Как правильно писать историческое. Как написать эссе по истории

Эссе по историческому периоду – это последнее задание в экзамене по истории. Ученику на выбор дается 3 исторических периода, по одному из которых следует написать лаконичный и понятный текст согласно требованиям. Требования достаточно просты, однако истерия по поводу сложности ЕГЭ с каждым годом вводит в преддепрессивное состояние все больше выпускников школ. И, несмотря на простоту экзамена, каждый абитуриент рано или поздно поднимает руки к небу и вопрошает в отчаянии:

Как же, Господи? Как писать эссе в ЕГЭ по истории?

Очень просто.

И плясать нам надо от требований, указанных в самом ЕГЭ. В демонстрационном варианте ЕГЭ 2018, представленном на сайте ФИПИ сказано следующее:

В сочинении необходимо:

– указать не менее двух значимых событий (явлений, процессов), относящихся к данному периоду истории;

– назвать две исторические личности, деятельность которых связана с указанными событиями (явлениями, процессами), и, используя знание исторических фактов, охарактеризовать роли названных Вами личностей в этих событиях (явлениях, процессах);

Внимание! При характеристике роли каждой названной Вами личности необходимо указать конкретные действия этой личности, в значительной степени повлиявшие на ход и (или) результат указанных событий (процессов, явлений).

– указать не менее двух причинно-следственных связей, характеризующих причины возникновения событий (явлений, процессов), происходивших в данный период;

– используя знание исторических фактов и (или) мнений историков, оценить влияние событий (явлений, процессов) данного периода на дальнейшую историю России. В ходе изложения необходимо корректно использовать исторические термины, понятия, относящиеся к данному периоду.

Собираем требование в единую схему и получаем следующее:

где стрелка — это причинно-следственные связи.

Начинать писать сочинение следует с составления именно такой схемы. Часто бывает так, что исторический период кажется хорошо знакомым, а вот четко 2х исторических персоналий с событиями и результатами деятельности выделить не получается.

Поэтому сначала схема – потом текст.

Возьмём следующий период – 1019-1054 и составим по нему схему.

Это период правления Ярослава Мудрого и он будет первым персонажем нашего сочинения. Вторым персонажем мы возьмём митрополита Иллариона .

Теперь следует вспомнить события, связанные с этими историческими личностями. Важно брать не просто яркие события, а те, из которых можно выделить какое-либо следствие. У Ярослава пусть это будет принятие Русской правды , первого свода законов. Можно взять запасное событие – разгром печенегов .

У Иллариона мы возьмём тот факт, что он становится первым русским митрополитом и, как запасной вариант, написание «Слова о Законе и Благодати»

Дальше проводим следствие из этих событий. Следствием принятия Русской правды можем назвать успешную борьбу с родовыми традициями кровной мести и получение государством некоторого правового и легитимного статуса . Следствием разгрома печенегов будет избавление от серьезной внешней угрозы и строительство храма святой Софии киевской .

Теперь Илларион. Следствие из «русского митрополита» – становление независимого русского православного духовенства . Следствие из «Слова» – богатый вклад в религиозно-философскую культуру нашей замечательной страны.

  • Исторические события либо значимые временные промежутки, как правило, описываются в эссе по истории. Перед его написанием стоит составить представление об особенностях, правилах оформления данной работы. Ниже расскажем о том, как писать эссе по истории так, чтобы получить высший балл, а также поделимся небольшими советами.

    Особенности эссе по истории

    Чем отличается эссе по истории от остальных заданий, каково его значение?

    Когда обучающиеся пишут историческое эссе, то это развивает их личность, учит формировать собственную точку зрения, оценивать произошедшие события, выделять для себя значимые приоритеты. Данная работа подвергает проверке уровень знаний по истории учащегося, а также его умения приводить в систему исторические данные, свободно преподносить выводы, понимать значимость тех или иных явлений/событий.

    Критерии оценки эссе на ЕГЭ

    Как правило, во время ЕГЭ учащимся предлагается на выбор три периода истории России:

    • Древняя история Руси и средневековье.
    • Новая история (конец XVII – конец XIX).
    • Новейшая история (XX век).

    Следует писать, принимая к сведению границы выбранного временного промежутка.
    Имеются определенные оценочные критерии исторического сочинения на егэ, на основании которых выделяют некоторые правила для его написания.
    На егэ сочинение по истории пишут ученики средних учебных заведений. В нем обязательно должно быть:

    • два и более эпизода/события прошлого;
    • две значимые личности конкретного временного промежутка;
    • каузальность исторических явлений определенного периода;
    • оценочная значимость данного этапа истории;
    • тактичное применение предметных терминов/понятий.

    Из чего состоит эссе по истории

    Для начала выбирают исторический временной промежуток, определяют его особенность. То есть, стоит охарактеризовать данный этап истории, его специфичность, а потом выбирать факты, соответствующие этому времени.

    Исторические факты

    События прошлого времени бывают двух видов: исторические (реально когда-то существовали, имеют объективную доказательную базу и временную/пространственную локализацию) и научно-исторические (события истории, подтверждающиеся исследованиями ученых, их выводами, основанными на исторических источниках).

    Факты отбираются не для того, чтобы попросту перечислять события, которые происходили в соответствующее время, а для выделения главных более значимых эпизодов, полностью передающих особенности описываемого периода и влияние на развитие страны в дальнейшем.

    Оценочные знания

    Дальше необходимо показать оценочные предметные познания. Здесь нужно проявить свои знания относительно мнений представителей научного сообщества о ходе развития значимых событий в истории. Историческое сочинение оценивается в основном по глубине раскрытого вопроса и аргументированным рассуждениям.

    Характеристика исторической личности

    Большое значение имеет характеристика исторической персоны. Чтобы получить высшую оценку, потребуется не только подробно рассказать о деятельности личности, но и показать его роль в истории данного промежутка времени, основываясь на достоверных исторических данных. Эти сведения помогут получить высокую оценку за эссе.

    Причинно-следственные связи

    Еще один критерий исторического сочинения, претендующего на «отлично» – выявление связи между эпизодами истории, как одно событие оказало влияние на другое. Учащиеся обязаны научиться проводить анализ обнаруженных данных, определять источники и последствия, делать соответственное заключение с выводом. Это достаточно сложная интеллектуальная деятельность.

    К тому же существенную роль играет полнота ваших знаний об описываемом временном промежутке и его хронологической последовательности. Нужно определить закономерность произошедших эпизодов в истории, которые последовательно взаимосвязаны между собой. Как правило, событие происходит вследствие нескольких факторов. В таких случаях надо знать, как выделить более значительные события.

    Чтобы знать, как писать историческое сочинение без классических ошибок, рассмотрим наиболее частые из них:

    • неправильно определены первостепенные либо наименее важные причины;
    • не раскрыта причина описываемого события, а просто заменена каким-то фактом;
    • изложены исторические эпизоды, без понимания их взаимосвязи.

    Алгоритм написания эссе по истории

    Нужно составить план эссе по истории. Он поможет сформировать качественное сочинение, не потеряв из виду значимую информацию.

    1. Выбор периода.
    2. Находим подтверждение тому, что выбор верный.
    3. Называем период, учитывая его специфичность.
    4. Устанавливаем факты, которые относятся ко времени выбранного периода. Определяем особо значимые эпизоды и менее важные.
    5. Указываем исторических персон, живших в данном временном промежутке. Описываем род их деятельности и вклад в историю.
    6. Обозначаются причины возникновения событий рассматриваемого периода.
    7. Находим подходящие термины и нужные понятия.
    8. Выбираем факты, которые раскрывают значимость данного временного промежутка, используя мнение специалистов.
    9. Собранная информация систематизируется.
    10. Создается план написания эссе по истории, пример:
    • Введение (кратко описать суть временного отрезка, который выбрали).
    • Основная часть (преимущественно характеристика событий, личностей, причины и следствия развития).
    • Заключение (оценивается важность данного промежутка времени).
  • Делаем проверку и необходимую доработку.
  • Как написать эссе по истории правильно

    Как писать сочинение по истории? Поможем советами.

    • Стоит выбрать историческое время, о котором вы больше всего информированы;
    • Составленный предварительно план исторического сочинения не даст отойти от логичного и четкого написания;
    • Текст разбейте на смысловые абзацы;
    • Нужно конкретное, разборчивое, лаконичное написание, где много значимых эпизодов без пустого информационного материала;
    • Применяете термины, значение которых вы знаете.

    Качественное эссе по истории, примеры которого можно найти в интернете, необходимо для наглядности (не меньше десяти разнообразных исторических работ). Так можно попрактиковаться в написание эссе.

    Чтобы ориентироваться в том, как писать историческое эссе, в первую очередь обратите внимание на оценочные критерии. Главное, раскройте все пункты качественно. Не забывайте о жанровой специфике сочинения.

    Пример и план эссе по истории

    1. Даты периода и имя исторической персоны, его вклад в развитие истории.
    2. Важные эпизоды этого промежутка времени с личностями, которые участвовали в них (описание эпизодов и персон раздельно). Необходимо подвести итоги по событиям.
    3. Взаимосвязь этих событий и причин их возникновения.
    4. Оценка исторической личности учеными современности и прошлого.
    5. Подвести итог словами о значимости выбранного исторического периода.

    Для четкой и правильной структуризации сочинения по истории составляют план:

    1. Общая характеристика временного промежутка истории.
    2. Два эпизода данного времени (причины, сущность, следствие; 2 основных факта, связывающих эти эпизоды; 2 исторические личности этого времени, их вклад).
    3. Оценка эпохи российской истории (влияние этого периода на дальнейшую историю страны, развитие экономики/культуры; внешняя политика).
    4. Вывод (можно использовать мнение именитых историков).

    Подведем итоги

    Как мы видим, для этого вида исторического сочинения клише можно взять из краткого шаблона. Примеры исторического эссе всегда можно найти в интернете. Пишется грамотно, корректно и кратко. В основной части должны преобладать исторические эпизоды и очерки ученых. Это повышает оценку.
    Для полного понимания стоит изучить различные примеры, уже готовых эссе по истории. На практике проверено, что это очень действенный метод. Успешной работы!

    При написании любого письменного задания на ЕГЭ необходимо досконально знать критерии его проверки. На что в первую очередь обращает внимание эксперт? Обратим на это ваше внимание на примере сочинения по периоду XIX века 1825-1855.

    Рекомендации эксперта при написании сочинения (задания 25) на ЕГЭ

    Итак, на что, прежде всего, обращает внимание эксперт при проверке, как максимально эффективно написать свое сочинение,

    1. Не следует стараться описать весь (!!!) период, доставшийся вам. Он может быть очень насыщенным, к примеру, если взять время преобразований Петра I и одновременно Северной войны (1689-1725).

    2. Выберете те несколько событий, которые вы хорошо и точно можете описать, и определите, кто из исторических личностей сыграл в них главную роль?

    3. Для получения баллов по Критерию 2 (конкретные действия личности, повлиявшие на ход истории) вам понадобятся именно их не абстрактные, а конкретные действия! Это может быть и «эпизодический», казалось, бы герой, не обязательно император или полководец. Например, проще показать роль Аристотеля Фиораванти, чем Ивана III Великого; Мелитона Кантарии, чем маршала Победы Жукова.

    4. Оставьте остальные несколько событий после этого для выполнения Критерия 3 по причинно-следственным связям. Отделите их в явном виде от выполнения роли личности! И абзацем, тоже в сочинении, это важно!

    5. ПСС могут быть выписаны любым удобным для вас способам, чтобы быть зачтенными:

    — причина > событие

    — причина > событие > следствие

    — событие > следствие

    6. Каждый из ключевых критериев (К2, К3, К4) при оформлении бланка ответа выделите в отдельный абзац, смысловой фрагмент. События по К1 будут засчитаны при их описанию по остальным критериям «по умолчанию». Всего может получится 6 коротких абзацев, по 1-3 предложения:

    1. Кратко характеризуем период

    2. Событие 1 — действия по К2

    4. Событие 2 — действия по К2

    2-4 — порядок произвольный, естественно

    6. Выполнение Критерия 4 (Оценка влияния событий (явлений, процессов) данного периода на дальнейшую историю России — финал сочинения.

    7. К4 выполняем, не подводя итоги периоду, а перебрасывая «исторический мостик» в следующий период, выходя за верхние рамки периода в сочинении обязательно (!!!). Понятно, что при характеристике влияния периода правления Николая I логично «мостик» перебросить к задачам и фактам правления его наследника Александра II.

    Сочинение по блоку тем 2 (Россия нового времени)

    Итак, мы решили писать сочинение по периоду 1825-1855. Точнее, это декабрь 1825 — февраль 1855 года.

    Это второй блок тем сочинений на ЕГЭ в задании 25. Вот все его периоды (предварительно), всего до 20 тем:

    1613-1645

    1645-1676

    1682-1689

    1689-1725

    1700-1725

    1725-1762

    1741-1761

    1762-1775

    1775-1796

    1796-1801

    1801-1812

    1812-1825

    1825-1855

    1855-1881

    1881-1894

    1894-1904

    1905-1907

    1907-1914

    Напомню, что для подготовки исторического сочинения (задания 25) на ЕГЭ эффективнее всего - выучить ВСЕГО 12 ПЕРИОДОВ ТРЕТЬЕГО БЛОКА (ХХ ВЕК), которые начинаются с 1914 года (Первой мировой), а заканчиваются 1991 (распадом СССР). У нас есть для Вас сочинения по КАЖДОМУ из данных периодов от эксперта ЕГЭ с полным разбором по каждому из критериев НА МАКСИМУМ! А это - Ваши верные 11 первичных баллов на ЕГЭ!

    Сейчас же для примера идеального сочинения на ЕГЭ мы выбрали период правления Николая Первого Павловича (Палкина).

    В.О. Ключевский, историк, профессор МГУ
    (1841-1911)

    Предлагаю опереться в оценках его правления, для начала, на классика русской государственной школы, профессора МГУ В.О. Ключевского:

    «Николай поставил себе задачей ничего не переменять, не вводить ничего нового в основаниях, а только поддерживать существующий порядок, восполнять пробелы, чинить обнаружившиеся ветхости помощью практического законодательства и все это делать без всякого участия общества, даже с подавлением общественной самостоятельности, одними правительственными средствами; но он не снял с очереди тех жгучих вопросов, которые были поставлены в прежнее царствование, и, кажется, понимал их жгучесть ещё сильнее, чем его предшественник».

    А теперь сравним с нашими оценками!

    Сочинение правление Николая I (1825-1855)

    Как договорились, в первом абзаце — краткая характеристика периода:

    Второй абзац — выбираем личность и характеризуем ее действия. Логично начать прямо с императора.

    Третий абзац — выписываем первую ПСС:

    Далее, четвертый абзац, снова действия личностей. Да, можно вокруг одного события и две их выписать, для подстраховки, так сказать. И еще, классический ход — при характеристике длительного правления уделить внимание и внутренней и внешней политике.

    ⚔️

    И снова ПСС:

    И подводим итог периоду, опираясь на факты последующей истории (критерий 4 это допускает, не обязательно цитировать Ключевского). Логично, что следует завершать Крымской войной…

    СОЧИНЕНИЕ ПОЛНОСТЬЮ

    Данный период характеризуется усилением консервативных тенденции в управлении государством и укреплением самодержавия Николаем I Палкиным.

    Взойдя на престол в ситуации восстания на Сенатской площади, Николай сделал все, чтобы не только не допустить подобного впредь, но и стереть всякую память о событии. Он лично допрашивал декабристов, требовал признательных показаний, утвердил, не смотря на все просьбы, смертный приговор через повешение пятерым зачинщикам. Лично уговаривал жён отправленных на каторгу не ехать за ними.

    Для укрепления пошатнувшегося самодержавия в правление Николая были созданы III отделение канцелярии Е.И.В., Отдельный корпус жандармов, введены новые цензурный и университетский уставы. В результате, был установлен надзор над студенчеством, интеллигенцией, университеты потеряли свою автономию, в школах стала внедряться консервативная идеологема «православие, самодержавие, народность».

    Во внешней политике, Россия в данный период стремилась усилить свои позиции на Кавказе, на Балканах, взять под контроль Черноморские проливы. В результате Адрианопольского соглашения Турция потеряла черноморское побережье от Анапы до Поти. Россия продолжила наступление на высокогорные районы Чечни и Дагестана, где столкнулась с сопротивлением имама Шамиля.

    Большую роль в закреплении России в Закавказье сыграла война с Ираном, завершившаяся Туркманчайским мирным договором. От лица России его подписал полководец Паскевич, который позже руководил корпусом, подавившим Венгерскую революцию. В разработке условий Туркманчайского соглашения участвовал выдающийся поэт и дипломат А.С. Грибоедов, посол России в Иране, который и доставил его текст в Петербург. Согласно статьям договора, Россия получила Эриванское и Нахичеванское ханства.

    Постоянное стремление России выгодно для себя решить Восточный вопрос привели к новой войне в правление Николая I — Крымской (Восточной). Однако, оказавшаяся в полной изоляции страна, с отсталым вооружением, деревянным парусным флотом, потерпела в итоге полное поражение от англо-франко-турецкого блока. В результате невыгодных условий Парижского мира 1856 года, канцлеру Горчакову придётся решать проблему нейтрализации Чёрного моря. А правительству нового царя Александра II — отменять крепостное право, без чего невозможно было закончить промышленный переворот и модернизировать армию и флот.

    КРИТЕРИАЛЬНЫЙ РАЗБОР СОЧИНЕНИЯ

    Теперь обозначим, почему это сочинение стоит считать примером, написанным Разберем его согласно критериям проверки:

    КРИТЕРИЙ 1 (Указание событий (явлений, процессов).

    Правильно указаны два события (явления, процесса) — 2 балла!

    1) период характеризуется усилением консервативных тенденции в управлении государством и укреплением самодержавия (ПРОЦЕСС)

    2) Большую роль в закреплении России в Закавказье сыграла война с Ираном, завершившаяся Туркманчайским мирным договором (СОБЫТИЕ)

    КРИТЕРИЙ 2 (Исторические личности и их роль в указанных событиях (явлениях, процессах) данного периода истории)

    Правильно названы две исторические личности, правильно охарактеризована роль каждой из этих личностей с указанием их конкретных действий, в значительной степени повлиявших на ход и (или) результат названных событий (явлений, процессов) рассматриваемого периода истории России — 2 балла!

    1) Взойдя на престол в ситуации восстания на Сенатской площади, Николай сделал все, чтобы не только не допустить подобного впредь, но и стереть всякую память о событии. Он лично допрашивал декабристов, требовал признательных показаний, утвердил, не смотря на все просьбы, смертный приговор через повешение пятерым зачинщикам. Лично уговаривал жён отправленных на каторгу не ехать за ними.

    2) … завершившаяся Туркманчайским мирным договором. От лица России его подписал полководец Паскевич, который позже руководил корпусом, подавившим Венгерскую революцию.

    3) В разработке условий Туркманчайского соглашения участвовал выдающийся поэт и дипломат А.С. Грибоедов, посол России в Иране, который и доставил его текст в Петербург. Согласно статьям договора, Россия получила Эриванское и Нахичеванское ханства.

    КРИТЕРИЙ 3 (Причинно-следственные связи)

    Правильно указаны две причинно-следственные связи, характеризующие причины возникновения событий (явлений, процессов), происходивших в данных период — 2 балла!

    1) Для укрепления пошатнувшегося самодержавия в правление Николая были созданы III отделение канцелярии Е.И.В., Отдельный корпус жандармов, введены новые цензурный и университетский уставы. В результате, был установлен надзор над студенчеством, интеллигенцией, университеты потеряли свою автономию, в школах стала внедряться консервативная идеологема «православие, самодержавие, народность».

    2) Во внешней политике, Россия в данный период стремилась усилить свои позиции на Кавказе, на Балканах, взять под контроль Черноморские проливы. В результате Адрианопольского соглашения Турция потеряла черноморское побережье от Анапы до Поти. Россия продолжила наступление на высокогорные районы Чечни и Дагестана, где столкнулась с сопротивлением имама Шамиля.

    КРИТЕРИЙ 4 (Оценка событий (явлений, процессов) данного периода на дальнейшую историю России)

    Дана оценка влияния событий (явлений, процессов) данного периода на дальнейшую историю России с опорой на исторические факты и (или) мнения историков - 1 балл!

    Постоянное стремление России выгодно для себя решить Восточный вопрос привели к новой войне в правление Николая I — Крымской (Восточной). Однако, оказавшаяся в полной изоляции страна, с отсталым вооружением, деревянным парусным флотом, потерпела в итоге полное поражение от англо-франко-турецкого блока. В результате невыгодных условий Парижского мира 1856 года, канцлеру Горчакову придётся решать проблему нейтрализации Чёрного моря. А правительству нового царя Александра II — отменять крепостное право, без чего невозможно было закончить промышленный переворот и модернизировать армию и флот.

    Пример того, как не нужно выполнять Критерий 4 в историческом сочинении, написан на досрочном экзамене 2018.

    Очень не аккуратно выписано (Николай не успел завершить Крымскую войну — ну да, смерть помешала )…
    Недостаточно просто зафиксировать результаты Крымской войны, нужно показать ее дальнейшее влияния на события периода правления Александра II (да, именно так, а не Александр 2)

    КРИТЕРИЙ 5 (Использование исторической терминологии)

    При изложении корректно использована историческая терминология - 1 балл!

    Самодержавие, университетский устав, цензурный устав, Собственная Е.И.В. канцелярия, идеологема «православие, самодержавие, народность», Восточный вопрос, нейтрализация Черного моря, промышленный переворот…

    КРИТЕРИЙ 6 (Наличие фактических ошибок)

    В историческом сочинении отсутствуют фактические ошибки - 2 балла!

    КРИТЕРИЙ 7 (Форма изложения)

    Ответ представлен в виде исторического сочинения (последовательное, связное изложение материала) - 1 балл!

    Надеемся, что теперь вам стало понятнее, как именно верно выписывать каждый критерий и все сочинение в целом на ЕГЭ по истории, удачи вам!

    Что такое эссе?

    Эссе - это прозаическое сочинение небольшого объема и свободной композиции, выражающее индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу и заведомо не претендующее на определяющую или исчерпывающую трактовку предмета. Оно предполагает выражение автором своей точки зрения, субъективной личной оценки предмета рассуждения, дает возможность нестандартного (творческого), оригинального освещения материала.

    Цель эссе состоит в развитии таких навыков, как самостоятельное творческое мышление и письменное изложение собственных мыслей.

    Написание эссепозволяет автору научиться четко и грамотно формулировать мысли, структурировать информацию, использовать основные понятия, выделять причинно-следственные связи, иллюстрировать опыт соответствующими примерами, аргументировать свои выводы.

    Как написать эссе по истории?

    1. Определитесь с темой эссе : она должна быть, в первую очередь, интересна Вам. Кроме того, выбирая тему, удостоверьтесь, что Вы сможете подобрать исторические факты и аргументацию Вашей позиции.Составьте план эссе согласно причинно-следственным связям и логике повествования.
    2. Продумайте аргументы "за" и "против". В качестве аргументов употребляются логически верные умозаключения, исторические факты. Как правило, в эссе приводятся 2-3 аргумента.
    3. Выберите стиль эссе : чаще всего рекомендуется писать в публицистическом или научном стиле.

    Структура эссе

    Титульный лист (см. Приложение №1).
    Введение. Начните эссе с введения, в котором, обоснуете, почему Вы выбрали именно эту тему. Затем раскройте актуальность темы и определите позиции разных авторов по предложенной проблеме.
    Основная часть. Данная часть предполагает аргументацию и анализ, а также обоснование тезисов, исходя из имеющихся данных и позиций по этому вопросу. Приведите свою точку зрения и ее подтверждение выбранными аргументами, опираясь на исторические факты, публицистические и литературные источники или социальный опыт. В процессе построения эссе необходимо помнить, что один параграф должен содержать только одно утверждение и соответствующее доказательство.
    Заключение подытоживает эссе или еще раз вносит пояснения, изложенного в основной части. Можно закончить эссе риторическим вопросом или обращением к читателю. Однако лучше всего будет написать четкий вывод из вышеизложенных аргументов, подтверждая свое отношение к проблеме.


    Критерии оценки

    1. Знание и понимание теоретического материала.
    2. Анализ и оценка информации. Исторические источники, на которых строится конкурсная работа, могут быть самыми разными. Необходимо, чтобы все документы были тщательно прокомментированы и подвергнуты критическому анализу. Это, собственно, и есть главный критерий оценки работы, хотя жюри, без сомнения, отметит найденный новый ценный исторический материал и умение участника конкурса излагать свои мысли.
    3. Эрудиция: знание и логическое изложение фактического материала, знакомство с именами известных историков
    4. Построение суждений:
    • ясность и четкость изложения,
    • логика доказательств,
    • выдвинутые тезисы сопровождаются грамотной аргументацией

    Оформление работы.

    Работа должна быть снабжена титульным листом. Объем работы от 3 до 5 листов печатного текста шрифтом Times New Roman 14, интервал – 1,5. Обязательно библиография: все источники, которыми Вы пользовались и на которые ссылаетесь (см. Приложение № 2).

    Темы эссе

    1. «…Откуда есть пошла Русская Земля…» (Нестор).
    2. Монгольский след в истории.
    3. Иван Грозный: реформатор или тиран, зло или благо для России?
    4. Смутное время: истоки и причины.
    5. Петр I открыл окно в Европу или загнал Россию в европейский угол?
    6. «Екатерина II не дала народу свободы и просвещения. Но она дала умам почувствовать цену этих благ» (В.Ключевский) .
    7. Отечественная война 1812 года в судьбе России.
    8. Декабристы: герои или бунтовщики?
    9. Октябрь 17-го года – переворот или революция?
    10. Цена Победы советского народа в Великой отечественной войне.
    11. Самодержавная монархия: ее черты в XXI веке.
    12. "Убежден - далеко не случайно, что именно Россия прославилась выдающимися благотворителями, замечательными примерами добровольческого, бескорыстного служения обществу, народу" (В.В.Путин)
    1. Бушуев С.В., Миронов Г. Е. История государства российского: историко-биографические очерки, Кн. 1, М., 1991.
    2. Вилков В., Степанов Ю. Великие правители России: современная версия. – Ростов на Дону, 2012.
    3. Геллер М.Я. История российской империи. Т. 1. – М.. 2001.
    4. Гумилев Л.Н. От Руси до России. – М., 1997.
    5. Декабристы: избранные труды. – М., 2010
    6. История России с древнейших времен до конца ХYШ века – М., 1996.
    7. Карамзин Н.М. История государства Российского: в 3 – х книгах. – М.,1988.
    8. Ключевский В.О. Сочинения: в 9 т. – М.,1987.
    9. Платонов С.Ф. Собрание сочинений по русской истории в 2-х т. - СПб,1993.
    10. Россия: автобиография / Сост. М.А. Федотова, К.М. Королева. - СПб, 2009.
    11. Сахаров А.Н., Назаров Б.Д., Боханов А.Н. Подвижники России: исторические очерки. - М., 2002.
    12. Соловьев С.М. Сочинения в 18-ти т. - М.,1988-1994.
    13. Шефов Н.А. Тысячелетие русской истории. Хроника истории российской с кратким описанием знаменательных событий. - М., 2001.

    По своему усмотрению вы можете обращаться к другим источникам. Желаем удачи!

    Приложение № 1

    Эссе по истории на тему:

    «Петр I открыл окно в Европу или загнал Россию в европейский угол?»

    студент 2 курса истфака ЛГПУ.

    Домашний адрес:

    г. Липецк, ул. Гагарина,10-10

    e-mail : Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

    Приложение № 2

    Список использованной литературы:

    1. Анисимов Е. В. История России от Рюрика до Путина. Люди. События. Даты. – СПб., 2006.
    2. Буганов В.И. Петр Великий и его время / В.И.Буганов. – М., 1989.
    3. Молчанов Н.Н. Дипломатия Петра Первого. - М., 1984.
    4. Петр Великий. Избранное. – М., 2010.
    5. Петр Великий: pro et contra. – СПб, 2011.

    Прежде всего, стоит сказать, что чёткое соблюдение необходимого формата и внимательное изучение самого задания могут вам очень помочь. Для того, чтобы понять, чего от вас хотят разработчики, читайте ВСЕ,что написано в задании. Не торопитесь! По собственному опыту могу сказать, что очень высока вероятность упустить ключевые моменты и требования после первого прочтения тем к эссе.

    Итак, в этом задании вам предлагают на выбор 3 временных промежутка, которые сходятся с важными периодами в истории России. По ним вам нужно написать эссе, раскрыв в своей работе несколько событий и роль в них исторических личностей,выбор которых остается за вами. Например, вам даны следующие временные промежутки: (1964-1982); (1855-1881); (1237-1242).

    Особенность здесь состоит в том, что вас сразу проверяют на знание дат и периодов в истории, потому что без этих знаний вы не сможете понять какие личности и события относятся к каждому из отрезков, так как кроме этих дат у вас больше ничего не будет. Поэтому мой первый совет вам: в 95% случаев вам предложат 3 временных отрезка именно по такому принципу, который надо заучить как мантру:

    1 период - правление Рюриковичей(+Смутное время)

    2 период - правление Романовых

    3 период -XX век.

    И лишь на оставшиеся 5% приходится вероятность того, что вам дадут начало XXI века в одном из отрезков и очень важно об этом не забывать во время подготовки к экзамену. Сложность этого задания еще и в том, что в прошлом году были введены варианты, в которых отрезки указываются с конкретными месяцами, за границы которых выходить нельзя. Например: октябрь 1917-декабрь 1922.

    II Формат написания

    Важно отметить здесь, что особого внимания к использованию различных клише или особенностей написания со стороны членов комиссии ждать не стоит, однако существует ряд общих рекомендаций к каждому из абзацев. Всего их предполагается 5. Сейчас детально разберем каждый из них в соответствии с критериями.

      1 абзац стоит начать с фразы: “Анализируемый период является очень важным в истории России”. Здесь от вас требуется очень немного: всего лишь указать 2 события/процесса (желательно со ссылкой на конкретную дату), которые вписываются в рамки периода, без детального раскрытия. Итог - 1 критерий уже вас в кармане!

      2 абзац должен содержать раскрытие ролей двух исторических личностей, связанных с вышеуказанными событиями. Алгоритм здесь такой: 1 личность - роль в 1 событии; 2 личность - роль во 2 событии. На этом шаге учащиеся очень часто сталкиваются со сложностью трактовки самого понятия “роль в событии”. На деле всё очень просто: роль личности в событии - это в основном его конкретные действия (приказы,командование войсками,переговоры и тд), которые повлияли на это событие и связаны с ним напрямую. Например: роль Петра I в Полтавском сражении заключалась в том, что именно он отдавал приказы войскам и именно под его непосредственным командованием русская армия победила шведскую. Саму роль надо раскрыть как можно подробнее,чтобы у проверяющих не возникало лишних вопросов.

      3 абзац можно назвать самым сложным в плане набора баллов, и сейчас мы с вами разберемся почему. В нём от вас требуют указать две причинно-следственных связи в рамках выбранного периода. Что это значит? Вам нужно взять ещё 2 новых(!) события(процесса,явления) и указать другие 2 события, на которые они повлияли, указав при этом причинно-следственную связь. Звучит пугающе, не так ли? Хотя на деле всё очень просто! Вот яркий пример: берём 10 съезд РКП(б) 1921 года как событие и указываем,что он напрямую повлиял на замену политики “военного коммунизма” политикой “нэпа”. Причинно-следственная связь указана, и снова балл у вас в кармане!

      4 абзац должен содержать историческую оценку значимости периода с опорой на факты или авторитетное мнение. Здесь у вас 2 варианта: либо вы в общем оцениваете значимость периода, “вбрасывая” в текст факты его воздействия на другие события (в этом плане можно выйти за верхние рамки периода и описать его влияние на события в будущем), либо же вы заранее заучиваете мнения знаменитых историков по всем периодам и указываете их. В этом плане можно цитировать таких авторитетных историков, как Ключевский, Соловьёв и Карамзин.

      5 абзацем вы завершаете все эссе классическим “значение этого периода для истории России невозможно переоценить из-за…”. И снова балл!

    В целом,соблюдение такого формата обеспечит вам 7 баллов из 11 возможных. Еще один балл касается использования исторических терминов и понятий, 2 балла вы получите за отсутствие фактических ошибок, и последний балл за форму изложения. Напоследок, самое главное - не теряться в большом количестве фактов и обязательно указывать конкретные даты и факты,которые не вызовут у комиссии ни малейшего сомнения!

    По ссылке вы можете просмотреть мое эссе прошлого года, которое соответствует всем критериям и помогло мне в написании ЕГЭ по истории на 100 баллов.