Единый социальный налог входит в состав. Единый социальный налог — кто его платит

ЕСН – единый социальный налог. Он был отменен в 2010 году, однако на его смену пришел единый социальный сбор. Многие налогоплательщики и бухгалтеры до сих пор пользуются термином ЕСН, подразумевая страховые переводы в фонды ОФМС, ПФР и ФСС. Размер ЕСН в 2019 году: ставки, таблица приведены ниже.

Существует общий размер отчислений, который действует для большей части налогоплательщиков. В качестве налогоплательщиков выступают работодатели, которые переводят средства за своих подчиненных. Единый социальный налог в 2019 году, ставка:

  • пенсионное страхование – 22% от заработной платы физического лица;
  • взносы на покрытие пособий по временной нетрудоспособности, а также пособий по уходу за ребенком – 2,9%;
  • взносы на обязательное медицинское страхование – 5,1%.

Размер ЕСН в 2019 году не изменился по сравнению с предыдущим годом. Общий объем налога составляет 30%. Также важно учитывать страховой сбор на травматизм. Он перечисляется не в федеральную налоговую службу, а в ФСС. Размер перевода зависит от категории деятельности предприятия.

Ставки при повышенных выплатах

Если взносы по отдельному сотруднику достигают определенного лимита, то страховая ставка меняется. Это нововведение действует с 2018 года и касается отчислений в фонды пенсионного страхования и взносов по временной нетрудоспособности и материнству.

Выплаты в таблице указаны по одному сотруднику.

Страховые выплаты для ИП

Индивидуальные предприниматели не обязаны выплачивать полный список страховых взносов. За себя они платят только фиксированную сумму. Ранее, чтобы понять, сколько перечислять, необходимо было знать размер МРОТ. Однако теперь страховой сбор принял конкретную величину.

Фиксированные выплаты на 2019 год:

  1. Обязательное медицинское страхование. 6884 рублей.
  2. Пенсионный фонд. 29 354 рублей.

Данные показатели устанавливаются для тех предпринимателей, годовой доход которых не превышает 300 тысяч рублей. Если устанавливается превышение этого лимита, необходимо осуществить дополнительные отчисления: 1% с суммы, которая превышает 300 000 рублей. Так, если предприниматель обладает годовым доходом в 500 тысяч р., дополнительно плата составит (500 000- 300 000)*0,01=2000 рублей.

Рассчитать взносы для ИП можно при помощи официального калькулятора от ФНС, расположенного по адресу https://www.nalog.ru/rn77/service/ops/ . Для вычисления суммы необходимо только два типа вводных данных: период налогообложения и суммарный доход за это время. В результате вычислений в виде таблицы будут приведены размеры фиксированных выплат, актуальных для 2019 года, а также размер отчислений, который взимается при доходе более 300 тысяч рублей.

Взносы за сотрудников, которых нанимает ИП, платятся по стандартным тарифам.

Льготные тарифы для отдельных видов деятельности

НК РФ подразумевает возможность уменьшения ставок по ЕСН при условии принадлежности компании к определенному виду деятельности. Налогоплательщики, которые получили льготы в 2019 году:

Тип деятельности ПФР ФСС ФФОМС
Резиденты порта «Владивосток», кроме добытчиков нефти и газа 6 1,5 0,1
Участники свободной экономической зоны на территории Крыма и Севастополя 6 1,5 0,1
Резиденты района опережающего соц. развития 6 1,5 0,1
Аптечные ООО и ИП на ЕНВД с фармацевтической лицензией 20 0 0
ИП и ООО на УСН с доходом до 79 млн. рублей 20 0 0
Индивидуальные предприниматели с патентным налогообложением 20 0 0
Организации на УСН, которые занимаются благотворительной деятельностью 20 0 0
Некоммерческие предприятия по соц. обслуживанию, предоставлении услуг в сфере образования, культуры или медицины 20 0 0
Налогоплательщики, совершающие отчисления служащим плавательных судов из Российского реестра 0 0 0
Налогоплательщики, официально занимающиеся туризмом, рекреационной деятельностью или внедрением технологий 8 2 4
Организации на УСН, которые вводят изобретения с бюджетным или автономным патентом 8 2 4
Налогоплательщики в области информационных технологий 8 2 4
Участники проекта «Сколково» 14 0 0

Тарифы действуют до тех пор, пока ООО или ИП относится к льготной категории по ОКВЭД. Если в установленный период код ОКВЭД не подтверждается заявлением и справкой в ФСС, льготы могут быть потеряны.

Ставки на ВНим

При выплате ЕСН мы рассчитываем взносы в ПФР, ОФМС, а также выплаты по материнству и временной нетрудоспособности. Однако есть еще одна категория страховых взносов, уплатой которых до сих пор занимается ФСС. Это взносы на травматизм и профессиональные заболевания. Рассчитать, сколько процентов необходимо выплатить, можно по коду ОКВЭД или классу профессионального риска, существующему на предприятии.

Класс риска Ставка Класс риска Ставка Класс риска Ставка
1 0,2 12 1,3 23 3,7
2 0,3 13 1,4 24 4,1
3 0,4 14 1,5 25 4,5
4 0,5 15 1,7 26 5,0
5 0,6 16 1,9 27 5,5
6 0,7 17 2,1 28 6,1
7 0,8 18 2,3 29 6,7
8 0,9 19 2,5 30 7,4
9 1,0 20 2,8 31 8,1
10 1,1 21 3,1 32 8,5
11 1,2 22 3,4

При перечислении взносов существуют государственные льготы. Если на предприятии работают инвалиды 1-3 степени, то страховые взносы по ним следует рассчитать с учетом 60% от первоначальной ставки.

Узнать код ОКВЭД можно в ФСС. Вид деятельности регулярно устанавливается при обращении в ФСС. Необходимо подать заявление, а также прикрепить к нему справку-подтверждение.

Особенности сдачи отчетности

Расчеты по указанным взносам необходимо регулярно сдавать в государственные органы. Вычисления по взносам, подконтрольным ФНС, должны быть сделаны и отображены на бумаге до 30-го числа месяца, следующим за отчетным. К крайней дате сдачи отчетности расчет уже должен быть в местном отделении ФНС (по месту регистрации филиала).

Расчет по отчислениям в ФСС содержит только вычисления относительно взносов на травматизм и профессиональные болезни и носит название 4-ФСС. Документ подается либо в электронном, либо в письменном виде. Формат сдачи зависит от численности сотрудников организации. Бумажные документы принимаются до 20-го числа следующего месяца, а электронные расчеты сдаются до 25.

Документацию составляет директор или доверенное лицо.

Калькулятор для расчета налогов

Чтобы быстро вычислить необходимый размер отчислений (с учетом взносов по травматизму), рекомендуется пользоваться быстрыми и удобными онлайн-калькуляторами.

Калькулятор позволяет рассчитать выплаты в пенсионный фонд, ФФОМС, взносы по обязательному социальному страхованию. По умолчанию в графах ставок стоят проценты, установленные государством для стандартных налогоплательщиков. Если организация или ИП относится к льготным категориям, необходимо изменить вводные данные.

Если налогоплательщик переводит отчисления по стандартным тарифам, достаточно указать сумму заработной платы, чтобы получить итоговые результаты. Они отображаются в виде таблице, в которой отчисления по каждому виду взносов указаны отдельно.

Пользователь может поменять шаблон: для организации, для ИП с работниками или без наемных сотрудников.

Бюджет пенсионного фонда формировался за счет взносов работодателя в составе Единого социального налога (ЕСН). Единый социальный налог введенный в 2001 году объединил в себе отдельные платежи, уплачиваемые предприятиями в три фонда - Пенсионный фонд России (ПФР), Фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС), Фонд социального страхования (ФСС). Ставка ЕСН стала составлять на тот момент 35,6% от фонда оплаты труда, что сократило страховые отчисления организаций и работников более чем на 3%. Основная ставка перечислений в Пенсионный фонд осталась прежней и составляла 28% с применением регрессивной шкалы. После вступления в силу ЕСН был принят закон №173-Ф3 «О трудовых пенсиях в РФ» 17 декабря 2001 года и закон №167-ФЗ от 15 декабря 2001 года «Об обязательном пенсионном страховании в РФ». В результате в распределительный механизм пенсионной системы встроен накопительный элемент, как уже упоминалось ранее, и пенсия стала состоять из трех частей. Изменился и порядок распределения ЕСН в части пенсионных взносов. Общий тариф составлял 28%, его поделили на 2 части: одна часть в размере 14%, направлялась в федеральный бюджет на выплату базовой части пенсии текущим пенсионерам, а вторая часть - 14%, направлялась в Пенсионный фонд и распределялась еще на 2 составляющих. 8% из нее отчислялось на страховую часть и 6% на накопительную часть, но это касалось только лиц моложе 1967 года рождения. Для мужчин старше 1952 года рождения и женщин старше 1956 года все 14% перечислялись на страховую часть пенсии. Для мужчин с 1953 по 1966 г.р. и женщин с 1957 по 1966 г.р. на страховую часть отчислялось 12% и на накопительную 2%. Однако такой порядок сохранялся только до 2007 года. После 2007 года были внесены изменения в закон, в результате накопительные счета граждан старше 1967 года рождения с 2007 года и по сей период не пополняются обязательными страховыми взносами на накопительную часть трудовой пенсии. Таким образом, на текущий момент времени накопительная часть будущей пенсии присутствует у мужчин моложе 1953 года рождения и женщин моложе 1957 года рождения включительно, но с 2007 года накопительная часть пополняется только у граждан моложе 1967 года рождения. Это означает, что около 30 миллионов человек (почти 40% экономически активного населения страны на тот период времени) были исключены из системы накопительного пенсионного страхования. По данным Федеральной службы государственной статистики, именно в период приблизительно с 1950 по 1965 год наблюдался всплеск рождаемости в стране. Первые пенсионеры этого периода появятся в 2012 году. Допустив граждан этого возраста к участию в накопительной программе, можно было немного снизить нагрузку на работающее население в период, когда эти люди выйдут на пенсию. Но в таком случае необходимо больше средств выделять из федерального бюджета фактическим пенсионерам на выплаты пенсии, к чему очевидно государство не готово.

Введение ЕСН вызвало ряд противоречий. Проблемы заключались в следующем: с 2001 года доходы ПФР формировались за счет поступивших сборов ЕСН, порядок уплаты ЕСН и размер тарифов регламентировались Налоговым кодексом. Это означает, что решения об увеличении размеров пенсий и решения об изменении тарифов налоговых сборов в пенсионную систему принимались различными ведомствами, цели которых не всегда совпадали. На ЕСН была возложена задача не только выступать источником финансирования социальных обязательств государства, но и одновременно с этим служить катализатором политики легализации доходов населения. В связи с чем, с 1 января 2005 года максимальный тариф ЕСН уменьшен с 35,6% до 26%, в том числе доля поступлений на пенсионное обеспечение снизилась на 8 пунктов и составила 20%. Изначально распределение осуществлялось следующим образом: на накопительную часть - 4% на страховую - 10%, на базовую- 6%. Такой порядок зафиксирован на период с 2005 до 2007 года, позже проценты перераспределили: на страховую часть отчислялось 8%, на накопительную - 6%, базовая осталась без изменений (детально описано в предыдущем абзаце). Однако обязательства по выплатам пенсий пенсионерам продолжали увеличиваться. Сокращение ЕСН привело к уменьшению поступлений в ПФР средств, обеспечивающих выплаты базовой и страховой частей трудовой пенсии. В результате увеличилась зависимость ПФР от средств федерального бюджета. Так в 2007 году доля поступлений из федерального бюджета в общем бюджете ПФР превысила 50%. Ожидания в отношении того, что снижение ставки ЕСН приведет к выводу из «тени» заработной платы налогоплательщиков и компенсирует новыми поступлениями сниженный тариф - не оправдались. Становится очевидным, что переход от способа сбора доходной части бюджета Пенсионного фонда России (ПФР) за счет страховых взносов, собираемых самим ПФР, к уплате налогов (ЕСН) оказался неэффективным. И, как следствие, с 2011 года ЕСН отменен. Все вышеописанные изменения представлены в таблице 3.1.

Таблица 3.1

Ставки социальных взносов с 1997 по 2012 гг. в России 121

Наименование

платежа

20 Юг,

2011 г,

  • 2012-

В том числе:

Фонд занятости

Отчисления работников в ПФР

Дотации в ПФР средств из Федерального бюджета

Коэффициент замещения пеней-

Фактически ЕСН был отменен еще несколько лет назад. Но бухгалтеры по привычке для упрощения продолжают именовать этим термином заменившие его обязательные страховые взносы.

Что такое ЕСН в 2018 году и зачем он нужен

Расшифровывается ЕСН как «единый социальный налог». Юридически такой налог не существует с 2010 года. По старинке бухгалтеры называют им обязательные взносы на социальное, пенсионное и медицинское страхование.

В соответствии с требованиями статьи 419 НК РФ, производить социальные взносы обязаны страхователи, т.е. лица, непосредственно осуществляющие выплаты и другие вознаграждения работникам:

  • предприятия;
  • ИП и частнопрактикующие лица;
  • физические лица.

ЕСН предназначен для обеспечения трудящихся граждан в будущем государственными пенсиями и рядом дополнительных выплат. Из него выделяются суммы, необходимые для оказания бесплатной медицинской помощи и обеспечения пособиями.

Какая на единый социальный налог в 2018 году ставка?

Общая ставка ЕСН в 2018 году складывается из нескольких взносов:

  • 22% – на пенсионные отчисления;
  • 5,1% – на обязательное медицинское страхование;
  • 2,9% – на социальное страхование.

В итоге общая нагрузка на работодателя составляет 30%. К ней добавляется размер взносов по страхованию работников от несчастных случаев («травматизм»). Она носит переменный характер (от 0,2% до 8,5%) и зависит от уровня опасности на производстве.

В 2018 году тарифы по взносам, входящим в ЕСН, имеют прямую зависимость от максимальной величины базы , принимаемой для расчета взносов на страхование. Для большинства плательщиков размеры тарифов на период 2017–2020 годы установлены статьей 426 НК РФ:

Наименование взносов

Условия годовых лимитов

Обязательное пенсионное страхование

Выплаты отдельному сотруднику не более 1 021 000 руб.

Выплаты отдельному сотруднику превысившие 1 021 000 руб.

Страхование по материнству и временной нетрудоспособности

Выплаты отдельному сотруднику не более 815 000 руб.

Выплаты отдельному сотруднику, превысившие 815 000 руб.

Без ограничения

Общая на единый социальный налог в 2018 году ставка может быть уменьшена. Так, ставка отчислений в Пенсионный фонд снижается до 10%, если сумма заработка работника превысила предусмотренную законодательством норму – 1021 тыс. рублей. Также, на сумму превышения предела дохода в 815 тыс. рублей не начисляются взносы в ФСС.

К трудящимся во «вредных» и опасных условиях, в зависимости от присвоенного класса опасности и подкласса условий труда, применяются дополнительные тарифы страховых пенсионных взносов в размере: от 0% до 8% при наличии результатов оценки условий труда, либо 6% и 9% для тех, кто спецоценку не проводил (ст. 428 НК РФ). О дополнительных тарифах читайте .

Страховые взносы ИП

Размер фиксированных страховых взносов , уплачиваемых предпринимателями «за себя» с 2018 года не зависит от ставки взноса и размера МРОТ. Теперь ИП уплачивают определенную Правительством РФ сумму, которая составляет в 2018 г. 32 385 руб, в т.ч.:

  • 26 545 руб. – на пенсионное страхование;
  • 5 840 руб. – на медстрахование.

При доходе, превышающем 300 тыс. руб., ИП обязан дополнительно уплатить 1% пенсионного страхвзноса, при этом общая сумма взносов ПФР за год не должна превышать 212 360 руб.(ст. 430 НК РФ).

Единый социальный налог (ЕСН) – это понятие, связанное с системой налогообложения, которое определяет размер социальных выплат и государственной пенсии. Именно благодаря ему сотрудник может рассчитывать на бесплатную помощь в медицинских организациях, которые определяет руководство компании.

Единый социальный налог был отменен в 2010 году – всего он работал в течение 9 лет. Суть его сводилась к тому, что он полностью заменил страховые взносы в ПФР, ФОМС, ФСС. Причинами отмены ЕСН послужило следующее:

  • не сработали ожидания по росту заработных плат – работники не стали получать больше выплат, средства оставались в организации;
  • взносы потеряли сущность страховых выплат;
  • внебюджетные фонды потеряли контроль над поступлением средств и влиянием на процесс.
  • Кто должен делать отчисления по ЕСН

    Налогоплательщиками являются все работодатели, которые выплачивают зарплату. Лиц, которые выплачивают единый социальный налог, можно разделить на две группы:

    • индивидуальные предприниматели и работники, занимающиеся частной практикой;
    • лица, которые выплачивают денежные средства физическим лицам и не являются ИП.

    Получите 267 видеоуроков по 1С бесплатно:

    Объектом налогообложения ЕСН для первой группы являются все виды доходов за вычетом расходов, для второй – все выплаты, которые производились физ. лицам по разным договорам: трудовым, гражданско-правовым и другим:

    Размеры ставок единого социального налога в 2017 году не изменились:

    Отличия ЕСН от страховых взносов

    Размер страховых взносов обычно составляет 30% и уплачивается в этом размере вне зависимости от того, какая система налогообложения применяется в организации. Все отличия этих понятий можно разделить на благоприятные и неблагоприятные для налогоплательщиков. К первой группе относятся:

    • определение базы страховых взносов;
    • скорректирован перечень не облагаемых налогом выплат;
    • уменьшение размера штрафных санкций;
    • отмена блокировки счетов.

    Несмотря на все положительные стороны такого изменения, можно выделить и неблагоприятные для налогоплательщиков факторы:

    • плательщики, которые выплачивают пенсии инвалидам или перечисляют деньги в ряд организаций не освобождаются от страховых взносов – для них предусмотрены пониженные тарифы;
    • если материальная помощь работнику превышает 4000 руб., то она облагается страховым взносом;
    • единовременная материальная помощь не включается в базу для начислений страховых взносов лишь в том случае, если она была сделана в первый год после рождения ребенка;
    • срок непредставления расчетов считается в календарных, а не рабочих днях;
    • страховой взнос приравнивается к неоплаченным, если в поручении стоит неверный код БК;
    • документы, которые подтверждают уплату взносов, нужно хранить в течение 6 лет;
    • тарифы для адвокатов, нотариусов, ИП увеличились;
    • для ФСС, ПФР, ТФОМС, ФФОМС нужно делать отдельные платежные поручения;
    • если сроки на взыскание недоимки по штрафам, пени или взносам проходят, это не является основанием для приравнивания ее безнадежной к взысканию;
    • проверки проводятся специалистами ФСС и ПФР.

    ЕСН при УСН и ОСН

    Если организация находится на упрощенной системе налогообложения — на нее не распространяется лишь уплата страховых взносов по травматизму. При применении организацией ОСН единый социальный налог рассчитывается по общим правилам.

    • Налог как сложнейшая экономическая и правовая категория
      • Социально-экономическая сущность налогов в современном обществе
      • Понятия «налог» и «сбор», их разграничение
      • Функции налогов
      • Принципы налогообложения
        • Юридические и организационные принципы налогообложения
      • Классификация налогов
      • Обязательные и факультативные элементы налога
      • Сущность и классификация налоговых льгот
    • Налоговая система и налоговая политика государства
      • Понятие и теоретические характеристики налоговой системы
      • Налоговая политика государства: сущность, цели и формы
      • Сущность и основные аспекты налоговых реформ
    • Налоговое администрирование как неотъемлемый атрибут налоговой системы
      • Понятие и сущность налогового администрирования
        • Функции налогового администрирования
      • Налоговые органы как центральное звено налоговых администраций
        • Функции налоговых органов
      • Модернизация налоговых органов - стратегическое направление совершенствования налогового администрирования
      • Взаимодействие таможенных и налоговых органов
      • Взаимодействие органов внутренних дел и налоговых органов
    • Реализация налоговыми органами основных полномочий налогового контроля
      • Формы налогового контроля
      • Постановка на учет налогоплательщиков (плательщиков сборов) и налоговых агентов
      • Организация камеральных налоговых проверок
      • Организация выездных налоговых проверок
        • Действия по осуществлению налогового контроля, проводимые в процессе выездной налоговой проверки
        • Окончание выездной проверки и реализация ее результатов
      • Взыскание недоимок по налогам и сборам
    • Реализация прав и обязанностей налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов
      • Понятия «налогоплательщик», «плательщик сбора» и «налоговый агент»
      • Характеристика и обеспечение прав налогоплательщиков
        • Отсрочка или рассрочка по уплате налога
      • Обязанности налогоплательщиков и налоговых агентов
      • Способы обеспечения исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов
    • Ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах
      • Общая характеристика способов снижения налоговых обязательств
      • Ответственность за нарушения налогового законодательства
      • Налоговые правонарушения и ответственность за их совершение
        • Административная ответственность в сфере налогообложения
      • Налоговые преступления и ответственность за их совершение
    • Характеристика налогов, сборов и страховых взносов Российской Федерации
      • Виды налогов и сборов современной России
      • Порядок установления, изменения и отмены федеральных, региональных и местных налогов и сборов
    • Федеральные налоги и сборы
      • Налог на добавленную стоимость
        • Плательщики НДС
        • Объект налогообложения НДС
        • Операции, не подлежащие обложению НДС
        • Налоговая база по НДС
        • Налоговые агенты по НДС
        • Налоговые ставки по НДС
        • Порядок исчисления НДС
      • Акцизы
      • Налог на доходы физических лиц
        • Доходы, не подлежащие налогообложению
        • Налоговые вычеты
        • Налоговые ставки
        • Порядок исчисления и уплаты налога на доходы физических лиц
      • Единый социальный налог
      • Налог на прибыль организаций
      • Налог на добычу полезных ископаемых
        • Налоговая база по НДПИ
      • Водный налог
      • Сборы за пользование объектами животного мира и объектами водных биологических ресурсов
      • Государственная пошлина
        • Порядок и сроки уплаты госпошлины
    • Региональные налоги
      • Транспортный налог
      • Налог на игорный бизнес
      • Налог на имущество организаций
    • Местные налоги
      • Земельный налог
        • Порядок исчисления земельного налога
      • Налог на имущество физических лиц
    • Специальные налоговые режимы
      • Упрощенная система налогообложения
        • Объекты налогообложения при УСН
        • Налоговый период при УСН
        • Особенности применения УСН индивидуальными предпринимателями на основе патента
      • Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности
        • Налогоплательщики ЕНВД
      • Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог)
        • Объектом налогообложения по ЕСХН
      • Система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции
        • Cпособы раздела продукции при выполнении соглашений о разделе продукции
    • Обязательные страховые взносы
      • Концептуальные основы обязательного социального страхования
      • Страховые взносы на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование
      • Страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний
    • Налоговое право зарубежных стран
      • Общая характеристика налогового права зарубежных стран
      • Налоговая политика и налоговое право зарубежных стран
      • Система источников налогового права зарубежных стран
      • Принципы налогового права зарубежных стран
      • Практика местного налогообложения за рубежом
      • Санкции за налоговые правонарушения в зарубежных государствах

    Единый социальный налог

    Единый социальный налог (ЕСН) - это прямой федеральный налог, установленный главой 24 НК. Он введен с 1 января 2001 г. и действует до 1 января 2010 г. ЕСН заменил собой применяемые ранее отдельные отчисления в государственные внебюджетные фонды - Пенсионный фонд, Фонд социального страхования и федеральный и региональные Фонды обязательного медицинского страхования. При этом данная новация не отменила целевого назначения налога, средства от его сбора по-прежнему поступают в указанные выше фонды. Основное предназначение ЕСН - обеспечение аккумуляции финансовых ресурсов для реализации прав граждан РФ на государственное пенсионное, социальное обеспечение и медицинскую помощь.

    С введением ЕСН функции администрирования нового налога были переданы налоговым органам.

    Для всех налогоплательщиков был установлен единый порядок исчисления налоговой базы по платежам в социальные фонды, что значительно облегчило техническое исчисление налога, упростило налоговый контроль за его исчислением и уплатой.

    Основные элементы ЕСН представлены на рисунке.

    Определение плательщиков ЕСН имеет важное значение, так как ставки данного налога зависят от того, к какой категории они относятся.

    1. организации;
    2. физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями, но производящие выплаты другим физическим лицам.
    1. индивидуальные предприниматели;
    2. адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой.

    На практике нередки случаи, когда один и тот же налогоплательщик одновременно может относиться к обеим категориям. В этом случае он является налогоплательщиком по каждому отдельно взятому основанию.

    При исчислении ЕСН объект налогообложения зависит от того, к какой категории принадлежат налогоплательщики.

    Для налогоплательщиков-работодателей объектом налогообложения являются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиком в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (кроме вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям, адвокатам, нотариусам), а также по авторским договорам.

    Для налогоплательщиков-предпринимателей объектом налогообложения являются доходы от предпринимательской либо иной профессиональной деятельности за вычетом расходов, связанных с их извлечением.

    Все перечисленные выше выплаты не признаются объектом налогообложения, если:

    • у налогоплательщиков-организаций такие выплаты не отнесены к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль организаций в текущем отчетном (налоговом) периоде;
    • у налогоплательщиков-предпринимателей или физических лиц такие выплаты не уменьшают налоговую базу по НДФЛ в текущем отчетном (налоговом) периоде.

    Налоговая база определяется исходя из стоимостной оценки установленного НК объекта налогообложения.

    Для налогоплательщиков-работодателей она определяется как сумма выплат, являющихся объектом обложения, начисленных работодателями за налоговый период в пользу работников. При определении налоговой базы учитываются любые выплаты, начисленные работодателями в пользу работников независимо от их формы выплат, за исключением выплат, не признаваемых объектом налогообложения, и не подлежащих налогообложению в соответствии со ст. 238 НК.

    В отличие от ранее существовавшего порядка отчислений во внебюджетные фонды налогоплательщики-работодатели при исчислении ЕСН должны теперь определять налоговую базу отдельно по каждому работнику в течение всего налогового периода с его начала и по истечении каждого месяца нарастающим итогом. При определении налоговой базы не учитываются доходы, полученные работниками от других работодателей.

    Налоговая база налогоплательщиков-предпринимателей определяется как сумма доходов, являющихся объектом обложения, которые получены за налоговый период как в денежной, так и в натуральной форме от предпринимательской или другой профессиональной деятельности, за вычетом расходов, связанных с их извлечением. При этом состав расходов, принимаемых к вычету в целях налогообложения данной группой налогоплательщиков, определяется в порядке, аналогичном порядку определения состава затрат, установленных для налогоплательщиков налога на прибыль в главе 25 НК.

    Существует ряд выплат, которые не подлежат налогообложению ЕСН в соответствии со ст. 238 НК. В частности, к ним относятся государственные пособия, некоторые компенсационные выплаты, суммы единовременной материальной помощи и др. Полный перечень таких выплат с небольшими изменениями продублирован в Федеральном законе о страховых взносах на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование, которые будут применяться вместо ЕСН с 1 января 2010 г. (см. главу 12 учебника).

    По ЕСН установлены налоговые льготы. Так, от уплаты налога освобождаются доходы, суммы выплат и иных вознаграждений, не превышающие в течение налогового периода 100 тыс. руб. в пользу лиц, являющихся инвалидами I, II или III группы, а также выплаты любым физическим лицам в тех же пределах, производимые общественными организациями инвалидов и организациями, использующими труд инвалидов (ст. 239 НК).

    Налоговый период в соответствии со ст. 240 НК - календарный год. Отчетные периоды - первый квартал, полугодие и девять месяцев.

    Налоговые ставки по ЕСН в соответствии со ст. 241 НК дифференцированы по категориям налогоплательщиков (налогоплательщики-работодатели; сельскохозяйственные товаропроизводители; налогоплательщики, осуществляющие деятельность в области информационных технологий; ИП; адвокаты; нотариусы). Следует отметить, что для всех категорий налогоплательщиков ставки носят регрессивный характер, т.е. с увеличением налоговой базы размер ставки уменьшается. Наиболее распространенная шкала ставок ЕСН для налогоплательщиков-работодателей представлена в таблице.

    Порядок исчисления ЕСН регулируется в ст. 243-245 НК. Сумма налога исчисляется и уплачивается налогоплательщиками отдельно в федеральный бюджет и каждый фонд. При этом она определяется как соответствующая процентная доля налоговой базы.

    Налогоплательщики-работодатели уменьшают:

    • сумму налога, подлежащую оплате в фонд социального страхования, на сумму самостоятельно произведенных расходов, на предусмотренные законодательством РФ цели государственного социального страхования;
    • сумму налога, (авансового платежа), подлежащую уплате в федеральный бюджет, на сумму исчисленных за этот же период страховых взносов (авансовых платежей) на обязательное пенсионное страхование (налоговый вычет) в пределах сумм, исчисленных из законодательно установленных тарифов страховых взносов.

    Налогоплательщики, получающие собственные доходы, не исчисляют и не уплачивают налог в части сумм, зачисляемых в Фонд социального страхования РФ, соответственно и не производят такое уменьшение сумм налога.

    Порядок и сроки уплаты ЕСН налогоплательщиками-работодателями определяется следующим образом (ст. 243 НК) .

    1 В течение отчетного периода по итогам каждого календарного месяца налогоплательщики исчисляют ежемесячные авансовые платежи по налогу и уплачивают их не позднее 15-го числа следующего месяца.

    2 По итогам отчетного периода (три, шесть и девять месяцев) не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, налогоплательщики исчисляют и уплачивают разницу между суммами исчисленного и уплаченного ЕСН (авансовых платежей), представляют расчет в налоговый орган.

    3 По итогам налогового периода (года) налогоплательщики представляют налоговую декларацию не позднее 30 марта года, следующего за истекшим.