Бенедикт XVI, Йозеф Ратцингер. Папа Бенедикт XVI: биография и фото

Бенедикт XVI сменил на ватиканском престоле Иоанна Павла II. На место поляка Кароля Войтылы, который понятно с какими чувствами вспоминал времена немецкой оккупации, кардиналы посадили немца Йозефа Ратцингера, в 16 лет призванного в 1943 г. в гитлеровскую армию.

Двадцать девятого июня 1951 г. мюнхенский кардинал Фаульхабер рукоположил Ратцингера в сан священника. В 1953 г. 26-летний Йозеф блестяще защитил диссертацию по наследию св. Августина и прославился как один из лучших теологов Германии. В 1959 г. Ратцингер стал преподавателем кафедры теологии Боннского университета, а в 1966 г. – главным экспертом в области догматической теологии в Университете Тюбингена. В марте 1977 г. он стал архиепископом Мюнхена, а в июне того же года Папа Павел VI возвел его в сан кардинала. Имя понтифик выбирает себе в "комнате плача" в те минуты, когда люди уже знают, что он избран, но еще не знают, кто он такой. Ратцингер пожелал взять себе имя в честь Бенедикта XV. Джакомо дела Кьеза находился на Святом престоле с 3 сентября 1914 г. по 22 января 1922 г., то есть захватил и Первую мировую войну, и целую серию революций по всей Европе. Кардинал Ратцингер всегда употреблял жесткую риторику в отношении всех социальных веяний: гомосексуализм он называл извращением, идею контроля за рождаемостью не принимал ни под каким видом, пусть даже путем допустимого в католических семьях воздержания. Папа Бенедикт XVI – последовательный противник всех примирительных жестов Святого престола в отношении евреев и мусульман, в частности признания вины перед иноверцами.

Еще до избрания Папой кардинал Йозеф Ратцингер считался одним из главных фаворитов, при этом большинство наблюдателей сходились во мнении, что его избрание будет означать: никаких реформ в католицизме ожидать не следует. С именем кардинала Йозефа Ратцингера связывают наиболее жесткие консервативные тенденции современного католицизма: на посту префекта Конгрегации по вопросам вероучения (бывшая Священная инквизиция, между прочим) он отстаивал наиболее жесткие позиции – по вопросам абортов и использования контрацептивов, по однополым бракам, по возможности рукоположения женщин и тому подобное. Известен новый Папа и своим скептическим отношением к современным тенденциям и реалиям. Так, в одном из недавних интервью он сказал: "Культура, которая распространилась в Европе, абсолютно и радикально противоречит не только христианству, но и религиозным и моральным традициям всего человечества".

Использованы материалы периодической печати.

Фото с сайта http://monarchy.nm.ru/

Бенедикт XVI, Папа Римский (Benedictus Sextus Decimus). Мирское имя: Йозеф Алоиз Ратцингер. Происхождение: Марктль-ам-Инн (Бавария, Германия). Годы жизни: 16 апреля 1927 - ... Годы понтификата: 19 апреля 2005 - ... Отец: Йозеф Ратцингер-старший. Мать: Мария Ратцингер.

Йозеф Алоиз Ратцингер родился в Баварии, в семье комиссара жандармерии Йозефа Ратцингера-старшего. В конце Второй мировой войны был призван на военную службу в подразделение вспомогательного персонала противовоздушной обороны Германии. Участвовать в боях Ратцингеру не пришлось. При приближении американских войск он дезертировал, вернулся домой, но вскоре был арестован. В лагере для военнопленных Йозеф провёл лишь пару месяцев. В 1951 г. он закончил Мюнхенский университет, где изучал философию и богословие, после чего получил сан священника. Ратцингер считался одним из лучших теологов Германии, преподавал в университетах Бонна и Тюбингена. В 1927 г. он получил кардинальскую шапку и был назначен архиепископом Мюнхена и Фрайзинга. 25 ноября 1981 г. Ратцингер возглавил Конгрегацию доктрины веры (бывшую Святую инквизицию). 30 ноября 2002 г. он был избран деканом Коллегии кардиналов. 19 апреля 2005 г. Йозеф Ратцингер был избран папой римским. В честь папы-миротворца Бенедикта XV он взял имя Бенедикт XVI.
Бенедикт XVI считается консерватором, продолжателем политики Иоанна Павла II. Он также ведет диалог с представителями нехристианских религий. Всемирный еврейский конгресс и Далай-лама уже высказались одобрительно о его избрании. Однако 12 сентября 2006 г. произошел казус, едва не поссоривший христиан с мусульманами. Выступая в университете Регенсбурга, Бенедикт привел слова византийского императора Мануила II о том, что пророк Мухаммед принес миру лишь "нечто злое и бесчеловечное, такое, как его приказ распространять мечом веру, которую он проповедовал". Его слова вызвали бурное осуждение в мусульманском мире, и госсекретарю Ватикана Тарчизио Бертоне пришлось выступать с официальным разъяснением позиции папы.
9 мая 2005 г. Бенедикт XVI начал процесс беатификации своего предшественника, Иоанна Павла II, не дожидаясь прошествия пяти лет с момента его смерти.

Использованы материалы сайта http://monarchy.nm.ru/

Бенедикт XVI причащает в руку
хорошо известного еретика Роджера Шульца,
протестантского основателя
Тэзэ
(8 апреля 2005 г., площадь Св. Петра, Рим)

Бенедикт XVI (Йозеф Ратцингер, нем. Joseph Ratzinger) Joseph Ratzinger (род. 16.04.1927, Маркльт-ам-Инн) - папа римский с 19 апреля 2005 по 28 февраля 2013 года. Сын комиссара полиции, в 1946-1951 годы обучался в Высшей школе философии и теологии во Фрайзинге и в Мюнхенском университете. Рукоположен в сан священника 29 июня 1951 года. В 1952-1959 годы преподавал в Высшей школе философии и теологии во Фрайзинге. В 1953 стал доктором теологии, а в 1957 его квалификация была подтверждена защитой диссертации на тему «Теология истории св. Бонавентуры». Преподавал в должности доцента в Боннском (1959-1963), Мюнстерском (1963-1966) и Тюбингенском (1966-1969) университетах. В 1969 году стал вице-президентом университета Регенсбурга. Принял участие в качестве эксперта (ассистента кардинала Йозефа Фрингса) во Втором Ватиканском соборе. Принимал активное участие в деятельности Немецкой конференции епископов и Международной теологической комиссии. В 1972 году вместе с Х. Урсом фон Бальтазаром и А. де Любаком основал теологический журнал «Communio». 15 марта 1977 года назначен архиепископом Фрайзинга, посвящен в сан епископа 28 мая 1977, 27 июня 1977 года возведен в достоинство кардинала. 14-16 сентября 1978 года был специальным представителем папы Иоанна Павла I на III Международном конгрессе мартирологии в Эквадоре. 25 ноября 1981 года Иоанн Павел II назначил его префектом Конгрегации вероучения и президентом Папской библейской комиссии и Международной теологической комиссии. В 1986-1992 годы был Президентом Комиссии по подготовке катехизиса Католической церкви. Входил в состав Совета по взаимоотношениям с государствами, Конгрегаций по делам Восточных церквей, богослужения и таинств, по делам епископов, евангелизации народов, католического образования, по делам духовенства, канонизации святых, Папских советов по христианскому единству и культуре, Верховного суда Апостольской Сигнатуры, Папских комиссий: по Латинской Америке, «Ecclesia Dei», по интерпретации кодекса канонического права и пересмотра кодекса канонического права восточного обряда. 6 ноября 1998 был избран заместителем декана коллегии кардиналов, 30 ноября 2002 года - деканом этой коллегии. Автор книг «Introduzione al Cristianesimo» (1968), «Dogma e predicazione» (1973), «Rapporto sulla fede» (1985), «Il sale della terra» (1996). Почетный доктор Коллегии Свв. Фомы и Павла (Миннесота, США, 1984) и ряда университетов. Избран папой 19 апреля 2005. Защита реформ, проведенных Вторым Ватиканским собором и после него, сочеталась у Б. XVI с убеждением в необходимости сохранять традиционные ценности Католической церкви. В 2006 он подчеркнул желательность чаще употреблять латинский язык и григорианские хоралы во время литургии. Специальным motu proprio «Summorum Pontificum» он позволил священникам по желанию служить мессу согласно Римскому миссалу 1962 года, предшествовавшему литургической реформе 1970 года. Бенедикт XVI принял жесткие меры в отношении священников, обвиняемых в педофилии. В июле 2008 года Бенедикт совершил акт освобождения от церковных обязанностей и обетов (в том числе целибата) избранного президентом Парагвая епископа Ф. Луго. Во время апостольского визита в Турцию в 2006 году присутствовал на православной литургии, которую служил патриарх Варфоломей I. Варфоломей I был приглашен присутствовать на Синоде епископов в 2008 году в Риме. Неоднозначную реакцию вызвало приведенное Бенедиктом XVI во время лекции в Университете Регенсбурга высказывание императора Михаила II Палеолога о том, что Мухаммад привнес в религию «только нечто злое и бесчеловечное, такое как его приказ распространять мечом веру, которую он проповедовал». В 2009 году в Стамбуле Бенедикт XVI посетил мечеть. Беспрецедентными в истории Католической церкви были встречи культурного и теологического характера (2002, 2007) между высшими представителями католической иерархии и мусульманской элиты, завершившиеся приемом в Ватикане делегации исламских интеллектуалов и теологов. 11 июля 2007 года Бенедикт XVI изменил порядок проведения выборов папы, вернув его в вопросе о необходимом количестве голосов к порядку, существовавшему до 1996.

Е. С. Токарева.

Российская историческая энциклопедия. Т. 2. М., 2015, с.498-499.

Далее читайте:

Папы римские (по векам в хронологическом порядке): | I-IV | V-IX | X-XIV | XV-XIX | XIX-XXI |

Сочинения:

Jesus of Nazareth: From the Entrance Into Jerusalem to the Resurrection. San Francisco, 2011.

Кое-какие данные о прошлом нового Папы Римского во времена нацизма стараются стереть из его биографии: пиар-специалисты в Ватикане усердно лепят образ юного «борца с фашизмом».

«В ПРИСУТСТВИИ этого знамени цвета крови, олицетворяющего фюрера, я клянусь посвятить всю мою энергию и силу спасителю нашей страны Адольфу Гитлеру. Я готов отдать жизнь за него, и помоги мне в этом Господь Бог. Хайль Гитлер!»

СОВСЕМ недавно выяснилось, что слова этой обязательной клятвы, необходимой при вступлении в нацистскую молодежную организацию гитлерюгенд, пришлось произнести и 14-летнему Йозефу Ратцингеру - тому самому, кому 19 апреля 2005 года было суждено стать Папой Римским Бенедиктом XVI. Фото будущего папы в черной форме с гитлеровской символикой, напечатанные британской газетой «Сан», вызвали скандал и широкие дискуссии в местной прессе - мог ли бывший член гитлерюгенда и солдат вермахта (осенью 1944 года Ратцингер был призван на службу в «Австрийский легион») стать лидером миллиарда верующих католиков? Расследование, которое провел «АиФ», показало: в последнее время в Баварии данные по военному прошлому нового Папы Римского начали исчезать из особых папок, не предназначенных для посторонних глаз…

Из школьного досье Папы исчезла печать со свастикой

ДОСЬЕ «ученика Ратцингера» до сих пор хранится в областной школе Киемгау баварского приграничного городка Траунштайн, где будущий понтифик провел свои детские годы. На обложке старательным почерком выведено, что в 1941 году Ратцингер вступил в гитлерюгенд, а печать синими готическими буквами гласит, что еще через два года юный Йозеф прошел курсы обучения «помощника зенитчика» в Мюнхене (см. фото). Мне интересно заглянуть внутрь папки с бумагами, однако директор школы Клаус Кизель вежлив, но непреклонен: «Я хотел бы показать вам больше, но это запрещено - большинство из этих документов находится под охраной закона Германии о защите личных данных». В бумагах отсутствует фото молодого Ратцингера, где его снимок пришлепнут печатью с орлом и свастикой, - так описывал это досье журналист британской газеты «Индепендент» Тони Патерсон, побывавший в Траунштайне еще до избрания Папы. На вопрос, куда делось фото, Клаус Кизель спокойно отвечает, что его в природе никогда не было.

В государственном архиве Мюнхена также оказалось невозможным отыскать фото будущего Папы Римского в форме вермахта. «И это логично, - замечает мне один из работников архива. - Уже достаточно того, что в газетах напечатан снимок времен гитлерюгенда. Теперь представьте себе, что опубликуют фотографию, где Йозеф Ратцингер не только запечатлен в нацистском мундире, но и вскидывает руку в гитлеровском приветствии. Объяснять, что эти фото были строго обязательны для всех солдат (свидетельство «боевого духа» отправляли их родным), будет бесполезно. Чем больше исследователи будут изучать биографию папы, тем больше будет появляться вопросов».

Точнее не скажешь: вопросов и так уже масса, но ответов на них зачастую нигде не услышишь. Например, считается, что молодой Ратцингер сначала был вынужден вступить в гитлерюгенд, потом покинул его по собственному желанию, но после (когда в 1941 году членство в гитлерюгенде стало строго обязательным) снова надел черную форму.

«Что вколотили в тебя в гитлерюгенде, остается навсегда»

ЗА ВСЕ время я не помню ни одного случая, чтобы кто-то покинул гитлерюгенд, - говорит бывший камерадшафтсфюрер (глава группы из 15 подростков в гитлерюгенде. - Авт.) 77-летний Алекс Дитрих, также во время войны живший в Траунштайне. - Если бы подросток такое сделал, это был бы прямой вызов режиму - и конечно, подобную выходку не простили бы. Мозги нам промывали колоссально - все мы на ночь читали заученную наизусть (это строго проверяли) специальную молитву, прославлявшую фюрера, и приветствовали друг друга словами «Хайль Гитлер!», и я не знал того, кто в ответ просто сказал бы «Добрый день». Относительно версии, что Ратцингер вырос в семье, где воспитывали детей в духе нелюбви к нацизму… Знаете, тогда, если родители и не любили Гитлера, они молчали, ибо их собственные дети могли предать их. Нам ставили в пример Вальтера Хесса, донесшего на своего отца, который назвал фюрера «сумасшедшим маньяком». Я скажу точно - какие-то вещи, что вколотили в тебя в гитлерюгенде, остаются навсегда: делали это профессионально, готовя из нас фанатиков-убийц. Кто-то скажет, что гитлерюгенд - это безобидно, это всего лишь дети, но не я. Уже в мае 1945 года, когда даже части СС сдавались в плен, отряды 14–15-летних мальчиков продолжали сражаться насмерть, до последнего патрона.

«Фюрер, мой фюрер, данный мне Богом. Спаси и сохрани мою жизнь, как ты спас Германию. Спасибо тебе за хлеб, что ты даешь мне каждый день. Будь со мной всегда, не покидай меня, мой фюрер, моя вера, мой свет в ночи. Хайль Гитлер!» (Из «молитвы на ночь» члена гитлерюгенда).

После того как Йозеф Ратцингер прошел подготовку в качестве помощника зенитчика, он на некоторое время был зачислен в команду зенитного орудия, защищавшего заводы БМВ (тогда они производили авиационные двигатели) в Людвигсфельде, к северу от Мюнхена. Хотя союзные бомбардировщики утюжили баварскую столицу каждый день, Ратцингер настаивает, что ему не пришлось сделать ни одного выстрела - из-за нарыва на указательном пальце. Но тогда тем более непонятно, почему, несмотря на этот нарыв, Ратцингер позднее был отправлен на три других объекта ПВО: сначала в Унтерфёринг, потом в австрийский Инсбрук, а позже в Гилхинг, на базу истребителей «Люфтваффе». Параллельно со школой Йозеф учился в католической семинарии в Траунштайне - как сейчас сообщают официальные источники Ватикана, «за стенами этой семинарии укрывали детей те, кто хотел уберечь их от влияния нацистской идеологии». И опять нестыковочка - сам Ратцингер признается в мемуарах, что, поскольку обучение оказалось ему не по карману, школьный профессор математики, убежденный нацист, помог ему сделать официальное письмо из гитлерюгенда, где свидетельствовалось, что «Ратцингер активно посещает все занятия», и плату уменьшили. Далее: в том же мюнхенском архиве хранится аудиозапись о том, как кардинал Михаэль фон Фаульхабер (его имя носит одна из улиц Траунштайна), патронировавший эту семинарию, был приглашен Гитлером на обед, где произнес речь: «Церковь смотрит на фюрера как на власть, избранную Господом, которую мы должны уважать». Это не считая его письма Гитлеру со словами «Да защитит Бог рейхсканцлера для блага нашего народа!»

Тут, к сожалению, надо понять Фаульхабера, - объясняет директор Траунштайнской семинарии, отец Томас Фрауэнлоб (будущий Папа не раз бывал у него в гостях в бытность кардиналом). - Он был убежденным монархистом, плохо относился к Веймарской республике, и в самом начале Гитлер показался ему спасителем нации. Однако этот кардинал никогда не был наставником юного Ратцингера, как утверждалось ранее. Впоследствии, конечно, они общались по работе.

Позднее официальные и практические данные снова расходятся. Считается, что Йозеф Ратцингер был призван в вермахт, однако дело в том, что его возраст под призыв еще не подпадал. Однако именно 1944 год был объявлен в нацистской Германии «годом добровольца» - на фронт уходили целыми школьными классами, и нацистские рекламные киноролики показывали тысячи подростков, в экстазе осаждавших призывные пункты.

«Были священники, которые служили в СС»

СЛЕДУЕТ не показывать пальцем на форму с орлом, а вникнуть в состояние Германии того времени, - говорит отец Томас Фрауэнлоб. - Если взять сейчас практически всех немецких священников того же возраста, что и Йозеф Ратцингер, то окажется - все они почти поголовно служили в вермахте. Я не удивлюсь, если кое-кто - даже и в СС.

Сначала Йозеф оказался в Венгрии, где в качестве волонтера Reichsarbeitsdienst (трудовой службы фронта - как говорили: «служители культа лопаты») ставил противотанковые ловушки против наступающих советских войск. В ноябре он вернулся домой на побывку и вскоре был переведен в знаменитый «Австрийский легион» - элитную организацию, где начинал карьеру повешенный позже в Израиле оберштурмбаннфюрер СС Адольф Эйхман. Я попытался выяснить, каким образом в формировании, куда зачисляли только членов СС, оказался солдат вермахта, но документов на эту тему тоже не сохранилось. Службу Ратцингер отбывал в казармах того же Траунштайна, и многие помнят его в военной форме. Йозеф пишет про этот период: «Слава Богу, снова не пришлось сделать ни единого выстрела». В апреле 1945 года Ратцингер, как сказано, дезертировал из армии домой, но произошло это весьма загадочно: дом его отца находился в двух шагах от Траунштайна. Позднее отец Ратцингера на пару дней помог укрыться двум офицерам СС, прятавшимся от американцев. В Траунштайне считают, что он сделал это из «христианского человеколюбия, но сразу дал понять, что плохо относится к Гитлеру, поэтому они не стали злоупотреблять его гостеприимством».

Даже в самом Траунштайне те, кто помнит нового Папу Римского с детского возраста, говорят, что не согласны с корректировкой информации относительно его прошлого.

После того как Гитлера не стало, все начали говорить: мы были против, мы просто молчали, а так мы-то все антифашисты, - возмущается 84-летняя жительница Траунштайна Эльза Лохнер. - Ничего подобного - кто хотел сопротивляться, тот сопротивлялся, а молчание - это согласие. Мой брат был отправлен в концлагерь Дахау за критику Гитлера.

Старший брат нового Папы Римского Георг Ратцингер, тоже священник, живет в центре Регенсбурга. Мы поговорили с ним всего ничего, потому что он чудовищно устал от прессы - только за последний час, как сказал Ратцингер-старший, у него раздалось 26 звонков. Георг тоже учился в семинарии, но оказался на фронте в мундире вермахта в 1942 году, а в 1944-м был серьезно ранен во время наступления американцев в Италии.

Незачем уже говорить, верил я тогда во что-то или нет - в гитлерюгенде и в вермахте, - вздыхает Георг Ратцингер. - Могу вас заверить, что, если бы у меня был выбор - идти на фронт или нет, я бы, конечно, туда не пошел. Я еще не видел, что такое рай, но точно знаю, что такое ад - это война.

В архивных бумагах Траунштайна есть выступления будущего Папы Римского перед учениками школы, где он учился: «Некоторые учителя были членами нацистской партии, например учитель физкультуры. Спортивные занятия соблазняли меня, потому что я был молод и не понимал, что на них нас одновременно учили идеологии нацизма». Возможно, скоро и эти бумаги тоже окажутся под печатью закона Германии о защите личных данных. Судя по всему, Ватикан оказался застигнутым врасплох публикацией фото подростка в форме гитлерюгенда и принимает все меры, чтобы «зачистить» имидж нового Папы, не допустив появления новых фото и документов. Официальная пропаганда спешно лепит из 14-летнего ребенка образ «борца с фашизмом»: не задумываясь, как он мог им быть в государстве с сильнейшей пропагандистской машиной. Как сказал диакон Андрей Кураев: «Папа Римский всегда будет об этом помнить и знать, что ему могут поставить в вину этот факт биографии, а значит, будет сугубо осторожен и аккуратен, учитывая испытываемое немцами чувство вины». Это так и есть. Йозеф Ратцингер носил форму вермахта в последние месяцы объявленной Геббельсом «тотальной войны», когда миллионы оторванных от семей, наспех обученных воевать людей гнали на фронтовую бойню, как скот. Ратцингер просто пытался выжить, когда «тысячелетний рейх» рушился в огне под напором советских штыков. Он не пытался стать во время власти Гитлера лучшим среди сослуживцев и соседей. А просто был как все.

КСТАТИ

«Я начинаю с молодыми. Мы, старики, уже затасканы. Мы прогнили до самых костей. Мы сопливы и сентиментальны, и в нашей крови есть память рабства и унижения. Но вы, моя великолепная молодежь! Разве есть кто-то в мире лучше вас? Вы только взгляните на этих молодых мужчин и мальчиков! С этим героическим поколением молодежи мы создадим абсолютно новый мир. Они безжалостны, жестоки и не задают вопросов - мы воспитаем из них человека-творца, человека-Бога. Кровь наших врагов не будет страшить, но будет лишь веселить их».

Адольф Гитлер.

Из речи по поводу гитлерюгенда (Нюрнберг, 1941 год)

Его Святейшество Бенеди́кт XVI (лат. Benedictus PP. XVI, итал. Benedetto XVI, в миру Йозеф Алоиз Ратцингер, нем. Joseph Alois Ratzinger; 16 апреля 1927, Марктль-ам-Инн, Бавария) - 265-й папа римский (с 19 апреля 2005).

Бенедикт XVI стал самым старшим по возрасту на момент избрания римским папой со времён папы Климента XII (избран в 1730). Бенедикт XVI - первый папа римский со времён Павла IV (XVI век), который был избран, будучи деканом Коллегии кардиналов, первый кардинал-епископ, избранный на папство со времён Пия VIII, первый избранный папа со времён Бенедикта XIII, имевший сан кардинала до избрания долгое время, первый папа немецкого происхождения за последнюю тысячу лет.

Йозеф Алоиз Ратцингер родился в канун Пасхи в доме в баварском местечке Марктль (на границе с Австрией) по адресу ул. Шульштрассе, 11 и стал третьим и самым младшим ребёнком в семье комиссара жандармерии Йозефа Ратцингера и Марии Ратцингер. В ходе Второй мировой войны был призван в подразделение вспомогательного персонала противовоздушной обороны в Мюнхене. Участвовать в боях Ратцингеру не пришлось. При приближении американских войск дезертировал, вернулся домой, но вскоре был арестован. В лагере для военнопленных провёл лишь несколько месяцев.

В 1941 стал членом гитлерюгенда, после декабря 1939 это было обязательным для всех мальчиков в Германии, которым исполнилось 14 лет. Солдат зенитного батальона.

* 1944 - Поступил на службу в Австрийский легион.
* 1945 - Дезертировал при приближении армии союзников.
* 1946-1951 - высшее образование (теология и философия), в Мюнхенском университете.
* 29 июня 1951 года получил священнический сан. Рукоположение совершил, в соборе Фрайзинга, кардинал Михаэль Фаульхабер - архиепископ Мюнхена и Фрайзинга.
* 1953 - защитил диссертацию по наследию блаженного Августина и вошёл в число лучших теологов Германии.
* С 1959 - преподаватель кафедры теологии Боннского университета.
* С 1966 - главный эксперт в области догматической теологии в университете Тюбинген. Здесь попытался выступить в качестве главного идеологического оппонента леворадикалов в разгар студенческих волнений, охвативших в 1960-е всю Европу.
* 1972 - в противовес антиклерикальным изданиям основал теологический журнал «Communio», который существует до сих пор.
* 1977
o c 24 марта - архиепископ Мюнхена и Фрайзинга,
o с 27 июня - кардинал, назначен папой Павлом VI.
* 25 ноября 1981 - возглавил Конгрегацию доктрины веры (она же - Святая инквизиция, переименованная в 1908 папой Пием Х).
* 30 ноября 2002 Ратцингер становится деканом Коллегии кардиналов. Кардинал Йозеф Ратцингер первый декан Коллегии кардиналов с 1555 года, который был избран папой римским.

Бенедикт XVI говорит свободно на немецком, итальянском, латинском, английском и испанском языках и читает тексты на древнегреческом языке и иврите.

С начала своего понтификата Бенедикт XVI издал 3 энциклики.

25 января 2006 года была опубликована первая энциклика Бенедикта XVI Deus Caritas Est («Бог Есть любовь»). Первая часть 78-страничного документа посвящена проблеме любви. В ней понтифик рассуждает о различиях между эротической любовью между мужчиной и женщиной и идеализированной бескорыстной любовью. Тема второй части энциклики - роль Церкви, демонстрирующей, по мнению папы, через милосердие свою любовь к человечеству.

Документ вышел на восьми языках: латинском, немецком, английском, французском, польском, итальянском, испанском и португальском (позже переведён на многие другие языки, включая русский). Он был написан Бенедиктом XVI ещё в 2005, однако из-за возникших проблем с переводом послания на некоторые языки опубликован с опозданием.

30 ноября 2007 папой Бенедиктом XVI была подписана вторая энциклика Spe salvi («Ибо мы спасены в надежде»). Кроме обращения к теме надежды, столь важной для христиан, понтифик рассматривает феномен атеизма, и связывает именно с ним многие проблемы современного общества. На сайте Ватикана доступны переводы также на 8 языках.

Книги Бенедикта XVI (Йозефа Ратцингера)

* «Введение в христианство»
* «Новая песнь Господу»
* «Служители вашей радости»
* «Иисус из Назарета»

1943 год. Йозеф Ратцингер

Йозеф Ратцингер родился 16 апреля 1927 года в баварском городе Маркть-ам-Инн в семье комиссара жандармерии. В 14 лет вступил в гитлерюгенд, служил с 1944 года - во вспомогательных частях ПВО в Австрийском легионе.

В 1945 году Йозеф Ратцингер дезертировал и вернулся домой, а спустя некоторое время был арестован оккупационными властями и несколько месяцев провел в лагере для военнопленных.

1952 год. Йозеф Ратцингер служит мессу в Руполдинге

В 1946-1951 годах будущий Папа изучал теологию и философию в Богословском институте при Мюнхенском университете. В 24 года был рукоположен в священники кардиналом Михаэлем фон Фаульбахером - архиепископом Мюнхена и Фрайзинга. Два года спустя, после защиты диссертации «Народ и дом Божий в экклезиологии Августина» вошел в число лучших теологов Германии.

1955 год. Йозеф Ратцингер на кафедре собора во Фрайзинге
С 1959 года Йозеф Ратцингер преподавал на кафедрах теологии университетов Бонна и Тюбинга (в последнем с 1966 года занимал должность главного эксперта в области догматической теологии). В конце 1960-х священник Йозеф Ратцингер пытался выступить идеологическим оппонентом лидеров леворадикального движения в Западной Европе, но большого успеха эти попытки не имели.

1977 год. Йозеф Ратцингер - новый архиепископ Мюнхена и Фрайзинга

Йозеф Ратцингер был назначен на пост архиепископа Мюнхена и Фрайзинга 27 марта 1977 года, а три месяца спустя папа Павел VI сделал его кардиналом. За семь лет до этого Ратцингер вместе с восемью другими немецкими теологами подписал требование о проведении реформы католической церкви, которые, в частности, предусматривали отмену целибата (обета безбрачия). Однако в 1977 году уже выступал с противоположных позиций, утверждая, что выбор целибата по личному решению каждого превратит это самоограничение в «обыкновенное чудачество».

1983 год. Папа Иоанн Павел II подписывает новый римско-католический Кодекс канонического права в присутствии кардинала Йозефа Ратцингера

За четыре года до этого кардинал Ратцингер возглавил Конгрегацию доктрины веры (до 1908 года - Священная инквизиция), а некоторое время спустя стал членом комиссии «Экклезиа Деи», что фактически превратило его в главного богослова Ватикана.

1986 год. Кардинал Йозеф Ратцингер в своем доме в Риме

За время пребывания в Риме, куда он переехал в 1981 году, кардинал Йозеф Ратцингер успел стать епископом городка Веллетри-Сеньи, затем - епископом Ости, а в 2002 году - деканом Коллегии кардиналов, органа, на который, в частности, возложена обязанность по выборам нового Папы Римского.

2005 год. Йозеф Ратцингер стал Папой Римским Бенедиктом XVI

Йозеф Ратцингер стал первым с XVIII века епископом-кардиналом и первым с XVI века деканом Коллегии кардиналов, который был избран на пост главы католической церкви. Свой выбор кардиналы огласили 19 апреля 2005 года - через 17 дней после смерти папы Иоанна Павла II. При нем кардинал Ратцингер был не просто главным богословом Ватикана, но и человеком, который фактически определял всю догматическую деятельность понтификата. В частности, именно потому, что Йозеф Ратцингер был ярым противником абортов, Ватикан в это время повел линию за безусловное запрещение прерывания беременности.

2005 год. Первое появление папы Бенедикта XVI на публике

1 мая 2005 года новоизбранный Папа Римский приветствовал 40 000 католиков, собравшихся на площади Святого Петра в Ватикане, из окна своего кабинета. Спустя полгода Бенедикт XVI выпустит свою первую папскую энциклику, посвященную любви, точнее, различиям между плотской любовью мужчины и женщины и бескорыстной религиозной любовью. Во второй части той же энциклики понтифик рассуждал о церкви, которая через милосердие демонстрирует свою любовь к человечеству.

2006 год. Бенедикт XVI во время выступления в Регенсбурге

Регенсбургская речь Папы Римского Бенедикта XVI вызвала бурю возмущения в мусульманском мире и очередную вспышку насилия в отношении христиан. Поводом стали процитированные им резкие слова византийского императора XIV века Мануила II в отношении пророка Мухаммеда. Позднее Папе Римскому пришлось начать одну из своих воскресных проповедей со слов сожаления по поводу сложившейся ситуации и подчеркнуть, что сказанное им в Регенсбурге было не его личным мнением, а цитатой средневекового правителя.

2013 год. Бенедикт XVI во время Крещенской мессы

Крещенская месса в Соборе Святого Петра в Ватикане стала одним из последних крупных выступлений Бенедикта XVI. По окончании службы он рукоположил четырех новых епископов и наградил своего давнего личного секретаря монсеньора Георга Геншвайна. Судя по всему, к этому моменту Папа Римский уже принял решение о своем будущем отречении, однако озвучил его только через месяц с лишним.


Новый Папа Римский Йозеф Ратцингер был ближайшим соратником своего предшественника Иоанна Павла II, который назначил его на высокие посты в ватиканской иерархии - главы Конгрегации вероучения и декана коллегии кардиналов. Однако трудно представить себе двух столь разных людей. "Польский Папа" до вступления на престол долгие годы был епархиальным архиереем в своей родной стране и был далек от ватиканской курии. Его преемник, напротив, проработал в курии свыше двух десятков лет, став одним из двух наиболее влиятельных ее членов, наряду с государственным секретарем кардиналом Анджело Содано. Мюнхенской епархией же новый Папа руководил менее пяти лет. Иоанн Павел II был известен своими выступлениями перед сотнями тысяч своих почитателей во время многочисленных пастырских поездок. Ратцингер предпочитает массовым акциям углубленные теологические дискуссии с участием знатоков богословия и канонического права. Папу-пастыря сменил Папа-ученый.

Консерватор или реформатор?

Общим местом стала точка зрения о том, что "Панцеркардинал" является консервативным католиком. Действительно, нынешний Папа неоднократно выступал против однополых браков и абортов, гомосексуализма и радикального феминизма, женского священничества и отмены целибата (безбрачия) клириков. Однако с точно такими же заявлениями выступают многие представители самых разных церквей, включая и православных, для которых подобная позиция является общим местом (исключая целибат, который не соответствует православной традиции). Логичнее считать нового Папу умеренным консерватором - к тому же многие другие возможные кандидаты, считавшиеся либералами, на практике вряд ли пошли бы на масштабные и радикальные реформы, угрожающие церковному единству. Скорее всего, даже Папа-либерал не пошел бы дальше стимулирования полемики по наиболее острым вопросам современной католической жизни и определенных жестов в сторону приверженцев реформ.

Более того, в период действительно весьма консервативного (без "умеренности") понтификата Пия XII (1939-1958 гг.) молодой теолог Ратцингер принадлежал к группе ученых, которых подозревали в модернизме и либерализме. В ходе знаменитого Второго Ватиканского собора (1962-1965 гг.) он был советником германского кардинала Фрингса и принял участие во всех соборных сессиях. В своих трудах кардинал Ратцингер неоднократно уважительно отзывался о решениях собора, которые дали импульс обновлению католицизма, в том числе и оживили теологические дискуссии.

Сам Ратцингер говорил о том, что после собора не он сдвинулся вправо, а мир - влево. Действительно, иногда дискуссии заходили слишком далеко. Так, коллега Ратцингера по Тюбингенскому университету Ганс Кюнг публично отверг папскую энциклику, осуждающую контроль над рождаемостью. Ватикан в ответ подверг его критике, на что Кюнг откликнулся контробвинениями в "инквизиторстве". Затем Кюнг отверг догмат о папской непогрешимости. Кроме того, теолог пришел к выводу, что Христос, вполне возможно, не был Богом, а лишь "представителем Бога". Для любого правоверного католика (да и православного) подобная теория является возмутительной ересью. Только после этого Конгрегация вероучения в 1979 году (то есть еще до прихода в нее Ратцингера) запретила Кюнгу преподавание в католических вузах.

Ратцингер, в отличие от Кюнга, не хотел рвать с церковной традицией, что стоило ему места преподавателя в Тюбингене. В мятежные 60-е годы он оказался слишком негибким, считая, что "любому оскорблению веры необходимо оказывать немедленное сопротивление". Студенческая же масса пыталась сочетать идеи Маркса, Ленина, Мао и "Иисуса как первого революционера". Профессора типа Кюнга стремились адаптироваться к взглядам своих учеников, Ратцингер же не боялся вступать с ними в открытую полемику. Позднее он называл воззрения студентов-леваков "тираническими, бесчеловечными и жестокими": хотя бы потому, что они не призвали за своими оппонентами права на собственное мнение и даже в стиле хунвейбинов применяли по отношению к ним физическое насилие. Одну из лекций будущему Папе так и не удалось закончить - буйные студенты вынесли его на улицу. Не получив поддержки со стороны коллег, Ратцингер был вынужден покинуть Тюбинген и занять кафедру в более спокойном Регенсбургском университете в родной Баварии. Именно за такую позицию его и назвали консерватором.

Уже будучи главой Конгрегации вероучения, Ратцингер был известен тем, что занимался, помимо прочих дел, и вопросами отлучения от церкви виновных в разных проступках, что "модернисты" нередко ставят ему в упрек. Но если посмотреть повнимательнее, то получается, что все "ратцингеровские" отлучения не тянут на "ужасы инквизиции". Действительно, среди отлученных - несколько женщин, которые попытались стать "священницами" и приняли рукоположение от члена одной из маргинальных группировок, не находящейся в общении с Ватиканом. Кроме того, была отлучена директриса клиники-абортария, некий священник, самовольно провозгласивший себя настоятелем храма, и другие подобные персонажи. Для сравнения напомним, что РПЦ в 1993 году без лишних церемоний лишила священного сана Глеба Якунина за несанкционированное участие в парламентских выборах.

Единственный серьезный случай отлучения при Ратцингере связан, как ни странно, не с деятельностью либералов, а с личностью ультраконсервативного архиепископа Марселя Лефевра, который не признал решения Второго Ватиканского собора об отказе от латинской мессы, вышел из подчинения Святого престола и без его разрешения рукоположил четырех епископов. Ратцингер до самого последнего момента лично пытался найти компромисс с Лефевром, но потерпел неудачу - недоверчивый архиепископ отказался мириться с Ватиканом. Только тогда пришлось пойти на крайнюю меру.

Соратник "польского Папы"

Без Ратцингера трудно представить себе понтификат Иоанна Павла II. Во-первых, как и покойный Папа он является противником богословского радикализма, который может сделать католическую церковь с ее многовековой традицией трудноотличимой от протестантизма с его крайне либеральным подходом к морально-нравственным проблемам, а также к церковным традициям (достаточно вспомнить недавнее введение женского священства у англикан).

Во-вторых, "панцеркардинал" сыграл значительную роль в наведении порядка во внутриватиканских делах. Достаточно вспомнить, в каком состоянии покойный Папа принял курию. Ее сотрясали многочисленные скандалы, начиная от обвинений в коррупции в адрес почтенных прелатов (в том числе имевших отношение к Ватиканскому банку, втянутому в сомнительные финансовые операции) и заканчивая упорными слухами о принадлежности некоторых кардиналов к масонству. Говорили даже о том, что Папа Иоанн Павел I, понтификат которого длился всего несколько недель, был отравлен при участии высших иерархов церкви, которых он хотел отстранить от занимаемых ими постов. Имя тогдашнего главы Ватиканского банка американского архиепископа Марцинкуса соседствовало на страницах газет с именами темных дельцов, имеющих прямое отношение к мафии.

Церковная дисциплина была расшатана, целый ряд священников, в том числе в Латинской Америке, не скрывал своих симпатий к левацким политическим силам. В Колумбии пастыри не просто вступали в ряды ультралевых групп, тесно связанных с местными наркобаронами, но и становились их лидерами. Многие священники больше славили Фиделя и Че Гевару, чем Иисуса и Марию. На этом фоне избрание Папой польского кардинала выглядело вполне логичным - курия изрядно дискредитировала себя в глазах многих церковных деятелей из разных стран своей неспособностью контролировать положение дел в церкви.

За время понтификата Иоанна Павла II ситуация принципиально изменилась. Был урегулирован скандал вокруг Ватиканского банка. Марцинкуса тихо отправили в отставку. Церковь официально подтвердила свое негативное отношение к масонству, что оказалось очень своевременно в связи с громким скандалом вокруг политизированной ложи "П-2" - это стало одним из первых шагов Ратцингера во главе "инквизиции". Дисциплину удалось навести ценой ряда решительных мер, вплоть до увольнения генерала ордена иезуитов, допустившего разброд и шатания среди подчиненных. Престиж курии постепенно восстановился, что сделало возможным избрание Папой одного из ее представителей.

Папа и политика

Германские политики восприняли избрание "немецкого Папы" с демонстративным энтузиазмом. Особенно был доволен премьер-министр Баварии Эдмунд Штойбер, который заявил, что "произошло историческое событие, переполняющее наши сердца радостью". "Это не только великий день для всемирной церкви, но прекрасный и великолепный день для Баварии и всей Германии", - подчеркнул Штойбер. Радость Штойбера вроде бы понятна. Во-первых, папой избран его земляк, во-вторых, сам Штойбер исповедует католицизм. В-третьих же, в Германии не за горами выборы, и "баварский бультерьер" (так называют Штойбера на родине) имеет неплохие шансы взять реванш за поражение в 2002 года, когда Герхард Шредер с огромным трудом удержался на посту канцлера. И для его "христианской" коалиции ХДС-ХСС поддержка - пусть и опосредованная - со стороны Папы была бы как раз к месту.

Но не все так просто. Дело в том, что отношении между Ратцингером и Штойбером в последние годы никак нельзя назвать идиллическими, причем причина этого - в жесткости и принципиальности первого из них. Все началось с того, что Ратцингер направил Штойберу (не как премьеру, а как главе ХСС) письмо, в котором настаивал на том, чтобы все женщины, сделавшие аборт, получали бы документальное подтверждение отпущения грехов (знаменитые индульгенции), если они желают остаться в лоне католической церкви. Штойбер хоть и католик, и консерватор, и лидер христианской партии, но пойти на такой шаг без проблем для своей репутации - особенно за пределами Баварии - он не мог. Прослыть "религиозным фундаменталистом" для кандидата в канцлеры европейского демократического государства было бы равносильно харакири. Таким образом, "умеренный консерватизм" в рамках католической церкви оказался плохо совместимым с доминирующими тенденциями в современной Европе (и, добавим, Америке). Для многих европейцев позиция Ратцингера в области моральных ценностей является однозначно консервативной без какой-либо умеренности.

Штойбер серьезно обиделся, посчитав, что кардинал поставил его в неудобное положение. Ответом баварского премьера стал отказ прибыть на 75-летний юбилей Ратцингера - вместо него в Ватикан поехала министр по социальным делам Криста Штевенс, которая вызвала новый скандал, прибыв на аудиенцию к Иоанну Павлу II в брючном костюме. Сие действие Ратцингер расценил как оскорбление.

Не исключено, что теперь два баварца помирятся - в конце концов, одно дело конфликтовать с кардиналом, пусть даже и крайне влиятельным, другое дело - с понтификом. Впрочем влияние Ратцингера на политические процессы в Германии не стоит преувеличивать. Проведенный еженедельником "Шпигель" 5-7 апреля социологический опрос показал, что число немцев, выступающих против избрания Ратцингера Папой, превзошло число сторонников в отношении 36% к 29%, тогда как 17% не имеют предпочтений. Впрочем, это было еще до получения сообщения о результатах голосования. Не исключено, что предстоящий в августе визит Папы Бенедикта на родину (это будет его первая зарубежная поездка) повысит его популярность в стране.

Принципиальность в вопросах веры является для нового Папы приоритетом и в определении отношения к политикам из других стран, которые исповедуют католицизм. Например, Ватикан крайне сдержанно воспринял выдвижение Джона Керри кандидатом на пост президента США. Казалось бы, иерархи должны были радоваться - впервые со времен Джона Кеннеди католик мог торжественно въехать в Белый дом. Но Керри - сторонник абортов и вовсе не хотел менять свою позицию в угоду иерархи собственной церкви, теряя при этом миллионы голосов избирателей. Утверждают, что именно Ратцингер стоял за рекомендацией Ватикана отлучать от причастия политиков, не признающих учения церкви (то есть и приемлющих аборты), которая совпала с избирательной кампанией Керри. Впрочем, американские епископы, будучи в большинстве своем людьми либеральными и прагматичными, не пожелали применить санкции ни к Керри, ни к его коллегам-единомышленникам.

Столь же кардинал "неполиткорректен", когда речь идет об отношении политиков к проблеме европейской идентичности. С точки зрения Ратцингера, она носит сугубо христианский характер, и туркам-мусульманам нет места в объединенной Европе. Он подверг критике заявление бывшего президента ФРГ, социал-демократа Йоханнеса Рау, который признал ислам и христианство духовно равнозначными для Европы. Таким образом, новый Папа не боится оказаться в меньшинстве и утратить поддержку тех или иных европейских лидеров, которые выступают в качестве искренних или конъюнктурных сторонников "мультикультурализма".

Новый Папа и православная церковь

Избрание кардинала Ратцингера Папой вызвало массу комментариев относительно характера будущих контактов между Ватиканом и Русской православной церковью. По большей части, они выдержаны в сдержанно-оптимистическом ключе - мол, "консерватор" и немец Ратцингер лучше поймет "консерватора" и немца Ридигера, чем польский Папа Войтыла, выходец из страны, исторического конкурента России в борьбе за влияние в славянском мире. Что при Ратцингере Святой престол не будет поддерживать униатов в Украине, а то и отзовет из России польских священников, которых РПЦ обвиняет в прозелитизме на своей канонической территории. После чего, вероятно, и станет возможной эпохальная встреча Папы и Патриарха, которая так и не состоялась при жизни Иоанна Павла II. Либеральный же Папа усилил бы католическую "экспансию" на Восток и не смог бы понять русских хранителей традиции.

Действительно, Ратцингер, будучи умеренным консерватором, уважает восточно-православную богословскую и литургическую традицию. Он называет Россию страной, "которая через великие иконы открыла нам особенный взгляд на Христа и своих святых", а также полагает, что в ней "через любовь к литургии всегда сохранялась вера, несмотря на все исторические потрясения". Но вот никакого права на каноническую территорию, неприкосновенную для инославных миссионеров, он не признавал и не признает. Еще будучи кардиналом, он осудил частое использование термина "церкви-сестры" в отношении православных церквей и четко зафиксировал свою позицию: "строго говоря, существует лишь одна Церковь". Понятно, что речь идет о католической церкви. А раз так, то какие-либо серьезные уступки православию в период понтификата Бенедикта XVI выглядят крайне маловероятными.

Что касается отношения к Польше и польским священникам, то любой Папа - прежде всего реалист. Сейчас Польша является одной из наиболее позитивно относящихся к католицизму европейских стран, ее представители до самого конца отстаивали включение в текст Конституции объединенной Европы упоминание о "христианских корнях" Старого Света, поддерживая позицию Ватикана. Если Ратцингер хочет преодолеть кризис католицизма в современной Европе, то без поддержки поляков ему не обойтись. Да, в ближайшем окружении Папы не будет польских прелатов, но показательно, что уже в этом году он собирается посетить Польшу, подчеркивая тем самым, что высоко ценит верность этой страны принципам католицизма - кстати, куда менее модернистского, чем, например, в Германии: это также не может не привлекать нового Папу. Поэтому спокойной жизни при новом Папе РПЦ ждать не приходится.

Папа Бенедикт

Избранное новым Папой имя - Бенедикт XVI - дает возможность порассуждать о приоритетах начинающегося понтификата. Действительно, несмотря на свою роль ближайшего соратника Иоанна Павла II и репутацию продолжателя его дела, Ратцингер не взял себе его имя, что внешне выглядело бы логично. Скорее всего, это произошло по двум причинам. Первая может заключаться в том, что новый Папа не хочет быть "тенью" своего великого предшественника и не согласен с теми, кто рассматривает его понтификата как "переходный". Действительно, несмотря на почтенный возраст, новый понтифик известен своей энергией, а его интеллектуальные способности являются столь же выдающимися, как и много лет назад. Напомним в связи с этим, что последний по времени выбор "переходного Папы" привел в Ватикан столь же пожилого кардинала Ронкалли, ставшего Папой Иоанном XXIII и успевшим заложить основы масштабной реформы католической церкви.

Что же до второй причины, то она, скорее всего, заключается в нежелании Ратцингера лишний раз подчеркивать уважение к либеральной католической традиции, неразрывно связанной с именами Иоанна XXIII и Павла VI.. Отсюда и уважение, которое питает Ратцингер к фигуре основателя консервативного ордена "Опус Деи" Хосемарии Эскривы де Балагера - в этом он был солидарен со своим почившим предшественником.

Выбор же имени Бенедикт, по словам самого Ратцингера, связан с тем, что святой Бенедикт Нурсийский, живший в VI веке и считающийся основателем европейского монашества, является также католическим патроном "Старого света". Сейчас, когда Европа отходит от христианства, такое напоминание выглядит как своеобразная программа, направленная на возврат к истокам. Кроме того, имя Бенедикт напоминает о другом Папе, носившем его - Бенедикте XV, понтификат которого пришелся на годы первой мировой войны. Как и Ратцингер, он был выходцем из курии, был умеренным церковным деятелем. В период войны он неоднократно обращался к воюющим сторонам с призывом к миру, за что в странах Антанты, имевших больше шансов на победу, его обвиняли в прогерманских симпатиях - вспомним, что и сейчас Ватикан резко негативно относится к силовым методам разрешения конфликтов, включая недавнюю войну в Ираке. Бенедикт XV осуждал геноцид армян и преследования верующих в советской России. Кроме того, при нем был принят новый Кодекс канонического права, который сыграл значительную роль в упорядочивании религиозного законодательства. Новая редакция кодекса вышла в свет в 1980-е годы при активном участии Ратцингера.

Таким образом, новый Папа сделал заявку на проведение умеренного курса, дистанцируясь как от крайних критиков "Второго Ватикана" (в противном случае он, скорее всего, избрал бы имя Пий, которое носили несколько крайне консервативных Пап), так и от сторонников либерального курса, пытаясь найти "золотую середину". Вряд ли он будет столь же популярен как его предшественник, но, видимо, жесткий и принципиальный в вопросах веры Папа Бенедикт XVI к этому и не стремится.