Обязанности организации по воинскому учету. Как вести военный учёт в компании

"Отдел кадров коммерческой организации", 2009, N 6

Ведение воинского учета в организации

Ведение воинского учета обязательно для всех организаций и учреждений. Он призван обеспечить полное и качественное укомплектование призывными людскими ресурсами Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов в мирное время, а также обеспечить их потребности и потребности органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций в трудовых ресурсах в периоды мобилизации, военного положения и в военное время. За неисполнение обязанностей по воинскому учету законодательством РФ установлена административная ответственность.

В статье рассмотрим правовую базу, регламентирующую порядок ведения воинского учета, приведем рекомендации по организации воинского учета, образцы основных документов, а также укажем обязанности работников, осуществляющих данный учет в организациях.

Кто подлежит воинскому учету?

Основной правовой акт, устанавливающий обязанность ведения воинского учета в организациях, - Постановление Правительства РФ от 27.11.2006 N 719 "Об утверждении Положения о воинском учете" (ред. от 16.04.2008) (далее - Положение). В частности, в его п. 9 указано, что воинский учет граждан по месту их работы осуществляется организациями в соответствии с законодательством РФ, Положением и методическими рекомендациями, разрабатываемыми Минобороны России. Из последних отметим Методические рекомендации по ведению воинского учета в организациях, изданные Генеральным штабом Вооруженных Сил РФ в 2007 г. (далее - Рекомендации).

Согласно п. 14 Положения воинскому учету подлежат:

1. Граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе (далее - призывники).

Мужского пола, пребывающие в запасе;

Уволенные с военной службы с зачислением в запас Вооруженных Сил РФ;

Успешно завершившие обучение по программе подготовки офицеров запаса на военных кафедрах при государственных, муниципальных или имеющих государственную аккредитацию по соответствующим направлениям подготовки (специальностям) негосударственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования и окончившие указанные образовательные учреждения;

Не прошедшие военную службу в связи с освобождением от призыва на военную службу;

Не прошедшие военную службу в связи с предоставлением отсрочек от призыва на военную службу или не призванные на военную службу по каким-либо другим причинам, по достижении ими возраста 27 лет;

Уволенные с военной службы без постановки на воинский учет и в последующем поставленные на воинский учет в военных комиссариатах;

Прошедшие альтернативную гражданскую службу;

Женского пола, имеющие военно-учетные специальности согласно Приложению к Положению.

По норме п. 15 Положения не подлежат воинскому учету:

Освобожденные от исполнения воинской обязанности в соответствии со ст. 23 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (далее - Закон N 53-ФЗ);

Проходящие военную службу или альтернативную гражданскую службу;

Отбывающие наказание в виде лишения свободы;

Женского пола, не имеющие военно-учетной специальности;

Постоянно проживающие за пределами РФ;

Имеющие воинские звания офицеров и пребывающие в запасе Службы внешней разведки и ФСБ России.

Военнообязанные, достигшие предельного возраста пребывания в запасе или признанные в установленном Законом N 53-ФЗ порядке не годными к военной службе по состоянию здоровья, переводятся военным комиссариатом в отставку и снимаются с воинского учета (п. 16 Рекомендаций).

Перечень документов по ведению

воинского учета в организациях

Приказ "Об организации воинского учета граждан, в том числе бронирования граждан, пребывающих в запасе";

Картотека личных карточек формы N Т-2 и N Т-2 ГС (МС) на граждан из числа призывников и граждан, пребывающих в запасе;

Журнал проверок осуществления воинского учета и бронирования граждан, пребывающих в запасе Вооруженных Сил РФ;

Расписки в приеме от граждан документов воинского учета;

Служебное делопроизводство (отдельное дело) по вопросам ведения воинского учета граждан и бронирования граждан, пребывающих в запасе в организации;

Другие документы в соответствии с требованиями, устанавливаемыми федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления и руководителями организаций;

Справочная информация по воинскому учету, мобилизационной подготовке и мобилизации.

Кроме этого, перед началом очередного календарного года необходимо составлять план работы по ведению воинского учета граждан и бронирования граждан, пребывающих в запасе. Как указано в п. 37 Рекомендаций, данный план разрабатывают в течение всего календарного года и согласовывают с военным комиссариатом муниципального образования. Примерный план приводится в Приложении 17 к Рекомендациям.

Организация воинского учета

Первое, на что следует обратить внимание, - п. 9 Положения, согласно которому за состояние воинского учета, осуществляемого организациями, отвечают руководители этих организаций.

Часто возникает вопрос о численности работников, осуществляющих воинский учет в организации. Рекомендуемые цифры установлены в п. 10 Положения. Приведем их полностью.

Под освобожденным работником понимается лицо, для которого ведение воинского учета является основной обязанностью в соответствии с должностной инструкцией.

Общее количество работников, осуществляющих воинский учет в организациях, определяется исходя из количества граждан, стоящих на воинском учете по состоянию на 31 декабря предшествующего года. При наличии в органах местного самоуправления или организациях двух и более работников, осуществляющих воинский учет, они объединяются в отдельное подразделение - военно-учетный стол (п. 13 Положения). Должности освобожденных работников, осуществляющих воинский учет, должны быть предусмотрены в штатном расписании организации.

Детально порядок организации и осуществления воинского учета закреплен в Рекомендациях. В частности, п. 21 установлено, что для обеспечения сохранности документов по воинскому учету руководители организаций обязаны выделить для работников, осуществляющих воинский учет, специально оборудованные помещения и железные шкафы.

Согласно п. 22 Рекомендаций руководитель организации должен издать приказ, в котором будут определены персональный состав и функциональные обязанности работников по ведению воинского учета, в том числе бронированию граждан. Проект данного приказа должен быть согласован с военным комиссаром муниципального образования, осуществляющим свою деятельность в пределах территории, на которой расположена организация (ее структурное подразделение), либо с органом местного самоуправления, осуществляющим первичный воинский учет на территориях, где нет военных комиссаров. Образец приказа приведен в Приложении 4 к Рекомендациям.

┌─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┐

│ Наименование организации │

│ ПРИКАЗ N ____ │

│ "___" ___________ 20__ г. г. Москва │

│ Об организации воинского учета граждан, │

│ в т.ч. бронирования граждан, пребывающих в запасе │

│мобилизации в Российской Федерации" и Постановлений Правительства│

│N 258) "Об утверждении основных положений по бронированию граждан│

│Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, имеющей│

│запас, и работающих в органах государственной власти, органах местного│

│самоуправления и организациях" │

│ ПРИКАЗЫВАЮ │

│ 1. Начальнику отдела кадров ________________________________________│

│ (фамилия, имя и отчество) │

│организовать воинский учет всех категорий работающих граждан,│

│подлежащих воинскому учету, в том числе обеспечить бронирование│

│граждан, пребывающих в запасе. Разработать функциональные обязанности│

│работников, осуществляющих воинский учет, и представить на утверждение│

│в срок до "___" __________ 20___ г. │

│ 2. Обязанности по ведению воинского учета граждан, в том числе│

│бронированию граждан, пребывающих в запасе, и хранению бланков строгой│

│отчетности возложить на ________________________________________________.│

│ 3. При временном убытии _____________________________________________│

│ (фамилия и инициалы работника, осуществляющего воинский учет)│

│в отпуск, командировку или на лечение временное исполнение обязанностей│

│по ведению воинского учета граждан, в том числе бронированию граждан,│

│пребывающих в запасе, возлагать на _____________________________________.│

│ (должность, фамилия, имя и отчество) │

│ Документы, необходимые для работы по воинскому учету и бронированию│

│граждан, передавать по акту. │

│ 4. Настоящий приказ объявить руководителям структурных подразделений│

│и должностным лицам, назначенным ответственными за ведение воинского│

│учета. │

│ 5. Контроль за исполнением приказа оставляю за собой. │

│ Руководитель организации ____________________________________________│

│ (подпись, инициалы, фамилия) │

└─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┘

Также необходимо помнить: п. 22 Рекомендаций установлено, что руководителям организаций целесообразно согласовывать с военным комиссаром муниципального образования кандидатуры военно-учетных работников перед назначением их на должность, а также направлять в адрес военного комиссара копии приказов о назначении на должности работников, осуществляющих воинский учет в организациях. Последующие перемещения и увольнение указанных работников рекомендовано проводить также по согласованию с военным комиссариатом муниципального образования. Исключение составляют организации, имеющие мобилизационные органы.

В случае временного выбытия работника, осуществляющего воинский учет граждан, руководитель организации должен приказом назначить на этот участок работы другого работника. Вновь назначенному лицу передаются по акту все документы, необходимые для работы по воинскому учету и бронированию граждан.

Обязанности работников, осуществляющих

воинский учет в организации

Обязанности работника организации, осуществляющего воинский учет, закреплены в Положении. Рекомендуем составлять должностные инструкции соответствующих работников, основываясь на приведенных ниже нормах, а также указывать эти обязанности в трудовых договорах.

Согласно п. 30 Положения лица, осуществляющие воинский учет в организациях, в целях обеспечения постановки граждан на воинский учет по месту работы должны:

1. Проверять у граждан, принимаемых на работу:

Наличие отметок в паспортах граждан РФ об их отношении к воинской обязанности (образец см. на с. 26 - 27);

Наличие и подлинность документов воинского учета, а также подлинность записей в них, отметок о постановке на воинский учет по месту жительства или месту пребывания (описание и образец см. на с. 29);

Наличие мобилизационных предписаний (для военнообязанных запаса при наличии в военных билетах отметок о вручении мобилизационного предписания), жетонов с личными номерами Вооруженных Сил РФ (для военнообязанных при наличии в военном билете отметки о вручении жетона).

2. Заполнять личные карточки в соответствии с записями в документах воинского учета. При этом уточняются сведения о семейном положении, образовании, месте работы (подразделении организации), должности, месте жительства или месте пребывания граждан, другие сведения, содержащиеся в документах граждан, принимаемых на воинский учет.

3. Разъяснять гражданам порядок исполнения ими обязанностей по воинскому учету, мобилизационной подготовке и мобилизации, установленных законодательством РФ и Положением, осуществлять контроль за их исполнением, а также информировать граждан об ответственности за неисполнение указанных обязанностей.

4. Информировать военные комиссариаты об обнаруженных в документах воинского учета неоговоренных исправлениях, неточностях и подделках, неполном количестве листов, а также о случаях неисполнения гражданами обязанностей в области воинского учета, мобилизационной подготовки и мобилизации.

1. Направлять в двухнедельный срок в соответствующие военные комиссариаты и (или) органы местного самоуправления сведения о гражданах, подлежащих воинскому учету и принятию (поступлению) или увольнению (отчислению) их с работы (из образовательных учреждений). В случае необходимости, а для призывников в обязательном порядке, в целях постановки на воинский учет по месту жительства или месту пребывания либо уточнения необходимых сведений, содержащихся в документах воинского учета, оповещать граждан о том, что они должны лично явиться в соответствующие военные комиссариаты или органы местного самоуправления (пп. "а" п. 32 Положения).

2. Направлять в двухнедельный срок по запросам соответствующих военных комиссариатов и (или) органов местного самоуправления необходимые сведения о гражданах, состоящих на воинском учете, а также о гражданах, не состоящих, но обязанных состоять на воинском учете (пп. "б" п. 32 Положения).

3. Представлять ежегодно в сентябре в соответствующие военные комиссариаты списки граждан мужского пола 15 - и 16-летнего возраста, а до 1 ноября - списки граждан мужского пола, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет в следующем году (пп. "в" п. 32 Положения).

4. Сверять не реже раза в год сведения о воинском учете, содержащиеся в личных карточках, со сведениями, содержащимися в документах воинского учета граждан (пп. "г" п. 32 Положения).

5. Сверять не реже раза в год в порядке, определяемом Минобороны России, сведения о воинском учете, содержащиеся в личных карточках, со сведениями, содержащимися в документах воинского учета соответствующих военных комиссариатов и (или) органов местного самоуправления (пп. "д" п. 32 Положения).

6. Вносить в личные карточки сведения об изменениях семейного положения, образования, структурного подразделения организации, должности, места жительства или места пребывания, состояния здоровья граждан, стоящих на воинском учете, и в двухнедельный срок сообщать об указанных изменениях в военные комиссариаты (пп. "е" п. 32 Положения).

7. Оповещать граждан о вызовах (повестках) соответствующих военных комиссариатов или органов местного самоуправления и обеспечивать им возможность своевременной явки в места, указанные военными комиссариатами, в том числе в периоды мобилизации, военного положения и в военное время (пп. "ж" п. 32 Положения).

Принимая от граждан документы воинского учета, работник организации должен выдать расписку по форме, установленной в Приложении 14 к Рекомендациям (п. 30 Рекомендаций).

Порядок проверки документов воинского учета

Выше было указано, что сотрудники, ответственные за ведение воинского учета в организациях, должны проверять документы принимаемых на работу лиц, в частности их паспорта. В Приложении 8 к Рекомендациям приведены образцы штампов, указывающих на отношение к воинской обязанности. Отметка об отношении к воинской обязанности производится на с. 13 паспорта гражданина РФ.

(вносимый военными комиссариатами

муниципальных образований)

│ Военнообязанный │

┌────────────────────────────────────┐

│ Военнообязанная │

│Подпись ____________________________│

│ "___" ___________ 20___ г. │

└────────────────────────────────────┘

В данных штампах указывается отношение к воинской обязанности в зависимости от пола военнообязанного, дата внесения штампа и подпись сотрудника, осуществившего внесение штампа. Размер штампов 70 x 20 мм.

Образец штампа об отношении к воинской обязанности

(вносимый органами ФМС России)

┌────────────────────────────────────┐

│ Военнообязанный(ая) │

│Подпись ____________________________│

│ "___" ___________ 20___ г. │

└────────────────────────────────────┘

Образец штампа об отношении к воинской обязанности

(вносимого специальным принтером)

Образец штампа для лиц мужского пола

┌────────────────────────────────────┐

│ Военнообязанный │

│ (дата) │

│000-000 Заверил: │

└────────────────────────────────────┘

Образец штампа для лиц женского пола

┌────────────────────────────────────┐

│ Военнообязанная │

│____________________________________│

│ (дата) │

│000-000 Заверил: │

└────────────────────────────────────┘

Как сказано в примечании к Приложению 8:

1. Внесение штампа специальным принтером производится в соответствии с требованиями к техническим средствам при оформлении паспорта гражданина РФ. Шрифты и размеры текста устанавливаются МВД России.

2. В штампе указывается отношение к воинской обязанности в зависимости от пола военнообязанного, дата внесения штампа, код подразделения и подпись сотрудника, осуществившего внесение штампа, в графе "Заверил".

3. В случаях, когда внесение штампа специальным принтером производится в уполномоченных организациях вне подразделений, код не указывается.

Офицеров запаса и призывников - в военный комиссариат по месту жительства или месту пребывания;

Солдат, матросов, сержантов, старшин, прапорщиков и мичманов запаса - в военный комиссариат по месту жительства (месту пребывания), а проживающих на территории муниципальных образований, где нет военных комиссариатов, - в орган местного самоуправления.

Чтобы установить, состоит ли гражданин, принимаемый на работу (учебу), на воинском учете, необходимо проверить наличие следующих отметок в документах:

В военном билете офицера запаса в п. 24 "Отметки о приеме на воинский учет и снятии с воинского учета" в военном комиссариате или ином органе, осуществляющем воинский учет, производятся отметки о приеме на воинский учет и снятии с воинского учета (штампами размером 35 x 30 мм) в соответствующих графах, заверенные подписью должностного лица и гербовой печатью (печатью для отметок воинского учета) военного комиссариата;

В военном билете солдата, матроса, сержанта, старшины, прапорщика, мичмана запаса в разд. IX "Отметки о приеме на воинский учет и снятии с воинского учета" в военном комиссариате или при его отсутствии в органе местного самоуправления производятся отметки о приеме на воинский учет и снятии с воинского учета (штампами размером 35 x 30 мм) в соответствующих графах по следующим образцам:

┌────────────────────────────────────┐

│ Военным │

│ комиссариатом │

│ г. Подольска │

│ Московской области │

│ "___" ___________ 20___ г. │

│Подпись __________________________ │

└────────────────────────────────────┘

┌────────────────────────────────────┐

│ Администрацией │

│ Шараповского сельского │

│ поселения │

│ Одинцовского района │

│ Московской области │

│ (объединенный военный комиссариат │

│ г. Одинцово Московской области) │

│ "___" __________ 20___ г. │

│Подпись _________________________ │

└────────────────────────────────────┘

В удостоверении гражданина, подлежащего призыву на военную службу, в разд. I "Отметки о приеме на воинский учет и снятии с воинского учета" производятся отметки о снятии призывника с воинского учета и о его постановке на воинский учет штампами военного комиссариата:

┌────────────────────────────────────┐

│ПРИНЯТ на воинский учет │

│военным комиссариатом │

│____________________________________│

│____________________________________│

│Подпись ________________ │

└────────────────────────────────────┘

┌────────────────────────────────────┐

│СНЯТ с воинского учета │

│военным комиссариатом │

│____________________________________│

│ (муниципальное образование) │

│____________________________________│

│ (наименование субъекта РФ) │

│ "___" ___________ 20____ г. │

│ Явиться в военный комиссариат по │

│ новому месту жительства │

│ до "___" ___________ 20____ г. │

│Подпись ________________ │

└────────────────────────────────────┘

Ответственность должностных лиц

за неисполнение обязанностей по воинскому учету

Выше были перечислены обязанности работников, ответственных за ведение воинского учета в организациях. Согласно п. 54 Положения граждане и должностные лица, виновные в неисполнении обязанностей по воинскому учету, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. В частности, КоАП РФ установлена ответственность за несколько видов нарушений правил ведения воинского учета. Рассмотрим их более подробно.

Статья 21.1 КоАП РФ определяет, что непредставление руководителем или другим должностным лицом организации, а равно должностным лицом органа местного самоуправления, ответственными за военно-учетную работу, в установленный срок в военный комиссариат или в иной орган, осуществляющий воинский учет, списков граждан, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет, влечет ответственность в виде наложения административного штрафа в размере от 300 до 1000 руб. Напомним, сроки представления данных списков указаны в пп. "в" п. 32 Положения.

Непредставление в установленный срок руководителем или другим ответственным за военно-учетную работу должностным лицом организации, осуществляющей эксплуатацию жилых помещений, в военный комиссариат или в иной орган, осуществляющий воинский учет, сведений об изменениях состава постоянно проживающих граждан или граждан, пребывающих более трех месяцев в месте временного пребывания, состоящих или обязанных состоять на воинском учете, влечет наложение административного штрафа в размере от 300 до 1000 руб. (ст. 21.3 КоАП РФ).

Подпунктом "а" п. 32 Положения установлено, что работники, ведущие воинский учет в организации, должны направлять в двухнедельный срок в соответствующие военные комиссариаты и (или) органы местного самоуправления сведения о гражданах, подлежащих воинскому учету и принятию (поступлению) или увольнению (отчислению) их с работы (из образовательных учреждений). Несообщение таких сведений влечет наложение административного штрафа в размере от 300 до 1000 руб. (ч. 3 ст. 21.4 КоАП РФ).

За неисполнение обязанности, установленной пп. "ж" п. 32 Положения, также предусмотрена ответственность. А именно неоповещение руководителем или другим должностным лицом организации, а равно должностным лицом органа местного самоуправления, ответственными за военно-учетную работу, граждан о вызове их по повестке военного комиссариата или иного органа, осуществляющего воинский учет, а равно необеспечение гражданам возможности своевременной явки по вызову по повестке военного комиссариата или иного органа, осуществляющего воинский учет, влечет ответственность в виде наложения административного штрафа в размере от 500 до 1000 руб. (ст. 21.2 КоАП РФ).

Работники, ответственные за воинский учет, обязаны разъяснять гражданам порядок исполнения ими обязанностей по воинскому учету, мобилизационной подготовке и мобилизации, осуществлять контроль за их исполнением, а также информировать граждан об ответственности за неисполнение указанных обязанностей (пп. "в" п. 30 Положения). В частности, необходимо разъяснить, что в силу ст. 21.5 КоАП РФ неявка гражданина, состоящего или обязанного состоять на воинском учете, по вызову (повестке) военного комиссариата или иного органа, осуществляющего воинский учет, в установленные время и место без уважительной причины, убытие на новые место жительства либо место временного пребывания на срок более трех месяцев, выезд из Российской Федерации на срок свыше шести месяцев без снятия с воинского учета, прибытие на новые место жительства либо место временного пребывания или возвращение в Российскую Федерацию без постановки на воинский учет в установленный срок, а равно несообщение в установленный срок в военный комиссариат или в иной орган, осуществляющий воинский учет, по месту жительства об изменении семейного положения, образования, места работы или должности, места жительства в пределах района, города без районного деления или иного муниципального образования влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере от ста до пятисот рублей.

Кроме того, согласно новой редакции ст. 10 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" граждане, исключенные из списков личного состава воинской части в связи с увольнением с военной службы в запас Вооруженных Сил РФ, уволенные с альтернативной гражданской службы, освобожденные от отбывания наказания в виде лишения свободы, приобретшие гражданство РФ (подлежащие постановке на воинский учет), обязаны явиться в двухнедельный срок со дня наступления указанных событий в военный комиссариат по месту жительства для постановки на воинский учет.

В соответствии со ст. 23.11 КоАП РФ дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. ст. 21.1 - 21.7 КоАП РФ, рассматривают военные комиссары субъектов РФ, районов, городов (без районного деления), административных округов и равных им административных образований, а также военные комиссары объединенных военных комиссариатов.

Н.Н.Булыга

Редактор журнала

"Отдел кадров

бюджетного учреждения"

Подписано в печать

Под воинским учетом понимается форма исполнения воинской обязанности, представляющая собой государственную систему учета и анализа имеющихся в стране призывных и мобилизационных людских ресурсов для последующего призыва на военную службу, как в мир­ное время, так и в период мобилизации, в период военного положения и в военное время.

Воинский учет граждан организуется в соответствии с Конституцией РФ, ФЗ «Об обороне», «О воинской обязанности и во­енной службе», «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации», Постановлениями Правительства РФ «Об утверждении Положения о призыве на военную службу граждан Рос­сийской Федерации» и «Об утверждении Положения о воинском уче­те».

Воинский учет подразделяется на общий и специальный.

На общем воинском учете состоят граждане, которые не за­бронированы за предприятиями, учреждениями и организациями неза­висимо от ведомственной подчиненности и форм собственности на период мобилизации и военного времени.

На специальном воинском учете состоят граждане, которые в установленном порядке бронируются (закрепляются) за предприятия­ми на период мобилизации и военного времени.

Основной целью воинского учета является обеспечение полно­го и качественного укомплектования призывными людскими ресурса­ми Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов в мирное время, а также обеспечение в пе­риоды мобилизации, военного положения и в военное время:

а) потребностей ВС РФ, других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований в мобилизационных людских ресурсах путем заблаговременной приписки (предназначения) граж­дан, пребывающих в запасе, в их состав;

б) потребностей органов государственной власти, органов мест­ного самоуправления и организаций в трудовых ресурсах путем закре­пления (бронирования) за ними необходимого количества руководите­лей и специалистов из числа граждан, пребывающих в запасе, рабо­тающих в этих органах и организациях.

Основными задачами воинского учета являются:

а) обеспечение исполнения гражданами воинской обязанности, установленной законодательством Российской Федерации;

б) документальное оформление сведений воинского учета о гражданах, состоящих на воинском учете;

в) анализ количественного состава и качественного состояния призывных и мобилизационных людских ресурсов для их эффективно­го использования в интересах обеспечения обороны страны и безопас­ности государства;

г) проведение плановой работы по подготовке необходимого количества военно-обученных граждан, пребывающих в запасе, для обеспечения мероприятий по переводу ВС РФ, других войск, воинских формирований и органов с мирного на военное время, в период моби­лизации и поддержание их укомплектованности на требуемом уровне в военное время.

Основным требованием, предъявляемым к системе воинского учета, является постоянное обеспечение полноты и достоверности данных, определяющих количественный состав и качественное со­стояние призывных и мобилизационных людских ресурсов.

Воинскому учету подлежат:

Граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе (призывники);

Граждане, пребывающие в запасе (военнообязанные):

а) мужского пола, пребывающие в запасе:

Уволенные с военной службы с зачислением в запас Воору­женных Сил Российской Федерации;

Успешно завершившие обучение по программе подготовки офицеров запаса на военных кафедрах при государственных, муници­пальных или имеющих государственную аккредитацию по соответст­вующим направлениям подготовки (специальностям) негосударствен­ных образовательных учреждениях высшего профессионального обра­зования и окончившие указанные образовательные учреждения;

Не прошедшие военную службу в связи с освобождением от призыва на военную службу;

Не прошедшие военную службу в связи с предоставлением от­срочек от призыва на военную службу или не призванные на военную службу по каким-либо другим причинам, по достижении ими возраста 27 лет;

Уволенные с военной службы без постановки на воинский учет и в последующем поставленные на воинский учет в военных комисса­риатах;

Прошедшие альтернативную гражданскую службу;

б) женского пола, имеющие военно-учетные специальности.

Не подлежат воинскому учету граждане:

а) освобожденные от исполнения воинской обязанности в соот­ветствии с ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»;

б) проходящие военную службу или альтернативную граждан­скую службу;

в) отбывающие наказание в виде лишения свободы;

г) женского пола, не имеющие военно-учетной специальности;

д) постоянно проживающие за пределами РФ;

е) имеющие воинские звания офицеров и пребывающие в запасе СВР РФ и ФСБ РФ.

Первоначальная постановка на воинский учет граждан РФ осуществляется:

Мужского пола - в период с 1 января по 31 марта в год дости­жения ими 17 лет комиссией по постановке граждан на воинский учет, создаваемой в военном комиссариате;

Женского пола - в течение всего календарного года после по­лучения ими военно-учетной специальности;

Получивших гражданство РФ - военным комиссариатом в те­чение всего календарного года.

Постановка граждан на первоначальный учет проводится в целях:

1. Установления:

Их численности;

Образовательного уровня и приобретенной специальности;

Профессиональной пригодности для подготовки по военно­учетным специальностям и должностям.

2. Проведения их предварительного распределения:

По видам ВС РФ;

Родам войск;

Другим войскам;

Воинским формированиям и органам.

Первоначальная постановка граждан на воинский учет осуще­ствляется комиссией по постановке граждан на воинский учет в следующем составе:

Военный комиссар соответствующей территории либо его за­меститель - председатель комиссии;

Представитель местной администрации;

Специалист по профессионально-психологическому отбору;

Секретарь комиссии;

Врачи-специалисты.

Данная комиссия обязана:

Организовать медицинское освидетельствование граждан и определить их годность к военной службе по состоянию здоровья;

Провести мероприятия по профессионально-психологическому отбору для определения пригодности граждан к подготовке по военно­учетным специальностям;

Принять решение о постановке граждан на воинский учет, ли­бо внести на рассмотрение комиссии вопрос: о зачислении в запас гражданина, признанного ограничено годным к военной службе; осво­бождении от исполнения воинской обязанности гражданина, признан­ного не годным к военной службе.

При первоначальной постановке на воинский учет гражда­нин подлежит освидетельствованию:

Терапевтом;

Хирургом;

Невропатологом;

Психиатром;

Окулистом;

Оториноларингологом;

Стоматологом;

Врачами других специальностей (по необходимости).

Врачи, руководящие работой по медицинскому освидетельство­ванию граждан, по результатам медицинского освидетельствования дают заключение о годности гражданина к военной службе по сле­дующим категориям:

А - годен к военной службе;

Б - годен к военной службе с незначительными ограничениями;

В - ограниченно годен к военной службе;

Г - временно не годен к военной службе;

Д - не годен к военной службе.

Гражданин может быть направлен комиссией на дополнитель­ное амбулаторное или стационарное медицинское обследование в ме­дицинскую организацию, также он может быть направлен в медицин­скую организацию для проведения лечебно-оздоровительных меро­приятий в соответствии с законодательством РФ об охране здоровья граждан.

Снятие с воинского учета граждан, подлежащих призыву на военную службу, производится по их письменному заявлению с ука­занием причины снятия, нового места жительства или места времен­ного пребывания.

Воинский учет граждан призывного возраста, проходящих службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычай­ным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, уч­реждениях и органах уголовно-исполнительной системы и органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных ве­ществ, осуществляется по месту их жительства военными комиссариа­тами.

Воинский учет граждан, пребывающих в запасе, проходивших службу в вышеуказанных органах, осуществляется указанными орга­нами и учреждениями.

Воинский учет граждан, имеющих воинские звания офицеров и пребывающих в запасе Службы внешней разведки РФ и ФСБ РФ, осуществляется указанными органами.

Граждане, постоянно проживающие за пределами РФ и изъя­вившие желание проходить военную службу по призыву на призыв­ных неофицерских должностях в одной из структур военной органи­зации государства, могут быть поставлены на воинский учет в воен­ных комиссариатах на территории РФ при условии заключения и ра- тификации РФ соответствующих международных договоров.

Граждане, работающие на морских и речных судах, состоят на учете:

По месту жительства (постоянно проживающие в населенных пунктах, к портам которых приписаны эти суда);

По месту расположения кадровых органов соответствующих пароходств, управлений и баз флотов и флотилий (не проживающие постоянно в населенных пунктах, к портам которых приписаны эти суда).

Документы воинского учета должны содержать следующие сведения о гражданине:

Дата рождения;

Семейное положение;

Образование;

Место работы;

Годность к военной службе по состоянию здоровья;

Основные антропометрические данные;

Прохождение военной или альтернативной гражданской служ­бы;

Прохождение военных сборов;

Владение иностранными языками;

Наличие военно-учетных и гражданских специальностей;

Наличие спортивного разряда или спортивного звания;

Возбуждение или прекращение в отношении гражданина уго­ловного дела;

Наличие судимости;

Бронирование гражданина, пребывающего в запасе, на период мобилизации или на военное время.

На основании Постановления Правительства РФ «Об утвержде­нии Положения о подготовке граждан Российской Федерации к воен­ной службе», Приказов МО РФ и Минобразования РФ «Об утвержде­нии Инструкции об организации обучения граждан Российской Феде­рации начальным знаниям в области обороны и их подготовки по ос­новам военной службы» обязательная подготовка гражданина к военной службе предусматривает:

а) получение начальных знаний в области обороны;

б) подготовку по основам военной службы в государственном, муниципальном или негосударственном образовательном учреждении среднего (полного) общего образования, образовательном учреждении начального профессионального и среднего профессионального образо­вания и в учебных пунктах организаций независимо от формы собст­венности;

в) военно-патриотическое воспитание;

г) подготовку по военно-учетным специальностям солдат, мат­росов, сержантов и старшин по направлению военного комиссариата;

д) медицинское освидетельствование и медицинское обследова­ние;

е) проведение лечебно - оздоровительных мероприятий.

Обязательная подготовка граждан к военной службе осуществ­ляется в порядке, определяемом Правительством РФ.

Перейдем к рассмотрению вопросов, связанных с организацией призыва граждан на военную службу.

«Город Белгород» по бронированию граждан, пребывающих в запасе, на основании Методических рекомендаций Генерального Штаба Вооруженных Сил Российской Федерации по организации воинского учета в организациях с целью упорядочения работы по воинскому учету и бронированию граждан, пребывающих в запасе, работающих в территориальных органах федеральных органов исполнительной власти, в государственных органах области, органах местного самоуправления и организациях (далее - организации).

Работники организаций, отвечающие за осуществление воинского учета и бронирование граждан, пребывающих в запасе, должны руководствоваться этими рекомендациями при оформлении документов воинского учета.

Все дела, книги и журналы учета должны быть учтены в Номенклатуре дел (книг, журналов), которая подписывается ответственным за военно – учетную работу и утверждается руководителем организации.

В А Р И А Н Т

НОМЕНКЛАТУРА ДЕЛ (КНИГ, ЖУРНАЛОВ) ПО ВОИНСКОМУ УЧЕТУ

на 20____ год

Индекс дела

(книги, журнала)

Наименование дела

(книги, журнала)

дел (томов, частей)

хранения дела и № статьи по Перечню 1

Примечание

заведения

окончания

Журнал проверок осуществления воинского учета и бронирования граждан, пребывающих в запасе

Журнал учета входящих документов по воинскому учету

Журнал учета исходящих документов по воинскому учету

Служебное делопроизводство по вопросам ведения воинского учета

Журнал направления граждан, пребывающих в запасе, в отделы ВКБО при отсутствии отметок в документах воинского учета

Журнал оповещения граждан, пребывающих в запасе, о вызовах в отделы ВКБО

Книга по учету бланков специального воинского учета

Книга учета передачи бланков специального воинского учета, военных билетов и личных карточек

1См: Приказ Минкультуры РФ от 01.01.2001 N 558 «Об утверждении Перечня типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков хранения».

Ответственный за ВУР: __________________________ ____________________

(подпись) ()

Все документы должны быть сформированы в отдельные папки и внесены во внутреннюю опись папок. Нумерация, название и содержание папок приведены в таблице

папки

Название папки

Документы, находящиеся в папке

Воинский учет в организации - пошаговая инструкция 2017-2018 годов по его ведению будет описана в этой статье - должен вести каждый работодатель, если в его штате работают военнообязанные граждане. Это требование п. 7 ст. 8 закона № 53-ФЗ от 28.03.1998 «О воинской обязанности и военной службе». Также из статьи вы узнаете, кто этим занимается и какие категории граждан подлежат учету.

Порядок ведения воинского учета граждан в организациях

Правила организации воинского учета установлены Положением о воинском учете, утвержденным постановлением Правительства РФ № 719 от 27.11.2006 и Методическими рекомендациями по ведению воинского учета в организациях (далее — Методические рекомендации), утвержденными Генеральным штабом Вооруженных сил Российской Федерации 11.04.2008.

  • мужчины призывного возраста (18-27 лет), не зачисленные в запас;
  • мужчины, находящиеся в запасе;
  • сотрудники, обучавшиеся на военных кафедрах в учебных заведениях профессионального образования;
  • лица, освобожденные от призыва;
  • мужчины старше 27 лет, по причине отсрочки не прошедшие службу;
  • граждане, уволенные из армии;
  • работники, служившие альтернативно;
  • женщины, получившие военно-учетные специальности.

Процесс воинского учета представляет собой сбор и систематизацию информации об исполнении вышеперечисленными работниками воинского долга, а также ее актуализацию. Цель этой процедуры — обеспечение исполнения гражданами РФ своего долга перед Родиной, а также удовлетворение потребностей государства в воинских ресурсах на случай военных действий.

Кто ведет воинский учет и бронирование в организации?

Обязанность организации учета в организации лежит на ее главе, хотя при необходимости он может своим приказом делегировать непосредственное исполнение этой обязанности и другим работникам. Порядок делегирования установлен п. 12 Положения о воинском учете:

  • если на учете стоит меньше 500 сотрудников, выполнять эти обязанности может один человек по совместительству;
  • если в компании работает от 500 до 2000 военнообязанных, необходимо выделить специалиста, вменив ему ведение воинского учета в качестве основной трудовой нагрузки;
  • если число военнообязанных работников 2000-4000 человек, требуется привлечь двух сотрудников на полный рабочий день.

При большем штате закон допускает делегирование обязанности учета и большему количеству сотрудников. В этом случае необходимо выделить по сотруднику на каждые 3000 работников и создать военно-учетное подразделение. Примечание: кандидатуры сотрудников, претендующих на ведение учета, во избежание проблем стоит заранее согласовать с военным комиссариатом.

Пошаговая инструкция по ведению воинского учета в организациях

Для грамотной организации процесса учета руководство компании должно предпринять несколько шагов.

Шаг 1 — издание приказа об организации воинского учета . Этим документом руководитель должен назначить ответственное лицо и его заместителя, который будет выполнять обязанности по учету во время отдыха или вынужденных перерывов в работе ответственного лица.

Не знаете свои права?

Шаг 2 — подготовка и согласование с военным комиссариатом плана работы. Образец плана можно найти в приложении 17 к Методическим рекомендациям. Документ должен содержать информацию о планируемых мероприятиях, сроках их выполнения и наименовании организации, а также отметку о согласовании с военкоматом.

Шаг 3 — разработка журнала проверок учета и бронирования граждан. Руководство компании должно ориентироваться на тот образец, который представлен в Методических рекомендациях. Согласно приложению 1 к этому нормативно-правовому акту, документ должен быть оформлен в виде таблицы со следующими графами:

  • «Дата проверки»;
  • «Должность и Ф. И. О. проверяющего»;
  • «Результаты, недостатки и оценка»;
  • «Решение главы компании по результатам проверки и отметки об устранении недостатков».

Шаг 4 — тщательная проверка документов у граждан в процессе трудоустройства в компанию. Военнообязанные в запасе должны представить в отдел кадров военный билет, а те, кто не прошел службу, — приписное свидетельство. Необходимо удостовериться, что данные и фото в этих документах соответствуют информации в паспорте.

Шаг 5 — заполнение личных карточек сотрудников. В них необходимо указать:

  • информацию о семейном положении;
  • данные об образовании;
  • место работы;
  • должность;
  • адрес места жительства работника.

Карточки, как правило, хранятся в специальной картотеке. Система картотеки может быть выстроена по отделам или командам, а внутри них — по алфавиту.

Шаг 6 — разъяснение гражданам их обязанностей по учету и военной подготовке, контроль за их исполнением работником.

Приказ об организации воинского учета (образец документа)

Образец приказа содержится в приложении 4 к Методическим рекомендациям. Документ должен содержать следующую информацию:

  • наименование организации;
  • дату издания приказа;
  • номер документа;
  • распоряжение об организации учета;
  • данные лица, ответственного за ведение учета;
  • данные о заместителе работника, ответственного за учет в компании в случае его временного отсутствия или нетрудоспособности;
  • информация о контроле за исполнением приказа.

Приказ подписывается руководителем организации и заверяется фирменной печатью. Копия документа направляется в военкомат.

Уголок воинского учета в организации (содержание, образец)

Согласно п. 39 Методических рекомендаций, руководство организации обязано предоставить сотрудникам справочную информацию по учету, мобилизации и подготовке к ней. Оборудование уголка воинского учета дает возможность наглядно донести до работников необходимую информацию по этим вопросам.

В законодательстве образец уголка не описан. Как правило, он оформляется в виде стенда с иллюстрациями и содержит информацию, определяющую:

  • задачи учета;
  • обязанности работников;
  • ответственность за нарушение правил учета;
  • перечень документов, регламентирующих воинский учет;
  • правила прохождения сборов и т. д.

Проверка воинского учета в организациях

Контроль за ведением учета в крупных организациях (со штатом более 500 работников) проводится один раз в год. Проверку выполняют представители военкомата или органов местного самоуправления. Если численность сотрудников в компании меньше 500 человек, проверку можно ждать раз в течение 3 лет.

Проверяющие оценивают достоверность документов организации, связанных с ведением учета: личных карточек сотрудников, плана работы по ведению учета. Результаты проверки фиксируются в специальном журнале.

Как видите, ведение учета и поддержание в актуальном состоянии информации о военнообязанных работниках — важная функция организаций. С помощью этой системы государственные органы могут эффективно контролировать исполнение трудящимися гражданами их воинского долга.

Реальность такова, что военный учёт во многих компаниях, особенно небольших, нередко осуществляется по принципу «пока гром не грянет, кадровик не перекрестится». И хотя штрафы за нарушение правил ведения военного учёта невелики, грядущая проверка всё же повышает интерес менеджеров по персоналу к теме военно-учётных столов.

Встретить ревизоров из комиссариата во всеоружии вам поможет краткий обзор нормативно-правовой базы и имеющейся практики, подготовленный специалистами .

Что такое ВУС?
Прежде всего отметим, что обязанность вести военный учёт закреплена за всеми организациями независимо от их организационно-правовых форм в федеральном законе «О воинской обязанности и военной службе». Кроме того, работу отдела кадров по военному учёту регламентируют федеральные законы «Об обороне», «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации», Постановление Правительства Российской Федерации «Об утверждении Положения о воинском учёте», Методические рекомендации Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации по ведению воинского учёта в организациях. Найти их в последних редакциях не представляет большого труда.

Кто должен вести военный учёт в компании – освобождённый работник или специалист, совмещающий эту работу с другими обязанностями? Это зависит от численности штата компании. Если на учёте состоит менее 500 человек, то руководитель вправе возложить все «военные дела» на одного из сотрудников по совместительству. Если в компании от 500 до 2000 военнообязанных, потребуется один работник, занимающийся только вопросами военного учёта, от 2000 до 4000 – два освобождённых работника, от 4000 до 7000 – три. На каждые последующие 3000 военнообязанных компания должна выделить ещё по одному освобождённому сотруднику.

Если военным учётом в организации занимаются два специалиста и более, то такая мини-группа вправе именоваться военно-учётным столом. Размещаться военно-учётный стол должен в специально оборудованном помещении, а документы – храниться в металлических шкафах. Все расходы на военный учёт (зарплата специалистов, покупка сейфов) оплачивает компания.

Сотрудники, ведущие военный учёт, назначаются не просто приказом руководителя организации, а по согласованию с местным военным комиссариатом. Согласуются и увольнение, и любое перемещение такого работника. А в случае его временного отсутствия (например, ухода в отпуск) все документы по акту передаются тому, кто будет исполнять данные обязанности (этот работник тоже назначается приказом руководителя). При этом наличие бланков специального учёта должно быть сверено с данными военкомата.

«Запасники», призывники и дамы
Кто из работников организации должен состоять на военном учёте? Прежде всего это мужчины, годные по состоянию здоровья к военной службе, то есть призывники и граждане, находящиеся в запасе. Не нужно учитывать отставников, то есть тех, кто достиг предельного возраста пребывания в запасе или признан негодным к военной службе по состоянию здоровья.

Военному учёту подлежат и женщины, годные по состоянию здоровья к военной службе, если они имеют военно-учётную специальность – например, врачи, медсёстры, метеорологи, связисты и т. д. (полный список см. в приложении к Положению о воинском учёте).

При трудоустройстве работник обязан предоставить в военно-учётный стол (или в отдел кадров) документы воинского учёта. У тех, кто находится в запасе, это может быть военный билет или временное удостоверение, выданное вместо него, у призывников – удостоверение для граждан, подлежащих призыву на военную службу (так называемое приписное свидетельство).

На основании этих документов заполняется личная карточка работника (форма Т-2) или личная карточка государственного служащего (форма N Т-2 ГС (МС)). Сведения о военном учёте вносятся в раздел 2. Причём, если в документах работника обнаружились неоговоренные исправления, неточности, подделки, нехватка листов или выяснилось, что гражданин не исполняет обязанности в области воинского учёта, мобилизационной подготовки и мобилизации, компания обязана проинформировать об этом военкомат.

Специалист по военному учёту обязан в двухнедельный срок сообщать о всех принятых на работу военнообязанных в военкоматы по месту жительства граждан. Заполненные карточки должны храниться в картотеке, состоящей из четырёх «ящиков». В первом находятся личные карточки на офицеров запаса, во втором – на прапорщиков, мичманов, сержантов, старшин, солдат и матросов запаса, в третьем – на военнообязанных женщин. Наконец, в четвёртом – на граждан, подлежащих призыву на военную службу.

Сведения о воинском учёте, содержащиеся в личных карточках, должны не реже раза в год сверяться со сведениями, содержащимися в документах воинского учёта военкоматов. Предполагается, что для сверки сотрудник военкомата явится к вам в компанию, однако, судя по профессиональным форумам кадровиков, так бывает не всегда – в ряде случаев специалист по военному учёту берет карточки Т-2 и сам отправляется на встречу с военными.

Какие ещё сведения нужно предоставлять в военкоматы? Ежегодно в сентябре – списки юношей 15- и 16-летнего возраста, а до 1 ноября – списки юношей, которым в следующем году исполнится 17 лет. Впрочем, столь юные сотрудники есть далеко не в каждой компании.

Кроме того, специалист, отвечающий за военный учёт, обязан оповещать работников о вызовах в военкомат и обеспечивать им возможность своевременной явки по повесткам.

В случае проверки…
Как показывает практика, частота проверок ведения военного учёта в коммерческих компаниях зависит не только от положения закона (при численности работающих свыше 500 человек проверки проводятся ежегодно, в остальных случаях – не реже одного раза в три года), но и от других факторов – например, расположения офиса. Судя по интернет-форумам, в некоторые компании (особенно небольшие и находящиеся далеко от маршрутов общественного транспорта) проверяющие из военкомата не приходят по 5-7 лет. И всё же полагаться на авось не стоит.

Что же рассчитывает увидеть проверяющий? Прежде всего сам факт ведения военного учёта – приказ об организации воинского учёта, о назначении на должность соответствующего работника, его должностную инструкцию, согласованный с военкоматом годовой план работы (а если работник освобождённый, то и квартальный), план сверок карточек. Все эти документы вместе с последними редакциями нормативных документов лучше поместить в отдельную папку.

Инспектор, несомненно, поинтересуется, есть ли в компании специальный металлический шкаф для картотеки. Особое внимание, скорее всего, будет уделено правильности заполнения (и сверки) карточек T-2, разложенных на четыре части. Отдельную папку стоит завести и для документов по бронированию, то есть по учёту граждан, состоящих на специальном военном учёте.

Если в компании имеются автомобили или другой транспорт, значит на неё распространяется военно-транспортная обязанность. Следовательно, положение о военно-транспортной обязанности и документы по подготовке техники к передаче в Вооруженные Силы РФ (если у вас есть мобилизационное задание на технику) лучше объединить в отдельную папку.

Наконец, будьте готовы представить вниманию проверяющего дело, в которое подшита вся переписка с военными комиссариатами, - предоставление необходимых сведений, уведомления о приёме на работу и увольнении и т. д.

Об ответственности
Какова же ответственность организации за невыполнение норм военного учёта? Штрафы на сегодняшний день невелики. Так, неоповещение граждан о вызове их по повестке в военкомат влечёт за собой штраф в размере 500-1000 рублей, несообщение сведений о состоящих или обязанных состоять на воинском учёте – 300-1000 рублей, непредставление списков граждан, подлежащих первоначальной постановке на воинский учёт, – 300-1000 рублей (подробнее см. ст. 21 КоАП).

Если же в области военного учёта ваша компания – настоящий образец для подражания и качество работы в этом направлении оценено на «отлично», то военный комиссар примет решение о представлении вас для участия в смотре-конкурсе на лучшую организацию в сфере осуществления воинского учёта. Соответствующий диплом вы сможете с гордостью повесить на стену.