Я отрекся от жизни нашего круга. Толстой Лев Николаевич

«Князь Андрей Болконский» - Смертельное ранение. АПОСТОЛ АНДРЕЙ – ученик Христа, проповедовал заветы христианства на Руси. Подвиг батареи Тушина. Курагин «О, подлая, бессердечная порода». Салон Шерер Мечты о подвиге, чтобы заслужить любовь народную. Коли тебя убьют, мне, старику, больно будет… Проблемный вопрос. Отрадное. В. Е. Красовский.

«Л.Толстой уроки» - Методические задачи. Экскурсия в д. Смольнево. Пункты учебного плана и возраст учащихся. Л.Н. Толстой и декабристы Колошины. Сроки работы над проектом. Проблемные вопросы. Темы самостоятельных исследований учащихся. Защита проектов. Экскурсия в деревню Смольнево. Внеурочная работа: сбор материалов, анализ, оформление.

«Литература Толстой» - Отмена крепостного права. Учитель русского языка и литературы АСОШ № 2 Михеева О. В. Свидетелем каких исторических событий был Толстой? 1871. 1861. 1853-1856. Л. Н. Толстой – человек, мыслитель, писатель. 1904-1905. Смерть А. С. Пушкина. 1877-1878. 1828-1849гг. На пути к «Войне и миру». 1860-1870гг.

«Любовь Л.Н.Толстого» - Л. Толстой и С. Колошина. Первая встреча. 1838 – 1839 г.г. Москва. Софья Павловна Колошина 1828 – 1911 г.г. Чувства Л. Толстого к С. Колошиной явились «самой сильной любовью» писателя. Великосветский бал, на котором танцевали юные влюбленные. Деревня Смольнево. Родители - владельцы деревни Смольнево Покровского уезда (ныне Киржачского района).

«Писатель Л.Н.Толстой» - Расскажите о своем отношении к поступку Вани. Биография. За доблестную службу Лев Николаевич награжден орденом и двумя медалями. Основопологающий вопрос: Что общего между царем зверей и великим русским писателем? Литературные предпочтения. Каким воином показал себя Толстой? Вопросы к рассказу Как вы думаете, почему Ваня никогда не ел слив?

«Кавказский пленник Толстого» - Наша цель. Рассказ написан боевым офицером. Лев Толстой Кавказский пленник. Цель наша проста и ясна. История создания рассказа. Загадка рассказа. Мы учимся читать книгу!

Всего в теме 26 презентаций

РОДОСЛОВНАЯПрадед Андрей Иванович служил президентом Главного
Московского магистрата.
Его два сына служили Отечеству: Пётр Андреевич – сподвижник
Петра I, Илья Андреевич – офицер Преображенского полка. Он
женился на дочери военного министра Пелагее Николаевне
Горчаковой.

Сын Ильи Андреевича, Николай
Ильич Толстой, участник Войны
1812 года, в 1820 году женился на
Марии Николаевне Волконской,
дочери генерала в отставке,
приближённого Екатерины II. В
семье родились дети
Николай,
Сергей,
Дмитрий,
Лев (28 августа 1828 года) и
Мария

ДЕТСТВО

Лев Николаевич
Толстой родился в
Ясной Поляне
28.08.1828. Когда
Лёвушке было 2 года,
умерла мать. Самым
близким человеком
стала дальняя
родственница
бабушки Пелагеи
Николаевны, Татьяна
Александровна
Ергольская.
ДЕТСТВО

УЧЁБА

Переезд в Казань в 1841
году.
Здесь в 1844 году
Л.толстой поступает в
Казанский Университет. Год
он посещает занятия на
философском факультете
(отделение арабско-турецкой
словесности) и два года на
юридическом.
В 1847 году Л.Н.толстой
оставил Университет

КАВКАЗ И КРЫМСКАЯ ВОЙНА

В 1851 году вместе со старшим
братом Николаем Л.Толстой
уезжает на Кавказ в
действующую армию, где служит
сначала добровольцем, а потом
младшим артиллерийским
офицером.

С началом русскотурецкой войны Л.Толстой
подаёт докладную записку
о переводе его в
Дунайскую армию. В
качестве артиллерийского
офицера четвёртого
бастиона участвовал в
обороне Севастополя.
Домой вернулся в конце
1855 года с орденом святой
Анны «За храбрость» и
медалями «За защиту
Севастополя».

Литературная деятельность первой половины 1850-х гг.

1852 год – повесть
«Детство», напечатана в
«Современнике»,
позднее в нём
опубликованы
«Отрочество» (1854) и
«Юность»(1856).
В 1855 году Л.Толстой
закончил работу над
«Севастопольскими
рассказами»

10. Литературная деятельность второй половины 50-х гг.

Вернувшись из Севастополя,
Л.Н.Толстой окунулся в
литературную среду Петербурга.
В 1857 и 1860-61 годах
Л.Н.Толстой совершил
заграничные путешествия по
странам Европы. Однако здесь не
нашёл сердечного успокоения.
1857 год – повести «Альберт»,
«Из записок князя Нехлюдова»,
рассказ «Люцерн»
1859 год – рассказ «Три смерти»

11. Педагогическая деятельность

Ещё в 1849 году
Л.Н.Толстой начал
занятия с крестьянскими
детьми.
В 1859 году открыл в
Ясной Поляне школу.
В 1872 году Л.Толстой
написал «Азбуку», которая
при жизни писателя
издавалась 28 раз.

12. Жизненная и творческая зрелость (1860-1870-е годы)

1863-69 годы – «Война и
мир»
1873-77 – «Анна Каренина».
По словам писателя, в
первом произведении ему
была дорога «мысль
народная», во втором –
«мысль семейная».
Вскоре после публикации
оба романа переведены на
иностранные языки.

13. ДУХОВНЫЙ КРИЗИС

1882 год. Закончена
автобиографический труд
«Исповедь»: «Я отрёкся от
жизни нашего круга…»
В 1880-1890 годах
Л.Н.Толстой создал ряд
религиозных трудов, в
которых изложил своё
понимание христианского
вероучения.
В 1901 году Святейший
Синод отлучил
Л.Н.Толстого от церкви.

14. Литературная деятельность 1880-1890 годов

В начале 1889-х годов
взгляды Л.Н.Толстого на
искусство существенно
изменились. Он пришёл к
выводу, что должен писать не
«для господ», а для «Игнатов и
их детей»
1889-1899 – «Воскресение»
1886 – «Смерть Ивана Ильича»
1887-89 «Крейцерова соната»
1896 1904 - «Хаджи-Мурат»
1903 – «После бала»

15. СЕМЕЙНАЯ ЖИЗНЬ

В 1862 году
Лев Николаевич
женится на дочери
московского врача
Софье Андреевне
Берс. После
свадьбы молодые
сразу же уезжают
в Ясную Поляну.

16. Софья Андреевна в Ясной Поляне на долгие годы становится ключницей-экономкой, секретарём своего мужа, воспитателем детей и хранительницей

очага.

17.

Из 13-ти детей в живых остались семеро. (На фото:
Михаил, Лев Николаевич, Ванечка, Лев, Саша, Андрей,
Татьяна, Софья Андреевна, Мария)Две утрата были
особенно ощутимы: смерть последнего ребёнка
Ванечки (1895) и любимой дочери писателя Марии
(1906).

18. Последние годы.

Отношения с женой и
детьми были
напряжёнными.
Окончательно
испортились после тайно
написанного завещания,
по которому семья
лишалась права на
литературное наследие
писателя.

19.

В ночь с 27 на 28
октября 1910 года Лев
Толстой тайно покинул
родной дом и
отправился на юг
России, где предполагал
остановиться у
знакомых крестьян.
Умер в доме
начальника станции
Астапово
7 ноября
1910 года в 6часов 5
минут утра.

Лев Николаевич Толстой Я был природа … Лев Толстой Лев Толстой «Первые воспоминания» Толстой рассказал нам о русской жизни почти столько же, как и вся остальная наша литература М.Горький М.Горький


«Чтобы жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и бросать, и опять начинать и опять бросать, и вечно бороться и лишаться. А спокойствие – душевная подлость». «Чтобы жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и бросать, и опять начинать и опять бросать, и вечно бороться и лишаться. А спокойствие – душевная подлость».


Вехи биографии Родовое гнездо. Лев Николаевич Толстой родился 28 августа (9 сентября) 1828 года в имении Ясная Поляна Тульской губернии в аристократической дворянской семье. Род Толстых существовал в России шестьсот лет. По преданию, и фамилию свою они получили от великого князя Василия Васильевича Темного, давшего одному из предков писателя Андрею Харитоновичу прозвище Толстой. Лев Николаевич Толстой родился 28 августа (9 сентября) 1828 года в имении Ясная Поляна Тульской губернии в аристократической дворянской семье. Род Толстых существовал в России шестьсот лет. По преданию, и фамилию свою они получили от великого князя Василия Васильевича Темного, давшего одному из предков писателя Андрею Харитоновичу прозвище Толстой.


1830 – смерть матери 1836 – переезд семьи в Москву 1837 – смерть отца 1841 – переезд в Казань 1844 – 47 – учеба в Казанском университете, восточное отделение философского факультета, потом юридический факультет 1847 – начало ведения дневника Толстой – студент Казанского университета Детство. Отрочество. Юность (1828 – 1849)


Дневниковые записи 1847 год (Толстому 19 лет) 17 марта… Я ясно усмотрел, что беспорядочная жизнь, которую большая часть светских людей принимает за следствие молодости, есть не что иное, как следствие раннего разврата души» 17 апреля… Я был бы несчастливейший из людей, ежели бы не нашел цели для моей жизни – цели общей и полезной год 1.Целью каждого поступка должно быть счастье ближнего. 2.Довольствоваться настоящим. 3.Искать случаи делать добро. Правила исправления: Бойся праздности и беспорядка… Бойся лжи и тщеславия… Запоминай и записывай все полезные сведения и мысли… Не верить мыслям, родящимся в споре…Не повторять чужих мыслей…


Самое удивительное, что большую часть этой программы я выполнил! Программа жизни (1849 год): 1.Изучить весь курс юридических наук, нужных для окончательного экзамена в университете 2. Изучить практическую медицину и часть теоретической. 3.Изучить язык французский, русский, немецкий, английский, итальянский и латынь. 4. Изучить сельское хозяйство как теоретическое, так и практическое. 5. Изучить историю, географию и статистику. 6.Изучить математику, гимназический курс. 7. Написать диссертацию. 8.Достигнуть средней степени совершенства в музыке и живописи. 9.Написать правила. 10. Получить некоторые познания в естественных науках. 11. Составить сочинение из всех предметов, которые буду изучать. Дагерротипный портрет,


Ясная Поляна: опыт самостоятельной жизни (1849 – 1851) Сельское хозяйство Сельское хозяйство Самообразование Самообразование «Как я ни старался найти в своей «Как я ни старался найти в своей душе хоть какие- нибудь оправдания нашей жизни, я не мог без раздражения видеть ни своей, душе хоть какие- нибудь оправдания нашей жизни, я не мог без раздражения видеть ни своей, ни чужой гостиной, ни чисто, барски накрытого стола, ни экипажа, ни чужой гостиной, ни чисто, барски накрытого стола, ни экипажа, сытого кучера и лошадей, ни магазинов, сытого кучера и лошадей, ни магазинов, театров, собраний. Я не мог не театров, собраний. Я не мог не видеть рядом с этим голодных, холо дных и униженных…Я не мог отделаться от мысли, что эти две вещи связаны, видеть рядом с этим голодных, холо дных и униженных…Я не мог отделаться от мысли, что эти две вещи связаны, что одно происходит от другого». Дагерротипный портрет


Военная служба. На пути к «Войне и миру» (1851 – 1855) 1851 – Кавказ, война с горцами 1852 – «Современник», повесть «Детство» 1852 – 63 – «Казаки» 1854 – Дунайская армия, Севастополь, оборона знаменитого 4 бастиона, «Отрочество» 1954 – 55 – «Севастопольские рассказы» Л. Н. Толстой. Фото С. Л. Левицкого


Писатель, общественный деятель, педагог (1860 – 1870) 1857 – «Юность», путешествия по Франции, Швейцарии, Италии, Германии 1857 – 59 – увлечение «чистым искусством» 1858 – окончание сотрудничества с «Современником» 1859 – 1862 – увлечение педагогической деятельностью (журнал «Ясная Поляна») 1863 – свадьба с Софьей Андреевной Берс 1863 – 69 – работа над романом «Война и мир»


«Я отрекся от жизни нашего круга…» (1880 – 1890) 1870 – 77 – «Анна Каренина» 1879 – 82 – «Исповедь». Перелом в мировоззрении Толстого – религиозно- философские сочинения «В чем моя вера?», «Царство Божие внутри нас», «Соединение и перевод четырех Евангелий» 1887 – 89 – повесть «Крейцерова соната» Крамской. Портрет Толстого., 1873 г.


Во что же я верю? – спросил я. И искренне ответил, что верю в то, что надо быть добрым: смиряться, прощать, любить. В это я верю всем существом…


Люди и встречи. Исход (1900 – 1910) 1901 – «Определение Святейшего Синода» об отлучении от церкви» (газета «Церковные ведомости» 1901 – 02 – Крым, болезнь 1903 – «Мысли мудрых людей на каждый день», «После бала» 1904 – «Одумайтесь!» (о русско-японской войне) 1908 – работа над книгой «Учение Христа, изложенное для детей», ст. «Не могу молчать!» (против смертной казни) 28 октября 1910 – уход из дома 7 ноября 1910 – смерть на ст. Астапово Рязанско-Уральской железной дороги Толстой и Чехов. Крым Толстой в Ясной Поляне


27 октября 1910 года. В тот вечер он лег в 12 часов. В три часа проснулся оттого, что в кабинете был свет. Он понял – ищут завещание. «И днем, и ночью все люди, движения, слова должны быть известны… быть под контролем. Отвращение, возмущение… растет, задыхаюсь. Не могу лежать и вдруг принимаю окончательное желание уехать… В тот вечер он лег в 12 часов. В три часа проснулся оттого, что в кабинете был свет. Он понял – ищут завещание. «И днем, и ночью все люди, движения, слова должны быть известны… быть под контролем. Отвращение, возмущение… растет, задыхаюсь. Не могу лежать и вдруг принимаю окончательное желание уехать… Пишу ей письмо: «Отъезд мой огорчит тебя… Пойми и поверь, я не могу поступить иначе… Я не могу более жить в тех условиях роскоши, в которых жил». Пишу ей письмо: «Отъезд мой огорчит тебя… Пойми и поверь, я не могу поступить иначе… Я не могу более жить в тех условиях роскоши, в которых жил». …Закончил письмо… Спустился, разбудил своего домашнего врача, уложил вещи. Лев Николаевич сам пошел в конюшню, велел закладывать. Ночь хоть глаза выколи, сначала заблудился, потерял где-то в кустах шапку и вернулся с непокрытой головой, взял электрический фонарь. Торопился, помогал кучеру запрягать лошадей. У кучера дрожали руки и пот катился с лица. В половине шестого пролетка выехала на станцию Ясенки. Спешили, боялись погони… …Закончил письмо… Спустился, разбудил своего домашнего врача, уложил вещи. Лев Николаевич сам пошел в конюшню, велел закладывать. Ночь хоть глаза выколи, сначала заблудился, потерял где-то в кустах шапку и вернулся с непокрытой головой, взял электрический фонарь. Торопился, помогал кучеру запрягать лошадей. У кучера дрожали руки и пот катился с лица. В половине шестого пролетка выехала на станцию Ясенки. Спешили, боялись погони…


Диалектика души Теория «непротивления зла насилию» «Чем бы люди не пытались освободиться от насилия, одним только нельзя освободиться от него: насилием» Непротивление злу насилием – не предписание, а открытый, осознанный закон жизни для каждого отдельного человека и для всего человечества – даже для всего живого. (1907, Дневник) (1907, Дневник)

Писателя неотступно преследует мысль о трагическом положении России: «Переполненная Сибирь, тюрьмы,война, виселицы, нищета народа, кощунство, жадность и жестокость властей...» Бедственное положение народа Толстой воспринимает как свое личное несчастье, о котором невозможно ни на мгновение забыть. С. А. Толстая записывает в своем дневнике: «...страдание о несчастьях, несправедливости людей, о бедности их, о заключенных в тюрьмах, о злобе людей, об угнетении - все это действует на его впечатлительную душу и сжигает его существование». Продолжая дело, начатое еще «Войной и миром», писатель углубляется в изучение прошлого России, чтобы найти истоки и объяснение настоящего.

Толстой возобновляет работу над романом о Петровской эпохе, прерванную писанием «Анны Карениной». Эта работа вновь возвращает его к теме декабризма, которая привела писателя в 60-е годы к «Войне и миру». В конце 70-х годов оба замысла слились в один - поистине колоссальный: Толстой задумал эпопею, которая должна была охватить целое столетие, от времени Петра до восстания декабристов. Этот замысел остался в набросках. Исторические изыскания писателя углубили его интерес к народной жизни. Он критически смотрит на труды ученых, сводивших историю России к истории царствований и завоеваний, и приходит к мысли, что главный герой истории - народ.

Толстой изучает положение трудящихся масс в современной ему России и ведет себя не как сторонний наблюдатель, а как защитник угнетенных: организует помощь голодающим крестьянам, посещает суды и тюрьмы, вступаясь за невинно осужденных.

Участие писателя в жизни народа проявлялось и в его педагогической деятельности. Особенно активной она стала в 70-е годы. Толстой, по его словам, хочет образования для народа, чтобы спасти тонущих Пушкиных и Ломоносовых, которые «кишат в каждой школе».

В начале 80-х годов Толстой участвует во Всероссийской переписи населения. Он берет на себя работу в так называемой «Ржановской крепости» - московском притоне «самой страшной нищеты и разврата». «Отбросы общества», живущие здесь, в глазах писателя - такие же люди, как и все. Толстой хочет помочь им «встать на ноги». Ему кажется, что можно возбудить сочувствие общества к этим несчастным, что можно добиться «любовного общения» богатых с нищими, и все дело лишь в том, чтобы богатые поняли необходимость жить «по-божески».Но на каждом шагу Толстой видит иное: господствующие классы идут на любые преступления, чтобы удержать свою власть, свои богатства. Вот какой рисуется Толстому Москва, куда он переехал с семьей в 1881 году: «Вонь, камни, роскошь, нищета. Разврат. Собрались злодеи, ограбившие народ, на/брали солдат, судей, чтобы оберегали их оргию ", и пируют».

Весь этот ужас Толстой воспринимает так остро, что емуначинает казаться недопустимым его собственное материальное благополучие. Он отказывается от привычных условий жизни, занимается физическим трудом: колет дрова, возит воду. «Стоит войти в рабочее жилье - душа расцветает»,- записывает Толстой в дневнике. А дома он не находит себе места. «Скучно. Тяжело. Праздность. Жир... тяжело, тяжело. Просвета нет. Чаще манит смерть». Записи такого рода теперь наполняют его дневники.

Все чаще и чаще Толстой говорит о неизбежности «рабочей революции с ужасами разрушений и убийств». Он считает революцию возмездием за угнетение народа и злодеяния господ, но не верит, что в ней - спасительный выход для России.Где же спасение? Этот вопрос становится для писателя все мучительнее. Ему кажется, что зло, насилие нельзя искоренить с помощью насилия, что лишь единение людей в духе заветов древнего христианства может спасти Россию и человечество. Он провозглашает принцип «непротивления злу насилием». «...У меня теперь одно желание в жизни,- пишет Толстой,- это никого не огорчить, не оскорбить, никому - палачу, ростовщику - не сделать неприятного, а постараться полюбить их».

Вместе с тем писатель видит, что палачи и ростовщики неподатливы на проповедь любви. «Все сильнее и сильнее потребность обличения»,- признается Толстой. И он обличает яростно и гневно бесчеловечность правительства, лицемерие церкви, праздность и разврат господствующих классов.В начале 80-х годов завершился давно назревавший перелом в мировоззрении Толстого.

В своей «Исповеди» (1879-1882) Толстой пишет: «Я отрекся от жизни нашего круга». Писатель осуждает всю свою прежнюю деятельность и даже участие в обороне Севастополя. Все это представляется ему теперь проявлением тщеславия, гордости, корыстолюбия, которые свойственны «господам». Толстой говорит о своем желании жить жизнью трудового народа, верить его верой. Он думает, что для этого нужно «отрекаться от всех утех жизни, трудиться, смиряться, терпеть и быть милостивым».

В произведениях писателя находит свое выражение возмущение и протест широчайших масс, страдающих от экономического и политического бесправия.Идейные искания Толстого не прекращались до последнего дня жизни. Но, как бы ни развивались далее его взгляды, основными остается защита интересов многомиллионных крестьянских масс. И когда в России бушевала первая революционная буря, Толстой писал: «Я во всей этой революции состою в звании... адвоката 100-миллионного земледельческого народа» (1905).

УРОК 1

ЛЕВ НИКОЛАЕВИЧ ТОЛСТОЙ (1828-1910). СТРАНИЦЫ ВЕЛИКОЙ ЖИЗНИ

Чтобы жить честно, надо рваться, путаться,

биться, ошибаться, начинать и бросать, и опять

начинать, и опять бросать, и вечно бороться и

лишаться, а спокойствие – душевная подлость.

Лев Толстой

I. Родовое гнездо (1828 -1837)

  1. Предки

Андрей Харитонович Толстой (глава Тайной правительственной канцелярии при Петре I) Петр Андреевич Толстой (посланник в Константинополе) Илья Андреевич Толстой (губернатор в Казани)Николай Ильич Толстой (помещик в Ясной Поляне)

Михаил Черниговский Иван Юрьевич Волконский Фёдор Иванович Волконский (геройски погиб на Куликовом поле) Сергей Фёдорович Волконский (генерал-майор) Николай Сергеевич Волконский (приближённый Екатерины II, воевода в Архангельске) Мария Николаевна Волконская

  1. Толстые:

1823 г.- Николай, 1826 г. – Сергей, 1827 г. – Дмитрий, 1828 г. – Лев, 1830 г. – Мария

  1. Детство (1830 г. – смерть матери)

- Ясная Поляна – чувство красоты, сердечности, Родины;

Тетушка Татьяна Александровна Ергольская;

Игра в «муравейных братьев»;

Тёплая, любовная атмосфера;

II. Отрочество(1837 - 1841)

  1. 1837 г. – смерть отца, переезд в Москву;
  2. 1838 г. – смерть бабушки;
  3. Разлучённые;
  4. 1841 г. – смерть тётушки Александры Ильиничны;
  5. Отъезд в Казань к П.И. Юшковой –последней родной тётке.

III. Юность (1841 – 1849)

  1. 1841 – 1844 гг. – подготовка в университет;
  2. 1844 г. –поступление в Казанский университет на факультет восточных языков, затем на юридический;
  3. идеалы «комильфо», провал на экзаменах за 1 курс;
  4. 1847 г. – покидает Казань и уезжает в Ясную Поляну; увлечение Руссо (идея исправления мира через самоусовершенствование); ведение дневника;
  5. Неудача в хозяйственных преобразованиях.

IV. Молодость на Кавказе (1850 – 1853)

  1. 1850 г. – определяется на службу в канцелярию тульского губернского правления;
  2. 1851 г. – отъезд с братом Николаем на Кавказ;
  3. казачья станица, дружба с Епишкой, настороженность казаков (впоследствии рассказал об этом в повести «Казаки»).

V. «Детство (1852), «Отрочество» (1854), «Юность (1857)

1. шумный успех трилогии;

2. изображение внутреннего мира человека (Николенька Иртеньев);

3. опыт неповторимого детского отношения к миру (ключевая роль в развитии человека отводится детству);

4. чрезвычайно болезненный этап – отрочество;

5. юность – своеобразное возвращение к детству, только более зрелое.

VI. Толстой – участник Крымской войны (1853 – 1855)

  1. 1853 г. – начало русско-турецкой войны;
  2. 1854 г. – перевод в Дунайскую армию, прапорщик;
  3. мечты о подвиге, о славе;
  4. в осажденном Севастополе;
  5. 1855 г. – Четвёртый бастион Севастополя, «скрытая теплота патриотизма».
  6. 1856 г. – Чернышевский о «диалектике души» Толстого.

VII. Писатель, общественный деятель, педагог (1855-1870)

  1. 1861 г. – «мировой посредник» во время крестьянской реформы;
  2. увлечение педагогикой, поездки в Западную Европу дляизучение опыта постановки народного образования, заводит народные школы в Ясной Поляне и её окрестностях, издаёт специальный педагогический журнал;
  3. 1862 г. – женитьба на С.А. Берс;
  4. 1863 – 1868 гг. – работа над романом «Война и мир».

VIII. «Я отрекся от жизни нашего круга» (1870-1890)