Люстры. Главный светильник в православном храме значение символов

Объединяет в себе несколько светильников разной конструкции и назначения. Самой большой люстрой в храме является паникадило - центральный светильник. Он украшен хрусталём, что помогает усилить свет свечей.

Для обычного прихожанина церковная люстра это ничто иное, как паникадило. До наступления XVII в. в России центральной люстрой во всех церквях назывался хорос, который выполнялся из металла или дерева и имел вид ориентированного горизонтально колеса со свечами или с лампадами. Хоросы в церкви подвешивались под куполом на цепях, либо крепились к боковым стенам.
Впоследствии более совершенным светильником в церкви стало паникадило. Оно вошло в церковный быт с XVII века. Церковные паникадила стали выполнять в том числе и многоярусными, ориентируясь при этом на отдельные числа – три, семь, девять, либо двенадцать. Но определенного значения для количества ярусов церковной люстры нет, ведь не существует и точного количества чинов у божественных небесных существ, чью иерархию символизирует ярусное размещение.

В церкви паникадило подвешивается под центральным куполом и имеет, как правило, больше двенадцати светильников. Но есть разновидности паникадила (именуемые поликандила). Они размещаются в боковых церковных приделах или в небольших приходах и имеют семь-двенадцать светильников. Внешне паникадило напоминает дерево, в котором от центрального ствола (или стержня) расходятся кронштейны со светильниками. Внизу паникадило венчает сфера, называемая золотым яблоком - оно как бы растет прямо под ветвями основы паникадила и символизирует собой плод небесной мудрости и благодати.

Получается, что конструкция паникадила объединяет достоинства всех высших чинов, принадлежащих к ангельскому воинству – Серафимов, Херувимов и Престолов. Каждое из церковных паникадил своеобразно по своей конструкции и структуре. Ярусные кольца могут быть украшены, например, орнаментом, состоящим из листьев, цветов и побегов, или фигурами ангелов и святых. При этом каждый из элементов конструкции несёт в себе сакральное значение и поэтому выполняется при работе особенно тщательно. На сегодня основным материалом при изготовлении церковных люстр служат медные сплавы (обычно бронза), а также хрусталь, слоновья кость, либо натуральный камень.

Производство и продажа люстр для церкви

Люстрам в храмах всегда отводится большая роль, ведь они являются источником света. В наших мастерских сегодня можно заказать люстры любого размера, которые обязательно станут достойным украшением храма или небольшой деревенской церкви. Опытные мастера готовы выполнить люстры из различных материалов, как по типовым проектам, так и по эскизам, нарисованных заказчиком. При создании мы большое внимание уделим качеству каждой детали, поэтому наши люстры прослужат долго, радуя прихожан своим изысканным видом и соответствием церковным канонам.

В нашей компании можно приобрести готовые церковные люстры, созданные самыми опытными мастерами. В их производстве использованы традиционные технологии литья, которые позволяют нам делать люстры, способные украсить большие храмы, часовни, небольшие деревенские церкви. Мы предлагаем покупателям люстры различных размеров, созданные с учетом канонов и традиций. Они рассчитаны на различное количество ламп, разные модели могут органично дополнять друг друга. Все люстры созданы на основе лучших образцов, которые украшают сегодня известные храмы нашей страны.

Льющийся из ниоткуда свет наполняет Церковь Нотр-Дам-дю-О

Свет в храме принципиально не утилитарен, он является проводником смысла, глубоко символичен и должен быть тщательно продуман и локализован. Чередование темных и светлых участков, правильные переходы из полумрака в полусвет, сочетание прямого и отраженного света, игра на разнице цветовых температур, эффект сияния, акценты и рефлексы… все это является обязательным условием для создания гармоничной свето-пространственной композиции храма.

Разбирать световую партитуру христианской церкви будем на примере классического православного крестово-купольного храма, католический похож по структуре, но:
— алтарь не скрыт от глаз прихожан алтарной преградой (иконостасом)
— как правило, имеет большое количество оконных проемов, в православной же традиции площадь окон не должна превышать 10% от площади пола.

Для начала, основные элементы храма:

  • Притвор (Нартекс)
  • Средняя часть храма (Наос)
  • Алтарь

Притвор — является символом мира греховного. Там стоят оглашенные и кающиеся. Естественное освещение должно быть ограниченным или отсутствовать. Это самое темное место в храме. Уровень освещенности — 20лк*

Средняя часть храма — является символом Земли. Купол — символ Неба, а его проекция на пол в районе средокрестия, их соединением. Здесь располагаются верные (крещеные христиане). Боковые приделы более темные, чем центральный неф. Естественное освещение осуществляется преимущественно из верхней зоны через окна в стенах и в световых барабанах глав. Это зона игры света, тени и рефлексов. Уровень освещенности — 50лк*

Алтарь — образ Рая, духовного мира, нисходящего на землю к людям, здесь находятся священнослужители и главное место в храме — престол. Естественное освещение осуществляется, как правило, через три светопроема в апсиде, центральный из которых ориентирован в восточном направлении. Иконостас освещен дополнительно — это самое светлое место в храме. Уровень освещенности — 200лк*

*СНиП 23-05-95

Характеристика светового настроения элементов храма:

  • Притвор — полумрак
  • Наос — полусвет
  • Купол — сияние
  • Средокрестие — рефлекс
  • Алтарь — свет
  • Престол — акцент

Источники освещения

Естественные #небесный #рассеянный #холодный #белый #голубой

  • Оконные проемы в алтарной части — освещение алтаря, частично храма и акцентировано — престола
  • Боковые и фронтальные оконные проемы — освещение средней части храма, трансепта и хоров
  • Проемы в световом барабане — освещение купола и светом, отраженным от парусов — храма и стен

Искусственные #земной #точечный #теплый #желтый #цветной

  • Паникадило — многоярусная люстра с 12 и более свечами, более древний вариант — одноярусный Хорос в виде обода колеса — располагается в центральном нефе под куполом и символизирует круги планет
  • Поликадило — люстра от 7 до 12 свечей располагается, как правило, в боковых приделах
  • Настенные бра — дополнительное освещение
  • Лампады — освещение икон
  • Подсвечники — живые свечи

Церковный устав предусматривает при праздничных и воскресных богослужениях зажигание всех светильников, в других случаях только некоторой части, а в третьих — почти полное выключение, но полной темноты не должно быть никогда.

Электрическое же освещение в храме нежелательно с любой точки зрения: богословской, эстетической и психологической.
Здесь будет уместно процитировать Павла Флоренского:
«… Далеко не безразличен способ, каким она (икона) освещена… Это освещение в данном слу­чае — отнюдь не есть рассеянный свет художественного ателье или музейной залы, но неровный и неравномерный, колышущийся, отчасти, может быть, мигающий свет лампа­ды. Рассчитанная на игру трепетного, волнуемого каждым ветерком пламени, заранее учитывающая эффекты цветных рефлексов от пучков света, проходящего через цветное, порою граненое, стекло, икона может созерцаться как таковая только при этом струении, только при этом волнении света, дробяще­гося, неровного, как бы пульсирующего, богатого теплыми призматическими лучами, — света, который всеми восприни­мается как живой, как греющий душу, как испускающий теп­лое благоухание…
Золото, — варварское, тяжелое, бессодержательное при дневном рассе­янном свете, — волнующимся пламенем лампады или свечки оживляется, ибо искрится мириадами всплесков то там, то здесь, давая предчувствие иных, неземных светов, наполня­ющих горнее пространство… электрический свет убивает краску и нарушает равновесие цветовых масс…»

Источники света в храме бывают трех видов: окна, лампады и свечи. По богослужебному уставу, который в наше время редко где соблюдается полностью, в одни моменты богослужения надо зажигать все светильники, в другие - только некоторые, например лампады, а в третьи - гасить все.
В алтаре за престолом устанавливается семисвечник, на котором горят свечи или чаще лампады, лампада также ставится на горнем месте, на престоле, на жертвеннике. Лампады могут зажигаться и у отдельных икон в алтаре.
В средней части храма лампады висят почти у всех икон, а у особо чтимых образов лампад не одна, а несколько. Кроме того, перед некоторыми иконами ставятся подсвечники, на которые верующие ставят свечи. Большой подсвечник ставится всегда в центре храма рядом с аналоем, на котором лежит икона праздника.
В алтаре хранится также большой подсвечник со свечой, который выносят в некоторые моменты богослужения, например перед Евангелием.
Во время архиерейских богослужений используется дикирий и трикирий - подсвечники соответственно с двумя и тремя свечами. Свечи в дикирии и трикирии, которые укреплены у основания порознь друг от друга, вверху скрепляются так, чтобы гореть вместе одним пламенем.
На Пасху священник благословляет народ особым светильником с тремя свечами.
В центральной части храма из-под купола спускается светильник, на котором укрепляется много свечей (в настоящее время обычно замененных лампочками). Этот светильник называется паникадило. Из куполов боковых приделов спускаются вниз такие же паникадила, но меньших размеров.
Окон в храме с древних времен делалось немного, так что в нем всегда стоял полумрак. Отсутствие яркого света означает земную человеческую жизнь, которая полна сумрака греха и неверия, и все же в ней светит Свет Божий.
В каждой стене храма было по два или три окна. Два - символ божественного и человеческого в Господе Иисусе Христе, а три - знак Святой Троицы. Окна в храме делались небольшими, чтобы не нарушать таинственный полумрак, как знак тайны, окружающей Бога.
Свет внутри храма тоже был неярким, так как задачей его было не просто освещение храма. Светильники в храме имеют богослужебное значение и во время определенных моментов зажигаются или гасятся. Но, даже когда вечером во время чтения шестопсалмия по уставу гасят все внутренние светильники, а за окнами уже ночь, и свет совсем не проникает через узкие окна, все же в храме не бывает совсем темно. В середине храма, где стоит чтец, перед ним ставится горящая свеча. Она, во-первых, позволяет чтецу видеть текст, а во-вторых, означает, что Господь никогда не оставляет нас без Своего Божественного света.
Во время богослужений в праздничные и воскресные дни в храме зажигаются все светильники в знак радости и напоминания о Царствии Божием, в котором Свет Господень льется полным потоком, где его не омрачает и не скрывает никакой грех или нечистота.
Воск и елей, то есть масло, в древности приносились в храм верующими, идущими на богослужение. Это была их жертва Церкви. Вещества эти должны быть чистыми, что означает чистоту людей, которые их приносят.
Воск - очень мягкое вещество и поэтому свидетельствует о нашем согласии быть послушными Богу, а не отвердевшими в грехе и противлении всему доброму, от Него исходящему. Воск приносится в храм в знак нашего раскаяния в греховном упорстве.
Пчелы производят воск, летая по цветам и собирая с них нектар в одно место. Так и свеча означает молитву, которая приносится Богу от Его творения, а огонек символизирует огонь благодати Божией, опаляющей грех и превращающей земных людей в жителей благодатного Царствия Божия.
Елей, как и воск, тоже означает чистоту и искренность человека в поклонении Богу. Но елей имеет и свои собственные значения, отличные от значения воска. Елей - это знак милости Божией к людям. С древних времен оливковое масло употребляли, чтобы исцелять раны, смягчать их, а также чтобы сдабривать пищу.
Помните библейскую повесть о всемирном потопе? Голубь, выпущенный Ноем из ковчега, вернулся с оливковой веточкой в клюве. Так Ной узнал, что появилась из воды земля и Бог снова смилостивился над родом человеческим. С тех пор оливковая ветвь является символом мира и милости Божией.
Таким же символом является и масло (елей).
Свой смысл имеют и светильники, на которых укрепляются лампады с елеем и свечи. Например, подсвечники означают духовную высоту, благодаря которой свет веры освещает весь мир. Паникадило со множеством свечей, спускающееся из-под купола, означает собрание, созвездие небесных членов Церкви, сияющих благочестием и любовью к Богу. Поэтому паникадило спускается в ту часть храма, где стоят молящиеся, чтобы они, вспомнив о своих небесных собратьях, устремились к ним в высь. Небесная Церковь освещает благодатным светом Церковь земную, прогоняет прочь мрак. Таков смысл висящих в храме паникадил.

Большое богослужебное и таинственное значение имеют многочисленные источники света в храме. Они бывают трех видов: окна, лампады и свечи. Богослужебный Устав, ныне в точности не соблюдаемый по отношению к светильникам, предусматривает в одних случаях возжжение всех светильников, в других - только некоторой части, в третьих - полное погашение почти всех светильников и затем снова возжигание.

В алтаре за престолом горят в особом светильнике лампады или свечи (семисвечник), лампада или свеча в подсвечнике ставится на Горнем месте, на престоле, на жертвеннике, лампады могут возжигаться и у отдельных икон в алтаре.

В средней части храма лампады обычно возжигаются у всех икон, а возле особо чтимых икон возжигается по несколько лампад; кроме того, ставятся большие подсвечники с ячейками для многих свечей, чтобы верующие могли ставить здесь приносимые ими к этим иконам свечи. Большой подсвечник ставится всегда в центре храма с восточной стороны аналоя, где лежит икона дня. Особый подсвечник с большой свечой выносится на малых входах на вечерне и литургии, на великом входе за литургией, а также перед Евангелием, когда оно выносится на входах или для чтения. Эта свеча знаменует свет Христовой проповеди, Самого Христа, как Света от Света, Света истинного. Такое же значение имеет свеча в подсвечнике, которой вместе с кадилом за литургией Преждеосвященных Даров священник благословляет народ словами "Свет Христов просвещает всех." Особое духовное значение имеют свечи в архиерейских дикириях и трикириях. Во время каждения храма в уставных случаях диакон предшествует совершающему каждение священнику с особой диаконской свечой, которая знаменует свет апостольской проповеди, предшествующей принятию веры во Христа среди народов, то есть как бы предшествующей Христу, грядущему к людям. Зажженные свечи в руках священников находятся в предусмотренных Уставом случаях богослужения. Особым светильником с тремя свечами священник благословляет народ за пасхальными службами. В центральной части храма из купола книзу ниспускается большой светильник с множеством огней, возжигаемые в положенных случаях, - паникадило или паникандило. Из куполов боковых приделов нисходят в храм подобные же светильники меньших размеров, называемые поликандилами. Поликандила имеют от семи до двенадцати светильников, паникадила - более двенадцати. Прежде чем рассматривать символические значения отдельных светильников, обратимся к основным духовным значениям света в храме.

Свет в православном храме является прежде всего образом небесного, Божественного света. В особенности он знаменует собою Христа как Свет миру (Ин. 8:12), Свет от Света (Символ веры), Свет истинный, Который просвещает всякого человека, грядущего в мир (Ин. 1:9). Это особый, невещественный, несозданный Троический свет, отличный по существу этого Божественного света от внешнего, природного, вещественного.

Внешний свет допускался внутрь храма как образ света невещественного. Это помогает понять отношение Церкви к внешнему, природному свету. Светом в собственном смысле для церковного сознания является только Божественный Этим определяется и характер внутреннего освещения храма. Оно никогда не назначалось для иллюминации помещения храма и обыденном смысле, то есть для того, чтобы было светло. Светильники храма всегда имели духовно-символическое значение. Они возжигаются и днем, во время дневных служб, когда света из окон достаточно для общего освещения. В уставных случаях церковные светильники во время вечерних и ночных богослужений могут возжигаться в очень небольшом количестве, а при чтении Шестопсалмия на всенощном бдении положено гасить все свечи, кроме свечи в середине храма, где стоит чтец, пред иконами Христа, Богоматери и храма в иконостасе. При праздничных и воскресных богослужениях по чину возжигаются все светильники, в том числе и верхние - паникадило и поликандила, создавая образ того полного света Божия, который воссияет верным в Царстве Небесном И содержится уже в духовном значении празднуемого события.

Символический характер света в церкви свидетельствуется также устройством и составом горящих свечей и лампад. Воск и елей в древности были приношениями верующих ко храму в качестве добровольных жертв.

С глубочайшей древности в священной истории елей и маслина, от плодов которой он получается, оказываются знамениями духовных истин. Голубь, выпущенный Ноем из ковчега, принес ему свежий масличный лист (Быт. 8:11), как свидетельство того, что потоп окончился, появилась суша, что гнев Божий престал и сменился милостью. С тех пор оливковая ветвь является символом мира между Богом и людьми, символом вообще мира и примирения.

В Новом Завете образы елея и маслины часто используются Спасителем и апостолами. В притче о милосердном самарянине Господь говорит, что самарянин возлил на раны человека, пострадавшего от разбойников, елей и вино (Лк. 10:34). В этом прикровенно указаны спасительные действия Божий по отношению к духовно израненному человечеству, на которое изливается неизреченная милость Божия, отдающая Сына Единородного, чтобы Он Кровью Своею омыл грехи людей. В притче о десяти девах Спаситель говорит о достатке елея в светильниках у мудрых дев и нехватке его у неразумных. Елеем здесь, по толкованию преподобного Серафима Саровского, обозначена накопленная в течение жизни посредством верного служения Богу из чистой любви к Нему благодать Духа Святого Божия. Наконец, гора, на которой проповедовал Спаситель и часто бывал со Своими учениками и с которой Он вознесся на Небо, носит название Елеон: исторически оттого, что ее склоны были засажены садами оливковых деревьев (маслин), а духовно оттого, что название этой горы означает вершину милости к людям Бога, возносящего естество человеческое в пренебесный чертог славы и вечной жизни.

В Православной Церкви одним из семи таинств является таинство Елеосвящения, то есть особого освящения елея, которым помазуются люди для исцеления от болезней. По смыслу таинства, елей содержит в себе в этом случае милость Божию к больному человеку, выражающуюся в оставлении (прощении) его грехов, благодать Духа Святого, очищающего и духовно возрождающего, человека, и целительную силу от телесных и душевных болезней.

Свечи, которые верующие покупают в храме, чтобы поставить в подсвечники возле икон, также имеют несколько духовных значений: поскольку свеча покупается, она есть знак добровольной жертвы человека Богу и храму Его, выражение готовности человека к послушанию Богу. Свеча также выражает теплоту и пламень любви человека ко Господу, Матери Божией, ангелу или святому, у ликов которых верующий ставит свою свечу.

Церковные светильники бывают разные. Подсвечники всех видов, помимо практического назначения, символизируют ту духовную высоту, благодаря которой свет веры светит всем в доме, всему миру. Паникадило, ниспускающееся сверху в центральную часть храма, и поликандила, находящиеся в боковых приделах, множеством своих огней означают собственно Небесную Церковь как собрание, созвездие людей, освященных благодатью Духа Святого, просвещенных светом веры, горящих огнем любви к Богу, пребывающих неразлучно вкупе в свете Царства Небесного. Поэтому эти светильники и спускаются сверху в ту часть храма, где стоит собрание земной Церкви, призванной духовно стремиться ввысь, к своим небесным собратьям. Церковь Небесная освещает своим светом Церковь земную, прогоняет от нее мрак - таков смысл висящих паникадил и поликандил.

Церковная люстра (с французского lustre — блеск), по сути, мирское название, объединяющее в себе ряд церковных светильников разного назначения, способа крепления, символики, конструкции. Такое название вместо чисто церковной терминологии появилось с «легкой руки» французских мастеров, оснастивших церковный центральный светильник - паникадило - хрустальными украшениями, усиливающими свет свечей.

Различают боковые светильники лампадарии и канделабрумы, переносные лампионы, большое число разных форм напольных светильников, среди которых особое значение имеют древняя «вощаница» («тощая свеча», сегодня из дерева или металла), украшаемая искусным орнаментом изображений святых, лампады, устанавливаемые перед иконами, и, безусловно, семисвечник, располагаемый прямо за престолом в алтаре и символизирующий райское мировое дерево жизни.

Конструктивное исполнение каждого светильника чрезвычайно сильно связано с церковной символикой и обрядами. Так, «семь церквей, семь духов Божиих» и описание в Ветхом Завете определили количество свечей и стилистическую форму семисвечника. А сложные витые формы других светильников символизируют «ангельское воинство» и подчинены «высшей иерархии».

Для рядового мирянина церковная люстра это паникадило, или его более древняя форма - хорос. До XVII века в России центральной люстрой в церквях и храмах был хорос, выполняемый из дерева или металла в виде горизонтально ориентированного колеса с лампадами или свечами. Хоросы подвешивались на цепях под куполом церкви или крепились цепями к боковым стенам.

Более совершенным в контексте конструкции и символики стало прочно вошедшее в российские церкви и храмы с XVII века паникадило. Церковные паникадила выполняют одно- или многоярусными, придерживаясь при устройстве ярусных систем значимости отдельных чисел - один, три, семь, девять, двенадцать, хотя определенного значения количества требуемых в церковной люстре ярусов нет, поскольку «нет и точного количества чинов небесных существ…», иерархию которых символизирует ярусное размещение.

Паникадило устанавливается (подвешивается) под центральным куполом церкви и обычно имеет более двенадцати светильников, хотя есть его разновидности, называемые «поликандило», размещаемые в боковых приделах или небольших приходах, церквях и оборудуемые семью-двенадцатью светильниками. По форме паникадило напоминает дерево, от центрального ствола-стержня которого расходятся «растительного» вида кронштейны со светильниками, формирующие ярусную структуру. Снизу венчает паникадило сфера - золотое «яблоко», которое, как бы растет под ветвями паникадила и символизирует плод небесной благодати и мудрости.

Таким образом, в конструкции паникадила стараются объединить достоинства высших чинов ангельского воинства - Серафимов «пламенеющих, или горящих», Херувимов с их качественной чертой «обилия познания, или излияния мудрости», Престолов, возвышающихся «над всем дольним» и стремящимся «в горение».

Каждое паникадило уникально по структуре и конструкции. Кольца ярусов могут быть украшены, как орнаментом из листьев, побегов и цветов, так и фигурами святых и ангелов, причем буквально каждый элемент конструкции имеет сакральное значение и поэтому выполняется со всей тщательностью согласно существующему церковному представлению об оригинале. Основным материалом для изготовления церковной люстры сегодня продолжают оставаться сплавы меди (чаще всего бронза), хрусталь, слоновья кость или натуральный камень, заменившая воск и дерево при изготовлении символических фигур святых и ангелов.

Чаще всего на прочный металлический стержень, подвешиваемый к куполу церкви или храма, нанизываются изготовленные методом литья или ковки ярусы паникадила, а внизу традиционно располагают «золотое яблоко» из меди, которой придают эффектные цвета методами гальванического золочения или патинирования. Однако, хотя конструктивно паникадило может быть и несколько другим, что зависит от творческого потенциала разработчиков проекта, структурно оно выполняется в соответствии с установленными церковными канонами.

Работа по изготовлению церковных люстр чрезвычайно сложная, кропотливая, долговременная и требует не только практически идеального понимания церковной символики, но и четкого согласования действий разноплановых специалистов высшего уровня квалификации в своем профиле деятельности. Чаще всего священнослужители обращаются за помощью в создании уникального паникадила к специалистам ООО «Рестамп», на сегодняшний день лидирующего на потребительском рынке представителя петербургской школы декоративно-прикладного искусства и изделий из бронзы.