Использование интерактивных методов обучения на уроках русского языка. Интерактивное обучение на уроках русского языка и литературе Интерактивные методы обучения на уроках русской литературы


Динькевич Татьяна Николаевна, МОБУ СОШ №3, учитель русского языка и литературы, Амурская область, г. Шимановск

Аннотация
В статье рассматриваются основные виды интерактивных методов и приёмов обучения. Автор раскрывает содержание понятия «интерактивные методы». Обобщается практический опыт использо-вания данных методов и приёмов на уроках русского языка и литературы. Автор приходит к выводу, что интерактивные методы способствуют активизации познавательной деятельности учащихся, самостоятельному осмыслению учебного материала.

Знание только тогда знание, когда оно
приобретено усилиями своей мысли,
а не памятью
Л.Н.Толстой

Одной из основных методических инноваций являются интерактивные методы обучения. Под интерактивными методами обучения (от англ. inter - “между”; act - “действие”) мы будем понимать систему правил организации продуктивного взаимодействия учащихся между собой и с учителем в форме учебных, деловых, ролевых игр, дискуссий, при которых происходит освоение нового опыта и получение новых знаний.

Интерактивные методы:

  • Парные и групповые
  • «Древо решений»
  • «Мозговой штурм»
  • «Общая дискуссия»
  • Проекты
  • Кейсы
  • Лекции
  • Семинары
  • «Общий галдёж»
  • Словесные ассоциации
  • ПОПС-формула

Ролевая игра.

Это маленькая сценка, разыгрываемая учениками. Её цель - наглядно представить, увидеть, оживить обстоятельства или события, знакомые ученикам. Например, знакомый всем прием «Перевоплощение» можно использовать при изучении гоголевско-го «Ревизора». Каждый участник игры выбирает роль для идентификации, имя которого записывает на карточки и прячет в карман. Пер-сонажи не должны повторятся. Задавая косвенные вопросы, касающиеся мировоззрения, способа жизни и характера героя, участники пытаются определить роли друг друга Пары и группы. Как наиболее простой способ организации интерактива, групповая работа позволяет:

За короткий срок изучить и обсудить объемный материал;
- решать задачи дифференцированного и разноуровневого обучения в рамках урока;
- активизировать процессы социализации школьников.

Вопросы и задания непременно должны быть проблемного, исследовательского, развивающего и творческого характера разного уровня трудности и сложности.

«Древо решений». Класс делится на 3 или 4 группы. Каждая группа обсуждает вопрос и делает записи на своем «дереве» (лист ватмана), потом группы меняются местами и дописывают на деревьях соседей свои идеи.

«Мозговой штурм». Это способ поощрения активности учеников и быстрого генерирования идей. Может быть использован для реше-ния конкретной проблемы или поиска ответа на вопрос. Учащиеся класса делятся на группы и в течение 5-6 минут проводят мозговую атаку. После этого все наиболее интересные идеи передаются другим группам для фантазирования и генерирования идей ассоциацией. Эти вторичные идеи и являются основой для решения содержательных проблем.

Общая дискуссия, дебаты. Учебной дискуссией называют целенаправленное, коллективное обсуждение конкретной проблемы, сопровождающееся обменом идеями, суждениями, мнениями в группе.

Запись на доске проблемного вопроса: «Кто оказался счастливее: блудный сын, успевший вернуться к своему отцу, или Дуня, нарядная, разбогатевшая?»

Процедура:
1 шаг. Класс делится на 2 группы.
2 шаг. Ученики одной группы обсуждают и записывают аргументы в пользу («за») положительного ответа на проблемный вопрос, записанный на доске, ученики второй группы - в пользу отрицательного ответа («против»).
3 шаг. Ученики первой группы высказывают своё доказательство в пользу своей точки зрения и выслушивают от учеников второй группы свое доказательство. Обсуждение продолжается до тех пор, пока стороны не высказали все свои аргументы и контраргументы.

Проектная деятельность. Самостоятельное исследование различных тем, проводимое учениками в течение некоторого времени.
Этапы работы над проектом:

1.Мотивационный (постановка целей и задач, актуализация про-блемы, разработка основных идей)
2. Подготовительный (формирование команды, распределение обязанностей, сбор информации).
3.Этап реализации проекта (интегрирование всей собранной информации, подготовка наглядного материала, создание компьютерной презентации).
4. Подведение итогов.

ПОПС - формула:
П - позиция («Я считаю, что…»)
О - объяснение (или обоснование) («Потому что …»)
П - пример («Я могу это доказать это на примере …»)
С - следствие (или суждение) («Исходя из этого, я делаю вывод о том, что…»).

При использовании инновационных технологий в обучении русскому языку и литературе успешно применяются следующие приемы:
«Общий галдёж». Приём, применяемый для смены темпа урока, своеобразная физкультминутка, возможность общения в парах или группах.
«Радуга». Например, стихотворение А.С.Пушкина «Зимнее утро» читается учеником. Каждый ученик мысленно представляет цветовую гамму всех предметов, изображенных в стихотворении, и по содержанию текста изображает их цветом, рисуя на листе белой бумаги А-4 в форме дуги снизу вверх. После того, как все предметы получили цветовое изображение, получается радуга.

Схема: Вижу, слышу, чувствую. Каждый ученик в тетради запол-няет на листе белой бумаги А-4 схему: вижу, слышу, чувствую по со-держанию любого текста.

Прогнозирование содержания по названию произведения.

1 шаг. Каждый ученик обдумывает и кратко записывает содержание предполагаемого текста, который носит название «Лошадиная фамилия».
2 шаг. Ученики объединяются в группы по три человека и рассказывают друг другу придуманные ими рассказы.
3 шаг. Ученики в группах читают рассказ А.П.Чехова «Лошадиная фамилия» и сопоставляют свои варианты с рассказом писателя.

Приём «Телеграмма». Приём актуализации субъективного опыта. Очень краткая запись. Например, кратко написать самое важное, что уяснил с урока. Написать в телеграмме пожелание герою произведения, лирическому герою стихотворения. Написать пожелание себе с точки зрения изученного на уроке и т.д.

Интерактивные методы и приёмы обучения относятся к числу инновационных, способствующих активизации познавательной деятельности учащихся, самостоятельному осмыслению учебного мате-риала.

Сборник докладов 13-го Всероссийского интернет-педсовета

Вам понравился материал?
Пожалуйста, поставьте свою оценку.

Тема: Интерактивное обучение на уроках русского языка и литературе

Учительница: Ражапова Н.М.

Внедрение интерактивных форм обучения -- одно из важнейших направлений улучшения подготовки обучающихся в современной школе. Согласно стандартам нового поколения учитель-словесник должен быть компетентным в своей области и передавать огромное количество сообщений аудитории учеников, а также заинтересовать школьников учебной информацией, вовлекая их в учебный процесс. Одним из основных помощников для языковеда в новых условиях становится интерактивный метод обучения.

Современная образовательная ситуация в России характеризуется переходом от традиционных форм к инновационным (А. К. Маркова, О. Л. Подлиняев, В. В. Сериков, А. В. Хуторской и др.). Самореализация обучающихся возможна с помощью различных спсобов и методов. В настоящее время интерактивные методы обучения наполняются новым содержанием с коммуникативной направленностью.

Интерактивный(«inter» -- это взаимный, «act» -- действовать) -- означает взаимодействовать, находиться в режиме беседы, диалога с кем-либо. Интерактивные методы ориентированы на широкое взаимодействие учеников не только с учителем, но и друг с другом и на доминирование активности учащихся в процессе обучения. Место учителя в интерактивных уроках сводится к направлению деятельности учащихся на достижение целей урока. Учитель также разрабатывает план урока из интерактивных упражнений и заданий, в ходе выполнения которых ученик изучает материал .

С помощью схемы интерактивный метод можно изобразить так:

К интерактивным методам обучения относят: групповое взаимодействие, которое включает в себя учебные дискуссии, решение кейс-задач, выполнение творческих заданий, написание эссе, круглый стол, составление папки-накопителя «Портфолио», использование вербальной и визуальной презентации в PowerPoint -- это далеко не полный список, способствующий оптимальному эффективному обучению. Данные методы преподавания повышают способность обучающихся выявлять и структурировать проблемы, собирать и анализировать информацию, готовить, при необходимости, альтернативные решения и выбирать наиболее оптимальный вариант из ряда альтернатив, как в процессе индивидуальной работы, так и в групповом взаимодействии .

Цель интерактивного метода состоит в создании комфортных условий обучения, при которых ученик чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения, дать знания и навыки, а также создать базу для работы в дальнейшем.

Задачами интерактивных форм обучения являются:

  • ? пробуждение у учеников интереса к образовательному процессу;
  • ? эффективность усвоения учебного материала;
  • ? самостоятельный поиск путей и решений учениками поставленной учебной задачи;
  • ? установление взаимодействия между школьниками, обучение работать в команде, проявлять терпимость к любой точке зрения, уважать право каждого на свободу слова, уважать его достоинства;
  • ? организация активной мыслительной деятельности учащихся, а не передача педагогом в сознание учащихся готовых знаний;
  • ? создание ситуации успеха, т. е. позитивное и оптимистичное оценивание учащихся;
  • ? самоанализ, самооценка участниками педагогического процесса своей деятельности .

В интерактивной методике существует множество приемов, которые способствуют организации взаимодействия в группе.

Обучающий приём -- кратковременное взаимодействие между преподавателем и учениками, направленное на передачу и усвоение конкретного знания, умения, навыка .

Количество обучающих приемов, которые можно использовать в процессе обучения достаточно велико. Лингвист может также разработать новые приемы в зависимости от цели урока, т. е. активно участвовать в улучшении, совершенствовании учебного процесса и собственного профессионализма.

Например, в учебнике Баранова М. Т. по русскому языку за 6 класспри изучении темы «Основные способы образования слов в русском языке» можно применить следующие приемы :

Ступенчатый прием (ранжирование) -- прием интерактивного обучения, в котором от учащихся требуется расположить собранные данные в определенной последовательности .

Задание: расположите по степени значимости следующие утверждения так, чтобы получился порядок действий при определении способа образования слова.

Поиск соответствий -- прием, в котором от обучающихся требуется провести аналогию слова или выражения с предложенными описаниями .

Задание: Соотнеси термин и его определение

Прием «верно-неверно» заключается в том, что обучающиеся рассматривают утверждения и определяют их правильность.

Задание: Определить правильность следующих утверждений.

Словообразование -- это раздел науки о языке, в котором изучаются правила написания слов.

Корень -- главная значимая часть слова, в которой заключается общее значение всех однокоренных слов.

Слова не могут образовываться сложением основ.

Чтобы определить способ образования слова, нужно сначала найти его корень.

Классификация -- прием, в котором от учащихся требуется распределить (классифицировать) слова по группам, категориям и т. п.

Например, при повторении способов образования слов можно использовать такое интерактивное задание: распределите слова в таблицу по способам образования (работа в малых группах).

Приставочный способ

Суффиксальный способ

Приставочно-суффиксальный способ

Сложение (основ или целых слов)

Сложение сокращенных слов

Переход одной части речи в другую

Ролевая игра -- методический прием обучения речи по коммуникативной методике. Состоит из таких ситуаций, при которых каждый участник педагогического процесса получает вымышленную роль, т. е. проекция знаний в жизнь .

Задание. Учащимся предлагается выбрать роль одной из морфем. Первым начинает игру ученик с ролью корня. Он предлагает любой из корней, а остальные ученики с ролями приставки, суффикса и окончания по очереди дополняют его корень.

Таким образом, дети наглядно могут увидеть, как меняется значение слова после присоединения морфем. Многие педагоги считают, что продуктивным является прием «Как вы думаете?», благодаря которому ученики могут высказать свое мнение, научиться грамотно строить свою речь. Данный вид взаимодействия может включать в себя элементы дискуссии, так как мнения детей по тому или иному вопросу будут отличаться друг от друга. К примеру, можно предложить учащимся ответить на вопрос: Меняется ли лексическое значение слова, если поменять в нем аффикс или добавить новый?

«Мозговой штурм» -- один из наиболее популярных методов стимулирования творческой активности.

Можно предоставить карточки с заданиями такого рода: Собери слова, которые спрятались в других словах:

  • 1) Приставка в слове ПОДСЕЛ, а корень в слове СНЕЖОК, суффикс -- УЧЕНИК, окончание -- МАШИНКИ (подснежники);
  • 2) Корень в слове МОЛОДОСТЬ, суффикс -- ПАЛЬЦЫ, окончание -- ГОЛОВЫ (молодцы);
  • 3) Приставка в слове ЗАБОЛЕТЬ, корень -- ПРИГОРОД, суффикс -- ДЫРКА, окончание -- СОБАКА (загородка);
  • 4) Корень в слове -- ДВОРОВЫЙ, суффикс -- ЕЖОВЫЙ, окончание -- КРАСНЫЙ (дворовый);
  • 5) Приставка в слове УДИВИТЬ, корень -- НАКАЗАНИЕ, суффикс -- ВЫСОТКА, окончание -- ЛАМПА (указка);
  • 6) Корень в слове ПОЗЕЛЕНЕТЬ, суффикс -- ДОЧЕНЬКА, окончание -- ГЕРБАРИЙ (зелененький).

Также можно предложить разгадать кроссворд. Работу можно организовать в парах, предоставив детям карточки с кроссвордом.


По горизонтали: 1. Традиционное название в лингвистике приставки. 2. Значимая часть слова, которая находится после корня и служит для образования слов. 3. Значимая часть слова, которая образует форму слова и служит для связи слов в словосочетании и предложении. 4. Главная значимая часть слова.

По вертикали: 1. Раздел науки о языке, который изучает, из каких значимых частей состоит слово. 2. Значимая часть слова, которая находится перед корнем и служит для образования слов. 3. Часть изменяемого слова без окончания или все неизменяемое слово. 4. Вспомогательная часть слова, присоединяемая к корню и служащая для словообразования и выражения грамматических значений.

Данный прием позволяет словеснику в полной мере воспользоваться своей профессиональной фантазией.

Таким образом, интерактивные приемы в обучении русскому языку: ступенчатый прием, поиск соответствий, прием «верно-неверно», классификация, ролевая игра, «мозговой штурм» являются активными способами совместной деятельности, при которых моделируется ситауция, оцениваются действия, обучающиеся самореализуются в различных видах учебных занятий.

Литература

интерактивный обучение школа

  • 1. Баранов М. Т., Ладыженская Т. А., Тростенцова Л. А. Учебник по русскому языку за 6 класс. -- 33-е изд. -- М.: Просвещение, 2011. -- С. 57-60.
  • 2. Белькова А. Е. Методика организации и проведения учебно-ознакомительной практики бакалавра-филолога // Научный журнал «Молодой учёный». -- 2015. -- № 12 (92). -- С. 896-898.
  • 3. Львов М. Р. Словарь-справочник по методике преподавания русского языка: Пособие для студентов педагогических вузов и колледжей. -- М.: Издательский центр «Академия»; Высшая школа, 1999. -- 199 с.
  • 4. Методы научно-педагогического исследования. -- http://www.studfiles.ru/preview/ [Электронный источник] (дата обращения 28.11.2015).

Интерактивные формы обучения… Что это – хорошо забытое старое или нечто принципиально новое? В переводе с английского языка «интер» - взаимный, «акт» - действовать, то есть действовать сообща на равных, взаимно необходимо. Интерактивный – включённый в действие, взаимодействующий, находящийся в состоянии беседы, диалога с кем-либо, с чем-либо. Интерактивное обучение – это диалоговое обучение.
Интерактив называют и технологий, и методом, и формой. Но чаще интерактивное обучение – это специальная форма организации познавательной деятельности, в которой реализуется традиционная типология методов. Ведущая роль отводится развивающим, поисковым и исследовательским учебным действиям. Ученик не потребитель знаний, а искатель, он чувствует свою интеллектуальную состоятельность и необходимость.
Занятия в интерактиве строятся так, что каждый ученик вовлекается в процесс познания, имеет возможность думать, понимать, созидать, анализировать. Совместная деятельность предполагает вклад каждого, обмен информацией, знаниями, идеями, способами действия: от взаимодействия – через взаимодействие – к взаимообогащению. Интерактивные формы на уроках нацелены на стимулирование учебно-познавательной мотивации, развитие самостоятельности и активности; воспитание аналитического и критического мышления; формирование коммуникативных навыков; саморазвитие обучающихся.
Принципиально изменяется схема взаимосвязи между участниками образовательного процесса, в контакте с учителем и сверстником ученик чувствует себя комфортнее. При применении интерактивных методов обучения происходит постоянное активное взаимодействие педагога и учащихся; взаимообучение, взаимодействие и взаимопонимание.
Принципиальные линии интерактива: переживание опыта в диалоге, осмысление информации и самого себя.

Как распределить время на интерактивном уроке?
1. Мотивация (5 %). Цель: сконцентрировать внимание и вызвать интерес к данной теме.
2. Объяснение темы задач (5 %). Цель: обеспечить понимание учащимися их деятельности, чего они должны достигнуть в результате урока, что их ожидает, какие учебные действия должны выполнить.
3. Получение необходимой информации (5 %). Цель: инструктаж учащихся для выполнения заданий.
4. Интерактивное задание (60 %). Цель: практическое усвоение материала.
5. Защита и обсуждение работ (25 %). Цель: обсуждение с целью закрепления материала.

Можно ли любой урок проводить в интерактивных формах? На наш взгляд, конечно же, можно проводить, используя интерактивные форму обучения. Только учитель должен постоянно изобретать новое, быть творцом. Такой метод обучения мы сделали своим учительским стилем.
В течение нескольких лет в интерактиве мы проводим уроки-исследования по литературе, используя групповую форму проведения урока.
Известно, что знания, добытые самостоятельно, сохраняются в памяти учащихся гораздо дольше, чем те, что получены в готовом виде. А умственная деятельность учёного является той же самой, что и умственная деятельность пятиклассника, пытающегося осмыслить закономерности языковых отношений.
Учебно-исследовательская деятельность школьников имеет своей целью построение субъективно нового знания. При этом она не открывает объективно новых для человечества знаний.
На уроках-исследованиях по литературе мы организуем поисковую, познавательную деятельность учащихся путём постановки познавательных и практических задач, требующих самостоятельного творческого решения.
Целевые установки урока-исследования по литературе: личностные УУД: совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувств любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов.
Метапредметные УУД: понимать проблему, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, формулировать выводы; самостоятельно организовывать деятельность в группе, брать на себя инициативу в организации совместной работы; участвовать в коллективном обсуждении проблем; владеть монологической и диалогической формами речи; осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета; научиться основам реализации проектно-исследовательской деятельности.
Предметные УУД: анализировать литературное произведение; понимать пафос литературного произведения; формулировать собственное отношение к произведением, давать собственную интерпретацию литературных текстов; писать сочинение на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений.
Если в традиционном процессе источником знания является учитель, то здесь у учителя совершенно другая роль, роль тьютора. Деятельность учителя на уроке-исследовании сводится практически к минимуму, зато этому предшествует большая, кропотливая работа по подготовке подобного урока.
Для уроков-исследования определяются традиционные для мировой классической литературы темы:«Москва и Петербург в русской литературе 18 -19 веков», «Тема дома и семьи в литературе 19 - 20 веков», «Тема «маленького человека» в произведениях русских писателей 19 века», «Лагерная тема в русской литературе 20 века», «Образ ровесника в русской литературе 20 века» «Литературные группировки 20 века».
Главная цель исследовательской работы – научить активному универсальному способу получения знаний и развить личность в процессе обучения.
Исследовательская работа на уроках литературы, как правило, - это групповая работа, которая предполагает коллективный поиск. Часто учащихся объединяют в группы по принципу «сильный– слабый». Иногда при таком объединении не выигрывает ни тот, ни другой: слабый большей частью получает знания, которыми с ним делится сильный. Нередко более слабый ученик просто не решается высказать своё мнение, полагаясь на то, что более успешный в учёбе одноклассник лучше знает, как решить стоящую перед ним задачу. Поэтому объединение партнёров с разным интеллектуальным уровнем целесообразно только в редких случаях и требует определённой организации – надо так организовать совместную деятельность таких партнеров, чтобы она вынуждала работать всех. Например, это произойдёт, если результат оценивается по тому, насколько активны все ученики. Либо задание для группы даётся таким образом, что каждый получает свой «участок работы» и достичь результата можно только при условии, что каждый выполнит свой фрагмент общего задания.
В группы учащиеся объединяются до урока, примерно по 4-5 человек в каждой. Группы создаются разноуровневые, объединение происходит по желанию учащихся. В зависимости от темы урока и его цели количество групп зависит от количества художественных произведений, предложенных для исследования учителем.

Структура урока-исследования
1. Организационный момент, объявление темы и цели урока.
2. Проверка домашнего задания (анализ и синтез собранных данных).
3. Исследовательская деятельность:
а) интеллектуальная деятельность;
б) творческая деятельность.
4. Защита творческих работ группами и оценивание деятельности учащихся.

Рассмотрим некоторые этапы урока, построенного в интерактиве.

Реализация домашнего задания.
Домашнее задание учащиеся получают заранее, примерно за 3-4 урока до урока-исследования. Каждая группа выбирает задание по желанию, ищет необходимый материал в разных источниках. Затем материал, самостоятельно собранный членамигруппы, корректируется, дополняется, улучшается. Группа определяет форму защиты домашнего задания: выступает вся группа или один из её членов, лидер. Каждой группе предоставляется время представления автора произведения, судьбы героя, могут быть представлены законы, по которым живут герои, карта местности или путешествия героев или автора, выступление «историка». Этап реализации домашнего задания длится, в зависимости от темы урока и класса, 20-35 минут. На данном этапе происходит процесс социализации, то есть представление итогов самостоятельной работы группы в целом. Это даёт возможность самим членам группы оценить все достоинства своей работы, что-то изменить в ней, исправить.
На этом этапе идёт развитие речи учащихся, так как они говорят языком художественного произведения, используя авторский текст.
Цель: повторить и дополнить изученный материал дополнительными сведениями, формировать умение осознанно, вдумчиво читать художественный текст.
Примечание: оценивание работы группы происходит поэтапно, по мере выполнения задания.
Учителем составляется таблица, где фиксируются отметки за каждый этап работы. Затем всё это суммируется и выводится средняя отметка, которая выставляется в журнал всей группе.

Исследовательская деятельность
Исследовательская работа проводится на уроке, учащиеся не знают, какие задания им предложат выполнить. Чаще всего детям приходится перечитывать заново уже изученный материал, обращаться к материалам домашнего задания, то есть думать, анализировать, искать, исследовать (готового ответа нет, его нельзя списать, подсмотреть, потому что он разрабатывается учителем). Учитель не навязывает пути решения поставленной задачи, а управляет процессом обучения, направляет деятельность обучающихся, помогает им. На этом этапе учащимся предлагается, например, найти запахи, звуки, краски, используемые автором в тексте, или нарисовать карту местности с использованием топонимов или карту путешествия писателя, составить хронологическую таблицу, или нарисовать (изобразить) герб города, семьи, символ государства, страны, нарисовать плакат, эмблему, составить коллаж, кричалку, придуматьназвание команды, составленной из литературных героев и тому подобное.
Цель: формировать умение анализировать художественное произведение, сравнивать, сопоставлять, творить. Как вы видите, анализ идет через творчество, через цвет и ассоциации.
Творческая работа может быть разнообразной (вариативной): сочинение - миниатюра, письменный ответ на вопрос, запись интервью с героем произведения, заметка в газету, написание законов семьи, государства, создание гимна и т. д. Иногда группе предлагается несколько заданий, поэтому каждый участник группы выполняет свою часть, так как на эту работу отводится 20 минут.
Затем происходит защита творческих работ и подведение итогов. Во время защиты одной группы остальные учащиеся составляют конспект, план или записывают тезисы выступления одноклассников.
Работы учащихся иногда несовершенны, не завершены, наивны. Но это результат поиска, работы мыслей, труда, то есть результат вдумчивого чтения, анализа текста.
Так как исследовательские работы предполагают работу в группах, то кроме предметных задач, во время работы решаются еще и личностные: учащиеся учатся работать в коллективе, нести ответственность за свою часть задания, могут попробовать себя в роли лидера, проверить себя в соперничестве с членами других групп. Все это стимулирует мотивацию, так как оценивается работа всей группы.
Остается только добавить, что за внешней простотой проведения подобных уроков скрывается серьезная подготовка учителя, а это тоже, своего рода, саморазвитие, самообучение, постоянный поиск...

Конспекты уроков-исследований

УРОК-ИССЛЕДОВАНИЕ (11 класс)
ИДЕАЛ ЧЕЛОВЕКА В РАССКАЗЕ A . M . ГОРЬКОГО «СТАРУХА ИЗЕРГИЛЬ»

Целевые установки на достижение результата:
личностные: ориентация в системе моральных норм и ценностей, понимание конвенционального характера морали;
метапредметные: работать в группе – устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и учителем; определять цели и функции участников группы; совместно принимать решения в проблемной ситуации; осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по выполнению заданий; структурировать тексты; научиться основам реализации проектно - исследовательской деятельности;
предметные: знать содержание произведения, уметь извлекать необходимую информацию из текста.

2. Актуализация ЗУН, необходимых для творческого применения знаний при выполнении заданий в группах.
A. Что такое романтизм? (Романтизм – это тип творчества, характерным признаком которого является отображение и воспроизведение жизни вне реально - конкретных связей человека с окружающей действительностью, изображение исключительной личности, часто одинокой и не удовлетворенной настоящим, устремленный к далекому идеалу и потому находящийся в резком конфликте с обществом, с людьми).
Б. Назовите романтические черты прочитанных рассказов А.М.Горького?
B. Дайте определение словам: композиция, конфликт, эпилог, увертюра, легенда? (Легенда - рассказ о поступке какого-либо человека, в основе которого чудо, фантастический образ или представление, которое воспринимается рассказчиком как достоверное).
3. Выполнение заданий в группах по произведению А.М.Горького «Старуха Изергиль» (задания на листах ) и оформление проекта.
4. Защита работы
5.Подведениеитоговработызаурок.
6.Определениедомашнегозадания:прочитатьпьесуА.М. Горького «На дне», знать особенности драматического произведения.

Приложение:

ГРУППОВАЯ ФОРМА РАБОТЫ ПО РАССКАЗУ М.ГОРЬКОГО «СТАРУХА ИЗЕРГИЛЬ»
Задания группам
Задание №1. Композиция.
Найдите в каждой легенде общее введение и эпилог. Какие «составляющие» постоянны во всех увертюрах?
Задание №2. Легенда о Ларре.
Каковы взаимоотношения Ларры с племенем и со старейшинами?
Почем соль сокрушительным для Ларры оказался приговор, вынесенный ему
старейшинами? Изобразите Ларру.
Задание №3. История Изергиль.
Назовите наиболее важные эпизоды из жизни Изергиль. Какую важную жизненную философию они раскрывают?
Задание №4. Что сближает историю жизни Изергиль и легенды о Ларре и Данко? Вписывается ли история жизни Изергиль в мир легенд?
Задание №5. В чем состоит подвиг Данко? Изобразите героя.
Задание №6. Сопоставьте Ларру и Данко в их отношении к свободе: кто из них более свободен? Как каждый из них распоряжается свободой?
План
1. Оба красивы (докажите текстом).
2. Оба горды, сильны (докажите текстом).
3. Цель жизни, отношение к свободе.
4. Одинаковая ситуация (конфликт: Ларра и племя; Данко и племя).
5. Нравственная оценка героев проекта группами (оценка за выполнение заданий ставится в путевые листы).

ТЕЗИСЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Задание №1 – Жанровая форма «рассказ-легенда». Обрамление (увертюра) незаметный переход от реальности к сказке – от сказки к реальности. Увертюрами создается особая романтическая атмосфера – атмосфера ожидания чудесного, выходящего за пределы обыденного здравого смысла. Устойчивые образы (пейзаж)– море, степь, луна, ветер, тучи, звёзды.
Задание №2 – Человек отделил себя от других людей, который замкнулся только на удовлетворении эгоистических потребностей, рано или поздно осознает пустоту и бесцельность своего существования - чуждый и ненужный другим, он становится не нужен и себе самому. Бестелесная тень - финал судьбы того, кто хотел брать от жизни все, не расплачиваясь собой.
Задание №4 – По Горькому, нравственное кредо Изергиль: брать от жизни полной мерой и отдавать полной мерой, это и есть та норма, которой может и должен следовать человек, если хочет прожить достойную и наполненную смыслом жизнь.
Задание № 5– Цели: Ларра – стоять над людьми; Данко – быть вместе с людьми.
Одинаковая ситуация: ситуация конфликта с племенем и людского суда. Ларра выбирает абсолютную свободу от каких бы то ни было обязательств перед людьми.
Данко взваливает на себя ответственность за жизнь других людей и ценой своей гибели делает их свободными.
Нравственная оценка героев (контрастное эстетическое освещение): Ларра, не способный умереть, превращается в тень, сердце погибшего Данко вспыхивает искрами огня.

МОСКВА И ПЕТЕРБУРГ В ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВЕ М.ЦВЕТАЕВОЙ И А.АХМАТОВОЙ
(9 класс)
Цель: опираясь на биографические данные и на творчество поэтесс, определить роль Москвы и Петербурга в их жизни, уметь обобщить, систематизировать информацию, формировать навык коммуникативных способностей, умение вести диалог, развивать творческий подход к изучаемому материалу, воспитание вдумчивого, талантливого читателя.
1. Организация класса, объявление цели урока.
2. Проверка домашнего задания. Защита задания по группам.
Москва и Петербург... М.Цветаева и А.Ахматова по-особому любили эти города, города, с которыми были связаны самые счастливые и печальные моменты жизни поэтесс. Какова роль этих городов в жизни и творчестве поэтесс?
Группа №1. – Роль Москвы в жизни М. Цветаевой.
Группа №2.– Чтение наизусть стихотворений М.Цветаевой о Москве.
Группа №3. – Роль Петербурга в жизни А.Ахматовой.
Группа№4. – Чтение наизусть стихотворений А.Ахматовой о Петербурге.
Группа №5. – Музеи А.Ахматовой и М.Цветаевой (презентации, разработанные учащимися).
Учебная деятельность учащихся: составление тезисов к выступлениям учащихся или конспектирование (по выбору учащихся).
Примечание: каждый ученик дома подбирает стихотворение А.Ахматовой или М.Цветаевой с описанием Москвы или Петербурга.
3. Творческая и интеллектуальная деятельность учащихся в группах.
КОЛЛАЖ (франц.) – прием в изобразительном искусстве, заключающийся в наклеивании на основу материалов, отличающихся от неё по цвету и фактуре; произведение, исполненное в этой технике.
Задание учащимся в группах: ГОРОД ГЛАЗАМИ ПОЭТЕССЫ
Отметка «5» - составить (нарисовать) коллаж к стихотворению поэтессы о Москве или Петербурге;
Отметка «4» - нарисовать иллюстрацию к стихотворению А. Ахматовой или М. Цветаевой.
Работу выполняет каждый ученик группы.
4. Вернисаж (выставка выполненных работ).
5. Подведение итогов за урок.
6. Определение домашнего задания.

Тема урока-исследования «Лагерная тема в русской литературе XX века».
(11 класс)
Цель: узнать о литературном подвиге писателей, историю данной темы, особенности ее художественных решений; формировать умение анализировать художественное произведение, сопоставлять образы героев, давать им оценку, определять авторскую позицию; продолжить развитие речевой культуры учащихся, творческих навыков; поддерживать интерес к изучению русской литературы, истории.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент.
2. Подготовка к восприятию темы. Слово учителя.
Книги, которые вы прочли, занимают особое место в истории литературы. Критики называют эту литературу «задержанная», «реабилитированная», «лагерная проза». Сегодня мы будем говорить не только о литературе, но и об истории нашей страны. Сейчас литература о лагере огромна, можно было бы назвать десятки книг разных жанров, много имен. Мы остановимся на трех: А.Солженицын, В. Шаламов, С. Снегов.
3. Проверка домашнего задания.
Работа по группам:
1) В. Шаламов «Колымские рассказы»;
2) С. Снегов «Норильские рассказы»;
3) А. Солженицын «Один день Ивана Денисовича»;
4) А. Солженицын «Архипелаг ГУЛАГ».
Задания:
– биография автора, судьба героя его произведения;
– законы общества, по которым живет герой (герои) произведения;
– карта местности или путешествия героев, автора.
4. Работа по теме урока.
1) составление хронологической таблицы.

2) творческая работа по группам:
– запись интервью с героем произведения;
– нарисовать символ тоталитарного государства;
– нарисовать плакат, изображающий тоталитарное государство, увиденное читателями XXIвека;
– заметка в газету «Не могу молчать».
5. Итоги урока.
6.Определение домашнего задания: найти и прочитать художественные произведения по теме «Образ ровесника в русской литературе XX - XXI в.»

ТЕМА ДОМА И СЕМЬИ В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ 19 20 ВЕКОВ. 7 КЛАСС.
Цель: знать содержание художественных произведений, выявить отношения взрослых и детей, законы семьи в прочитанных произведениях, через художественный текст показать, как семья влияет на развитие ребенка; продолжить развитие связной речи учащихся, формировать навык коммуникативных и творческих способностей; поддерживать интерес к изучению, художественной литературы.
ХОД РАБОТЫ.
1.Организационный момент, объявление темы и цели урока.
2. Проверка домашнего задания по группам (анализ и синтез собранных данных). Защита домашнего задания группами.
A. Группа №1. Отношения между взрослыми и детьми в повести Л.Н. Толстого «Детство» Любовь, понимание, уважение, герой осознает свою неправоту в отношении Натальи Савишны .
Б. Группа №2. Отношения между взрослыми и детьми в рассказе И. А. Бунина «Цифры» Любовь, нежность, желание исправить ситуацию конфликта, осознание неправоты.
B. Группа №3. Отношения между взрослыми и детьми в повести М.Горького «Детство» Жестокость, наказания, унижение, сумасбродство, ложь, вредительство.
3. Исследовательская работа.
А) Задание №1. Нарисуйте символ семьи, придумайте девиз, под которым могут жить члены этой семьи, создайте формулу счастья.
Б) Творческая работа.
Группа №1. Письмо Наталье Савишне с извинением от лица героя.
Группа №2. Дневниковая запись о прошедшем дне от лица героя.
Группа №3. Законы семьи.
4. Защита творческих работ.
5. Подведение итогов за урок.
6. Определение домашнего задания.

"Страшная это опасность - безделье за партой: безделье шесть часов ежедневно, безделье месяцы и годы - это развращает, морально калечит человека, и ни школьная бригада, ни мастерская, ни школьный участок - ничто не может возместить того, что упущено в самой главной сфере, где человек должен быть тружеником, - в сфере мысли."
В. А. Сухомлинский

Я обратилась к словам Сухомлинского, потому что придерживаюсь этой точки зрения, считаю, что главная задача учителя- научить ученика учиться.

В процессе работы ученик меняет рабочее место, он пересаживается, выходит к доске, работает в малой группе, говорит, пишет, участвует в дискуссии, слушает, творит. Это способствует активизации физиологических параметров. Ведь движение - это жизнь!

Социальная активность связана с тем, что в течение работы ученик вступает в контакты, взаимодействует с другими, завязывает какие-то отношения, обменивается информацией, проявляет лидерские качества, задает вопросы, позволяет себя обучать, что-то комментирует.

А это в свою очередь рождает познавательный интерес. Учащиеся ставят вопросы, ищут способы их решения, находят дополнительную информацию, вносят поправки, дополнения, создают проекты.

Интерактивные технологии легко вписываются в учебную программу, не мешая традиционным способам обучения. Появляются мотивы для изменения поведения. В подростковой среде они связаны с желанием сохранить свои позиции в группе, упрочить их, расширить зону своего влияния и контролировать ситуацию. Возникает потребность постоянно приспосабливать свое поведение к изменяющимся обстоятельствам. И в то же время, участники интерактивного урока ощущают тот вызов, который бросают их интеллекту новые задачи, возникающие проблемы. Они учатся создавать свои жизненные проекты, а это требует умственных усилий.

Интерактивные технологии пробуждают весь спектр чувств, связанных с лидерством, конкуренцией, взаимоотношениями, решением образовательных задач. Дети активно включаются в учебный процесс, когда снято внутреннее напряжение. И это все способствует личностному росту.

Эффективность работы с применением интерактивных методов обучения зависит от многих факторов. Прежде всего, от готовности самого учителя вступить на эту стезю и изменить свой взгляд на традиционную систему обучения. Еще это зависит от готовности класса к тому, чтобы перейти на новые формы отношений. Также успех зависит от веры в то, что эти методы работают на образовательные цели. Очень важно, чтобы учитель обладал коммуникативной компетентностью, умел вести диалог.

«Хороших методов существует ровно столько, сколько существует хороших учителей». Д. Пойа

«Педагогическая технология — это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя.» В. М. Монахов

Современная педагогика ориентирована на то, чтобы ребёнок научился учиться, открыл в себе энергию познания, постоянного стремления к по- лучению новых знаний.

Успех процесса обучения во многом зависит от взаимоотношений:

а) учителя с детьми;
б) детей друг с другом;
в) каждого ребёнка с учителем;
г) ученика с коллективом.

Идея сотрудничества исходит ещё от древних мудрецов, проходит через философию многих духовных учений, классической педагогики и психологии. В педагогической практике давно применяют термин активные методы и формы обучения. Он объединяет группу педагогических технологий, достигающих высокого уровня активной учебной деятельности школьников.

В последнее время получил распространение ещё один термин — интерактивное обучение.

Термин interactivelearning (англ.) обозначает обучение, основанное на активном взаимодействии с субъектом обучения (ведущим, учителем, тренером, руководителем). По существу, оно представляет один из вариантов (моделей) коммуникативных технологий: их классификационные параметры совпадают. Иначе говоря, интерактивное обучение — это обучение с хорошо организованной обратной связью субъектов и объектов обучения, с двусторонним обменом информацией между ними.

Интерактивные методы обучения — система правил организации продуктивного взаимодействия учащихся между собой и с учителем в форме учебных, деловых, ролевых игр, дискуссий, при котором происходит освоение нового опыта и получение новых знаний.

Использование интерактивных методов обучения на уроке позволяет решать следующие задачи:

  • активно включать каждого ученика в процесс усвоения учебного материала; повышать познавательную мотивацию учащихся;
  • обучать навыкам успешного общения (умения слушать и слышать друг друга, выстраивать диалог, задавать вопросы на понимание);
  • развивать навыки самостоятельной учебной деятельности (умения определять ведущие и промежуточные задачи, предусматривать последствия своего выбора, давать ему объективную оценку);
  • воспитывать лидерские качества;
  • учить работать с командой и в команде;
  • быть ответственным за совместную и собственную деятельность по достижению результата.

Интерактивное обучение — это обучение посредством опыта (структура): переживание участниками конкретного опыта (игра, упражнение, ситуация), осмысление полученного опыта, его обобщение, применение на практике.

Основные особенности интерактивного обучения:

  • принудительная активизация познавательной деятельности;
  • самостоятельный поиск решения проблемы;
  • изменение роли учителя на роль организатора или консультанта;
  • исключение монологического преподнесения материала;
  • диалоговый характер.

Основной признак интерактивного обучения — диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие учителя и ученика. Кроме того, это специальная форма организации познавательной деятельности. Она имеет в виду вполне конкретные и прогнозируемые цели. Одна из таких целей состоит в создании комфортных условий обучения — таких, при которых ученик чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения.

Суть интерактивного обучения состоит в том, что учебный процесс происходит в условиях постоянного, активного взаимодействия всех учащихся. Это базируется на сотрудничестве, взаимообучении: учитель — ученик, ученик — ученик. При этом учитель и ученик — равноправные, равнозначные субъекты обучения. Учебный процесс организован таким образом, что практически все учащиеся оказываются вовлечены в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлексировать по поводу того, что они знают и думают.

Совместная деятельность учащихся в процессе познания, освоения учебного материала означает, что каждый участник вносит свой вклад, в результате чего происходит обмен знаниями, идеями, способами деятельности в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет не только получать новое знание, но и развивает саму познавательную деятельность.

Интерактив исключает доминирование как одного выступающего, так и одного мнения над другим. В ходе диалогового обучения учащиеся учатся критически мыслить, решать сложные проблемы на основе анализа обстоятельств и соответствующей информации, взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные решения, участвовать в дискуссиях, общаться с другими людьми.

Для этого на уроках учитель организует (виды работ) индивидуальную, парную и групповую виды работы, применяет метод исследовательских проектов, ролевые игры, про водит работу с документами и различными источниками информации, использует творческие виды работы

Существуют различные формы интерактивного обучения.

Применение интерактивных методов обучения позволяет:

  • формировать интерес к изучаемому предмету;
  • развивать самостоятельность учащихся;
  • обогащать социальный опыт учащихся путём переживания жизненных ситуаций;
  • комфортно чувствовать себя на занятиях;
  • учащимся проявлять свою индивидуальность в учебном процессе.

Внедрение интерактивных технологий требует от учителя понимания сути модели обучения, умения старательно планировать свою работу, значительного количества времени, особенно на начальных этапах. Вводить элементы интерактивных технологий на отдельных уроках следует поступательно, начиная с простейших — с работы в малых группах, парах, тройках, применять такие методы, как «мозговой штурм», «микрофон» и др.

Педагогу следует уяснить:

  • содержанием такого урока является программный материал;
  • целью — реализация учебных целей, общее развитие учеников, оказание каждомуиз них оптимальной возможности в личном становлении и развитии, расширение возможностей самоопределения;
  • результатом — создание дидактических условий для ситуации успеха ребёнка в процессе учебной деятельности, обогащение его мотивационной, интеллектуальной и других сфер.

Классификация интерактивных технологий

1. Лекция — устная или с применением современных технических средств, презентация и т. д. Незаменима при передаче сравнительно большого объёма информации в структурированной форме. Отсутствие обратных связей.

2. Семинар — коллективное обсуждение определённой проблемы или темы в различных формах. Активизация восприятия информации путём взаимодействия преподавателя и обучающегося. Ограничения по продолжительности, количеству участников, их подготовленности.

3. Имитационная игра — модель среды обитания, определяющая поведение людей и механизмы их действий в экстремальных ситуациях («Конфликт», «Кораблекрушение», «Робинзон» и др.). Позволяет получить навыки адаптации к новой среде. Преподаватель, не владеющий коммуникативной компетентностью, не научит новому опыту.

4. Деловая игра — модель взаимодействия обучающихся в процессе достижения целей, имитирующих решение комплексных задач в конкретной ситуации. Позволяет овладеть системой навыков, умений, моделями поведения и социально-психологических отношений в реальной ситуации.

5. Ролевая игра — метод «проигрывания» ролей (инсценировки). Собственные переживания запоминаются ярко и сохраняются в течение долгого времени. Игра содержит долю риска и приносит результат только тогда, когда группа готова в неё включиться. Не всегда удаётся воспроизвести реальную жизненную ситуацию.

6. Ситуационный анализ (разбор конкретных ситуаций, кейс-стадии, инцидент, баскет-метод). Даёт возможность изучить сложные или эмоционально значимые вопросы в безопасной обстановке, а не в реальной жизни с её угрозами, риском, тревогой о неприятных последствиях в случае неправильного решения. При столкновении с реальной проблемой у обучающегося вряд ли окажутся в распоряжении такое же время, знания и безопасные лабораторные условия, чтобы справиться с ней.

7. Эвристические технологии генерирования идей: «мозговой штурм», ассоциации (метафоры) При этом идеи генерируют, активизируются интуиция и воображение, происходит выход за пределы стандартного мышления. Но!Неумелое руководство со стороны преподавателя может привести к уходу от реальной проблемы, потере времени, слабому результату и др.

Алгоритм проведения интерактивного урока

  1. Мотивация — 2 мин (5%).
  2. Постановка задачи — 2 мин (5%).
  3. Исходная информация и инструктаж — 2 мин (5%).
  4. Практическое усвоение материала через интерактивное задание — 24 мин (60%).
  5. Подведение итогов, рефлексия — 10 мин (15%).

На своих уроках я применяю следующие виды интерактивных методов:

  • эвристические технологии генерирования идей («мозговой штурм», метод ассоциаций);
  • методы активизации учебного процесса (проекты, анализ конкретных ситуаций, сюжетно-ролевые игры, метод содержательного анализа рассказа, моделирование художественно-творческого процесса, дискуссии);
  • деловые игры и социальные тренинги, которые так любят подростки.

Технология урока:

1. Начало урока — стадия вызова (актуализация опорных знаний)

  • «Мозговой штурм» (индивидуальный, парный, групповой, фронтальный)
  • Синквейн («восточный стих»)
  • Хук (притча, игра, «крючок»)
  • Кластеры
  • Обсуждение домашней творческой работы

2. Смысловая часть — подача нового материала (самостоятельное добывание новых знаний, обучение друг друга) Это может быть: незаконченное предложение, юмористический рассказ, сказка,глоссарий (составление словаря опорных слов и понятий урока)

3. Рефлексия — получение обратной связи.

При оценивании результатов интерактивного обучения учитель должен учитывать:

  • работу в группе;
  • самооценку участника групповой работы;
  • свободу мышления;
  • овладение культурными формами работы;
  • коммуникацию в учебном диалоге.

На этапе актуализации опорных знаний учитель проводит упражнение «Микрофон». «Микрофон» Учащимся предлагается высказать свою точку зрения по поставленному вопросу или проблеме. Учитель пускает по классу предмет, имитирующий микрофон. Каждый, получивший такой микрофон, обязан чётко и лаконично изложить свою мысль и сделать вывод.

На этапе познавательной деятельности возможно применение:

  1. «Обучая — учусь»
    Учитель делит материал урока на отдельные блоки по количеству учащихся в классе. Учащиеся отрабатывают и обмениваются информацией, создавая временные пары, после чего происходит коллективное обсуждение и закрепление учебного материала.
  2. «Карусель»
    Учащиеся размещаются в два круга лицом друг к другу. Некоторое время каждая пара обменивается информацией, своими мыслями; после этого учащиеся внешнего круга перемещаются по кругу к следующему партнёру. Можно предварительно предложить учащимся подготовить вопросы по теме и провести по кругу опрос.
  3. «Два, четыре — вместе»
    Учащимся предлагается проблема или инфор-мация, которую они сначала отрабатывают самостоятельно, затем обговаривают в парах, и далее объединяются в группы по 4 человека. После принятия совместного решения в группах происходит обговаривание вопроса и выступление с ответом.
  4. «Синтез идей»
    Данное упражнение предусматривает выполнение группами поэтапно всех видов заданий урока: на отдельных листах бумаги 1-я группа выполняет первое задание, 2-я — второе и т. д. После выполнения заданий 1-я группа отдаёт свой листок для доработки 2-й группе, вторая — третьей и т. д. Когда доработанный листочек возвращается к «хозяевам», каждая группа презентует свои исследования с учётом дополнений одноклассников. Перед началом работы можно создать отдельную экспертную группу, которая будет оценивать продуктивность работы всех групп.
  5. «Мозговой штурм»
    Для решения проблемного вопроса учащимся предлагается найти как можно больше путей, идей, предложений, каждое из которых фиксируется на доске или листе бумаги. После создания такого «Банка идей» проводятся анализ и обговаривание.

Если мы запустим механизм познания, если ребёнок будет получать удовольствие и от нового знания, и от общения, то со временем механизм будет отлаживаться и совершенствоваться, и, став взрослым, человек вслед за Пушкиным скажет: «В начале жизни школу помню я…». Школу, где не предметы проходил, а был, жил, изучал и постигал…

Мотивация — это основное условие интерактивного обучения.

Таким образом, реализуется основная цель моей методической системы: создание условий для формирования ученика, мотивированного к активной познавательной учебной деятельности; развитие его познавательных и созидательных способностей, обеспечивающих творческую самореализацию; формирование опыта самостоятельной деятельности.

ЛИТЕРАТУРА:

  1. РУССКИЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА. ВСЁ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ! 3 № 2 (62) февраль 2016 г
  2. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.lcl.srcc.msu.ru/library/Rafaeva_13_2007_ 1.pdf. —
    http://human.snauka.ru/2011/10/104
    http://www.e-osnova.ru/PDF/osnova_4_62_14111.pdf
    http://lit-helper.com

Мурзасаимова Айсулу Тураровна

Учитель русского языка и литературы

Школа- лицей № 5 3 г. Астана

И нтерактивны е метод ы обучения на уроках русского языка и литературы .

Интерактивные методы обучения завоёвывают сегодня все большее признание. В.А. Караковский писал: «Менять педагогические ориентиры – это самое трудное, но необходимое, что приходится делать сегодня». Можно много говорить о значении интерактивных методов обучения, но я скажу об их сущностной особенности словами китайской притчи:

Скажи мне – и я забуду;

Покажи мне – и я запомню;

Дай сделать – и я пойму

Что же «дать сделать» ребенку, чтобы выполнить главную задачу современной школы – воспитать духовно развитую личность. Кредо педагога: «Я над вами» - уходит и сменяется насущным: «Я рядом с вами».

Сегодня учитель должен научиться работать в режиме творческого развивающего обучения.

Освоение проблемно – поисковых методов – это и есть путь к организации творческо-исследовательской деятельности учащихся, а следовательно, и интерактивного обучения.

Итак, что же стоит за понятием «интерактивные методы?». Предлагаю разобраться и увидеть особенности данных методов в сравнении.

Методы обучения – это совокупность приемов и подходов, отражающих форму взаимодействия учащихся и учителя в процессе обучения.
В современном понимании обучения процесс обучения рассматривается как процесс взаимодействия между учителем и учениками (урок) с целью приобщения учащихся к определенным знаниям, навыкам, умениям и ценностям. С первых дней существования обучения и до сегодняшнего дня сложились, утвердились и получили широкое распространение в общем три формы взаимодействия учителей и учащихся. Для наглядности представим их нижеследующими схемами.

Схема 1

Схема 2

Схема 3

Из данных схем видно, что методы обучения можно подразделить на три обобщенные группы:
1. Пассивные методы.
2. Активные методы.
3. Интерактивные методы.
Каждый из них имеет свои особенности. Рассмотрим их подробнее.

Пассивный метод

Пассивный метод (схема 1) – это форма взаимодействия учащихся и учителя, вкоторой учитель является основным действующим лицом и управляющим ходом урока, а учащиеся выступают в роли пассивных слушателей, подчиненных директивам учителя. Связь учителя с учащимися в пассивных уроках осуществляется посредством опросов, самостоятельных, контрольных работ, тестов и т. д. С точки зрения современных педагогических технологий и эффективности усвоения учащимися учебного материала пассивный метод считается самым неэффективным, но, несмотря на это, он имеет и некоторые плюсы. Это относительно легкая подготовка к уроку со стороны учителя и возможность преподнести сравнительно большее количество учебного материала в ограниченных временных рамках урока. С учетом этих плюсов, многие учителя предпочитают пассивный метод остальным методам. Надо сказать, что в некоторых случаях этот подход успешно работает в руках опытного педагога, особенно если учащиеся имеют четкие цели, направленные на основательное изучение предмета. Лекция - самый распространенный вид пассивного урока. Этот вид урока широко распространен в ВУЗах, где учатся взрослые, вполне сформировавшиеся люди, имеющие четкие цели глубоко изучать предмет.

Активный метод

Активный метод (схема 2) – это форма взаимодействия учащихся и учителя, при которой учитель и учащиеся взаимодействуют друг с другом в ходе урока и учащиеся здесь не пассивные слушатели, а активные участники урока. Если в пассивном уроке основным действующим лицом и менеджером урока был учитель, то здесь учитель и учащиеся находятся на равных правах. Если пассивные методы предполагали автократный стиль взаимодействия, то активные больше предполагают демократический стиль. Многие между активными и интерактивными методами ставят знак равенства, однако, несмотря на общность, они имеют различия. Интерактивные методы можно рассматривать как наиболее современную форму активных методов.

Интерактивный метод

Интерактивный метод (схема 3). Интерактивный («Inter» - это взаимный, «act» - действовать) – означает взаимодействовать, находится в режиме беседы, диалога с кем-либо. Другими словами, в отличие от активных методов, интерактивные ориентированы на более широкое взаимодействие учеников не только с учителем, но и друг с другом и на доминирование активности учащихся в процессе обучения. Место учителя в интерактивных уроках сводится к направлению деятельности учащихся на достижение целей урока. Учитель также разрабатывает план урока (обычно, это интерактивные упражнения и задания, в ходе выполнения которых ученик изучает материал).
Следовательно, основными составляющими интерактивных уроков являются интерактивные упражнения и задания, которые выполняются учащимися. Важное отличие интерактивных упражнений и заданий от обычных в том, что, выполняя их, учащиеся не только и не столько закрепляют уже изученный материал, сколько изучают новый.

Современная парадигма образования ориентирует школу на реализацию личностно-ориентированного обучения. Учащийся становится не столько объектом воздействия обучающей среды, сколько активным субъектом образовательного процесса. В соответствии с деятельностным подходом усвоение содержания исторического опыта осуществляется не путем передачи о нем, а в процессе собственной активности субъекта.

Личностно-ориентированным является интерактивное обучение, то есть обучение через соучастие, взаимодействие в составе меняющихся групп. В его основе лежат принципы гуманистической педагогики, природосообразности (по Я. А.Коменскому), положения когнитивной науки, согласно которой в долговременной памяти остается то, что проделано человеком на практике.

21 век дает заказ на выпускников, обладающих вероятностным мышлением, то есть способных ориентироваться в незнакомой ситуации. По- этому перед нами cтоит задача использовать технологии, воспитывающие и развивающие самостоятельность учащихся, а также содействующие сохранению и укреплению здоровья. Интерактивные методы сполна отвечают данным требованиям.

Интерактивное обучение-это сложный процесс взаимодействия учителя и учащихся, основанный на диалоге. Участие в диалоге требует умение не только слушать, но и слышать, не только говорить, но и быть понятым.

Интерактивные методы обучения очень эффективны, поскольку они способствуют высокой степени мотивации, максимальной индивидуальности преподавания, предполагают широкие возможности для творчества, самореализации учащихся. Учащиеся прочно усваивают материал, так как добывают знания самостоятельно.

Именно интерактивные методы позволяют учащимся почувствовать свои силы, свои способности. У детей повышается самооценка, уверенность в себе. Очень важно воспитание взаимоуважения, терпимости к мнениям и поступкам окружающих людей. Высоко ценятся в обществе такие качества, как коммуникабельность, умение общаться с людьми, договариваться, работать в команде.

Сейчас применяется на практике более тридцати методов интерактивного обучения: дискуссии, дебаты, кейс-метод, методы вопросов и ответов, проектов, «ажурной пилы», дилемма, ранжирование, «Займи позицию» и другие. Все они обеспечивают хорошие результаты, помогают достигать главной цели школьного образования -воспитывать талантливого ученика, а в конечном результате –вырабатывать активную жизненную позицию. Они дают возможность развивать логическое мышление, аргументированно отстаивать свою точку зрения, активизируя речевые навыки.

В своей практике я использую следующие интерактивные технологии. Интерактивное обучение начинаю с работы в парах. В паре дети могут проверить друг друга, закрепить новый материал, повторить пройденное.

Провожу взаимопроверку правила. Ученик рассказывает cоседу по парте правило у доски, приводит примеры, объясняет их, затем они меняются и оценивают друг друга. Также устно можно поработать с упражнениями. Форма работы та же: один спрашивает, другой отвечает. Вопросы могут быть разными: определи тему и основную мысль, найди грамматическую основу предложения и так далее.Ребята часто получают на дом задания: составить «словарныйдиктант для соседа» (словарный диктант с пропущенными орфограммами), «карточку-зачет для соседа» (один теоретический вопрос и два практических задания.

Надо заметить, что работать в парах детям очень нравится. Усвоение языка происходит в непосредственном учебном диалоге. Роль учителя в этом случае –оказывать помощь и консультировать, решая спорные вопросы.

Помимо работы в парах провожу работу в группах. Группы могут быть разными, если ученики успевают слабо, то группы должны быть небольшие. Группы соревнуются между собой. Например: кто больше подберет однокоренных слов, существительных 3 склонения. Или же задание дается в форме игры:с последней парты передается листочек, на который нужно по цепочке записать примеры на изучаемое правило. Выигрывает тот, кто быстрее вручит учителю листок с меньшим количеством ошибок в записанных словах.

При оценке работы группы подчеркиваются не столько ученические, сколько человеческие добродетели: терпеливость, доброжелательность, и оценивается общая работа группы.

Групповая работа развивает навыки общения и взаимодействия в малой группе, учит быть гибкими в зависимости от ситуации, повышает познавательную активность.

Эффективны на уроках литературы и другие интерактивные методы, в частности «Займи позицию»: «да» (согласен), «нет» (не согласен). При изучении программных произведений предлагаются утверждение: «Любовь к женщине (мужчине) дороже любви к Родине» (Андрий–«Тарас Бульба» Н.В.Гоголя).

«Яркая, короткая жизнь в борьбе за свободу дороже долгой жизни, полной унижений и неволи» (Пугачев –«Капитанская дочка» А.С.Пушкина).

В противоположных углах доски вывешиваются плакаты, на одном из которых написано «за» (согласен), на другом «нет» (не согласен). На доске помещено утверждение. Ученики по очереди встают с места и подходят к плакату, который соответствует их позиции, после чего учитель предлагает высказаться каждому. Учащиеся должны аргументированно отстоять свою точку зрения. Каждая из групп должна отметить самый веский довод «противников». Если кого-то убедили аргументы членов противостоящей группы он может изменить свою позицию.

Подводя итоги, учитель должен отнестись с уважением к выбору каждого ученика.

Учитывая, что большинство людей запоминают 5% услышанного и 20% увиденного, а одновременное использование аудио –и видео информации повышает запоминаемость до 40-50%, я применяю интерактивную доску в процессе обучения детей.

Умение привлечь и удержать внимание учащихся является обязательным для педагога. Достижение этого в переключении внимания при малейших признаках усталости учащихся, снятии напряженности, умении не перегружать информацией и главное мотивировать детей к учебной деятельности. Поэтому педагог должен увлечь ребенка, заинтересовать так, чтобы он работал, не тратя время и силы попусту. Интерактивная доска с ее демонстрационно-наглядно интерактивными возможностями одно из средств поддержания и удержания интереса ученика.

Также успеху ученика в высшей степени способствует планомерное ведение записей и просмотр их в свободное от учебы время. Использование в учебе электронных интерактивных досок обеспечивает успешное запоминание учащимися информации и ее воспроизведение следующими способами: уроки запоминаются лучше благодаря вовлеченности учащихся в образовательный процесс. Вместо того чтобы судорожно записывать услышанное, дети сосредотачиваются на предмете урока.

Школьникам –и младшим, и старшим просто нравится работать с интерактивной доской, учиться становится интересно и увлекательно.

Интерактивная доска позволяет повысить мотивацию учения учащихся через использование большого спектра наглядных пособий. Благодаря наглядности и интерактивности, класс вовлекается в активную работу. Обостряется восприятие, повышается концентрация внимания, улучшается понимание и запоминание материала.

Интерактивная доска избавляет преподавателя от рутины. Учитель получает возможность полностью управлять любой компьютерной демонстрацией –выводить на экран доски картинки, схемы, запускать видео, выделять важные моменты цветными пометками. И все это прямо с доски, не теряя визуального контакта с классом.

Всю проведенную в ходе урока работу, со всемисделанными на доске записями и пометками можно сохранить в компьютере для последующего просмотра и анализа.

В своей педагогической практике я использую ИДдля различных видов деятельности: работа c текстом и изображениями; создание заметок с помощью электронных чернил; коллективная работа с заданиями электронных образовательных программ; создание с помощью шаблонов и изображений собственных заданий для занятий; демонстрация презентаций, созданных учащимися.

ИД позволяет с легкостью создавать коллекцию образовательных материалов, которые можно постоянно обновлять и которые оживляют уроки, делая их интерактивными.

Интерактивная доска помогает запоминать словарные слова. На экран выводится словарное слово для запоминания правописания, его этимология, лексическое значение. Ученики могут составить словосочетания, записать однокоренные слова и проверить друг друга в паре.

Широкие возможности открывает использование интерактивной доски при работе с текстом. Заранее готовлю текст и использую его для разностороннего анализа: лексического, орфографического, пунктационного. В тексте могут быть пропущены буквы, знаки препинания, которые необходимо вставить, могут быть выделены цветом слова, словосочетания, предложения, на которые надо обратить особое внимание. Удобно выполнять виды грамматического разбора. Возможно, нестандартно представить текст: разный шрифт и цвет букв привлекает внимание учащихся, развивает орфографическую зоркость.

Используя виртуальную клавиатуру можно исправлять ошибки в деформированных текстах. (В тексте допускаются ошибки, а ребята должны найти эти ошибки и их исправить.)

В заключение нужно отметить, что традиционное обучение-это директивно запланированный, организованный процесс, ориентированный на предмет, а интерактивное обучение – это познание, направленное на открытие: обучаемые на практике усваивают новые знания, приобретают опыт анализа и решения проблем.