Человек на Рынке труда. Рынок труда – совокупность экономических и юридических процедур, в ходе которых люди могут обменять свои трудовые услуги на заработную

Современный рынок труда характеризуется отсутствием однозначной оп­ределённости и гарантированности занятости. Переориентация производства, смена направлений деятельности, изменение содержания деятельности, появле­ние новых профессий и специальностей влечёт за собой необходимость повыше­ния квалификации, переопределения и смены профессии.

Молодой человек должен научиться правильно вести себя на рынке труда, понимать, как продвигать свои достоинства и возможности, и не бояться этого.

Что такое рынок труда? В самом общем виде можно сказать, что рынок - это место встречи спроса и предложения. Важнейшим условием сбалансиро­ванности рынка является согласование потребностей и интересов продавцов и покупателей.

Рынок труда - система способов, общественных механизмов и организа­ций, позволяющая продавцам (ищущим работу) найти работу, а покупателям (ра­ботодателям) найти работников для ведения производственно-коммерческой дея­тельности.

Продавцами на рынке труда могут быть любые люди, ищущие работу: сту­денты, выпускники профессиональных учебных заведений, любой человек, же­лающий сменить место работы, т.е. это могут быть люди как имеющие, так и не имеющие работу.

Покупатели (работодатели) при наличии свободных мест имеют спрос на определённого работника. Они заявляют об этом в службу занятости, другие госу­дарственные и негосударственные организации по найму и подбору персонала. И они, в свою очередь, выступают как посредники на рынке труда между людьми, ищущими работу (предложением), и работодателями с их потребностями в работ­никах (спросом).

Принимая решение о выборе профессии, месте работы, выстраивании профессиональной карьеры, человеку необходимо учитывать, каков спрос на спе­циалистов, на те или иные услуги, товары и как он может измениться в будущем, т.е. знать ситуацию на рынке труда и рынке профессий в данный момент и пред­полагать её расклад в будущем.

Внутри рынка труда существует рынок профессий


1.3.2.Что таков рынок профессий?

Во всём мире на рынке труда функционирует множество рынков профессий, например, бухгалтеров, водителей и т.д.; В этой ситуации продавцы - люди, имеющие одинаковую профессию, предлагают свой труд покупателю с разными условиями и возможностями найма. Таким образом, можно сказать, что рынок профессий - это купля-продажа конкретного вида труда, когда свой труд пред­лагают продавцы (ищущие работу), имеющие одинаковую профессию.

Как показывают исследования, сегодня уже не востребованы «узкие» спе­циалисты. Современный рынок труда всё чаще требует работников, освоивших несколько профессий и специальностей. Кроме того, работодатели отмечают хо­рошее владение не только специальными, но и ключевыми компетенциями, необ­ходимыми для эффективного взаимодействия с коллегами по работе, проявляю­щимися в способности адаптироваться к технологическим, организационным из­менениям производства, готовности к непрерывному самообразованию и т.д.



Если характеризовать все профессии и специальности с точки зрения га­рантии трудоустройства, то можно выделить следующие типы профессий, веро­ятность трудоустройства по которым достаточно велика:

«вечные» профессии и специальности, обслуживающие основные потреб­ности человека, которые никогда не исчезают (врач, земледелец, строи­тель, парикмахер и т.д.);

«сквозные» (распространённые), по которым рабочие места, должности есть практически на каждом предприятии, в любом учреждении, в любом районе (электромонтёр, слесарь, секретарь и т.д.);

«дефицитные» (на данный момент и в ближайшее будущее), спрос на ко­торые на рынке труда не удовлетворён;

«перспективные», т.е. те профессии и специальности, спрос на которые будет возрастать;

«свободные», т.е. те профессии и специальности, которые можно реали­зовать в режиме самозанятости независимо от экономической конъюнкту­ры. Кроме того, эти профессии не требуют наличия дорогостоящего обору­дования, крупных материальных затрат (портной, художник, столяр, прода­вец, дизайнер интерьера и т.д.).

Конкурентоспособность профессии и специальности повышается, если она одновременно относится к нескольким из перечисленных типов.

Спрос на специалистов различных профессий меняется в соответствии с изменениями в экономике. Поэтому в ситуации планирования профессиональной карьеры молодым людям важно знать состояние российского и регионально­го рынков труда. Так, в Самарской области к 2008 году, по оценкам специали­стов, наиболее востребованными останутся выпускники учреждений начального профессионального образования.

1.3.3.Кто является успешным на рынке труда?

Среди ваших знакомых наверняка есть люди, которых можно назвать ус­пешными. Что это за люди?


Упражнение 1.

Составьте «портрет» успешного на рьнке труда человека .

Вспомните среди ваших знакомых, друзей, близких несколько человек, ко-

торые являются успешными на рынке труда. Попробуйте выделить характеристи­ки, которые позволяют им быть такими. Включите в это описание необходимые, по вашему мнению, знания, умения, навыки, деловые и личностные качества.

Успешный на рынке труда человек обладает следующими характеристиками:

Исследователи изучали отношение работодателей к выпускникам профес­сиональных учебных заведений, то есть к тем, кто заканчивает или только что за­кончил обучение. Оказалось, что разные работодатели делят выпускников на раз­ные категории:

Нашедшие работу - не нашедшие работу;

Работающие по своей специальности - работающие не по своей специаль­ности - неработающие;

Энтузиасты - просто работающие;

Уверенные в своих силах - неуверенные;

Справляющиеся со своими обязанностями - не справляющиеся со своими обязанностями.

В итоге, «портрет» успешного выпускника, по мнению работодателей, вклю­чает такие характеристики:

Способность к пониманию,

Здоровье,

Активность,

Уверенность в себе,

Креативность (как способность к творчеству),

Хорошая социальная адаптация,

Интерес к современной технике и технологиям.

Думаем, вы заметили, что такие качества, как активность, уверенность, са­мостоятельность, творчество, присутствуют в обоих списках (составленным вами и работодателями). Это не случайно - современный рынок требует активной по­зиции, без неё невозможно достичь успеха.


Упражнение 2.

Если вам хочется узнать, насколько активна ваша позиция на рынке тру­да, предлагаем оценить ряд утверждений.

Если вы согласны с соответствующим утверждением, то поставьте знак «+» рядом с его номером.


Тест «Насколько активна ваша позиция на рынке труда?»


1. Хорошо знаю свои цели и желания.

2. Изучил себя, знаю, на что способен.

3. Умею ориентироваться в потоке информации и самостоятельно добывать необходимые сведения.

4. Верю в себя, в возможность достижения успеха в намеченных делах.

5. Считаю, что имею право на выбор в любой конкурсной ситуации - не только меня выбирают, но и я выбираю.

6. Умею общаться с другими людьми и использовать их помощь, делать их союзниками при реализации своих планов.

7. Умею извлекать пользу из ошибок, учиться на своём опыте и на опыте других людей.

8. Сталкиваясь с препятствием, ищу новые способы его обойти, ищу новые способы разрешения возникшего затруднения.

9. Ощущаю достаточно сил и энергии для реализации своих целей.

10. Выстраивая способы достижения основного варианта, обязательно про­думываю запасной.

11. Стремлюсь к получению опыта, пробую себя в разных областях.

12. Непрерывно осмысливаю и корректирую свои действия в зависимости от полученных результатов.

13. Умею учитывать мнения других людей при выработке и реализации своих планов, не теряя своих позиций.

14. Владею навыками поведения в деловых ситуациях, умею договориться о встрече с нужными людьми, представить себя, рассказать о своих возможностях.


Обработка результатов

Подсчитайте количество плюсов, которое получилось в итоге. Если их 12-14, то ваша позиция очень активна. Если 8-11, то достаточно активна. Если вы поставили менее 6 плюсов, то имеет смысл серьёзно задуматься и, возможно, об­ратиться к психологу для консультации.

В любом случае следует помнить, что активная позиция предполагает са­мостоятельное, творческое, гибкое поведение, А активность позиции и успех за­висят только от вас!

? Проверка усвоения материала

Задание 1 . Укажите стрелками соответствия между терминами и опреде­лениями.

Задание 2 . К какому типу профессий относится ваша профессия/ специ­альность? Докажите.

■ Задание 3 . Какие внешние факторы общей сферы повлияли на ваш вы­бор профессии? Прокомментируйте свой ответ.

■ Задание 4. Какие внешние факторы служебной сферы являются для вас приоритетными в построении карьеры? Объясните.

В связи с ограниченным преподаванием экономики в непрофильных школах преподаватели испытывают затруднение в подборе проверочного материала. Предлагаю ряд тестов для основной школы 7-8 класс, которые можно использовать на любом этапе урока как для проверки знаний, так и для их актуализации.

Итоговое обобщение по теме «Рынок труда. Человек на рынке труда» 8 класс. 5 вариантов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Вариант 1.

1. Дайте определение «Рынок труда - это …»

2. Большинство людей не занимается предпринимательством, не содержит магазины, не имеет домашних мастерских, но тем не менее, успешно продают товар, которым обладает каждый. Что это за товар? Какова цена этого товара?

3. Сравните отношение к наемному труду в первобытнообщинном строе и при рабовладении. Что общее? В чем особенность?

4. Укажите, верны или нет приведенные ниже высказывания, выбрав ответы «да» и «нет»:

а) спрос на труд формируют фирмы,

б) профессиональный рост связан с возможностями человека менять место работы,

в) количество фирм не оказывает влияние на спрос рабочей силы,

г) чем выше зарплата, тем меньше предложение на рынке труда.

5. Из ниже перечисленных профессий выберите те, которым больше подходит повременная заработная плата:

а) заведующая аптекой,

б) врач скорой помощи,

в) столяр,

г) вахтер,

д) сварщик,

е) маляр,

ж) гардеробщик,

з) воспитатель детского сада.

6. «Участие в успехе» - главная составляющая, лежащая в основе современных механизмов стимулирования труда наемных рабочих. Какие способы этого «участия» вы можете назвать?

7. Как регулирует законодательство РФ величину заработной платы на рынке труда?

8. Борьба между работодателями и наемными рабочими за размер заработной платы ведется давно. Какими способами борется с наиболее настойчивыми работниками работодатель? При указании способа борьбы требуется его разъяснение.

9.Дайте определение «Забастовка - это …».

10. Рабочий имеет часовую ставку 2 рубля. Он работал первую неделю 40 часов, вторую - 40 часов, третью - 48 часов при нормальной продолжительности недели 40 часов. За сверхурочную работу рабочий получит 1,5 ставки зарплаты. Сколько составит величина его заработка?

Итоговое обобщение по теме «Рынок труда. Человек на рынке труда».

Вариант 2.

1.Дайте определение: «Заработная плата - это…»

2. Допустим, человек нашел для себя работу, соответствующую возможностям и уровню зарплаты. Какими дополнительными возможностями можно стимулировать наемных рабочих в повышении производительности труда и повышении заработной платы?

3.Сравните положение на рынке труда при рабовладельческом строе с порядками феодального общества. Что общего? В чем разница?

4. Укажите, верны или нет приведенные ниже высказывания, выбрав ответы «да» или «нет»:

5. Из ниже перечисленных выберите те профессии, для которых наиболее эффективной является сдельная заработная плата:

а) токарь,

б) учитель,

в) настройщик пианино,

г) библиотекарь,

д) портной ателье,

е) директор фирмы,

ж) сборщик фруктов,

з) разносчик газет.

6. Как изменился спрос на извозчиков с появлением метро? Почему это произошло?

7. Как законодательство РФ регулирует виды заработной платы на территории страны?

8. Борьба между работодателями и наемными работниками за размеры заработной платы ведутся очень давно. К каким способам прибегают наемные рабочие при отстаивании своих прав? При ответе необходимо разъяснение сути каждого способа.

9. Дайте определение: «Штрейкбрехеры - это…».

Итоговое обобщение по теме «Рынок труда. Человек на рынке труда».

Вариант 3.

1. Дайте определение: «Промышленная революция - это…»

2. Цена труда - заработная плата. Возможна ли такая ситуация на рынке труда, при которой люди будут соглашаться работать лишь за ту плату, которую работодатели платить откажутся? Поясните ситуацию на конкретном примере.

3. Сравните положение на рынке труда в феодальном обществе с новым временем в истории. Что общего? В чем разница?

4.Какая форма оплаты труда более всего подходит для оплаты труда:

а) машиниста электропоезда,

б) дирижера оркестра,

в) токаря,

г) сборщика фруктов,

д) библиотекаря,

е) продавца?

5. Укажите, верны или нет следующие утверждения, выбрав соответственно ответы «да» и «нет»:

а) различия в ставках заработной платы могут быть вызваны попыткой, уравнять различия в оплате труда,

б) престиж профессии не оказывает сколько-нибудь значительного влияния на число ищущих работу,

в) различия в ставках зарплаты могут быть связаны с расовой дискриминацией,

г) изменение в технологии производства не оказывает влияния на спрос на труд.

6. Почему заработная плата работников одних и тех же профессий в крупных городах выше, чем в маленьких?

7. Почему предприниматели идут на заключение договоров с профсоюзами, несмотря на то, что повышать заработную плату своих рабочих им невыгодно?

8. Один из способов борьбы работодателей с попытками повысить заработную плату называется «контракт «желтой собаки». Объясните суть этого контракта.

9. Как законодательство РФ по труду регламентирует вопросы трудоустройства молодежи?

10.На графике представлены кривые предложений труда двух различных граждан. Определите, кто из них согласен на работу с менее выгодными условиями труда? Подумайте, что может быть причиной того, что люди соглашаются на менее выгодные условия работы?

Итоговое обобщение по теме «Рынок труда. Человек на рынке труда».

Вариант 4.

1. Дайте определение: «Сдельная оплата труда - это…»

2. Почему футболистам платят больше, чем фермерам и сталеварам, хотя хлеб и сталь важнее футбола?

3. Запишите свои доводы, продолжив предложения:

а) доводы сторонников высокого уровня зарплаты:…

б) доводы противников высокого уровня зарплаты:…

4.Сравните наемного рабочего со всеми категориями рабочей силы на протяжении веков: какие принципиальные отличия имеются у наемного рабочего начиная с периода нового времени? (назовите не менее 5 отличий)

5. Укажите, верны ли высказывания, соответственно используя ответы «да» или «нет»:

а) спрос на труд формирует государство,

б) количество фирм не оказывает влияния на спрос на рынке труда,

в) квалификация оказывает влияние на величину заработной платы,

г) чем выше территориальная мобильность, сем меньше предложение на рынке труда в целом.

6.Каждый человек обречен на старость и к труду он способен ограниченное число лет. В большинстве стран считают, что женщина после 60, а мужчина после 65 лет не могут выдерживать полной трудовой нагрузки. Вопрос: как они должны жить дальше? Как работает механизм защиты человека по старости лет? Как он связан с величиной заработной платы?

7. Выберите из ниже перечисленных профессии, которым подходит сдельная заработная плата:

а) мастер-наладчик станков и оборудования,

б) шофер,

в) пианист,

г) библиотекарь,

д) сборщик конвейерного цеха,

е) рабочий на стройке,

ж) мастер стройтреста,

з) ученый.

8. Дайте определение: «Локаут - это…»

9. Почему государство обязательно должно участвовать в подписании трудовых соглашений между работниками и работодателями?

10.Что такое «карьерограмма»? Какое отношение к рынку труда имеет этот документ?

Итоговое обобщение по теме «Рынок труда. Человек на рынке труда».

Вариант 5.

1. Дайте определение: «Повременная заработная плата - это…».

2. Чем можно объяснить больший уровень доходов предпринимателей по сравнению с уровнем заработной платы его наемного рабочего?

3. Перечислите и охарактеризуйте черты, свойственные наемному труду начиная с эпохи промышленной революции.

4. Виды оплаты труда учитывают разные дополнительные факторы влияния на величину заработной платы. Какие из них кажутся вам наиболее важными и почему? Ответ обоснуйте.

5.Укажите, верны или нет приведенные ниже высказывания, выбрав ответы «да» или «нет»:

а) предложение труда формируют фирмы,

б) квалификация оказывает влияние не только на величину зарплаты, но и на спрос на труд,

в) чем выше заработная плата, тем меньше спрос на труд,

г) рынок труда обеспечивает положение, при котором шахтеры получают одинаковую зарплату, независимо от того, в шахтах какого угольного бассейна они работают.

6. Из ниже перечисленных выберите те профессии, для которых наиболее эффективной является сдельная заработная плата:

а) токарь,

б) учитель,

в) настройщик пианино,

г) библиотекарь,

д) портной ателье,

е) директор фирмы,

ж) сборщик фруктов,

з) разносчик газет.

7. Могут ли профсоюзы влиять на размер заработной платы на предприятиях, где профсоюзные организации не созданы? Ответ обоснуйте.

8. Как вам кажется, какой экономический эффект дает «итальянская забастовка»?

9. Дайте определение «Интеллектуальный капитал - это…».

10. Рабочий обрабатывает детали двух видов. Обработка одной детали первого вида стоит 50 коп., а одной детали второго вида - 20 коп. За день рабочий обрабатывает 20 деталей первого вида и 100 деталей второго вида. После месяца работы (22 рабочих дня) рабочим получена премия в размере 10%. Найдите общий заработок рабочего.





Особенности рынка труда поэтому: спрос предъявляется не на трудовые услуги вообще, а на услуги определенного типа и сложности (не на услуги шофера, а на услуги водителя автобуса с определенным уровнем квалификации и опытом). наряду с общенациональным, существуют местные рынки труда (рынок труда Карелии), где спрос на одни и те же услуги может различаться. предложение трудовых услуг может меняться, т.к. люди могут достаточно быстро менять профессию, менять квалификацию.




От чего зависит предложение на рынке труда Предложение на рынке труда – это, по существу, число людей, готовых взяться за выполнение той или иной работы. Важнейшими факторами формирования предложения на рынках труда являются: заработная плата, Временные затраты, Тягость труда, Сложность работы




От чего зависит спрос на рынке труда? Рынок труда специфичен - он является рынком спроса производного. Дело в том, что способность трудиться как таковая никому не нужна. Её нельзя потребить напрямую. Труд приобретает ценность только тогда, когда он превращается в различные товары и услуги. Поэтому число работников, которые могут получить работу, прямо определяется положением дел на товарных рынках. Если возрастет спрос на товар, то возрастает потребность и в его изготовителях.


Решите задачу В мастерской работает 2 столяра. Каждый из них изготавливает в месяц 80 табуреток. На рынке каждая табуретка стоит 400 рублей. Производственные затраты (доски электричество, клей и т.д.) составляют 24,7 тыс. руб. За аренду помещения хозяин ежемесячно платит руб. На свои личные расходы хозяин забирает руб. Какова зарплата каждого столяра?




Причины устойчивого различия в уровнях заработной платы сложность труда – чем сложнее труд, тем дольше ему надо обучаться. Чтобы люди на это согласились, им надо платить больше. В большинстве развитых стран люди с высшим образованием получают больше. Кроме того, образованный человек может выполнять ценные виды работ. Он обладает человеческим капиталом – т.е знаниями и навыками, накопленные человеком в результате обучения. тягость труда – некоторые рабочие получают больше, чем инженеры. Это происходит потому, что зарплата должна компенсировать повышенную тягость работы (на химическом производстве), вред здоровью, работу в ночь и т.д. ограниченность талантов – во всем мире очень высоки заработки выдающихся людей (спортсменов, артистов, музыкантов, писателей, ученых, певцов и т.д.). Каждый из этих людей выступает на рынке труда как «уникальный товар» т.к. обладает редким талантом. Приобрести этот талант желают очень многие, потому что его предложение очень ограничено. Отсюда и высокие заработки. степень риска – чем выше риск, тем больше зарплату запросят за труд люди (шахтеры, летчики-испытатели, космонавты, биржевые брокеры). Одни рискуют своим здоровьем, другие огромными суммами денег.

Тема: Человек на рынке труда. Проблемы занятости на Южном Урале. (2 часа)

Цель: Обучающая : Дать понятие рынка труда, разъяснить его признаки, показать важность знаний, умений и профессионализма в своем деле для современного человека. Вспомнить о таком явлении, как безработица , выяснить его влияние на поведение и жизнь людей. Рассмотреть проблему занятости населения на Южном Урале.

Развивающая : Развитие логического мышления и речи учащихся через решение задач и выполнение проблемных заданий.

Литература : Салыгин Е. Н., Г. Обществознание: человек в обществе. Эксп. учеб. для учащихся 10 кл. общеобразоват. учр. – М.: Вента-Графор, 2001. § 23.

И. Обществознание: учебник для 10 класса . – М.: ТИД «Русское слово – РС», 2001. – § 11.

В. Обществознание: Учеб. пособие для школьников ст. кл. и поступающих в вузы/ А. В. Клименко, . – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Дрофа, 2003. с. 190-196.

Краченко по обществознанию. 10-11 класс. – М.: «Русское слово – РС», 2000. с. 77, 91.

Кравченко по обществознанию: 10-11 класс. – М.: ТИД «Русское слово – РС», 2001.

«Преподавание истории и обществознания в школе» № 3, 2004г, с. 51.

Оборудование : карточки с задачами, тестовые задания, листы с таблицами.

Ход урока :

1) Понятие рынка труда, его признаки.

2) Требования к современному работнику.

3) Занятость и безработица.

4) Проблема занятости в РФ и на Южном Урале.

I. В Современных высокоразвитых странах существует разнообразие рынков. Давайте вспомним, какие рынки вы знаете.


(Ответы учащихся:

Фондовый рынок

Рынок труда

Мировой рынок

Рынок товаров и услуг

Рынок информации

Сегодня на уроке речь пойдет о рынке труда и человеке на рынке труда.

(Сообщение учителем темы и цели урока)

Рынок труда является составной частью рыночной экономики.

Что такое рынок труда? Что же здесь продается и покупается? (Метод «мозгового штурма»).

Рынок труда – это рынок, на котором объектом свободной купли-продажи выступает рабочая сила.

Значит, в условиях рыночной экономики рабочая сила является товаром.

Что такое рабочая сила? (Метод «мозгового штурма»).

Рабочая сила – физические и умственные возможности, а также навыки, позволяющие человеку выполнять определенный вид работ.

За продажу своей рабочей силы работник получает заработную плату .

Заработная плата – величина денежного вознаграждения , которое выплачивает работодатель работнику за выполнение определенного объема работ или исполнения своих служебных обязанностей.

Значит, ценой рабочей силы является заработная плата.

Отчего зависит цена товара на рынке? (Ответ: цена товара зависит от спроса и предложения).

Таким образом, на рынке труда, как и на иных рынках, имеются спрос, предложение и цена, т. е., рынок труда имеет те же признаки, что и рынок товаров. (Записать в тетради 3 признака рынка труда).

1) Что будет если спрос на товар (рабочую силу) ниже предложения?

2) Какой будет зарплата, если спрос на товар (рабочую силу) высокий?

Поскольку на предъявляемое работодателем количество рабочих мест претендует значительно большее число стремящихся их заполнить, то между ищущими работу возникает конкуренция.

У кого больше шансов найти работу? Кто более конкурентоспособен? (ответы учащихся).

II. Каким должен быть современный работник?

Требования к современному работнику (ответы учащихся):

Образование

Профессионализм

Квалификация

Дисциплина труда

Инициативность

Исполнительность.

Профессионализм – мастерство, умелость, грамотность выполнения трудовых функций определенных профессии.

В условиях НТП большое внимание уделяется квалификации работника.

Квалификация – уровень подготовленности, степень готовности к какому-либо виду труда.

Квалификация бывает

Квалифицированному работнику легче найти хорошую работу. Каждый хочет отдать детей к хорошему учителю, пойти к хорошему врачу, к хорошему парикмахеру.

У каждого работника есть присвоенная ему официальными органами квалификация и выдан сертификат (например, слесарь 6го разряда, капитан 2го ранга, кандидат педагогических наук и т. д.).

Итак, труд делится на квалифицированный и малоквалифицированный.

Задания классу:

(Записи на доске:

Малоквалифицированный ручной труд

Малоквалифицированный умственный труд

Высококвалифицированный ручной труд

Физически тяжелый труд

Высококвалифицированный умственный труд)

1) К каким из перечисленных на доске видов труда относятся следующие профессии: сантехник, секретарша, машинист электропоезда, дворник, сталевар, пожарник, моряк, офицер, священник, грузчик, шахтер, продавец, водитель, депутат, токарь, кассир, дизайнер, водопроводчик , адвокат, врач.


2) Распределить профессии в 5 столбцов и записать в тетрадь.

Класс заранее делится на 3 группы, каждая из которых получает карточку с проблемным заданием.

1 группа. А. И. Кравченко «Задачник по обществознанию 10-11 класс» С.91 № 000.

2 группа. «Задачник по обществознанию 10-11 класс» с.69, п. 76.

3 группа. «Преподавание истории и обществознания в школе» №3, 2004.

III. Совокупность всех работников на рынке труда называют трудовыми ресурсами. К трудовым ресурсам относятся трудоспособное население. В РФ – это мужчины в возрасте 15-60 лет и женщины в возрасте 15-55 лет.

Существует и международный рынок рабочей силы.

«Задачник по обществознанию. 10-11 класс» № 000, с. 98 (устный ответ на вопрос)

Как уже отмечалось, на рынке труда, как и на любом другом рынке, существует конкуренция. Т. е., кому работодатели предоставили возможность трудиться, называют занятым. Т. е., кто не смог найти работу – безработными.

Что такое безработица?

Безработица – такое положение в экономике, при котором часть способных и желающих трудиться по найму людей не могут найти работу, соответствующую их способностям.

Безработица бывает нескольких видов:

1) структурная

2) фрикционная

3) застойная

4) скрытая

(краткое объяснение учителем видов безработицы)

Задание по группам:

1 группа. Назовите причины безработицы.

(завышение требования относительно зарплаты; низкий спрос; негибкость, характерная для рынка труда)

2 группа. Каковы последствия безработицы.

(отрицательные: снижение условия жизни, ухудшение самочувствия безработного. Положительные: небольшой (естественный) уровень безработицы полезен. Это помогает поддерживать необходимую конкуренцию на рынке труда.

Но, если безработица в стране превысит естественный уровень, то она может стать причиной серьезных социальных конфликтов)

3 группа. Как решить проблему безработицы?

(созданы службы занятости по месту жительства, информационные службы, географическая мобильность)

В РФ существует система органов занятости, которая возглавлена Федеральной государственной службой занятости населения РФ. Государство гарантирует безработному выплату пособий по безработице.

IV. Проблема безработицы существует в РФ и на южном Урале.

Работа с источником.

Учащимся раздаются листы с таблицей №1 Динамика показателей занятости и безработицы в РФ и таблицей №2 Прогноз показателей занятости и безработицы в РФ (данные на 2000 и 2001 г.).

Выводы по составлению занятости и безработицы в РФ.

Сообщение учащегося по состоянию безработицы в Челябинской области .

V. Рефлексия.

Учащимся раздаются листы с тестовыми заданиями (двухвариантные тесты).

Даны суждения, если вы согласны с ними, то ставьте знак «+», если нет, то знак «-».

(Кравченко по обществознанию: 10-11 класс. – М.: ТИД «Русское слово – РС», 2001.)

Сегодня на уроке мы говорили о рынке труда и человеке на рынке труда. Рынок труда, как и иные рынки, имеет те же признаки: спрос, предложение и цена.

Оценки за урок.

Домашнее задание .

Учеб. , Салыгина. 10 класс, § 23.

Кравченко 10 класс. §11.

Найти в местных газетах раздел «Вакансии», выяснить работники каких профессий наиболее востребованы в г. Челябинске.

Цена человека - его зарплата.

Английская пословица

Окончив институт, все вы окажетесь в роли продавцов. Правда, товар, который вы будете предлагать к продаже, будет особого рода - это ваша способность трудиться. Именно ее вы будете продавать всю жизнь, стараясь получить как можно большую цену.

Для того чтобы не прогадать в таком торге, вам стоит теперь познакомиться с одним из главнейших рынков ресурсов (факторов) производства - рынком труда.

Экономическая природа рынка труда

В гл. 1 мы выяснили, что на рынке труда продают и покупают трудовые услуги, связанные с использованием умственных и физических способностей людей, а также их навыков и опыта для производства экономических благ. Роль рынка труда в экономике каждой страны чрезвычайно велика в силу того, что подавляющее большинство людей в любой стране получают доходы именно благодаря ему, продавая свой труд.

Рынок труда - совокупность экономических и юридических процедур, позволяющих людям обменять свои трудовые услуги на заработную плату и другие выгоды, которые фирмы согласны им предоставить в обмен на эти услуги.

Таким образом, рынок труда соединяет людей, желающих продать свои трудовые услуги, и организации, которые хотят эти услуги купить для осуществления своей деятельности. Последние обычно обозначаются терминами «работодатели» или «наниматели».

Круг продавцов на рынке труда чрезвычайно широк. В него входят и шахтер, нанимающийся для добычи угля под землей, и рок- певец, подписывающий договор на проведение концертов в лучших залах страны, и ученый, получающий деньги для проведения нужных заказчику исследований, и министр, которому государство платит жалованье за руководство определенной сферой деятельности.

Все они предлагают на рынке труда свои трудовые услуги в надежде получить место работы, где за использование этих услуг им будут платить. Но успешность продаж у всех различна: кто-то находит место без проблем, а кто-то месяцами мается без работы, кто- то получает за свой труд доходы, позволяющие жить в роскоши, а кому-то едва хватает заработков, чтобы прокормить семью. В причинах таких различий мы и будем разбираться, анализируя работу рынка труда.

Прежде всего отметим, что продаваемый здесь товар - трудовые услуги - крайне разнообразен (трудовые услуги официанта и трудовые услуги банкира весьма различны между собой), и не существует отдельно от людей, которые оказывают эти услуги.

Это придает функционированию рынка труда несколько существенных особенностей:

  • спрос здесь предъявляется не на трудовые услуги вообще, а на услуги определенного типа и сложности (например, не на услуги шоферов вообще, а на услуги водителей автобусов с определенным уровнем квалификации и опыта);
  • наряду с общенациональным существуют местные рынки труда (например, рынок труда Ивановской области или рынок труда Краснодарского края), на которых соотношения спроса на трудовые услуги одного и того же типа и их предложения могут существенно различаться;
  • предложение трудовых услуг может варьироваться в силу того, что люди способны менять профессию, овладевая иной квалификацией.

Развитие событий на рынке труда тесно связано с тем, как ведет себя рабочая сила, выступающая на нем продавцом. Под рабочей силой в данном случае мы понимаем всех людей трудоспособного возраста, которые могут и желают продать свои трудовые услуги.

Например, рынок труда балансируется тем легче, а хозяйство любой страны развивается, как правило, тем лучше, чем больше мобильность рабочей силы, имеющейся в этой стране. Мобильность рабочей силы бывает двух видов:

  • 1) профессиональная;
  • 2) территориальная.

Под профессиональной мобильностью рабочей силы понимается способность человека овладевать разными профессиями и переучиваться в течение жизни. Естественно, человек делает такой шаг только в том случае, если его принуждают обстоятельства или ему это выгодно.

И в промышленно развитых странах не редкость, когда меняют профессии даже люди с высшим образованием. Они снова садятся на студенческие скамьи и приобретают новые профессии, которые сулят более выгодные условия труда. Аналогичная ситуация сложилась и в России. Например, в 1992-1993 гг. у нас вдруг возник бум бухгалтерских курсов. Туда пошли переучиваться массы работников научно-исследовательских институтов, конструкторских бюро и различных государственных контор. Они надеялись найти работу в коммерческих организациях и получить более высокий заработок, чем на прежнем месте работы (и многим это удалось).

Под территориальной мобильностью рабочей силы мы понимаем способность и готовность людей менять место жительства ради получения работы.

Например, американские рабочие и служащие за свою жизнь меняют место работы 10 и более раз, из-за чего средний срок работы на одном месте сократился в США до 3,6 года.

И дело тут не в каком-то особенном, «непоседливом» характере американцев. В любой стране мира большинство наемных работников постоянно «оглядываются по сторонам» в поисках места, где за такую же работу платят получше. И если находят соответствующее место, то немедленно делают попытку перейти работать туда.

Такое рациональное поведение присуще людям всех стран - даже японцам, воспитанным на традиции пожизненного найма, при котором рост зарплаты находится в прямой зависимости от стажа работы. Но вот однажды в Японии возникла нехватка рабочих рук и появилась возможность получить более высокую зарплату в других фирмах. И жители Страны восходящего солнца повели себя точно так же, как американцы. В 1989 г. со старой работы ушли почти 3 млн японцев, а опросы показывали, что готовы были к переходу 41 % мужчин в возрасте от 20 до 29 лет.

Познакомившись с тем, что продается на рынке труда, и с особенностями поведения продавцов, перейдем к тому, как работает рынок труда и как на нем формируется рыночная цена трудовых услуг - ставка заработной платы.

Ставка заработной платы - денежная сумма, выплачиваемая работнику за трудовые услуги, оказанные им в течение определенного времени (часа, смены или месяца) или необходимые для выполнения определенного объема работы (например, изготовление одной детали).