, и разбирать, что же хочет сказать Книга именно Вам.

Толкование линий гексаграммы Черты символизируют этапы развития той или иной ситуации, выраженной в гексаграмме. Места же от нижнего, "начального", до шестого, "верхнего", которые занимают черты, носят название вэй ("позиции"). Нечетные позиции (начальная, третья и пятая) считаются позициями света - ян; четные (вторая, четвертая и верхняя) - позициями тьмы - инь. Естественно, только в половине случаев световая черта оказывается на световой позиции и теневая - на теневой. Эти случаи называются "уместностью" черт: в них сила света или тьмы "обретает свое место" . Вообще это рассматривается как благоприятное расположение сил, но не всегда считается наилучшим.

Первая (нижняя) позиция знаменует начало, зарождение процесса; вторая - апогей его внутреннего развития; третья - кризисный переход от внутреннего состояния к внешнему; четвертая - внешнее обнаружение процесса; пятая - его максимальное проявление; шестая - завершение или перерождение в иной процесс.

Две нижних, две средних и две верхних позиции занимают три диграммы, соотносимые соответственно с тремя главными уровнями мироздания - земным, человеческим, небесным. Три нижних и три верхних позиции занимают две триграммы, первая из которых символизирует внутреннюю, наступающую, созидающуюся ситуацию, а вторая - внешнюю, отступающую, разрушающуюся ситуацию.

Каждая позиция имеет свое название и символику.

Позиция 6.

Название: верхняя. Качество: тьма. Общество: совершенный человек. Человеческое тело: голова. Тело животного: голова.

Позиция 5.

Пятая. Свет. Царь. Плечи. Передние лапы.

Позиция 4.

Четвертая. Тьма. Придворный. Туловище. Передняя часть туловища.

Позиция 3.

Третья. Свет. Вельможа. Бедра. Задняя часть туловища.

Позиция 2.

Вторая. Тьма. Служивый. Голени. Задние лапы.

Позиция 1.

Начальная. Свет. Простолюдин. Ступни. Хвост.

Особенное внимание уделяется при анализе гексаграммы второй и пятой позициям. Каждая из них является (в нижней или в верхней триграмме) центральной, т.е. такой, в которой самым совершенным и уравновешенным образом выявляются качества триграммы.

Если в меньшинстве находятся световые или теневые черты, то они являются центром тяготения и управляют всей гексаграммой.

Варианты линий

Стоит напомнить, что при использовании того или иного инструмента Вы можете получить 4 разных варианта для каждой из 6 черт гексаграммы:

Если полученная гексаграмма состоит из одних "молодых" черт, то при интерпретации рассматривается только она и связанный с нею текст.

Родственная гексаграмма

Если же среди черт гексаграммы находится одна или несколько "старых", то таковые преобразуют в их противоположность (инь - в ян, ян - в инь) и в дополнение к первой рассматривают подобным образом выведенную из нее вторичную гексаграмму как выражающую тенденцию последующего развития ситуации, предсказанной в первой гексаграмме.

Родственная гексаграмма также может указывать на прошлое событие, которое привело вас к настоящему, служить предупреждением, обозначать цель, особое отношение или сокровенное желание - все, что связывает вас с основным толкованием.

Пример исходной и родственной гексаграммы:

Интерпретация "старых" черт без построения родственной гексаграммы

Если гексаграмма имеет изменяющиеся линии, можно интерпретировать их, не создавая вторую, родственную гексаграмму.

Если изменяющаяся линия одна,

Обратите внимание на ее положение в гексаграмме. Посмотрите на иерархию линий, например, линия 6 не касается текущей ситуации или олицетворяет духовное родство, а линия 5 занимает центральную позицию триграммы.

Если изменяющихся линий две,

Для них существует только два типа комбинаций. Когда они одинаковы, смотрите только на нижнюю линию. Например, если у вас две изменяющиеся линии ян, читайте только нижнюю, поскольку в ней заключается суть ситуации и она обладает большей силой. Если одна изменяющаяся линия сплошная (ян), а вторая прерывистая (инь), смотрите только на прерывистую линию. Линия инь показывает внутреннюю сущность ситуации и поэтому обладает большим значением.

Если изменяющихся линий три,

Смотрите только на центральную линию. Это следствие даоистского принципа, согласно которому важны не начало и конец, а середина.

Когда линий четыре,

Смотрите на две неизменяющихся линии. С таким большим количеством изменяющихся линий целостность лежит там, где нет изменений. Из двух сплошных линий обращайте особое внимание на верхнюю. Это поляризует и отдаляет ситуацию от нас так, что мы можем ясно ее увидеть. Как будто мы отошли в сторону, а затем снова подошли и посмотрели внутрь.

Когда линий пять,

Смотрите на единственную сплошную линию. Чем больше изменяющихся линий, тем динамичнее и драматичнее ситуация. Линия, которая не изменяется, управляет всей ситуацией.

Когда изменяющихся линий шесть,

Интерпретируйте новую, родственную гексаграмму. Не пытайтесь читать изменяющиеся линии первоначальной гексаграммы, поскольку, прежде чем вы осознаете это, они изменятся на свою противоположность.

Нуклеарная гексаграмма

Внутри каждой гексаграммы скрыта другая, которую называют нуклеарной, или скрытой возможностью. Она образуется при "распаковке" четырех центральных черт, которые разделяются на две триграммы, а затем накладываются друг на друга:

Нуклеарная гексаграмма представляет собой скрытую возможность, заключенную в ситуации, которую можно рассматривать как цель или предупреждение.

Новая нижняя триграмма создается из линий 2, 3 и 4, а новая верхняя триграмма создается из линий 3, 4 и 5. Нуклеарная гексаграмма строится через наложение новой внешней триграммы на новую внутреннюю триграмму.

Пример исходной и нуклеарной гексаграммы:

Противоположная гексаграмма

Если нуклеарная гексаграмма (скрытая возможность) позволяет понять, что может скрываться в центре исходной гексаграммы, то противоположная гексаграмма позволяет понять, чего там нет. Она дает представление о полной противоположности, помогая с большей четкостью сосредоточиться на природе изучаемого качества. Основанная на теории взаимодействия инь и ян, противоположная гексаграмма составляется путем замены каждой слабой черты (инь) на сильную черту (ян), и наоборот.

Пример исходной и противоположной гексаграммы:

По материалам книг Р. Грина, С. Карчера, Л.В. Нагайцевой, Ю.К. Щуцкого